Итак, в прошлом рассказе о Мулене мы пришли в самый центр исторического старого города. Внушительный характер замка, когда-то стоявшего здесь, веками иллюстрировал влияние герцогов Бурбонов, которое оставалось абсолютным до начала 16 века.
Итак, в прошлом рассказе о Мулене мы пришли в самый центр исторического старого города. Внушительный характер замка, когда-то стоявшего здесь, веками иллюстрировал влияние герцогов Бурбонов, которое оставалось абсолютным до начала 16 века.
Пьер де Бурбон даже женился на Анне де Франс (дочери короля Людовика XI). В 1495 году, во время первой итальянской кампании под предводительством короля Карла VIII (младшего брата герцогини Анны), французским королевством управляли из Мулена Пьер и Анна. Этот золотой век характеризуется притоком творческих личностей, в основном художников.
Именно в это время мастер Мулена написал свой знаменитый Триптих: Богородица во славе в окружении ангелов. Этот триптих считается шедевром раннего французского искусства. На этой картине, и сейчас в отличном состоянии, изображена Богородица в компании её дарителей, герцога Пьера II Бурбонского и его жены, герцогини Анны де Боже, а также их дочери Сюзанны.
Также в это время был построен павильон по заказу Анны де Боже, одно из самых первых зданий эпохи Возрождения, построенных во Франции.
В этом ренессансном павильоне сейчас работает музей Анны де Боже. Постоянная коллекция музея позволяет открыть для себя различные направления: египтологию, региональную археологию, историю семьи Бурбонов, средневековую скульптуру средневековья и эпохи Возрождения, живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство, в основном из Германии и Нидерландов
Музей Анны де Боже называют в городе «маленьким Лувром «, но на мой взгляд, даже такое название для него пафосно. Хотя сам павильнон симпатичен, несмотря на свои небольшие размеры.
Однако, уже в это время герцогство вступило в полосу проблем, и из-за отсутствия потомка мужского пола после смерти констебля Бурбонов Карла III герцогство Бурбонне было присоединено к короне Франции в 1531 году.
Прогулка по историческому центру позволяет совершить путешествие по истории города от Средневековья до начала 20 века. Каждый попадёт под очарование мощёных улочек, фахверковых домов.
Средневековые дома и особняки соседствуют друг с другом и образуют живописный ансамбль.
Дом Тьерри де Клев был построен в 1460 году для хирурга и парикмахера герцога Жана II де Бурбона. Построенный рядом с замком и старой коллегиальной церковью, «ближе к властям», политическим и религиозным, он показывает важный статус своего владельца. Он расположен в самом центре административного района бывшего герцогства, а другой его фасад выходил на торговый район города. Он характерен для дворянских резиденций конца Средневековья.
Собор Нотр-Дам-де-л’Аннонсиасьон-де-Мулен — римско-католический собор, резиденция Муленской епархии.
Вместо часовни конца 10-го века, первоначально посвящённой Святому Петру, в конце средневекового периода была построена «коллегиальная церковь Бурбонов». Самая старая часть нынешнего здания, построенная в ярком готическом стиле, её первый камень, был заложен в 1468 году Аньес де Бургонь, матерью Жана II, герцога Бурбонского, и вдовой герцога Карла I Бурбонского. Работа была завершена в 1550 году.
Соборная церковь была переделана на кафедральный собор в 1823 году, когда была создана епархия Мулена. Первый епископ, монсеньор Антуан-де ла Гранж де Понс, взял на себя ответственность за расширение этой церкви, а его преемник, монсеньор Пьер де Дре-Брез, провёл основные работы. Он удвоил поверхность нефа и добавил два боковых прохода, гармоничный фасад с двумя шпилями высотой 81 метр.
Эти архитектурные дополнения были выполнены в стиле неоготики, подражавшей готике Иль-де-Франс 12 века. Парижский архитектор Жан-Батист Лассюс начал работу, которую продолжили Эжен Милле и Поль Зельмершайм после смерти Лассюса в 1857 году.
Многочисленные витражи, изображающие Бурбонов, жизнь Святой Екатерины, Святой Варвары, Распятие, освещают памятник, в котором хранится множество произведений искусства.
В соборе можно увидеть скульптуру Чёрной Мадонны 11 века, яркую готическую скульптурную группу «Оплакивание Христа», триптих работы Обри.
Хор собора выполнен в стиле яркой готики 15 века из оранжево — жёлтого песчаника из Куландона
Его неф и неоготические шпили излучают смесь преимущественно белого известняка из Шовиньи и нескольких чёрных камней из Вольвика в готическом стиле 13 века, который историки и архитекторы 19 века считали в то время самым чистым, чередуя геометрически чёрный и белый камни вокруг окна-розетки и над шпилями.
В соборе установлена 100-летняя статуя Жанны д’Арк скульптора Раймона Леон Ривуара.
Недалеко от собора и музея Анны де Боже стоит дом Мантина.
Он принадлежал Луи Мантену, субпрефекту, коллекционеру, учёному и любителю искусства. Происходя из богатой семьи и получая ренту в возрасте 42 лет, он построил этот превосходный дом, в котором он разместил богатую коллекцию.
Когда он умер в 1905 году, он завещал дом городу, «чтобы через сто лет показать посетителям дом буржуа XIX века». Повреждённый временем, этот дом стал объектом обширной реставрационной кампании в 2000-х годах и снова открыт для публики с 2010 года.
Построенный в 1400 году Людовиком II Бурбонским, замок удивлял своей крепостью. Это здание использовалось по-разному: после того, как он перестал быть домом герцогов Бурбонов, замок пережил более тёмный период, став тюрьмой с 1775 по 1983 год. Во время Второй мировой войны бойцов сопротивления бросали в подвалы замка.
В пору своего величия замок состоял из донжона, большого зала («Аулы»), а также четырёх крыльев, огораживающих внутренний двор. С оборонительной точки зрения замок был интегрирован в укрепления города, также был оборудован рвами и башнями. Сейчас мало что сохранилось с тех времён, разве что башня Маль-Койффе 20 метров на 14 метров и высотой 45 метров.
Если вы спросите меня по поводу перечисленных музеев, отвечу так — неплохо было бы в них зайти, при наличии полного дня на изучение Мулена. Небольшие, но неплохие коллекции собраны в них. В музее Анны де Боже — искусство и археология, от египетских времён, по принципу — понемногу, но всего. В доме Мантина образец обстановки французских буржуа. Есть на другой стороне реки ещё и большой уникальный музей сценического костюма, он на любителя. Но если вы окажетесь в Мулен, как и мы, проездом, и у вас в запасе в лучшем случае половина дня, полезнее это время потратить на неспешную прогулку по старому городу с посещением знаменитых соборов.