Однажды, при возвращении из города Иваново, наш навигатор проложил путь новой тогда для нас дорогой и совершенно неожиданно мы оказались в небольшом городе Гаврилов Посад. В тот раз мы проехали город насквозь, но он нас заинтересовал, и мы решили сюда вернуться как-нибудь и когда-нибудь…
Недавно, просматривая интернет в поисках «куда бы съездить на выходной день», я обнаружила, что вот уже не первый год в конце июля — начале августа в Гавриловом Посаде проходит Праздник русских традиций, посвящённый уникальной породе лошадей — Владимирского тяжеловоза — родиной которого и является старинный русский город.
Дворцовый конный завод возник здесь ещё при Иване Грозном, в 1565 году. А первое письменное упоминание о царской конюшне относится к 1587 году, когда в донесении царю и великому князю Фёдору Ивановичу о приобретении для него коня в Гавриловской слободе Андрей Иванович Гундаров писал: «Да я ж, холоп твой, сыскал в твоём Государевом селе Гавриловской слободе коня рыжего, девяти лет, грива на левую сторону, звезда в челе…». При первом русском царе из династии Романовых Михаиле Фёдоровиче появилось прямое упоминание о конезаводе: «Да в селе Гавриловской новой слободе двор Государев конюшенный, двор приказчиков, двор стремянного конюха, 2 двора задворных конюха, 11 дворов статных конюхов и людей в них 17 человек».
При Екатерине II в. 1787 году было выстроено новое здание конюшни, которое сохранилось до наших дней. Оно то и привлекло наше внимание, когда мы проезжали сквозь город, приняв его сначала за монастырские стены.
При Николае I, в 1829 году, завод закрыли и возобновил работу только 1886 году. Открытие Владимирской племенной конюшни было частной инициативой князя Александра Борисовича Голицына, но завод, тем не менее, получил статус государственной заводской конюшни. Из письма князя: «директор канцелярии главного управления государственного коннозаводства сообщил мне, в отношении своем от 4-го сентября сего годя за № 3,254, что учреждение Владимирской заводской конюшни вопрос решенный и действия ее будут открыты со случного периода 1886 г.
Здания бывшего конного завода в Гавриловой слободе возвращаются безвозмездно министерству внутренних дел удельному ведомству, с тем, чтобы последнее, приведя их на свой счет в надлежащий вид и произведя необходимые перестройки, представило их главному управлению под заводскую конюшню за арендную плату в 2 000 р. из сумм ведомства государственного коннозаводства. Жеребцы-производители для Владимирской конюшни уже отобраны и находятся теперь в государственных конских заводах, откуда в начале 1886 г. они поступят прямо на случные пункты во Владимирскую губернию. 29-го сентября я разослал всем уездным управам правила для устройства случных пунктов с просьбой указать главному управлению государственного коннозаводства те местности в уездах, где наиболее желательно и удобно устройство случных пунктов и где казенные жеребцы могли бы рассчитывать на более или менее успешную случку. Экземпляр правил при сем прилагаю».
Практически сразу завод стал заниматься выведением новой породы — сверх выносливой, мощной рабочей лошади для тяжёлых российских земель — тяжеловозов. Итогам многолетней кропотливой работы стало выведение тяжело упряжной породы лошадей, которая получила название «Владимирский тяжеловоз». Но официально владимирский тяжеловоз был признан породой лишь в 1946 году.
Но вернёмся к празднику.
Сначала мы, как всегда, побежали было знакомиться с историей города в Гавриловопосадский краеведческий музей. Но тётушка-кассир предложила нам сначала посмотреть на парад лошадей, который буквально скоро пройдёт в рамках праздника, а потом уже вернуться в музей.
Место проведения мероприятия — живописный луг Лубенец, где сливаются воедино реки Ирмес и Воймига.
Праздник, действительно, был яркий и интересный. Каждый здесь мог найти себе занятие по интересам.
Кто-то участвовал в мастер-классе по плетению венков, кто-то играл в футбол на сене или в лапту, кто-то прыгал через скакалку…
а кому-то захотелось устроить фотосессию на стогах сена:))
В 12.30, как и было обещано, в специально огороженном вольере началась выставка «Владимирский тяжеловоз».
Современные представители Владимирского тяжеловоза отличаются довольно крупным ростом и гармоничным телосложением, хорошо развитой мускулатурой и энергичным темпераментом.
Согласно информации, размещённой на сайте завода, промеры жеребцов дают следующие показатели: косая длина туловища — 173 см, обхват груди — 207 см, высота в холке 165 см, пясти — 24,5 см. масса жеребца Владимирского тяжеловоза достигает 760 кг.
Но это всё сухие цифры, а вы посмотрите на этих красавцев!
Отличительными особенностями лошадей данной породы являются большая голова с выпуклым профилем и довольно часто встречающаяся оброслость ног, доставшаяся в наследство от английских лошадей.
Чаще всего можно увидеть владимирского тяжеловоза гнедой масти, вороные или рыжие кони встречаются значительно реже.
Современное использование владимирских тяжеловозов мало похоже на то, ради которого порода была когда-то создана. Ни плуг, ни телега уже не ждут своего коня, и век тяжелоупряжных лошадей мог быть окончен. Однако вновь вошедший в моду активный отдых, например, конный туризм или спортивная охота, сделал владимирцев нужной и важной породой. Спокойные и уравновешенные, они легко приспосабливаются к даже к тем, кто впервые сел в седло или взял в руки вожжи. По достоинству оценили неприхотливых сильных коней любители дальних походов.
Например, в 1990 году на владимирском тяжеловозе впервые были пройдены конным ходом Сибирь и Европа. Этот поход Петра Плонина и Николая Шабурова попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Тяжеловоз владимирской породы способен с 1,5-тонным возом пробежать 2 км за 5 минут и резвее. Именно этой породе принадлежит абсолютный рекорд на срочную доставку груза рысью среди всех тяжеловозов в мире. Рекорд владимирского тяжеловоза, сдвинувшего с места груз в 27 тонн, еще не превзойден. Только представьте себе эти достижения!
Лошади этой породы с успехом выступают в цирке и снимаются в кино. Снято более 30 фильмов с участием владимирских тяжеловозов. Например, в фильме «Илья Муромец» никакая другая лошадь не смотрелась бы так гармонично под народным артистом Борисом Андреевым, сыгравшим главную роль.
Кроме собственно Владимирских на выставке были представлены и другие породы тяжеловозов.
И очаровательный Шетландский пони. Порода Шетландских пони была разведена на северо-востоке Шотландии. Сейчас эта порода считается одной из самых старинных и доброжелательных.
После лошадиного дефиле мы отправились в краеведческий музей — нас ждала экскурсия в музее и по городу.
А праздник продолжался — в программе были выступления фольклорных ансамблей, спектакли для детей, а вечером праздничный фейерверк. Но мы его уже не дождались, впереди долгая дорога домой…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия