В этот раз хочу рассказать о храмах Иркутска, тех, что видела за четыре дня, пока гуляла по городу. Некоторые я уже показала, повторяться не буду.
Прошлую прогулку мы завершили на набережной Ангары, откуда вдали были видны купола Знаменского монастыря. Туда я и отправилась пешком, расстояние небольшое, всего 1,5 км, но дорога совершенно неинтересная, вдоль загруженной городской магистрали, а у монастыря еще и транспортная развязка. Лучше бы туда подъехать, чтобы не терять время.
Женский Знаменский монастырь основан в 1689 году на мысу при впадении в Ангару речки Ушаковки. От монастырских строений сохранились только церковь Знамения Пресвятой Богородицы, некоторые хозяйственные постройки и монастырская ограда с воротами.
На площади у монастыря в 2004 году установили памятник адмиралу Колчаку. Скульптор — В. М. Клыков, народный художник России. Памятник был открыт к 130-летию со дня рождения А. В. Колчака на месте, где по официальной версии он был расстрелян большевиками. Инициатором увековечивания памяти адмирала в Иркутске был предприниматель Сергей Андреев, его фонд «Патриот» все профинансировал. Неподалеку на берегу Ангары установлен крест, где тело было сброшено в воду.
Памятник неоднозначный, ведь А. В. Колчак до настоящего времени не реабилитирован. Думаю, он и сейчас вызывает споры, несколько раз памятник пытались снести, инициировав обращения в суд.
Первые строения монастыря были деревянными, в том числе и Знаменская соборная церковь. Знаменский собор в камне в стиле сибирского барокко построили в 1757–1762 годах на средства иркутского купца 1-й гильдии И. С. Бечевина. Храм не действовал всего 12 лет. В 1934 году монастырь закрыли, здания передали Иркутскому гидропорту. В монастырских помещениях разместились отделы гидроавиаторов, авиаремонтные мастерские и гаражи, в Знаменской церкви устроили штаб гидроотряда, в настоятельском корпусе — общежитие.
Церковь вернули епархии в 1945 году, до 2013 года это был кафедральный собор Иркутской епархии. Территория монастыря невелика, сфотографировать собор возможно только в таком виде.
На территории монастыря располагается Иркутская епархия РПЦ, остальные монастырские здания находятся за оградой, доступа любопытным туда нет.
У южной стены Знаменского собора — небольшой монастырский некрополь.
Здесь погребена Екатерина Ивановна Трубецкая — жена декабриста С. П. Трубецкого, первая из жен декабристов добровольно отправившаяся в сибирскую ссылку к мужу. Она умерла в Иркутске в 1854 году. Здесь же похоронены трое малолетних детей Трубецких.
В некрополе похоронен святитель Иннокентий (1680–1731) — первый правящий православный епископ Восточной Сибири и покровитель города.
Необычный надгробный памятник в форме ствола дерева с обрубленными сучьями — могила потомственного почетного гражданина В. Ф. Колыгина.
Здесь же похоронены декабристы, умершие в Иркутске. Вот могила декабриста Владимира Александровича Бечаснова. В 24 года он был осужден к каторжным работам навечно, так как принадлежал к группе, которая должна была убить Александра I. Потом срок несколько раз сокращался. Отбыл 13 лет в Читинском остроге, а затем на Петровском заводе, после чего в 1839 году отправлен на поселение в село Смоленщина Иркутской губернии. После амнистии в 1856 году остался в Сибири в Иркутске, умер в 1859 году.
На противоположной стороне могилы декабристов:
- Петра Александровича Муханова (1799–1854). Приговорен к каторжным работам на 12 лет. Отбыл 6 лет, потом переведен на поселение в Иркутскую губернию. Занимался исследованием реки Ангары, его гидрологические выкладки были использованы при строительстве Братской ГЭС.
- Николая Алексеевича Панова (1803–1850). Приговорен к смертной казни, но ее заменили на вечную каторгу. Отбыл 13 лет, потом — поселение в Иркутской губернии.
В 2015 году у стены Знаменского собора после отпевания похоронили писателя Валентина Распутина.
У алтаря Знаменского собора погребён Григорий Иванович Шелихов (1747–1795), легендарный русский землепроходец, исследователь, присоединивший Аляску к России, один из первых исследователей Курильских островов, основатель Российско-Американской компании и первых поселений в «Русской Америке». Его называли «русским Колумбом»
На четырех гранях памятника, установленного в 1800 году, — целая летопись дел и заслуг Г. И. Шелихова, а также стихи Г. Р. Державина:
«Колумб здесь Росский погребен:
Преплыл моря, открыл страны безвестны;
И зря, что всё на свете тлен,
Направил паруса во океан небесный,
Искать сокровищ горных, не земных,
Сокровище благих!
Его Ты душу, Боже, упокой!»
На восточной стороне памятника помещен текст, который также составил Г. Державин. Он характеризует деятельность Г. Шелихова «по деяниям бесценного, по промыслу - гражданина, по замыслам - мужа почтенного, разума обширного и твердого, отважными своими путешествиями на востоке нашел, покорил и присовокупил к державе Ея не только острова: Кыхтак, Афогнак и многие другие, но и самую матерую землю Америки, простираясь к северо-востоку; завел в них домостроительство, кораблестроение и хлебопашество».
Там же, за рекой Ушаковкой, есть несколько красивых храмов, но логистика неудобная, придется все пешком, если совмещать в один день. Я из монастыря вернулась в центр, досматривать запланированное, церковь оставила на другой день. К ней можно подъехать на трамвае, не тратится много времени на переходы.
Это Казанский собор, построенный в Ремесленной слободе Иркутска в 1885–1892 годах и освященный во имя Казанской иконы Божией Матери. Долгое время жители этой слободы, в основном потомки каторжан, не могли позволить себе храм. Красивый храм в русско-византийском стиле строили на пожертвования иркутских купцов, золотопромышленников и других меценатов, к которым обратился с просьбой о пожертвованиях А. М. Сибиряков — золотопромышленник, пароходчик, исследователь Сибири, крупный меценат.
Александр Сибиряков финансировал полярные экспедиции, сам участвовал во многих экспедициях по исследованию водных путей Сибири. Его именем назван остров в Карском море. Самое крупное его пожертвование — 200 тысяч рублей первому сибирскому университету в Томске. А жизнь закончил в глубокой бедности. Причина понятна — Октябрьская революция.
Церковь закрыли в 1936 году, в последующие году здание меняло хозяев, не раз горело и постепенно разрушалось, на куполах росли деревья. Здесь были то склады, то завод «Сибирский сувенир». Под государственную охрану поставили в 1975 году, в 1988 году начали реставрацию. Восстанавливали долго, так как работы велись на добровольные пожертвования жителей и предприятий города. Восстановили в первоначальном виде к началу нашего столетия.
Двенадцатиметровый центральный иконостас установили в 2011 году, он изготовлен из редкого красно-кофейного гранита, привезенного из Индии. В колоннах нижнего яруса использован уральский змеевик (зеленый).
У храма красивая территория, настоящий эдемский сад: сибирские кедры, монгольские дубы, канадские ели, очень много цветов. Летом работает фонтан со скульптурами Богородицы и Иисуса в окружении стражей четырёх углов Трона Господня — орла, тельца, льва и ангела. Говорят, в воде плавают карпы, но в сентябре фонтан уже не работал.
В этом районе есть еще одна красивая церковь — Князе-Владимирский храм также конца XIX века. Но идти туда по жаре еще 1,5 км у меня не было ни сил, ни времени.
Вернемся в центральную часть города. Жила я на улице Подгорной у подножия Иерусалимской горы, которая в XVII веке называлась Крестовской, и каждый день видела неподалеку от гостиницы купола храма, стоящего на горке за деревьями.
Это церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Каменная Крестовоздвиженская церковь в стиле барокко была построена на Крестовской горе взамен деревянной в 1747–1760 годах. Храм большой, затейливо украшенный, но полностью снять можно только с квадрокоптера. Видела красивый снимок на сайте Соборы.ру, воровать постеснялась, даю ссылку.
Это единственный храм в Сибири, где полностью сохранились интерьеры XVIII века. Причина проста: когда храм закрыли, власти не решились его уничтожить, так как знали об особенной художественной значимости здания и устроили в нём антирелигиозный музей. В 1943 году здание вернули церкви, позже признали памятником архитектуры и взяли под государственную охрану. В 1960 году церковь осмотрел знаменитый художник и искусствовед И. Грабарь, и ее включили в список памятников федерального значения.
На стене храма — мемориальная табличка, где сообщается, что в этом храме 16 апреля 1851 года после возвращения из Амурской экспедиции был повенчан с уроженкой г. Иркутска Е. И. Ельчаниновой выдающийся русский исследователь Дальнего Востока будущий Российского Императорского флота адмирал Геннадий Иванович Невельской.
Познакомимся теперь поближе с Иерусалимской горой. Это природная возвышенность в черте города, со стороны улицы Подгорной наверх ведет лестница. Когда-то здесь было первое и самое большое кладбище Иркутска, для которого отвели место на горе в 1772 году после указа Екатерины II, запретившего во избежание эпидемий хоронить в оградах городских церквей.
В 1793–1795 годах на кладбище на средства купца Михаила Сибирякова построили церковь Входа Господня в Иерусалим. По этой церкви и гора, и кладбище стали называться Иерусалимскими. Но храм был разрушен землетрясением, поэтому в 1820 году заложили новую церковь, законченную к 1835 году. Приделы с обеих сторон были пристроены в 1890 году. Храм в классическом стиле необычен для Иркутска.
Церковь закрыли в 1931 году, в здании разместили училище культуры. Вернули епархии в 2000 году, после восстановления и освящения церковь стала действующей с 2013 года.
В 1890-х годах Иерусалимское кладбище закрыли, но отдельные захоронения производились и в начале XX века. В 1930-х годах началось уничтожение кладбища. Начали с его древнейшей части, на ее территории построили парашютную вышку. Гранитные надгробия использовали при строительстве новых зданий.
К 1957 году все могильные холмики и надгробия были уничтожены, а на территории клабища открыт Центральный парк культуры и отдыха им. 40-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1990-х наименование парка убрали, закрыли танцплощадку, он стал использоваться только для детских аттракционов и спокойного отдыха.
В 2016 приняли решение переименовать территорию бывшего ЦПКиО в историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора», убрали аттракционы и приступили к благоустройству.
Начали с реконструкции лестницы в 130 ступеней, соединяющей комплекс с исторической частью города: обустроили фонтан и смотровую площадку, положили гранитную плитку, посадили деревья и разбили клумбы, установили лавочки и фонари.
Вид с Иерусалимской горы на город скромный, но, когда познакомишься немного с городом, уже узнаешь ориентиры — башни соборов и костела.
От входа ведет аллея, на которой установлены щиты с информацией о видных иркутянах, похороненых на Иерусалимском кладбище. Всего здесь покоится более 120 тысяч иркутян: представители иркутских купеческих фамилий, известные архитекторы, художники, краеведы, два декабриста, польские ссыльные. Читать интересно, поневоле задумаешься.
Здесь хоронили представителей всех сословий, национальностей, различных вероисповеданий. Кроме православной части на Иерусалимском кладбище существовали католическое, лютеранское, еврейское, мусульманское кладбища.
На историческом месте, где когда-то стоял первый храм, поставили часовню в честь Второго пришествия Христова. Ее уничтожили вместе с кладбищем. В рамках благоустройства «Иерусалимской горы» на средства спонсоров и прихожан часовня была воссоздана.
Благоустроили неплохо, по дорожкам есть и гуляющие, многие пересекают территорию, чтобы пройти из одного района города в другой. О том, что это по-прежнему кладбище, не думаешь.
Сохранилась могила декабриста Иосифа Поджио, есть несколько древних надгробных плит.
На территорию комплекса есть еще два входа. Через эту ротонду можно выйти на улицы, ведущие к туристическому «130-му кварталу».
Еще один вход на еврейской части кладбища, где установлен монумент «Иерусалимское еврейское кладбище», на котором написано: «Здесь суета не празднословит, и вечный сон ваш не нарушит. Здесь символ веры — могендовид хранит покой. И Ваши души».
Сейчас Мемориальный комплекс «Иерусалимская гора» — это музей памяти, музей истории города Иркутска под открытым небом. Здесь проводят экскурсии, посвященные истории иркутского некрополя, а начинаются они у большого щита с информацией по истории кладбища.
В переулке Волконского рядом с усадьбой Волконских стоит Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1795–1798 годах. Для семьи декабриста Сергея Григорьевича Волконского она была домашней церковью. Храм часто посещал генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, живший рядом, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске. Здесь венчалась дочь Волконских Елена и дочь декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь же отпевали декабристов Петра Александровича Муханова и Николая Алексеевича Панова.
В 1931 году церковь закрыли, в ней что только не размещалось до 1960 года, когда здание признали памятником республиканского значения. После реставрации в 1982 году в Спасской церкви открыли выставочный зал Иркутского областного краеведческого музея. В 2006 году здание вернули верующим.
Я проходила мимо храма несколько раз, при мне сняли леса с фасада, видимо, обновляли краску. А вокруг храма и у усадьбы Волконских благоустраивали территорию: укладывали плитку, завозили землю на газоны.
Последний храм, который я успела увидеть в Иркутске, — церковь Троицы Живоначальной в стиле сибирского барокко. Она очень нарядная, как и все храмы в этом стиле.
Троицкая церковь была построена на месте деревянной. Точная дата начала строительства неизвестна, считают, что это 1750-е годы. Освящен храм в сентябре 1778 года.
С 1950 по 1986 год в здании находился планетарий.
В храме идут ремонтные работы, но сфотографировать кое-что удалось. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной.
Правый престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Левый престол освящен в честь Святых апостолов Петра и Павла.
В комплекс входит небольшая церковь Георгия Неокесарийского в стиле классицизма, построенная в 1863 году по проекту архитектора А. И. Лосева. Здание интересно тем, что в основе его — ротонда. За прошедшие годы оно не раз перестраивалось, а после большого пожара 1863 года перестроено под богадельню. В конце XX века приняли решение восстановить его как храм.
У храма познакомилась с такой же туристкой, бегающей по миру с камерой. Пока разговаривали, подошел местный звонарь и пригласил нас подняться на колокольню.
Посмотрели на город с небольшой высоты. Особенно красивых видов не было, но все равно интересно.
Я показала в двух материалах почти все старинные и самые известные храмы Иркутска. Как видите, они все разные. Думаю, что любителям храмовой архитектуры в Иркутске будет не менее интересно, чем паломникам.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия