Свои публикации о нашем посещении Вышнего Волочка в начале мая 2019 года я завершу окончанием рассказа о пешей прогулке по Островной части города.
В целом схему нашей пешеходной прогулки по центральной части Вышнего Волочка от гостиницы «Берёзка» я отобразил вот на этой карте, отметив на ней также основные достопримечательности:
1
Про часть нарисованного маршрута я уже рассказал в предыдущих публикациях про Ванчакову линию, Казанский проспект, Вышневолоцкий драматический театр и улицу Муслима Магомаева с находящимся на ней Музеем стекольного завода «Красный Май». А в этой публикации представлю достопримечательности города, находящиеся на Островной части Вышнего Волочка.
Островная часть Вышнего Волочка образовалась после того, как Михаил Иванович Сердюков в 1722 году прорыл Цнинский канал в обход порогов, имевшихся в основном русле реки Цна.
На Островную часть мы попали с Ванчаковой линии по мостику, перекинутому через Цнинский канал. Об этом я уже рассказывал, когда делал публикацию про Ванчакову линию. Там мы попали на пересечение улицы Подбельского и Ленинградского шоссе, тянущегося вдоль Цнинского канала параллельно Ванчаковой линии. Пройдя по улице Подбельского, мы свернули затем на Осташковскую улицу и по ней дошли до Казанского проспекта. Про часть маршрута по Казанскому проспекту от Венециановского сквера до гимназии № 2 я уже тоже рассказал в публикации про Казанский проспект. Поэтому повторяться не буду, а продолжу рассказ с момента, когда с Казанского проспекта мы вновь вернулись на Островную часть Вышнего Волочка.
Итак, всё по порядку с того момента, как мы попали на Островную часть с Ванчаковой линии возле памятного знака в честь Михаила Сердюкова с изречением А. Н. Радищева, чем я завершил рассказ про путешествие по Ванчаковой линии. Вот этого знака:
1
Справа от памятного знака сейчас видны заросли деревьев Городского сада. Так, по крайней мере, этот зеленый треугольник назван на карте «Яндекса».
А раньше здесь была площадь, названная Дворцовой, на которой стояла церковь Петра и Павла. Через мост проходила главная дорога из Петербурга в Москву. До моста она шла по нынешнему Ленинградскому шоссе, а после моста продолжалась по Ванчаковой линии.
1
Вокруг Дворцовой площади уже во второй половине XVIII века начал складываться самый представительный ансамбль гражданских зданий Вышнего Волочка. И это не удивительно, поскольку в этом месте в XVIII веке сходились две великие дороги России: Вышневолоцкая водная система и тракт Москва-Петербург.
Дворцовая площадь старше регулярного плана Вышнего Волочка. Она была задумана уже к 1766 году, и при принятии генерального плана 1773 года начала реализовываться почти сразу.
Церковь Петра и Павла была разрушена в 1930-х годах. Об этом напоминает небольшая памятная часовня, поставленная среди зарослей Городского сада на месте, где когда-то стояла Петропавловская церковь. Её фотографию я показал на представленной выше иллюстрации.
Сейчас на месте, где ранее находился Петропавловский собор, установлен ещё вот такой памятный знак.
1
А вот гражданские (лучшие в городе) здания XVIII века в основном сохранились. И их я покажу далее на следующих фотографиях. К сожалению, в настоящее время состояние некоторых из этих зданий далеко от благополучного.
На углу улицы Подбельского и Ленинградского шоссе сохранились вот такие, можно сказать, «развалины»:
1
Это всё, что осталось от главного усадебного дома, построенного в 1793 — 1798 годах для Марфы Никитичны Неручьевой. Впоследствии у этой усадьбы было много владельцев, дольше других владел ею купец Алексей Иванович Соколов, иногда по его имени усадьбу называют «Усадьба Соколова».
В советское время усадьба была сильно перестроена, в частности, у дома появился третий этаж. Ввиду былой роскошности этого «барочного» здания, его часто путают с расположенным недалеко императорским Путевым дворцом, однако в действительности дворцом оно не является и никогда не было. Но почему-то в Вышнем Волочке укоренилось распространенное заблуждение, что именно это розовое здание на углу улицы Подбельского и Ленинградского шоссе и было дворцом, хотя в действительности дворец располагался в здании нынешней школы № 6, которая находится неподалеку. Именно это мне пытался внушить какой-то местный абориген, когда я, проходя вдоль настоящего дворца, спросил у него: «Это и есть Путевой дворец?» Ответ был отрицательным, и абориген указал мне на видневшийся вдалеке розовый дом с колоннами…
К дому М. Н. Неручьевой (усадьбе Соколова) на улице Подбельского примыкает одноэтажный дом, а, может быть, торговая лавка, построенная, судя по всему, в конце XIX века. В интернете можно найти информацию о том, что это одноэтажное здание принадлежало ранее аптекарю Кудельскому:
1
Следующий крупный усадебный комплекс на улице Подбельского был построен в начале 1780-х годов, и первоначально принадлежал поручику Сергею Хвостову. А с 1796 года в нем разместилось почтовое ведомство:
1
Для строительства дома использовался какой-то образцовый проект (вероятно, Ф. Штенгеля), очень близкий к тому, по которому в Твери построены флигели комплекса пивоварен (казенный провиантский склад). Первоначальный фасад запечатлен на чертежах XIX века, и он был много красивее того, что мы видим сейчас. Но в самом конце XIX века дом, видимо, был неудачно перестроен и лишился своего классического облика, не приобретя ничего взамен. Сейчас это не слишком заметный среди соседних комплексов дом.
Ещё один усадебный комплекс, от которого, впрочем, остался только главный дом — усадьба Василия Храповицкого (дом директора конторы водной коммуникации). Он имеет такую же архитектурную и бытовую историю, как и дом поручика Сергея Хвостова. Сначала возведённый для генерал-поручика Василия Храповицкого в 1775 — 1777 годах (один из первых домов в городе), уже через несколько лет он поступил в казну. Отныне в нём проживали директора Вышневолоцкой конторы водной коммуникации. И поныне он используется каналом им. Москвы, приемником дореволюционной структуры:
1
В конце XIX века дом Храповицкого тоже был перестроен, но не на столько, чтобы потерять все признаки старой архитектуры. При реконструкции у дома появилась новая достопримечательность. Это большой балкон на гранитных опорах, деревянных и металлических столбиках, который до сих пор обращает на себя внимание…
Угол бывшей Дворцовой площади занимали выходящие на неё усадьбы Тыртова и Манзе (обе выходят на нее торцами главных домов). Из них вторая охватывала квартал полностью, до Осташковской улицы.
1
Главный дом усадьбы Манзе был построен в стиле классицизма в 1810-х годах, но нынешний свой вид приобрёл в 1860 — 1870-е годы, когда усадьба перешла во владение купеческой семьи Большаковых. При них появились кирпичная ограда и здание, бывшее изначально кладовой палаткой. Необычно, что это сооружение, чаще всего возводившееся в глубине участка, здесь занимает угол квартала и имеет архитектурное оформление.
А это всё, что осталось сейчас от бывшей усадьбы Тыртова. Говорить о ней не буду, чтобы не расстраивать себя и смотрящих на эту фотографию:
1
Южная сторона бывшей Дворцовой площади представлена, помимо Путевого дворца и банковской конторы (училища кондукторов путей сообщения) несколькими перестроенными уже в 1980-х годах и ныне невыразительными, хотя и старинными зданиями (Желтикова, Большаковых, Корляковых), и одним новым позднесоветским трёхэтажным домом (конца 1980-х годов), который сменил сторожку и владение церкви Петра и Павла, что окончательно изгнало память о храме с площади. В сочетании с заросшим ясеневой порослью городским садом. Вид у этого места не слишком привлекательный:
1
За бывшей усадьбой Манзе мы свернули налево на Осташковскую улицу и прошли по ней в сторону Венециановского сквера на Казанском проспекте.
В прошлом эта одна из улиц Островной части города носила название Генеральская. Осташковской она названа потому, что по ней проходила старая дорога на Осташков. На одной из карт XVIII века в конце Осташковской улицы изображён мост на другую сторону реки Цны с подписью «дорога на Осташков». Генеральской эта улица была названа в пору, когда с 1772 года Островная часть города стала административным центром, здесь разместились городской магистрат, Путевой дворец, Банковская контора. С 1813 года улица вошла в состав прихода Петропавловской церкви на Дворцовой площади. Как и в тот период, улица начиналась между зданий Городского магистрата и заканчивалась территорией земской больницы у реки Цны.
Вот несколько фотографий, которые я сделал по пути по Осташковской улице:
1
1
А это здания Присутственных мест и Магистрата, построенные около 1777 — 1782 годов. Архитектор — Пётр Романович Никитин. Торцевой частью здание выходит на Осташковскую улицу:
1
Три двухэтажных кирпичных оштукатуренных дома первоначально стояли примерно на равном расстоянии друг от друга. В середине XIX века между двумя домами построили двухэтажный кирпичный дом с высокой гранёной пожарной каланчей. В оформлении фасадов вновь выстроенного здания, была сделана попытка повторить декор предыдущих построек. То, что получилось, можно видеть на этой фотографии.
А третье здание — это бывший дом городничего и казначея, стоящий сейчас на другой стороне Осташковской улицы:
1
Бывший дом городничего и казначея был построен в конце 1770-х — начале 1780-х годов. Это было одно из пяти зданий, градостроительно оформлявших Островную часть Вышнего Волочка на стрелке заводи реки Цны и Цнинского канала.
Первоначально все пять зданий были одинаковыми по объему и декоративному решению корпусов в стиле раннего классицизма. Они были построены по типовому проекту в духе идей архитектурной команды Петра Романовича Никитина. Комплекс включал здания Присутственных мест, Магистрата (оба построены в 1777 — 1782 годах), дом городничего и казначея (1777), Путевой дворец (около 1779) и дом Банковской конторы (1784).
Для полноты восприятия покажу ещё раз фотографию бывшего путевого дворца, сделанную с Ванчаковой линии, которую я уже показывал ранее в публикации про Ванчакову линию:
1
Далее по Осташковской улице мы попали на небольшой островок, образованный основным руслом реки Цна и обводным каналом, на котором уютно обосновался Богоявленский собор, о котором я уже тоже делал отдельную публикацию:
1
Потом через Венециановский сквер с памятником А. Г. Венецианову и части Казанского проспекта (о них я уже рассказывал в предыдущих публикациях) мы дошли до здания нынешней гимназии № 2 и по улочке между ней и комплексом Южных торговых рядов вновь вернулись на Островную часть Вышнего Волочка. По пути встретили Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы на набережной Олега Матвеева:
1
Кроме него на набережной Олега Матвеева, в том месте, где ранее стоял снесённый Казанский собор, недавно была установлена Часовня-памятник отцам основателям и архитекторам Вышнего Волочка. Она представляет собой, каменные столбы XIX века от мостов Петербурго-Московской дороги, таблички с именами архитекторов Вышнего Волочка XVIII–XIX веков и выдержкой из Указа Императрицы Екатерины II «Об устройстве вновь учреждаемых городов» от 2 апреля 1772 года:
1
Мы не ходили по набережной Олега Матвеева и не видели этот памятник. Но обойти его вниманием я тоже не мог, поэтому позаимствовал фотографии в интернете у местного краеведа Дениса Ивлева.
По этому мосту через реку Цну мы перебрались в Парк Текстильщиков на Островной части Вышнего Волочка:
1
О том, что мы прошли через Парк Текстильщиков, мы узнали из надписи на памятной стеле, установленной в честь закладки этого парка:
1
Видимо, в те годы, когда возникла идея устроить здесь парк, людей, принадлежащих к славной профессии текстильщиков, в городе было много.
Парк находится в самом центре города, он расположен на нескольких островах, образованных рукавами реки Цны, соединенных между собой мостами. С одного из мостов открывается прекрасный вид на Богоявленский собор и город.
1
Мосты построены добротно, они широкие и до сих пор не обветшали.
1
С мостов открываются красивые виды на реку Цну:
1
1
К сожалению, парк заброшен, представляет собой по большей части заросли ивняка с протоптанными тут и там тропинками. Судя по всему, местные жители приходят сюда летом позагорать и искупаться, устроить пикник, а, может быть, и порыбачить…
Из Парка Текстильщиков можно увидеть и Цнинский бейшлот(Верхнецнинскую плотину), находящийся на некотором удалении от него. Я сделал вот такую его фотографию с приближением:
1
Можно сказать, что Цнинский бейшлот — это самая главная историческая достопримечательность Вышнего Волочка.
Цнинским бейшлотом называется двупролетная плотина, построенная ещё во времена Петра Первого гидротехником-самоучкой Михаилом Сердюковым. Это единственное гидротехническое сооружение (не считая каналов), сохранившееся в Вышнем Волочке с тех пор.
Конечно, бейшлот за прошедшие 300 лет не раз ремонтировался и даже был обложен гранитными плитами. Но сам водоспуск, состоящий из деревянных щитов и деревянных рей сохранился в первозданном виде.
Бейшлот действует до сих пор. Для подъёма щитов задействован специальный современный механизм на рельсах, который поднимает их с помощью лебедки.
Бейшлот находится в живописном месте, облюбованном местными рыбаками. Летом на Цне цветут лилии, и в целом она выглядит очень симпатично…
Возвращались мы из Парка Текстильщиков вновь по улице Подбельского. В этом месте она не столь примечательна, как на участке между Цнинским каналом и Осташковской улицей:
1
Далее мы вернулись по Ванчаковой линии до улицы Муслима Магомаева и пошли в находящийся на ней Музей стекольного завода «Красный Май». Об этой части нашего посещения Вышнего Волочка я уже делал публикацию…
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"