Однажды ходжу Насреддина спросили:
«Скажи, уважаемый, что важнее солнце или луна?»
«Луна освещает ночью, она важнее, ведь днём и так светло», — ответил ходжа.
После осмотра Шеки и его музеев, мы направились по маршруту. К этому времени уже совсем стемнело, и вот, наконец, водитель останавливает автомобиль и высаживает нас в чёрную южную ночь.
Где-то рядом журчит речка, на небе появились звёзды. Темень такая, что не видно своих ботинок. Скользя по мощёной булыжником дорожке, и, переступая через коровьи лепёшки, медленно, но верно поднимаемся вверх.
В какой-то момент замечаю цокающую прямо на нас корову, вовремя успевая отвести жену в сторону. Затем ещё и ещё коровы. Пастух привёл стадо с гор в посёлок и распустил его, а бурёнки уже сами идут по домам. Помню, раньше и в российских деревнях коров таким же образом пасли.
Доходим до верха. Мы в селе Киш, что с одного из древних языков переводится как зимовка. Одинокая лампочка освещает двух женщин, перекладывающих дрова. А где же мужчины? Или на заработках или в чайхане. Домашнее хозяйство не их забота. На эту тему имеется масса анекдотов.
Глаза привыкают к темноте усыпанной бриллиантами звёзд. Мы видим, что подошли к воротам.
Латиф куда-то идёт, и вот, скрипя ключом в замке, местная смотрительница открывает вход в церковь, зажигает боковое освещение.
Церковь очень старая, однокупольная, напоминающая часовню.
Внутри белые стены. Икон нет, но есть два круглых колодца с подсветкой: возле алтаря не более метра, а возле входа глубокий. В обоих скелеты. Останки нашли под входом в храм при раскопках.
В 1 веке н.э. возле Девичьей башни в Баку язычники казнили апостола Варфоломея. В районе Шеки проповедовал ученик Фадея апостол Елисей, ему повезло больше. Слово божье дошло до шекинцев. Местные приняли христианство и построили церковь на месте святилища.
Возможно, здешние останки принадлежат апостолу Елисею. Святой Елисей (Егише) сыграл важную роль в распространении христианства на Юго-Восточном Кавказе. Ни в католической, ни в православной традициях не канонизирован. И виновата в этом политика.
Церковь в селе Киш помог восстановить Тур Хеердал, выдвинув экзотическую теорию; люди с Каспия поднялись вверх по рекам на длинных лодках, заселив Норвегию и Северную Европу.
Конечно, народы кочевали, но его теория похожа на миф.
Немного отойдём от темы. Несколько лет назад я спорил с соседом по даче о границах участка. Моими аргументами было: «Мне бабушка показывала…»
Сосед отвечал: «Мне дедушка говорил…»
Мы подняли старый план и нашли решение. Если два человека живут рядом и назревает необходимость размежевать границы, всегда смотрят, что было раньше, как и где проходила граница. Если спорят народы, веками жившие вместе, обращаются к истории.
Кто раньше жил на этих землях? В античную эпоху в североазербайджанских областях обитали албаны и родственные им племена. Кавказскую Албанию описывают Страбон и Птолемей. Территория античной Албании была густо населена. Страбон пишет про союз 26 племён, объединённый в 1 веке в единое государство.
Албан называли каспиями. Геродот упоминает каспиев в составе войска Ксеркса, идущих походом на Элладу. Древние писатели, говоря об албанах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза.
Одним из крупных албанских племён, которых нередко отождествляют с албанами, считаются утии, предки современных удин.
Первые христианские общины в Албании возникли ещё в начале первых веков н.э. Однако окончательное принятие христианства связывают с именем албанского царя Урнайра в 313 г. Примерно в эти годы албанский алфавит помог составить армянский просветитель Мисроп Маштоц.
В 4-5 веке албанская церковь, как и соседние грузинская и армянская, находились в непосредственной зависимости от церкви Римской.
На Двинском соборе в 506 г. албанская церковь, вместе с армянской и грузинской, признала монофизитское учение (только божественную природу Христа). Сасаниды, соперничавшие с Византией, делали всё возможное для разрыва подвластных им кавказских стран с Константинополем.
В начале 5 века, усилился приток тюркоязычных племён на Кавказ. Дабы предотвратить набеги, персидская династия Сасанидов приступает к сооружению мощной оборонительной линии в районе Дербента.
В 553 г. Албания подверглась опустошительному набегу хазар. Один греческий историк описывал, как свирепые кочевники штурмом взяли дербентскую оборонительную стену.
В 553 г. теперь уже византийские войска вторглись в Албанию, повторив поход в 623 г. В середине 7 века Персию завоевали арабы и начались долгие арабо-хазарские войны. В 662 г. хазары нанесли поражение арабам и напали на Албанию.
Уставшие от войн албанские князья, дабы хазары не опустошали их земли, заключали с кочевниками союзы и платили им дань. В свою очередь, Арабский халифат ужесточил политику.
В 704 г, попавшие в список неблагонадёжных, албанские князья были схвачены и отправлены в Дамаск. Власть в стране сосредоточилась в руках халифского наместника. На следующий год Албания теряет политическую самостоятельность, переходя в подчинение к арабам, которые старались переселять в столь благодатные края подданных из других земель.
По свидетельству историков албанский язык окончательно исчез 1000 лет назад.
Вернёмся в современную жизнь.
Я спросил Латифа: «Если Низами Гянджеви творил на персидском, значит он перс?»
«Нет, азербайджанец! Если мы при СССР писали кириллицей, разве это были не мы?»
Куда делись древние албаны? Здесь заканчивается просто история и начинается политика.
Армяне считают, что албаны армянизировались. Азербайджанцы придерживаются тюрко-албанской теории происхождения своего народа.
У автора нет желания подливать масла в огонь. Отмечу только, что в нишах по периметру забора Албанской церкви в селе Киш, представлены макеты различных храмов Закавказья.