Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?

Рим — Италия Сентябрь 2022
34 50

Пьяцца-дель-Пополо, что чаще всего переводят как «Народная площадь», по праву считается одной из самых больших и красивых площадей Рима. Украшением этой площади римские папы занимались начиная с конца 15-го века, когда её расчистили от хаотичной средневековой застройки, и до начала 19-го века, когда французский архитектор Джузеппе Валадье придал ей современный вид. Столь большое внимание папства именно к этому месту легко объяснимо: площадь была лицом города, первым, что на протяжении веков видели паломники, а позже и путешественники, прибывавшие в Рим с севера по античной дороге Via Flaminia и входившие в него через одноименные ворота в стене Аврелиана.

5
Пьяцца-дель-Пополо, вид сверху (интернет).
Пьяцца-дель-Пополо, вид сверху (интернет).

Уже к концу 17-го века вид площади стал узнаваем для современного наблюдателя: по проекту Микеланджело были перестроены ведущие на нее ворота, в центре воздвигнут египетский обелиск, перенесённый сюда из Большого цирка (Circus Maximus), по обеим сторонам Via Flaminia в черте города (сейчас это его главная магистраль Via del Corso) архитектором Карло Райнальди построены две барочные церкви — «близняшки».

4
Х.Ф. Ван Линт. Пьяцца-дель-Пополо в Риме, 17-й век. (Википедия)
Х.Ф. Ван Линт. Пьяцца-дель-Пополо в Риме, 17-й век. (Википедия)
5
Ворота Порта-дель-Пополо, через которые прибывающие в Рим попадали в город. Их римское название - Porta Flaminia. Современный вид ворота приобрели в 1562-1565 гг., когда были перестроены по распоряжению папы Пия IV по проекту Микеланджело.
Ворота Порта-дель-Пополо, через которые прибывающие в Рим попадали в город. Их римское название - Porta Flaminia. Современный вид ворота приобрели в 1562-1565 гг., когда были перестроены по распоряжению папы Пия IV по проекту Микеланджело.

Во время реконструкции 1816—1824 гг. Валадье сделал площадь овальной и украсил её по бокам двумя большими фонтанами (Нептуна и богини Ромы), а также четырьмя малыми фонтанами в виде белых мраморных львов вокруг обелиска. Так что сейчас есть все основания назвать эту площадь «Французской» (по национальности её главного архитектора). Кроме того, во время наполеоновской оккупации Рима (1807—1814 гг.) в центре площади стояла гильотина, придавая ей дополнительный французский «шарм»%F0%9 °F%98%8A.

8
Пьяцца-дель-Пополо - современный вид после реконструкции Валадье.
Пьяцца-дель-Пополо - современный вид после реконструкции Валадье.
6
Вид на площадь и город со смотровой площадки на близлежащем холме Пинчио. Вдалеке виднеется купол собора Св. Петра. Говорят, этот вид особенно хорош на закате, но мы, к сожалению, в это время туда не добрались.
Вид на площадь и город со смотровой площадки на близлежащем холме Пинчио. Вдалеке виднеется купол собора Св. Петра. Говорят, этот вид особенно хорош на закате, но мы, к сожалению, в это время туда не добрались.

С востока от площади расположён один из холмов Рима — Пинчио, на склоне которого Валадье соорудил бельведер с фонтаном, являющимся окончанием акведука Acqua Virgine Nuovo. Автор статуй бельведера — скульптор Джованни Чеккарини.

8
Бельведер на склоне холма Пинчио (интернет). В центре фонтана - богиня Рома, олицетворящая могущество Рима, в окружении двух мужских фигур, символизирующих реки Тибр и Аньене (приток Тибра). Две растральные колонны по бокам фонтана ещё больше подчёркивают классический вид всей композиции.
Бельведер на склоне холма Пинчио (интернет). В центре фонтана - богиня Рома, олицетворящая могущество Рима, в окружении двух мужских фигур, символизирующих реки Тибр и Аньене (приток Тибра). Две растральные колонны по бокам фонтана ещё больше подчёркивают классический вид всей композиции.
7
Фрагмент бельведера: богиня Рома между Тибром и Аньене; в её ногах - волчица, кормящая Ромула и Рема.
Фрагмент бельведера: богиня Рома между Тибром и Аньене; в её ногах - волчица, кормящая Ромула и Рема.
5
На следующей ступени бельведера стоят 4 статуи, изображающие пленных даков, под ними в нишах - два ангела вокруг сидящей на троне женской фигуры (распознать которую не удалось:)
На следующей ступени бельведера стоят 4 статуи, изображающие пленных даков, под ними в нишах - два ангела вокруг сидящей на троне женской фигуры (распознать которую не удалось:)
7
Фонтан Нептуна в окружении двух тритонов с западной стороны площади. Работа Джованни Чеккарини (1823).
Фонтан Нептуна в окружении двух тритонов с западной стороны площади. Работа Джованни Чеккарини (1823).

В неоклассическом стиле были возведены и окружающие площадь постройки. Так, рядом с воротами Порта-дель-Пополо в 1830 г. архитектором Луджи Канина были построены пропилеи (парадный вход, образованный портиками и колоннами) перед западным въездом на территорию виллы Боргезе. За образец взяты пропилеи перед входом в афинский Акрополь.

6
Пропилеи перед въездом на виллу Боргезе.
Пропилеи перед въездом на виллу Боргезе.

От площади расходятся лучами три улицы (так называемый «Il Tridente» — «трезубец»), все древние и знаменитые. Центральная — бывшая римская Via Flaminia (в средневековье получившая название Via Lata — «Широкая»), а ныне именуемая Via del Corso («Беговая») — в честь проходивших на ней скачек во время февральских римских карнавалов. Эта прямая как стрела улица длиной 1,5 км заканчивается на площади Венеции в самом центре Рима и служит его главной магистралью.

Направо от Народной площади уходит Via di Repetta, реконструированная в 16-м веке и ведущая к Тибру в районе Алтаря мира, откуда, перейдя реку по мосту Ponte Cavour, можно попасть к Замку Св. Ангела и Ватикану. Налево идёт Via del Babuino, названная так по найденной на этой улице неважно сохранившейся статуе Силена, которой римляне дали обезьянье прозвище. Улица приводит на верхнюю площадку Испанской лестницы, откуда начинается путь на юг города по улице Четырёх фонтанов.

7
Три улицы, отходящие от Пьяцца-дель-Пополо (слева направо): Via del Babuino, Via del Corso, Via di Repetta. Их разделяют две церкви-близнеца: Санта-Мария-ин-Монтесанто (слева) и Санта-Мария-дей-Мираколи (справа). Оба храма возведены в барочном стиле между 1662 и 1679 гг. Начинал их строить Карло Райнальди, а заканчивали Джан Лоренцо Бернини и Карло Фонтана соответственно.
Три улицы, отходящие от Пьяцца-дель-Пополо (слева направо): Via del Babuino, Via del Corso, Via di Repetta. Их разделяют две церкви-близнеца: Санта-Мария-ин-Монтесанто (слева) и Санта-Мария-дей-Мираколи (справа). Оба храма возведены в барочном стиле между 1662 и 1679 гг. Начинал их строить Карло Райнальди, а заканчивали Джан Лоренцо Бернини и Карло Фонтана соответственно.

Все эти улицы играли важную роль для средневековых паломников, слабо знавших город и не имевших современных путеводителей и смартфонов с картами. Всё было просто: пойдешь налево — придешь к Санта-Мария—Маджоре и потом к Сан-Джованни-ин-Латерано, пойдешь направо — за рекой попадёшь к Св. Петру, пойдешь прямо, и мимо Капитолия и терм Каракаллы в конце концов дойдешь до Св. Павла по улице Via Ostiense. Путь ко всем четырём великим папским базиликам от главных ворот города был прост и понятен.

Обелиск, стоящий с 1589 г. в центре Пьяцца-дель-Пополо, когда-то находился в центре главного римского ипподрома Circus Maximus, куда его распорядился доставить император Октавиан Август из храма Рамзеса II в. египетском Гелиополисе.

4
Обелиск на Пьяцца-дель-Пополо (слева) и меньший по размерам обелиск в парке Пинчио неподалёку (справа).
Обелиск на Пьяцца-дель-Пополо (слева) и меньший по размерам обелиск в парке Пинчио неподалёку (справа).

Помимо обелиска на площади, интересен его младший собрат в парке Пинчио неподалеку (справа на верхнем фото). Первоначально обелиск был установлен императором Адрианом на вилле в Тиволи в честь своего горячо любимого молодого друга Антиноя, погибшего в 130 году в водах Нила при загадочных обстоятельствах. Затем этот обелиск также оказался в Circus Maximus, а в 16-м веке был обнаружен у ворот Маджоре (Porta Maggiore) стены Аврелиана (это недалеко от вокзала Термини). Затем его перевезли сначала к палаццо Барберини, а затем, по указу папы Клемента XIV, установили в Ватикане. В итоге странствие обелиска завершилось в 1822 году на холме Пинчио, куда его отправил папа Пий VII.

5
Большой обелиск на фоне ворот Порта-дель-Пополо.
Большой обелиск на фоне ворот Порта-дель-Пополо.

Главной достопримечательностью площади, от которой она получила своё имя, является непритязательная снаружи, но наполненная изумительными произведениями искусства церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Santa Maria del Popolo является чуть ли не музеем — в ней находятся произведения таких знаменитостей как Рафаэль, Караваджо, Пентуриккио и Бернини. Итальянское название церкви происходит от латинского populus, что можно перевести как «народ», но также как «тополь». Соответственно, по-русски её попеременно именуют или «народной» (типа построенной на народные средства), или «тополиной» (вроде на её месте раньше была тополиная роща). Оба объяснения выглядят натянутыми, поэтому лучше всего пользоваться итальянской транслитерацией — Санта-Мария-дель-Пополо, что мы и будем делать в дальнейшем.

6
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо - внешний вид со строны одноименной площади.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо - внешний вид со строны одноименной площади.

Первую часовню на этом месте построил папа Пасхалий II ещё в 1099 году, и с ней связана следующая интересная легенда. Когда-то в античные времена здесь была могила Нерона, всеми проклятого римского императора, не заслужившего захоронения в мавзолее Августа. На этой могиле выросло большое ореховое дерево, в котором (видимо, не без участия призрака Нерона:) завелась нечистая сила, терроризировавшая местных жителей. Они пожаловались папе Пасхалию, который решил проблему радикально: дерево срубил, найденные под ним кости Нерона выбросил в Тибр и для закрепления успеха возвёл на месте дерева часовню. Все безобразия после этого прекратились. К легенде этой римская церковь относится очень серьёзно, поскольку внутри самого храма она представлена на двух барельефах.

4
Слева - нечистая сила, обитавшая в орешнике, под которым был зарыт Нерон; справа - папа Пасхалий рубит дерево, и Нерону осталось недолго злодействовать.
Слева - нечистая сила, обитавшая в орешнике, под которым был зарыт Нерон; справа - папа Пасхалий рубит дерево, и Нерону осталось недолго злодействовать.

Ту церковь, которую мы сегодня видим на площади, построили в 1472—1477 гг. по распоряжению папы Сикста IV (того самого, в честь которого названа Сикстинская капелла в Ватикане) из семейства делла Ровере. Следующий папа из этой же семьи, Юлий II, расширил и украсил церковь изнутри в начале 16-го века с привлечением знаменитого Донато Браманте. Еще одна реконструкция церкви произошла в 17-м веке при папе Александре VII из семьи Киджи под руководством Джан Лоренцо Бернини, который частично переделал ренессансный интерьер на барочный. Вокруг церкви когда-то располагался августинский монастырь, в котором останавливался Мартин Лютер, будущий инициатор Реформации, во время паломничества в Рим в 1510 году. Сейчас в нем выставочные галереи.

4
Простой фасад церкви в ренессансном стиле облицован травертиновыми плитами, «позаимствованными» в Колизее. На самом верху - герб семейства делла Ровере (дубовые ветки), а 6 холмов непосредственно под крестом - герб Киджи.
Простой фасад церкви в ренессансном стиле облицован травертиновыми плитами, «позаимствованными» в Колизее. На самом верху - герб семейства делла Ровере (дубовые ветки), а 6 холмов непосредственно под крестом - герб Киджи.

6
Интерьер выполнен в форме латинского креста с капеллами по бокам; неф получил барочное оформление во время реконструкции Бернини.
Интерьер выполнен в форме латинского креста с капеллами по бокам; неф получил барочное оформление во время реконструкции Бернини.

Главный алтарь выполнен Бернини в ярком барочном стиле. В его центре находится почитаемая икона Девы Марии, считавшаяся чудодейственной (избавляющей от чумы) в Средние века.

5
Главный алтарь работы Бернини и икона Святой Девы «Madonna del Popolo» 13-го века.
Главный алтарь работы Бернини и икона Святой Девы «Madonna del Popolo» 13-го века.

6
Фреска Пинтуриккьо на потолке за алтарём (1509 г.), которую трудно разглядеть снизу. Фото из интернета. Помимо главного сюжета (коронация Богородицы), на ней ещё много кто изображён: четыре евангелиста, четыре сивиллы и четыре Отца Церкви. Бернардино Пинтуриккьо (1454-1513) был известным итальянским художником эпохи Возрождения родом из Умбрии.
Фреска Пинтуриккьо на потолке за алтарём (1509 г.), которую трудно разглядеть снизу. Фото из интернета. Помимо главного сюжета (коронация Богородицы), на ней ещё много кто изображён: четыре евангелиста, четыре сивиллы и четыре Отца Церкви. Бернардино Пинтуриккьо (1454-1513) был известным итальянским художником эпохи Возрождения родом из Умбрии.

Все основные достопримечательности церкви сосредоточены в её капеллах, причем относятся они к разным периодам — от зрелого ренессанса до расцвета барокко. Рассматривая их в хронологическом порядке, начнем с капеллы делла Ровере (первой справа от входа), посвященной Святому Иерониму. Капелла была оформлена в 1488—1490 гг. по заказу кардинала Доменико делла Ровере, дальнего родственника папы Сикста IV. В ней кардинал и похоронен, вместе со своим старшим братом, также кардиналом, Кристофоро делла Ровере. Главное украшение капеллы — фреска «Поклонение Младенцу со Св. Иеронимом» Пинтуриккьо. В люнетах — сцены из жизни Св. Иеронима, также в исполнении Пинтуриккьо.

7
Капелла делла Ровере.
Капелла делла Ровере.

4
Фреска «Поклонение Младенцу со Св. Иеронимом» Пинтуриккьо. Св. Иосиф откровенно спит, а на заднем фоне слева с горы спускаются конные волхвы.
Фреска «Поклонение Младенцу со Св. Иеронимом» Пинтуриккьо. Св. Иосиф откровенно спит, а на заднем фоне слева с горы спускаются конные волхвы.

В храме есть и вторая капелла семейства делла Ровере (3-я справа), в которой похоронен Джироламо Бассо делла Ровере, назначенный кардиналом своим дядей, папой Сикстом IV. Капелла посвящена Св. Августину и её оформление было закончено в конце 15-го века. Две больших фрески в ней («Мадонна с Младенцем и святыми» в алтаре и «Успение» на левой стене) написаны учениками Пинтуриккьо, также как и фрески в люнетах (в некоторых источниках фрески приписываются самому Пинтуриккьо). Интересны монохромные фрески по нижнему периметру капеллы — они написаны в стиле имитации мраморных барельефов.

7
Капелла Бассо делла Ровере.
Капелла Бассо делла Ровере.

5
«Мадонна с Младенцем и святыми», школа Пинтуриккьо, 1489-91 гг.
«Мадонна с Младенцем и святыми», школа Пинтуриккьо, 1489-91 гг.

5
«Успение» (слева), и захоронение кардинала Бассо делла Ровере (справа). Внизу можно разглядеть две интересные монохромные фрески «под мрамор» с мученичеством Св. Петра (слева) и Павла (справа). Оба апостола предстают перед судом Нерона, после чего Петра распинают, а Павлу отрубают голову.
«Успение» (слева), и захоронение кардинала Бассо делла Ровере (справа). Внизу можно разглядеть две интересные монохромные фрески «под мрамор» с мученичеством Св. Петра (слева) и Павла (справа). Оба апостола предстают перед судом Нерона, после чего Петра распинают, а Павлу отрубают голову.

Ещё одна неплохая капелла конца 15-го века расположена последней справа и посвящена Св. Екатерине. Её название — капелла Коста, в честь похороненного в ней кардинала. Больше всего в ней понравился элегантный мраморный алтарь.

6
Капелла Коста, конец 15-го века.
Капелла Коста, конец 15-го века.

5
Мраморный алтарь капеллы со Св. Екатериной в центре работы Кристофоро Романо (1509 г).
Мраморный алтарь капеллы со Св. Екатериной в центре работы Кристофоро Романо (1509 г).

8
Барочная капелла Чибо работы Карло Фонтана (1682-87 гг). Раньше на этом месте была ренессансная капелла с фресками Пинтуриккьо. Жаль, что она не сохранилась.
Барочная капелла Чибо работы Карло Фонтана (1682-87 гг). Раньше на этом месте была ренессансная капелла с фресками Пинтуриккьо. Жаль, что она не сохранилась.

Богатый сиенский банкир и казначей папы Юлия II Агостиньо Киджи был большим поклонником Рафаэля и часто давал ему заказы. В частности, Рафаэль расписал его виллу в Риме (сейчас она называется вилла Фарнезина), а также капеллу в церкви Санта-Мария-делла-Пасе рядом с пьяцца Навона. В 1513–16 гг. Рафаэль спроектировал для своего патрона погребальную часовню (капелла Киджи) в храме Санта-Мария-делла-Пополо, оформленную по мотивам римского Пантеона.

5
Капелла Киджи: по своей конструкции купол капеллы напоминает купол Пантеона. Картина в алтаре - «Рождество Богородицы» Себастьяна дель Пьёмбо (1555 г).
Капелла Киджи: по своей конструкции купол капеллы напоминает купол Пантеона. Картина в алтаре - «Рождество Богородицы» Себастьяна дель Пьёмбо (1555 г).

5
В куполе выложена мозаика по картонам Рафаэля, где вокруг центрально расположенного Бога изображены семь известных на тот момент планет (фото из интернета).
В куполе выложена мозаика по картонам Рафаэля, где вокруг центрально расположенного Бога изображены семь известных на тот момент планет (фото из интернета).

3
Две из четырёх статуй ветхозаветных пророков, выполненных около 1522 года Лоренцетто по эскизам Рафаэля. Слева - пророк Иона с китом, справа - пророк Илия (взят из интернета, поскольку от входа в капеллу его не видно).
Две из четырёх статуй ветхозаветных пророков, выполненных около 1522 года Лоренцетто по эскизам Рафаэля. Слева - пророк Иона с китом, справа - пророк Илия (взят из интернета, поскольку от входа в капеллу его не видно).

В 1520 году работы в часовне были остановлены из-за одновременной кончины как заказчика (Киджи), так и исполнителя (Рафаэля). Только через 132 года после смерти Рафаэля праправнук банкира Киджи, ставший папой Александром VII, поручил Джан Лоренцо Бернини завершить капеллу. Бернини отделал захоронения Агостиньо и Сигизмондо Киджи мрамором и заполнил две пустовавших ниши капеллы своими статуями: пророка Аввакума с ангелом и пророка Даниила со львом. Иногда барочное украшательство Бернини было чрезмерным: например, добавленная бронзовая люстра с херувимами смотрится в капелле достаточно инородно.

4
 Окончательный вид капеллы Киджи, совместного проекта Рафаэля и Бернини:)
Окончательный вид капеллы Киджи, совместного проекта Рафаэля и Бернини:)

5
Две пророка, выполненных Бернини около 1655 г.: слева - Аввакум с ангелом, справа - Даниил со львом. К сожалению, Даниила можно увидеть, только зайдя в капеллу, а внутрь не пускают:(. Поэтому фото Даниила - из интернета. Статуи Бернини выглядят более динамично или даже театрально, нежели статуи, спроектированные Рафаэлем.
Две пророка, выполненных Бернини около 1655 г.: слева - Аввакум с ангелом, справа - Даниил со львом. К сожалению, Даниила можно увидеть, только зайдя в капеллу, а внутрь не пускают:(. Поэтому фото Даниила - из интернета. Статуи Бернини выглядят более динамично или даже театрально, нежели статуи, спроектированные Рафаэлем.

4
Гробницы двух Киджи: Рафаэль задумал их в виде пирамид (пишут, что за образец была взята пирамида Цестия в Риме), а Бернини отделал мрамором и добавил мраморные портреты. (На снимке слева видны вскинутые руки берниниевского Даниила, молящего Бога о спасении от львов:).
Гробницы двух Киджи: Рафаэль задумал их в виде пирамид (пишут, что за образец была взята пирамида Цестия в Риме), а Бернини отделал мрамором и добавил мраморные портреты. (На снимке слева видны вскинутые руки берниниевского Даниила, молящего Бога о спасении от львов:).

4
На полу капеллы Бернини мозаично изобразил крылатый скелет, держащий в руках герб семейства Киджи. Четыре увеличенные буквы в подписи Mors aD CaeLos («Через смерть к небесам») образуют римскими цифрами (MDCL) юбилейный 1650 год.
На полу капеллы Бернини мозаично изобразил крылатый скелет, держащий в руках герб семейства Киджи. Четыре увеличенные буквы в подписи Mors aD CaeLos («Через смерть к небесам») образуют римскими цифрами (MDCL) юбилейный 1650 год.

В 1660 году казначей папы Климента VII Тиберио Черази приобрёл в церкви Санта-Мария-дель-Пополо небольшую капеллу слева от главного алтаря. Он также заказал двум художникам написать большие картины для украшения капеллы, посвященной Свв. Петру и Павлу. И теперь вокруг его захоронения — всегда толпа, поскольку он не прогадал с выбором художников, одним из которых был Караваджо. Две картины Караваджо, написанные в 1601 г. для этой капеллы («Распятие Петра» и «Обращение Савла»), являются одними из его наиболее известных работ в Риме. Их грубый натурализм и приземленность на фоне резких световых контрастов характерны для стиля Караваджо, значительно отличавшегося от техники других художников той эпохи.

6
Капелла Черази - общий вид. Картины Караваджо висят по бокам.
Капелла Черази - общий вид. Картины Караваджо висят по бокам.

3
В алтаре - картина Аннибале Каррачи «Вознесение Богородицы» (1601 г). На фоне полотен Караваджо картина Каррачи несколько теряется, хотя для своего времени является вполне добротным произведением.
В алтаре - картина Аннибале Каррачи «Вознесение Богородицы» (1601 г). На фоне полотен Караваджо картина Каррачи несколько теряется, хотя для своего времени является вполне добротным произведением.

3
Караваджо - «Распятие Св. Петра» в капелле Черази. Петр добровольно выбрал распятие вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять такую же смерть, что и Христос. Трое его палачей, одетых как бродяги и чьи лица почти не видны, с большим трудом пытаются поднять крест. Поражает спокойное лицо Петра, который по идее должен испытывать в эту минуту огромную боль от прибитых к кресту ладоней и ступней. Однако он просто пытается приподняться на кресте и пристально всматривается в сторону, как будто наблюдая за чем-то очень для него важным.
Караваджо - «Распятие Св. Петра» в капелле Черази. Петр добровольно выбрал распятие вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять такую же смерть, что и Христос. Трое его палачей, одетых как бродяги и чьи лица почти не видны, с большим трудом пытаются поднять крест. Поражает спокойное лицо Петра, который по идее должен испытывать в эту минуту огромную боль от прибитых к кресту ладоней и ступней. Однако он просто пытается приподняться на кресте и пристально всматривается в сторону, как будто наблюдая за чем-то очень для него важным.

3
Караваджо - «Обращение Савла» в капелле Черази. На картине изображен традиционный сюжет, описанный в «Деяниях Апостолов», когда Савл (Павел) по дороге в Дамаск увидел ослепляющий свет и услышал голос Иисуса, вопрошающего Савла, за что тот его гонит. Для придания сцене большего драматизма Караваджо изображает Савла упавшим с лошади, о чём не упомянуто в Писании. Савл находится в шоке, пораженный видом обратившегося к нему Христа, от которого исходит яркий свет, падающий на самого Савла и его лошадь. Мгновенное обращение Савла демонстрируется его поднятыми наверх руками.
Караваджо - «Обращение Савла» в капелле Черази. На картине изображен традиционный сюжет, описанный в «Деяниях Апостолов», когда Савл (Павел) по дороге в Дамаск увидел ослепляющий свет и услышал голос Иисуса, вопрошающего Савла, за что тот его гонит. Для придания сцене большего драматизма Караваджо изображает Савла упавшим с лошади, о чём не упомянуто в Писании. Савл находится в шоке, пораженный видом обратившегося к нему Христа, от которого исходит яркий свет, падающий на самого Савла и его лошадь. Мгновенное обращение Савла демонстрируется его поднятыми наверх руками.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  4. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  14. Рим: барочные церкви Борромини
  15. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  17. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  18. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  19. Вилла Адриана
  20. Флоренция: Галерея Академии
  21. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  23. Национальный музей Барджелло
  24. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  25. Лукка: город в тени Пизы
  26. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  27. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  29. Сиена: пинакотека города Мадонны
  30. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  31. Прогулка по Сиене
  32. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  33. Болонья: Пьяцца Маджоре
  34. Болонья учёная
  35. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  36. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  37. Болонья — город портиков
  38. Болонья: Национальная пинакотека
  39. Болонья: музей Средневековья
  40. Равенна римская
  41. Равенна готская
  42. Равенна византийская
  43. Парма: по следам Корреджо
  44. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  45. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  46. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии