Самый древний город мира?
«Аргишти, сын Менуа, изготовил, когда город Эребуни был построен» -клинописная надпись по кругу на бронзовой подставке статуэтки, найденной при раскопке урартской крепости Тейшебаини
В конце 1940-х годов на холме Кармир — Блур, что находится на окраине современного Еревана, группа археологов под руководством Бориса Пиотровского проводила раскопки крепости Тейшебаини.
Найденные артефакты, их исследование и историческая интерпретация открыли миру древнее государство Урарту.
Несколькими годами позднее на холме Арин-Берд, что расположен на противоположной от Кармир-Блуру окраине Еревана, были обнаружены руины крепости Эребуни, название которой было определено по обнаруженным там надписям.
Дальнейшие раскопки, проводимые на обоих холмах, преподносили многочисленные доказательства существования крепости Эребуни, вроде той надписи, что я вынес в эпиграф данного абзаца. А найденная в 1958 году на холме Арин-Берд надпись на камне, заложенном в древнюю стену, и вовсе была сенсационной. Она позволила определить дату начала строительства крепости и, соответственно, её возраст. Так вот, надпись гласила, что крепость была заложена в 782 году до н. э., а это значит, что Ереван, стоящий ныне на месте древней крепости Эребуни, старше Рима на 30 лет, и является одним из самых старых городов мира.
Но тут сразу скажу, что никаких следов древности, помимо раскопов, в современном облике Еревана обнаружить не удастся, чему, конечно, имеются логичные объяснения.
К тому же есть околонаучные теории, из разряда конспирологических, что найденные советскими учёными доказательства древности Еревана явная фальсификация. Я приведу чуть позже доводы сторонников этой теории, очевидно, рождённой по заказу соседнего государства. Но не потому, что тоже придерживаюсь того же мнения. Нет, во всех спорных моментах между Арменией и Азербайджаном, я был и буду обязательно нейтрален. Просто данная версия затрагивает политические взаимоотношения между СССР и Турцией по поводу Армении, имевшие место после Второй Мировой войны, а вот это мне реально интересно.
Но сначала предлагаю прогулку по центру современного Еревана, города в котором я бывал несколько раз, и вот, наконец-то, решился немного систематизировать свои впечатления.
Центральная площадь города
«История армянского народа — сплошной эксперимент. Эксперимент на выживание»-Фритьоф Нансен
Площадь Республики — центральная площадь армянской столицы, с которой логично начать знакомство с городом.
Но если, и не начать, то обязательно там оказаться, тем более что это не так уж и сложно: к площади ведут сразу пять улиц.
Облик площади Республики, как, собственно говоря, и всего города, сформировался в советские годы, потому как к моменту образования СССР Ереван был маленьким 30-тысячным провинциальным городком, в котором, к примеру, армян проживало менее половины, меньше, чем в Тифлисе или Баку.
Удивительно, но это так, что, впрочем, вполне объяснимо. Ведь если в составе огромной Российской Империи Ереван хоть и олицетворял собой классическую глухомань, но всё-таки был губернским центром, то несколько столетий до этого город попеременно был частью соседних мусульманских государств, вообще не имея ни перспективы, ни потенциала развития.
Голубая мечеть в Ереване, одно из немногих напоминаний о мусульманском прошлом этого города
Сейчас, рассматривая монументальные здания, стоящие по периметру центральной площади, и не подумаешь, что лет сто назад на этом месте был пустырь, на котором устраивались стихийные рынки.
К обустройству площади приступили в 1924 году, строили долго, основательно, окончательно завершив формирование архитектурного ансамбля только через полвека.
Строительство нового города и главной площади в его центре происходило по генеральному плану Александра Таманяна, этнического армянина, но приехавшего в Армению в 1919 году из Петрограда.
Отправной точкой генерального плана нового города как раз и стала центральная площадь, изначально носившая имя площадь Ленина.
Имеющая форму овала, данная площадь лежала в центре овала самого города, одной своей стороной, прижатого к Араратской долине, а другой, как-бы раскрывающегося в сторону величественного Арарата.
Только с третьего раза мне удалось увидеть Арарат. Прежние приезды священная для все армян гора была скрыта в дымке
Использовать в качестве ориентира и одновременно символа гору, священную для всех армян, веками живших вокруг неё, и был главный замысел архитектора Таманяна.
Ныне находящийся на территории другого государства, тем не менее, Арарат был призван стать неким центром притяжения для армян вынужденных, как следствие геноцида, проживать где угодно, только не в самой Армении. Неожиданно, не правда ли?
Градостроительный план города как инструмент национальной идеи возвращения народа на исторические земли.
Для полного раскрытия генерального плана строительства города обязательно требуются доминанты.
В случае Еревана таковых было три: здание Дома Правительства на Центральной площади, здание Национального академического театра оперы и балета на соседней площади Свободы, соединённых между собой диагональю, и гора Арарат, на которую и был обращён весь город.
Всего на площади Республики расположено пять зданий. Помимо упомянутого Дома Правительства, здание Национального исторического музея и Национальной картинной галереи, здание центрального почтамта Армении, отель Marriot (бывшая гостиница Армения) и здание, где до недавнего времени находилось Министерство иностранных дел Армении.
Про каждое из этих зданий можно написать отдельный рассказ, но я, понятное дело, делать этого не буду. Как минимум, потому, что я был внутри только одного из них, как ни странно, почтамта, куда я забрёл в поисках бесплатного интернета.
Другие монументальные строения изнутри увидеть не удалось: в Дом Правительства не пустили бы, на отель Marriot не хватило бы денег, а на огромный музей, к сожалению, времени.
Но самое главное, другое. Гуляя по улицам и площадям города, мне хотелось бы раскрыть тему, которую меня интересует: взаимосвязь облика Еревана и национальной армянской идеи собирания армянских земель и возвращение армян с чужбины на историческую родину.
Сразу скажу, что идея эта вряд ли когда-нибудь будет осуществима, хотя в отдельные периоды её достижение было абсолютно реально. Но мешали обстоятельства и личности.
Именно поэтому, кстати, площадь Ленина, как только это стало возможным, молниеносно переименовали в площадь Республики, а монумент Ленина убрали с площади ещё в 1991 году, правда, никем или ничем так и не заменив.
Музыка площади Свободы
«Армяне — один из старейших народов христианской цивилизации и самых мирных, предприимчивых и рассудительных народов в мире…» Фредерик Шопен
Кратчайший путь от площади Республики к площади Свободы лежит через фешенебельную диагональ Северного проспекта.
Задуманный великим архитектором Таманяном, Северный проспект «прорублен» совсем недавно, в нулевые годы.
Вообще, это классическая история, когда милые переулки и дворики, свидетельства ушедшей эпохи, сносят ради пафосных и дорогущих новых городских районов.
Наверное, такие проспекты нужны столичному городу, когда дорого и богато, а чрезмерное потребление выставляется напоказ. Но я подобные места оставляю без особого внимания, прохожу транзитом, ни разу даже не разинув рот. Ну не моё это, мне бы поскорее найти те переулки и дворики, если, конечно, они остались.
Что касается ереванского Северного проспекта, то шикарен он, это если особо не приглядываться. Ибо, как объяснить частичную замену великолепного туфа, которым отделаны не только те монументальные здания центральной площади, но и обычные ереванские хрущёвки, какими-то современными отделочными материалами, что-то вроде сайдинга или пластика.
Строения, возведённые на проспекте, безусловно, относятся к категории элитных, и стоят, думаю, много денег, но духа города в них нет, исчез он вместе со старым городом, полностью и безвозвратно.
А вот площадь Свободы хороша, дух города там сохранился, а может быть сия площадь и есть его материальное воплощение.
Вернее, площадь Свободы можно было бы считать душой Еревана, если бы её нынешний облик в точности соответствовал замыслам архитектора Туманяна.
Каток зимой, он же «Лебединое озеро» летом, детские игровые зоны, многочисленные кафешки и прочее, находящиеся в непосредственной близости от этой площади, выглядят, как мне кажется несколько неуместно.
Да, я понимаю комфортная городская среда, удобство горожан и гостей города, про это надо думать. Но почему именно в этом месте, рядом со зданием театра?
Что касается самого здания Национального академического театра оперы и балета, той самой второй доминанты, то оно вписывается в задуманный Туманяном облик Еревана абсолютно идеально, ибо им самим и спроектировано в 1932 году.
От проекта до сдачи в эксплуатацию прошло более 20 лет. Ныне здание Оперы неотъемлемая часть современного Еревана, одно из главных его достопримечательностей.
Внутри Оперы мне, конечно, побывать не удалось. Для чужака, появляющегося в городе набегами это было бы слишком большая удача.
Но вокруг него, на площади Свободы и соседней площади Франции я бродил многократно.
Памятник Комитасу, армянскому композитору и музыкальному этнографу
Правда, всегда в холодное время года.
Среди скульптур, установленных неподалеку от Оперы ярким пятном, в хорошем смысле этого слова, выделяется памятник композитору Арно Бабаджаняну.
Ну, очень неординарная скульптурная композиция, мимо такой не пройдёшь, взгляд захватит обязательно, а увидев, точно не забудешь.
Сказать, что данная скульптура понравилась, это ничего не сказать. Я просто восторгаюсь работой скульптора Давида Беджаняна и архитектора Левона Игитяна. Мне кажется, что задумано и исполнено невероятно талантливо.
Я даже потом специально искал телевизионные кадры советских времён, на которых Арно Бабаджанян музицировал на рояле в концертном зале.
Именно такой момент и запечатлён в бронзе и граните: маэстро с приподнятой головой, в музыкальном экстазе, одна рука взлетает над ним, вторая исполняет ноты на длинном рояле, что стоит на одной ножке.
С удивлением узнал, что эта скульптурная композиция вызывала нешуточные споры. После того как памятник был установлен в 2002 году, отдельные почитатели таланта потребовали убрать скульптуру, посчитав её карикатурной и оскорбительной. И к их возмущениям прислушались, поспешно убрали, но 2003 году вернули на место вновь.
Не знаю, элементы гротеска в данной композиции, конечно, есть, но образ маэстро в момент творческой экспрессии, мне кажется, передан точно.
О национальной армянской идее, которая исполнится вряд ли
«Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX — начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, гнусное равнодушие христиан культурной Европы, с которым они относились к истреблению их братьев во Христе… ужасы турецкого нашествия последних лет — трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом» Максим Горький (Пешков)
После площади Свободы будет весьма логичным пойти смотреть Каскад, потому что это рядом и потому что смотреть Каскад желают абсолютно все.
Я там, понятное дело, бывал многократно, а на этот раз забрался до самой вершины Каскада, там, где стела с огромным балконом смотровой площадки.
Данный элемент вроде как, в своё время, был возведён первым, но сейчас стоит особняком, классический вечный долгострой
Удивительно, но и Каскад был спланирован талантливым Александром Таманяном ещё в 20-х годах 20-го века, но к его возведению приступили лишь в начале в 80-х. Тогда на склоне Канакерского холма за 6 лет успели построить 5 ярусов высотой около 80 метров.
Планировали продолжать, но, увы, на многострадальную армянскую землю пришли новые несчастья: страшное землетрясение, война, распад СССР, разруха и нищета.
В итоге окончить строительство Каскада не удалось до сих пор. Пока это такая же несбыточная мечта, как собирание утраченных армянских земель и армянского народа, разбросанного по всему миру.
Выше я говорил, что есть мнение, что найденные в 50-х годах советскими учёными артефакты, доказывающие столь солидный возраст Еревана откровенная фальсификация. Что, мол, уникальные находки и сделанные на их основе научные выводы, не что иное как работа по заказу в целях трактовки истории в нужном направлении.
Давайте, прогуливаясь вверх-вниз по Каскаду, я позволю себе напомнить, что именно происходило вокруг Армении сразу после Второй мировой войны.
Тогда СССР выдвинул территориальные претензии к Турции на Карс (входивший до Первой Мировой войны в состав Российской Империи) и ряд других территорий так называемой Западной Армении. Большую часть этих территорий предполагалось передать Армянской ССР.
Но это ещё не всё. В тот же исторический период разрабатывалась грандиозная программа возращения армянских диаспор, разбросанных по всему миру, на их исторические земли, покинутые в силу трагических обстоятельств в недавнем прошлом.
Нетрудно провести исторические аналогии этих планов с процессами создания государства Израиль и собирания еврейского народа на земле обетованной, происходившими тогда же, в послевоенные годы.
Главным инициатором армянского вопроса в СССР был Анастас Микоян — советский руководитель еще из «ленинской гвардии». А для обоснования территориальных претензий СССР к Турции и нужны были, среди прочих, сенсационные археологические находки, свидетельствующие, что армяне живут на этих территориях много веков, это их исконные исторические земли.
Действительно, после Ялтинской конференции у СССР был чёткий план одним мощным броском трёх отборных армий пройти от иранской границы до Стамбула и установить советскую власть в Малой Азии. Более того, уже была подготовлена программа укомплектования армянами, гражданами СССР, горкомов и райкомов партии, а также советских органов власти на освобождённых территориях. Получается, что планы присоединение к советской Армении бывших армянских территорий, отошедших к Турции, и возвращения армян на историческую родину были абсолютно реальны.
Речь шла о территориях Западной Армении, которые по договору 1921 года молодая советская республика вынуждено уступила Турции, чтобы тем самым обеспечить мир на своих южных границах.
Также, и это хорошо известно, передача армянских территорий была неким авансом новой Турции, сформированной на обломках Османской империи, за желание стать на путь построения коммунизма. Так обещал Мустафа Кемаль, будущий Ататюрк, в переговорах с Лениным, но коварно обманул его.
Коммунизм в Турции строить не стали, эта страна превратилась в классическую буржуазную республику, а сторонников коммунистической идеи принялись повсеместно угнетать.
Обещание Ленина, в послании к армянским товарищам, что передача армянских земель Турции временное явление через определённое количество лет решили исполнить Сталин и Микоян. Все перипетии дипломатических переговоров по армянскому вопросу между СССР и Турцией, при участии США и Британии, я, понятное дело, здесь приводить не буду, не тот формат. Скажу, что дипломатическим путём решить этот вопрос не удалось, а на военное противостояние СССР в итоге не решилось. Отборные дивизии, дислоцированные в Закавказье, так в поход на Стамбул не пошли, хотя вопрос территориальных претензии к Турции стоял в повестке внешней политики СССР вплоть до смерти Сталина.
На этом прогулку по центру Еревана предлагаю считать завершённой.
Каким мне запомнился этот город, так и рассказал.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия