ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года
Часть 4. Четвёртый день путешествия (продолжнение)
15 августа 2022 года. Третий день пребывания в Великом Новгороде: рассказ про памятник «1000-летию России» в Новгородском детинце
160 лет назад, 8 сентября 1862 года, в Великом Новгороде на территории Кремля был торжественно открыт ПАМЯТНИК «ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РОССИИ». В проведенном до этого конкурсе победил проект 25-летнего в то время художника Михаила Осиповича Микешина. Кроме него в работе над монументом участвовали академики П. С. Михайлов и Р. К. Залеман. Ближайшим помощником и основным исполнителем художественного замысла стал ровесник Микешина скульптор Иван Николаевич Шрёдер. Он выполнил более половины крупных фигур и часть горельефного фриза.
Начну рассказ об этом памятнике с краткой истории его открытия. Экспозицию Музея изобразительных искусств в Великом Новгороде открывает картина художника Богдана Павловича Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде в 1862 году», написанная им через два года после этого события.
Празднование исторического юбилея тысячелетия Российского государства состоялось с 7 по 10 октября 1862 года и явилось значимым событием всероссийского масштаба. Крупные торжества состоялись в Санкт-Петербурге и в Киеве, более локальные в Москве, Риге, Могилёве, а также во многих губернских и уездных городах империи. Центром же всероссийского юбилея стал Великий Новгород как символическое место зарождения русской государственной жизни в соответствии с официально признанной «норманнской теорией».
Празднование тысячелетия Российского государства ярко демонстрировало новые внутриполитические устремления эпохи Великих реформ Александра II. Сценарий государственного юбилея разрабатывался при непосредственном участии императора, который назвал празднование «новым знаком неразрывной связи всех сословий земли русской с правительством, с единой целью — счастья и благоденствия дорогого нашего Отечества».
Кульминацией юбилея был избран день 8 сентября, ознаменованный празднованием Рождества Пресвятой Богородицы, годовщиной Куликовской битвы и днём рождения наследника российского престола цесаревича Николая Александровича — старшего сына императора Александра II. Основные церемонии празднества сосредоточились вокруг центрального события — открытия монумента Тысячелетию России.
Масштабность и атмосфера торжества по случаю «свершившегося тысячелетия государства Российского» и запечатлены на монументальном полотне Б. П. Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года»…
А теперь перейду к подробному описанию самого памятника, который мы внимательно осмотрели, а я в деталях его сфотографировал в один из дней нашего недавнего путешествия в Великий Новгород и его ближайшие окрестности, состоявшегося с 12 по 17 августа 2022 года.
Работа над памятником велась два года на литейных заводах Петербурга. Постаментом служит сердобольский гранит, привезенный с берегов Ладожского озера.
Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России. Его основные характеристики таковы:
— общая высота 15,7 метра;
— диаметр гранитного пьедестала — 9 метров;
— длина горельефного фриза — 26,5 метра;
— высота колоссальных фигур — 3,3 метра;
— вес бронзового литья — 65,5 тонн»
— общее количество фигур — 129, из них 109 внизу на горельефе.
Верхняя часть монумента представляет собой большой шар с крестом, это держава — символ царской власти. Рядом с крестом ангел — символ православия и коленопреклонённая перед ним женщина, символизирующая Россию.
Вокруг шара-державы расположены шесть скульптурных групп, посвящённых шести этапам русской истории: от призвания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определённую часть света, куда в своё время были направлены интересы России. Так, например, взоры князей Рюрика и Владимира обращены на юг, к стольному Киеву. Фигура Ивана III смотрит на восток, в сторону Москвы. На юго-восточной стороне поставлен Дмитрий Донской, поскольку оттуда нависала татарская угроза. Минин и Пожарский как бы противостоят угрозе с запада. А взгляд Петра Первого устремлён на север — к берегам Балтики и к новой столице Российской империи — Петербургу.
Основные этапы истории России, отмеченные скульптурными композициями верхнего ряда, таковы:
— «начальный период»: первый русский государь — князь Рюрик, призванный из варягов, согласно официальной трактовке российской истории;
— «крещение Руси» с фигурой равноапостольного князя Владимира в центре;
— «начало освобождения Руси от татарского ига» олицетворяет Дмитрий Донской, попирающий золотоордынского воина;
— «события конца XV века» отмечены многофигурной композицией с великим князем московским Иваном III, как единодержавным государем;
— «конец Смутного времени и венчание на царство Михаила Романова» представлены, помимо Михаила Романова, ещё Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым»;
— «основание Российской империи» во главе с Петром Первым.
В нижнем ряду памятника на горельефе расположены 109 фигур исторических деятелей Российского государства за прошедшие 1000 лет, начиная со Святослава Игоревича, и заканчивая императором Николаем Первым. Эти фигуры сгруппированы по четырём разделам, следующим друг за другом по окружности фриза:
— «военные люди и герои»;
— «писатели, художники и композиторы»;
— «просветители»;
— «государственные люди».
Все эти фигуры с памятника уже давно персонифицированы и описаны, например, в буклете «Великий Новгород. Памятник Тысячелетию России», изданном в 2015 году. Авторы буклета: Л. А. Николаева и А. Андреев. Мне было интересно найти всех этих людей на сделанных мною фотографиях, что я и осуществил. Большинство отмеченных на памятнике исторических личностей мне знакомы, но есть и такие, про которых я раньше, если и слышал, то не запомнил, какой вклад они внесли в историю Российского государства. Поэтому проделанная работа пошла мне на пользу. Возможно, её результаты будут интересны не только мне.
Раздел «ВОЕННЫЕ ЛЮДИ и ГЕРОИ» на фризе памятника «1000-летию России» представлен следующими фигурами:
Раздел «ПИСАТЕЛИ, ХУДОЖНИКИ и КОМПОЗИТОРЫ» на фризе памятника «1000-летию России» представлен следующими фигурами:
Раздел «ПРОСВЕТИТЕЛИ» на фризе памятника «1000-летию России» представлен следующими фигурами:
И наконец, раздел «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ» на фризе памятника «1000-летию России» представлен такими фигурами:
Рассматривая эти фигуры, я поймал себя на мысли о том, как на памятнике «1000-летию России» в новгородском кремле удивительным образом собраны воедино люди, которые в жизни, скорее всего, никогда даже не видели друг друга, во всяком случае, в таком виде, в каком они соседствуют на памятнике. Вот, например, эти два добропорядочных, убелённых сединами государственных мужа, вроде бы ведущих беседу друг с другом:
Это дед и внук: ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ — великий князь киевский (а также новгородский и ростовский князь) и ВЛАДИМИР МОНОМАХ — не менее великий князь и тоже киевский (а также князь смоленский, ростовский, черниговский и переяславский, сын Владимира Мстислав княжил в Новгороде). Время их княжения в едином Русском государстве было временем побед и успехов. Дед скончался на следующий год после рождения внука, и эта сцена на памятнике в реальности никогда не существовала, но она, почему-то, не воспринимается как нечто инородное. Видимо, в этом и заключается мастерство создателей памятника.
И ещё несколько слов в заключение. Во время Великой Отечественной войны немцы разрушили памятник и хотели его увезти в Германию в качестве ценного металлолома. Но начавшаяся 20 января 1944 года Новгородско-Лужская операция Красной Армии заставила немцев спешно покинуть Новгород. Их мародёрские планы были сорваны. А памятник «Тысячелетию России» советские реставраторы восстановили в прежнем виде. Без него сейчас, как и 160 лет назад, Новгородский кремль представить себе невозможно…
И совсем напоследок этого моего рассказа о памятнике «1000-летию России» хочу упомянуть об одном курьёзе в его изображении.
Сейчас, наверное, мало кто помнит, что в начале денежной деноминации 1998 года в обращение, кроме 5-рублёвой монеты, была выпущена ещё и 5-рублёвая купюра. В результате последовавшего в том же году обесценивания национальной валюты в дальнейшем печатание 5-рублёвых купюр прекратили, и сейчас её встретить практически невозможно, хотя формально Банк России её из обращения не изымал.
А сама эта купюра весьма интересная. На её иллюстрации с обеих сторон изображены архитектурные достопримечательности Великого Новгорода. На одной из сторон гравёром была допущена ошибка в иллюстрации. Для сравнения я поместил изображение стороны купюры с памятником «Тысячелетию России» и Софийским собором, а также фотографию с этими же объектами, сделанную во время нашего пребывания в Великом Новгороде.
Легко видеть, что на купюре памятник повёрнут к Софийскому собору не той стороной, что в реальности, он развёрнут на 180 градусов. В чём была задумка художника и гравёра, принимавших участие в подготовке купюры к печати? Скорее всего, на купюре был сделан коллаж из двух изображений, а на ошибку просто никто внимания не обратил…
Окончание рассказа о третьем дне нашего пребывания в Великом Новгороде в следующей публикации…
Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"