Цикл материалов «Псков. Июль 2022»:
Отель «Колос»
Псков. Упоение русской стариной… День первый
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь был едва ли не главной моей мечтой на Псковской земле. Вот уже несколько лет подряд в святочные дни по «Радио России» читают отрывок из книги нынешнего игумена монастыря митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Хорошо читают, знаю уже близко к тексту, а все равно каждый раз, если «совпадаю», слушаю… И, мне кажется, любой, кто избранные эти главы услышит, захочет прочитать книгу целиком, а потом будет стремиться побывать в Печорах (хотя в книге совсем не об одном только этом монастыре рассказывается).
Удивительно, но невероятно нарядные, синие в золотых звездах главки Успенского собора с отрочества, с давней-давней поездки, маршрут которой включал, в том числе, и посещение Псково-Печерского монастыря, яркой картинкой в памяти запечатлелись. И ведь вряд ли в одной лишь красоте дело, т. к. конечным пунктом того путешествия был первый в моей жизни тогда еще Ленинград, где всяческого великолепия на юного туриста обрушилось в избытке. А, однако, не затмилось, не стерлось…
Город Печоры находится в 55 километрах от Пскова. Добраться туда самостоятельно не составит труда: автобус № 207 ходит достаточно часто. Кроме того, существуют еще 350-й и 205-й. Но их рейсы реже. Расписание — на сайте псковского автовокзала, который находится рядом с железнодорожным. Я покупала билет в кассе, но можно и у водителя приобрести. Садиться лучше на автовокзале, т. к. время в пути 1–15 — 1–30, и к тому времени, когда автобус выбирается за пределы Пскова, народа в него набивается немало; ехать стоя — та еще «радость». Автобус, кстати, небольшой, типа ПАЗика, правда, свеженький, не раздолбанный.
Удобно устроившись у окна, и угадав с несолнечной стороной (справа по ходу), смотрела я на нетуристические районы Пскова. Совсем новые, причем. Неплохо выглядят: к счастью, серые безликие коробки теперь уже, кажется, не возводят нигде.
Но куда более приятные глазу виды начались, когда город остался позади — какие же просторы!.. Да под синим небом с легкими облаками… Ой! А это что?! Будто белоснежной вуалью, чуть колышущейся под легким ветерком, покрытое поле! Оказалось, цветет гречиха. Никогда не видела — красиво…
Топонимы попутные тоже радовали — Красная Репка, например)))
На остановке Изборск кручу головой, но ничего интересного рядом не обнаруживаю: старинная крепость на некотором отдалении.
Еще минут 25 пути, и, наконец, Печоры. Чтобы попасть к монастырю, нужно немного пройти назад по ходу следования автобуса и свернуть на улочку со множеством сувенирных лавок. Обычно на всю эту мишуру я почти не обращаю внимания, но в тот день пришлось: умудрилась забыть в отеле отсолнечную шляпу, а день обещал быть жарким. Палантин-то с собой, но он не спасет от солнца нос. Да к тому же платки у меня вечно с головы сползают, действуя на нервы. На счастье в одном из магазинчиков удалось купить удобную и симпатичную панаму, которая меня весь остаток лета выручала в разных церквях-монастырях.
Но вот и Святые врата, с Петровской башней над ними.
Она тоже, оказывается, завершается главкой наподобие тех, что с давних пор запомнились. Сейчас над башней крест, а когда-то венчал ее двуглавый орел, установленный по приказу Петра I, высоко оценившего роль монастырской крепости в Северной войне.
Слева от Святых врат — Никольский храм, устроенный в 1565 году святым игуменом Корнилием и зодчим Павлом Заболотским (царским воеводой, в иночестве Пафнутием). Храм еще зовется Никола Ратник, Никола Вратарь. Когда-то возведен он был над прежними Святыми вратами, и служил одновременно целям духовным и оборонным: толщина стен приземистого этого храма достигает полутора метров, а под его каменным крыльцом находилась оружейная палата и хранился порох. Каким-то образом забыла я эту церковь запечатлеть, так что фото с сайта монастыря:
Над крыльцом — небольшая колокольня с пятью колоколами. Звонят в них лишь дважды в год, в дни памяти святителя Николая чудотворца: 19 декабря и 22 мая. Жаль, но храм был закрыт: среда, а литургия здесь совершается по четвергам. Внутри множество икон Святителя Николая, главной же святыней является резной его образ в полном святительском облачении, в правой руке Св. Николай держит меч, а в левой — храм. Очень хотелось свернуть сразу же в арку под Никольским храмом, чтобы, наконец, увидеть «ту самую картину», но дорожка от Святых врат вела прямиком к храму Михайловскому, где шла служба,
и такое красивое пение разносилось вокруг (благодаря трансляции), что невозможно было этому «зову» воспротивиться.
Слева от дорожки установлены полотнища с изображениями Отцов Церкви, и их высказываниями. Под звуки доносящегося из храма пения слова эти особенно глубоко в душу проникали… Внутри Михайловского собора народа было много, толком рассмотреть его интерьер не получилось, но запомнился он мне полным какого-то золотистого сияния…
Не нужно быть «исторически подкованным», чтобы понять — этот храм относительно новый. Весь его внешний облик о том свидетельствует: классицизм.
Построен Михайловский собор в память чудесного избавления Пскова от нашествия наполеоновской армии в 1812 году. Когда пал Полоцк и дорога на Псков для врага была открыта, псковитяне по обычаю предков обратились за помощью в Печерскую обитель, где пребывал чудотворный образ Богородицы, тот самый, который впервые спас Псков в 1581 году, во время осады города Стефаном Баторием. 6-го октября 1812 года во второй раз подняли из монастыря и принесли во Псков образ Успения Божией Матери; 7-го октября с этим образом был совершен вокруг города крестный ход, и в этот самый день русские войска под предводительством генерала-фельдмаршала графа Петра Христиановича Витгенштейна отбили у врага Полоцк. Что избавило Псков от опасности.
Первоначально иноки монастыря даже хотели, соорудив новый храм, установить в нем обелиск в честь графа Витгенштейна, но по желанию графа вместо обелиска были сделаны и поставлены в храме две медные доски с перечнем имен воинов, павших в сражении. Высочайшим предписанием императора храм был посвящен имени Архангела Михаила. А освящение его состоялось в день ангела графа Витгенштейна 29-го июня 1827 года.
Михайловский собор, единственный из всех храмов обители, расположен на возвышенности, потому именно его позолоченный купол, увенчанный большим крестом, видно издали, на подъездах к монастырю. Подхожу к заборчику, огораживающему эту самую возвышенность, ведь там, внизу — " в долу меж гор» — те самые, издавна памятные, храмы монастыря. Вдруг красивый вид откроется?.. Но нет, деревья загораживают… И пугаюсь предположения остановившейся рядом женщины: «А вот туда проход закрыт, что ли? Почему там никого нет?» А и в самом деле никого, только пара монахов по площади прошли… Неужели и правда почему-то закрыто?!
В волнении, чуть не бегом, возвращаюсь к Никольскому храму, к арке… Слава Богу, никаких преград не видно, никто не останавливает…
Миную темный проход и оказываюсь на залитой солнцем дорожке, ведущей к Успенскому собору.
Впрочем, стоит еще упомянуть, что к Никольскому храму примыкает Никольская башня, на втором ярусе которой находится новейший храм обители, освященный 6 мая 1986 года в честь святого игумена Корнилия, самого выдающегося настоятеля в истории Псково-Печерского монастыря.
Созданию храма послужили события весьма примечательные: «с весны 1984 года отца Иоанна — … (Крестьянкина, одного из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви, бывшего около сорока лет насельником Псково-Печерской обители) … — начало преследовать необычное явление. Всякий раз, возвращаясь с ранней литургии из Никольского храма, как только он входил под башню, то ощутимо переносился в XVI век и присоединялся к траурному шествию вослед за Игуменом обители, отправленным к Царю Небесному гневом царя земного… Вскоре эти чувства стали возникать, когда он в монастырском саду доходил до Корнилиевского валуна под дубом. Отец Иоанн стал молиться…
Однажды после литургии, на которой батюшка просил вразумления свыше, его молнией озарила мысль: святому игумену… нет приюта, нет престола, где он воссылал бы свои молитвы за Божественной литургией… На соборе старцев, когда возник вопрос о том, как отметить дату 1000 летия Крещения Руси, мысль стала делом решенным. Никольской башне предстояло стать храмом».
«Царь земной» — это никто иной, как Иван Грозный, а «траурное шествие» случилось по причине необузданного нрава царя: «…когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем».
По преданию царский гнев вызвало то, что наместником монастыря во время семилетней войны с Ливонией была самовольно выстроена ограда вокруг обители. Но вряд ли царя не известили о таком важном деле. Скорее всего, он заподозрил измену, увидав, насколько надежной и неприступной выглядит возведенная стена: высотой в пять аршин, длиной в триста восемьдесят сажен и шириной более двух аршин. Обитель превратилась в мощное оборонительное сооружение.
Скорый на неправедную расправу Иван Васильевич после трагического этого события буквально осыпал монастырь милостями: «… много способствовал украшению его, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников».
Лихие были времена… Даже и не верится, что могло такое твориться среди нынешней благодати…
Мощеная булыжником и плиткой дорожка ведет к великолепному цветнику со множеством роз в том числе. Впервые увидела здесь ампели с… клубникой! Крепились кашпо с ними к завиткам фонарных столбиков. Некоторые ягодки были уже такими спелыми, что так и просили «съешь меня»! Устояла)))
А пять главок Успенского собора — да-да, те самые! — кажется, еще наряднее стали… Хотя, вероятнее всего, я просто подзабыла, что хороши они не только золотыми звездами на синем. На каждой еще и святой образ… Украинское барокко — купола Успенского собора Киево-Печерской лавры в том же стиле. Но в лавре — чисто золотые.
Интересно, что расположены купола на скате крыши — «как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся». Даже и не знаю, есть ли где-то еще такая особинка?.. Вероятно, таким образом решено было подчеркнуть то, что Успенский храм устроен некогда в горе, в пещере.
Пещеры же открылись людям в 1392 году (особенный год, год преставления Преподобного Сергия Радонежского…), когда местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. В ту пору весь склон, на котором теперь выстроены монастырские здания, был покрыт могучими деревьями. Одно из них, срубленное крестьянином, покатилось под гору, увлекая за собой еще несколько деревьев и большое количество грунта. Под снятым слоем земли и обнаружилось устье пещеры, с надписью над ним: «Богом зданная пещера».
Кем и когда эта надпись была сделана — не ведомо. Но уж точно не простыми смертными, ибо предпринятые одним юродивым в конце 16-го века попытки надпись стереть (кто бы сказал, зачем?!) успеха не имели: буквы всякий раз снова появлялись. Жаль, что впоследствии наружную стену пещеры укрепили кирпичом, заложив при этом надпись… Впрочем, и без нее ясно, что Псково-Печерская обитель создана и существует по воле Свыше…
Над входом в Успенский собор — большая Киево Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. И купола, и эта икона — знак глубокого духовного родства, существующего между Псково-Печерским монастырем и Киево-Печерской лаврой.
Главный и древнейший храм монастыря совсем небольшой с низкими сводами… А когда-то был еще меньше, т. к. первую церковь на этом месте устроил инок Иона, единолично выкопав в Святой горе пещеру для нее. Из-за необычного местоположения храма священнослужители Псковского Троицкого собора даже отказались поначалу освящать ее. Однако по благословению Новгородского архиепископа Феофила освящение все же состоялось 15 (28) августа 1473 года, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. С этого дня и ведут отсчет истории обители. И, выходит дело, в нынешнем, 2023-м году монастырю исполнится 550 лет!
Через полвека после освящения первой церкви, во многом благодаря усердию дьяка великого князя Василия III Михаила Мунехина, особо расположенного к Псково-Печерской обители, в горе выкопали большую («великую») церковь с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Земляные своды были облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами.
Великое счастье, что всё здесь сохранилось в неприкосновенности с давних времен: монастырь — единственный из всех монастырей Руси! — никогда не закрывался, ни на день не прекращалось здесь молитвенное служение. После 1917-го оказался он на территории Эстонии, в послевоенные же годы, ни одна из попыток властей (а было их немало) обитель ликвидировать, успехом не увенчалась.
Вряд ли есть где-либо еще столь необычный иконостас — канонические «ряды» вписаны в полукруглые своды, а иконы кажутся похожими на плоды некоего чудесного дерева с изящными золотистыми ветвями. Невозможно не залюбоваться и резьбой царских врат.
Справа от алтаря, в великолепном киоте пребывает самая чтимая икона монастыря, да и города Пскова — Успения Пресвятой Богородицы в житии. Чудесные букеты из белых лилий и гортензий в белых с синими узорами вазах стояли в тот день возле нее.
(Кстати, над украшением храмов трудится здесь специальная команда флористов. И иногда их вдохновляет совершенно особенный помощник, о котором расскажу чуть позже).
Написана икона мастером Алексием Малым в 1521 году. Множество чудес совершилось по молитвам у этой иконы, но особенно прославилась она во время уже упомянутого нашествия на Псков Стефана Батория.
К защитникам города вместе с иконой Божией Матери «Успение» была послана и икона Пресвятой Богородицы «Умиление». Два чтимых списка с нее можно увидеть в главном приделе Успенского собора. Та, что в иконостасе возле царских врат — 19-го века, не древняя, но душу тронула…
А та, с которой и поныне совершаются трижды в год крестные ходы, расположена на столпе у клироса.
Запомнилась и икона Богородицы Троеручица.
Особое место храма — специальная ниша у южной его стены, здесь покоятся мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия. По традиции Псково Печерского монастыря ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) в шесть часов утра у мощей преподобномученика Корнилия совершается братский молебен. Из года в год, из века в век молятся ему иноки.
Выйдя из Успенского собора в лучезарный июльский день, обошла монастырскую площадь по кругу, вновь восхищаясь цветами.
Напротив собора расположена Лазаревская церковь, построенная в конце 18-го века для монастырской больницы.
Украшает храм единственная глава, в стиле русского барокко, на граненом постаменте. Во время войны 1812 года больница была превращена в военный госпиталь. В прилегающем к храму здании и сейчас располагается монастырская лечебница. А еще здесь находится библиотека и компьютерный класс, в котором занимаются семинаристы. Круглосуточно в Лазаревской церкви совершается чтение неусыпаемой псалтири (непрерывное чтение псалмов). Арку в краснокирпичном здании рядом закрывают невероятно изящные белые кованые ворота.
Коваными завитками украшено и крылечко, а какие фуксии буйно цветут в кашпо на этом крыльце! Когда-то у меня такая была, но однажды зимой погибла… Из уважения к святому месту мысли отломить отросточек гнала из головы метлой! Сплошные искушения — то клубника, то фуксии…
За цветником на площади выстроились белоснежная Сретенская церковь с темно-красными Ризницей и Благовещенской церковью по бокам от нее. Нарядное сочетание!
Благовещенская церковь стала когда-то — 1540-й год — первым каменным храмом обители. Сретенский храм был устроен во второй четверти 19-го века, в бывшей трапезной. С 1-го апреля 2003 года в Сретенской церкви находится рака с мощами великого старца ХХ-го века преподобного Симеона Псково-Печерского. «Делай добро, пока не поздно», — его слова…
Службы в Успенском и Сретенском храмах совершаются поочередно. Если ранняя литургия служится в Успенском, то поздняя — в Сретенском.
В Ризнице монастыря хранятся иконы, богослужебное облачение священников, а также различная церковная утварь. Кроме того здесь находятся богато украшенные церковные одежды, которые можно считать музейными экспонатами — некоторым по 400 с лишним лет! — и дары от разных русских правителей. Все это поистине бесценно.
В годы Великой Отечественной войны Ризница была разграблена немецкими оккупантами. След монастырских сокровищ обнаружился в 1956 году, когда американскими оккупационными властями двенадцать ящиков с надписью «Пецери клостер» были переданы в небольшой муниципальный музей икон в г. Реклинхаузене в ФРГ. Американцы даже предложили музею часть вещей экспонировать, однако работники музея отказались это делать.
Одним из первых шаги по розыску ценностей Псково-Печерского монастыря предпринял наместник архимандрит Алипий. В 1971 году предметы из Ризницы были обнаружены и идентифицированы гражданином ФРГ Георгом Штейном. 23 мая 1973 года ценности, благодаря помощи руководства РПЦ, возвратились в монастырь.
В центре площади, а значит и в центре цветника — краснокирпичный павильон-кладезь, здесь можно взять святой воды.
Мост с белыми ажурными перилами, украшенными цветочными кашпо, ведет к светло-зеленому с белой отделкой дому, в котором находятся покои настоятеля. На балкон и окна этого дома я то и дело поглядывала, в надежде увидеть вышеупомянутого «помощника флористов»…
Хотя он бы наверняка обиделся, узнай, что кто-то причислил его всего лишь к «помощникам»)). Ибо Владыка по определению должен быть во главе всего и вся! По балкону дома настоятеля он иногда изволит прогуливаться, наблюдая за происходящим на площади. Так же время от времени посещает монастырский магазин, проверяя, видимо, насколько активно паломники и туристы раскупают магнитики с его изображением. Но, увы и ах, все глаза просмотрела, но так и не довелось мне лицезреть рыжего красавца, который сам когда-то «выбрал» себе именно такое — прямо скажем, необычное! — имя. Владыкой зовут… роскошного мейнкуна настоятеля монастыря митрополита Тихона))).
Фото несравненного из его личного профиля в ВК
При имянаречении котику предлагалось стать «Келейником», «Викарием», но он и ухом не вел. Лишь услыхав «Владыка», произнес утверждающее «мяу». Ну, какой Келейник в самом-то деле при столь царственной внешности?)))
Наблюдать за жизнью монастыря «глазами» кота-Владыки — а у него есть собственные странички в ВК и в …. граме — удовольствие несказанное. Ведут их секретари митрополита Тихона в свободное время и с его благословения, разумеется. Жаль, начиная с минувшего года посты стали довольно редки, последние были в рождественские дни. Публикации всегда очень добрые, часто с юмором, смотришь, улыбаешься, на душе светло делается.
Заглянула я и в «улочку», что идет мимо звонницы, где полюбовалась трогательным Благовещением, написанным над одной из дверей, и еще двумя цветочными ампелями — фуксией и облачком белых мелких цветочков, названия которых не знаю.
На площади же перед собором между тем началось какое-то оживление. Оказалось, вскоре в пещерах должен был состояться молебен, в котором примет участие братия монастыря во главе с игуменом Тихоном. Потому, видимо, и вход в пещеры был с утра закрыт. Незаметно и быстро от дома настоятеля через площадь к пещерам образовался людской коридор, причем без всяких «разойдись, расступись», а народу к тому времени уже было немало.
А спустя несколько минут показалась процессия монахов, ведомая Владыкой Тихоном. Для меня все это было настолько неожиданно, что столбняк какой-то нашел: ни фото, ни видео не сделала … Да, честно говоря, как-то и неудобно было. Тем более, что голову полагается склонять, когда тебя благословляют. Хотя некоторые снимали, и, надеюсь, что на видео — уж очень быстро митрополит Псковский и Порховский шел. Летел, можно сказать! Улыбаясь народу. Народ сиял в ответ, до того добрая у Владыки улыбка…
Через некоторое время из пещер донеслось стройное пение мужских голосов… Вот по поводу чего был молебен, каюсь, не уяснила. То есть из разговоров на площади, поняла, что кого-то в тот день собирались поздравлять, видимо, некоего чтимого насельника монастыря. Может, по случаяю Дня Ангела? Праздничное оживление в воздухе носилось. Но почему тогда молебен в пещерах?.. Которые по сути являются кладбищем обители?..
Расстроилась ли, что в пещеры не попала? Совсем нет. Бывала уже в них в то давнее посещение монастыря. Конечно, сейчас смотрела бы на все другими глазами и с бОльшим толком, но с другой стороны хотелось прежние — чуть жутковатые — воспоминания оставить в неприкосновенности. Даже помню, что тогда впереди нашей, как водится, преимущественно женской группы шел шестилетний сын экскурсовода Марк. Видимо, мальчишечка к походам по темным пещерам (тогда там со свечами ходили, не знаю, как сейчас) привык, и шагал смело. В отличие от тетенек, которые вздрагивали от любой мелькнувшей на сводах тени. Куда подевались на тот момент немногие мужчины группы, в памяти не отложилось, может, просто не пожелали идти? А экскурсовод объясняла, что первым обязательно должен идти представитель сильного пола. Странные подробности хранятся иной раз в голове…
На площади тем временем начался колокольный звон! Звонили на большой звоннице, являющейся одним из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа. В ней шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образован как бы второй ярус.
Набор Большой звонницы состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Малые и средние колокола не имеют имен, однако принято выделять названия отдельных их групп: «Тиньки» («Диньки»), «Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги»). Пять колоколов Большой звонницы отлиты в XVI веке; один — в конце XVII века; два — в XVIII веке; два — в XIX веке; на восьми колоколах год отливки не указан.
Первые два восточных пролета (рядом с часовой башней) занимают колокола «Полиелейный» и «Праздничный». Над ними висят по два «Тинька». Далее идут средние колокола: в третьем и четвертом пролетах — по паре «Переборов», а в двух последних пролетах — по одному колоколу, которые образуют группу «Бурлаков». «Часовой» («Вседневный») колокол находится в седьмом, верхнем, пролете.
Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI–XVII веков сохранился сейчас только в Печерском монастыре. Колокольный звон всегда завораживает, а тут еще эдакое диво-дивное — столь необычный способ звона! Конечно же, народ полукругом выстроился, наблюдая, как звонарь — с земли! — управляет этими самыми очепами, заставляя звучать большие колокола. И теперь стало ясно, почему внизу, в проходе под звонницей имеется табличка — «во время звона здесь не стоять». Смотрим и слушаем:
Старинные монастырские часы (существуют они с 16-го века) тоже снабжены колоколами, всего их девять. Говорят, в прежние времена часы эти вызванивали «Боже, царя храни».
Молебен довольно быстро (или мне так показалось?.. вообще «часов не наблюдала», будучи в Печорах…) закончился, и вот уже шествие движется из пещер в обратном направлении. На площади процессия распадается, а Владыка Тихон, по-прежнему очень быстро, идет к монастырскому кладезю, откуда я все это действо и наблюдала. Не один, конечно, человек пять свиты рядом с ним. (Удивительно, но и паломники, и туристы ведут себя уважительно, все дистанцию соблюдают).
Оказалось, Его Высокопреосвященство попросили благословить некую отроковицу, семья которой как раз стояла рядом со мной. Что за семейство, не ведаю, а девочка приятная, блондинка с длинной косой, в воздушном белом платье в цветочек. Так что сподобилась я мало того два раза на расстоянии игумена Тихона увидеть, так еще и рядом постоять, краем уха послушать короткую его беседу с девицей и ее родителями.
Эх, вот бы еще для полного счастья увидеть Владыку рыжего (хотя, скорее, золотого) с кисточками на ушах… Прости, Господи, мою душу грешную))) Не удалось, увы…
Для народа — все же определенно праздничный день был в монастыре! — возле Успенского собора вскоре после завершения процессии организовали угощение. Всем желающим давали пирожок с капустой (вкусный и красивый, даже тмином посыпанный), банан, шоколадную конфету (тоже очень вкусную) и чай. Причем крепкий, как я люблю.
Чаю можно было брать сколько угодно. Собственно, и во всем остальном никто не ограничивал, отметок же не делали. Но в массе своей все вели себя достойно. Правда, видела я потом парнишу аж с целым пакетом бананов… Но, кто его знает — может дома братья-сестры голодные…
Подкрепившись, глянув еще разок на балкон настоятельского дома — нет, не судьба… — пошла я к Святым воротам, конечно же, несколько раз остановившись, чтобы на прощанье налюбоваться синими главками с золотыми звездами и буйством цветов…
Впрочем, с монастырем я пока не прощалась, собираясь еще совершить поход вокруг его стен. В хорошую погоду это удовольствие несказанное: такие чудесные виды на старинные стены и башни обители сопровождают всю дорогу!
Протяженность стен восемьсот десять метров, а башен в них девять. Встретился по пути симпатичный верстовой столб «под старину», указующий, что отсюда почти одинаковое расстояние, что до Риги, что до Новгорода.
А в завершение, попадаешь на смотровую площадку, с великолепной панорамой монастыря. И, кстати, только отсюда хорошо видно Святую гору за Успенским собором с мощными дубами на ней.
Одному из них в 2022-м исполнилось 600 лет! По данным Национального реестра старовозрастных деревьев России, на сегодняшний день дуб на Святой горке — самый старый среди профессионально обследованных английских дубов в нашей стране. Конечно, идеального здоровья в столь почтенном возрасте ждать не приходится, у дуба нет макушки, но нижние ветви еще ого какие мощные. К тому же с 2020-го года дважды в год дерево осматривают специалисты и дают рекомендации для продления жизни ветерана.
Расставаться с местом, где тебе было хорошо, всегда грустно… С местом Святым — тем более… Утешало лишь то, что впереди меня еще ждал Изборск. Конечно, впечатлений уже было по маковку, и по-хорошему, монастырем надо было бы ограничиться, но, Изборск по пути, как не воспользоваться?
Знаю, что многие сюда приезжают на целый день, с чувством-с толком вникают в историю старинной крепости, посещают музеи, коих на коротенькой отреставрированной улочке аж четыре, включая музейное кафе «Блинная», совершают походы по живописной Мальской долине. Но я оказалась здесь уже хорошо за полдень, и пусть дни в июле, да еще на севере, долгие, на длинные походы сил — моральных — уже не было, в музеи же, после монастыря, не хотелось совсем.
Потому Изборск у меня получился в формате легкой ознакомительной прогулки.
Добротные купеческие дома, выстроившиеся вдоль булыжной мостовой «музейной» улочки — загляденье! С продуманными фишечками, вроде «ковриков» из петуний вокруг брутальных фонарных столбов, сделанных их оструганных бревен.
Конечно же, не пройдешь мимо столбика, увенчанного ярким скворечником (сомневаюсь, что «жилым», очень уж низко расположен), буквально «облепленного» указателями, среди которых встречаются «выгул собак» (в деревне, ага))), «наш Крым» и «эти ваши Европы».
На счастье и «серьезных» указателей хватает, заблудиться невозможно. И вот я уже вижу приземистую церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского с двухпролетной звонницей над входом, а от нее дорожка бежит прямиком ко входу в крепость.
Проход на территорию платный, сто рублей вроде бы, но — некоторые проходят просто так, игнорируя будочку кассы.
Внутри крепостных стен, собственно, ничего нет, кроме Никольского собора 14-го века. Интересно, что храм этот никогда не закрывался. Думаю, уютно ему здесь на старости лет — под защитой мощных стен, на зеленой травке…
При том, что ко всякого рода фортификационным сооружениям я вообще-то равнодушна, башни — их шесть — все же добросовестно по кругу обошла, и даже одной из них — той, что зовется Рябиновка, заинтересовалась.
Не иначе название заинтриговало))) Говорят, расположенные в шахматном порядке в шести ярусах многочисленные бойницы шестнадцатиметровой башни действовали на противника наподобие психологического оружия.
Как оно там снаружи с точки зрения средневековых вояк не знаю, а изнутри и в самом деле выглядит интересно. Для пущего эффекта на стены башни водружали развевающиеся красные хоругви, отчего у врага рябило в глазах. (Вот почему «Рябиновка»-то! Кто бы мог подумать! Я была уверена, что из-за цвета полотнищ, ну или деревца рябины рядом…)
По части стены — очень небольшой — можно сейчас пройти. И это для меня в любой крепости самое интересное, потому как — ВИДЫ! Насколько я понимаю, как раз на Изборско- Мальскую долину. Виды эти особенно хороши своей холмистостью. То есть вроде как и дали неохватные, но никакой среднерусской монотонности.
Просматривается со стены и небольшой кусочек Городищенского озера, и вот к нему-то я непременно пройдусь.
Это не поход на целый день по долине: к озеру от крепости ведет удобная тропинка, с несколько, впрочем, смущающими, время от времени попадающимися плакатами с изображением змеюки и надписью: «Они вас видят». Бррр! Лишь бы МНЕ не увидеть ни одной!!! К счастью, Бог миловал…
Вдоль тропы периодически встречаются удобные — с крышами — скамьи для посидеть-отдохнуть. Конечно же, местное население зарабатывает денежку, предлагая по пути к озеру туристам всякую всячину, включая бутылки для святой воды.
Потому как озеро подпитывают помимо грунтовых вод и речки Смолки еще и Словенские ключи, издавна почитаемые в народе как целебные. Название свое ключи получили в честь основателя города князя Словена, сына легендарного новгородского старейшины Гостомысла. Словенском первоначально звался и город. Княжил Словен в основанном им городе всего три года, после чего мир сей покинул.
Правление перешло к его сыну Избору, который переименовал город в честь себя любимого — Изборск. Вполне вероятно, что за такое непочтение к родителю и был судьбой наказан: «змием изъяден быв умре…». Мдааа…. Про змей-то, это, выходит дело, серьезно! Вон с каких пор они тут бесчинствуют!
Мелькнувший средь деревьев озерный пейзаж оказался на редкость живописным:
а вот уже и шум ключей слышно… Журчат-звенят вовсю и это хорошо!
Потому как по преданию, пока бьют Словенские ключи, жива и Русь будет…
Верить или нет — дело каждого, однако факт из не столь давнего прошлого: ключи пересохли летом 1941 года и ожили вновь лишь в 1944!
Народ, забыв про озеро, прежде всего как раз к ключам и устремляется — топают по ледяной воде (температура ее всегда в районе плюс 8), умываются и пьют поочередно из каждого «водопадика» (целебные силы у них разные), хотя существует страшноватая легенда, уверяющая, что в одном из источников вода мертвая, причем, каждый день местонахождение «нехорошего» источника меняется.
Впрочем, думаю «нехорошесть» теперь в прошлом, ибо уже несколько лет подряд в пятницу Светлой Седмицы, в день празднования иконы Божьей Матери Живоносный источник, Словенские ключи освящаются представителями Русской Православной церкви.
Умылась, конечно, и я, воды из ладошки попила — из какого источника даже и не задумывалась, все равно не угадаешь. Полюбовалась тонкими струйками, среди мхов бегущими, и пошла к озеру.
Увы и ах, мало того кот Владыка сегодня показаться не соизволил, так еще и знаменитые лебеди Городищенского озера почитателей их красоты порадовать не пожелали…
У помоста над водой, на котором столпились граждане с угощением, только простецкая массовка из уток-селезней позировала!
«Звезды» же лишь на минутку иногда появлялись из зарослей водных трав возле самых дальних берегов озера. В какой-то момент показалось, что царственного вида мамаша с четырьмя детками взяла все же курс в нашу сторону, ан нет… Сделав небольшой круг, вновь скрылась в травяных кулисах. Печаль! Конечно, озеро и без лебедей — смотреть и любоваться, но как бы было хорошо с ними!..
Такое было бы красивое завершение дня…
На обратном пути бросаю взгляд на изящную Корсунскую часовню возле брутальной Талабской башни, ради фоточки даже рискнув сойти с дорожки в траву, надеясь, что ангел-хранитель убережет, и не буду никаким ползучим гадом «изъядена».
Вновь прохожу по образцово-показательной музейной улочке, а умиляюсь на прощанье домику вовсе даже не музейному, зато чуть не по самую крышу утопающему в цветах…
Определенно цветы на Псковской земле нежно любимы повсюду! Надеюсь, завтра еще немалое их количество в городе увижу…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия