Продолжение.
Начало: Увезу себя я в тундру
Итак, за какой-то час наша быстроходная ладья домчала нас из Кеми до Большого Соловецкого острова.
20 лет спустя я вновь ступила на Тамарин причал.
Отлично помню то давнее своё путешествие. Именно начиная с него, вдруг пришла охота поведать миру о своих подвигах записать свои впечатления, пока они не поблекли, не выветрились из памяти, вытесненные текущими делами и заботами. Рассказ о той поездке до сих пор висит на популярном тогда сайте «100 дорог», отрывки из него гуляют, уже без упоминания авторства, по разным сайтам, посвящённым Соловкам. Тогда, в далёком 2002, Соловки ещё не были туристическим мейнстримом. Забредали сюда в основном паломники, туристической инфраструктуры не было от слова «совсем».
Добирались мы до островов весьма экзотическим способом. Стартовали из Северодвинска, с территории суперсекретного завода «Севмаш». Забрав паспорта, телефоны и фотоаппаратуру, нас провезли на автобусе по территории. Толстые туши подводных лодок поражали своими размерами. В их многоэтажном нутре копошились люди-муравьи. Разнокалиберные военные корабли мышиного окраса стояли на стапелях. Выглядело впечатляюще.
Загрузились на двухпалубный теплоход «Алушта», уже явно не первой молодости. Всю ночь плыли, наслаждаясь абсолютно спокойным Белым морем и долго догорающим золотым закатом…
(Дальнейшая судьба «Алушты» оказалась грустной, он сгорел на том же Севмаше во время капитального ремонта в 2010 году).
Но вернёмся в 2022. Большой Соловецкий встретил нас моросящим дождём, что в общем, не сильно огорчало. О переменчивости здешней погоды всем хорошо известно.
Заселились в гостиницу «Соло», главное достоинство которой — расположение у самых стен монастыря. Ну и душ с временами даже горячей водой — тоже конечно достоинство. В целом, приличный отель, с неплохим рестораном. 20 лет назад о таком и мечтать не приходилось, мы и ночевали на теплоходе, в каютах-купе, и питались в тамошней кают-компании…
В туристическом центре нас встретили приветливо:
и послали в монастырь… Экскурсию проводила симпатичная девушка из паломнической службы, излагавшая текст с такой скоростью, про которую говорят: «как из пулемёта строчит». Но экскурсия интересная, и определённо стоит того, чтобы её взять.
Соловецкий монастырь был основан в 1436 году тремя монахами — Зосимой, Савватием и Германом. За без малого шесть столетий существования он пережил расцвет, осаду, разорение, и опять по кругу.
И время над ним не властно…
Ещё в начале ХХ столетия небезызвестный Сергей Михайлович Прокудин-Горский, составляя географический портрет Российской империи, побывал на Соловках. Его фотографии, сделанные в 1916, и нынешние, спустя 106 лет, тому подтверждение. Ну разве что поухоженней постройки были век назад, да травка аккуратней пострижена. Сменились эпохи, царства и поколения, а здесь время застыло…
1916 год. Фото С. М. Прокудин-Горский.
2022 год
Так повелось в нашей истории, что монастырские обители с их крепкими стенами всегда рассматривались властью не только как духовные центры, но и как фортификационные объекты для защиты границ. Ну и, конечно, как места заточения неугодных, ведь трудно сыскать тюрьму надежней, чем стены отдаленных монастырей.
Соловецкому монастырю выпала доля побывать во всех трех ипостасях.
История монастыря подробно задокументирована, один из экземпляров изданной в 19 веке, тогда ещё четырехсотлетней его истории, хранится в музее наряду с другими интересными артефактами.
На территории Соловецкого монастыря до революции было 8 храмов, включая главный — Спасо-Преображенский собор 16 века. В советское время храмы были закрыты, территория монастыря использовалась с 1920 года под нужды лагеря и тюрьмы особого назначения (СЛОН-СТОН), а во время Великой Отечественной войны остров был передан в ведение Военно-морского флота, и здесь располагалась школа юнг. В 1990 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.
Храмы продолжают восстанавливать, и многое уже сделано.
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор стал последней крупномасштабной постройкой монастыря в 19 веке. В соборе хранятся мощи святых Зосимы, Савватия и Германа, основателей монастыря. Они были погребены тут в середине 15 века, и за долгие столетия никто не покушался на их покой, пока в 1920 году в угаре классовой борьбы захоронения не вскрыли, а мощи вывезли сначала в Московский, а потом в Ленинградский музей антирелигиозной пропаганды. Каким образом они помогали убеждать посетителей в материалистической картине мира — трудно сказать. Но колесо истории сделало еще один поворот, и 1989 году мощи святых вернулись в свою обитель.
На территории центрального монастырского двора находились иконописные мастерские, ризницы, библиотека, казенные и оружейные палаты, поварни, хлебни… По периметру главного двора располагались кельи.
Мы заглянули в одну:
Скромненько так, но чисто и просторно…
А вот так выглядят вериги, которые носили монахи для усмирения страстей человеческих…
Сушильная комната или Сушило — помещение постройки 16 века, где монахи сушили зерно. Является древнейшим в России. Здесь применен римско-византийский опыт подпольного отопления. Специальные дымовые и тепловые каналы проложены в толще стен, так что топившиеся на нижнем ярусе печи обеспечивали отопление и быструю просушку зерна.
Карбас - лодка поморов в Сушиле.
Традиционная поморская лодка — карбас. Особенность ее — полозья на днище, как у саней. Ледовая обстановка на Белом море нестабильная, а тут можно и плыть, а можно и волоком по льду тащить…
Соловецкий монастырь — крепость.
Стены собраны из огромных валунов, общая их протяженность 1200 метров. Они огораживают территорию в 4 га. Толщина у основания до 7 метров, высота — от 6 до 11 метров, а башен с шатром — 30 метров.
Дважды в своей истории Соловецкий монастырь держал осаду, и по иронии судьбы, самый кровавый бой он принял от «своих».
Первый раз — в XVII веке, когда Соловецкий монастырь открыто выступил против реформ патриарха Никона. Начиналось с мелочей: из какой муки, ржаной или пшеничной, печь просфоры, можно ли есть рыбу в пост — не самые принципиальные вопросы веры, но когда в Москву забрали мощи митрополита Филиппа, хранившиеся в монастыре — из искры разгорелось пламя. Обитель не приняла новопечатных книг, отказались монахи и принять нового настоятеля, присланного из Москвы. Для усмирения непокорных в 1668 году на Соловки были посланы стрельцы. Долгие 8 лет монастырь находился в осаде, и никакие вновь и вновь посылаемые отряды не могли взять его штурмом. Впрочем, немало способствовали этому и местные крестьяне, полностью бывшие на стороне монастырской братии.
Но, как и среди апостолов, здесь нашелся свой иуда по имени Феоктист. Он указал стрельцам тайный проход в стене под Сушилом. В ночь на 22 января 1676 года монастырь был взят. Кто-то был убит в бою, кого-то казнили, кто-то успел сбежать. Из 600 монахов осталось 14. Для монастыря настал долгий период бедности и забвения.
Во второй раз крепость подверглась нападению в середине XIX века во время Крымской войны. В 1854–55 гг. в Белом море находилась англо-французская эскадра. 6 июля два английских фрегата подошли к монастырю.
Силы были неравные: к тому времени в монастыре кроме насельников, находилась лишь инвалидная команда, охранявшая заключенных. Состоялись переговоры, в ходе которых англичане согласились уйти, если им отдадут монастырский скот. (Думается, что не так им был нужен монастырь, как просто оголодали они за время похода) Но настоятель монастыря архимандрит Александр категорически отказался от такого заманчивого предложения, пригрозив скорее утопить всех коров, чем отдать англичанам, и организовал оборону крепости имеющимися скудными ресурсами. Голодные и злые англичане обстреляли монастырь из пушек, но штурмовать его не решились и убрались восвояси.
Места, куда попали английские ядра, бережно отмечены на свежеотремонтированном фасаде:
Эта история, как бы сейчас сказали, была широко распиарена, особенно на фоне военных неудач России в Крымской войне, и для монастыря настали золотые времена. Потоком потекли паломники, в том числе и высокопоставленные. Александр II пожаловал в дар монастырю колокол, отлитый из металла, взятого из ритуальных украшений при погребении Николая I. Этот колокол чудом уцелел в ХХ веке и сейчас стоит во дворе обители.
Колокол, дар Александра II Соловецкому монастырю
Соловецкий монастырь — тюрьма.
История Соловецкой тюрьмы началась задолго до известного Соловецкого лагеря особого назначения — СЛОН. Правда масштабы репрессий тут несопоставимы. За 400 лет царского режима через подвалы монастырской тюрьмы прошло около 500 узников, а за 20 лет существования советской тюрьмы — около 100 тысяч.
Мы побывали в подземных казематах. Каменно, холодно, темно. В царские времена абы кого сюда не ссылали, в основном, это были «идейные» заключенные, не сошедшиеся с властью во взглядах на политические или религиозные темы.
По степени строгости содержания они делились на три категории: под караул, под надзор и секретные. Если первые две еще имели какой-то официальный статус, то что касается секретных — у них даже не было имени и фамилии, только номер. Их условия содержания и судьба целиком и полностью зависели от воли того, кто их туда отправил.
Интересно, что единственный пример в истории успешного побега из Соловецкой тюрьмы — некий Артемий, игумен Троице-Сергиевой Лавры. Дело давнее, еще 16 века, да и успех этого побега объясняется скорее тем, что сам настоятель, Филипп Колычев (да, тот самый митрополит Филипп, пытавшийся урезонить царя Ивана Грозного и поплатившийся за это жизнью), уважал своего узника и «приподзакрыл глаза», когда надо было.
Музей, посвященный лагерному периоду Соловков 1920–1939, расположен вне стен монастыря, в небольшом домике в поселке. Даже музеем его назвать трудно, скорее это документальная выставка — фотографии, отчеты, докладные…
И несколько альбомов с биографическими данными узников…
Какая-то съемочная группа как раз трудилась над репортажем…
Уму непостижимо сколько ярких и талантливых людей было загублено в этом бессмысленном терроре. Многие из тех, кому удавалось выжить, впоследствии достигали профессиональных высот, становились выдающимися учеными и просветителями. Можно только представить, какой человеческий капитал был потерян страной за эти годы…
Дороги на острове по прежнему из серии «едуяповыбоинамизвыбоинневыедуя».
11 км пути от поселка до Секирной горы всю душу из нас вытрясли.
На Секирной горе по прежнему стоит Вознесенская церковь-маяк, только теперь при церкви живут не арестанты, как в 1920–30 г.г., не одинокая женщина по имени Лена, как в 2002, а монастырские служители.
Помню, как меня затронула встреча с этой Леной. Моя ровесница, выросли в одной стране, обе учились в советской школе по стандартной программе. Разговорились, вполне себе адекватная, не фанатичка. А вот живет себе в таежной глуши, одна, точнее с кошкой. До ближайшего поселка 11 км лесной дороги, и то летом, зимой дороги вовсе нет (ну сейчас-то снегоходы в хозяйстве появились).
Ну, а как заболеешь, или зуб прихватит? Ну так… Будет проблема — будет и помощь.
Может и правда, надо поменьше тревожиться и не спешить брать на себя ответственность за проблемы, которые еще и не возникли… Может кто-то другой, Выше и Сильнее, позаботится об этом…
Виды с Секирной горы ничуть не изменились, такое же зеленое море тайги с едва виднеющимся Савватиевским скитом…
Заезжали мы в этот день в Ботанический сад. История его идет с 19 века, когда стараниями архимандрита Макария и монахов здесь были высажены плодовые деревья, кустарники, разбиты цветники. Пар для оранжерей давал расположенный неподалеку воскобелильный завод. Даже в лагерные и военные годы работа в саду не останавливалась… Лиственничная аллея, кедровая роща, фруктовый сад, аптекарский огород — за всем этим хозяйством виден бережный уход.
А вот сам поселок Соловецкий представляет собой довольно унылое зрелище. Конечно, за 20 лет тут появились гостиницы, кафе и рестораны, но не заметно, чтобы в благоустройство особо вкладывались… И это при таком потоке туристов…
А туристов на Соловках сейчас в сезон тОлпы. Добраться сюда нет никакой проблемы. Помимо частных катеров, ежедневно бегает из Кеми (Рабочеостровска) «Василий Косяков». Заходят трехпалубные круизники, при нас стоял «Александр Пушкин». Да и аэропорт работает.
Завтракали мы в отеле, а обедали в приглянувшемся ресторанчике «Пинагор», он же «Экспедиция». Ребята работали последний день в сезоне, готовились к закрытию, может поэтому мидий нам уже не досталось, но зато нам пожарили целую камбалу вместо порционного куска. Все равно выбрасывать. Свежайшая камбала, было вкусно.
Морской музей, к сожалению, оказался закрыт, а времени на его открывание у нас уже не было. Зато от него открывается тот самый 500-рублевый вид на монастырь.
А еще здесь можно поучиться вязать морские узлы…
Практическое пособие по вязанию морских узлов
Погода не подвела, от утренней серости и сырости к вечеру не осталось и следа. Закат преобразил пейзаж, и даже кривые заборы и заросшие бурьяном обочины стали выглядеть сказочно и интригующе.
А наш путь лежал дальше на юг, на Онежское озеро, в столицу Карелии Петрозаводск, и оттуда в конечную точку маршрута, Санкт-Петербург…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм