Измайлово — один из духовных центров России.
Измайлово — один из духовных центров России.
Царь Алексей Михайлович в своей любимой вотчине запрудил Серебрянку и Виноградовку, образовалось несколько прудов и Измайловский островок.
В Измайлове прошли детские годы Петра Первого. Неподалёку от островка, в сарае льняной мануфактуры, юный Пётр нашёл старый английский ботик, ставший «дедушкой русского флота».
Сюда приезжала царевна Софья, цари Фёдор Алексеевич и Иван Алексеевич. Имение посетили Пётр Второй, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина Вторая, Александр Первый и Николай Первый.
Дворец Алексея Михайловича через сто лет обветшал и оказался разобран. Благодаря документам мы можем понимать, где он располагался. По приказу Николая Первого, застраивавший островок Константин Тон, обошёл это место стороной, оставив его пустым.
В середине XIX века царское имение перестроили под старину.
Измайлово сделалось приютом для солдат-инвалидов.
От XVII века сохранились Покровский собор и Мостовая башня.
В любом случае, здесь обитает особый Измайловский дух.
Кому интересно, про островок я уже писал — Любимое место Москвы
На территории несколько музеев, где проходят самые разные выставки. Дабы не распыляться, расскажу про две экспозиции. Музей исторический в бывшем банном корпусе.
Он небольшой и занимает один зал.
Сформирован лет десять назад.
Большинство экспонатов переданы из других фондов.
Наиболее значимым является на первый взгляд обычная дверь. Известный исследователь старины П. Д. Барановский обнаружил её в пристройке Покровского собора. По предположению учёного, дверь стояла во дворце Алексея Михайловича.
Дубовая труба водопровода тоже подлинная. Её нашли при проведении строительных работ.
Компас XVII века принадлежал кому-то из иностранцев.
Помимо этого посетитель изучает посуду, план усадьбы, макет «дедушки русского флота», оружие, предметы крестьянского быта и мн. др. В общем, зайти можно, но чего-то особенного ждать не стоит.
Скажу честно, в последний визит меня в буквальном смысле добила информация на одном из стендов, дескать, в царском зверинце содержали слона.
При Алексее Михайловиче существовал обычай показывать загородные имения иностранным послам. В Измайлове удивляли хозяйственными достижениями, проводили по садам и двору и угощали местными винами.
Сохранились воспоминания о визите в усадьбу курляндского дипломата Якова Рейтенфельса, который с восторгом отзывался об увеселительном саде «Вавилон» и живописных декорациях Просянского и Виноградного садов.
Казалось бы, слон! В Европе они не живут и потому столь дивное-диво должно было запомниться. Увы, про слонов никто ничего не написал.
Первых слонов в Россию подарил Надир-шах после Индийского похода (1739 г.). Погонщики пригнали стадо в Петербург, где жили вместе с питомцами. О подобном осталось множество письменных воспоминаний. В некоторых случаях выдвигается мнение, что слово «слоняться» родом из Петербурга. Оно обозначало слонов, ходивших без дела по улицам.
Так что, слоны в Измайлово, как и слон Ивана Грозного, о котором упоминает немецкий авантюрист Генрих Штаден, не более чем миф.
Ещё одна выставка, про которую хочется рассказать — «Открытое хранение. Печи и изразцы». До ремонта Мостовой башни она квартировала на её первом этаже. Теперь временно занимает один из корпусов богадельни.
Посетителя встречают старые фотографии.
Я с интересом их рассматривал.
После революции церкви закрывались. На тот момент мало кто осознавал значимость традиционной культуры. Наше счастье, что у нас был Пётр Дмитриевич Барановский. Его роль в сохранении истории трудно переоценить.
Первые керамические предметы поступили в Коломенское в 1925 году, благодаря усилиям основателя и первого директора музея Петра Барановского. Он не просто понимал место и роль изразца в русской культуре, он искренне любил и восхищался этим явлением.
Барановский ходил по кабинетам, спорил, доказывал, убеждал. На одном из фото Пётр Дмитриевич запечатлён в Измайлово.
Что касается экспозиции, она опять же небольшая, состоит из нескольких залов.
Экспонатов не много, но впечатления получаешь яркие.
Теперь нужно объяснить, что такое изразцы, чем они отличаются от плитки.
Изразцы это керамическая плитка с узором, предназначенная для облицовки. Если кафель и плитка это просто пластинки с узором, то у изразца на обратной стороне румпа — коробчатый выступ для крепления.
На одном из стендов наглядно показано, что представляют собой изразцы и как выглядит румпа.
Большая часть выставки посвящена московскому изразцу, так как именно Москва определяла изразцовую моду.
Яркие и нарядные, они ассоциируются с допетровской Россией, которую мы потеряли при смене формации.
Долгое время мне представлялось, что изразцы русское изобретение. Увы, это не так.
История появления берёт начало в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне.
Традиции оказались подхвачены мастерами Средиземноморья, Персии, Турции и Магриба.
В странах Западной Европы облицовочные керамические плитки, в том числе плитки для пола с интарсией разноцветной глиной, применяли начиная с VIII века, но наиболее широкое распространение они получили в XV–XVII веках в Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии.
На Русь технология пришла из Византии.
В послемонгольское временя много строили, восстанавливая города и храмы.
Но искусство белокаменной резьбы владимиро-суздальской школы XII–XIII веков было утрачено.
Замена белокаменных стен на кирпичные привела к идее декорирования быстрым и дешёвым способом — рельефными кирпичами, отминая их в резных коробах.
Яркие непрозрачные эмали позволили эффектно использовать изразцы для наружного декора зданий в архитектуре XVII века, основными качествами которой являются живописность, нарядность, обилие декоративных деталей.
Расцвет ценинного дела (цениной на Руси называли глазурь и любые блестящие глазурованные изделия, от čini — фарфор) 1670–1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона.
Он основал мастерскую по изготовлению изразцов в Иверском монастыре. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель.
После опалы Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, а мастеров перевели в Оружейную палату. Производство изразцов возобновили в начале XVIII века силами пленных шведов.
В начале XVII века интерьерах русских палат появлялись облицованные изразцами печи. В России издавна существовали кирпичные белёные печи с лежанкой горизонтального типа (другое название лежанки — полати).
Русские печи традиционно стояли сбоку, но не в углу. В послепетровское время стали набирать популярность голландские угловые и камины.
Глазурованные изразцы и кафели имели не только декоративное значение. Благодаря румпам, они сохраняли тепло.
В отличие от экономных голландцев, наши покрывали изразцами печку до потолка.
В середине XVIII столетия по требованию императрицы Елизаветы Петровны архитектор Б. Ф. Растрелли устраивал изразцовые печи в дворцовых интерьерах Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского Села.
К тому времени они уже назывались русскими. Растрелли рисовал их сам в своём уникальном барочно-рокайльном стиле — с колонками, профильными карнизами и фронтонами.
Во второй половине XVIII века в связи с распространением моды на классицизм расписные изразцовые печи постепенно уступали место белым кафельным, декорированным лёгкой тонкой росписью синим по белому либо рельефами «под антики».
В последующем изразцы нашли отражение в модерне.
Благодаря Савве Мамонтову в Абрамцево открылся художественный кружок, где мастера занимались возрождением традиций, что дало толчок появлению неорусского стиля.
Истории и эволюции русских изразцов посвящено множество научных работ. В XIX–XX веке тему штудировало большое количество историков и искусствоведов. Что любопытно, к единому знаменателю они не пришли.
Советским учёным многое из зарубежного было недоступно, а изучать русское в отрыве от зарубежного в корне неправильно.
Теперь, увы, изразцы не самая популярная тема.
Думаю, многие помнят, в 20-х и 30-х годах в СССР выпускали посуду с коммунистической символикой. Те чашки и тарелки предмет особой гордости коллекционера.
Подобную плитку тоже производили. Теперь она ещё больший раритет, нежели посуда.
В общем, друзья, соберётесь в Измайлово, на выставку изразцов обязательно загляните.