Москва удивляет каждый раз. Когда узнала, что в Симоновом монастыре еще толком не проводилась реставрация, можно увидеть и потрогать его родные стены, желание побывать стало обязательным.
Москва удивляет каждый раз. Когда узнала, что в Симоновом монастыре еще толком не проводилась реставрация, можно увидеть и потрогать его родные стены, желание побывать стало обязательным.
Это был один из самых значимых и богатых монастырей в Российском государстве, и при этом наиболее пострадавший в Москве. Осколки истории одного из старейших и красивейших мест столицы дошли до наших дней. Чудом сохранившиеся монастырские постройки соседствуют с современными зданиями, которые заняли бывшую монастырскую территорию. Судьба этого района очень трагична, как и многое в нашей истории.
Мой путь начинается от метро «Автозаводская». Довольно современные постройки, бывшие помещения и цеха завода Динамо встречаются по пути, однако есть и довольно преклонные строения. Оказывается, как современные, так и старые здания принадлежат бывшему заводу «Динамо» , ведь его история началась задолго до Советской власти.
В 1897 году, на базе акционерного общества зарегистрированного в Бельгии создано «Центральное электрическое общество в Москве». Таким образом, по лицензии западных фирм была организована сборка разного электрооборудования для подъемных машин. Революционные события 1905 года внесли изменения и в жизнь завода. В 1913 году завод переименовывают в «Русское электрическое сообщество «Динамо», а через некоторое время — национализируют. С приходом Советской власти завод разрастается, совместные контракты с американскими и итальянскими фирмами дают новый толчок, завод начинает выпускать электровозы.
В настоящее время такого завода уже нет, сохранились лишь некоторые отдельные производства в частной собственности, многие заводские корпуса сданы под офисы и торговые центры.
Заводские корпуса превратились в современный бизнес -центр с цехами столетней давности по соседству.
И где же мне среди этих зданий, да еще с боди позитивной похищенной Европой, найти старинную церковь, с которой и зародился Симонов монастырь?
Каменный храм с Восточной улицы незаметен: со всех сторон его окружают заводские корпуса. Кажется чудом, что он вообще уцелел. Все началось с деревянной церкви, которая была построена на этом месте в 1370 году, вокруг которой и начал основываться Симонов монастырь. Обитель была построена Федором Симоновским, учеником или племянником Сергия Радонежского. По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский. Святой Сергий считал Симонов монастырь частью своей Троицкой обители, поэтому когда бывал в Москве, останавливался только в нем.
Почему монастырь имеет название «Симонов», существует несколько версий, наиболее озвучиваемая та, что земли под монастырь были пожертвованы иноком Симоном, в миру боярином Стефаном Васильевичем Ховриным.
Через некоторое время монахи решили передвинуть свой монастырь севернее, подальше от большой дороги, для большего уединения, туда где и сейчас находятся остатки Симонова монастыря. А церковь Рождества Богородицы, получившая с тех пор название «в Старом Симонове», стала приходской.
По преданию, в 1380 году в Старом Симонове, в церковном некрополе, были захоронены Александр Пересвет и Андрей Ослябя — два монаха Троице-Сергиева монастыря, герои Куликовской битвы. Пересвет с Ослябей были известны в русском воинстве как ученики преподобного Сергия. Поэтому естественно, что после битвы их тела специально искали, а обнаружив, с почетом поместили в вырубленные из дубовых колод гробы и залили свежим медом. А когда в 1509 году начинается строительство каменного собора Рождества Богородицы в Старом Симонове, их тела решено перезахоронить в храме. Через некоторое время установлена белокаменная плита, а в 1870 году в 500-летний юбилей основания Симонова монастыря и храма рождества Богородицы, известный собиратель древностей и меценат Цуриков заказал над могилами Пересвета и Осляби чугунную сень каслинского литья.
Еще несколько перестроек пережила церковь, пока в 1928 не была закрыта. Ее здание передали разраставшемуся заводу «Динамо», и уже окружавшему храм своими цехами.
Колокольня была полностью разрушена, чугунное надгробие Пересвета и Осляби отправлено на металлолом. В храме была устроена компрессорная станция, в стенах пробиты новые оконные и дверные проемы. В результате здание церкви пришло в катастрофическое состояние. Некрополь около церкви расчищен под цеха.
Лишь в 1987 году при содействии историков завод покинул церковь, спасли от разрушения Пересвет и Ослябля, не посмели снести храм с захоронениями героев Куликовской битвы.
Решено было создать экспозицию посвященную Куликовской битве, а через пару лет храм передали РПЦ, началась реставрация.
Церковь так и осталась в кольце заводских цехов, узкий проход к церкви с фрагментами надгробий с уничтоженного некрополя Симонова монастыря.
О месте основания монастыря имеем представление, а теперь пойдем к самому Симонову монастырю, вернее к тому, что от него осталось.
Тропинка ведет прямо к единственной сохранившейся монастырской стене. Могучая башня Дуло встречает первой. Ее построил Федор Конь, а такое название получила потому, что с нее была пущена стрела, которая убила татарского предводителя по прозвищу Дуло.
Посередине Кузнечная башня-самая малая, достраивалась 40 лет.
На Соляной башне, со стороны монастыря, сохранились приспособления на стене, которые помогали при защите, видимо забираться было сподручнее.
Напомню, новое строительство монастыря началось в 1379 году. В этом же году был заложен Собор Успения Пресвятой Богородицы (ныне утраченный). Благодаря старым фото и рисункам можно представить всю его мощь и красоту.
Постепенно монастырь начинает разрастаться. Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату. Трапезная Симонова монастыря сооружается на средства царя Федора Алексеевича, который имел в монастыре собственную келью. Она стала одним из самых значительных сооружений XVII века. Церковь Сошествия Святого духа при Трапезной была построена на средства Марии Алексеевны, сестры Петра I. Много даров получил монастырь от царской семьи.
Открытый сегодня Тихвинский храм — это и есть та самая Трапезная.
До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение — ступенчатый щипец.
К сожалению красивейшая шахматная облицовка утрачена, но все равно Тихвинский храм и сегодня выглядит достойно и гордо.
В разные годы над постройками монастырского комплекса трудились видные архитекторы своего времени — Фёдор Конь, Осип Старцев, Константин Тон.
Самым древним зданием Москвы является «старая» трапезная монастыря. Не верится, я была там, ходила, делала фото.
Каков запас прочности у этого строения, в советские времена здесь был овощной склад, а верхние этажи использовались как жилые помещения.
Так называемое «Сушило» вызывает сомнение у историков, уж очень оно шикарно для сушки зерновых, предполагают, что это был княжеский дворец. По клеймам на кирпичах было установлено, что первоначально это было двухэтажное здание, да и в 1812 году сильно пострадало.
Симонов монастырь всегда получал поддержку от власти, начиная с Дмитрия Донского. Он был одним из богатейших на Руси. До 1764 года монастырь владел 12 000 крестьян, а также к нему были приписаны несколько маленьких монастырей и пустыней.
Во все времена монастырь был щитов Москвы от врагов. Подвергался татарским набегам, вставал на защиту Москвы от войск Ивана Болотникова, был разорен польско-литовскими захватчиками, тяжело пережил Смутные времена. А потом и 1812 год, французы устроили в храмах конюшни для лошадей, в монашеских кельях поселились солдаты, да и разграблен был монастырь в очередной раз.
Не обошла стороной монастырь и эпидемия чумы, в 1771 году приказом Екатерины Великой монастырь был упразднен и превращен в изолятор для больных. Всех умерших хоронили за стенами монастыря. Лишь в 1795 году известный собиратель древностей и граф Алексей Мусин-Пушкин обращается с прошением к Екатерине II вновь открыть монастырь. Чумной изолятор снова превратился в обитель.
Но настоящая беда пришла в монастырь от своих. В ночь на 21 января 1930 года, в годовщину смерти Ленина, большевики принесли жертву своему идолу в виде разрушения монастыря. Но не хватило заряда, чтобы полностью уничтожить обитель, в результате сохранилась лишь третья часть от архитектурного шедевра. Не были услышаны просьбы историков о сохранении старинных фресок XIV века.
Кроме этого, был пущен по бульдозер и монастырский некрополь, где были захоронены известнейшие люди, среди них писатель С. Т. Аксаков и его сын, композитор А.Алябьев, дядя А. С. Пушкина — Н. Л. Пушкин, и многие другие представители старинных дворянских фамилий. Некоторых удалось кремировать и перезахоронить на Новодевичьем кладбище.
На месте бывшей монастырской территории и некрополя было решено возвести храм культуры. Известно, что не все соглашались браться за работу в этом месте, в результате за проект ДК ЗИЛа взялись архитекторы-конструктивисты, братья Л.А и В. А. Веснины.
В девяностые годы монастырь стал оживать, все это благодаря протоирею Андрею Горячеву. Он начал восстанавливать разрушенный храм и утраченный некрополь. В настоящее время обитель под присмотром общины прихожан с ограниченными возможностями. Они занимаются огородничеством, ухаживают за территорией, как в былые времена.
Так и живут сейчас с по соседству Культурный центр ЗИЛ — «важнейший памятник архитектуры конструктивизма, спроектированный братьями Весниными, объект культурного наследия» 1937 г. и осколки Симонова монастыря 1370 г.,который теперь тоже охраняется государством.