ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года
Часть 3. Третий день путешествия
14 августа 2022 года. Трёхчасовая автобусная экскурсия по древним культовым местам Великого Новгорода. Вечернее плавание на теплоходе по реке Волхов к её истоку из озера Ильмень
Третий день путешествия стал вторым днём нашего пребывания в Великом Новгороде. Он, как, впрочем, и все остальные дни, был очень насыщенным в части достопримечательностей, увиденных в этом древнем русском городе и в его ближайших окрестностях. В рамках одной публикации о них, пожалуй, не расскажешь в силу существующих ограничений на количество размещённых фотографий. Поэтому придётся разбить публикацию на части.
Приехав утром в центр города и припарковавшись на бесплатной стоянке недалеко от Новгородского детинца на Софийской стороне, мы направились на Сенную площадь, чтобы заказать автобусную экскурсию в расположенном на ней Информационном центре Новгородского объединённого музея-заповедника.
В этом информационном центре, думаю, побывали многие из приезжавших в город туристов, поскольку именно здесь приобретаются билеты на многочисленные экскурсии по городу и его окрестностям. Но вряд ли все из туристов обращали внимание на скромненькую табличку, висящую на боковой грани здания сзади от входа в информационный центр. А табличка эта напоминает о том, что здание центра — это самый настоящий архитектурный памятник XIX века, подлежащий охране как всенародное достояние. Поэтому я вкратце расскажу об этом.
1
1
Изначально в этом здании размещалась так называемая «Важня» (ударение на первом слоге). Название происходит от слова «вага», что означает «весы». А конкретно, здание это было построено в 1829 году по проекту инженера Фёдора Ивановича Рерберга для размещения в нём весов, предназначенных для взвешивания сена, привозимого на сенной рынок, располагавшийся в Великом Новгороде на Сенной площади.
Здание в четырёх его гранях изначально имело четыре проездных проёма. Два из них в конце XIX века были заложены, и на их месте были устроены дверь и дополнительное окно. Остальные проёмы заложили уже в середине ХХ века, когда в послевоенное время в основательно разрушенном Новгороде большинство более или менее сохранившихся зданий старались приспособить под жильё. Тогда же были устроены внутренние деревянные перегородки и даже междуэтажное перекрытие. В 1950-е годы на здании бывшей Важни при ремонте были сбиты детали декора.
В 1971–1972 годах здание было частично исследовано и отреставрировано под руководством новгородского архитектора-реставратора Любови Митрофановны Шуляк. А в 1984 году под руководством архитектора Григория Михайловича Штендера здание было отреставрировано по первоначальному проекту инженера Ф. И. Рерберга, после чего его приспособили под диспетчерский пункт Новгородского музея-заповедника. При этой реставрации были разобраны внутренние перегородки и междуэтажное перекрытие, раскрыты все проезды и восстановлен декор фасадов. В начале нынешнего века здесь находился сувенирный магазин, а сейчас располагается, как я уже написал в начале этой публикации, Информационный центр Новгородского объединённого музея-заповедника…
В этом информационном центре мы приобрели билеты на трёхчасовую автобусную экскурсию к трём древним культовым объектам, расположенным на окраинах Великого Новгорода, а именно: к Перынскому Рождества Богородицы скиту, к Свято-Юрьеву монастырю и к Рюрикову городищу. Экскурсия начиналась в 1100, и у нас было более часа свободного времени. Мы им воспользовались для того, чтобы в первый раз совершить пока что беглый осмотр достопримечательностей на территории Новгородского кремля, находящегося совсем рядом с Сенной площадью. На следующий день мы с ними познакомились более подробно. Об основных памятниках архитектуры Новгородского кремля я, наверное, сделаю отдельные публикации. А этот рассказ начну с первого объекта, в котором мы побывали в ходе автобусной экскурсии.
Посещение Перынского Рождества Богородицы скита
Главной достопримечательностью Перынского скита является церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная ещё в домонгольские времена в первой половине XIII века (предположительно в 1226 году). Историки полагают, что к её строительству был причастен отец Александра Невского — Ярослав Всеволодович, бывший в то время новгородским князем. Само место, в котором была сооружена церковь, имеет весьма интересную историю, о которой я хочу вкратце рассказать.
Перынский монастырский скит возник на Перынском острове, омываемом водами реки Волхов и двух небольших речушек. Он располагается в шести километрах от Новгорода и недалеко от Свято-Юрьева монастыря. Сейчас эта территория считается полуостровом, поскольку в середине ХХ века была сооружена связь с «большой землёй» в виде насыпной дамбы, по которой мы и приехали к скиту.
В Древней Руси тут находилось крупное языческое святилище под названием Перынь, сооружённое в честь языческого бога Перуна-громовержца. С принятием христианства языческое капище разорили, статую Перуна сбросили в Волхов, а вместо него возвели православный храм, вокруг которого потом возник монашеский скит. Дальнейшая история была связана с периодическими нашествиями врагов, разорением скита и его возрождением.
В первый раз обитель разорили сами новгородцы при приближении войска Дмитрия Донского. Это произошло в 1386 году. Со временем жизнь в монастыре возродилась, но во время оккупации в начале XVI века он был практически уничтожен шведами. Вновь возрождённый после этого Перынский монастырь был упразднён в ходе церковной реформы, которую провела императрица Екатерина II в. середине XVIII века, а все его постройки, кроме церкви Рождества Богородицы, были разобраны и перевезены в расположенный рядом Свято-Юрьев монастырь.
Новое восстановление скита произошло в начале XIX века благодаря настоятелю Юрьева монастыря архимандриту Фотию и финансовой поддержке графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери сподвижника Екатерины II Алексея Григорьевича Орлова.
При советской власти Перынский скит вновь упразднили, а церковь XIII века использовали в качестве склада. После Великой Отечественной войны постройки скита приспособили под жильё для работников Новгородского рыбокомбината. Это было вынужденной мерой в послевоенные годы, когда в разрушенном фашистами Новгороде старались большую часть более или менее сохранившихся зданий приспособить под жилые помещения. А в 1960-х годах тут открылась туристическая база.
С 1991 года Перынский полуостров с древним храмом и постройками передали в ведение Русской Православной Церкви, и здесь вновь был открыт скит, приписанный Юрьеву монастырю.
Единственная уцелевшая в этом месте небольшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы сейчас признана одним из наиболее крохотных домонгольских храмов Древней Руси:
1
1
Церковь к настоящему времени отреставрирована и выглядит лёгким и устремлённым вверх строением. Размеры храма в плане 7,5×9,5 метров, высота 12 метров. При этом у него три входа. Снаружи сохранилась домонгольская кирпичная кладка, какой-либо декор на фасаде отсутствует. Верхушку венчает крест с полумесяцем. Полумесяц не имеет никакого отношения к мусульманству, а в соответствии с христианскими домонгольскими традициями он символизирует стилизованную виноградную лозу.
Настоятелем Перынского скита сейчас является отец Дмитрий. Он же встречает многочисленных туристов, приезжающих в скит с экскурсиями, и обязательно читает для них проповедь. С его благословения я сделал несколько фотографий интерьера в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В силу стеснённого внутреннего пространства в церкви фотографии получились не «ахти какие», но я их всё равно приведу:
1
1
1
Покажу также несколько фотографий, сделанных на территории Перынского скита при его посещении. Вот такой вид имеют внешние и внутренние входные ворота на территорию скита:
1
1
А это отреставрированные монастырские постройки на территории скита. Из той, что на первой фотографии, к нам вышел отец Дмитрий для прочтения проповеди:
1
1
Вот так выглядит поклонный крест, установленный на территории скита на высоком берегу реки Волхов. По словам отца Дмитрия крест этот посвящён крещению жителей Новгорода в Х веке, а также памяти православных христиан, погребённых у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, могилы которых не сохранились до нашего времени:
1
Ну и ещё один вид на реку Волхов с территории скита:
1
После посещения Перынского скита мы сели в автобус и поехали к следующему пункту автобусной экскурсии.
Посещение Свято-Юрьева мужского монастыря
Свято-Юрьев мужской монастырь расположен в южных окрестностях Великого Новгорода, недалеко от истока реки Волхов из озера Ильмень. По преданию, он был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке имя Георгий обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. В летописи впервые упоминается под 1119 годом. В этом же году повелением князя Мстислава Великого в монастыре был заложен каменный храм — Георгиевский собор.
В княжеский и республиканский периоды Новгорода монастырь был самым богатым, игравшим особо важную роль в политической жизни города. Он служил также княжеской усыпальницей и был важнейшим культурным центром. Для него трудились лучшие мастера: строители, иконописцы, серебряники, создавшие уникальный художественный ансамбль, центром которого стал Георгиевский собор, один из лучших памятников новгородской архитектуры княжеского периода. Храму присущи черты, характерные для княжеских построек XII века: парадность, внушительные размеры, просторные и хорошо освещенные хоры.
Остальные монастырские постройки появились в XVIII — XIX веках. В этот период Свято-Юрьев монастырь входил в число самых богатых монастырей России. В годы Великой Отечественной войны он оказался на линии фронта и претерпел значительные разрушения. В 1950-е годы пострадавшие постройки были восстановлены. В 1990-е годы монастырь был передан в ведение Новгородского епархиального управления.
Схема размещения построек на территории Свято-Юрьева монастыря, взятая мною с сайта «СОБОРЫ.ру», имеет такой вид:
1
Расскажу вкратце об основных культовых сооружениях Свято-Юрьева монастыря.
Собор великомученика Георгия Победоносца (1119 — 1130) был заложен по приказу князя Всеволода (в крещении Гавриила). Это удивительное по красоте, простоте силуэта и гармоничности форм сооружение. Строил собор мастер Пётр, строитель Никольского собора на Ярославовом дворище и Рождественского собора Антониева монастыря. В древние времена Георгиевский собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы XII и XIII веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие. В западной части собора в деревянных колодах были обнаружены погребения посадников: Мирошки и его сына Дмитра Мирошкинича, а также внука Дмитра — посадника Семена Борисовича, убитого во время восстания 1230 года.
Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному — все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931 — 1935 годов. Но в 1130 году храм был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов — позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы. Фрески XII века, покрывавшие стены, своды и арки, были сбиты, новая штукатурка покрыта поздней живописью, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объёме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне.
1
1
1
Собор Воздвижения Креста Господня расположен в северо-восточном углу Свято-Юрьева монастыря. Ныне существующий каменный Крестовоздвиженский храм был возведен в 1823 году при архимандрите Фотии на месте предыдущей деревянной церкви, которая сгорела в 1810 году. Своими немного выступающими из плоскости стен дорическими пилястрами, большими оконными проёмами собор напоминает добротный провинциальный купеческий особняк. Увенчан он пятью массивными световыми барабанами, завершенными голубыми куполами. Купола украшают в общей сложности 208 вырезных восьмиконечных золотых звёзд. Наружная отделка храма проста и безыскусна.
После того как обитель была закрыта в 1920-е годы, Крестовоздвиженский храм со временем утратил внутреннюю настенную роспись, и в настоящее время таковой не имеет (его внутренние стены просто окрашены в белый цвет). В советский период в соборе размещались музей и картинная галерея.
Летом 2004 года была проведена реставрация собора: заново выстроен северо-западный купол, заменена металлическая обшивка остальных четырёх куполов и всех пяти крестов. В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения.
1
Собор Спаса Нерукотворного Образа был построен к северо-западу от Георгиевского собора на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской в 1823–1825 годах. Ещё при жизни строительницы его часто называли Спасо-Орловским. Имеет придел в честь святых мучеников Фотия и Аникиты. В крипте этой церкви был устроен небольшой пещерный храм Похвалы Пресвятой Богородице с приделом святой пророчицы Анны. Сюда графиня перевезла останки своего отца и дяди — Алексея и Григория Орловых. В нем она распорядилась также соорудить две мраморных гробницы — для себя и для своего духовного отца Фотия.
В 1929 году монастырь был закрыт, а Спасо-Орловская церковь вместе с гробницами Фотия и Анны Орловой разорена. Останки их исчезли и объявились чудесным образом лишь в наши дни. Однажды явилась неизвестная старушка и указала на могилы архимандрита Фотия и графини Анны у алтаря Благовещенского храма в Аркажах. Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку храма.
1
Церковь Михаила Архангела была устроена в 1831 году при архимандрите Фотии в ранее построенной в 1760 году юго-восточной башне в ограде монастыря. Сейчас лучше всего эта церковь видна с борта теплохода, плывущего по реке Волхов. Вот фотография, сделанная мною во время теплоходной прогулки по Волхову, которую мы совершили во второй половине этого же дня:
1
В советские годы монастырь был закрыт (в 1929 году), а в 1934 году башню с бывшей церковью в ней разобрали на стройматериалы, но в 1950-х годах форму здания башни восстановили. Как она выглядела после восстановления, можно видеть на фотографии 2009 года, которую сделала Аня во время её первой поездки в Великий Новгород:
1
И в таком виде, как на фотографии 2009 года, Михайловская башня пребывала до 2013 года, пока на ней не были сооружены барабан и купол церкви Архангела Михаила…
Церковь Алексия, митрополита Московского была сооружена в 1848 году и занимает место в северо-западном углу монастырской ограды:
1
Колокольня представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 метра. Она была воздвигнута в 1838–1841 годах архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Иван Великий в Московском кремле. Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 т). Вторым по величине был колокол «Крест» весом 1140 пудов (18,2 т). Последняя масштабная реставрация колокольни прошла в 2009 году:
1
И, наконец, третьим объектом, возле которого мы побывали во время автобусной экскурсии 14 августа 2022 года, было Рюриково городище, куда нас повезли после посещения Свято-Юрьева монастыря. Оно находится на противоположном берегу Волхова примерно напротив Юрьева монастыря. Но попасть к нему на автобусе или на автомобиле можно только, вернувшись в Новгород и переехав через водные преграды по новгородским мостам.
Посещение Рюрикова городища
Долгое время Рюриково городище и его памятники, связанные с первоначальным периодом формирования Древнерусского государства, находились в тени других новгородских древностей. Городище, расположенное в 2,5 километрах вверх по течению реки Волхов от Новгородского кремля, было известно только узкому кругу исследователей. А ведь именно сюда, согласно древнерусским летописям, прибыл варяжский князь Рюрик в 862 году. С конца XI века Городище было известно как резиденция новгородских князей и важнейший центр политической жизни Новгорода.
Впервые в летописи оно упоминается в 1103 году в связи со строительством церкви Благовещения князем Мстиславом. Благовещенский храм, сопоставимый по своим масштабам с Софийским собором в Новгородском кремле, олицетворял мощь русского государства в первые века его существования. В середине XIV века храм был разобран в силу ветхости и возведен вновь с некоторым смещением фундаментов к югу.
На протяжении последующих столетий храм неоднократно перестраивался и был превращён в руины огнем немецкой артиллерии во время Великой Отечественной войны. Руины храма XIV века были законсервированы на высоту сохранившихся стен, неоднократно предпринимались попытки реставрации, было разработано несколько проектов. С 2011 по 2017 годы велись работы по консервации руин церкви. Сейчас законсервированные остатки памятника находятся в естественном ландшафтном окружении, сохранившемся в течение нескольких сотен лет, что усиливает его визуальное восприятие и подчёркивает значение как основной архитектурной доминанты южных окрестностей Великого Новгорода:
1
1
1
1
1
В верхней части Рюрикова городища 22 сентября 2012 года, в дни празднования 1150-летия российской государственности, был открыт так называемый «Княжий камень». На нем высечена цитата из Радзивиловской летописи, которая повествует о призвании в 862 году Рюрика и начале его княжения в Новгородской земле:
1
А ещё недалеко от Рюрикова городища находятся остатки одного интересного технического объекта начала ХХ века, правда до конца нереализованного. Мы его сначала увидели с береговой части реки Волхов, а потом с борта теплохода во время плавания по Волхову к его истоку. Это опоры так и непостроенного железнодорожного моста, а также остатки подходящей к нему насыпи для железнодорожного полотна. Оказывается, что ещё в 1913 году был разработан проект сооружения железной дороги от Петербурга до Орла, проходящей через Великий Новгород. Эта дорога должна была разгрузить эксплуатировавшуюся уже Николаевскую железную дорогу от Петербурга до Москвы.
Строительство новой дороги началось перед самым началом Первой мировой войны. И к 1916 году участок дороги Петроград — Павловск — Новгород был уже в высокой степени готовности. В 1916 году были возведены опоры для будущего железнодорожного моста через реку Волхов. О высоком качестве строительства тех лет можно судить по тому, что и через сто лет опоры эти сохранились практически в «первозданном» виде, хотя Первая мировая война и революционные события заставили свернуть начавшиеся работы, а потом к их возобновлению так и не вернулись. Вот и стоят эти опоры до сих пор как своеобразный строительный памятник 1910-х годов.
Уже в наше время, несколько лет назад, власти города Новгорода разработали проект постройки пешеходного моста (подвесного) с использованием сохранившихся опор. Его предполагалось построить для удобства туристов при посещении ими Юрьева монастыря и Рюрикова городища, находящихся на разных берегах реки Волхов. Сейчас, чтобы посетить оба эти объекта, приходится объезжать через мост в Новгороде. Но осуществлению этих планов, по словам нашего экскурсовода, пока мешает водоохранное ведомство, в ведении которого находятся побережье и сама река Волхов. По их мнению, увеличение потока туристов не будет способствовать охране окружающей среды. Кроме того, рядом на берегу Волхова находится уже построенная насосная станция. Этот стратегически важный объект огорожен забором, а земля эта не принадлежит муниципальным властям.
Вот несколько сделанных мною фотографий сохранившихся опор моста:
1
1
1
1
1
После завершения автобусной экскурсии и возвращения в Великий Новгород, мы съездили в облюбованную нами столовую недалеко от места нашей дислокации в городе, а после обеда вернулись в центр для того, чтобы совершить теплоходную прогулку по Волхову к его истоку из озера Ильмень. По времени это плавание занимает примерно один час. С борта теплохода мы увидели ещё раз те же объекты, которые посетили в ходе автобусной экскурсии, но под другим ракурсом. Но были и некоторые дополнения к увиденному ранее. Вот на них я далее и хочу остановиться подробнее.
Начну с того, что, когда мы плыли на теплоходе по Волхову, я усмотрел на правом берегу реки купол церкви, скрытой за густой растительностью, и за портящей вид какой-то береговой постройкой, огороженной забором с колючей проволокой. Я сделал тогда «дежурный снимок», приблизив изображение, намереваясь потом узнать, что это за церковь, возле которой нам так и не суждено было побывать. По приезде в Москву я начал разбираться, и вот что мне удалось узнать.
1
Оказывается, эти места в Новгороде известны с давних времён. Они расположены в южной части Торговой стороны города и издавна носили имя «Славна». Через Славну некогда проходил путь от Детинца и Ярославова дворища в княжескую резиденцию на Городище. По преданию, на Славенском холме до принятия христианства стоял Перунов идол. Подобных идолов, посвящённых богу Перуну-громовержцу, новгородцы, будучи ещё язычниками, возвели несколько. Самым известным, пожалуй, является Перун, поставленный новгородским, а затем и великим киевским князем Владимиром Святославичем на холме с древним капищем, где потом возник Перынский Рождества Богородицы скит (о нём я уже упоминал ранее в этой публикации). После того, как Владимир Святославич принял христианство, а потом крестил Русь, в том числе и новгородцев, языческие идолы были свергнуты и брошены в Волхов. Скорее всего, такая же участь постигла и идола Перуна, стоявшего на Славенском холме.
На месте Перуна в самом начале XII века возвели церковь Илии Пророка на Славне (в летописи она впервые была упомянута в 1105 году), полностью перестроенную затем в середине XV столетия. После Октябрьской революции Ильинский храм приспособили под жильё. Говорят, что люди живут в нём до сих пор. И состояние этого сооружения сейчас весьма удручающее. Хорошо, что его не видно с борта теплохода. Фотография бывшего Ильинского храма, которую я привожу ниже в этой публикации, была взята мною из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам» № 40 издательства «Де Агостини», вышедшего в 2012 году:
1
А рядом с бывшей Ильинской церковью, распознать в которой изначально «культовое» предназначение можно лишь по сохранившимся алтарным апсидам, в XIV веке построили ещё один храм — церковь Петра и Павла на Славне, купол которой я и разглядел с борта теплохода на Волхове. Она была сооружена в типичном для Новгорода стиле — одна глава, одна апсида и трёхлопастное позакомарное покрытие над фасадами. Поскольку на фотографии, сделанной мною с теплохода, ничего этого не видно, кроме «одной главы», приведу ещё фотографию Петропавловской церкви на Славне целиком, также позаимствованную в том же журнале:
1
Окончание Великой Отечественной войны Петропавловский храм встретил в полуразрушенном состоянии. Вся его верхняя часть была уничтожена. В 1950-е годы реставраторы восстановили её, ориентируясь на следы древних конструкций и сохранившиеся описания. Но восстановление коснулось только внешнего вида церкви. Внутри до сих пор ничего не устроено, там нет ни церкви, как таковой, ни музея. В общем, церковь эта ждёт своего часа, когда и до её обустройства у Новгородского музея-заповедника или у Русской православной церкви дойдут руки…
И ещё про одну церковь, в которой мы не успели побывать во время нашего вояжа в Великий Новгород, но которую смогли увидеть с борта теплохода, когда совершали на нём путешествие к истоку реки Волхов, я хочу рассказать. Это церковь Спаса на Нередице, расположенная на небольшой возвышенности недалеко от Рюрикова Городища в деревне Спас-Нередицы.
1
1
Церковь Спаса на Нередице была возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Храм этот одноглавый кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, как и большинство древних новгородских храмов. В 1199 году, согласно летописи, стены церкви были украшены фресками.
Местность Нередицы, по одной из гипотез, была названа так потому, что она находилась не в ряду города, а за чертою его Славенского конца. Известно также, что на Городище вокруг церкви в течение более четырёхсот лет существовал Спасо-Нередицкий или Спас на Городище мужской монастырь, приписанный к Юрьеву монастырю. Первое упоминание о нём относится к 1322 году. В 1611 году этот монастырь был разграблен шведами, а в 1764 году его упразднили по указанию императрицы Екатерины II.
Первая реставрация храма Спаса на Нередице была осуществлена в 1903–1904 годах под руководством архитектора Петра Петровича Покрышкина. В период Великой Отечественной войны, после того как советские войска оставили Новгород, линия обороны на полтора года закрепилась на рубеже, проходившем, в том числе, через Нередицу. В результате частых артиллерийских обстрелов древний храм был практически наполовину разрушен, уцелели лишь те части, которые оказались под завалами. Погибла, за очень малым исключением, и вся роспись храма. Но сохранились её описания, некоторые фотографии, а также копии, сделанные художниками.
Работы по спасению памятника начались в 1944 году, практически сразу после освобождения Новгорода. До 1947 года новгородские специальные научно-реставрационные мастерские произвели раскопки и укрепление руин церкви, завершили её консервацию и до 1957 года разработали проект реставрации. На этом работы были на долгое время приостановлены, и руины церкви пребывали в состоянии консервации.
И лишь в 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма, в результате которых за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года, а также гробница с останками новгородского князя Афанасия Даниловича, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского. По летописным источникам он был захоронен в церкви Спаса на Нередице в 1322 году.
В последующие три года, в 2004 году, была завершена комплексная реставрация церкви Спаса на Нередице, и она приобрела современный вид. В настоящее время церковь, включённая ещё в 1992 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО, открыта как музейный объект, в котором, в том числе, можно осмотреть выявленные фрагменты древних фресок 1199 года…
И ещё. Помимо интересных архитектурных объектов, которые нам встретились во время плавания на теплоходе по реке Волхов, я сфотографировал также несколько рукотворных и природных водных артерий, соединённых своими руслами с Волховом. Они мне показались заслуживающими внимания для того, чтобы о них рассказать. Все они расположены со стороны правого берега Волхова.
Первым по пути следования из Новгорода к озеру Ильмень мы увидели устье ручья Тарасовец, впадающего в Волхов:
1
Он интересен тем, что входил когда-то в систему оборонительных сооружений и водных преград Окольного города в Новгороде, возведённых в XIV веке. Собственно говоря, это был ров, заполненный водами ручья, соединявшего протоку Малый Волховец и реку Волхов. Его вырыли с внешней стороны земляного вала Окольного города. Название ручья произошло, вероятно, от названия срубов, засыпанных землёй, находившихся в земляных укреплениях Окольного города. Эти срубы назывались «тарасами».
Место, которое я сфотографировал, примыкает к территории Славенского холма. Рядом с ним находятся остатки церкви Илии Пророка на Славне, а также восстановленная церковь Петра и Павла на Славне, о которых я написал чуть выше в этой публикации.
Второй по пути следования мы увидели протоку Малый Волховец:
1
Это то место, где от русла реки Волхов отделяется самостоятельная протока, образующая правый рукав Волхова. Её называют Малым Волховцом. Эта протока затем огибает Великий Новгород с востока и вновь впадает в Волхов на севере города за Хутынским монастырём. Таким образом, Волхов и Малый Волховец образуют большой остров, на котором располагается, в том числе, центральная часть Великого Новгорода, названная Торговой стороной.
Интересно, что примерно через километр от места, где Малый Волховец вытекает из Волхова, он сам разделяется ещё на два русла — Левошню и Правошню, которые потом снова сливаются вместе перед Синим мостом Великого Новгорода. Левошня и Правошня образуют между собой остров Нелезен, на котором до разрушения в годы Великой Отечественной войны находился Кирилло-Афанасьевский монастырь, а сейчас находятся его руинированные остатки.
И, наконец, третьим увиденным нами водным объектом, впадающим в Волхов рядом с Рюриковым Городищем, стал Сиверсов канал:
1
1
Этот рукотворный судоходный канал является частью Вышневолоцкой водной системы. Он соединяет с рекой Волхов нижнее течение реки Мста, впадающей потом через полтора десятка километров в озеро Ильмень. Построили канал с целью сокращения пути из Мсты в Волхов, обхода мелей в нижнем течении Мсты и исключения необходимости прохода судов по озеру Ильмень.
Сиверсов канал был построен в 1798–1803 годах по инициативе новгородского губернатора Якова Ефимовича Сиверса. После его постройки император Александр I подписал указ об именовании канала в честь инициатора и руководителя строительства, коим и был Яков Сиверс. Канал сейчас имеет длину примерно 10 километров и среднюю глубину около 2,5 метров. Он судоходный и вместе с судоходной частью реки Мста до сих пор продолжает быть частью водных путей Северо-Запада России, включённых в «Перечень водных путей — 2002». Активно используется как гребной канал, где тренируются спортсмены новгородской школы гребли.
Интересно также, что строительство Сиверсова канала повлекло за собой изменение русла Малого Волховца, о котором я написал чуть выше. Раньше Малый Волховец вытекал из Волхова рядом с Рюриковым Городищем, то есть в том месте, где Сиверсов канал соединяется с Волховом…
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я хотел рассказать в этой публикации про третий день нашего путешествия или второй день нашего пребывания в Великом Новгороде.
Впрочем, по факту это не совсем всё. Дело в том, что, пока мы утром шли к Информационному центру Новгородского объединённого музея-заповедника, а потом ждали автобусную экскурсию, гуляя по Новгородскому кремлю, я задался целью сфотографировать все башни в стене Новгородского детинца снаружи и изнутри. О том, что в итоге из этого вышло, я расскажу в отдельной публикации в качестве дополнения к тому, о чём написал выше…
Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"