Колышется море; волна за волной Бегут и шумят торопливо…
«Здравствуй, дружок! Сегодня я расскажу тебе сказку!» Ну может не совсем расскажу, а напомню. Все конечно же читали в детстве книжку Маршака «Двенадцать месяцев», где бедная сирота попала из зимы в весну и обратно. До бедных сирот нам пожалуй ещё далеко, однако мы, как известно, рождены, чтоб сказку сделать былью. Поэтому, в полном соответствии с сюжетом, с утра прогулялись по лёгкому морозцу, полдень встретили в по-весеннему тёплом аэропорту, а ужинали на берегу моря под шелест финиковых пальм.
Коротко говоря в середине декабря прилетели на тропический остров Сен-Мартен. Быстро прошли паспортный контроль, благо все ковидные ограничения к тому времени были уже отменены. Упаковали в чемоданы зимнюю одежду, солнышко пригревало довольно активно, и отправились на поиски транспорта.
На площади у аэропорта привлёк внимание монумент с пеликанами. Экстравагантные бронзовые статуи, изображающие национальную птицу Сен-Мартена были установлены в 2014 году. Тройки букв на постаменте обозначают коды Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) ассоциированных островов-партнеров Ангилья, Доминика, Британские Виргинские острова.
Чуть дальше вдоль дороги нашлась и остановка автобуса. Система общественного транспорта на острове развита довольно хорошо. Пассажиров перевозят частные минивэны. Пунк назначения указан на картонке под лобовым стеклом, однако советуют всё же уточнить у водителя. Плата за проезд от 1 до 2 долларов в зависимости от расстояния. Кстати американский доллар принимают по всему острову. От аэропорта в отель нас довезли за 1.5 доллара с человека.
Поездку планировала в последний момент, все самые лучшие места были уже заняты. Зарезервировала то, что осталось, а через несколько дней вдруг появилось хорошее предложение от Simpson Bay Resort Marina & Spa. Отель-резорт практически по цене обычного отеля. Хотя и не рассчитывала на такое везение, но первый заказ сделала с возможностью отмены практически до даты заезда, поэтому с заменой проблем не возникло.
В холле отеля царило рождественское настроение. Под мерный шум вентиляторов сияла огнями ёлка.
Номер нам выдали на самом верху, не в смысле на верхнем этаже, этаж как раз был 2-ой, а на холме. Карибские острова холмистые и до номера нужно было подняться по довольно крутой дороге. Однако, тут нас ожидал приятный сюрприз. Отель предоставлял бесплатный шаттл и до номера, и до пляжа, и до стойки регистрации, и до ближайшего супермаркета. Нужно было только попросить любого из работников и он вызывал машину по рации. В первый день мы так и делали, а потом освоились настолько, что вниз, а часто и наверх ходили пешком.
Номер-студия тоже приятно удивил. Просторный, с местом для отдыха, обеденным уголком и полной кухней, а с террасы открывался чудесный вид на море и выступающий сквозь облака остров на горизонте. Любопытно было наблюдать как он то исчезает, то появляется вновь.
Сен-Мартен расположен в северо-восточной части Карибского моря и является частью архипелага Малых Антильских островов. Принято считать, что Христофор Колумб, открывший остров во время второй экспедиции, назвал его в честь святого Мартина Турского. Уникальность острова состоит в том, что его небольшая территория разделена между двумя европейскими государствами. Северная часть принадлежит Франции, а южная Королевству Нидерландов.
Мы поселились на южной стороне и поэтому на следующий день отправились в столицу нидерландской части острова — город Филипсбург. Филипсбург был основан в 1763 году Джоном Филипсом, шотландским капитаном голландского флота и назван в его честь.
Городок расположен на узкой полосе между морем и озером и состоит из всего двух улиц.
Главной достопримечательностью является старое здание суда. Деревянное здание было построено в 1793 году и служило офисом Джона Филипса. Позже в нём располагались суд, тюрьма, почта, пожарная часть и ратуша. Также здание суда изображено на флаге Сен-Мартена.
Ещё одна интересная постройка — методистская церковь 1851 года облицованная деревянными пластинами. Стиль более характерный для северо-востока Америки, чем для карибов.
Напротив самая первая церковь построенная на острове — Церковь Святого Мартина Турского 1844 г.
В последние годы остров пережил непростые времена. 6 сентября 2017 года на Сен-Мартен обрушился ураган «Ирма», который нанес значительный ущерб зданиям и инфраструктуре. Только начали восстанавливать, как пришёл ковид. Остров закрыли, доходы упали. Следы разрушений можно наблюдать по сей день. Ярко расписаное здание знаменитого ресторана L’ESCARGOT до сих пор не восстановлено.
С севера Филипсбург ограничивает Большое Солёное Озеро. Озеро стало главной причиной, по которой голландцы обосновались на острове в 1631 году. С тех пор добыча соли была основой местной экономики на протяжении трех столетий. Соль добывала и экспортировала в Европу и Северную Америку в частности голландская Вест-Индская компания.
На островке посреди солёного озера расположено Административное здание правительства Синт-Мартена.
Филипсбург привлекает туристов магазинами беспошлинной торговли. Тысячи пассажиров круизных лайнеров снуют из одной ювелирной лавки в другую в поисках выгодной покупки.
На обратном пути зашли в французскую булочную La Sucriere и купили на ужин вкусных пирожных. Булочная, она же кафе с несколькими столиками на веранде с видом на лагуну Симпсон Бэй стала приятным бонусом к пляжному отдыху.
День пролетел незаметно, а вечером наблюдали закат. Небо пылало, увенчанные белыми барашками волны одна за другой накатывали на берег и разбиваясь о камни обдавали зрителей фонтанами солёных брызг.
Хотя на Карибских островах и положено большую часть времени проводить на пляже, хотелось как-то разнообразить курортные будни. Раз остров холмистый неплохо было бы забраться на какой-нибудь холм. Подходящее место нашлось совсем недалеко, километрах в трёх от отеля.
Смотровая площадка Белла находится у шоссе AJC Brouwer Road, можно было бы доехать, но решили размяться и дойти пешком. Большая часть пути идёт по горизонтали и только после круговой развязки дорога уходит круто вверх.
И тут начинают открываться виды на лагуну Симпсон-Бей усеянную белоснежными яхтами. Трудно не задержаться, чтобы запечатлеть такую красоту.
Кажется уже дошли, последний рывок на почти вертикальную горку с флагштоком, самый большой на острове флаг почему-то был спущен, и мы у цели.
С площадки виды ещё лучше. Слева залив Cole Bay, справа лагуна и разводной мост Causeway. За мостом начинается французская сторона, а у самого горизонта можно разглядеть соседние острова Ангилья, Саба, Сент-Эстатиус, Сент-Китс и Невис.
Франции принадлежит большая часть острова, примерно 60% площади. Однако голландская сторона лидирует по населению. Сен Мартен единственное место в мире, где проходит сухопутная граница между двумя странами. Столица Французской колонии — город Мариго.
Рыбацкая деревушка на болоте, в честь которого она была названа, стала столицей во время правления короля Людовика XVI. По его приказу для защиты города и порта в 1789 году на холме над заливом был построен форт.
Голландцы, которые делили с французами остров, не были проблемой. Проблемы создавали британцы, которые контролировали близлежащий остров Ангилья. Британские пираты раз за разом нападали на поселение. Форт обеспечил надлежащий уровень безопасности и позволил поселению расти и процветать.
Планы укреплений были разработаны во Франции. Цитадель получила имя короля Людовика XVI — Сен-Луи. Пушки окружали периметр, ни один корабль не мог подойти к Мариго не попав в зону прямого огня с высоты.
В начале девятнадцатого века, когда изменились методы ведения войны и отношения между странами, форт утратил своё значение и начал постепенно разрушаться.
Теперь он привлекает лишь активных туристов, кто не ленится взобраться на холм по длинной лестнице.
Наградой им служат прекрасные панорамные виды.
Облазив все уголки старого форта спустились в город.
На главной улице Мариго — Rue de la République можно увидеть хорошо сохранившиеся дома 19 века в французско-карибском колониальном стиле. Традиционные фасады украшены искусно выполненными балюстрадами и фигурными фризами.
Вернулись назад на автобусе предварительно закупившись продуктами в местном супермаркете. На французской стороне всё не только вкуснее, но и дешевле. Удалось даже купить бутылку эльзаского Гевюрцтраминера, благодаря которому карибский закат заиграл новыми красками.
В воскресенье решили посетить ещё один форт. Форт Амстердам — бывшая крепость на голландской части острова недалеко от Филипсбурга. Сначала поймали автобус до города, а оттуда прошлись с полчаса пешком.
Форт расположен на высоком мысе между заливами Грейт-Бэй и Литтл-Бэй.
Построенный в 1631 году форт Амстердам стал первым укреплением возведённым голландцами на Карибах. Однако через два года крепость была взята испанцами, которые и удерживали его до конца долгой Восьмидесятилетней войны. По окончании войны в 1648 году Голландская республика, Испания и Франция подписали соглашение о разделе острова и форт снова вернулся в руки голландцев.
Сейчас на месте цитадели осталось только несколько старых ржавых пушек да таблички с описанием славной истории крепости.
Однако подняться к форту всё-таки стоит, хотя бы из-за великолепных видов.
У подножья холма расположен очень приятный курорт Диви-Литтл-Бэй.
Аккуратные яркие домики, пальмы с гроздьями созревающих фиников.
Решили задержаться. Тем более пляж залива Литтл-Бэй отличное место для снорклинга. У каменной гряды слева можно увидеть множество тропических рыбок и молодые кораллы. Старые коралловые рифы острова были повреждены ураганом и теперь только начали восстанавливаться.
Искупались и отправились в обратный путь. Дорога вначале идёт вдоль набережной, с которой на фоне зелёных холмов хорошо виден круизный порт Филипсбурга.
Поверхность моря завораживает постоянной сменой цвета и фактуры. Каждая следующая волна не похожа на предыдущую.
Время пролетело незаметно. Только привыкли к летнему солнцу и тёплому морю, как уже пора возвращаться в снежную зиму, а там и праздники подошли. Скоро-скоро весна!