Перейдя по Троицкому мосту, я оказалась на Петроградской стороне. Это один из самых изменчивых районов города. И именно Троицкий мост, второй после Благовещенского постоянно действующий мост в Петербурге, соединяющий берега Невы, стал важным фактором застройки этой стороны. За свою историю Петроградка была местом дач и огородов, пороховыми складами. Как только мост начал строится, начались и инвестиции в участки земли, в строительство доходных домов и особняков. Предшествующие деревянные домики исчезали с карты города, на их местах вырастали 5-ти и 6-ти этажные каменные доходные дома. И этот район превратился в один из фешенебельных, а его главная магистраль Каменооостровской проспект стали называть не иначе как «Елисейские поля Петербурга». Многие дома здесь удивляют обилием декоративных украшений, металлическими композициями, деталями из кованого железа. Всё это формирует неповторимый облик района и делает его уникальным и одним из самых красивых в городе.
Прогуливаясь в первый день по Петроградке, поймала себя на мысли, почему это я не остановилась здесь? Даже больше, я этот район не рассматривала при выборе хостела/отеля. А ведь здесь проживали многие известные личности. Вот, например, Матильда Ксешинская, впоследствии ее дом был занят большевиками. Они хоть и отрицали богатство и ратовали за равенство, однако любили жить со вкусом, я бы даже сказала с шиком. Взять, к примеру, вождя пролетариата Ленина. Любил Владимир Ильич останавливаться в красивых особняках. Что не дом с табличкой «Здесь в такие-то годы жил Владимир Ильич Ленин», то если и не роскошный, но красивый и приятный глазу особняк. Вот не зря же они себе этот район облюбовали. Но что-то я слегка отвлеклась. Вернемся к прогулке. Первое что я увидела по пути это — особняк, упомянутой мной выше, Матильды Ксешинской.
Этот особняк, прекрасный образец модерна, был построен в 1906 году для балерины Мариинского театра. Он встречает прибывающих с Троицкого моста, ориентирован на Петропавловскую крепость и Троицкую площадь и на Александровский сад. Именно благодаря такому выгодному положению дома большевики выбрали его своей штаб-квартирой в 1917 году. Несмотря на какие-то ремонтные работы рядом, особняк заставляет надолго остановить взгляд. Выложенный из светлого кирпича, фасад выгодно оттеняют тёмные элементы декора из металла, ажурные решётки и маскароны. Фасад облицован пятью видами одного только гранита.
Матильда Кшесинская — одна из самых известных, богатых и влиятельных женщин начала ХХ века в России. Талантливая балерина, она положила конец засилью итальянских танцовщиц на русской сцене и стала первой, в плеяде тех, кто составит мировую славу русского балета.
Ее мимолетный роман с юным Николаем Романовым сделал ее важной персоной петербургского света. В особняке балерины часто присутствовал весь бомонд Петербурга того времени: Федор Шаляпин, Сергей Дягилев, Карл Фаберже, Анна Павлова, великие князья Романовы… но счастье не могло длиться вечно.
Хозяйке пришлось покинуть свой дом в марте 1917 г. сразу после Февральской революции. По возвращении из эмиграции именно сюда приезжает В. И. Ленин. С одного из балконов он выступил перед огромной аудиторией солдат, матросов, сочувствующих революции и просто зевак и кратко изложил основы тактики большевиков на пути к власти. После этого выступления в особняке обосновался Центральный и Петроградский комитеты большевиков, которые соревновались за власть с Временным правительством из Зимнего дворца. А в начале июля Ленин в последний раз выступил с балкона этого дома перед демонстрантами и уже 6-го июля большевики оставили помещения после предъявленного ультиматума командующего войсками Петроградского военного округа. Но в октябре Аврора, стоявшая на якоре в двух кварталах отсюда, окончательно решила квартирный вопрос.
Какие только учреждения не находились в этом здании после! И расквартированный пионерский отряд, и музей революции, и даже поликлиника для страдающих желудочно-кишечными болезнями. Эту клинику однажды посетил академик И. П. Павлов. В книге для записей он оставил лаконичную запись: «Лучше желать нельзя!».
Сейчас в особняке Кшесинской располагается Музей политической истории России, в который я не пошла, т. к. у меня была иная цель в этот день — Елагин остров. Хотя, было бы интересно заглянуть и посмотреть, что осталось от былой роскоши. Возможно зимний сад, который радовал его известную хозяйку? Вот этот стеклянный эркер возможно и есть его место.
а так же бросив взгляд на соседний дом, принадлежащий некогда петербургскому предпринимателю Брандту, я пробежала дальше, слегка задержавшись у эталона северного модерна — знаменитого дома архитектора Лидваля.
История данного дома и участка очень интересна. К примеру, в здании, находившемся здесь до возведения особняка, находился популярный в ту пору магазин по продаже автомобилей и велосипедов и аксессуаров к ним.
Интересна истории постройки дома Лидваля, она началась с того, что мать архитектора купила участок под дом в кредит, а строительство доверила своему сыну, незадолго до этого закончившему Академию художеств.
С матерью Лидваля связана интересная история: однажды ей нанёс визит инженер Роберт Рунеберг, сын финского поэта Йохана Рунеберга. Во время этого посещения она выложила старый серебряный рубль и, показав Роберту, сказала: «Вот счастливая монета Лидвалей — подарок вашего великого отца моему покойному мужу». Этот рубль был у Лидвалей амулетом, приносящим счастье.
Постройка дома для матери сделала молодого архитектора известным в городе и открыла дорогу к новым заказам. Лидваль стремительно делает карьеру: за 10 лет он проектирует свыше 30 зданий в разных уголках России. Лидваль зарабатывает большие деньги и пользуется уважением в обществе.
А теперь о самом доме. Построенный в 1899—1904 гг. фактически это был первый жилой комплекс в Петербурге. Три корпуса, выходящие фасадами на излучину Каменноостровского проспекта, забраны изящным забором в шведском стиле. Вообще, учитывая происхождение семьи Лидвалей, неудивительно, что всё в доме дышит Скандинавией. Тут и представители животного мира (причём не только северных стран), и традиционный для Швеции сад-курдонер, и, самое главное, забота о жителях, ведь архитектор строил дом для собственной семьи. Квартиры отличались удобной планировкой, многие имели собственные выходы и лестницы на улицу. Толстые кирпичные стены надёжно защищали жителей от петербургской непогоды.
Фасад решён в традиционном для модерна стиле: многочисленные металлические украшения и решётки, строгая чистота стен, спокойные, приятные глазу цвета — все это создаёт небывалый уют для жильцов этого дома.
Дом помимо семейства Лидвалей населяли интересные личности, но ещё более интересными были суммы, которые они платили за квартиры. Например, Мария Покатилова, проживавшая в 8-ми комнатной квартире № 27, платила 3000 рублей в год (около 900 тысяч сегодня), а семья военного министра генерал-адъютанта Куропаткина, который был командующим Манчжурской армией во время Русско-Японской войны, платил 9000 рублей (27 миллионов) в год за две квартиры, состоявшие из 18 комнат. Также соседом Лидваля был банкир, председатель правления Азовско-Донского коммерческого банка, в котором семья Лидвалей хранила документы, подтверждающие права владения на свои дома и, скорее всего, свои накопления. Похоже, в начале XX века своим соседям доверяли несколько больше.
К сожалению, как и у многих в ту пору, судьба семьи Лидвалей окончилась печально. Им пришлось эмигрировать во время революции. В 1919 г. Швеция учредила «Русскую комиссию по имуществу». Её задачей была защита интересов Швеции в России, и Лидвали оказались среди тех, кто потерял больше всего. Общая сумма их требований к Советскому государству составляла около 80 миллионов нынешних крон (8 миллионов). Видимо, их счастливая монета всё же покинула семью.
Жалею, что не рассмотрела дом вблизи. Столько интересных деталей ускользнуло от моего глаза… Впрочем, как и не сфотографировала «Аквариум» один из самых фешенебельных ресторанов в империи. Именно сюда направлялись жители города, когда наступали сумерки.
Владелец данного участка купец Георгий Александров был весьма предприимчивым человеком. Он намеревался соорудить здесь большой аквариум на месте обширных огородов жителей ближайших домов, чтобы показывать его за плату петербуржцам. Красивая затея не осуществилась, но слово «аквариум» перекочевало в название сада и ресторана, открывшихся здесь же в 1886 г.
При этом в Аквариуме многое в России происходило впервые: конкурс красоты «Осенняя выставка красавиц», здесь же был впервые показан один из первых в мире кинофильмов «Прибытие поезда» братьев Люмьер. После революции шикарный ресторан, конечно, постигает банкротство и аресты владельцев, и в его помещениях располагается продолжатель дела братьев Люмьер — знаменитая на всю страну киностудия «Ленфильм».
Зато следующую достопримечательность я обошла со всех сторон.
Петербург как новая столица Росси всегда был городом многих религий. Здесь строились католические, лютеранские и православные и старообрядческие церкви. К началу ХХ века дело дошло и до других религий — появились синагога, дацан, мечеть.
В Петербурге, на службе императорского двора всегда были, исповедующие ислам, выходцы из Средней Азии и Северного Кавказа. Также в городе проживали поволжские татары- мусульмане. В начале ХХ века количество мусульман достигло 15 тысяч. Несмотря на то, что в 19 веке несколько раз ставился вопрос о строительстве мечети и даже были созданы несколько проектов подобных зданий, только лишь в 1906 году Правительство Петербурга удовлетворило просьбу мусульман города о строительстве Соборной мечети.
Как обычно при строительстве такого важного объекта была создана комиссия, в которую вошли академики архитектуры А. Н. Померанцев, Л. Н. Бенуа, А.И. фон Гоген и друге архитекторы. Комиссия контролировала проведение конкурса на проект здания мечети. В 1908 году были подведены итоги смотра 45 проектов. К строительству был принят проект архитектора Николая Васильева.
Васильев пригласил к участию в проекте Александра фон Гогена, авторитетного архитектора, который много строил в городе и на Петроградской стороне в частности. Также был приглашен Степан Кричинский — архитектор магометанского, как тогда говорили, вероисповедания.
Купол здания выполнен из железобетона. Стены облицованы гранитом и майоликой. Граниты добывали в Финляндии, использовали разные оттенки и степени обработки от грубого, до полированного. Также важной задачей было воссоздать образы мусульманского искусства Азии средних веков. Для того был освоен опыт производства декоративной плитки, художника Максимова отправили в командировку в Самарканд. А под Гатчиной был создан завод по производству керамической плитки, где был налажен выпуск облицовки для мечети.
Вот что пишет об архитектуре этого здания Борис Кириков: «Тяжеловесный, почти монолитный основной массив, облицованный серым гранитом, отличается четкой геометричностью крупных форм. Мощи и устойчивости прямоугольных объемов, весомости и грубой фактуре каменных стен потивопоставлены изразцовый купол, словно растворяющийся в синеве небы, переливающиеся красками керамические порталы и стройные минареты, которые как стебли тянутся вверх. Суровая нордическая сила и восточное пиршество декора, приемы. характерные для северного модерна, и цитаты из древней среднеазиатской архитектуры сталкиваются здесь в напряженных контрастах, без смягчающих переходов. Сочетание этих, казалось бы несовместимых особенностей сообщает сооружению особую выразительность и эмоциональную остроту».
Первую службу провели в дни празднования 300-летия династии Романовых по случаю приезда мусульманских эмиров. Тогда здание было завершено вчерне.
Начало Первой войны остановило строительные работы. В 1917 году завод под Гатчиной был разрушен, что сделало невозможным на том этапе завершение отделки. Александр фон Гоген умер, Васильев — эмигрировал, Кричинский расстрелян большевиками.
В 1920 году в мечети начались богослужения, однако в 1924 году имущество было конфисковано. В 1940 году здание стали использовать в качестве склада медицинского оборудования.
Службы в мечети возобновились лишь в 1956 году.
Нарушение технического обслуживания здания и множественные перестройки привели к тому, что с 1984 по 1996 годы шла реконструкция майоликовой облицовки купола, стен и минаретов. Тогда было окончательно завершено декоративное убранство.
Возле мечети я задержалась подольше. Эта достопримечательность популярна не только у исповедующих ислам, но и у туристов.
Далее мой путь пролегал мимо Планетария, в который я хотела сходить, но не в этот день. Еще дома я увидела афишу мероприятий Планетария. Мое внимание привлекли концерты классической и джазовой музыки под звездным куполом Планетария. Слушать музыку под звездами ну разве это не прекрасно? Поэтому я думала, что в район Петроградки я еще вернусь. Но, увы, эти билеты, как оказалось, разлетаются не хуже горячих пирожков. А я оставила их покупку на потом…
Но все же… Петроградка с ее площадями и перекрестками, скверами и набережными, многочисленными угловыми башенками-доминантами, увенчанными куполами и шпилями настолько запала мне в душу, что я вернулась через несколько дней сюда снова, несмотря на испортившуюся погоду.
Но уже не на концерт, а для встречи с бывшей коллегой, ныне жительницей Северной столицы. С ней мы договорились встретиться у станции метро «Горьковская» и посидеть в кафе «Метрополь», что на Каменностровском проспекте.
И, несмотря на прохудившиеся небеса, мы не упустили возможности прогуляться по питерским «Елисейским полям» — Каменноостровскому проспекту и не только.
Каменноостровский проспект, протянувшийся почти на 4 километра с юга на север от Кронверкского проспекта до Набережной Большой Невки — одна из самых оживлённых транспортных и пешеходных магистралей Петроградской стороны.
Линия застройки проспекта прерывается площадями и перекрёстками, скверами и набережными. Силуэт Каменноостровского оживляют многочисленные угловые башенки-доминанты, увенчанные куполами и шпилями. Многие дома удивляют обилием декоративных украшений, металлическими композициями, деталями из кованого железа. Всё это формирует неповторимый облик проспекта и делает его одной из самых красивых улиц города. Здесь много бывших доходных домов, бум строительства которых начался, как я уже сказала выше, после строительства Троицкого моста, соединившего эту сторону с центром.
Доходные дома Петроградской стороны — отдельное уникальное явление в Санкт-Петербурге. Одно время их здесь строили в большом количестве, как и во всём городе, однако практически каждый дом на Петроградской стороне обладает собственным лицом и характером.
Из истории известно, небывалое строительство доходных домов в столице началось с конца XIX века. Этому способствовало множество причин, таких как стремительное развитие промышленности, развитие железнодорожного транспорта и удешевление проезда на нём, оживление торговли и др.
В столицу Российской империи ехали со всей страны начать новую жизнь, зарабатывать побольше и получить образование. Нередким явлением было заселение и проживание в доходных домах знаменитых творческих личностей, поэтов, писателей, художников, которые приезжали в столицу Россию в поисках славы и признания, а также общения с собратьями по перу и кисти.
Санкт-Петербург всегда был и остаётся центром культурной жизни страны, где собираются большие литературные и художественные таланты, и впервые их труды видят свет в городе на Неве. Для таких и всех приезжих и строили доходные дома.
Вообще, как мне кажется, это явление хорошая тема для отдельного маршрута, потому что в Северной столице красивых доходных домов много. Одни только купцы Колобовы имели их четыре десятка, но только об одном из них мне хочется рассказать отдельно, т. к. он уникален, впрочем, как и его владельцы. О них тоже стоит сказать пару слов.
Столь великолепное здание непременно должно было стоять на виду, в центре города, однако, увы, оно затерялось в глухом переулке, так что не каждый горожанин знал о его существовании. Да и сейчас это зеленое здание, увы, нельзя назвать очень известным, несмотря на колоритность его архитектуры и интереснейшую судьбу его знаменитых владельцев.
Здание, начатое по проекту инженера-архитектора Сергея Гингера и завершённое техником Михаилом фон Вилькеном, привлекло к себе внимание уже вскоре после постройки. В 1912 году оно было отмечено дипломом на городском конкурсе фасадов.
Дом отличается новаторской планировкой: корпуса поставлены таким образом, что по Пушкарскому переулку образовалась так называемая «улица-пила», или «ступенчатый бульвар» — французская идея, которую ранее предложил архитектор Эжен Энар — он располагал строения уступами, чтобы между ними сажать деревья. В Петербурге эта идея была воплощена в жизнь впервые именно в «Колобовском доме». Благодаря ступенчатой постановке корпусов, переулок становился шире, а квартиры освещались лучше.
Строение занимает целый квартал, но не выглядит громоздким и скучным. Угловая башня-ротонда, глубокие лоджии и балконы, эркеры, решетки и колонны придают ему пластичность и выразительность.
Удивительно то, что в начале XX века многие здания Санкт-Петербурга строились в стиле модерна, зодчий же оформил для заказчиков здание пышной барочной отделкой, колонными аркадами, решётками с узором, атлантами и кариатидами. Все это уже само по себе говорит о самобытности и независимости вкусов его владельцев.
Братья Колобовы — знаменитые петербургские купцы-миллионеры, яркие и самобытные личности, добившиеся успеха сами, без чьей-либо помощи.
Вместе с матерью они приехали в Санкт-Петербург из Рязанской губернии и первой их покупкой была старая баржа. Позже они продали её на дрова и на вырученные деньги купили небольшую лесопилку. Этот бизнес давал им хорошую прибыль и вскоре они стали владельцами лесопильного завода.
В начале XX века на вырученные деньги братья Колобовы строили доходные дома. В них были не только квартиры, но и школы, больницы и церкви. В этих доходных домах снимали квартиры и рабочие лесопильного завода.
Правда, после революции братья потеряли свое состояние, и остаток дней провели в коммунальной квартире.
Этот дом не находится на главном проспекте Петроградки. Не устану повторять, что Питер мне нравится тем, что здесь, сойдя с проторенных маршрутов, свернув с главных улиц, можно найти что-нибудь интересное. А что еще скрывает парадный Санкт-Петербург в своих дворах и потаенных проходах? Стрит-арт! Именно Петроградская сторона стала заповедником стрит-арта в Петербурге. Здесь строгая красота города соединяется с необычными произведениями уличных художников. Стрит-арт захватывает брандмауэры, пустующие стены, рекламные вывески и сердца горожан. Уличное искусство давно перестало быть маргинальным явлением и сегодня его можно анализировать не менее подробно, чем картины в музеях. Но для этого лучше строить отдельный маршрут и с профессионалом. Честно говоря, я специально граффити не искала. Так в первый же день прогулки я случайно наткнулась на пару интересных муралов «Бородино» (Красного Курсанта, 8).
Граффити в честь 200-летия Бородинского сражения. Находится здесь, как несложно догадаться, с 2012 года. По-моему, немножко выцвело, но четкости линий не утратило.
«История авиации» и «Полёт в космос» (Пионерская, 22)
Два огромных мурала обращены к Чкаловскому проспекту. Мне они понравились тем, что их можно долго разглядывать, рассматривая карты (географические и звездные) и портреты великих людей.
Но больше всего стрит-арта довелось увидеть возле клуба-музея котельная «Камчатка», связанному с именем Виктора Цоя, где он работал в котельной. Адрес — ул. Блохина 15.
Но прежде, чем зайти во двор котельной, надо завернуть с улицы Зверинской между гаражами и домом 21–23. На стене дома и на гаражах интересные стрит-арт объекты. Думаю, личности, изображенные здесь, вы без труда узнаете.
Дорога вдоль гаражей вечером плохо освещается. И один из художников сделал такую горгону: вместо глаз у неё солнечный элемент, который днём накапливает энергию, а вечером освещает путь. Получилось совмещение арт-объекта и полезной функции.
Чуть ниже можно обнаружить арт-объект с руками и иголкой, что-то зашивает.
Вот так скатилась от красивых образцов модерна до полной дичи с зашиванием живота
Со стороны улицы Блохина заходим во двор, там и находится клуб-музей «Котельная — Камчатка». Про это культовое место я уже здесь писала.
Как найти все граффити Петроградской стороны?
Можно пройтись по адресам, которые с легкостью можно отыскать в интернете. А можно специально не искать, а натыкаться на них, бродя по Петроградке. Получится своего рода приключение) А мое приключение на Петроградской стороне на этом закончилось. Хотя, возможно, продолжение следует… Ведь столько всего интересного здесь можно увидеть. А значит, есть повод вернуться.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия