На Люблино-Дмитровской линии есть станция Дубровка. Она между Крестьянской заставой и Кожуховской. Дубровка на глубине 62 метра. Туннель в сторону Кожуховской идёт вверх, поднимаясь на 50 метров.
На Люблино-Дмитровской линии есть станция Дубровка. Она между Крестьянской заставой и Кожуховской. Дубровка на глубине 62 метра. Туннель в сторону Кожуховской идёт вверх, поднимаясь на 50 метров.
Долгое время метростроевцы не могли побороть грунтовых вод, которые потоком шли на Дубровку. Почти 4 года поезда проезжали мимо, сбавляя ход, но в итоге, в декабре 1999 г., Дубровку таки открыли. Она стала 161 станцией Московского метрополитена.
Изначально планировали назвать Шарикоподшипниковой по заводу ГПЗ и аналогичной улице. В итоге возобладало историческое название.
Стены и колонны станции украшены светлым мрамором. Пол серым, красным и чёрным гранитом.
В торце зала мозаичное панно. Его автор прославленный художник Зураб Церетели.
Выход в город через единственный вестибюль на Шарикоподшипниковую улицу.
Думаю, всем памятен эпизод фильма «Джентльмены удачи», когда Косой (Крамаров) встречает товарища по интернату. Друг детства говорит, что работает на Шарикоподшипниковом.
Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1) был создан в 1932 году по решению ВСНХ СССР от 14 марта 1929 года в промышленной зоне на юго-востоке столицы, так как здесь уже была железная дорога и планировалось строительство Южного порта.
В марте 1931 года началось возведение завода. Его построили за 2,5 года. В годы Великой Отечественной завод был эвакуирован в Куйбышев и Саратов, где продолжал выпуск продукции. После войны вернулся в Москву, оставив в Поволжье филиалы.
Возле метро, напротив заводской проходной — Монумент Вечной славы в память о работниках 1-го Государственного подшипникового завода, павших в Великой Отечественной войне.
Шарикоподшипниковую улицу сопровождает бульвар.
Здесь можно изучить стенды со старыми фотографиями и почитать историю района.
Вот как выглядел ГПЗ-1 в 1962 году.
Завод пережил 90-ые, теперь это ОАО «Московский подшипник». Теперь, примерно с той же точки, он выглядит вот так.
Точнее, слово «он» не подходит. Предприятие лишилось значительной части площадей. Где завод, а где рынок и всевозможные офисы, понять сложно.
Одновременно с пуском предприятия в эксплуатацию проложили трамвайную линию, а прилегающее пространство стали застраивать. Вот как выглядел дом напротив первой проходной.
Изменения есть, но они незначительны. Мемориальная табличка сообщает: здесь жил А. А. Громов — Герой Социалистического Труда, директор ГПЗ-1 с 1950 по 1983 год.
В советское время Южнопортовый считался трудовым округом столицы. Здесь было несколько заводов, включая ЗИЛ. Квартиры старались давать рабочим, чтобы им не приходилось с другого конца Москвы ездить.
Люди вместе работали и жили по соседству. Вплоть до начала нового тысячелетия здешние дворы сохраняли особый дух товарищества. Если в других районах старики уже не сидели за столами и не играли в домино, то здесь подобное практиковалось.
Внешний вид района начал меняться в Перестройку.
Сталинки стали теснить панели.
Нынешний Южнопортовый — это полное смешение стилей.
И всё равно мозг взрывается, когда с Шарикоподшипниковой сворачиваешь во двор дома 16, где сияет золочёный купол с крестом, а над ним тянутся ввысь изящные башни.
В наше время любая информация тонет в потоке. Более чем уверен, если провести опрос, где находится храм Мат—Марьям — 99% москвичей парирует, а это вообще что? Ответ про Ассирийскую Церковь Востока ясности не прибавит.
В 1992 г. инициативная группа московских ассирийцев стала формировать религиозную общину. В 1994 г. община была официально зарегистрирована.
Первые годы богослужения проводились во время визитов в Россию ассирийского духовенства. В начале 1996 года в московскую общину был назначен уроженец Ирака, каша (священник) Хамис Хормиз Юсиф.
13 мая 1996 года состоялась закладка камня на месте будущего храма. Церемонию произвёл митрополит Багдадский Мар-Геваргиз Слыва. На время строительства Московская Патриархия разрешила общине ассирийцев в первое и третье воскресенье месяца проводить службы в помещении одного из крестильных храмов при входе на Ваганьковское кладбище.
Освящение собственного храма состоялось 27 сентября 1998 года.
Архитектор А. Павловский построил церковь в восточном стиле.
С внешней стороны, высоким крепким забором и двумя башнями-звонницами, она напоминает крепость.
Чтобы зайти, нужно оповестить охрану. В моём случае калитку открыл сторож. Я рассказал, что интересуюсь историей общины. Визави обрадовался, разрешил зайти, завязался разговор.
Увидев макет ворот Иштар, я рассказал, что был в Багдаде и в Вавилоне, чем вызвал бурю восторга.
Предлагаю небольшой отрывок из моего рассказа Три дня в Багдаде
Очень запомнилась Ассирийская церковь Востока. Снаружи это обычное здание за бетонным забором. Внутри зал с рядами кресел. Икон и барельефов о жизни Христа у ассирийцев нет, впрочем, и интерьер весьма скромный. Священник приходит не каждый день.
Нас сопровождает полицейский ассириец, охраняющий церковь. Он рассказывает, что их восточный диалект отличается от западного. Дома они говорят только на родном языке, но молитвы читают на старом ассирийском, который он уже понимает плохо.
Возле алтаря Евангелие на ассирийском. Просим парня почитать нам немножко, что он делает с превеликим удовольствием.
Ассирийский язык мне показался мягким и мелодичным, хотя конечно и парень старался донести до нас своё слово божье. Всё меняется, а ведь раньше этот язык был международным, как теперь английский.
Как и в Багдаде, мне вполне спокойно разрешили фотографировать в молитвенном зале.
Так чем же от Православия отличается Ассирийская церковь Востока?
В I веке среди населения Месопотамии начало распространяться христианство. Единая доктрина не была выработана и на окраинах учение развивалось в другом формате.
В 431 г. на Третьем Вселенском соборе решили обсудить разногласия. Острых углов сгладить не удалось. Сторонники Нестория остались при своём мнении.
Нельзя сказать, что именно Несторий сформировал доктрину Ассирийской церкви Востока. Формирование в отдельную церковь произошло через сто лет после него. И тем не менее Несторий стал яркой фигурой будущего раскола. Его идеи с Ассирийской церковью Востока если не идентичны, то похожи.
Ассирийцы признают Троицу, но отрицают божественную суть Богородицы. Ещё, у них нет икон — только Библия.
Противоречия не являются кричащими. Объединяющих моментов больше чем разногласий. Наши церкви находятся в состоянии божественного диалога.
Один из местных жителей, на вопрос про необычную церковь, ответил: «Мы к ним уже привыкли. Ассирийцы не мешают, они как родные!»
После Мат-Марьям я вернулся на Шарикоподшипниковую и направился в сторону центра.
Хотелось бы взглянуть на эти места глазами туриста.
Когда изменения происходят при тебе,
ты многого не замечаешь.
При этом, увы, Южнопортовый район абсолютно нетуристический.
Его изменения и обновления в большей степени интересны москвичам.
Следующая достопримечательность высотное здание Цниитмаш — отраслевой центр Росатома по сварочным технологиям.
Институт образован в 1929 г. Именно это предприятие в 1937 г. по проекту Веры Мухиной изготовило знаменитый памятник Рабочий и колхозница, а также Кремлёвские звёзды.
У проходной мемориальные таблички Героям Социалистического Труда, тем, кто прославил страну достижениями.
Возле Цниитмаша улица с трудно произносимым названием поворачивает налево. Мы же продолжим движение прямо — по 1-ой Дубровской.
Деревни Кожухово и Дубровка образованы в XIV веке. Вместе с окрестными болотами они входили в состав Крутицкого архиерейского подворья.
После указа матушки Екатерины от 1764 г. монастырские земли перешли в казну. Крестьяне стали казёнными, их использовали вместе с «выгонными землями» под хлебопашество и под выпас скота.
В 1886 г. Городская дума приобрела у крестьян деревню Дубровку вместе с 218,5 га земли. Началось строительство бойни и полей орошения. В 1923 г. Кожухово и Дубровка официально вошли в состав Москвы. Началось строительство.
В районе 1-ой и 2-ой Дубровских улиц можно видеть довоенные здания. Им почти сто лет, но они пережили хрущёвки.
Как-то раз я был на Дубровке в подобном доме. Двухкомнатная квартира с конца 20-х до нашего времени так и дошла коммуналкой. Туалет располагался у входа, зато в ванну можно было попасть через кухню. Соседи менялись, используя квартиру в качестве транзитного варианта, при этом соседскую комнату никто не так и не захотел выкупить.
До сих пор не утихают споры, правильно ли сделал Хрущёв, начав массовое строительство? Его панельки свой век отслужили, а дома старых большевиков стоят.
Но не этим прославилась Дубровка. Дубровка это в первую очередь — террористический акт на Дубровке. 23 октября 2002 г. террористы захватили 916 человек из числа зрителей и актёров мюзикла «норд-Ост», и удерживали их в театральном центре три дня, пытаясь навязать правительству РФ условия.
По официальным данным, погибло 130 заложников. Ровно через год, 23 октября 2003 г. возле театрального центра открыли Мемориал жертвам «Норд-Оста». Памятный гранитный камень с надписью «В память о жертвах терроризма» и семиметровая стела из белого гранита, увенчанная журавлями.
Театральный центр на Дубровке строился как Дворец культуры ГПЗ.
Моя знакомая хранит билеты на «Норд-Ост», датированные 24 октября 2002 г. Повезло девчонке!
Известная актриса Екатерина Гусева на следующий день должна была играть в спектакле, благодаря чему тоже не попала в заложники.
Рядом с театральным центром ранее проходила ж/д.
Здесь полным-полно подземных коммуникаций, по которым диггеры показали спецслужбам путь к театральному центру, и те пустили газ.
Когда заложники и отдельные террористы потеряли сознание, по целому ряду причин медики не смогли оказать помощь всем. Абсолютное большинство умерших погибли именно от газа. В обществе до сих пор не утихают споры.
По инициативе патриарха Кирилла в 2011 г., в память о жертвах теракта, возле театрального центра началось возведение храма. Церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия освятили в декабре 2015 г.
Храм высотой 32 метра имеет крестообразную форму, которую венчает шатровая колокольня. Церковь может вместить до 600 верующих. К моему большому сожалению, как это обычно бывает, фотографировать внутри запрещено.
Друзья, берегите себя!
Мир — хижинам, война — дворцам!