Совсем недалеко от площади Венеции, современного центра Рима, находится театр Марцелла, относящийся к числу самых известных сооружений Рима античного. Он был одним из четырёх его каменных театров и мог вмещать около 15 тысяч зрителей. Театр Марцелла был по форме полукруглым, подковообразным сооружением: напротив зрительских трибун располагалась сцена, за которой была просто каменная стена, украшенная статуями. Греки строили подобные театры на склонах холмов, римляне же, после изобретения арок и бетона, научились возводить их на ровном месте.
Театр Марцелла - вид с крыши Витториано (монумента в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II на площади Венеции).
Реконструкция театра Марцелла.
Театр Марцелла считают прообразом Колизея, а неподготовленные туристы иногда даже путают два этих сооружения. Что вполне простительно, поскольку внешнее сходство между ними совершенно очевидно. Хотя конструктивно Колизей был амфитеатром, т. е. «круглым театром», а театр Марцелла — только его «половиной», их сохранившиеся арочные конструкции очень похожи. Театр имел три яруса (у Колизея их было четыре), оформленных снаружи, соответственно, в дорическом, ионическом и коринфском ордере (в Колизее через 100 лет это повторили). Места для зрителей в обоих развлекательных заведениях распределялись по сословному признаку — более «достойные» граждане получали лучше расположенные сиденья. Репертуар зрелищ, правда, не совпадал: в театре устраивались игры, театральные и музыкальные представления, но не гладиаторские бои, как в Колизее и прочих амфитеатрах.
Колизей, построенный примерно на 100 лет позже театра Марцелла, удивительно напоминает два его нижних яруса.
Строительство театра начал Гай Юлий Цезарь, а закончил в 12 г. до н. э. уже император Октавиан Август, который посвятил это грандиозное сооружение памяти своего покойного племянника, Марка Клавдия Марцелла. Его Август хотел сделать своим преемником и даже женил на своей дочери Юлии. К сожалению, молодой человек умер в возрасте 19 лет, и Август до конца жизни так и не смог найти достойного продолжателя своего дела. Театр использовался около 300 лет, пока не был значительно разрушен в 4-м веке, после чего его начали разбирать на камни для строительства других зданий. Известно, например, что в 370 году его травертиновые блоки пошли на починку Цестиева моста по соседству.
Театр Марцелла: его два нижних яруса сохранились, а третий был разобран ещё в античности и надстроен в Средние века.
В Средние века и эпоху Возрождения театр использовался попеременно в качестве оборонительного сооружения или дворца, принадлежность которых различным аристократическим семействам Рима неоднократно менялась. Уже в наше время, с 1926 по 1932 год, по распоряжению Муссолини вокруг театра снесли все постройки и удалили магазины из-под его арок, после чего он предстал перед зрителями во всей своей красе. Это удивительно, но верхние этажи театра продолжают использоваться как жилые помещения, и по вечерам в окнах верхнего яруса горит свет! Любопытно, почём идёт кв. метр жилья в римском здании старше двух тысяч лет.
Театр Марцелла - вид вблизи.
Барельеф с фасциями, установленный на стене театра Марцелла в период его реставрации во времена Муссолини. Фасциями назывались связки прутьев (лат. fascis), которые носили ликторы — почётные стражники высших римских магистратов (сановников) времён республики. Магистрат имел право применения телесного наказания и мог своей властью приказать стражникам высечь любого встречного, для чего всегда имел под руками розги. От латинского fascis происходит итальянское fascio, что означает «союз», а партия Муссолини называлась Fascio di combattimento — «Союз борьбы». Из fascio возник также и термин фашизм.
Рядом с театром Марцелла видны три стоящих колонны с коринфскими капителями — это остатки храма Аполлона Врачевателя (Apollo Medicus). Святилище Аполлона возникло здесь ещё в 5-м веке до н. э., в благодарность за избавление от эпидемии чумы. Другое название храма — Сосиев Аполлон (Apollo Sosianus), связано с политиком Гаем Сосием, который провёл его масштабную перестройку и реставрацию в 34-м году до н. э.
Колонны храма Аполлона рядом с театром Марцелла.
Колонны были установлены в 1940 году, до этого они лежали на земле.
Внутри храма Апполона время от времени собирался Сенат для встречи иностранных делегаций.
Если пройти дальше по дорожке вдоль театра Марцелла и в конце подняться вверх по ступенькам, попадаешь к римскому монументу под названием Портик Октавии. Собственно, это не портик (крытая колоннада), а только сохранившийся вход в него. Внутри портика находились два храма, фрагменты одного из них можно увидеть сквозь кирпичную арку. Император Август перестроил портик и посвятил его свой сестре Октавии, матери того самого Марцелла, в честь которого назван театр. Октавия, одна из самых влиятельных женщин римской истории, была вторым браком замужем за Марком Антонием, вначале союзником, а потом непримиримым врагом Августа.
Портик Октавии. В Средние века вокруг портика находился рыбный рынок - отсюда название огибающей театр Марцелла улицы - Via del Foro Pescario.
Портик Октавии. За ним видны фрагменты храма Юноны Царицы (Juno Regina).
Сразу за театром Марцелла находится место, которое раньше называлось Овощным рынком (Forum Holitorium), теперь там стоит церковь Сан-Никола-ин-Карчере («Св. Николай в темнице»), в одну из стен которой вмонтированы античные колонны. Это остатки древнего храма Януса, построенного после первой морской победы римлян над Карфагеном в 260 году до н. э.
Церковь Сан-Никола-ин-Карчере, делящая одну из стен с римским храмом Януса.
Пройдя один блок дальше по улице театра Марцелла, оказываешься рядом с любопытным сооружением под названием Дом Кресченци (Casa dei Crescenzi). Это остатки одной из небольших средневековых крепостей, которыми раньше Рим был просто усеян. Именно это здание было построено в конце 11-го века для защиты моста через Тибр, у которого семейство Кресценци имело право собирать плату. Мраморные украшения карниза были сняты с разных римских памятников, чтобы продемонстрировать римское происхождение владельцев здания.
Дом Кресченци с мраморным римским декором, 11-й век.
Декор дома Кресченци крупным планом.
Площадь Велабр (Piazza Velabro) — это то место, где по легенде, Рим начался, обо сюда река выбросила корзину с близнецами Ромулом и Ремом. Здесь их якобы и нашла выкормившая их волчица. Посередине площади стоит Арка Януса (Arco di Giano), античное сооружение 4-го века н. э. в форме тетрапилона (имеющее четыре фасада).
Площадь Велабр. Сразу за парковкой видна арка Януса.
Название и назначение Арки Януса непонятно, в её нишах, скорее всего, когда-то стояли статуи. Раньше у этой арки был элегантный второй ярус (он виден на старых рисунках), но его по ошибке разобрали в 1830 году, приняв за средневековую постройку.
Арка Януса. Фото из интернета (мы не догадались подойти к ней поближе).
Если от Арки Януса пройти в сторону Тибра, окажешься на Бычьем Форуме (Forum Boarium) — месте, где в античные времена торговали скотом. Теперь это — часть площади «Уст Истины» (Piazza della Boca della Verita) и здесь можно увидеть два прекрасно сохранившихся римских храма и барочный фонтан Тритонов.
Барочный фонтан Тритонов на Бычьем форуме, 1715. Архитектор - Карло Биццачери. Фонтан сооружен здесь, среди античных и средневековых монументов, в память о папе Клименте XI по его же распоряжению.
Два римских храма на Бычьем форуме: прямоугольный и круглый.
Прямоугольный храм превосходно сохранился, особенно учитывая, что его построили еще в республиканский период (т. е. до нашей эры). У храма два названия: храм Мужской удачи (Tempio di Fortuna Virilis) и храм Портуна (Tempio di Portuno). Портун был богом портов и гаваней (а рядом на Тибре была пристань, куда из Остии — морского порта — доставляли в баржах скот). Почти весь послеримский период храм был христианской церковью (именно поэтому хорошо сохранился). С 15-го века он был посвящен Святой Марии Египетской, покровительнице кающихся женщин, особенно популярной среди православных. В 1920-е годы храму был возвращен первоначальный древнеримский облик.
Круглый храм, построенный в конце 2-го века до н. э., был посвящен Геркулесу (хотя это лишь наиболее популярная гипотеза). Это одно из первых зданий в Риме, возведённых почти целиком из мрамора, и, с большой вероятностью, греками (у римлян тогда ещё не было опыта строительства из мрамора).
Храм Геркулеса Победителя.
Храм очень необычен: круглая целла (помещение — святилище) окружена 20 коринфскими колоннами высотой 11 метров. Из-за необычной формы храм очень долго считали храмом Весты, по аналогии с круглым храмом на Римском форуме.
Храм Геркулеса Победителя.
За Бычьим форумом уже течет Тибр, посередине которого в этом месте расположен остров Тиберина, что означает просто «тибрский». На остров с двух сторон реки ещё в римские времена были построены мосты, сохранившиеся до сих пор.
Цестиев мост (Ponte Cestio). С античных времён соединял остров Тиберина с районом Трастевере. В 4-м веке его перестроили с использованием травертиновых блоков из театра Марцелла. В 19-м веке был вновь перестроен с сохранением примерно 1/3 исходного материала.
Фабрициев мост (Ponte Fabrizio) соединяет остров с левым берегом, на котором собственно и находился античный Рим. Это единственный полностью сохранившийся древнеримский мост в черте города. Над двумя арками моста с каждой стороны имеется надпись о том, что мост построил Люций Фабриций, смотритель дорог (curator viarum).