Вспомнилось, как 20 сентября 2015 года мы съездили на выставку собак в Ярославле, где выставляли свою Читу в монопородной выставке эрдельтерьеров. Начало нашего ринга было назначено на 1400, поэтому у нас были две альтернативы: либо ехать к назначенному сроку с небольшим запасом времени на приведение собаки в надлежащий вид, либо ехать рано утром, а по приезде в Ярославль свободное до начала ринга время посвятить осмотру каких-либо достопримечательностей города. Мы выбрали второй вариант и заранее определили, что у нас будут в запасе 2 — 2,5 часа времени, и мы посвятим их пешей прогулке по набережной Которосли и парку на Стрелке. Мы уже ездили в Ярославль, в том числе были и на Стрелке. Но это было давно, до начала реконструкции, приуроченной к 1000‑летию Ярославля. Поэтому очень хотелось побывать там ещё раз и посмотреть, что в итоге получилось в результате реконструкции. Намеченный мною плановый маршрут выглядел следующим образом:
Припарковать автомобиль я запланировал возле церкви Михаила Архангела, и от неё пройти пешком по верху Которосльной набережной в сторону Волги, осмотрев три древних храма и один новодельный собор, спуститься с неё в парк на Стрелке, дойти по Стрелке до обелиска в честь 1000-летия Ярославля, полюбовавшись по пути на «танцующие фонтаны», и возвратиться назад к автомобилю по низу набережной Которосли.
Как и всегда, когда мы выезжали путешествовать на север от Москвы, в этот раз мы тоже стартовали от нашего дома в деревне Подвязново Пушкинского района Московской области. Наш семейный коллектив состоял из трёх взрослых человек (меня, моей супруги Елены и одной из наших дочерей Александры) и двух наших эрделек (Читы и Веты). В выставке участвовала только Чита, а Вету мы брали с собой за компанию в качестве болельщицы. Примерно в 700 мы загрузились в автомобиль Форд-Фокус и отправились в путь. Преодолев расстояние в 220 километров, мы через три с небольшим часа прибыли к запланированному месту стоянки в Ярославле и отправились гулять.
Остановились мы, как я и планировал, на Которосльной набережной рядом с церковью Михаила Архангела. Напротив церкви находится угол крепостной стены Спасо-Преображенского монастыря. Посещение этого монастыря в этот день не входило в наши планы, поэтому мы только сфотографировали его стену от церкви Михаила Архангела:
Первым объектом, который мы посетили, естественно, была Церковь Михаила Архангела. Говоря «мы», я при посещении всех церквей имею в виду только себя. Лена и Шура (так мы привыкли в семье звать Александру) оставались с собаками и в церкви не заходили:
Существующая ныне Церковь Михаила Архангела была построена в 1657 — 1682 годах. Эта церковь была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля. После закрытия храм был передан под склад. Позднее находился под «опекой» Ярославского музея-заповедника и реставрировался. В 1992 году церковь передана Русской Православной Церкви. На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая литургия.
По преданию, первый деревянный храм на этом месте поставил ярославский князь Константин в 1216 году, и посвятил его покровителю воинов Архангелу Михаилу. Спустя 79 лет ярославская княгиня Анна Ногаевна, из татарского княжеского рода, жена князя Федора Ростиславича, построила на этом месте новую деревянную церковь и передала туда ценные дары, которые сохранялись в храме до 1918 года. Княгиня Анна поставила храм не просто так, а в память о своем деде, императоре Михаиле VIII Палеологе.
Строительство нового каменного храма на средства прихожан, посадских людей длилось долго, и поэтому в его архитектуре отразились черты двух эпох ярославского зодчества. Основа храма, его общая композиция относится к ярославской архитектуре первой половины XVII века: крупный четверик на высоком подклете (подклет использовался для хранения товаров) опоясан галереями, в северо-западном углу которых поставлена шатровая колокольня. Но пока длилось строительство, вкусы в храмовой архитектуре Ярославля переменились: от зодчих стали требовать более выразительного силуэта, заметного издалека. Кроме того, исчезло красивое, но непрактичное позакомарное покрытие, поэтому верхняя часть храма уже относится к направлению второй половины XVII века. Это пять плотно стоящих высоких глав на мощных световых барабанах, поставленных на четырехскатную кровлю, под которой проведен ряд ложных закомар. Фасады храма получили большие окна с красивыми наличниками, а высокие крыльца украшены изразцами.
Храм со временем был перестроен, но не сильно: разобрали северное крыльцо, ведшее на галерею, в самой северной части галереи устроили придел Зосимы и Савватия.
Расписан храм был не сразу, а только в 1731 году артелью ярославских мастеров, руководимой известным местным изографом Федором Федоровым. Эти росписи сохранились до наших дней.
Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного. Уже более двадцати лет в современной церковной истории Ярославля он является центром активного сотрудничества епархии и войсковых подразделений в городе и области. Во время Чеченской войны настоятель храма не только напутствовал отправлявшиеся на Кавказ подразделения, но и не раз окормлял воинов в их боевом расположении.
В храме находятся две памятные доски с именами ярославцев, погибших во время боевых действий в Афганистане и Чеченской республике.
От церкви Михаила Архангела открываются великолепные пейзажи на ландшафтный парк в излучине Которосли. Сама река Которосль довольно далеко от этого места и скрыта за деревьями:
Пройдя чуть вперед по улице Которосльная набережная, мы подошли к Церкви Спаса Преображения на Городу. Церковь эта весьма примечательна и великолепно смотрится с любой стороны:
Церковь Спаса Преображения на Городу (другое название, встречающееся крайне редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) была построена в 1672 году, как и большинство ярославских храмов, на месте прежнего, деревянного. Храм на пологом спуске, ведущем к берегу Которосли значится здесь ещё с XIII века, с тех времен, когда Ярославль был центром удельного княжества, независимого от Москвы. Название своё он получил либо от расположения на городском торгу (что вероятнее всего), либо от стоявшей рядом башни стены Земляного города. Деревянные храмы на этом месте неоднократно горели и восстанавливались; последняя деревянная церковь Спаса на Городу сгорела в большом городском пожаре в 1658 году.
Новая каменная церковь была построена на средства прихожан в характерном для Ярославля XVII века стиле: без подклета, с шатровым приделом, с колокольней в северо-западном углу галереи. Ее архитектура очень сходна с храмом Иоанна Златоуста в Коровниках; собственно, храм в Коровниках и послужил образцом для постройки. Четверик основного объема не очень велик, зато это с лихвой компенсируется мощным пятиглавием: центральный барабан с куполом (даже без креста) по высоте равен четверику! Боковые главы также достаточно велики и массивны. Барабаны храма украшены более богато, чем стены. Наиболее пышно украшен северный фасад, выходящий на бывшую торговую площадь. Это показывает, что здание строилось уже с учётом местоположения.
Очень украшает храм завершение северо-восточного придела Архидиакона Стефана: стройный высокий шатёр окружён рядом кокошников и увенчан маленькой главкой. Он придает храму живописную асимметричность. С юга к храму примыкает теплый Никольский придел, перестроенный в 1831 году в стиле классицизма и внесший сильный диссонанс в облик южного фасада здания.
Роспись интерьеров храма была завершена очень быстро − за семь летних недель в 1693 году. Над росписями трудилась большая артель ярославских мастеров − 22 человека во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым.
Во время гражданской войны церковь сильно повредили снаряды, и в 1919 — 1920 годах её реставрировали. Росписи были спасены архитектором Петром Дмитриевичем Барановским. Позднее, в 1929 году храм был закрыт и передан под склад. С июля 2003 года он возвращён верующим, и в нём ведутся службы.
А это мои красавицы возле церкви Спаса Преображения на Городу:
В непосредственной близости от церкви Спаса Преображения на Городу с одной стороны находится красивое здание, в котором размещается гарнизонный госпиталь, а с другой стороны в низине — стадион «Спартаковец»:
В низине возле стадиона дорога разветвляется. Впереди с подъёмом вверх начинается пешеходный участок, являющийся продолжением улицы Которосльная набережная, а направо вниз уходит улица Подзеленье, которая вскоре приводит к боковой дорожке, ведущей налево вдоль берега Которосли. Эта дорожка вдоль реки примерно параллельна улице Которосльная набережная, но по уровню рельефа находится существенно ниже уровня верхнего участка улицы. А прямо продолжение улицы Подзеленье приводит к мосту, перекинутому через Которосль на остров Даманский. На этом острове сейчас располагается городской Парк Культуры и Отдыха с множеством действующих аттракционов. В этот парк мы не ходили, а остров Даманский увидели чуть позже со Стрелки. От стадиона же мы прошли дальше по Которосльной набережной и вскоре оказались возле еще одной церкви, правда, недействующей:
Церковь Николая Чудотворца (другое название — церковь Николы Рубленый Город) — единственная сохранившаяся в первозданном виде церковь Ярославского кремля, сооружена в 1695 году напротив церкви Спаса на Городу на средства посадских людей, владельцев располагавшихся здесь верфей.
По преданию деревянный Никольский храм был построен на берегу Которосли в Рубленом городе ещё князем Ярославом Мудрым. Возможно, это была надвратная церковь во въездных воротах в кремль.
Церковь каменная бесстолпная трапезного типа, с одной апсидой. Композиция храма построена на соотношении крупного четверика и противопоставленных ему крыльца и колокольни. На четверике расположено изящное пятиглавие на тонких сплошных барабанах. Высокая и стройная шатровая колокольня расположена над притвором с арочным крыльцом. Декор храма скуп: лопатки, несложные карнизы барабанов и архивольты арок колокольни.
В трапезе размещался придел Александра Свирского, позднее переоборудованный в теплую церковь. Храм был расписан.
В конце XVII — начале XIX века деревянные покрытия были заменены на железные, а главы вместо черепицы тоже покрыли железом.
В июле 1918 года здание сильно пострадало от артобстрелов. Закрыли его в конце 1920 года. С 1980 года здесь разместился отдел реставрации Ярославского художественного музея.
Сразу за церковью Николы Рубленого на Которосльной набережной располагается очень красивый дом. Это — отель «Достоевский», находящийся в отреставрированной купеческой усадьбе начала XIX века:
Сразу за отелем находится четырёхэтажное жилое здание 1960-х годов с застеклёнными в хаотичном порядке балконами. Своим соседством оно сильно портит вид купеческой усадьбы начала XIX века. А сразу за этим зданием, расположено ещё одно жилое здание, построенное в 1927 году. Его, видимо, старались спроектировать «под старину», но в сравнении с купеческой усадьбой это здание сильно ей проигрывает. Возможно, если у него отреставрировать фасады, добавив элементы такого же декора, как на здании купеческой усадьбы, то оно будет смотреться не так убого:
И вот, пройдя мимо этих зданий, мы пришли в сквер, в котором находится Успенский кафедральный собор:
Успенский собор в Ярославле в XVIII — XX веках был кафедральным православным храмом древней Ростовско-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 года до разрушения в 1937 году. Дважды перестраивался — в начале XVI и, видимо, в середине XVII века. С 2004 года на прежнем месте начали восстановление храма в новых, более масштабных формах.
Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, который впоследствии был в нём похоронен, на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции, в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.
В 1501 году случился пожар и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.
Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.
Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала, хотя и не сильно, в пожаре 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII в. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.
Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671 — 1674 годах. В последующие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 20-х годах XVIII века пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832–1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832–1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню рядом со старой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина. Храм имел великолепный иконостас с драгоценными окладами.
Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году он был отдан под Биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Николая Николаевича Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.
26 октября 2004 года был заложен новый Успенский собор на том же месте. Конкурс выиграл проект московского архитектора Алексея Денисова. Главный меценат проекта — московский бизнесмен Виктор Иванович Тырышкин, ставший затем Почетным гражданином Ярославля.
Новый собор не похож на тот, который взорвали, прежде всего, тем, что он значительно больше. Площадь храма составляет около 2 тысяч квадратных метров, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров.
Ещё во время строительства собор подвергся критике за свои размеры. В частности, его строительство вызвало опасения на 33-ей сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО как изменяющее общий вид города. «Такую махину ставить на Стрелке опасно. Грунт там „плавает“, и даже если храм не съедет вниз, то под воздействием такой громадины может разрушиться набережная. Могут „поплыть“ и Митрополичьи палаты», — писала в 2009 году «Комсомольская правда».
Там не менее к 1000-летию Ярославля (2010 год) собор был, в основном, построен. Вечером 27 августа 2010 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл провёл первое богослужение в новом храме — несмотря на то, что ещё не все строительные работы были завершены. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года.
На небольшой огороженной решеткой площадке перед Успенским собором установлена временная звонница с пятью колоколами разного размера: два колокола-исполина в сто пудов, и два относительно маленьких — по 200 и 400 килограммов, соответственно. И самый большой колокол, в две с половиной тонны весом. Его родной брат висит в Ярославле на колокольне Спасо-Преображенского монастыря.
В 2012 году среди жителей Ярославля проводился опрос, нужно ли строить ещё колокольню или ограничиться звонницей. Большинство проголосовало за возведение колокольни. По состоянию на 2015 год обсуждался её проект и изыскивались средства на её постройку.
А с другой стороны дорожки, ведущей к главному входу в Успенский собор, напротив временной звонницы сохранилось здание соборной сторожки, построенное в XVIII веке. Сейчас его отреставрировали и разместили в нём мини-отель «Успенское подворье». Получилась гостиница коттеджного типа, на первом этаже — гостиная и кухня с современным оборудованием, а на втором — просторная спальня и ванная комната. Мы в неё, естественно, не заходили, и всё, о чем написано выше, я почерпнул на просторах интернета:
С боковой стороны Успенского собора, глядящей в сторону Волги, стоит скульптурная композиция «Святая Троица»:
Этот памятник представляет собой очень смелую попытку скульптурно осмыслить великое творение Андрея Рублёва. Следует также сказать, что пока это единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы. Памятник «Троицы» был установлен в Ярославле в 1995 году в честь тысячелетия распространения христианства на Руси. Он появился на месте алтаря Успенского собора, разрушенного в 1930‑е годы. После начала работ по восстановлению собора памятник был перенесен ближе к набережной Волги. Авторы скульптуры, Николай Мухин и Игорь Трейвус, взяли за основу известный сюжет иконы Андрея Рублева.
Несмотря на все разногласия относительно внешнего вида скульптуры, памятник сразу же стал одной из главных достопримечательностей города. Кстати, одной из новых традиций, связанных с памятником, является бросание монет в чашу в нижней части скульптуры. Неизвестно кто и когда сделал это впервые, однако многие приезжие считают, что это приносит удачу. До того, как я уже после поездки отыскал этот текст в интернете, мы и не знали о такой традиции, поэтому никаких монеток в чашу не положили.
От памятника Святой Троице в сторону Волги простирается длинная клумба, в конце которой размещена каменная глыба со словами: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»:
Я не знаю, насколько это верно, но из интернета можно узнать чуть ли не о магических свойствах этого камня. Пишут о том, что предположительно, этот камень находится здесь с 1010 года. Уже спустя много столетий на камне выгравировали надпись, памятующую о том, что на этом месте Ярослав Мудрый заложил новый город, названный в его честь Ярославлем. По преданию, Ярослав возле этого камня убил (зарубил топором) медведя, которому поклонялись местные жители. Легенда гласит, что данному камню два миллиона лет, он обладает невероятно мощной энергетикой и способен исцелить человека, который приложится к нему больным местом. Эх, знал бы заранее, обязательно приложился бы к нему своей коленкой…
Вообще к 1000-летию Ярославля после восстановления Успенского собора всё пространство вокруг него было благоустроено: дорожки выложены плиткой, посажены цветочные клумбы, поставлены красивые именные скамейки, а вся территория огорожена ажурной решеткой:
И ещё об одном объекте в этой части территории некогда находившегося здесь Ярославского кремля, я хочу упомянуть. Это одна из четырёх Ярославских беседок-ротонд на набережных и одна из двух, расположенных непосредственно на отрезке Которосльной набережной.
Эти беседки-ротонды были построены в период правления (1961 — 1986) первого секретаря Ярославского обкома КПСС Фёдора Ивановича Лощенкова. За 25 лет его власти в Ярославле были проведены крупномасштабные работы по благоустройству города, среди которых: реконструкция склона волжской набережной и создание нижней террасы; строительство фонтанов на Стрелке и тиражирование беседок на Котросльной и Волжской набережных. За свои деяния Фёдор Иванович получил у ярославцев шутливое прозвище Фёдор Фонтанович Беседкин.
Дойдя по верху до конца улицы, называемой Которосльная набережная, мы увидели изящную лестницу, двумя рукавами спускающуюся на Стрелку, и пошли вниз:
А вот так с лестницы видна перспектива расположенного на Стрелке парка, с клумбами, фонтанами и памятником в честь 1000-летия Ярославля на её оконечности:
Спустившись вниз, мы направились в дальний конец Стрелки. В её центре расположены три фонтана, мощность струй которых коррелирована со звуками музыки, льющейся из расположенных рядом динамиков. Создается впечатление, что фонтаны танцуют под музыку, или струи воды поют. Говорят, что вечером фонтаны ещё и подсвечиваются разными цветами. Из динамиков раздавались в тот день известные классические музыкальные произведения. Было очень красиво. На фотографиях это, естественно, показать невозможно, но фонтаны и в статике отдельных кадров достаточно красивы:
Но самым примечательным объектом на Стрелке, безусловно, является Памятник «1000‑летие Ярославля». Это 20-метровая гранитная колонна на высоком постаменте со скульптурами и горельефами, повествующими об 1000-летней истории Ярославля. Венчает колонну бронзовый двуглавый орел — герб Российской Империи.
Создатели монумента — московский авторский коллектив. Эскиз памятника разработал столичный скульптор, график и ландшафтный архитектор, член Союза художников России Михаил Точеный, скульптор А. Н. Ковальчук, архитектор М. Корси.
Про этот памятник я уже сделал отдельную публикацию, поэтому повторяться не буду, а покажу ещё несколько видов со Стрелки:
Пока мы там были, мимо нас из Которосли в Волгу выплыла эскадра парусников, а по Волге проплыл теплоход «Москва»:
И даже неожиданно прилетел современный потомок Крякутного или братьев Монгольфье:
В общем, за чредой событий, сопровождённых массой полученных впечатлений, время пролетело совершенно незаметно, и нам нужно было быстренько возвращаться на стоянку к оставленному на ней автомобилю. По пути назад я сделал ещё несколько кадров:
Мы вернулись к автомобилю, сели в него и через 20 минут прибыли к Торгово-развлекательному центру «Альтаир» на северной окраине Ярославля. На площади возле этого центра проводилась выставка собак. Но это, как говорится, уже другая история.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"