В Сенегале, братцы, в Сенегале
Я такие видел чудеса,
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.
А.Городницкий
Да, именно эта песня известного барда Александра Городницкого стала гимном нашей новой экспедиции, состоявшейся в марте этого года. И отправились мы, как вы уже догадались, снова в Африку. Летели с двумя пересадками — в Лондоне и Барселоне.
В Лондоне у нас прилет в аэропорт Станстед, а вылет из Лютона. Думаете, мы поехали напрямик? Как бы не так. Сергей Сергеич настоял, что надо познакомиться с новым королем Карлом (бывший принц Чарльз). Правда когда пришло время выбирать, куда идти, к Букингемскому дворцу или к Биг-Бену, большинство почему-то выбрало последний:)
В Барселоне мы заночевали, а поскольку наш следующий вылет был вечером, удалось неплохо прогуляться по городу. Что меня поразило — у Саграда Фамилии появился пруд, через который получаются очень эффектные фотографии. Или пруд там и раньше был, и в 2009 году я его просто не заметил?
Тут я опубликовал эту фотографию у себя в ФБ, сопроводив следующим комментарием.
Вы наверно посчитаете, что вряд ли знаменитые нарвские путешественники выбрали своей целью Барселону?
Правильно посчитаете:)
Потому что из Барселоны мы полетели, куда бы вы думали? В Гамбию:)
Когда-нибудь слышали про такую страну? На карте найдете? Хотя, что касается меня, то я о наличии этой самой Гамбии узнал примерно в возрасте 7 лет, когда бабушка подарила мне атлас Африки. А своей формой Гамбия напоминает червяка, зажатого в пасти у Сенегала:)
Кстати, пока мы стояли в очереди на регистрацию в аэропорту Эль-Прат, меня не отпускала одна мысль. Ну вот ладно мы, но зачем столько других белых людей летит в какую-то Гамбию? Но уже вечером мы узнаем ответ на этот вопрос, и для кого-то он будет шокирующим:)
ГАМБИЯ
В Гамбии мы поселились в городке Серекунда на берегу океана. Это самый туристичный район, где как раз и останавливается большинство белых людей, приезжающих в Гамбию. Наш отель хоть и оказался неказистым снаружи, но внутри был достаточно уютный, с садом и даже с бассейном.
В Гамбии у нас изначально было запланировано провести два дня. И на первый день мы воспользовались предложением гостиничного мужика, который обещал провезти нас по северной части страны. Но для начала мы с ним прошлись по берегу океана. Пляж здесь достаточно забавный. Чтобы у отелей океанский прибой не разбил его, берег выложен здоровыми валунами. Купаться там из-за этого весьма затруднительно. Все туристы при этом купаются в бассейнах, океан же присутствует чисто в виде фона. Однако если пройти чуть подальше, там будет нормальный песчаный пляж, где, правда, почти никто не купается.
А дальше мы вдруг обнаружили, что своей машины у нашего провожатого нет, в вместо этого он стал просто ловить попутные машины, на которых мы вскоре доехали до столицы Гамбии — города Банджул. Расположен он на берегу широкого, около 5 км, эстуария реки Гамбия. Поскольку мостов здесь нет, чтобы перебраться на другой берег местные жители пользуются паромом. И знаете, что я скажу? Этот паром, наверно, самое интересное, что есть во всей стране, а поездка на нем — это целое приключение. Ну вот хотя бы взгляните, сколько народу здесь помещается :)
На другой стороне реки творился жуткий трэш (впрочем, как и на южной). Но наш провожатый быстро нашел для нас джип с открытым кузовом, на котором мы и поехали на экскурсию. И сначала нас завезли в некую деревню, где нам стали втирать какие-то рассказы про семью местных жителей, живущих здесь уже не то в седьмом, не то в восьмом поколении. В доказательство предъявили некую бабушку, которая была не против с нами сфотографироваться. Еще показывали какие-то невнятные фотографии их предков, включая рабов в цепях.
Ну, а мы тут раздали местным детям купленные перед этим конфеты. Дети едва не подрались. Раздачу цветных карандашей уже поручили местной женщине :)
Дальше были еще несколько точек, связанных с рабовладельческим прошлых. Вот у этих двух баобабов когда-то стоял дом, куда запирали схваченных и проданных в рабство африканцев. Местный экскурсовод пристал ко мне, чтобы я ответил ему, что я думаю по поводу рабства. Ну я ему ответил, что мы вообще-то русские, и у наших предков черных рабов никогда не было.
Местные рассказали, что они ненавидят португальцев за столетия рабства. Настолько, что даже португальских туристов они у себя видеть не ходят. Мы спросили, а как они относятся к британцам? К британцам, как ни странно, отношение было скорее положительным, потому как они рабство в итоге прекратили. Кстати, как вам памятник? :)
На обратном пути мы немного прогулялись по Банджулу. Центр города, скажем прямо, не впечатлил. Смотреть особо нечего, все улицы заняты под рынок, кругом мусор. А еще, судя по карте, там была некая «six gun battery», но когда мы попытались ее найти и подошли к правительственно-военному кварталу, то местные жители замахали на нас руками, чтобы мы не вздумали ничего там снимать, а лучше если бы вообще обошли этот квартал стороной :)
Но зато мы остановились у одного из символов Банджула — триумфальной арки. Там как раз шел парад спортсменов, съехавшихся с нескольких африканских стран на какую-то местечковую спартакиаду.
На зрительских трибунах. У мальчика в клетчатых шортах голова не слишком сильно вытянута? :)
Гамбия это конечно ужасно бедная страна, а значит на улице здесь много разной экзотики. Бесконечно можно снимать всяческие повозки, запряженные лошадьми или ослами.
А еще в Гамбии много африканок в ярких разноцветных платьях. Если средства позволяют, они красиво одеваются.
Те же, кому средства не позволяют, вынуждены ходить вот так. Мало того, что ведра в руках, ведро на голове, так еще и ребенок сзади примотан. Вы бы так смогли? Да уж, нелегка жизнь простых африканских женщин.
На второй день мы поехали исследовать ту часть Гамбии, что к югу от реки. На этот раз нам повезло больше, и за нами приехал уже человек на машине. Он отвез нас в некий «национальный парк» под названием «Культурный лес Макасуту». Где, впрочем, смотреть тоже было особо не на что, разве что на огромные термитники. Но зато нас здесь покатали на лодке по мангровым зарослям в притоках основной реки.
Там же мы повстречали группу местных ребятишек, которые купались и совсем не боялись возможной встречи с крокодилами :)
А вот дальше началась она. Хрень. Когда мы приехали в аэропорт, нам сообщили, что на наш рейс в Дакар авиакомпания Air Senegal поставила слишком маленький самолет, а потому посадочные выдавали только тем, кто уже зарегистрировался онлайн. Мы попытались ругаться, требовали позвать менеджера, но все было бесполезно. Никогда не попадали на овербукинг?
Впрочем, авиакомпания разместила нас в достаточно шикарном **** отеле «Атланти́к» ;) на берегу моря, и в течение следующих суток нас там кормили и завтраками, и обедами, и ужинами. Правда был один нюанс — за еду на шведском столе приходилось конкурировать со здоровыми черными ребятами, приехавшими на ту самую спартакиаду. А у африканцев, как однажды заметил Константин Павлов, есть такая народная мудрость — «Наверняка твоё только то, что ты съел». А потому стоило обслуживающему персоналу вынести что-то, как эти ребята тут же набегали, хватая по десять кусков сразу:)
СЕНЕГАЛ
В Сенегал нам удалось улететь лишь на следующий день. Было очень обидно, что из графика выпали целые сутки, ведь мы не собирались все время сидеть в Дакаре, а планировали еще и поездить по стране. В итоге несколько пунктов программы пришлось сократить, мы же сразу поехали на самый север страны, в город Сент-Луис.
Сент-Луис это бывшая столица французского Сенегала. Городок состоит из трех частей. Первая и самая большая — современная, на материке, и там неинтересно. Вторая часть — узенький остров с исторической застройкой, зажатый между материком и длинной косой, протянувшейся вдоль берега океана. А третья часть — это та самая коса. На фото с крыши нашего отеля она видна за каналом. И вот там как раз творится самая жесть :)
Исторический центр Сент-Луиса занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Да, здесь и правда довольно много старинных колониальных зданий, построенных еще французами. Вот только за последние несколько десятков лет исторические кварталы несколько пообветшали :)
К примеру, так выглядит центральная площадь Сент-Луиса. Как вам? :)
Ну, а теперь по мосту перейдем в тот район, что раскинулся на косе вдоль океана. Первое, что здесь поражает — это абсолютное преобладание конного транспорта над автомобильным. Не совсем понятно, почему так. Не то ради экзотики, не то из-за бедности.
А дальше мы решили выйти на пляж и… чуть было не упали в обморок. Как в свое время написал Тема Лебедев — «либерийцам пос*ать на пляжи». Как оказалось, сенегальцам на свои пляжи тоже. Мусором здесь завален буквально каждый квадратный метр. Судя по всему, жители прилегающих районов используют пляж в качестве помойки. При нас три молодые девки вышли на берег и выплеснули из своих тазов поверх уже лежащего мусора какую-то отвратительную черную жижу.
Но вообще символом всех прибрежных городов Сенегала являются вот такие расписные рыбацкие лодки. Их здесь просто невероятное количество. Если бы еще не мусор :)
От мусора мы отправились отдыхать в птичий заповедник Lange de Barbarie, где нас покатали на лодке и показали живущих здесь пеликанов, цапель, чаек и бакланов. А еще мы там искупались, при этом я помимо лагуны искупался еще и в океане, причем прямо в одежде. Фото спрятано в слайдшоу :)
А еще в Сенегале есть знаменитое розовое озеро Ретба. Розовый цвет ему придают живущие там микроорганизмы. Точнее, жившие. Недавно в тех местах случился ураган, и микроорганизмы куда-то смыло. Восстановится ли теперь цвет озера, никто не знает. Местные жители, привыкшие окучивать приезжающих туристов, пока пребывают в унынии. Бизнес не идет :(
В Дакаре, столице Сенегала, мы провели целый день. Главная достопримечательность здесь — это «Монумент африканского возрождения» высотой с 15-этажный дом. Реально могучее сооружение, правда не совсем коррелирующее с уровнем жизни простых сенегальцев. Подойти к основанию монумента ничего не стоит, а вот дальше — уже за деньги.
За 10 евро можно на лифте подняться прямо в тюбетейку мускулистого черного парня и сделать фотопортрет его боевой подруги на фоне жилых кварталов Дакара :)
А еще в Дакаре находится крайняя западная точка африканского материка — мыс Альмади (он же Кап-Вер, он же Зеленый). Правда до самого мыса мы дойти не смогли, потому как дорогу нам преградил охранник частного пляжа. По этой причине пришлось довольствоваться видом на мыс со сложенного из валунов мола.
Но вообще самое красивое и приятное место во всем Дакаре — это бывший остров работорговцев Горе. Всего полчаса на кораблике, и ты из Африки как-будто попадаешь прямо в Европу. Чисто, ухожено, и нет всей этой жести, что тебя повсюду окружает в Африке :)
Раньше на острове стояли французские 240-мм береговые батареи, охранявшие вход в гавань Дакара. В сентябре 1940 года здесь произошло сражение британского флота с флотом вишистской Франции. Британцы попытались высадить на берег Шарля де Голля и войска т.н. «сражающейся Франции». Однако французы перейти на сторону британцев почему-то не захотели и оказали отчаянное сопротивление. Сенегал в итоге так и остался за вишистами.
А из Сенегала на винтовом ATR-72 мы отправились в нашу следующую страну — островное государство Кабо-Верде, раньше также известное под названием Острова Зеленого Мыса.
В самолете мне удалось удачно сфотографировать сидевшую впереди красивую черную девушку, беседовавшую по видеосвязи с белым парнем :)
КАБО-ВЕРДЕ
Столица Кабо-Верде — город Прая, находящийся на острове Сантьягу. Центральный исторический район, где мы поселились, называется Плато. И когда туда приезжаешь, сразу становится понятно, почему — потому что он дейсвительно раскинулся на плоской возвышенности, нависающей над остальным городом. А первое чувство, когда ты прилетаешь в Кабо-Верде — как же приятно после Африки оказаться хоть и тоже в Африке, но уже в более ухоженной и чистой :)
В Прае мы поселились в апартаментах с тремя спальнями. Все было бы хорошо, да только бабушка Фатима не удосужилась провести у себя интернет. Вместо этого она отвела нас в салон связи, где за 7 евро нам оформили мобильный интернет на 7 гигабайт.
Вид с Плато на нижний город. Кстати, заметьте, в Кабо-Верде присутствует португало-бразильская традиция раскрашивать в разные цвета ступеньки лестниц :)
К сожалению, нам не удалось побывать на других островах Кабо-Верде. Авиабилеты туда стоили неоправданно дорого, а паромы там ходят достаточно редко и идут долго. Так что все три дня мы провели только на Сантьягу.
Городок Сидади-Велья (порт. «старый город») занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как «первый колониальный форпост Европы в тропиках». Над городом здесь возвышается довольно внушительная португальская крепость Сан-Фелипе. Тут я наконец-то решился поднять в воздух дрон. В Сенегале и Гамбии я летать как-то побоялся :)
Сидади-Велья, в центре города. Крепость остается высоко на горе.
Городок Ассомада в центре острова. Как можно видеть, жительницы Кабо-Верде, даже несмотря на более высокий по сравнению с остальной Африкой уровень жизни, сохранили африканский обычай носить всю свою поклажу на голове. Причем делать это полагается без помощи рук :)
А это уже городок Порту-Рибейра-да-Барка. Мы сюда приехали, потому что нам рассказали, что здесь якобы есть место, где можно в солнечную погоду увидеть сразу четыре цвета воды. Однако добраться туда можно только на лодке, а местные сказали, что на море волны, а потому они не поедут :)
Мы доехали до самого севера острова Сантьягу, до городка Таррафаль. Как можно увидеть с дрона, кабовердийские городки по сравнению с европейскими выглядят все же достаточно бедненько. Вот если бы Кабо-Верде вернулось обратно в состав Португалии, то наверно могло бы претендовать на евросоюзные миллиарды, а пока оно как-то так :)
Кабовердийцы любят разрисовывать стены муралами. Это уже скорей напоминает Латинскую Америку.
Тут мы надолго зависли на пляже, а потом пошли обедать вон в тот ресторан, что на скале. Где местный «директор» явно набрался лишнего и выдал нам такой счет, где потом сам не смог разобрать им же написанную сумму. И в итоге взял с нас не 4800 местных эскудо, а 4200. Обсчитал сам себя как раз на три пива :)
Ну и на прощание — аэрофото пляжа в Таррафале и ресторана, где мы обедали. Красота :)
МАДЕЙРА
Вообще говоря, ни на какую Мадейру мы изначально не собирались. Но потом, планируя обратный маршрут из Кабо-Верде через Лиссабон, Сергей Сергеич вдруг обнаружил, что всего за 8 евро можно слетать в ее столицу — Фуншал. И тут же загорелся идеей сгонять туда на один день. На что я ему ответил, что лететь в такое место на один день — это форменное преступление. Вот если хотя бы на два и взять машину, тогда еще куда ни шло ;)
Мадейра — это просто райское место. Лететь сюда надо минимум на неделю, а лучше на две. Про полуостров Сан-Лоренцо, что на самом восточном конце Мадейры, на Туристере, помнится, уже писала Астрочка. Туристы приезжают сюда для того, чтобы совершить небольшой поход до самой крайней точки. Увы, у нас на это времени не было, так что пришлось ограничиться дроном. Да и то, я не решился подниматься слишком высоко, потому что как раз над Сан-Лоренцо проходит глиссада самолетов, заходящих на посадку в аэропорт Фуншала.
Водопад «Фата невесты» на северном побережье Мадейры. Вдоль этих скал проходит старая полуразрушенная автомобильная дорога, по которой все ездили до того, как была построена современная трасса, почти целиком проходящая по тоннелям. Вообще, что касается тоннелей, тут просто берет зависть. Страшно даже представить, сколько миллиардов евро Евросоюз ввалил в обустройство дорог на Мадейре, и это при населении всего лишь в 230 тысяч человек. За что Мадейре такое счастье? Нашей Эстонии такие суммы и не снились.
Городок Сейшаль рядом с водопадом. Вообще живописных городков здесь вдоль побережья очень много, если бы мы останавливались везде, то объехать до темноты весь остров не успели бы.
Еще один красивый городок на северном побережье — Порту-Мониш. Внизу там виден крошечный замок, а еще здесь есть обустроенные среди вулканических скал открытые бассейны, в которых можно искупаться. Вообще с пляжами на Мадейре все достаточно плохо, потому такие бассейны очень выручают.
В городке Рибейра-да-Жанела все останавливались посмотреть на неприлично торчащую из моря скалу :)
Ну, а теперь пара слов про главную достопримечательность Мадейры. Это левады — оросительные каналы, проложенные через горы, чтобы доставлять воду с дождливых северных склонов на засушливые южные. И этих левад здесь огромное количество, причем многим из них уже по несколько сотен лет. Это ж просто удивительно, как это все удалось построить без современной техники? Только представьте, как нужно было спроектировать уклон, чтобы вода шла самотеком, огибая горы. Если же где-то их обогнуть не получалось, то там для этого пробивали тоннели. Просто фантастика. А поскольку вдоль каждой левады проложена дорожка для ее обслуживания, можете представить, сколько на Мадейре походных троп :)
Увы, мы из-за недостатка времени прогулялись только вдоль одной небольшой левады — Levada dos Balcões (которую я назвал Балкониш;)) Там в конце пешеходной тропы и правда построена смотровая площадка в виде балкона, с которой открывается захватывающий вид вплоть до самого моря. А уж если еще и дрон в воздух поднять, то вообще ;)
А это мы уже на пике Ариейро. Что очень здорово, сюда можно заехать прямо на машине. Белая штука наверху — радар ВВС Португалии. Вот с чем может не повезти — это с облачностью. Мы ехали и всю дорогу нервничали, а ну как приедем и ничего не увидим. Но набежавшие на горы облака как раз к нашему приезду успешно рассеялись.
С пика Ариейро можно отправиться в 7-километровый поход по тропинке к самой высокой вершине Мадейры — пику Руйво. Увы, мы прошли только небольшую часть до следующей смотровой площадки. Но какие вокруг виды — это просто фантастика.
Ну, а на вечер мы оставили прогулку по столице острова — городу Фуншал. Заехали на гору Монте, оставили там машину, а вниз в город решили спуститься пешком. И тут же совершенно случайно стали свидетелями знаменитого туристического аттракциона — спуска с горы на диванах. Видели бы вы, какая там была очередь желающих потратить 30 евро на двоих :)
А вот тут вы можете оценить рельеф Фуншала. Видите круизный лайнер там вдалеке? Туда мы и должны были спуститься пешком. План был такой — вниз на своих двоих, а обратно — в вагончике канатной дороге. Но увы, канатная дорога закрылась уже в 17:45, учитывайте это :(
Круизный лайнер мне потом удалось заснять с дрона. Причем я даже ухитрился облететь его с другой стороны, чтобы сделать фото с городом на заднем плане.
Ну что же, про каждую страну я потом сделаю еще и подробный рассказ, потому что все красивые и интересные фотографии вставить в одну заметку просто нереально. А пока покажу наши 10 авиаперелетов с сайта Flightradar24. Вообще поначалу перелетов планировалось 9, но потом оказалось, что самолет с острова Сантьягу летел в Лиссабон с промежуточной посадкой на острове Саль.
Да, в этой поездке у нас в очередной раз было столько впечатлений, что иногда задавались вопросом — это сколько же мы уже ездим? Неделю? Две? Три? Как, неужели всего три дня прошло? Хотя у нас, наверно, все время так получается :)
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия