Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 17 ноября 7:41

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Великий Новгород — Россия Август 2022
1 3

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года

Часть 6. Шестой день путешествия (окончание)

17 августа 2022 года. Пятый (последний) день пребывания в Великом Новгороде: посещение Николо-Дворищенского собора, осмотр Алексеевской (Белой) башни Окольного города, посещение Новгородского музея изобразительных искусств

После посещения двух храмов на Ильине улице мы по ней проследовали к Ярославову дворищу и направились осматривать музейную экспозицию, размещённую внутри Николо-Дворищенского собора. При первом нашем пребывании на Ярославовом дворище мы не успели этого сделать, поэтому решили посвятить этому часть времени в последний день нашего пребывания в Великом Новгороде:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор) — это второй по древности из новгородских храмов после Святой Софии из Новгородского детинца, сохранившихся до наших дней. И первый из древнейших сохранившихся русских храмов, построенных в честь святого Николая Мирликийского — самого почитаемого на Руси святого. Согласно летописям, Никольский собор был основан в 1113 году старшим сыном Владимира Мономаха — новгородским князем Мстиславом Владимировичем. Он же, скорее всего, был также инициатором его первоначальной росписи, фрагменты которой частично сохранились внутри собора до наших дней. На протяжении многовековой истории собор пережил длинную череду пожаров и перестроек.

Никольский собор возводился как дворцовый храм, сообщавшийся особым переходом с княжескими палатами, которые, по-видимому, могли располагаться к юго-западу от него. Однако вскоре статус собора изменился, и с утверждением новгородской республики он перешёл в юрисдикцию новгородского владыки. Возле его стен стало собираться новгородское вече:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

В XIV–XV веках как патрональный храм городского веча собор играл видную роль в политической и церковной жизни города. В XVII–XIX веках за ним сохранялось значение одного из старейших больших новгородских соборов. После упразднения Новгородской республики, до времени правления императрицы Елизаветы Петровны, храм находился в дворцовом ведомстве, после чего был отчислен в епархиальное ведомство и обращён в городской собор без прихода. К концу XVIII века это обстоятельство стало очень ощутимым: несмотря на предпринятые в 1747 году ремонтные работы и сооружение нового резного золочёного иконостаса, храм пришёл в упадок и сильно обветшал.

XIX век в истории Никольского собора был отмечен подчёркнутым вниманием к его внутреннему благолепию. В это время было проведено золочение иконостаса в 1818 году, украшение новой росписью древней части собора, появилось новое убранство приделов, был устроен чугунный пол в 1836 — 1837 годах, а в 1854 году установили новый иконостас.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

В 1913 году собор отметил своё 800-летие, которое совпало с 300-летием правящего дома Романовых. В преддверии этих событий храм существенно подновили и привели в лучшее состояние.

После Октябрьской революции службы в соборе не прекращались вплоть до начала гитлеровской оккупации Новгорода. Фашисты устроили в соборе казармы. В 1945 году Никольский собор вновь передали православной церкви. Но в 1962 году собор как действующий храм был упразднён и передан в пользование Новгородскому музею. Этот его статус сохранился до настоящего времени.

В 1993 — 1999 годах Никольский собор находился на реставрации, в ходе которой его основному объёму были возвращены первоначальные формы, в том числе: восстановлено древнее пятиглавие, исчезнувшее в XVIII веке, позакомарное завершение фасадов, система окон и ниш, крещатая форма столбов в интерьере. В ходе реставрации в интерьере храма были открыты фрагменты фресковой росписи XII века. Они свидетельствуют о её высоком качестве. По ним можно судить о первоначальном замысле и художественных особенностях всего первоначального живописного оформления собора.

В силу разных причин при реставрации были сохранены некоторые элементы поздних перестроек собора, в том числе сводчатое междуэтажное перекрытие XVII века, северная и западная двухэтажные пристройки XIX века, чугунный пол XIX века, а также дошедшая до нашего времени часть убранства XIX века, а именно: стенопись и резной золочёный иконостас.

Сейчас на всё это можно полюбоваться, купив входной билет Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, в ведении которого, как и все остальные архитектурные объекты на территории Ярославова дворища и древнего Торга, находится Никольский собор. Это мы и сделали, то есть купили входные билеты и стали осматривать музейную экспозицию, размещённую внутри Никольского собора. Итогом посещения стала серия сделанных фотографий, часть которых я привожу ниже в этой публикации:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

После посещения Николо-Дворищенского собора мы немного погуляли в окрестностях Никольской улицы, а потом вернулись к автомобилю и поехали обедать в свою любимую столовую, расположенную в районе нашей дислокации в Великом Новгороде. По пути следования по Большой Московской улице я успел сделать из окошка автомобиля три фотографии Дмитровской церкви, выходящей своим входом на эту улицу. Фотографии, конечно, не ахти какие получились, но, что есть, то есть:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Церковь эта, освящённая в честь Дмитрия Солунского, была построена в середине XV века на месте старой каменной церкви, заложенной ещё в 1381 году. Об этом так написано в летописи: «в лето же 6889 (1381) заложиша церковь каменну святый Дмитрей на Славкову улицу». Через год, в 1382 году, строительство церкви закончилось и новгородским владыкой Алексеем с попами и клиросом Софийского собора храм был освящён в ознаменование победы над Мамаем в Куликовской битве, добытой русскими воинами, пришедшими из разных городов Руси, во главе с Дмитрием Донским.

Однако летопись отмечает, что вскоре церковь «за мало дней рассыпася». Её восстановили, после чего она несколько раз горела и вновь восстанавливалась. Известно также, что при церкви велась запись наиболее значимых событий, но указанные в ней даты этих событий часто расходятся с другими источниками.

Та церковь, которую мы мельком увидели, была построена в 1462 году. В ней уже было два престола, один в честь Дмитрия Солунского, а другой престол Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Позднее добавились ещё два престола: на хорах — в честь Бориса и Глеба, а в 1810 году с западной стороны церкви — в честь Нила Столобенского.

Внешний вид Дмитровской церкви примечателен своим богатым кирпичным орнаментом, который в виде бегунца и поребрика покрывает барабан и верхнюю часть южного и восточного фасадов церкви.

В конце XVII века при церкви появилась отдельно стоящая от неё колокольня. До наших дней она сохранилась почти без перестроек. На ярусе звона висели 9 колоколов, самый массивный из которых был отлит в 1735 году и весил 76 пудов. Известно, что во второй половине XIX века к колокольне с трёх сторон были пристроены небольшие здания. Во время Великой Отечественной войны из всех колокольных пристроек частично сохранилась лишь западная, но и она была впоследствии снесена, и сейчас колокольня представляет собой отдельно стоящую постройку.

Сама церковь во время войны получила относительно небольшие повреждения. Была утрачена кровля и глава купола, но барабан и купольный свод при этом уцелели. Колокольня не пострадала. В 1947–1949 годах проводилась реставрация церкви под руководством новгородского архитектора-реставратора Любови Митрофановны Шуляк, очень много сделавшей для восстановления многих древних храмов Великого Новгорода, пострадавших в годы войны.

После обеда в столовой мы вновь вернулись в центр города, припарковавшись возле Кремлёвского парка на Софийской стороне. Основной целью в этой части нашей экскурсионной программы в последний день пребывания в Великом Новгороде было посещение Новгородского музея изобразительных искусств. Но перед этим мы сделали промежуточную остановку недалеко от единственной сохранившейся башни в укреплении Окольного города, и я пошёл её сфотографировать. Несколько слов об этой башне. Она называется Алексеевской или Белой башней:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Древние русские города по мере их расширения всегда обносились несколькими поясами оборонительных укреплений. Великий Новгород не является исключением. В нём детинец (кремль) обнесён каменной стеной с башнями. Изначально в нём было 12 башен, из которых к настоящему времени сохранилось только девять. О них я уже рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Кроме укрепления вокруг кремля, в Великом Новгороде существовал ещё один защитный пояс по внешней границе окольного города и береговой его части. Им были обнесены обе части Новгорода по обе стороны реки Волхов — и Софийская и Торговая части. Общая протяжённость укреплений окольного города составляла около 6 километров.

Интересно, что в Новгороде окольный город изначально назывался по-особенному — «острогом», но не потому, что в нём содержали злодеев и преступников, а потому, что земляные валы окольного города завершали деревянные стены с острыми концами. Эти сооружения с деревянными и, реже, каменными стенами и проездными башнями строились в конце XIV века (в 1372 — 1392 годах). К началу XVI века эти сооружения обветшали, а в 1701 году по указу Петра Первого все деревянные стены и башни были разобраны, остались только земляные валы и одна каменная башня, которая называется Алексеевской или Белой:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Алексеевская башня была возведена в 1582 — 1584 годах. Названа так была по имени церкви Алексея, человека Божия (до наших дней церковь не сохранилась). В середине XVII века после шведской оккупации она была отремонтирована и обновлена. Обновлённая башня была побелена, отсюда и второе её название — Белая.

Башня круглая в плане, наружный диаметр составляет 17 метров, а внутренний — 8,2–8,4 метра, толщина стен в первом ярусе 4,5 метра. Нижние части стен сложены из булыжника и облицованы кирпичом. Внутри имеется три яруса, которые сообщаются лестницами, проложенными в самой толще стены. Окна-бойницы предназначены для ведения артиллерийского огня и представляют собой крупные «печуры», сужающиеся к внутренней стороне стены.

В начале XVIII века после пожара башня фактически была заброшена, начала разрушаться, был утрачен шатёр и верхний ярус кладки, на ней выросли кусты, разрушавшие стены. И в таком состоянии башня пребывала около 300 лет.

В 1990 — 1995 годах Белую (Алексеевскую) башню успешно восстановили в стиле XVI века. Дальнейшая реставрация башни на земляном валу была осуществлена уже в 2012 — 2017 годах, на средства, выделенные по федеральной программе «Сохранение и использование культурного наследия России», а также при поддержке Международного банка реконструкции и развития. Были укреплены стены, фундамент, кровля и цоколь башни, проведено электричество, отопление, вентиляция, система пожаротушения. Памятник был приспособлен под современное использование — внедрена лестница, перегородки. Также была благоустроена прилегающая территория. Башня открылась для посетителей в 2018 году. Восстановлены все этажи. Внутри разместилась экспозиция, посвящённая древнерусскому оружию.

Экспозицию эту мы не успели посмотреть. В последний день нашего путешествия в Великий Новгород, мне удалось только сфотографировать внешний вид Белой (Алексеевской) башни, а также остатки земляного вала, возле которого она была построена:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

И в заключение всех своих публикаций о нашем путешествии в Великий Новгород я расскажу о посещении нами Новгородского музея изобразительных искусств.

Рассказывать об очень хорошей экспозиции этого музея можно долго и подробно, но ограничения на публикуемые материалы на сайте не позволяют мне этого сделать. Поэтому я буду, по возможности, краток и расскажу только о некоторых наиболее запомнившихся эпизодах пребывания в музее.

С 2001 года Новгородский музей изобразительных искусств располагается в бывшем здании Дворянского собрания Новгорода, построенном в 1851 году по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Экспозицию Музея изобразительных искусств в Великом Новгороде открывают Памятный бюст в честь Российского императора Александра II, установленный на лестничной площадке между первым и вторым этажами здания музея, а также картина художника Богдана Павловича Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде в 1862 году», написанная им через два года после этого события.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Основная экспозиция картинной галереи хронологически представлена отдельными разделами. Всего таких разделов семь. Ниже я опишу вкратце каждый из этих разделов и приведу общие фотографии, сделанные в залах с каждым разделом. А в конце представлю некоторые картины, о которых я знал до посещения музея, и которыми я смог теперь полюбоваться воочию.

Раздел «РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА»

Значительную часть коллекции в этой разделе экспозиции представляют произведения известных живописцев А. П. Антропова, И. П. Аргунова, В. Я. Родчева, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, а также неизвестных художников XVIII века. Интересны также произведения европейских мастеров живописи Г.Х. и И. Ф. Гроота, И. П. Люддена, Н.-Ф. Жилле, И. Б. Лампе-старшего, Ж. Л. Монье, изобразительные приёмы которых оказали значительное влияние на творческую манеру русских художников.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Раздел «ВОЕННЫЙ ПОРТРЕТ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

В истории отечественной культуры военная тематика оставила существенный след, придав художественным произведениям особый пафос героизма и гражданственности, вызванный Отечественной войной 1812 года и заграничными походами русской армии 1813 — 1814 годов. Военные портреты первой половины XIX века — это одна из наиболее интересных частей собрания новгородского музея. Очень много портретов героев Отечественной войны 1812 года написал специально приглашённый в Россию английский художник Д. Э. Доу. Практически все оригиналы этих портретов находятся сейчас в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Но и в новгородском музее есть один оригинальный портрет кисти Д. Э. Доу «Портрет адмирала М. И. Миницкого». Есть здесь и копия портрета Александра I, написанная с оригинала Д. Э. Доу неизвестным художником. Большая часть других портретов, представленных в этом разделе, тоже написана неизвестными русскими художниками.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Раздел «ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Первая половина XIX века была подлинным расцветом русской усадебной культуры. Большая часть произведений, представленных в экспозиции новгородского музея, происходит из усадеб дворян Новгородской губернии: усадьбы «Грузино» графа А. А. Аракчеева, усадьбы «Марьино» графов Строгановых — князей Голицыных, усадьбы «Выбити» князей Васильчиковых, коллекции графини А. А. Орловой-Чесменской на мызе близ Юрьева монастыря и А. Н. Струговщикова в Чудово.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

В Новгородском музее изобразительных искусств представлена обширная коллекция картин, написанных художниками, имевшими отношение к Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Хронологически она поделена на два раздела:

«РУССКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

и «АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Самые значительные достижения русского искусства первой половины XIX века связаны с Императорской академией художеств в Санкт-Петербурге. В собрании новгородского музея академическая живопись представлена произведениями ведущих мастеров. Классическими образцами исторической живописи являются находящиеся в экспозиции картины А. И. Иванова, А. Е. Егорова, П. В. Басина, Ф. А. Бруни. Академический портрет представлен превосходными работами К. П. Брюллова, А. Г. Варнека, В. А. Тропинина, Г. Г. Гагарина, Б. Ш. Митуара, О. А. Кипренского, П. Ф. Соколова и др. В экспозиции находится также интересная коллекция пейзажа начала XIX века, в том числе, образцы ранней пленэрной живописи П. В. Басина, М. И. Лебедева, С. Ф. Щедрина. Наряду с официальным академическим искусством в русской живописи появляются демократические тенденции. Первоначальное развитие они получают в творчестве В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников его школы.

Вторая половина XIX века представлена работами И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, М. О. Микешина, братьев Константина, Владимира и Николая Маковских и сына Владимира Александра Маковского, А. С. Егорнова, А. Е. Архипова, Л. Н. Бенуа, Х. П. Платонова, К. Я. Крыжицкого, В. В. Верещагина, А. Д. Литовченко и других художников.

В отдельный раздел выделены картины художников-передвижников, также начинавшим свою творческую деятельность в XIX веке.

Раздел «ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК»

Передвижники — это сообщество молодых российских живописцев XIX — начала ХХ веков, которые сыграли исключительно важную роль в художественной жизни России. Создатели объединения Иван Николаевич Крамской, Василий Григорьевич Перов, Алексей Кондратьевич Саврасов обладали огромным талантом и вместе с другими одарёнными живописцами успешно противостояли Академии художеств с её устаревшими взглядами. Благодаря работе художников-передвижников новое реалистичное изобразительное искусство узнали и полюбили сотни тысяч жителей российской глубинки.

В собрании Новгородского музея изобразительных искусств творчество товарищества передвижных художественных выставок представлено работами И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Н. П. Богданова-Бельского, И. И. Шишкина, И. И. Творожникова, И. М. Прянишникова, А. А. Боброва, И. Е. Репина, А. Н. Прокофьева, В. Д. Поленова, С. С. Егорнова, М. К. Клодта, В. Е. Маковского, К. Е. Маковского, В. Д. Орловского, Н. А. Сергеева, Е. Е. Волкова, Н. Н. Каразина и других художников…

И ещё один раздел, с которым мы познакомились в стенах Новгородского музея изобразительных искусств, — это

«РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

Русская художественная жизнь конца XIX — начала XX веков характеризуется стремительным изменением взглядов на сущность и цели искусства. Трансформация живописного видения мира повлекла за собой переосмысление и обновление прежних изобразительных принципов. В это время в России возникают многочисленные художественные объединения — «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др. Художники стали приобщаться к театру, книжной графике изданию журналов и др. Показательно участие русских художников в организации знаменитых «Русских балетов», наиболее активными участниками которых были А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. В. Добужинский, З. И. Серебрякова, А. Я. Головин.

Крупнейшей выставочной организацией конца XIX — начала XX века являлся «Союз русских художников», объединивший живописцев реалистического направления, В его состав входили А. Е. Архипов, П. И. Петровичев, А. П. Рябушкин, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров.

Изобразительный символизм начала ХХ века выразился в творчестве художников объединения «Голубая роза» П. С. Уткина, Н. П. Крымова, С. Ю. Судейкина.

На выставках различных группировок экспонировались и произведения художников, чья творческая индивидуальность не ограничивалась рамками общих направлений. К числу таких мастеров с оригинальной творческой манерой и собственным художественным методом принадлежали М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин, Н. К. Рёрих.

В собрании Новгородского музея изобразительных искусств представлены работы названных и других крупнейших мастеров этого периода времени…

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Раньше в музее была ещё экспозиция работ художников советского периода. Но сейчас все эти работы перемещены в запасники музея, поскольку на освободившихся площадях проводятся временные выставки.

И в конце рассказа о Новгородском музее изобразительных искусств уделю внимание двум полотнам из его многочисленной коллекции, которым я однажды уже посвящал отдельные публикации на своих страницах в Фейсбуке, рассказывая, главным образом, о судьбе изображённых на них людей. Сейчас я их просто повторю.

Первая картина была написана Валентином Александровичем Серовым в 1884 году и называется «Портрет Л. А. Мамонтовой». А вторая картина — это авторское повторение в 1874 году картины Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», написанной в 1871 году для Первой выставки художников-передвижников.

ДЕВОЧКА С ПОРТРЕТА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА СЕРОВА

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Думаю, всем известен портрет девочки Веры Мамонтовой, написанный Валентином Александровичем Серовым и часто называемый «Девочка с персиками». Он хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а его копия с 1929 года украшает собрание картин в подмосковной усадьбе «Абрамцево».

Но существует ещё один портрет девочки, написанной Серовым, который не столь хорошо известен, поскольку находится не в столичных городах, а в Великом Новгороде в собрании Новгородского музея изобразительных искусств. И девочка эта вовсе не Вера Мамонтова, а её двоюродная сестра Людмила Мамонтова — племянница известного промышленника, мецената и театрального деятеля Саввы Ивановича Мамонтова. Именно у его родного брата Анатолия Ивановича Мамонтова в 1874 году родилась дочь Людмила, которую в семье ласково называли Милушей.

Можно сказать, что Милуша Мамонтова была любимой моделью для художника Валентина Александровича Серова. Во всяком случае ей четыре раза выпадала честь быть запечатлённой этим художником. Чаще Валентин Серов писал только свою невесту, а потом жену Ольгу Трубникову.

Известно, что первый портрет Л. А. Мамонтовой был датирован 1881 годом. Он практически неизвестен, так как редко выставлялся на выставках, а потом и вовсе затерялся, так что его местонахождение сейчас невозможно установить.

А в 1884 году Валентин Серов написал тот самый портрет Милуши Мамонтовой, который сейчас экспонируется в Новгородском музее изобразительных искусств. На нём запечатлена десятилетняя девочка с весьма серьёзным и немного замкнутым взглядом. Зная, что эту девочку ласково величали Милушей, может показаться, что Серов, которому в то время едва исполнилось девятнадцать лет, ошибся, изображая характер «девочки с портрета». Но, зная привычную для этого художника точность психологической характеристики изображаемых им людей, наверное, нужно довериться его взгляду и признать, что Милуша Мамонтова была именно такой.

Третий раз Валентин Серов собирался писать портрет Л. А. Мамонтовой в марте 1890 года, о чём сообщал в письме жене. Однако портрет кисти В. А. Серова, датированный этим годом, неизвестен. Зато известны два портрета 1894 года. Один из них был написан пастелью, а другой — маслом.

Пастельный портрет появился на Рождество 1893 — 1894 годов. Он экспонировался на XIV периодической выставке Общества любителей художеств в 1895 году, а потом хранился в собрании Михаила Валерьяновича Муравьёва, за которого Людмила Мамонтова вышла замуж. К сожалению, судьба этого портрета оказалась трагической, в 1919 году он сгорел вместе с домом.

А четвёртый по счёту портрет Милуши Мамонтовой, который Серов начал писать маслом в апреле 1894 года, остался незаконченным. К счастью, он имел более удачную судьбу, чем пастельный портрет. Сначала он тоже принадлежал семье Муравьёвых, а после революции оказался в частном собрании. Этот портрет (этюд маслом) упоминается в каталогах юбилейных выставок В. А. Серова — к 40-летию со дня смерти (М., 1953) и к 100-летию со дня рождения (М., 1965). В них отмечалось, что он принадлежал Н. А. Соколову. Сейчас портрет 1894 года находится в частной коллекции Марины и Валентина Мамонтовых, открывших в Москве свою галерею.

Про портрет 1894 года Игорь Эммануилович Грабарь, близко знавший Валентина Серова и много с ним общавшийся, писал:

»Серову давно уже хотелось написать портрет Милуши Мамонтовой, той самой, которую он писал в 1884 году. Ставши барышней, она сделалась очень интересной и нравилась ему своей особой, столь знакомой ему повадкой».

Хоть портрет 1894 года и не находится в Новгородском музее изобразительных искусств, я его покажу в этой публикации, просто для сравнения, как изменилась девочка с портрета 1884 года за десять лет жизни:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

И вторая картина, увиденная в Новгородском музее изобразительных искусств, о которой я хочу рассказать.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ:
Н. Н. ГЕ «ПЁТР
I ДОПРАШИВАЕТ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ В ПЕТЕРГОФЕ», 1874

Это хрестоматийная, можно сказать, картина художника Николая Николаевича Ге, и в Новгородском музее представлена авторская копия.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Интересно, что в действительности факта допроса Петром I царевича Алексея именно в Петергофе не было. Царевич после его принудительного возвращения в Санкт-Петербург из Европы, где он скрывался от родителя, был помещён в казематы Петропавловской крепости. Художник же представил эту сцену в интерьере одного из залов дворца Монплезир в Петергофе, который в 1718 году, когда царевича доставили в Россию, только строился.

Зачем Николай Николаевич Ге решил совершить подмену интерьера, не совсем понятно. Можно только предполагать, что для него было важно не в точности соответствовать обстановке, а показать внутреннюю напряженность и психологическое противостояние героев картины — отца и сына. И это ему удалось сполна. Интерьер Монплезира с висящими на стенах картинами любимых Петром голландцев характерен для петровской эпохи. «Шахматный» пол в клеточку будто бы призван расставить исторические фигуры по местам во время разыгрывающейся партии. Сидящий на стуле Пётр явно раздражён подозрениями в измене сына. А покорный царевич Алексей стоит, молча ожидая своей печальной участи. В воздухе повисло тягостное молчание. Можно догадываться, что уже всё сказано и доказано, а роль доказанной вины царевича играет брошенный на пол лист, который, видимо, и свидетельствует о неоспоримо доказанной вине царевича…

Кроме сюжета, эта картина интересна ещё тем, что оригинал художник написал в 1871 году к открытию Первой выставки художников-передвижников. Это была картина по размерам примерно в два раза превышающая то, что сейчас можно видеть в экспозиции Новгородского музея изобразительных искусств. Ещё до открытия выставки передвижников её приобрёл Павел Михайлович Третьяков, и сейчас оригинал находится в собрании Государственной Третьяковской галереи:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

А далее произошло вот что. Во время выставки картина понравилась также императору Александру II, который тоже выразил желание её купить. Но при этом никто не осмелился сообщить ему о том, что картина уже продана. Чтобы разрешить эту проблему, Николая Николаевича Ге попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II. Тем не менее, художник заявил, что без согласия Павла Михайловича он этого делать не будет, и в результате оригинал был отдан Третьякову, а для Александра II было написано авторское повторение практически в тех же размерах. Оно датируется 1872 годом и впоследствии перешло в коллекцию Русского музея:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Но, оказалось, что и это ещё не всё. В 1874 году Николай Николаевич создал ещё две авторские копии, на сей раз в уменьшенных размерах. Одна из них, как раз, и находится сейчас в Новгородском музее изобразительных искусств, а другую мы видели в экспозиции Рыбинского историко-архитектурного художественного музея:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

Говорят, что существуют ещё, по крайней мере, две авторские копии этой картины. Одна из них находится в Ташкентском художественном музее, а вторая — в Туркменском музее изобразительных искусств в Ашхабаде. Видимо, Николаю Николаевичу Ге самому очень нравилась эта его работа, и он был готов её повторять многократно. И, надо сказать, в деталях повторения практически полностью совпадают с оригиналом.

Ну вот, пожалуй, и всё. На этом содержательную часть рассказа о нашем недельном путешествии из Москвы в Великий Новгород я завершаю. После последней ночёвки в снятой нами квартире в Новгороде следующий день, 18 августа 2022 года, мы провели в дороге по пути возвращения в Москву. Доехали благополучно и без проблем. При этом мы никуда специально не заезжали, и поэтому о последнем дне путешествия я ничего рассказывать не буду, просто не о чем рассказывать.

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

  1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)
  13. Диорама «Альпийский поход А. В. Суворова 1799 года» в селе Кончанское-Суворовское Новгородской области

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Великом Новгороде
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии