Еще до поездки в Серпухов удалось выяснить, что это очень востребованный в плане туризма город. Чем еще объяснить то, что уже за две недели до поездки в отелях и гостевых домах с адекватной стоимостью все места были забронированы, оставался только дорогой сетевой «Корстон»? «Вынуждена вас огорчить», «У нас все битком» — слышала я раз за разом в телефонной трубке, обзванивая отели. В итоге мы остановились в квартире, все несомненные плюсы которой были перечеркнуты хамским отношением хозяина, в результате чего «квартирный вопрос» стал практически самым ярким, но далеко не самым приятным впечатлением от Серпухова.
Вообще, это моя вторая поездка в этот город, и она не пересилила депрессивного впечатления от первой (чисто субъективное впечатление, ни в коем случае его не навязываю, просто так совпало). Не вышло у меня с ним любви ни с первого взгляда, ни со второго. Что совсем не умаляет его достоинств — Серпухов вполне интересен в туристическом плане, в этот раз мы посвятили ему целых два дня. И началась наша прогулка с маленького сквера в самом центре города, где расположилась скульптурная композиция «Ярмарка».
И если повернуться спиной к оживленной улице с напряженным трафиком, и убавить звук проносящихся мимо автомобилей, можно представить себя в купеческом Серпухове 19 века, на Сенной площади, где прогуливаются состоятельные горожане,
им отдает честь городовой,
лоточник нахваливает свой товар,
и лихо зазывает клиентов чистильщик обуви.
В 19 веке здесь торговали скотом, сеном, телегами, колесами. А по периметру площади стояли трактиры с меблированными верхними комнатами, где можно было остановиться на ночлег.
Дополнительную атмосферу создает стоящее здесь здание городской типографии, украшенное картинами, отражающими антураж и быт Серпухова прошлых лет.
Целью любого туриста, открывающего для себя новый город, является его исторический центр, поэтому отправляемся в Серпуховской посад, некогда расположенный на Соборной горе.
Холм над слиянием рек Серпейка и Нара издревле привлекал людей — согласно исследований ученых, это место было заселено начиная с середины первого тысячелетия нашей эры.
Стоя именно на нем, в 1374 году, князь Владимир Андреевич Храбрый повелел строить здесь крепость, которая должна была защищать Московское княжество от набегов Золотой орды, Литвы и Рязанского княжества. Около 1556 года крепость стала каменной. По архитектуре Кремль был подобен московскому Китай-городу.
Лавируя между несущимися со всех сторон тюбингами (Соборная гора — излюбленное место развлечения ребятишек), поднимаемся туда, где когда-то стоял белокаменный кремль.
С его смотровой площадки открывается отличный вид на ансамбль посадских храмов: храм Успения Пресвятой Богородицы (ближний к площадке),
храм Илии Пророка (посередине) и храм Живоначальной Троицы (дальний). Все эти церкви построены в разные годы и в совершенно разных архитектурных стилях, но отлично смотрятся рядом друг с другом.
Весной 1934 года серпуховской кремль разобрали (кроме двух фрагментов) для строительства московского метрополитена. Но ирония заключается в том, что памятник разрушили напрасно: уже летом 1934 года московские власти выпустили постановление о качестве работ при строительстве метрополитена, после которого качеству стройматериалов стало уделяться более пристальное внимание. Приёмка камня из Серпухова прекратилась, забракованный камень из кладки кремля в итоге разошёлся по разным стройкам.
Вот и остался от белокаменного серпуховского кремля лишь фундамент, фрагменты каменной стены да Троицкий собор.
Он расположен в центральной, самой возвышенной части Соборной горы, и это единственный полностью сохранившийся исторический объект на территории бывшего кремля, переживший даже советские годы.
Деревянная церковь на месте собора появилась в 14 веке, а в 16-ом храм был отстроен в камне.
Приятным бонусом к знакомству с историей и культурой любого города является его уличная скульптура, Серпухов в этом не отстает от других российских городов, и, пожалуй, самое яркое тому подтверждение — маленькие павлинчики, рассаженные по всему городу. На сегодняшний день их четырнадцать (и еще один, большой), и, хотя весь этот мини — инкубатор нам посмотреть не удалось, встреча с птичьей мелочью точно принесла позитив. Город поддерживает традицию, начатую с 1781 года, когда изображение этой птицы стало официальным символом Серпухова.
В 1720-х годах в города России разослали анкеты, в которых спрашивали о различных диковинах и особых приметах этих мест, чтобы учесть их при создании гербов. Из Серпухова в герольдию пришел ответ, что здесь «в монастыре одном родятся павлины» (Введенский Владычный женский монастырь, там мы побываем завтра). Вот так и прописалась заморская птица на гербе города.
Автор павлинчиков, как и скульптур на Сенной площади — скульптор Илья Дюков — главный архитектор Серпухова. Судя по всему, в мире уличной скульптуры Серпухова царит монополия — практически все композиции, увиденные нами за эти два дня — памятники Петру и Февронии в Принарском Парке, Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму на Привокзальной площади, пастушка и трубочист в парке Олега Степанова, стрельцы и рыбаки у подножия Соборной горы, дама с собачкой на улице Чехова- выполнены этим автором.
Поиск павлинов превращает обычную прогулку по городу в интересный квест, мы уже искали хомлинов в Калининграде, собирали грибы в Рязани, теперь пришла очередь считать павлинов. Рассажены они не просто так, а скажем, «подведомственно»: павлин-судья показывает желтую (наверное) карточку у стадиона «Труд»,
театрал зазывает зрителей у входа в драматический театр,
а через дорогу, в парке Олега Степанова,
у ресторана устроился шеф-повар.
А станционный смотритель встречает прибывающих у здания железнодорожного вокзала города.
И последний на тот день павлин был обнаружен у стен особняка, ранее принадлежавшего текстильным фабрикантам Мараевым, в котором сейчас располагается Серпуховский историко-художественный музей.
Основа собрания музея — коллекция живописных полотен, портретов, оружия и памятников прикладного искусства серпуховской фабрикантши Анны Васильевны Мараевой, памятник которой не так давно был установлен у особняка.
Мараевы всегда были активными благотворителями, а большую часть доходов от торговли тканями они тратили на поддержку серпуховской общины старообрядцев. В доме многие годы собирались уникальные предметы традиционной русской духовной культуры: иконы, рукописные и старопечатные книги, шитье.
Приобретались также старинная мебель, ткани, посуда. В середине 90-х годов позапрошлого века Анна Васильевна Мараева покупает в Москве часть замечательной художественной коллекции Юрия Всеволодовича Мерлина: произведения западно-европейского (шестнадцатого — восемнадцатого веков) и русского (восемнадцатого — девятнадцатого веков) изобразительного искусства.
Вероятнее всего, Анна Васильевна увидела в собрании Мерлина удобное средство помещения капитала. Приобретённая коллекция большей частью хранилась в загородном доме Мараевых в деревне Данки (Мараевы были старообрядцами, и, видимо, предъявить обществу полотна с обнаженой натурой, нимфами и иноверцами владелица не спешила).
После революции коллекция была национализирована, и в 1919 году перевезена в Серпухов, где послужила базой для создания городского Музея старины и искусства.
На сегодня музей — крупнейшая картинная галерея Подмосковья.
В экспозиции представлено русское искусство XVIII-начала ХХ веков, западноевропейское искусство XVI–XIX веков и краеведческая экспозиция «Серпухов. Город-ключ Московской Руси», повествующая об истории поселения в XIV–XVII веках.
Большое собрание полотен Маковского, Айвазовского, Шишкина, Поленова, Саврасова, Левитана и Васнецова может поспорить с Третьяковкой.
Более подробно его коллекцию я постараюсь показать в отдельном отзыве. А на сегодня — все, серпуховские прогулки и поиск павлинов продолжим завтра.
Теги:
Самостоятельные путешествия