Поездка в Москву, состоявшаяся на днях, была у меня рабочей, но, к счастью, один день все-таки удалось выкроить для прогулки. И началась она с объекта, расположенного максимально близко к нашему отелю. Соответственно, не заглянуть сюда было бы странно. Это — Спасо-Андроников монастырь. В процессе поиска в интернете информации о нем я узнала, что здесь находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в результате чего мое желание посетить монастырь усилилось в разы. Но, как оказалось, у музея очень уж прихотливое расписание, например, в этот день он работал с 14.00, что для нас было неудобно. Мы пришли сюда в 9 утра, с тем, чтобы хотя бы познакомиться с территорией монастыря.
Спасо-Андроников монастырь был построен на высоком берегу Яузы в XIV веке, когда это место еще не входило в территорию Москвы, и лежало на перепутье двух оживленных дорог. Одна вела на восток — во Владимир и Нижний Новгород, другая — на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую орду, откуда постоянно грозила опасность. Поэтому монастырь был здесь поставлен как сторожевой, чтобы в случае неприятельского набега мог выполнять функции одного из наблюдательных пунктов.
В 1380 году Спасо-Андроников монастырь встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле.
В конце XVII в. заботу о монастыре взяла на себя Евдокия Лопухина, супруга Петра I. В 1691 г. на ее средства была заложена церковь Архангела Михаила. Здесь же находится усыпальница многих представителей этого рода.
Но главное здание на территории комплекса — Спасский собор. Это настоящий пришелец из прошлого, самый древний каменный храм Москвы за пределами кремля. После неоднократных разрушений, перестроек и реконструкций, он в 1960 году стал таким, каким его создали в 1410–1427 годах. В монастыре принял постриг, жил, творил, умер и был похоронен Андрей Рублев. В 1425–1427 годах он вместе с другим выдающимся монахом-иконописцем Даниилом Черным расписывал стены нового Спасского собора из белого камня. Храм функционирует до сих пор, хотя от той самой росписи остались лишь небольшие фрагменты.
В монастыре мы провели совсем немного времени, так как решили съездить на прогулку в центр города, а потом, к двум часам дня, если успеем, вернуться, чтобы попасть в музей. И, конечно же, не успели. Так что в монастырь потом пойдем еще. А мы в отправились в Зарядье, потому что где, как не в ландшафтном парке, искать первые признаки молодой московской весны, по которой мы все дружно соскучились?
Нам, уставшим от бесконечной хмари зимы, да еще и живущим в современном бешеном темпе, весну хочется — всю и сразу: чтобы все вокруг — голубое и зеленое, и ковры подснежников, и яблоня цветущуя, и пламенеющие тюльпаны, и бабочки, и медуница, и всего побольше.
Поэтому, что уж там, на Зарядье я возлагала надежду побаловать глаз весенним разноцветьем.
Но природе чужды суета и спешка, все у нее идет своим чередом.
Вот и Зарядье еще только протирало глаза от долгой спячки, толком не проснувшись, сдержано потягивалось, и как будто бы и нехотя выпускало из-под теплого зимнего одеяла первые россыпи нетерпеливых крокусов.
Пьянили ароматом ковры миниатюрной пушкинии, уже готовой заманивать первых весенних бабочек.
Стройные белостволые березки, одетые пока только в сережки, не скрывали красоты открывающихся из парка видов.
Мы же направились в, наверное, самый узнаваемый храм России — собор Василия Блаженного.
Попасть в его древние стены я хотела давно, в прошлый наш приезд в столицу этого сделать не удалось, поэтому в списке желаемых к посещению мест он был на одном из первых мест, да еще и на днях я одним глазком посмотрела несколько фрагментов фильма «Грозный папа», часть сцен которого снималась в соборе, и желание побывать там всколыхнулось с новой силой.
Этот храм-памятник, построенный по указу Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству, и освященный в 1561 году, является, пожалуй, одной из самых известных и красивых церквей России.
Кому не знакомы эти пестрые расписные купола, ажурные фасады и затейливый орнамент? Сказочный терем, да и только!
Конечно, изначально собор был не таким, каим мы видим его сегодня; за века своего существования он перестраивался, горел, отстраивался вновь, чудом избежал уничтожения в советские годы. Тот облик, в котором он предстает перед нами сейчас, храм приобрел в XIX веке, при Александре I.
Официальное название собора — собор Покрова на Рву, но наверное, большинству он известен все же как храм Василия Блаженного.
По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедуя милосердие и любовь к ближним, и совершая чудеса исцеления. Также он был известен своим прорицательским даром.
Существует легенда, что однажды уже широко известный Василий был приглашен на обед к Ивану Грозному. Когда разлили вино гостям и подняли чаши во здравие, Василий подошел к окну и выплеснул содержимое своего кубка на улицу. На резонный вопрос Грозного: «Зачем ты это сделал?», Блаженный ответил, что он тушил пожар в Великом Новгороде.
Вскоре выяснилось, что во время того самого обеда в городе действительно начался страшный пожар, но огонь внезапно погас, не причинив ущерба ни людям, ни зданиям.
На самом деле, историческое сооружение, которые известно нам как собор Василия Блаженного, это даже не один храм, а целых одиннадцать, расположенных на едином основании, и связанных между собой системой переходов, причем рисунок купола каждого из храмов — уникален.
До сих пор доподлинно не известно, кто построил храм, лишь легенда гласит, что, когда Иван Грозный увидел его, то был поражен красотой сооружения, и велел ослепить его создателя, чтобы тот никогда не смог повторить это великолепие.
Храм, без сомнения, интереснейший, и я постараяюсь посвятить ему отдельный отзыв.
Где туристу, наполненному впечатлениями, отдохнуть и пообедать в районе Красной площади? Тут любой ответит: в ГУМе! Туда мы и отправились.
Здесь, в отличие от улицы, уже вовсю царила весна, пусть и не настоящая.
В оставшееся до электрички время прогулялись по Никольской улице, иногда заглядывая в сувенирные магазинчики, и прицениваясь к ясноглазым длиннокосым красавицам — русским матрешкам.
Фасады зданий здесь свидетельствуют о богатом историческом прошлом. На этой улице словно сошлись все стили — русская готика, модернизм, барокко, классицизм, сталинский ампир и конструктивизм.
Здесь впервые в городе была напечатана книга, открылось высшее учебное заведение, принят радиосигнал. Позже появились гостиницы и конторы фабрикантов, заработал ресторан. В наши дни вдоль Никольской улицы расположены бутики и места для развлечений.
И закончили мы эту нашу прогулку на Боровицкой площади. Вообще-то мы шли в храм Христа Спасителя, но, решив сократить путь, (только пожалуйста, никому не говорите)), не смогли перейти очень напряженную трассу перед площадью, а возвращаться и выходить на правильный маршрут не было уже ни сил, ни времени.
Одна из доминант Боровицкой площади — памятник князю Владимиру, крестителю Руси. Огромная фигура, держащая в руках крест — один из самых больших памятников России.
А ведь князь мог стоять в другом месте. Первоначально планировалось возвести 24-метровый памятник на смотровой площадке Воробьевых гор, но эксперты выразили опасение, что монумент испортит классическую панораму с высоткой МГУ, плюс возмутились геологи. К тому же, князя планировали установить лицом к стадиону «Лужники»,в результате со стороны Университетской площади и смотровой площадки зрителям была бы видна только спина бронзовой фигуры.
В итоге памятник, правда, уменьшившись в размерах, был установлен на пустыре у Боровицкой площади.
За спиной князя разместили три барельефа, изображающие жизнь этого правителя Руси до принятия христианства,
крещения князя в Корсуни (Херсонесе),
Здесь закончилось еще одно мое свидание с Москвой; нырнув в метро, мы отправились на вокзал. До встречи, столица!