Стамбул не повторяется. Тут красота соседствует с уродством, молитва с развратом, логика с абсурдом — неидеальный, значит живой.
© Эльчин Сафарли
Вот такая тема у нас сегодня с вами интригующая. С одной стороны, вряд ли кому-то из моих читателей понадобится район Красных фонарей в Стамбуле. С другой — в Амстердаме же в аналогичном районе не протолпиться, так почему бы, как говорится, и да.
Стамбул — крупнейший город Турции, и как любому мегаполису, ему присущи не только блеск, но и нищета, и пороки.
Сначала отметим вот что: несмотря на то, что 98% населения Турции — мусульмане, эта страна остаётся одной из немногих в исламском мире, где дома терпимости существуют абсолютно законно. Согласно статистике властей, в Турции насчитывается 56 борделей и 2376 зарегистрированных проституток. Зарегистрированных — это значит с патентом, с согласием на регулярные медосмотры и на неразглашение информации о клиентах.
Каким образом проституция возникла в Стамбуле, в котором исторически сложилась непереносимость к такому роду занятий (достаточно вспомнить рейды по выявлению жриц любви ещё при Сулеймане Великолепном и ужасающую историю наказания проституток Лютфи-пашой, показанную в «Великолепном веке»)? Под влиянием других культур, конечно же. Вот например расположенный на европейской стороне Стамбула район Бейоглу как раз и является примером того, как разные культуры взаимопроникали друг в друга.
Кварталы вокруг Галаты своим основанием были прежде всего обязаны генуэзцам и венецианцам. Затем здесь селились другие европейцы, а также различные национальные диаспоры — греческие, армянские, еврейские. Все эти люди занимались бизнесом, старались сохранить свою религию (тут до сих пор имеется масса христианских церквей и синагог), свою культуру, свои обычаи — в общем, воссоздать привычную жизнь своей родины. Неотъемлемой частью которой были и публичные дома.
Улицы Красных фонарей вокруг Галаты, 1910 г.
Тут нужно сделать отступление, чтобы познакомиться с жизнью и приключениями деятельностью уникальной личности — «королевы борделей Стамбула» Матильд (Матильды) Манукян.
Матильда родилась в семье состоятельных армян-аристократов в стамбульском районе Шишли в 1914 году. Закончила французский лингвистический лицей (Notre Dame de Sion Fransz Lisesi) неподалёку от дома и при поддержке отца открыла швейное ателье. Вышла замуж и родила сына. Но вскоре её супруг погиб, доходы от ателье были скромными, и после смерти отца — крупного владельца недвижимости в Стамбуле — она решила сменить род деятельности. В одном из зданий, принадлежавших её отцу, в квартале Красных фонарей работал бордель, владелец которого задолжал отцу Матильды крупную сумму. Денег у него не было, и он рассчитался с Матильдой, отдав ей свой бизнес вместе с секс-работницами.
Мадам Манукян, Daily Sabah
Вскоре мадам Матильда создала целую сеть публичных домов — в неё входили десятки заведений по всей стране. А в 1992 году Матильда стала самой богатой женщиной Турции: её состояние оценивалось в 200 млн долларов. При этом «королева борделей» не только исправно платила налоги, но и установила рекорд: по данным Торговой палаты Стамбула, только за 1994 год Матильда выплатила в казну свыше 16 млрд лир (10 млн долларов). Пять раз её награждали памятной медалью Турции «Золотая плакетка» как самого исправного налогоплательщика и исключительного рекордсмена среди предпринимателей Турции.
Примечательно, что часть своих огромных доходов мадам передавала на благотворительность — школам, университетам, библиотекам, больницам, пенсионным фондам и т. д.
Помимо борделей и даже целой улицы с 37 публичными домами, которые приносили в год по 4 млн долларов чистой прибыли, мадам Манукян владела 37 торговыми центрами, отелями в Анталии, заводами по производству пластиковых изделий, текстильной фабрикой и островом в Мраморном море. И это не считая офисов, розничных магазинов, дач, яхт, машин такси и люксовых автомобилей.
Врагов у Матильды было предостаточно: мусульмане не могли простить ей её бордельный бизнес, левые радикалы — невероятное богатство и влиятельность, националисты — то, что она была армянкой.
Сама мадам Манукян не раз отмечала, что в её бизнесе «нет ничего необычного, нужно нормально относиться к законной проституции».
В 1995 году, когда мадам Манукян было 80 лет, на неё было совершено покушение — в её машине взорвали бомбу исламские радикалы. Охранник и водитель погибли, но Матильда выжила, хотя и лишилась ноги. После этого она прожила ещё 6 лет и умерла в 2001 году, оставив всё своё состояние сыну Керобу Чилингиру. Её похоронили на одном из армянских кладбищ в Стамбуле.
В 2006 году о ней даже сняли сериал, где Матильду сыграла Аху Тугба. Кроме того, в театрах Стамбула не раз ставили посвящённые её жизни спектакли. Есть и музей Матильды Манукян — называется M&M, расположен в её доме в районе Шишли.
Но вернёмся к нашим Красным фонарям. Самым известным в этом плане всегда были улицы неподалёку от Галаты — да-да, самого туристического, наверное, места в городе. А наиболее знаменитой такой улицей в Стамбуле считается Zurafa Sokak (улица Жирафа), расположенная неподалёку от Галатской башни, в самом оживлённом районе. Она представляет собой вымощенный булыжником тупик с 42 домами, 37 из которых принадлежали мадам Манукян. Первый бордель здесь был открыт для европейцев, живших в Бейоглу, во время правления султана Абдул Хамида.
Улица Зюрафа, фото Cumhuriyet
До недавнего времени на улице работало всего четыре дома терпимости. Вход на улицу преграждали ворота, где дежурила полиция и просила предъявить удостоверение личности — войти могли только клиенты в возрасте от 18 лет.
Бордели были официально закрыты с началом пандемии коронавируса в марте 2020 года. И в 2022 году мэр района Бейоглу Хайдар Али Йылдыз заявил, что Зюрафа, а также улицы Алагейик и Кадем, расположенные неподалёку и тоже считавшиеся улицами Красных фонарей, будут преобразованы в рамках проекта «Дорога культуры Бейоглу». Они станут новыми культурными достопримечательностями Стамбула. Причём, по словам городского головы, затраты на благоустройство возьмут на себя наследники Матильды Манукян и другие собственники домов — они «охотно согласились оплатить расходы». В отремонтированных домах разместятся кафе, книжные магазины и арт-центры.
Примечательно, что ещё в 1980-х власти планировали вынести бордели за пределы Стамбула, но наткнулись на противодействие многих политиков. В 1994 году мэром Стамбула был избран член Партии благоденствия, входившей в правящую исламскую коалицию, Реджеп Тайип Эрдоган, который вознамерился ликвидировать улицу Красных фонарей. Но сразу и у него ничего не вышло, и если бы не пандемия, публичные дома, возможно, и до сих пор работали на своём месте, на улице Зюрафа.
Улица Жирафа и окрестности — не единственное место в Стамбуле, где можно найти услуги определённого толка. В переулках шумной туристической Истикляль вполне себе развит такого рода бизнес.
А буквально в 100 м к северо-западу от площади Таксим находится квартал Тарлабаши, где секс-работницы также предлагают свои услуги. Он ограничен улицами Долаптепе и собственно Тарлабаши. Несмотря на близость к туристическому центру, это настоящие трущобы, с полуразрушенными зданиями, кучами мусора и дров прямо у домов и шныряющими вокруг мутными личностями. В последнее время в квартале начинают реставрировать здания и открывать отели, но всё это происходит небыстро. Цена же в таких отелях ощутимо ниже, чем на Таксиме: привлечённые дешевизной и близостью площади туристы теряют бдительность или по незнанию бронируют там номера. А потом мы читаем истории о том, как люди в первый же день по приезду, испугавшись местного колорита, теряя тапки, сбегают из Тарлабаши и даже не пытаются вернуть свои деньги.
Есть ещё пара-тройка улиц с красными фонарями в Стамбуле, но расположены они очень далеко от турмест, названия их иностранцам ничего не скажут, да и оказаться туристы там не смогут ни в каком случае.
Пристань Каракёй. Буквально за этими домами располагался самый старый район Красных фонарей, позже он переехал на ул. Зюрафа
Вообще легализация проституции помогла «ночным бабочкам» выиграть несколько крупных судебных процессов. Например, в 1990 году турецкий парламент аннулировал старый закон, по которому насильственные действия в отношении проститутки наказывались не столь сурово, как в отношении любой другой женщины. Кроме того, были внесены поправки в систему соцобеспечения, которые позволили проституткам делать отчисления в пенсионный фонд и в итоге выходить на пенсию.
Вот такой он город контрастов, этот Стамбул, где могут сосуществовать казалось бы взаимоисключающие вещи.
P. S. В тексте для иллюстрации использованы фотографии и других районов, в основном Чукурджумы, о которой я ещё может расскажу. Рассказала)
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Секс-туризм