Про предшествующие три парижских дня неправильно было бы говорить «пролетели». Они, наполненные долгими прогулками и множеством впечатлений, остались в памяти, как довольно значительный срок. Но он истёк, пора было уезжать в Бельгию, навстречу новым местам и событиям.
Главным событием был, разумеется, долгожданный карнавал в городе Бенш, о котором, однако, не здесь и не сейчас… Хотя ладно, пусть будет одно фото:
А вот места, где мы гуляли в ожидании карнавального дня, по большей части, были мне хорошо знакомы, за исключением Ватерлоо. Здесь мы оказались впервые.
Ватерлоо
Название никому особо неизвестного бельгийского городка Ватерлоо прогремело на весь мир в 1815 году. Именно здесь, в двух десятках километров от Брюсселя, Наполеон проиграл судьбоносное сражение объединённым английским и прусским войскам под предводительством Веллингтона. Одним из следствий разгрома французской армии стало появление государства Бельгия — небольшого современного королевства с населением чуть более десяти миллионов человек.
Поле битвы, превращенное в музейный комплекс, сохранилось в первозданном виде.
Над полем возвышается земляной курган, под названием Холм Льва. На этом месте был ранен в бою Вильгельм II, который впоследствии возглавил Нидерланды.
Комплекс Ватерлоо встретил нас абсолютной тишиной и отсутствием посетителей. Вершину холма окутывал утренний туман, почти скрывая от глаз статую льва, которая установлена на самом пике.
Входящие в комплекс музеи (Веллингтона и музей восковых фигур) были ещё закрыты, но главный музей, ради открытия которого я была бы готова задержаться, в любом случае доступен для посещения только в тёплое время года, с апреля по октябрь. Речь о Панораме битвы при Ватерлоо.
Панорама расположена в круглом высоком павильоне и представляет собой художественное полотно с иллюстрациями подробностей боя при Ватерлоо. Полотно длинной 110 и высотой 12 метров написал в 1912 году художник Луи Демулен.
Из подобных панорам мне повезло увидеть только Панораму Бурбаки в Люцерне, посвящённую Франко-прусской войне 1870–1871 годов. Воспоминания остались самые наилучшие. Было и ощущение «эффекта присутствия» и погружение в атмосферу боя.
Поэтому было очень жаль уезжать из Ватерлоо, не посмотрев здешней экспозиции, в которой используются подобные приёмы, включая воспроизведение звуков битвы, лязга оружия, пушечных выстрелов и криков солдат. Но что поделаешь, пришлось довольствоваться лишь общим осмотром места знаменитого сражения.
Динан
Все сожаления рассеялись, когда, покинув Ватерлоо, мы через некоторое время прибыли в Динан — маленький бельгийский городок с населением не более 13 тыс. жителей. Облачность и туман тоже рассеялись, и хотя было прохладно (в Бельгии ещё градуса на три ниже, чем во Франции), настроение уверенно поднималось.
Динан расположен на реке Маас всего в 15 км от ближайшей границы с Францией. Считается, что название города произошло от кельтского словосочетания «Divo-Nanto», означающего Священная Долина. Видимо, были в этих краях какие-то важные культовые объекты у доисторических племён.
Документальные упоминания о Динане впервые встречаются в 7 веке, а основное развитие города началось в конце 10 — начале 11 века, когда власть над ним получил епископ Льежа и Динан стал одним из 23 «bonnes villes» — важных городов Льежского епископства.
Льежские епископы видели в Динане удобный плацдарм для войн с соседним графством Намюр, так что началась большая стройка. Через реку Маас перекинули первый каменный мост, укрепили местный форт, со временем превратив его в настоящую цитадель. И, конечно, отстроили коллегиальную церковь, ставшую впоследствии собором Нотр-Дам.
Само-собой, за многие столетия все это хозяйство неоднократно разрушалось, отстраивалось заново, реконструировалось и украшалось. До нас оно дошло далеко не в первоначальном своём виде, да и какая разница, если вот он, вид:
Смотришь, и совсем иначе переводишь для себя «Divo-Nanto»! Диво дивное, да и только.
И ведь храм по проекту должен был выглядеть иначе, да что там, даже скала не имела прежде форму фона либо «оправы» для него. Просто в средние века из-за обрушения части скалы прямо на здание церкви, оно сильно пострадало, а затем и проект по его глобальной перестройке был остановлен.
Поэтому теперь мы любуемся готическим собором с единственной башней и с таким нетипичным для западно-европейских храмов куполом-луковкой, или, что вернее, граненым фонариком. А позади — скала, так живописно полуразрушенная, словно это было сделано специально, по замыслу архитектора.
Кстати, в окрестностях Динана есть ещё одна скала, под названием Баярд, которая разрушилась ещё более живописно. Через её разлом мы как раз подъезжали к городу. И ещё часть скалы выступает прямо над небольшой площадью в центре Динана.
На этой же площади имеется оригинальная скульптура, издали напоминающая парочку обычных, немного повреждённых сверху бетонных плит.
Но при ближайшем рассмотрении внутри этих «повреждений» находятся красивые рельефы с изображением собора и… ну, скажем так, саксофона.
Дело в том, что в Динане родился Адольф Сакс — изобретатель саксофона, и теперь самые разные саксофоны украшают город практически повсеместно. На мосту их особенно много.
Имеется также небольшой музей, перед которым установлен памятник Адольфу Саксу.
Вообще-то, в Динане мы с дочкой уже успели побывать в 2016 году. Нагулялись, насэлфились. Отведали знаменитое бельгийское аббатское пиво Леффе, которое хоть и производят в Лёвене, на заводе Артуа, но до сих пор придерживаются вековых традиций пивоварения, заложенных ещё в 1240 году в Динане, в аббатстве Леффе (Abbaye Notre-Dame de Leffe).
Теперь, семь лет спустя, самым интересным занятием нам виделось повторение фотосессии с саксофонами в городе и на мосту. Ну, отчего бы не подурачиться?
На противоположном берегу, спиной к местному храму, установлен немного комичный памятник Шарлю де Голлю. Глядя на него, почему то вспоминаешь бравого солдата Швейка. Этот памятник поставили в 2014 году, ровно через 100 лет после того, как в 1914-м году де Голль, тогда ещё лейтенант, получил в Динане свое первое довольно серьезное ранение, после которого он вернулся в строй через 2 месяца.
Перед отъездом из Динана, мы выпили кофе в забегаловке неподалёку от вокзала, и это был самый лучший кофе за всю поездку. Точно так же, как в прошлый приезд именно в Динане получилось отведать лучшее мороженное — настоящий пломбир, а не какой-нибудь водянистый современный эрзац.
Брюгге
Про этот город как-то неудобно писать без пиетета и в нескольких абзацах, но наше самое полноценное знакомство с ним произошло в 2016 году, о чем я предусмотрительно опубликовала отдельный рассказ.
Теперь, во время четвёртого по счёту приезда, я не настраивалась на романтический лад, а напротив, решила удариться в иную крайность. Что предложит средневековый Брюгге в плане современных технологий и интерактива?
Главной нашей целью было посещение музея Историум. Хотя к музеям я бы его не относила. Правильнее будет называть Historium Брюгге аттракционом. Он находится прямо на главной городской площади Гротте Маркт в неоготическом здании 1887 года.
Стоимость аттракциона на 2023 год — 24 €. Для начала посетителям выдают шлем VR с наушниками и озвучкой на нескольких языках. Русский язык входит в перечень. Несмотря на то, что первая комната выглядит, как кинозал, виртуальная реальность для каждого своя — до окончания «погружения» пообщаться с соседом и обменяться впечатлениями не получится. Фото сделать тоже невозможно, так что вместо нереально-виртуальных будут мои)
Виртуальная реальность, в которой оказываешься, замыкается на 360 градусов вокруг, сверху и снизу. Я крутила головой без перерыва, опускала, запрокидывала… Наверно, это смешно выглядело со стороны) Зато я в этот момент почти по правде «перенеслась» в средневековый Брюгге, куда вплывала на судне, груженом товарами.
Изначально к рынку Брюгге можно было добраться только по воде каналов. Суда заплывали прямо внутрь большого крытого рынка Уотерхолл — именно на его месте находится сейчас Historium.
Около 1220 года горожане построили небольшие торговые дома на южной стороне рынка, которые образовали объединенную торговую площадь. Трудно представить, как выглядела в те времена ныне роскошная Гротте Маркт, но виртуальная реальность позволяет это сделать.
Уотерхолл, который просуществовал в Брюгге полтысячи лет, в 1787 году был снесен и заменен классическим зданием, которое с 1850 года служило провинциальным судом, а после пожара 1878 года было перестроено в неоготическом стиле.
Когда-то каналов в Брюгге было значительно больше, а высоченная башня Белфор была пониже. Находясь в VR, можно постоять на лесах ещё строящейся Белфор и оглядеть сверху средневековый город.
По окончании виртуального погружения предстоит соприкоснуться с историей написания знаменитой картины «Мадонна каноника ван дер Пале» кисти Яна ван Эйка, написанной им около 1434–1436 годов.
Молодой подмастерье художника отправляется утром на пристань встречать девушку-натурщицу, прибывшую на корабле, чтобы позировать Яну ван Эйку для его картины.
Подмастерье влюбляется в девушку с первого взгляда, и пока стесняется при знакомстве, кто-то в портовой толчее случайно выбивает из рук модели клетку с зелёным попугаем. Клетка открывается, птица улетает, и молодые люди бросаются за ней вслед, в результате потеряв друг друга из виду.
До самой ночи юноша мечется по всему городу в поисках девушки и зелёного попугая. Мы будем следовать за ним, знакомясь таким образом со средневековым Брюгге.
История выдуманная, но занятная. Завлекалочка для детей, дабы хоть так привлечь их к теме высокого искусства.
Меня же, повторюсь, интересовало применение новых технологий в музейном пространстве. Итак, посетителям выдаются аудиогиды, и далее нам предстоит посетить 7 залов с исторической тематикой, проводя-проживая один день в далёком прошлом, в 1435 году.
Интерактивное сопровождение сочетается с историческим оформлением залов и различными реквизитами. Используются даже соответствующие запахи, но, слава богу, не концентрированные до состояния средневековой вони.
В одном из складов слышен стук то ли крысиных, то ли голубиных лапок, которые семенят по «прохудившейся» крыше, и сверху через прорехи сыплется труха (не пугайтесь, это конфетти).
Аттракцион Historium, пусть и откровенно детский, очень понравился, не всё же нам бродить с заумными минами в серьёзных исторических музеях. Да и новые технологии, применённые в общеобразовательной области, испробовать было интересно.
А вот что в этот приезд неприятно поразило в Бельгии, так это почти полное отсутствие кафе и ресторанов, где можно посидеть и отдохнуть.
В Динане, в Брюгге и даже в Брюсселе мы находили целые ряды закрытых заведений общепита. Еду и десерты продавали в основном с прилавков, и вкушать это предлагалось на ходу, или облокотившись на ближайшую стену. Что тому причиной? Неужели столько бизнесов в Бельгии прогорели и ещё не возродились после пандемии? Во Франции, для сравнения, мы с подобной проблемой не сталкивались, наоборот, ходили-перебирали в каком кафе сесть, да так, чтоб интерьерчик приглянулся…
В Брюгге пришлось купить обед с лотка мобильного фургона, и жевать жареную курицу и чипсы, пристроившись на лавочке посреди Гротте Маркт, аккурат в самом центре, напротив памятника Яну Брейделу и Питеру де Конинка.
Всё бы ничего, но дул ледяной февральский ветер, еда быстро остывала, и даже руки коченели. Дабы не впадать в уныние, мы с дочкой бросали чипсы местным прожорливым чайкам. В результате приманили к площади, на потеху себе, целую стаю чаек и прохожих-зевак)
В прошлый раз я «ловила» на этом самом месте мыльные пузыри, теперь вот — чаек. Никак не получается так, чтоб совсем не дурковать.
На сытый желудок гулять стало веселее, но я всё время вспоминала другой, августовский Брюгге, наполненный музыкой, цветами, столиками многочисленных кафе и оживлённой людской массой.
Тогда это был город-праздник. Нынешний холодный Брюгге показался немного печальным, каким-то бесприютным.
Хотя хватало и туристов на площадях, и лодочек в каналах.
Лодочки, кстати, были заполнены на 100%
Что ни говори, а холода никаким городам не к лицу. Разве что со снежком и под Новый год.
И я немного боялась, что под натиском свежих впечатлений поблёкнут более ранние, колоритные и тёплые.
Поэтому мы с дочкой решили подсластить пребывание покупкой шоколада. В богатой лавке со стильным интерьером, разнообразным ассортиментом и чудесным вкусным запахом, витающим внутри.
Это, скажу я вам, рабочий патент: гулять и малюсенькими кусочками откусывать от шоколадной бельгийской конфеты ручной работы. Сразу видишь и понимаешь, что Брюгге прекрасен, и ничто это мнение не подпортит.
Ещё в нашем бельгийском вояже был Брюссель, который тоже хорошо знаком, но обновлённые впечатления о нём втиснуть в данный рассказ уже никак не получается.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Событийный туризм