На Юге невозможно отыскать образцы одного из самых самобытных явлений архитектуры на Руси — деревянного зодчества. Это и не удивительно, ведь древнерусские традиции возведения объектов, основным материалом которых является дерево, распространены в других регионах нашей огромной страны: от Кольского полуострова до средней полосы, на Урале, Сибири и Русском Севере. Поэтому, бывая в некоторых из перечисленных регионов, я с удовольствием погружаюсь в поиски уцелевших и сохраненных экземпляров деревянного зодчества, многие из которых в настоящее время признаны памятниками архитектуры. Мне интересны любые деревянные сооружения, от обычных жилых домов до уникальных храмовых сооружений, степень сохранности которых иногда заставляет сожалеть о равнодушии администрации того или иного региона и радоваться о своевременном ее вмешательстве и сохранении бесценных деревянных жемчужин.
Тюмень порадовала правильным отношением к древнерусской архитектуре, в городе не только по максимуму сохраняют уникальные объекты, украшенные деревянной резьбой, но даже создали специальный пешеходный маршрут, объединяющий самые интересные с архитектурной точки зрения строения. «Золотая линия Тюмени» включает в себя 12 по большей части уже отреставрированных зданий, стены каждого из которых таят в себе истории, тайны, загадки своих создателей и многочисленных жильцов.
Каждый дом индивидуален, самобытен и нечего даже стараться найти похожую деревянную резьбу. Для облегчения прогулки полезная информация собрана на информационных стендах, установленных перед каждым объектом, также разработан аудиогид, который поведает о символах тюменских деревянных узоров.
Я не проходила маршрут четко по карте, а гуляя по улицам, собрала все дома в хаотичном порядке и сейчас в материале сгруппировала их в правильной последовательности.
В художественном описании домов я использовала профессиональные тексты, которые звучат как песни и оды уникальному деревянному мастерству.
Начнем с объекта № 1, расположенного на улице Семакова, замеченной еще на первом плане города, созданного в 1696-м году. Прежде улица, берущая начало от реки Тура, носила имя известного в Тюмени купца — Подаруева, в 1922-м году была переименована по имени участника гражданской войны на Севере Семакова.
Деревянная, обшитая тесом усадьба была построена в конце 19-начале 20 веков для Петра Рябинина, причта Знаменского кафедрального собора, расположенного на этой же улице под № 13.
Полгода назад особняк, обдуваемый всеми ветрами с реки, находился в плачевном состоянии. Но раз уж он включен в туристический маршрут, хочется надеяться, что его приведут в полный порядок.
Одноэтажный особняк на низком кирпичном цоколе интересен своеобразный объемной композицией и декором, отмеченным влиянием «русского стиля» и модерна. Особенно нарядна венчающая фасад фигурная башенка. Вход в дом по старой традиции расположен со двора – в пристрое крытых сеней.
Далее следую по улице Семакова и буквально через пару кварталов останавливаюсь на пересечении с улицей Володарского (бывшей Знаменской) № 9 — здесь расположен объект № 2. Угловой, невероятно красивый особняк был построен в конце 19 века для семьи купца Сергея Степановича Чиралова, известного сибирского заводчика — кожевенника.
Поставленный на каменный цокольный этаж дом имеет лаконичную объемную композицию, широкие уличные фасады в пять и семь оконных осей. Обшивка тёсом создаёт впечатление горизонтального руста и скрывает бревенчатый сруб. Основной деревянный этаж выделен крупными окнами, обогащёнными формами убранства наличников, завершения которых выполнены в виде пышных арочных корон с ажурной кружевной отсрочкой и замковыми элементами – остролистыми розеттами. Резьба тимпанов здесь несколько измельчена по формам, но необычайно плотная, активная, с резкими угловатыми контурами рисунка, напоминающая объёмный густой ажур.
У Чиралова было две дочери, поэтому его огромное семейное дело в конечном итоге передать было не кому: Виринея вышла замуж за частного поверенного, а Филанида так и осталась старой девой, всю свою жизнь она преподавала рукоделие в гимназии, расположенной напротив. Дом Чиралова — характерный для Тюмени тип купеческого особняка конца 19 века, это один из лучших в городе по своему архитектурно-художественному значению.
В 2018-м году в здании произошел пожар, после реставрации в нем находится кафе «Тургенев».
Место бойкое, через дорогу расположен Знаменский кафедральный собор, а через квартал главная улица Тюмени — улица Республики.
Рядом, по адресу улица Володарского № 7 расположен объект № 3и это особняк с очень интересной историей. Он был построен в 1911–1912-х годах для семьи Поповых: Константина Васильевича и его супруги Виринеи Сергеевны.
Узнаете имя? Необычное и ошибиться невозможно, да, да, это дочь Сергея Степановича Чиралова и в уже достаточно преклонном возрасте ей захотелось жить рядом с отчим домом и сестрой Филанидой, о чем она и поведала мужу. В цокольном этаже нового дома хозяин разместил свою контору частного поверенного и агентство Первого Российского страхового общества, агентом которого он и служил. Второй этаж главного дома был жилым, кроме того на обширной территории усадьбы были построены каретник, конюшня, сеновал, баня, прачечная и флигель.
Крупный деревянный дом на кирпичном цокольном этаже обладает выразительной объемно-пространственной композицией, в значительной степени достигнутой наличием углового полукруглого эркера на чугунных колоннах. Декоративная отделка деревянных фасадов основана на контрастном сочетании строгой геометризованной пластики наличников, покрытых крупными объемными геометрическими и точеными деталями, с широким, в два слоя, ажурным кружевом профильного фриза. Особую привлекательность дому придают легкие венчающие формы – угловые островерхие башенки с миниатюрными куполками и фигурный аттик на оси фасада, акцентированный орнаментальной накладной резьбой растительного рисунка.
В 1920-х годах в доме Поповых разместилось управление милиции, позднее дом передали под жилье сотрудникам педагогического училища, но большую часть 20 века особняк использовался под коммунальное жилье. В 2005 году довольно обветшалый памятник деревянного зодчества был отреставрирован и в настоящее время в нем располагается Тюменский областной образовательно-методический центр немецкой культуры.
Перемещаюсь на улицу Тургенева, № 12, здесь расположен объект № 4.
Двухэтажный рубленный дом, прямоугольный в плане с подклетным этажом и парадным жилым верхним был построен в конце 19 века для владельца музыкальной мастерской И. С. Ларионова. Дом известен тем, что в нем после Революции три дня жил учёный-океанограф, полярный исследователь, адмирал, вошедший в историю как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России, Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией Александр Васильевич Колчак.
Позднее дом поделили на коммунальные квартиры, размещавшиеся в нем вплоть до 2011 года. Затем дом был разобран, сгнившие бревна заменены, отдельный упор был сделан на реставрацию наличников, ею занимался тюменский мастер Вадим Макарович Шитов.
Основная роль в наружном декоре принадлежит наличникам с резными подоконными досками-панно, особенно ярко звучащими по контрасту с пластикой открытых бревенчатых стен. Пышный растительный орнамент изображает гибкие крестообразно сплетенные процветшие стебли с завитками и листьями – местный мотив, определяющий своеобразие тюменского деревянного зодчества. Орнамент исполнен в технике накладной барельефной резьбы и отличается пластичностью. Общую нарядность композиции наличников усиливают фигурные навершия – «кокошники», укрепленные над карнизами и покрытые тонким борозчатым орнаментом. Интересен редкий в Тюмени узор глухой резьбы подоконных досок со стороны бокового дворового фасада, дающий своеобразный вариант композиции на тему «древа жизни».
Особняк деликатно вписан в современную застройку, многоэтажные жилые каменные дома с трех сторон окружают своего маленького исторического собрата, они словно защищают его от всех ненастий и непогоды. Возможно такое соседство с художественной точки зрения выглядит не очень и гармонично, но в данном конкретном случае главное — это сохранность памятника деревянного зодчества.
Следующий объект, включенный в «Золотую линию» под № 5 находится рядом, по улице Тургенева № 9 и Республики 18А — усадьба, принадлежавшая семье тюменских мещан Ивана Ивановича и Марии Константиновны Козловых.
Роскошный усадебный ансамбль, состоящий из деревянных жилых дома и флигеля,
а также ворот был возведен в конце 18 века. Полутораэтажный дом на деревянном цокольном этаже срублен шестистенком-крестовиком, обшит вертикальным и горизонтальным тёсом. Сени с лестницей устроены со двора.
Окна обоих этажей обрамлены пышными наличниками объёмной резьбы невозможной красоты.
Составленные из мощных барочных фронтонов, ограниченных сочными завитками волют, боковых пилястр с капителями и больших подоконных досок, они плотно укрыты богатым растительным орнаментом.
В 1990-х годах фасады памятника были отреставрированы.
Перемещаюсь на улицу Республики к объекту «Золотой линии» № 6. Это тоже целый усадебный комплекс, состоящий из двух зданий — жилого дома и магазина, расположен по адресу улица Республики 18–20 и некогда принадлежал известной купеческой династии Тюмени, семье Колокольниковых.
Жилой особняк, являющийся одним из лучших архитектурных памятников в городе, был построен в начале 19 века. В 1881-м году он был приобретен Иваном Петровичем Колокольниковым — купцом1-й гильдии, занимающимся торговлей отменным чаем. Свой существующий облик дом приобрел в начале 20 века после капитальной реконструкции старого дома Иваном Петровичем. Полутораэтажное деревянное здание на каменном цоколе это еще и яркий пример деревянной усадьбы Тюмени, в архитектуре которой находят применение мотивы каменного зодчества.
Ризалиты и фигурные фронтоны примечательны сочетанием мотивов каменной архитектуры с традициями тюменской объёмной резьбы, притворёнными здесь в очень изысканные и изощрённые формы.
Главным акцентным элементом фасада с улицы Республики является угловой ризалит, дополненный своеобразной барочно-ренессансной полукруглой нишей с резной раковиной в своей верхней части. Прикрывающий её полукруглый фронтон украшен высокого рельефа сложной гирляндой из фруктов и завивающихся листьев. Общему утончённому характеру убранства здания полностью соответствует декор наличников. Здесь есть тугие свитки, растительный орнамент, вазоны, волюты с мотивом рога изобилия, ленты и медальоны изящных очертаний.
Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, стоящее рядом — это магазин, перестроенный в 1914 году из каменной одноэтажной лавки.
В магазине продавали сахар, муку, иные колониальные товары, к коим относятся чай, кофе, а также мед доставляемый с собственной пасеки Колокольниковых.
Магазин был устроен по подобию знаменитого столичного магазина братьев Елисеевых и по праву считался одним из лучших в Тобольской губернии.
С 1980-х годов усадебный комплекс Колокольниковых принадлежит Тюменскому областному краеведческому музею, а с 2017-го года он входит в состав Музейного комплекса имени И. Я. Словцова. В 1990-х годах большой особняк отреставрирован с восстановлением утраченных элементов сложной фасадной резьбы.
Дом известен и легендарным событием: 31 мая 1837 года в нем на ночлег останавливался цесаревич, будущий император России Александр II. Фасады бывшего усадебного дома отчаянно нуждаются в реставрации, тем более это музей.
Продвигаюсь по улице Республики буквально три квартала и затем поворачиваю на улицу Дзержинского, на которой и сосредоточена вся вторая половина памятников деревянного зодчества Тюмени, входящая в состав «Золотой линии».
Можно не утруждать себя поиском объектов — все они здесь, лишь иди и любуйся, словно в галерее.
Первый объект под № 7-это Дом мещанина Бровцына расположенный на улице Дзержинского № 40.
Двухэтажный деревянный жилой дом с прирубом крыльца парадного входа с лестницей выстроен в 1900-е годы по заказу тюменского мещанина, городского оценщика, гласного городской Думы Сергея Степановича Бровцина являлся частью городской усадьбы.
В 1987 году дом взят под государственную охрану и является объектом культурного наследия регионального значения. В 1990-х годах фасадная резьба жилого дома была отреставрирована, выполнено оформление парадного входа. К южному углу дома примыкают трёхчастные ворота, воссозданные по старым образцам и декорированные накладными деталями объёмной резьбы.
Декор фасадов включает горизонтальную обшивку, междуэтажный поясок, филёнчатые пилястры, характерные барочные наличники с накладной барочно-пластической резьбой. Отсутствие в композиции наличников некоторых привычных деталей – выпуклых свитков – здесь компенсируется более плотным и пышным растительным орнаментом.
Следующий рубленый, обшитый тёсом, жилой дом, расположенный на пересечении улиц Дзержинского 36 и Володарского, в конце 19 века принадлежал Ф. А. Маковецкому. Но в 1909 году усадьба перешла в собственность крестьянина Дмитрия Тарасовича Горбунова, который её обстроил по-своему.
Большой дом дополнен боковой пристройкой сеней с лестницей, небольшие окна первого этажа снабжены ставнями. Верхний жилой и более парадный этаж подчёркнут высокими стройными окнами и сдержанным, но нарядным декором наличников.
Выполненный в виде крупных, рельефно моделированных деталей растительного орнамента накладной резьбы, он тактично акцентирует плоскости широких лучковых очелий и подоконных досок.
Дом, как и многие другие аналогичные его деревянные «собратья», к концу 20 века находился в обветшалом состоянии. В начале 21 как следствие — пожар и лишь потом на него обратили внимание и провели ремонтно-реставрационные работы. Наличники окон восстановлены по старым образцам резчиком Вадимом Макаровичем Шитовым. Я уже упоминала выше об этом мастере художественной резьбы по дереву, известном в Тюменской области реставраторе, руководителе реставрационной мастерской «МНИХ», которая стала подлинной кузницей кадров — школой мастеров деревянного зодчества.
А ведь начиналась жизнь у Вадима Макаровича ох, как далеко от деревянного зодчества.
Родился в 1948 году в Баку в семье военнослужащего, окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. С 1973 по 1988 год работал инструктором-оператором самолетов во Втором Тюменском летном отряде и параллельно учился на историческом факультете Тюменского университета, который закончил в 1981-м году. С 1982 по 1993 годы по совместительству работал резчиком по дереву в Тюменском филиале Тобольской реставрационной мастерской.
Поэтому сейчас мастерской именно под его руководством проведены реставрационные работы по восстановлению многих памятников истории и культуры Тюменской области.
А этот двухэтажный каменно-деревянный дом, по адресу улица Володарского, 27, входит в состав усадьбы Горбунова.
Идентифицировать данные о следующем красивом и очень ярком деревянном доме расположенном по адресу улица Дзержинского № 34А мне не удалось, нашла лишь информацию, что в нем размещается Тюменская дезинфикционная станция.
Передвигаюсь к следующему объекту «Золотой линии» под № 9, расположенному по адресу улица Дзержинского № 34. На фото дом виден сразу за оранжевым особняком.
Это экземпляр — наиболее выразительный образец пятистенного жилого дома начала 19 века. Двухэтажный, прямоугольный в плане, рубленый дом под четырехскатной крышей типичен для тюменского зодчества и в начале 20 века он принадлежал мещанке Ф. З. Рубцовой. Но в 1913 году перешел во владение Луки Ивановича Родионова и в доме располагалось его фотоателье.
В 90-е годы прошлого века в доме была проведена реставрация и с бокового фасада были добавлены крытые сени с лестницей. Реставрацией уникальных наличников с тюменским традиционным узором занимался уже известный нам Вадим Макарович Шитов. И как вовремя я рассказала вам об известном реставраторе, потому как в бывшем доме Рубцовой размещается реставрационная мастерская семьи Шитовых.
Следующий объект, обозначенный на маршруте под № 10 и расположенный по адресу ул. Дзержинского д.32 — Хохрякова — это второй дом Бровцына именно на улице Дзержинского,
Помещенные в тимпане очелья пышные, разнообразно закрученные стебли, цветы, на подоконной доске – выпуклый свиток, поросший листьями, образуют насыщенную вместе с тем уравновешенную композицию наличников. Резные оконные обрамления, обогащая стены, делают дом выразительным и привлекательным. Боковая часть широкого фасада, где расположен парадный вход, украшена спаренным окном с двойным наличником.
первый я вам только что выше показывала. А вообще у состоятельного мещанина, городского оценщика, гласного городской Думы Сергея Степановича Бровцина имелось в городе еще одно владение. Поэтому этот редкий образец жилого купеческого дома со сложным декором фасадов он отписал врачу по фамилии Френкель.
Строгие фасады, окаймленные пилястрами, с узким междуэтажным пояском, имеют вертикально вытянутые окна, украшенные барочными наличниками и богатым растительным орнаментом накладной объёмной резьбы.
Возможно это был его родственник и семья Френкеля жила в доме до смерти самого врача. Затем красивый, деревянный, двухэтажный, обшитый тесом дом, разбили на отдельные коммунальные квартиры.
В 1987-м году дом был признан памятником архитектуры и градостроительства регионального значения, а в новом веке все под копирку: пожар, реставрация и умелые руки Шитова.
Дом Бровцина по своей типологии и декору весьма характерен именно для Тюмени.
Передо мной объект под № 11 -одно из самых известных домовладений в Тюмени, обширная усадьба купца 1 гильдии Василия Петровича Буркова, расположенная по адресу улица Дзержинского № 30.
Бурков жил в Омской области, занимался торговлей зерном и мукой, там же женился на приемной дочери своего друга, которая была младше мужа на 20 лет. Коммерческий бизнес Буркова расширялся, деловые связи возникали не только по России, но также с японскими, монгольскими и китайскими купцами. Переехав в Тюмень, Бурков приобрел участок земли, на которой и была построена усадьба — главный деревянно-каменный особняк, магазин, склады.
Жилой дом представляет собой на кирпичном цокольном этаже особняк, по своему художественному качеству стоит на уровне лучших образцов деревянного городского зодчества региона. Имеет П-образный план с большой лоджией-верандой со стороны двора и очень нарядные фасады, украшенные пышной объемной резьбой, сочетающей элементы различных стилей.
Вообще Василий Петрович был очень активным и деятельным, он занимался благотворительностью, имел маленький кирпичный завод, небольшой пароход. В 1906-м году, он, большой любитель чтения и владелец собственной библиотеки, открыл свою типографию. Разница в возрасте между супругами не помешала жене Буркова — Евдокии родить 10 детей.
В 1905 году Бурков предоставил цокольный этаж своего дома для собраний там легального Клуба союза рабочих Тюмени. В клубе проходили не только собрания, но и велась активная культурно-просветительская, творческая и образовательная деятельность, здесь проводились благотворительные спектакли, литературные чтения.
После Великой Отечественной войны в усадьбе размещался детский сад. С 1993 года в роскошном купеческом особняке размещается культурологический центр эстетического воспитания детей, который так и называется — «В доме Буркова», чтобы увековечить память об этой доброй и душевной семье.
Сейчас осталось рассказать о последнем доме, включенном в пешеходный маршрут под № 12 — Доме Рогозиной, расположенном на нечетной стороне улицы Дзержинского под № 13.
Одноэтажный деревянный дом, построенный в 1910 году, один из немногих сохранившихся образцов шестистенного жилого дома, вытянутого в плане и принадлежал он купчихе Антонине Терентьевне Рогозиной. Хозяйка дома была одинокой женщиной, а так как комнаты своего дома она сдавала приезжим купцам, так что он выполнял функции что-то типа постоялого двора, или частной гостиницы. Глядя на этот невероятно красивый деревянный дом, понимаешь, что именно лицевая сторона дома, выходящая на улицу — это зеркало хозяина, украшением фасадом он показывает свою душу, красоту, величие, богатство, мировоззрение.
Но главной особенностью дома Рогозиной являются превосходные резные наличники. Они придают зданию неповторимый шарм, красоту и изящество. По отдельно взятым элементам наличников можно узнать что-то о хозяине дома или об основателях рода, о положении человека в обществе, и даже о его навыках и умениях. Расшифровать некоторые элементы наличников на доме Рогозиной может рассказать Святослав Вадимович Шитов, сын Вадима Макаровича, о котором я вам выше рассказывала. В конце 1990-х годах семья Шитовых занималась их реставрацией и восстановлением. Приведу буквально пару из них: виноградная лоза- символ добрых дел человека, а свиток- прообраз царской грамоты, т. е. человек проживающий в доме находился на государевой службе.
В 1987 года дом стал объектом культурного наследия регионального значения. После реставрации дом был приобретен в частную собственность, и владелец открыл в нем кафе, назвав его именем своей дочери «Тамрико».
Не все дома улицы Дзержинского, бывшей Садовой вошли в перечень «Золотой линии», но все они достойны внимания. Оказавшись на этой улице, еще только приводимой в должное состояние, создается впечатление, что ты оказался в каком-то купеческом сибирском городе лет, эдак 150 назад.
Дом по адресу улица Дзержинского 20 был построен в конце 19 века для состоятельного тюменского мещанина М. Ф. Черепанова. Это образец деревянного двухэтажного шестистенка со скромным декоративным убранством вполне органично вписывается в историческую застройку улицы.
В 2013-м году дом был поставлен на учет как памятник архитектуры конца XIX века. Еще совсем недавно выглядевший заброшенным и обшарпанным, в настоящее время особняк реставрирован.
Двухэтажный деревянный шестистенок расположенный по адресу улица Дзержинского № 18, построен в 1895-м году и принадлежал Т. И. Шаровой. Жилой дом отражает характерные черты тюменского городского рубленного жилья. Планировка дома, образованная капитальными стенами, до наших дней сохранилась почти без изменений.
А это уникальный в архитектурно-планировочном отношении особняк города, выполненный в редко встречающемся в деревянном зодчестве стиле модерн и расположенный по адресу улица Дзержинского№ 12. Дом с причудливой кровлей, украшенной шатровыми башенками, был разработан собственноручно хозяином, тюменским купцом, владельцем пеньково-канатного завода Николаем Осиповичем Сергеевым.
В настоящее время дом находится в частных руках, в 2015-м году была начата его реконструкция. Для этого все стены были разобраны, бревна подвергались сортировке, не пригодные заменялись на новые, а сохранившиеся тщательной обрабатывались. Предполагают, что в доме будет открыто историческое кафе.
Улица Комсомольская расположена перпендикулярно улицы Дзержинского как раз рядом с домом Сергеева и если не полениться, а пройти бойкое автомобильное пространство, то можно увидеть еще один удивительный особняк.
Дом, расположенный по адресу улица Комсомольская № 6, один из образцов, характеризующий уникальную объемную тюменскую деревянную резьбу.
Композиция главного семиостного фасада основана на контрасте гладких обшитых тесом стен и богатых резных наличников. Они выполнены в барочной форме – в виде выпуклой, объемно-разработанной конструкции с мощным волютным фронтоном и украшены характерными для объемной резьбы мотивами: листья, цветы, фрукты.
Дом был построен в 1905-м году и поочередно принадлежал двум хозяевам: купцу 2-й гильдии, тюменскому судовладелецу Селеверстову С. Г. и представителю тюменского еврейского клана Брандтов, купцу Брандту Л. Х., торговавшему галантерейными товарами.
Напротив расположен тоже деревянный дом, но уже более скромный, заметно, что в нем жили люди не очень состоятельные.
И в конце рассказа об уникальном наследии купеческого прошлого Тюмени еще несколько фото домов, встретившихся мне во время прогулок по городу.
Этот домик находится рядом с Свято-Троицким мужским монастырем. Конечно же прежде всего привлекли внимания игрушки в окнах.