Сорок восемь часов — много это или мало. В повседневных буднях даже не замечаем, как пролетело время с понедельника до среды. Совсем другое дело в путешествии. Здесь как будто начинает действовать принцип пространственно-временного континуума: чем больше охватываешь територии, тем дольше кажутся дни, часы и даже минуты.
В Антверпен приехали в понедельник. Гуляли по городу до позднего вечера, увидели немало. Следуя навигатору пробиралось по узким улочкам, внезапно заканчивающимся широкими бульварами. Плутали в трёх соснах пытаясь отыскать очередную достопримечательность.
Замедляли ход любуясь старинными кирпичными домами со ступенчатыми фронтонами.
И буквально тут же на соседней улице шедевром 19 века в стиле ар-нуво. Здание 1880 года для филиала модного магазина «Au Bon Marché" является одним из ранних проектов известного бельгийского архитектора Франса Смет-Верхаса.
Дошли до набережной со средневековой крепостью.
Вкусно пообедали в прибрежном ресторане Zuiderterras.
Здесь, глянув на реку и увидев бельгийский флаг на корме проплывающей мимо баржи, я наконец осознала, что мы уж не в Голландии, а в Бельгии.
Путешествуя по Нидерландам обратила внимание, что буквально каждый город связан с именем какого-нибудь знаменитого художника: Амстердам — Рембрандт, Харлем — Хальс, Делфт — Вермеер. Бельгийский Антверпен прославил знаменитый соотечественник — Рубенс, что и не удивительно, ведь Бельгия когда-то была частью тех же Нидерландов.
В первый же вечер встретились с гениальными творениями мастера. Несмотря на то, что он блестящ практически в любом стиле — исторических сюжетах, мифологических сценах, портретах, пейзажах, — самыми талантливыми считаются работы на библейские темы. Запрестольный образ Антверпенского собора и его центральная панель «Воздвижение креста» — одно из таких произведений. Триптих был написан в 1610 году для главного алтаря церкви Св. Вальбурги, снесённой в 1817 году. Незадолго до этого в 1815 году произведение перенесли в главный собор Антверпена.
Для самого же собора художник написал второй большой триптих «Снятие с креста». Алтарь был заказан гильдией аркебузиров из гражданской гвардии Антверпена. «Снятие креста» считается абсолютным шедевром фламандской живописи XVII в. Художнику удалось создать идеальный баланс формы, линий и цвета. Гвардейцы хотели, чтобы триптих был посвящен их покровителю святому Христофору. Однако иконографические правила Контрреформации не позволяли использовать эпизоды из жизни святых в качестве основной темы алтарного образа. Рубенс придумал гениальное решение. Христофор означает «тот, кто несёт Христа», на картине изображено несколько таких персонажей. На центральной панели тело поддерживает Иоанн, на левой — Мария носит его во чреве, а справа Праведный Симеон держит младенца на руках.
По пути обратно в отель прошли мимо Дома Рубенса. Музейный комплакс охватывает сразу два здания. Музей был уже закрыт, поэтому оставалось только догадываться в какой части жил сам художник.
Недавно прочитала, что музей закрыт на реставрацию аж до 2027 года. Запланированы какие-то грандиозные работы. Лишь бы не испортили ставшими так модными в последнее время добавлениями современного искусства.
На другой день рано утром уехали в Брюгге.
Во второй половине дня гуляли по Генту. Вечером совсем без сил вернулись в Антверпен.
Так как в Бельгию мы въехали около часу дня, то в день отъезда на город у нас оставалось ещё времени как минимум до полудня. Не знаю стал ли бы кто-нибудь проверять, но в суровые времена повсеместных запретов нарушать правила не хотелось.
С вечера пошуршала в интернете и нашла интересный и совсем незнакомый музей Майера ван ден Берга. Купила билеты на сайте, пометила в навигаторе и сразу после роскошного отельного завтрака отправилась на поиски на местности. Навигатор изрядно поводил нас по боковым улочкам, когда же цель была казалось бы близка никакого музея мы не обнаружили. Точка на карте говорит вот он, а его нет. Прошли квартал несколько раз, пока не увидели, что музей просто расположен на противоположной стороне улицы.
В первом же зале снова встретились с Рубенсом. Картина в верхнем ряду справа — «Фавн и нимфа». Музей оказался очень достойным, смело рекомендую всем, кто окажется в Антверпене.
Из музея отправились к Церкви Св. Карла Борромео, которая на наше счастье оказалась открыта. Барочная церковь ордена иезуитов была построена всего за шесть лет с 1615 по 1621 год. Рубенс сыграл важную роль в проектировании и украшении храма как живописец, декоратор и архитектор. Его влияние можно проследить в дизайне башни, фасада, главного алтаря, лепнине свода в часовне Богоматери.
58 метровая колокольня была преднамеренно построена так, чтобы не заслонять главный фасад и поэтому видна только с параллельной улицы.
Сам же фасад был спроектирован по мотивам римской церкви Джезу, построенной за 40 лет до антверпенской. Церковь является прекрасным примером контрреформации в Антверпене. Театральный фасад привлекает внимание, словно каменный щит, рекламирующий католическую веру. Интересно, что он на 8 метров выше самой церкви. Фигуры евангелистов, апостолов кажется смотрят на прохожих. Барельеф в центре с тремя золотыми буквами IHS принадлежит Рубенсу.
Внутреннее убранство также поручили мастерской Рубенса. Над декорированием церкви художник работал вместе со своим не менее знаменитым помощником Антонисом ван Дейком. К сожалению не все работы сохранились. В 1718 году в церкви случился пожар уничтоживший, среди прочего, 39 плафонных росписей кисти Рубенса. Хотя некоторые эскизы сохранились и разлетелись по различным художественным коллекциям мира.
Для того, чтобы главный алтарь постоянно привлекал внимание прихожан, иезуиты придумали интересный трюк. Они поместили за алтарём разделенный на отсеки ящик, из которого с помощью блоков можно было поднимать картины, меняя их как театральные декорации.
Первоначально в ящике размещалось четыре картины: «Воздвижение креста» Герарда Зегерса, «Коронация Марии» Корнелиса Схюта и две работы Рубенса, изображающие святого Игнатия Лойолу и святого Франциска Ксаверия. Система всё ещё работает и картины меняют три раза в год. Первые два полотна можно увидеть в церкви, картины Рубенса уехали в венский музей, а на их место добавили «Богоматерь горы Кармель» Густава Вапперса.
В 1773 году папа Климента XIV упразднил Орден иезуитов, здание конфисковано. Картины также конфисковали, а в некоторых случаях просто украли.
Однако, кое-что всё-таки осталось. Над алтарем Святого Иосифа находится работа Рубенса «Возвращение Святого Семейства из Египта», написанная около 1620 года. После буллы Папы Климента XIV картина прошла через несколько аукционов, чтобы после 240-летнего отсутствия 23 июня 2017 года вернуться на свое прежнее место.
Сохранился лепной потолок Часовни Богоматери, который также был спроектирован великим антверпенским мастером.
Прекрасный образец архитектуры в стиле барокко Часовня чудом избежала пожара.
Элегантная статуя Богоматери, вырезанная из древесины чудотворного дерева Шерпенхойвель, была подарена церкви соправителями испанских провинций Нидерландов эрцгерцогом Альбертом и эрцгерцогиней Изабеллой.
Алтарный образ «Успение Богородицы» работы Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля является копией оригинальной картины Рубенса. В 1776 году картина была куплена императрицей Марией-Терезией и сейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене.
Рядом со входом «Святое семейство», приписываемое Яну Ливенсу. По краям беломраморные статуи святых Екатерины Александрийской и Сусанны Римской.
Нынешняя кафедра была создана после пожара в 1720 г. и приписывается Яну Питеру Ван Бауршайту Старшему. Тема композиции: Триумф церкви над ересью.
Примерно в то же время был установлен церковный орган, над корпусом которого работал сын скульптора Ян Питер Ван Бауршайт Младший.
Стены церкви обшиты деревянными панелями с медальонами на библейские сюжеты.
После пожара панели были восстановлены анонимными художниками-иезуитами.
Скульптуры исповедален также относятся к 1720 году.
Тем временем стрелки часов неумолимо приближались к полудню. По великолепному бульвару Лейсстраат поспешили в отель. Комплекс из восьми домов в стиле эклектики с элементами неоренессанса и необарокко по проекту архитекторов Жана Батиста и Эмиля Верекена появился в 1898 году. Фронтоны увенчаны бронзовыми статуями Нептуна и Меркурия скульптора Франса Йориса.
Выписались из отеля и на ближайшем поезде уехали в Амстердам.
Конечно хотелось бы задержаться подольше, но и двух суток хватило, чтобы насладиться красотами прекрасного бельгийского города.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия