ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года
Часть 6. Шестой день путешествия (продолжение)
17 августа 2022 года. Пятый (последний) день пребывания в Великом Новгороде: прогулка по Ильине улице с посещением на ней церкви Спаса Преображения и Знаменского собора
Прогулявшись утром 17 августа 2022 года по Софийской набережной Великого Новгорода, мы затем переехали на Торговую сторону и припарковались на Никольской улице вблизи Ильина улицы. Эта часть нашей экскурсионной программы предусматривала пешеходную прогулку по самой Ильине улице и посещение двух расположенных на неё храмов — церкви Спаса Преображения и Знаменского собора.
Начну с рассказа об одной из древнейших улиц Великого Новгорода, а именно: об Ильине улице. Она в последние несколько лет активно благоустраивается с обновлением как дорожного покрытия и тротуаров, так и фасадов домов, выходящих на улицу. Многие из этих домов являются памятниками архитектуры XIX века. В рамках реконструкции Ильиной улицы в 2021 году Новгородская археологическая экспедиция Российской академии наук проводила археологические исследования этого участка города. До этого археологи работали здесь в 1962–1967 годах.
Вот так выглядела Ильина улица из некоторых точек, когда мы по ней проходили 17 августа 2022 года:
Для удобства туристов вдоль Ильиной улицы расставлены информационные стенды, рассказывающие об её истории:
В летописных источниках Ильина улица впервые упоминается в 1311 году в связи с пожаром. Археология позволяет уточнить летописные сведения и создать более полную историческую картину жизни одного из районов древнего Новгорода.
Ильинский раскоп показал, что улица возникла уже в середине XI века, являлась важной городской магистралью и соединяла восточную окраину Славенского конца с центром города, выходя к Торгу на Ярославовом дворище. На востоке она подходила к Ильинским воротам Окольного города, откуда начиналась дорога в Низовские земли.
Ильина улица, как и сейчас, проходила между церковью Спаса Преображения и Знаменским собором, построенными, соответственно, в 1374 и в 1688 годах. По ней совершались крестные ходы. Вдоль улицы располагались крупные усадьбы, на месте которых были обнаружены артефакты, характеризующие хозяйство и быт новгородцев. Высокая концентрация найденных статусных предметов, таких как монеты, кресты, западноевропейские товарные пломбы, государственные печати Великого Новгорода, печати новгородских архиепископов, владычных наместников, новгородских тысяцких и тиунов, свидетельствует о том, что на этой улице проживали люди, имевшие отношение к международной торговле, а также к властным городским структурам. В общем, как мы сейчас говорим, это был «элитный» район города.
В ходе раскопок 2021 года была открыта древняя мостовая XIV века, по которой, возможно, в то время ступала нога Феофана Грека, направлявшегося в церковь Спаса Преображения писать фрески:
Вместе с тем, археологические исследования показали, что прежнее расположение улицы не на всём её протяжении совпадало с нынешним. Совпадение было подтверждено только в районе Знаменского собора и церкви Спаса Преображения. А от этого места средневековая улица продолжалась на юго-запад в направлении к югу от нынешнего перекрёстка улицы Славной с Ильиной улицей.
Переустройство Ильиной улицы началось после пожара 1722 года и было окончательно закреплено генеральным планом Новгорода, утверждённым императрицей Екатериной II в. 1778 году. Согласно этому плану, улица была выпрямлена и ориентирована по оси между Волховским мостом (ныне пешеходным) и церковью Спаса Преображения на Ильине.
Ввиду особой важности этой улицы для города было предписано застраивать её только каменными зданиями. Многие из этих зданий, построенных в XIX веке, сохранились до нашего времени. Покажу только несколько сделанных фотографий таких домов (не всех):
В частности, сохранился показанный выше двухэтажный дом, построенный во второй половине XIX века, который в 1901 году принадлежал вдове генерал-майора Елизавете Николаевне Кармановой. Его в Новгороде так и называют «Дом Е. Н. Кармановой».
Этот дом интересен ещё тем, что в нём после Великой Отечественной войны жила Любовь Митрофановна Шуляк (1896–1996) — известный архитектор-реставратор, исследователь древнерусского зодчества и почётный гражданин Новгорода. Об этом свидетельствует прикреплённая к дому памятная доска:
Любовь Митрофановна приехала в Новгород в 1946 году и посвятила многие годы спасению разрушенных в войну новгородских храмов. Она разрабатывала методики исследований, составляла проекты работ, готовила специалистов-реставраторов. В списке древних архитектурных памятников, отреставрированных под руководством Л. М. Шуляк, присутствуют церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата на Ручью, Иоанна Богослова на Витке и, конечно же, храм Спаса Преображения на Ильине улице.
После такого вступления про Ильину улицу, расскажу теперь о двух её древних достопримечательностях. Вообще говоря, в Великом Новгороде сохранившихся «древностей» очень много. Пожалуй, только Псков, может сравниться с ним в этом отношении. Одной из таких древних достопримечательностей является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, построенная жителями этой главной улицы Словенского конца в 1374 году:
Церковь эта знаменита тем, что в ней сохранились фрагменты росписей, сделанных греческим иконописцем Феофаном Греком, о чём есть письменное подтверждение в Третьей Новгородской летописи:
»В лето 6886 (1378) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во боголепного Преображения повелением благородного и боголюбиваго боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер гречиенин Феофан при великом княжении Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».
О дате возведения каменной церкви Спаса Преображения упоминается в Первой Новгородской летописи:
»В лето 6882 (1374) поставиша церковь каменну святого Спаса на Ильине улице».
Она была построена на месте более древней деревянной церкви, в которой находилась знаменитая святыня Новгорода — икона «Богоматерь Знамение», благодаря чудесному заступничеству которой, согласно преданию, новгородцы в 1169 году победили владимиро-суздальскую рать князя Андрея Боголюбского, вознамерившегося захватить Новгород. Кто строил храм, неизвестно, но совершенно очевидно, что строители ориентировались на возведённую тринадцатью годами ранее церковь Феодора Стратилата на Ручью. Мы до этой церкви так и не доехали, поэтому для сравнения опубликую фотографию из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам» издательства «Де Агостини»:
Заказчик росписи, Василий Данилович, принадлежал к фамилии знатных новгородских бояр Машковых, имевших владения в Двинских землях и в Вологде и входивших в состав руководителей боярской республики Новгорода. Его отец Данила и братья Фёдор и Михаил были посадниками Славенского конца. Вероятно, их семье принадлежали приделы на хорах церкви.
Церковь Спаса Преображения — одно из наиболее выдающихся произведений новгородской архитектуры. Она появилась в тот период, когда в Новгороде получил распространение тип квадратного в плане одноглавого четырёхстолпного храма с единственной апсидой и трёхлопастным завершением фасадов. Будучи характерным образцом этого типа, церковь Спаса в то же время демонстрирует ряд уникальных черт, наделяющих её облик своеобразием и красотой. Выраженная высотность, динамичная композиция щипцовых, а прежде, вероятно, трёхлопастных завершений фасадов, небывалое богатство многообразных декоративных форм, среди которых доминирует тема голгофского креста, формируют образ исключительно торжественный и праздничный.
По мнению некоторых исследователей, обилие крестов на стенах храма служило своеобразным поминовением новгородцев, погибших при разгроме Торжка тверичами в 1372 году. В Новгороде с древних времён существовала традиция не только ставить каменные кресты, но и непосредственно закладывать их в стены храмов. До революции в стенах Спасской церкви насчитывалось около двадцати крестов самой разнообразной формы. Сейчас их меньше — часть утрачена, часть хранится в Историческом музее в Москве.
Следует также упомянуть, что в XIX веке на месте притвора была сооружена обширная тёплая паперть с колокольней и приделами Рождества Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери. Их можно видеть на сохранившихся фотографиях начала ХХ века:
В 1936 году позднейшие пристройки, искажавшие первоначальный облик здания, были сломаны. При этом обнаружились фундаменты и нижние части стен притвора XIV века. В ходе послевоенной реставрации основной объём храма был восстановлен в древних формах с сохранением щипцовой кровли XVI — XVII веков. Автором проекта восстановления церкви была Любовь Митрофановна Шуляк.
Сравнение фотографий церкви Спаса Преображения на Ильине улице начала XX века и современной показывает, что в ходе довоенной (1936 года) и послевоенной реставрации, проведенной Л. М. Шуляк, была не только удалена обширная тёплая паперть с колокольней и приделами в честь Рождества Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери, но во внешнем облике церкви произошли и другие изменения. В частности, изменилась форма купола главы (восстановили её луковичную главку в традициях церквей XIV века), а также убрали широкие окна, прорубленные, видимо, также в XIX веке, когда сооружали паперть с колокольней. Такие окна не могли появиться ни в XVI — XVII веках, ни, тем более, в XIV веке, когда был построен этот храм.
Вместо широких окон Любовь Митрофановна Шуляк восстановила характерные композиции, встречающиеся также на других новгородских церквях, построенных в конце XIV — начале XV веков. В этом смысле характерна композиция в середине южного фасада над входом в церковь Спаса Преображения. Она включает в себя три узких окна, разделённых двумя нишами, над которыми расположена многолопастная бровка, объединяющая эту композицию из окон и ниш в единое целое. Очень похожие композиции присутствуют в оформлении фасадов церкви Иоанна Богослова на Витке (1384 год) и церкви Петра и Павла в Кожевниках (1406 год). Рисунок этой композиции как бы подчёркивает изначальное трёхлопастное завершение фасадов. В этом можно убедиться, если взглянуть на церковь Петра и Павла в Кожевниках, у которой это трёхлопастное завершение фасадов сохранилось до нашего времени. Для наглядности приведу фотографии этих трёх церквей с выделением характерных элементов их оформления:
Несомненной «изюминкой» церкви Спаса Преображения на Ильине улице являются сохранившиеся фрагменты росписей внутри церкви. Достоверно подтверждено, что они были написаны греческим иконописцем Феофаном Греком, о чём я уже упоминал выше. Приведу часть сделанных мною фотографий интерьера церкви с фрагментами фресок Феофана Грека:
На Ильине улице практически напротив храма Спаса Преображения располагается ещё один известный новгородский храм, а именно: Знаменский собор. Он разительно отличается от своего древнего соседа, да и вообще от большинства новгородских церквей «классического» периода. Его построили в 1682 — 1688 годах на месте старого, пришедшего в ветхость Знаменского храма, в котором издавна, с 1354 года, хранилась одноимённая икона Пресвятой Богородицы, некогда обретённая в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
С архитектурной точки зрения Знаменский собор представляет собой типичный памятник московского стиля. Массивный четверик, увенчанный пятью главами, стоит на высоком подклете и опоясан с трёх сторон, исключая восточную сторону, крытой папертью. Некогда собор имел позакомарное покрытие, но потом, как это часто бывало, его сменила четырёхскатная кровля. По размерам Знаменский собор уступает только Софийскому собору из Новгородского детинца.
Декоративное оформление храма также решено в московских традициях. Так, например, по карнизу, обнимающему церковь, идёт фриз с рисунком «павлинье око», характерным именно для московских церквей.
Знаменский собор, являясь «реликварием» для одной из наиболее значимых новгородских святынь — иконы Божией Матери «Знамение», занимал исключительное положение среди храмов города. В нём, как рассказывается в старых источниках, «со крестами встречали хиротонисанных преосвященных новгородских при вступлении их на свой святительский престол». Это случалось всегда, когда хиротония происходила в Москве, так как путь из первопрестольной к сердцу Новгорода лежал через Торговую сторону. До Знаменского же собора новгородцы со слезами провожали иконы Святой Софии, «конфискованные» царём Иоанном Грозным. И, наконец, здесь находился центр ежегодных празднований в честь иконы Божией Матери «Знамение». Сюда из Софийского собора, в котором с некоторых пор находится эта икона, шёл крестный ход, возглавляемый архиереем в полном облачении. В соборе совершался молебен с водоосвящением, и воду, а также просфоры отправляли в Москву государю. В синодальную эпоху торжества проходили с меньшим размахом, но тем не менее крестный ход всегда собирал множество народа.
Со временем вокруг Знаменского собора сложился целый ансамбль зданий, включая шатровую колокольню, построенную в конце XVII века, дом причта и богадельню. Все эти здания, включая сам собор, ныне принадлежат Новгородскому музею-заповеднику. Они окружены стеной с живописными «древнерусскими» воротами:
Внутренние стены Знаменского собора на рубеже XVII — XVIII веков были расписаны монументальной живописью, сохранившейся до наших дней. Инициатива украшения собора настенной живописью в интерьере, на фасадах, а также изготовления иконостаса принадлежала митрополиту Иову, назначенному на Новгородскую кафедру в 1697 году, и Знаменскому протопопу Авраамию, осуществлявшему сбор народных пожертвований.
Первым вкладчиком стал сам митрополит Иов, в числе именитых жертвователей были царь Пётр I, его сын — царевич Алексей, князья Трубецкие, Щербатовы, бояре Стрешневы, Нарышкины, Головины и »другие многие всякого чина люди».
Монументальная живопись Знаменского собора была исполнена в 1699 — 1702 годах артелью их тридцати мастеров во главе с костромичом Иваном Бахматовым и золотописцем Посольского приказа, москвичом Фёдором Юрьевым. Той же артелью были написаны иконы для иконостаса, «да около столпов в киотах шесть образов». В основе замысла всей системы росписи лежит прославление Троицы, её божественной Премудрости, явленной в сотворении мира, деяниях Христа, апостолов, становлении земной Церкви, определившей путь спасения человечества.
Ниже я показываю часть фотографий фресок, сделанных в Знаменском соборе:
Нужно отметить, что в последующие годы первоначальный колорит стенописи претерпел сильные изменения в результате пожаров, а также разрушения собора в ходе войны. Суженная, с преобладанием красно-коричневых тонов современная палитра имеет мало общего с изысканной авторской цветовой гаммой, свойственной костромским мастерам. Реставрация монументальной живописи, совершённая в основном объёме собора в период с 1966 по 1988 год, будет продолжена в его галереях. Работы выполняются новгородскими художниками-реставраторами.
Покинув Знаменский собор, мы по Ильине улице направились к Ярославову дворищу для того, чтобы посетить в нём Николо-Дворищенский собор, чего мы не смогли сделать, когда в первый раз побывали с экскурсией на Ярославовом дворище. Рассказ об этом посещении и о других объектах экскурсионной программы пятого дня нашего пребывания в Великом Новгороде я продолжу в следующей публикации…
Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"