Проспект Айвазовского в Феодосии до революции носил название Екатерининского проспекта. Он тянется вдоль железной дороги, проходящей возле берега Чёрного моря, от улицы Кирова на юге города до Комсомольского парка на его севере. Протяжённость проспекта около 2,5 километров. Это старый район города, который изначально изобиловал различными архитектурными памятниками. Многие из этих построек не пережили разрухи во время Великой Отечественной войны. Но некоторые из них были восстановлены и являются сейчас достопримечательностями Феодосии.
Будучи в этом городе, мы специально совершили пешую прогулку вдоль проспекта Айвазовского от «Картинной галереи И. К. Айвазовского», расположенной примерно по середине проспекта, сначала в одну сторону (на север), а потом в другую. При подготовке сценарного плана этой прогулки я вял за основу рассказ известного феодосийского экскурсовода А. И. Корнелецкого, просмотренный в одном из роликов на «Ютубе». Об увиденном и запечатлённом на собственных фотографиях во время этой прогулки я и хочу рассказать в этой публикации.
Происходила эта прогулка 6 июня 2016 года, когда мы специально приехали в Феодосию из Щёлкина, где дислоцировались во время наших первых «крымских каникул». Первоначально планировался более длинный маршрут в южную часть Феодосии с продолжением похода по улице Горького вплоть до цитадели Генуэзской крепости, но мы не успели это сделать за один день, а потому завернули в Феодосию ещё раз через два дня, когда возвращались из поездки в Карадагский дельфинарий в посёлке Курортное. В целом осмотренные нами за два дня достопримечательности Феодосии я перечислил и показал на вот этой карте. В этой публикации я расскажу только о прогулке, совершённой в первый день, то есть 6 июня 2016 года. Именно она, в основном, проходила вдоль проспекта Айвазовского.
Итак, наша прогулка началась от «Картинной галереи И. К. Айвазовского», возле которой 2 мая 1930 года был открыт памятник Айвазовскому. О них я уже рассказывал в предыдущей публикации. Поэтому здесь приведу только сделанные их фотографии:
При движении от галереи на север первым объектом, достойным внимания, будет так называемый «Адмиральский дом».
Изначально на этом месте стояла гостиница «Россия», построенная в 1909 году предпринимателями братьями Зотовыми. Это было четырёхэтажное здание. А сейчас Адмиральский дом представляет собой двухэтажное здание с высоким чердаком. Трудно поверить, что на этом месте раньше была такая четырёхэтажная гостиница. До революции она считалась одной из самых престижных гостиниц города. Она была телефонизирована, электрифицирована, 50 шикарных номеров с горячей водой, то есть со всеми удобствами. В таком виде гостиница работала до революции, затем её, естественно, национализировали. В годы Великой Отечественной войны, в декабре 1941 года в результате высадки десанта третий и четвёртый этажи были разрушены. После войны были определенные сложности, в том числе и финансовые, поэтому решили не восстанавливать эти этажи, а просто над вторым этажом сделать высокую крышу с мансардой. Потом здесь размещался штаб военно-морского флота Советского Союза. Когда штаб перевели в другое здание, Министерство обороны это здание никому не отдало, его перепрофилировали и сделали там квартиры, то есть сделали из этого здания жилой дом. Квартиры там с высокими потолками, говорят, четыре метра высотой. До сих пор это единственное жилое здание на проспекте Айвазовского.
Далее по ходу движения можно увидеть «Цветомузыкальный фонтан» и полуразрушенное здание бывшего «Шахматного клуба». Они построены на месте бывшей дачи Моисея Стамболи, разрушенной во время Великой Отечественной войны.
Знаменитая феодосийская табачная фабрика Стамболи принадлежала трём родным братьям. На месте Цветомузыкального фонтана была дача Моисея Стамболи. Здесь были городские купальни, был сооружен целый городок. Здесь были ванны с морской водой, кто хочет с подогревом, кто хочет без, буфет, где можно было сытно и вкусно покушать, парикмахерская, библиотека с читальным залом, а наверху танцевальная площадка. Вечером здесь играл духовой оркестр, исполняя фокстрот, танго, популярные в то время мелодии, люди веселились, отдыхали, танцевали, и даже сверкала электрическая иллюминация. Так вот шикарно отдыхали люди до революции.
Здесь же на набережной шёл бетонный парапет. Там, где сейчас люди гуляют по набережной, там раньше волны плескались. Это уже во второй половине XX века, высыпав сотни тонн грунта, щебня, песка, отодвинули море на несколько десятков метров, а раньше брызги попадали прямо на рельсы железной дороги, построенной вдоль берега моря. Если был сильный шторм, поезд шёл как катер, рассекая морскую волну, ну, по крайней мере, колёса были в морской воде. Чуть дальше от туалета были городские купальни. А где сейчас высажены деревья был мостик вздохов. Здесь любили назначать свидания влюбленные, они ходили и очень томно вздыхали, не решаясь признаться в любви. Мостки были деревянные, решетчатые, и малые феодосийские мальчишки, по воспоминаниям старожилов, которые жили в конце XIX — начале XX века, забирались туда вниз, прятались под мостиками и, глядя снизу вверх, смотрели какого цвета трусы у дам. Как говорится ничего нового…
Далее сохранилось здание бывшего дома Иосифа Ходжи, дореволюционного феодосийского кондитерского магната:
Здание было построено в 1909 году в качестве дачи очень богатого феодосийца Иосифа Хаджи. Он владел коммерческим банком, несколькими другими очень важными финансовыми активами, в том числе кондитерской фабрикой, которая выпускала конфеты, пирожные, торты. И вот он построил дачу на Екатерининском тогда ещё проспекте. В годы войны она сильно пострадала, но затем была реставрирована и до недавнего времени пребывала в приличном состоянии, но в последние годы за ней вообще не ухаживают, зимой её не отапливают. Летом она служит в качестве склада для коробок с сувенирами, которыми здесь торгуют. Перспектива этого здания вызывает серьезные опасения.
За домом Иосифа Хаджи следует Дача «Модерн», в которой сейчас располагается третий корпус санатория «Восход».
До революции это была дача Исаака Стамболи, среднего из трёх братьев Стамболи. Она называлась «Модерн», была построена по проекту известного, модного, высокооплачиваемого харьковского архитектора Пискунова в 1909 году. Дача получила такое название — «Модерн», потому что была построена в очень модном в то время архитектурном стиле — модерн. В годы Великой Отечественной войны здание очень сильно пострадало, полностью был разрушен второй этаж, первый этаж сохранился. Несколько лет думали, что с этим зданием делать дальше. В 1952 году нашли несколько необычный вариант решения проблемы. На базе первого этажа построили второй этаж, но в совершенно другом архитектурном стиле, по моде начала 50-х годов прошлого века, в стиле сталинского ампира по проекту московского архитектора Юдина. В результате получилось здание «слоеный пирог», по-моему, даже оригинально, по крайней мере, не разрушили до конца.
За дачей «Модерн» расположен ещё один лечебный корпус санатория «Восход», сооружённый на месте разрушенных во время войны зданий.
По внешнему виду оно похоже на плотину гидроэлектростанции, а поэтому жители Феодосии полу в шутку полу в серьез называют «Днепрогэсом». Раньше на этом месте стояли красивейшие дачи — «Марат» и «Гелиос» Зелинского и Паланге, феодосийских предпринимателей. По своей красоте, по своей архитектурной культуре они отличались от других дворцов Феодосийской набережной, проспекта Екатерининского. Советской властью они были национализированы, здесь работали санатории. В декабре 1941 года во время высадки нашего Керченско-Феодосийского десанта гитлеровцы в окнах этих дворцов установили зенитки, которые стреляли по кораблям, по крейсерам, высаживавшим десант. Советские десантники вынуждены были открыть ответный огонь на поражение, в результате этого полностью были уничтожены эти красивейшие дворцы, реставрации они уже не подлежали. В советские времена здесь шла лесенка вверх, тут было что-то типа парка, детки гуляли, мальчишки в войнушку играли, такая зелёная зона была. И вот в 1980-х годах по проекту московского архитектора Буравского началось строительство вот этого монстра. Когда его строили, феодосийцы ужасно возмущались, писали письма в различные средства массовой информации, а их было не так много, — в Феодосии тогда была лишь одна газета «Победа». Тем не менее, органы советской власти отвечали примерно так: «Не волнуйтесь, когда здание будет сдано в эксплуатацию, оно очень органично впишется в общий ансамбль зданий на Феодосийской набережной». Насколько органично, судите сами. Потом, когда здание сдали в эксплуатацию, феодосийцы решили отомстить и придумали ему название собственное. Среди таких красивых названий как «Милос», «Виктория», «Аида», «Вилла», «Флора», оно получило тоже «красивое» название — «Днепрогэс». Ведь каждое название здания должно соответствовать его внешнему виду…
Далее подряд следуют несколько бывших дач. Первая — Дача «Виктория», принадлежавшая Соломону Крыму.
Соломон Крым был довольно известной личностью не только в Феодосии, но и за её пределами. Вообще многие из династии Крымов были богатыми людьми, и это была самая многочисленная семья в городе. В 1897 году в Феодосии проводили перепись населения, тогда в городе жили порядка 10 тысяч жителей, из них 144 человека носили фамилию Крым, и они не были однофамильцами. Они все составляли одну семью.
Крымам принадлежал коммерческий банк, пароходная компания, виноградники и яблоневые сады. Был такой городской голова, который долго занимал этот пост, Самуил Абрамович Крым. Дача «Вилла» принадлежала Арону Абрамовичу Крыму, родному брату городского головы. Два сына городского головы Ибрагим и Соломон были очень умными людьми, с детства любили читать. Когда они выросли, то решили построить себе дачи именно в том архитектурном стиле, о котором мечтали с детства.
Дача Соломона Крыма называется дача «Виктория», то есть «Победа» в переводе на русский язык. Она была построена в 1914 году, на фасаде даже видны римские цифры. Для разработки архитектурного проекта он пригласил, пожалуй, самого знаменитого нашего архитектора Николая Петровича Краснова, академика архитектуры, личного архитектора государя императора, автора множества шикарных дворцов крымского южнобережья, в частности, например, знаменитого Белого Ливадийского императорского дворца. В сложном испано-мавританском стиле с обилием лепнины, резьбы по камню он построил дачу «Виктория».
Для оформления камней был приглашен мастер резьбы по камню Фока Яни. Он был невысокого роста, коренастый, очень сильный человек, который легко перетаскивал 100-киллограмовые каменные блоки. Резьба с точностью сохранилась. Как делали? Брался большой увесистый каменный блок и специальными резцами резался сложный узор, причем без права на ошибку. Если по ходу работы откалывается какой-то кусок, или что-то не получалось, весь полностью каменный блок выбрасывался, брался другой, и всё это делалось по-новому. Около года делали этот узор на арке при входе, это очень сложная работа.
На фасаде, где мы видим отколовшуюся плитку, планировали сделать мозаику Феодосийского залива. Её заказали на специальной фабрике в Италии, заплатили огромные деньги, сделали, погрузили заказ на корабль и начали перевозить сюда. Шёл 1914 год, Первая мировая война. То ли случайно, то ли нет, корабль нарвался на мину и затонул. Поняв, что повторить этот заказ уже не удастся по многим причинам, решили выложить плитку в шахматном порядке.
Хозяин этой дачи впоследствии стал видным политическим и государственным деятелем, а ещё позже возглавил краевое правительство Крыма. Поэтому звучит как каламбур, что в истории Крыма был период, когда премьер-министром Крыма был Крым.
Рядом с дачей «Виктория» сохранилась дача «Милос». Их разделяет проезд по Революционной улице, выходящей торцом на проспект Айвазовского.
Своё название дача «Милос» получила, вероятно, от Венеры Милосской в беседке-ротонде, точной копии всемирно известной Венеры Милосской, которая была поднята со дна Эгейского моря, а сейчас хранится в парижском Лувре. Правда феодосийская Венера более демократична: в обнимочку с ней можно сфотографироваться в любое время дня и ночи, а та, которая в Лувре, против ночных фотосессий почему-то возражает.
Дача была построена в 1911 году по проекту харьковского архитектора Пискунова в сложном греческом стиле. Колонны-кариатиды — это точная копия знаменитых колонн-кариатид из малазийского города Милета, выходцы из которого в VI веке до новой эры основали античную Феодосию. Во внутреннем дворике расположены статуи античных богов, сам дворик тоже сделан очень интересно, оригинально, под старину. Там снимали фильм «Короли и капуста», там бегал тогда ещё молодой Николай Караченцов.
К сожалению, это здание тоже разрушается, требует ухода. Считается, что это корпус санатория «Восход», но санаторий давно уже не выполняет свои прямые функции, не оздоравливает людей, живёт тем, что сдаёт помещения в аренду предпринимателям…
Далее следуют ещё три корпуса санатория «Волна», расположенных в бывших дачах «Вилла», «Флора» и «Аида».
Дача «Вилла» принадлежала Арону Абрамовичу Крыму, одному из представителей богатого семейства Крымов, родному брату городского головы. Здание построено в готическом стиле в 1912 году. Кто архитектор, я не знаю. К сожалению, очень большое количество документов из архивов в годы Великой Отечественной войны сгорело, уничтожено. Поэтому, кто был архитектором того или иного здания, восстановить практически невозможно. Некоторые данные получались в результате опросов феодосийских старожилов, но иногда бывают определенные сомнения в достоверности этих сведений. Сейчас здесь оздоравливаются дети с заболеваниями органов дыхания не туберкулезного типа — бронхитом, астмой, пневмонией и другими.
Два других здания тоже были построены в 1912 году. Дача «Флора» принадлежала Александру Абрамову, статскому советнику, адвокату. По некоторым сведениям, по национальности он был армянином.
Банкир Николай Ратгауз был, вероятно, большой любитель оперы, свою дачу он назвал дача «Аида». И после национализации, и до войны, и после войны здесь до сих пор работает детский санаторий. К сожалению, это здание практически полностью скрыто за густой порослью ёлок, и сфотографировать его с проспекта Айвазовского мне не удалось.
А это здание Клуба санатория «Восход», построенного в послевоенные годы в стиле «советского ампира». Здесь часто проводились тематические встречи с местными и крымскими писателями и художниками. Одно время тут транслировали кинофильмы. Теперь здание принадлежит частному инвестору и как будет использоваться в дальнейшем неизвестно.
Далее по пути следования к Даче Иосифа Стамболи мы в глубине увидели недавно построенный фешенебельный отель «Алые паруса»:
Иосиф Стамболи по национальности был караимом. Эта тюркоязычная этническая группа приняла в вероисповедании иудаизм. Поэтому в оформлении дачи Иосифа Стамболи можно встретить по соседству друг с другом, как исламские, так и иудаистские символы. Вот, например, фрагменты оформления решёток на ограждении территории дачи:
Дача Иосифа Стамболи была построена в 1909 — 1915 годах в испано-мавританском стиле по проекту петербургского архитектора Оскара Эмильевича Вегенера. В отстроенном особняке Иосиф Стамболи прожил всего три года. После Октябрьской революции вся семья Стамболи покинула Крым и поселилась во Франции. После революции здание занимали различные учреждения: санаторий, наркологический центр доктора Александра Довженко. После распада СССР здание было выкуплено частными лицами, и в нём был устроен ресторан, потом музей подводной археологии. С 2020 года здание находится на капитальной реставрации.
Недалеко от дачи Иосифа Стамболи можно увидеть так называемый «Межениновский мост», перекинутый через ветку железной дороги, ведущей в Феодосию.
130 лет назад, в 1892 году, в древнюю Феодосию в Крыму пришла железная дорога, а одновременно с ней был построен этот мост, перекинутый через её колею, соединивший местность, где находилась дача издателя и литератора Алексея Сергеевича Суворина, с центральной частью города. От дачи Суворина сейчас ничего не осталось, она была разрушена во время фашистской оккупации Феодосии, и сейчас на её месте находится многоэтажный корпус базы отдыха «Ай-Петри».
А вот мост сохранился до нашего времени почти в первозданном виде. Про него я и хочу немного рассказать и показать его фотографии.
Строителем моста стал инженер железнодорожных путей Николай Павлович Меженинов. Именно в его честь этот самый старый мост в Феодосии назвали «Межениновским мостом». Изначально он был трёхпролетным, но впоследствии два крайних пролета были заложены кирпичом и засыпаны землей. Через центральный пролет проходит полотно железной дороги. Сам мост был построен из осадочных горных пород — песчаника с высокой прочностью.
Мост имеет ажурные чугунные ограждения. На перилах указано место их изготовления: «Нудельманъ. Одесса».
Эммануил Абрамович Нудельман был модельщиком и литейщиком высокой квалификации и владельцем завода в Одессе, на котором изготавливали различное литейное и механическое оборудование. Фамилия Нудельман нам хорошо известна потому, что его сын Александр Эммануилович Нудельман стал впоследствии известным советским конструктором вооружений и долгое время возглавлял московское конструкторское бюро «Точмаш».
До сего времени Межениновский мост является главными железнодорожными воротами Феодосии. Он поражает своей простотой и, в то же время, монументальностью. На мосту всегда многолюдно. В общем, это очень интересное место в Феодосии…
Вернувшись по проспекту Айвазовского от дачи Иосифа Стамболи обратно к «Картинной галерее И. К. Айвазовского», и от Галерейной улицы мы отправились по проспекту Айвазовского в южном направлении.
На пересечении Галерейной улицы и проспекта Айвазовского расположено здание кафе-клуба «Аркадия», оформленное в древнегреческом стиле:
А через несколько десятков метров от «Аркадии» в отреставрированном особняке начала ХХ века расположен «Феодосийский музей древностей».
Это один из старейших музеев Феодосии, образован он был в 1811 году под попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского. Первоначально находился в помещении заброшенной мечети, а в 1871 году его экспонаты были перенесены в новое здание, построенное на средства И. К. Айвазовского на горе Митридат. В годы Великой Отечественной войны это здание было разрушено. Сохранившиеся экспонаты в послевоенное время хранились в Картинной галерее И. К. Айвазовского, а с 1988 года по настоящее время экспозиция музея расположена в выделенном для него особняке начала ХХ века на проспекте Айвазовского, 11.
В 2016 году мы внутрь музея не заходили, сделали это через пять лет в 2021 году. А во время прогулки по проспекту Айвазовского в 2016 году зашли во внутренний дворик музея, где также представлены несколько древних артефактов из феодосийской истории:
Далее по ходу движения мы увидели два корпуса гостиницы «Астория», построенные в разное время. Один из корпусов был сооружён в 1914 году, а другой — в 1964 году. Сравнение их между собой по архитектуре, естественно, не в пользу корпуса советской постройки.
К корпусу гостиницы «Астория» примыкает Феодосийский городской дом культуры, также занимающий здание, построенное в начале ХХ века.
На стене здания размещена памятная доска, сообщающая что в этом здании в начале 1930-х годов работала будущий Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева, занимавшая в то время должность секретаря Феодосийского горкома комсомола.
Напротив здания дома культуры расположен Феодосийский железнодорожный вокзал, а на примыкающей к нему площади установлен памятник В. И. Ленину.
Пройдя далее, мы оказались в Пушкинском сквере, в котором установлен памятник великому русскому поэту. Проходили мы здесь 6 июня в день 217-й годовщины со дня рождения А. С. Пушкина. В связи с этим была сделана фотография на память, пополнившая семейную коллекцию фотографий на тему «На фоне Пушкина снимается семейство».
Далее мы пришли в Юбилейный парк, в котором установлены мемориальные памятники в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Следующим приметным зданием стал кинотеатр «Крым», возведённый в самом начале проспекта Айвазовского в послевоенное время. Феодосийские краеведы говорят, что до войны на месте кинотеатра находилась построенная ещё до революции женская гимназия, в которой училась Вера Игнатьевна Мухина, ставшая затем знаменитым скульптором. В Феодосии на улице Федько есть «Музей Мухиной», экспонаты которого рассказывают о творчестве этой незаурядной женщины. Мы в этом музее тоже побывали в 2021 году, о чём я, наверное, сделаю отдельную публикацию. А пока приведу фотографию здания кинотеатра «Крым».
Чуть в стороне на проспекте Айвазовского можно увидеть остатки так называемой Башни святого Константина. Это одна из 30 башен, входивших в защитные укрепления Генуэзской крепости, построенной в XIV веке. В центральной части территории Феодосии Башня Константина является единственной из сохранившихся до настоящего времени. Остальные вместе с крепостными стенами были разобраны в XIX веке жителями города и использованы в качестве строительного материала для постройки собственных домов.
По соседству с Башней Константина можно увидеть вот такой древний символ энергии земли и неба под названием «Менгир», изготовленный более двух тысяч лет назад:
1
В Юбилейном парке установлены два фонтана. Первый носит название «Фонтан Айвазовского». Он был сооружён в 1888 году на средства и по проекту И. К. Айвазовского и подарен им городу Феодосии. Для запитки фонтана водой Айвазовский соорудил чугунный водопровод от источника в своём имении Субаш, расположенного примерно в 25 километрах от Феодосии:
А второй памятник-фонтан «Доброму гению», расположенный в глубине Юбилейного парка, был сооружён в память об Иване Константиновиче Айвазовском в 2004 году.
Ещё при жизни Айвазовского жители Феодосии, благодарные за сооружённый водопровод, захотели установить ему памятник, но Айвазовский был против этой затеи. Поэтому решено было отблагодарить художника-мецената, так сказать, опосредовано, и недалеко от места, где сейчас находится современный фонтан, был установлен памятник «Доброму гению» с фигурой женщины, в которой угадывался облик жены Айвазовского — Анны Никитичны. Памятник этот не пережил годы Великой Отечественной войны и погиб. А в 2004 году с использованием сохранившихся фотографий он был воскрешён в виде нового фонтана. К первоначальному виду памятника была добавлена аркада с именами четырёх любимых учеников художника.
И, наконец, хочу рассказать ещё об одном примечательном месте рядом с проспектом Айвазовского. Примечательно оно по двум причинам.
В первых, можно сказать, метаморфозами установленного здесь памятника. С 1980 года здесь стоит памятник большевику Ивану Андреевичу Назукину. А изначально, ещё до революции, здесь был установлен памятник Российскому императору Александру III. После Октябрьской революции его, как водилось в то время, снесли, а на место императора водрузили «Фигуру марксизма». Её в 1941 году взорвали немцы, оккупировавшие Феодосию. После освобождения Феодосии в 1944 году установили памятник И. В. Сталину, который простоял здесь до 1961 года, после чего был снесён в угоду разоблачения культа личности умершего советского вождя. До 1980 года место это пустовало, а в 1980 году здесь установили стоящий до сих пор памятник И. А. Назукину.
А во-вторых, примечательно здание, сохранившееся за памятником Назукину. В нём в 1920-х годах располагался «Институт физики морей», в котором в 1924 году проходил преддипломную практику будущий академик Игорь Васильевич Курчатов.
За Юбилейным парком проспект Айвазовского плавно перетекает в улицу Горького, на которой тоже расположены несколько интересных сооружений и памятников. Но они уже являются объектами другого рассказа.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ КРЫМА"