День обещал стать насыщенным. Нам предстояло осмотреть две деревни и ехать в Дибругарх. Мон в самом центре земли коньяков. В этот раз мы направились в противоположную от границы сторону.
Как я уже писал, в здешних городах и посёлках подходящий участок выравнивают под футбольное поле. Они необходимы для проведения массовых мероприятий. Свадьбы местных воротил относятся к таковым.
Утром мы наблюдали суету и приготовления к чему-то грандиозному. На обратном пути дорога оказалась заставлена машинами, отчего движение сделалось реверсивным. Вместо ворот установили сцену, а поле превратили в зрительный зал с креслами и стульями.
Народ кардинально преобразился! Красотки на каблуках прохаживались, демонстрируя платья. Мужская часть облачилась во фраки. Охраны с автоматами, в лице военных, было видимо-невидимо.
Именно на это мероприятие из своих деревень отправились короли Лонгвы и Тангниу, но все ждали ещё большего боса. Предположительно, именно этот человек выдавал дочку замуж, пригласив уважаемых людей округа.
Я попросил водителя остановиться, но мы не нашли места, укатив далеко. В общем, жаль, сфотографировать не получилось и потому вернёмся на маршрут.
После Мона грунтовка побежала по обтянутому лесом хребту, далее свернули на просёлочное ответвление. Встречные авто совсем исчезли. Изредка попадались мотоциклисты, пацаны с рогатками, охотники с допотопными ружьями и женщины с корзинами.
1 из 3
1
Дороги в родные деревни ремонтируют сами жители. За неимением техники и асфальта, они притаскивают булыжники и вколачивают в грунт, отчего машины на каменных выступах, снизив скорость, переваливаются с боку на бок.
Японские войска во время Второй Мировой преодолеть этих гор так и не смогли. Мне трудно оценить вклад нагов в баталию, но, как пишут в справочниках, они отметились по обеим сторонам фронта.
Одни воевали на стороне Японии, желая освобождения Нагаленда. Другие поддержали Британию в составе Индийской национальной армии. В любом случае, весной 1944 г. самураи потерпели поражение в Кохимской битве.
Селение Хонгхой появилось резко и сразу. Оно мало чем отличалась от собратьев по Нагаленду. Сижу, смотрю в окно, готовлю фотоаппарат, и тут вдруг в одном из дворов мелькнул старик в колпаке. Толкаю водителя, чтобы притормозил. Он смеётся и отмахивается, дескать, впереди подобного много.
Выходим возле вполне обычного домика. Если сравнивать со вчерашними, строение сложно было назвать королевским. К нам подходит старик с красными губами. Судя по всему, бетель жевал. Смотрит, здоровается, ничего не просит и разрешает себя снимать.
1 из 2
2
Мужчина был в возрасте и передвигался с трудом. Ко всеобщему удивлению, со всех сторон стали подтягиваться ещё и ещё старцы.
4
Все почтенного возраста, почти все с татуированными лицами, в национальных костюмах.
4
Сколько лет воинам, понять было трудно.
1 из 2
3
Что за восемьдесят, точно, но далее сложновато.
3
Сгорбленные от пережитого, почти все опирались на палку, но к королю, как по команде, пришли быстро.
3
Рассаживаемся в зале приёмов. Гид объясняет, какие скамейки оставить свободными. Огонь в помещении разводят часто, о чём говорили почерневшие стены. Рогов и черепов было по минимуму. Зал приёмов давно стал местом хранения инструментов и охотничьих приспособлений.
Долгожданный король вышел из соседней комнаты, заняв место напротив нас. Это был старик в олимпийке, в национальной шапочке с клыками кабана и с подвесками на груди в виде латунных черепов. Голые ноги украшали цветастые ленточки от злых духов и обычные вьетнамские шлёпки.
3
Мы все реально не понимали, как себя вести и что делать, тогда как разменявшие восьмой десяток подданные заходили уверенно, чётко занимая нужное место. Если приём предусматривает общение, то в нашем случае всё было не так. Деды переговаривались между собой, не обращая на нас внимания.
1 из 4
3
Королева, подобно ферзю, заняла нужную клетку, усевшись возле мужа на корточках.
3
Женщины у коньяков по статусу ограничены, при этом не забиты, как у арабов. Женщин ценят — на каждую тысячу мальчиков в Нагаленде 900 девочек.
4
В этом плане Индия, Нагаленд и Мьянма являются антиподами России.
4
Какое-то время мы сидели напротив друг друга. Деды переговаривались, кидая взгляды в нашу сторону. Тасан был рядом, но я так и не смог выдавить вопроса. Задумчивый монарх, даже со своими подданными, общался мало. Наверно сказывался возраст, несущий болезни.
После аудиенции мы вышли на улицу, где устроили фотосессию.
1 из 2
3
Когда стихли восторги и щелчки фотоаппаратов, старики предложили следовать за ними. Сгорбленные, они с трудом волочили ноги, но при этом чётко знали, какое место занять у короля, что делать дальше и куда нас вести.
3
Одна из моих спутниц задержалась и вступила в более тесный контакт с правителем. Монарх по-английски говорил. Завязался разговор про фотографии, что висели на стенах, про урожай, про погоду, про возраст, про детей… Далее, применив хитрость, моя спутница перешла к баталиям.
Во времена королевской молодости они уже были не столь кровопролитными. В любом случае, повоевать пришлось. Королевский взгляд воссиял. Ангх встал и с гордостью показал, как рубил головы; левой придерживал за волосы, а правой наносил удар мечом-дао.
2
Как и предполагалось, старики привели нас к мужскому дому собраний. У входа запомнился стесанный под лавку камень.
1
Сам морунг представлял обычную бетонную коробку, сверху перекрытую шифером.
1 из 2
1
Очаг, возле которого проходили собрания, располагался по центру. По углам красовались деревянные фигурки, всевозможные рога с черепами и колотушки. Молодёжь, отходящая от прошлого, уже дополнила стены цифрами, сердечками и надписями.
Деревни охранялись круглосуточно! Когда в морунг прибегал дозорный и сообщал о неприятеле, доблестные воины оповещали соплеменников с помощью щелевого барабана. Пятиметровый, напоминавший лодку, он был вырезан из ствола дерева. Заинтересовала дата — 26.09.1998 год — за несколько недель до этого в России произошёл дефолт.
1 из 4
2
Нагаленд для иностранцев открыли в 2012 г. Вот и представьте, что здесь происходило за 14 лет до этого! Нет, головы уже не рубили (последние случае датируются концом 60-х). Коньяки на тот момент начинали примеряться к XXI веку, куда перенесли традиции и анимистические верования.
3
По другую сторону от главного входа морунг дополнялся устроенным на дереве домиком, подойти к которому можно было по навесному мостику.
2
Нам разрешили посмотреть. Хлипкая плетёнка была рассчитана на меньший вес. Идти пришлось поочерёдно. Конструкция стонала, скрипела, раскачивалась, но выдержала.
Из домика открывается вид на посёлок. Не скажу, что меня накрыло просветление, но место по-любому необычное.
1 из 4
3
Вернувшись в морунг, мы посидели возле огня рядом со стариками.
5
После они исполнили что-то по типу боевого танца.
2
С одной стороны, мы общались с тёмным средневековьем или с чем-то более древним, безнадёжно уходящим.
С другой стороны, бывшие охотники за головами не получают пенсий и пособий. Возраст сказывается. Им бы полежать, отдохнуть, но они вынуждены развлекать туристов, демонстрируя себя.
Получается, тот первый бабай, которого я заметил из машины, сидел наготове в церемониальном костюме. Они все ждали и потому пришли быстро.
1 из 10
1
С третьей стороны, зарабатывать тоже можно по разному. Ветераны племенных войн денег не требовали и даже не намекали. Дети тоже вели себя достойно. При получении конфет не обделяли младших.
1 из 5
4
При распределении благ король играет первостепенную роль. К примеру, выделяет государство деньги на установку туалетов.
Монарх что-то отщипывает, выдаёт каждому его долю и контролирует строительство. В нашем случае гид передал деньги, которые ангх раскидает по-чесночку. Власть у коньяков наследуется. Старший сын короля, после его ухода, займёт трон.
3
Купив у царицы ананас, мы попрощались с монаршей четой и хотели направиться дальше. Водитель предложил не спешить, указал на холм, заставленный плитами. По-английски парень не говорил, но слово мемориал было понятно.
Холм полностью зарос травой. Воткнутые плиты оказались разнокалиберными, никак необработанными и торчали в разные стороны. Что это за мемориал, понятно стало в следующей деревне, но мы не станем забегать вперёд.
1
Как я уже писал, коньяки обустраивались на вершинах. Их деревни, окружённые джунглями и горами, всегда выигрывают за счёт видов.
1
Страна Нагов сохранила первозданную красоту. Здесь прошлое соприкасается с настоящим и делает это ненавязчиво.
1 из 9
1
До всеобщей христианизации коньяки практиковали земледельческие культы, с почитанием камней и священных деревьев. Были ли у них шаманы, не скажу, но священные места остались.
В Хонгхое к таковым относится большое и мощное дерево-близнец. Его корни переплелись с ветками, и возраст оно отсчитывает веками.
3
Возле священных мест устраивали кладбища. В прежние времена, если верить Тасану, на могилу ставили деревянного идола. Теперь, под влиянием миссионеров, идолов заменили плитами.
1 из 3
1
К полудню солнце начало припекать, но мы нашли силы дойти до церкви. В деревне Хонгхой их две и обе баптистские.
1
Первая возведена в начале прошлого века. Службы уже не проводятся, церквушка — памятник архитектуры. Старая и покосившаяся, она показалась мне доброй и уютной. Невольно представилось, как в наполненном светом зале по лавкам рассаживались бывшие охотники за головами, снимали шапки с перьями и слушали проповедь.
1 из 2
1
Новую церковь отстроили в несколько этажей. Если не знать, по фото сложно предположить, что она не в городе, а в Богом забытых джунглях. Отделка зала скромная, но тоже достойная. Пастор на постоянной основе в Хонгхое не живёт, приезжая периодически.
1 из 3
3
Следующей локацией стала ещё одна деревня. Как называлась, не помню, но ехали мы туда недолго. Доминанта посёлка баптистский храм и церковный мемориал.
2
Храм большой, виден издалека, но в рамку фотоаппарата поместился с трудом.
1
В посёлке есть ещё одна стела, где рассказывается об основании деревни. К сожалению, буквы оказались подточены временем, и текст никто из моих спутников так и не смог перевести.
1
Напомню, в предыдущей деревне мы видели мемориал с плитами. Здесь оказался такой же. Ухоженный и основательный, он располагался по соседству с футбольным полем и королевским домом, что говорило о его значимости.
Фундамент оказался укреплён блоками. Входящая в комплекс стела рассказывала про последних королей, а на бугре, словно пытаясь спрятать каменные души от солнца, во все стороны раскинуло ветки дерево.
1 из 2
2
В древнем санскрите слово «нага» обозначало — демон с головой и хвостом змеи. Птолемей упоминал о «нага лога» — обнажённых людях на территории нынешнего Нагаленда.
3
В местных диалектах «нока» обозначает — воин. По одной из легенд бог Кришна происходит из нагов, коих называли — люди-тигры. Наги не стали жертвой иноземных захватчиков и не выработали кастовой системы.
Согласно справочникам, коньяки считают себя потомками Ноя, и имеют библейские имена: Моза, Кайса, Арон и др.
1 из 3
4
Так что же это за мемориал, ощетинившийся плитами, подобно ежу? В Лонгве и Тангниу такого не было, а в этой части Нагаленда практиковалось следующее:
Охотники за головами убивали человека, голову срубали и высушивали, а чтобы ещё больше заявить о доблести, на деревенском кургане устанавливалась плита. Один убитый — одна плита. Сколько всего, посчитать сложно. Паспортов не существовало, и понять, кто был убит, опять таки невозможно.
1
Что меня особенно поразило, так это две плиты с нарисованными снеговиками. По словам гида, это дети украшали к Новому году деревню, и вывели снеговиков. Я же подозреваю, это убиенные белые люди.
1
В конце 60-х коньяки заключили вечный мир. Представители разных племён привезли и установили у подножия данного мемориала свои плиты, как символ всеобщего мира.
И тут новая загадка? Возле названия Хонгхой гексаграмма. Её вырезали одновременно с буквами. Получается, король, у которого мы были в гостях, ассоциировал себя со звездой Давида?
Ну не евреи же они в конце то концов?! Конечно нет! В средневековье, которое здесь окончилось «вчера», подобный знак применялся не только иудеями.
1
Королевский дворец в данном селении мало чем отличался от домов обычных жителей.
1 из 2
1
Монарх тоже оказался в отъезде, и мы уже начали готовиться к обратной дороге. Тут, вдруг, подходит местный паренёк и предлагает отвести на кладбище.
Надо признаться, за всё это время мы жутко устали и поход на кладбище не вдохновлял. Половина моих товарищей не захотели бить ноги, но я решил сходить. Спускаемся под горку мимо домов и огородов. Я периодически отстаю, фотографируя виды.
1 из 3
2
Наконец, возле раскидистого дерева проводник длинным тесаком начинает рубить траву. Постепенно взору предстают каменные плиты с именами.
Быть похороненным под большим деревом, считается престижным. Возле огромного ствола покоились два короля, чуть дальше от них уважаемые люди.
1 из 2
1
Пока местный гид рубил траву, я отошёл в сторону и начал изучать плиты. Под ногой что-то хрустнуло. Переступаю дальше, смотрю, на что-то белое опять наступил. Подзываем провожатого, тот смотрит и поднимает из травы кусок черепа, потом челюсть, потом опять кости.
1 из 4
1
Как далее выяснилось, короли приняли христианство, но от трофеев избавляться не пожелали, держа при себе. Когда упокоились, рядом с могилами вкопали в землю большие ёмкости, куда сложили черепа.
По прошествии времени целым остался только один. Остальные оказались разбросаны по земле, отчего потрескались и поломались.
1 из 2
1
Учение Христа о доброте и о любви к ближнему многим народам помогло выйти из тьмы. На примере коньяков это очень хорошо видно. Англичан они не испугались, продолжая рубить головы, но усмирились под воздействием миссионеров.
1 из 2
1
Если не будет религиозного страха, мир быстро скатится к хаосу, и образуются новые коньяки, которые будут заниматься примерно тем же.