Идея слетать в Иркутск появилась из желания что-то новое для себя на День рождения посетить. При этом свободных дней было всего-то четыре, так что — не разгуляешься. Тут кстати вспомнилось, что в давнишнем своем путешествии на Байкал мы не прокатились по знаменитой Кругобайкальской ЖД, что Иркутск, откуда начинается ее маршрут, — настоящий сибирский город с интересной историей и архитектурой. Очень кстати пришлась и скидка от S7. Вот так, почти случайно, выбор пал на Иркутск. А потом как-то все завертелось и добытая из ин-та информация сложилась в готовый маршрут, который и предстояло осуществить.
Итак, билет на КБЖД был куплен заранее на официальном сайте и обошелся в 5200 руб. Гостиница привычно заказана через букинг. И вот поздним вечером 10 июня 2021 г. я оказалась в аэропорту г. Иркутска.
Оттуда на такси за 200 руб (поскольку троллейбусы в это время уже не ходили) доехала до атмосферного гостевого дома на ул. Дзержинского неподалеку от автовокзала и достопримечательностей.
На следующий день была запланирована поездка в Байкальский музей и музей деревянного зодчества Тальцы. Т. к. оба эти места располагаются в одном направлении, решила сначала посетить дальнее из них, Байкальский музей, а на обратном пути заглянуть в Тальцы.
От автовокзала автобус проехал по значительной части города (была возможность таким образом с ним познакомиться), а потом свернул на Байкальский тракт (название-то какое!), проложенный когда-то по направлению к озеру вдоль берега Ангары.
1
Нужная остановка так и называется — «Байкальский музей».
1
А само учреждение расположено через дорогу от него. С 1993 г. музей получил статус НИИ. Сегодня его сотрудники заняты в научных исследованиях и, конечно, не оставляют просветительской деятельности. В музее представлены не только традиционные экспонаты, но и многочисленные живые обитатели, — от рыб до нерп. На верхнем этаже еще и микроскопы установлены, для знакомства с самыми маленькими жителями озера. Кстати, у музея очень хорошо организованный сайт. Стоимость билета (включая экскурсию) — 300 руб.
После посещения БМ я прошлась по экологической тропе, проложенной на склоне сопки на берегу Ангары (60 руб). Немного помешал заморосивший к этому времени дождь, но в целом получилось хоть и непродолжительное, но весьма приятное путешествие.
2
А вот после этого пришлось довольно долго ждать автобуса в обратном направлении. Рейсовых автобусов в это время года и в расписании было немного, а маршрутки частников ходили, видимо, по заполнению. На одной из них я доехала до ост. Тальцы, перешла дорогу и, купив билет за очень скромную цену в 250 руб, отправилась знакомиться с музеем.
1
Скажу сразу: из всех виденных до и после этого музеев деревянного зодчества этот — самый-самый и по масштабам, и по расположению, и по наполнению.
Судите сами: от касс через лесок экскурсионная тропа ведет Вас мимо жилищ и хоз. построек местных народов (эвенков, тафаларов), зимовья переселенцев
2
и выводит к традиционным и самобытным постройкам сибиряков: каскаду водяных мельниц, общественному амбару — Мангазее, кружечному двору.
1
А дальше — улица из домов деревни-однодворки,
1
фрагмент волостного села с присутственными местами.
1
Все это — по правой стороне. Слева — реконструкция Илимского острога
1
и жилища бурят.
Практически в каждом строении — воссозданные интерьеры, музей или сувенирная лавочка. Нашлось там место и для Чайной с традиционными сибирскими угощениями.
Произведения современных кузнецов остались здесь от фестиваля традиционных ремесел.
Водная граница музейной территории — Ангара.
На снимке ниже — новая часть экспозиции, в июне 2021-го еще не открытая к показу.
Три часа (больше у меня, к сожалению, не было) в Тальцах пролетели незаметно. С удовольствием осталась бы там на подольше. Но пора было возвращаться в Иркутск.
1
В завершении такого насыщенного событиями дня решила побаловать себя вкусняшками в Эклерной на ул. Декабрьских событий.
Получилось недешево, но о-о-очень вкусно.
На следующий день у меня было запланировано кругобайкальское путешествие. От гостиницы на такси все за те же 200 руб (можно было бы и на троллейбусе) до красавца жд вокзала
и далее с остановками в особо достопримечательных местах, начиная с мраморного вокзала в Слюдянке.
Помимо рукотворных красот, в путешествии нас повсюду сопровождал Байкал, живописный и величественный.
1
1
1
На сайтах рассматриваются в том числе варианты самостоятельных путешествий по КБЖД. Мне кажется, для первого знакомство организованный жд маршрут все же предпочтительнее. Видишь при этом больше и с гарантией. Информация в таких случаях дается и во время движения по громкой связи, и во время остановок. Кстати, на остановках при желании можно и погулять немного, в пределах отведенного времени (от 20 до 40мин в зависимости от места).
Немаловажен и погодный фактор. Что же касается пеших маршрутов, то они (насколько можно было наблюдать из окон поезда) проходят в том числе прямо по рельсам или по тропкам вдоль жд путей, отнюдь не обустроенным. Впрочем, кому что ближе.
Закончилось наше жд путешествие на берегу Ангары. Там мы пересели на катер, на нем мимо вот этих ветеранов рыболовецкого флота
переехали на другой берег реки, где нас ждали автобусы для доставки в Иркутск. По его вечерним улицам я еще успела погулять.
После чего заглянула перекусить в кафе быстрого питания на пешеходной ул. Урицкого.
Следующие два дня были посвящены уже непосредственно Иркутску, но об этом — в следующем рассказе.