Покидали масайскую деревню, слегка притомившись от затянувшихся торговых процессов. То масайские дамы не могли определиться, сколько выручить за рукотворные поделки, то масаи-мужчины не сошлись во мнениях с нашими в цифровом эквиваленте коров, предлагаемых в качестве выкупа за нас. Одним словом, африканская торговля потоньше восточной будет)))
Покружив по изломанным дорогам на стыке национальных парков Серенгети и Нгоронгоро, мы, обгоняя очередное обезьянье шествие, спускались все ниже.
Великолепные виды сопровождали со всех сторон. Пологие откосы кратера Нгоронгоро, возникшего как кальдера крупного вулкана около 2,5 млн лет назад, катились вниз, укрытые плюшевым полотном влажной саванны из кустарниковой растительности и остаточных вечнозеленых лесов. Спустя непродолжительное время мы достигли дна кратера и устроили привал для ланча.
Уже после, сытые, но бодрые, пустились в погоню за зверьем. Собственно, гоняться за зебрами и антилопами гну не было нужды. Копытными в избытке густонаселен едва ли не каждый метр паркового пространства. Животным не нужно никуда перемещаться в поисках пропитания, закрытая экосистема кратера устроена так, что запасов травы хватает круглогодично.
С течением времени после извержения вулкана кратер-котлован площадью около 260 км² постепенно превратился в естественный природный заповедник, где есть леса, луга, болотистая местность и большое соленое озеро. Большинству животных непросто покинуть пределы огромного кратера из-за высоких «бортов», поэтому здесь образовался уникальный микроклимат с разнообразной фауной, что местные часто именуют современным «Ноевым ковчегом».
За шесть часов, проведенных на дне кратера, наблюдали за венценосными журавлями, расхаживающими довольно близко от наезженной колеи, пытались разбудить спящую гиену, словить в фотообъектив необщительных бородавочников и расшевелить отдыхающего льва. Но представитель кошачьих, демонстрируя царские повадки, не соизволил повернуть в нашу сторону ни единого волоска подсвеченной солнцем роскошной гривы.
Наибольший всплеск эмоций от сцен из жизни животных вызвал брачный танец страусов. Убедились воотчию, что инстинкт продолжения рода, заложенный природой, силён настолько, что партнёры ни на миг не прервались в процессе, не обращая внимания на случайных зрителей.
Непродолжительная стоянка у озера Макади удивила помимо роскошных видовых картинок присутствием в естественной природной среде тонара с кофемашиной и прочими полезно-неполезными хрустяшками вроде сухариков и орешков. По закону подлости кофемашина в тонаре закапризничала, и испить кофею на дне африканского кратера так и не удалось. Но при нас остались колоритные африканские виды вкупе с фырканьем бегемотов, забеспокоившихся в тот момент, когда приблизились вплотную к кромке озера.
Жаль, что закрыть африканскую пятерку, несмотря на горячее стремление, не удалось. Носороги, что должны были показать свой лик в Нгоронгоро, будто сквозь землю провалились.
Переполненные впечатлениями от многообразия зверья, помыслить не могли, что какое-то событие сподвигнет Джуму резко затормозить. Джип остановился в тот момент, когда Марина воскликнула: «Смотрите, смотрите, там обезьяна только что родила!!!». В очередной раз мы стали свидетелями важного события в жизненной цепочке. Как сказала Оля, всего лишь за два дня африканского сафари довелось замкнуть полный жизненный природный цикл, начиная с рождения и заканчивая смертью.
Выезд с территории нац. парка Нгоронгоро в очередной раз ознаменовался рандеву с «прародителями». В этот раз никто из них активно не шалил. Самки с детенышами предавались неге, почесывая друг друга. Самцы не утруждались ничем.
7 день
Крайний день материковой программы стартовал с визита в арт-галерею, где выставлены на продажу не только традиционные африканские сувениры, но и изделия с редким минералом танзанитом.
Танзанит прославился благодаря американской ювелирной фирме «Tiffany», предложившей назвать камень в честь Танзании, где единственное в мире его месторождение. Популярность минерала поддерживается грамотной рекламной политикой, его редкостью, красивым цветом и тем, что украшения с танзанитом использовала кинозвезда Элизабет Тейлор. Прежде, чем погрузиться в процесс шопинга, в галерее можно посмотреть ролик, презентующий особенности процесса добычи минерала.
Кроме украшений с танзанитом в ассортименте сувениры из дерева, аналогичные тем, что видели в день прилета в Танзанию в Arusha Cultural Heritage Centre.
С нетерпением ждала момента, когда покинем пределы Аруши, и доберемся до дикой, неосвоенной человеком территории, именуемой буш. На обширном пространстве, заполненном зарослями низкорослого кустарника и единичными баобабами, проживают африканские племена хадза и датога, аутентичные в своей приверженности к тому уровню культуры и быта, что сформирован их предками. В гости к ним мы и собирались.
К нам присоединился местный проводник Джейджей, в чьей крови намешано от обоих племен. Сам он происходит из датогов, а родная его бабуля из племени хадза. Джейджей отлично ориентируется на местности и знает местные диалекты. Он получил образование, научился водить машину и давно не живет в племени. Но его пример в здешних краях скорее исключение из правил. Власти страны с благими целями улучшения жизни племени построили благоустроенную резервацию, но хадза продержались в новых условиях около полугода и вернулись под куст...
Племя, насчитывающее сейчас чуть более тысячи человек, предпочитает вести такой же образ жизни, что и их предки 2 млн. лет назад.
Уникальность хадза в том, что они отличаются превосходным метаболическим здоровьем и часто служат моделями для исследователей, изучающих эволюцию нашего организма. Хадза не страдают болезнями, распространенными среди цивилизованных людей: сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком кишечника, диабетом, атеросклерозом и т.д. Хадза органично существуют по законам природы, понимают повадки животных, знают про свойства растений и пользуются ими. Они не агрессивны, занимаются охотой и собирательством, для жизни строят шалаши из веток и листьев, а то и вовсе засыпают под кустом на высушенных шкурах животных.
Взаимоотношения соплеменников между собой строятся на равноправии. Хадза считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. У них нет иерархии и вождей. Единственное, что позволяется внутри племени – определить старейшину, самого умного и опытного. Функция старейшины формальна, они не имеют материальных преимуществ, к ним обращаются лишь за советами.
Мужчины хадза активно курят марихуану, что произрастает в округе. Затуманенные взгляды и слегка нарушенная координация движений тому подтверждение. У женщин похожих признаков не заметила, а там как знать…
Тонким шлейфом в душу просочились взгляды юных представительниц племени, что дефилировали навстречу чумазыми босыми ножками по пыли. Самые мощные эмоции испытала от общения с непосредственными малышками, облаченными в простенькую, местами прохудившуюся одежку, но украшенных бусами. Лица умилительных девчушек выдавали весь спектр эмоций. Особенно после вручения презентов.
Мы с азартом включились в процессы, характерные для повседневной жизни племени. Постреляли из лука,
попробовали добыть огонь первобытным способом
и присоединились к этническому танцу, куда вовлеклись представители племени от мала до велика.
В свободное от насущных дел время хадза мастерят сувениры, что доступны туристам. В отличие от предприимчивых и более социализированных масаев, свой товар хадза не навязывают, о стоимости не спорят. Тот редкий случай, когда от души захотелось отдать за безделушки не столько, сколько запросили, а больше.
Чуть не забыла о ещё одной уникальной особенности племени. У них смешной цокающий диалект. На видео отчетливо слышно, как из уст хадза вылетают характерные звуки.
Недалеко от племени хадза в буше обитают ещё одни оторванные от цивилизации ребята – датога. Абсолютно миролюбивое племя, для которого убийство – самый тяжкий грех. Соплеменника, нарушившего запрет, навсегда изгоняют из племени.
Однако, при активном проявлении пацифизма, датога во все времена жилось не сладко. Главные их притеснители – воинственные масаи. В XVIII веке племя решило покинуть привычные места и уйти на север, подальше от угнетателей. Однако там их поджидало другое недружелюбное племя ‒ ираку, вытеснившее датога ещё дальше на север. Масаи до сих пор наглеют по отношению к датога, презирая за доброту. «Холодная война» между племенами пребывает в перманентном состоянии. Ведь главный принцип масаев – все коровы наши. Основное же занятие датога – скотоводство. Но датога по-прежнему верны своим принципам и традициям. В случае нападения извне они лишь защищаются.
Деревня, где проживает одна из семей племени, образована несколькими хижинами, собранными из палок, грязи и навоза. Датога живут уединенно, дома строят впритирку друг к другу.
В традициях племени патриархат с полигамными браками и большими семьями. Мужчина может иметь неограниченное число жен, детей в таких семьях тоже много. Типичные гендерные роли выражены четко: бОльшая часть мужчин занимаются скотоводством, пасут скот в полях, а женщины отвечают за домашнее хозяйство и воспитание детей.
Датога очень приветливы, флюиды их дружелюбия ощутили на себе. Навстречу к нам поспешили все дамы и детишки большой семьи, расплываясь в улыбках.
«Бал» правила активная мадам средних лет (вероятно, одна из старших жен), что забирала врученные сувениры и распределяла между детьми.
Умилила детвора, недоумевавшая, что делать с мыльными пузырями. Но когда открыли коробочку и показали, что к чему, их восторгу не было предела.
В отличие от неприметных внешне запылённых хадза, женщины датога обернуты в яркие покрывала и увешены разномастными украшениями hand-made. Почти у каждой на шее яркие бусы из бисера, запястья украшают браслеты из свинца и меди, в ушах или огромные дырки или металлические крупные украшения.
Лица старейших женщин племени покрыты татуировками в виде узоров вокруг глаз. Потом уже прочла, что это вовсе не украшения, а жизненная необходимость. Общая численность датога невелика, их около 85 000 человек. Вековая вражда с превосходящими по численности масаями вынуждала проводить церемонию инициации новорожденного. Так датога узнают своих, ведь им важно не путать соплеменников с похожими на них масаями. Но, по всей видимости, ситуация постепенно стабилизируется. Молодые члены племени татуировками не отягощены.
Было видно, что женщинам хочется пообщаться. Они нас рассматривали, старались придвинуться поближе, прикоснуться и фотографировались не робея.
Дамы пригласили нас в «дом», усадили на лавки, отвечали на вопросы о житии-бытии и предложили освоить навык древнего ремесла по обмолу кукурузы в муку. Непростое это занятие, скажу я вам, придется потрудиться...
Наряду со скотоводством мужчины племени освоили кузнечное ремесло и успешно развивают данное направление. Куют железо, изготавливают наконечники для стрел, гвозди, украшения и прочие нехитрые предметы быта. Живя натуральным хозяйством, датога обменивают продукты ремесленного труда на мясо у тех же хадза.
Под «кузницу» с «выставочным залом» отведено отдельное помещение, где мужчины племени оттачивали технологию производства простейших металлических предметов. А дамы меж тем следовали за нами по пятам. Вероятно, беспокоились, а вдруг увезем умельцев с собой)
Один из кузнецов трудился над наконечником для стрел, подсыпая в воронку на земле уголь для обжига, второй, работая мехами, вдувал в воронку воздух.
Особое внимание привлек колоритный персонаж на мехах с растоманской внешностью. Тогда как его соплеменник не поднимая головы трудился над изделием, выполняя монотонные движения, парень с дредами едва ли шевелился и все больше простаивал. Но оживился сразу, как только предложили совместное фото.
Чтобы поддержать датога и внести посильный финансовый вклад в благосостояние семьи, девочки приобрели незатейливые украшения, а мы с Олей отправились на фотосессию под чутким Славиным руководством.
От общения с представителями древнейших племен хадза и датога испытала невероятный восторг! Кто бы мог подумать, что получится настолько полноценно пообщаться с жителями африканского буша и погрузиться в их быт. Запоминающиеся этносы – именно то, ради чего в первую очередь ехала в Африку.
Спустя какое-то время вернулись в Арушу, где городской пейзаж отличает хаотичная движуха. Лихие мотоциклисты подрезают грузовой транспорт и пузатые тук-туки, стайки школьников в ярких одеждах бредут вдоль дороги, корпулентные дамы в ярких нарядах, способные, казалось, перенести на голове весь домашний скарб, дефилируют по обочине походкой от бедра. Мужчины, однако, не утруждают себя в проявлениях. Разве что при остановках к джипу стихийно подбегают торговцы местного прома, навязчиво предлагая разномастный товар.
К концу дня здорово проголодались и единогласно откликнулись на предложение водителей отужинать в аутентичном месте. Припарков джипы на задворках малоэтажных домов, двинулись гуськом за Джумой и Тимо. Вначале шли по безлюдной улочке, затем оказались на широком, похожем на рыночное, пространстве, где творилось невообразимое. У размещенных по обе стороны едален горели жаровни, изнутри доносились громкие голоса нетрезвых молодчиков, другие, праздношатающиеся по улице, обступали кольцом, отчего становилось не по себе. Прибавьте для полноты картины сгустившиеся сумерки и кадры из триллера вполне себе на лицо...
Прижимая фототехнику и сумку, держались как можно ближе к нашим мужчинам и выдохнули лишь тогда, когда опустились на пластиковые стулья одного из местных «ресторанов».
Едален на туристическом веку повидала немало, но подобного колорита, пожалуй, не встречала. В безумного вида точке общепита, обустроенной на манер деревенских столовок середины прошлого века, нам были рады. Улыбчивая официантка поднесла тазик и кувшин с водой. Озадачились – зачем? А руки перед трапезой помыть…
Пошатывающиеся пластиковые столы сгруппировали для нас воедино, и даже добыли из недр помещения несколько чистых на вид тарелок. На всех не хватило, увы. Но это мелочи. Компенсировали относительно чистыми стаканами. По количеству. Впрочем, в Ревизорро не играли и мысли об антисанитарии гнали прочь, все-равно возможных огрехов в темноте не видно.
Блюда выбирали по наитию. Заказали овощные закуски, а затем, обступив жаровню, указывали пальчиками на сочные куски мяса, что предпочитаем съесть. Козлиные яйца тоже выбрали. Когда ещё доведется попробовать. Нежнейшее вкусное лакомство, кстати.
Ужин в сюрреалистической обстановке прошел на «Ура!» и душа требовала продолжения. Заселившись в гостиницу, наскоро переоделись и отправились на дискотеку. Местный ночной клуб существенно отличался от деревенского. Огромное помещение с несколькими барными стойками, диджейским пультом, повсеместно натыканными столиками для гостей, где можно (стоя) поесть и попить, и бесконечным танцполом вокруг. Гремят динамичные треки, беснуется в танцах разномастная публика. Мужчины европейской внешности знакомятся с африканскими дамами, африканочки с внушительными «кардашьян» почесывают лысые макушки, сдвигая набок парики. Многие, не стесняясь, демонстрируют гендерную ориентацию. Нетрадиционную в том числе. Есть от чего впечатлиться, не сомневайтесь)))
Несколько слов об отеле «Venice Hotel», что приютил в Аруше. Камерный отель с благоустроенными номерами и сносным завтраком оставил приятное впечатление. Смотрите фото, отдельный отзыв не оформляла.
День 8
Утром мы немного прошлись по Аруше, заглянули в торговый центр, посмаковали местный кофе, а после обеда покатили в аэропорт. Предстоял перелет на Занзибар.
Продолжение следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм