РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года
ЧАСТЬ 6. 9 августа 2015 года. Шестой день путешествия.
Переезд из Пскова в Валдай с заездом в усадьбы «Любенск» и «Вечаша» для осмотра «Мемориального музея Н. А. Римского-Корсакова».
Поднявшись в 700, позавтракав в гостинице «Аватар», собравшись и погрузив вещи в машины, мы около 900 отправились в путь. При планировании поездки я выбрал маршрут, показанный на приведенной ниже карте.
В километровом выражении это был самый короткий маршрут. Однако, уже в ходе поездки выяснилось, что дорожное покрытие не на всех участках, мягко говоря, соответствует определению «дорожное покрытие». В частности, после того, как мы побывали в Любенске и, вернувшись чуть назад, поехали по трассе Р-52 в сторону Шимска, то после пересечения границы между Псковской и Новгородской областями попали на примерно 30-километровый участок дороги с многочисленными ямами, как после бомбёжки. От преодоления этого участка с «черепашьей» скоростью остались ужасные впечатления. Если кто-нибудь из читателей этих строк захочет повторить нашу экскурсионную программу, то мой вам совет: из Любенска в Великий Новгород нужно ехать не через Шимск, а через Лугу. Хотя по километражу это будет дальше, но по времени окажется намного быстрее.
На остальных участках дорога была во вполне удовлетворительном состоянии и позволяла перемещаться с максимально разрешённой скоростью. Поэтому первый участок пути от Пскова до Любенска по трассе М‑20 мы преодолели достаточно быстро и примерно в 1020 уже стояли перед воротами у входа на территорию усадьбы Н. А. Римского-Корсакова.
Вообще экспозиция Мемориального музея Н. А. Римского-Корсакова размещена в двух усадьбах Плюсского района Псковской области, находящихся примерно в 1,5 км друг от друга. Одна из них принадлежала непосредственно композитору и находится в селе Любенск, а другая усадьба принадлежала семье Огарёвых и находится в селе Вечаша. Её Н. А. Римский-Корсаков несколько лет подряд арендовал на лето, пока не приобрёл собственный дом в Любенске. На снимке из космоса взаимное расположение этих двух частей современного мемориального музейного комплекса выглядит следующим образом:
При планировании поездки я сделал следующую краткую выписку, касающуюся истории этих двух усадеб.
Семья композитора снимала усадьбу Вечаша под дачу в течение шести летних сезонов, начиная с 1894 года. Здесь композитором были написаны оперы «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане» и другие. В 1907 году Николай Андреевич приобрёл усадьбу Любенск. В Любенске весной 1908 года была закончена последняя опера «Золотой петушок». В ночь на 8 (21) июня 1908 года композитор скончался в Любенском доме.
В 1921 году по инициативе А. В. Луначарского оба дома были взяты под охрану государства. Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли дома и почти полностью вырубили сады и парки. После войны на оставшихся фундаментах здания были восстановлены, но их внутренняя планировка условна.
В усадьбе Римского-Корсакова Любенск вековые деревья, пруды, яблоневый сад и партер, с которого открывается панорама с озером. В этом доме воссоздана обстановка гостиной, столовой и кабинета, устроена экспозиция «Последние годы, кончина и бессмертие великого музыканта». Представлены его сочинения (есть с автографами), портреты, документы, его вещи и многочисленные фотографии.
В усадьбе Огарёвой Вечаша, в доме, стоящем в старинном парке на берегу поэтичного озера Песно, устроены концертный зал и экспозиция «Образы природы в музыке Римского-Корсакова». Воссоздается интерьер кабинета, где он сочинил оперы «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже». Представлена также коллекция предметов крестьянского быта конца XIX века.
Во время путешествия нам удалось посетить с экскурсией только дом-музей композитора в Любенске. В Вечаше же мы внутрь дома не попали, так как в связи с болезнью экскурсовода дом был закрыт. Здесь мы лишь погуляли по приусадебному парку, сфотографировав сам дом только снаружи.
Ниже представлены фотографии, сделанные нами во время пребывания в этих двух усадьбах, с небольшими комментариями по поводу увиденного и услышанного во время экскурсии. Итак, примерно в 1020 мы припарковались вблизи ворот перед входом на территорию усадьбы Н. А. Римского-Корсакова в Любенске.
До официального начала работы музея оставалось ещё около получаса, но калитка рядом с воротами была открыта, и мы прошли на территорию усадьбы. Смотрительница музея, она же экскурсовод, была уже на месте, и нам удалось быстро договориться об экскурсии. Через некоторое время к нам присоединилась ещё одна приехавшая семейная пара, и экскурсия началась. Перед тем, как пройти внутрь дома, экскурсовод провела нас по территории усадьбы, рассказав о том, когда и каким образом семья Н. А. Римского-Корсакова здесь обосновалась, и что осталось от первоначальных построек. Вот несколько фотографий, сделанных во время прогулки по территории усадьбы:
После обхода территории усадьбы экскурсовод провела нас в сам дом, предварительно проинструктировав, что можно и чего нельзя в нём делать:
В частности, фотографировать внутри помещений было можно, чем я и воспользовался. Снимал на телефон, поэтому кадры не всегда получались хорошего качества. Но, как говорится, лучше уж так, чем никак.
Сразу после входа мы оказались в сенях главного усадебного дома, в которых размещены фотографии и некоторые натурные экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и её владельцах. В частности, здесь нам рассказали о семье Бухаровых, у которых Николай Андреевич в 1907 году купил усадьбу. Две маленькие пушки из экспозиции были найдены на территории усадьбы во время чистки пруда:
Из сеней через проходную комнату можно пройти в кабинет композитора. В проходной комнате интерес представляют лишь рукописные наброски усадебных планов, которые в конце 1960-х годов были сделаны по памяти наследниками композитора в период восстановления разрушенной усадьбы. Тем видом, который она приобрела сейчас, усадьба во многом обязана именно этим воспоминаниям:
А ниже показаны четыре фотографии с фрагментами кабинета композитора. «Кабинет» — это громко сказано. На самом деле это небольшая комнатка, в которой кроме рабочего стола, маленького столика, кушетки, стула и шкафа ничего больше не поместилось. Никакого рояля или пианино в рабочем кабинете нет. Как композитор сочинял свои произведения, не воспроизводя их на инструменте, не очень понятно. Говорят, что он всё слышал «мысленно», и инструмент ему был не нужен:
Из проходной комнаты, кроме кабинета, можно также попасть в большую и светлую комнату, в которой находится гостиная. Вот некоторые предметы из интерьера гостиной, которые попали в поле зрения фотоаппарата. Как видно, здесь есть рояль, но он использовался, в основном, как инструмент для развлечения гостей, которых хозяева принимали в этой комнате:
Из гостиной можно пройти в столовую. Здесь демонстрируются несколько подлинных предметов из семейных архивов. В частности, на столе постелены скатерть и салфетка, вышитые младшими детьми композитора — Владимиром и Надеждой. Вышитая надпись «отъ В.Р.К» означает «от Владимира Римского-Корсакова:
На стенах столовой и на тумбочках размещены семейные фотографии:
Из столовой есть выход в коридор, а из него на лестницу, ведущую на второй этаж (туда нас не водили) и в бывшую «детскую комнату», в которой экспонируются многочисленные фотографии членов семьи, друзей и учеников композитора:
В доме есть отдельная комната, в которой 8 (21) июня 1908 года скончался Николай Андреевич Римский-Корсаков:
А в двух комнатах, территориально расположенных в пристройке для прислуги, в день нашего посещения демонстрировалась выставка оригинальных графических работ Александра Андреевича Римского-Корсакова (правнука композитора):
и экспонаты из семейного архива внучки композитора — Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой, возглавлявшей Благотворительный Фонд имени Н. А. Римского-Корсакова и внесшей огромный вклад в становление и развитие музея композитора в Любенске и Вечаше:
В заключение этой части рассказа с великим прискорбием сообщу, что в 2015 году мы и подумать не могли о том, что в 2022 году, как сообщили недавно в новостных лентах, с трудом восстановленный усадебный дом в Любенске сгорит. Но это, к сожалению, произошло 2 июля 2022 года, и существенную часть экспонатов не удалось спасти.
После интересной экскурсии по усадьбе и усадебному дому в Любенске мы отправились в Вечашу. Экскурсовод в Любенске нас предупредила, что там экскурсии сегодня не проводятся, поскольку экскурсовод заболел, а сама она не совсем готова к тому, чтобы провести нас с экскурсией ещё и по Вечаше. Поэтому в Вечаше можно просто погулять по территории парка, что мы и сделали. От этой прогулки на память остались следующие фотографии:
А эту фотографию я сделал в момент, когда мы готовились к отъезду из Вечаши в Валдай. На часах было 1300, и мы ещё не подозревали, какие злоключения нам предстоит пережить в Новгородской области на трассе Р-52.
Покажу лишь две фотографии не самых худших участков дороги на трассе Р-52 в Новгородской области. На этой трассе практически не встречаются автомобили. За всё время почти 30-километрового лавирования между ямами нам от силы встретился с десяток встречных автомобилей. Видимо, местные водители сюда просто не заезжают. Но мы были «сами не местные», и с проклятьями всё-таки преодолели все трудности, затратив, правда, на это уйму времени:
В результате в Великий Новгород, где была запланирована остановка на обед, вместо ожидавшихся 2 часов мы добирались более 3,5 часов. Примерно в 1630 мы уютно расположились в кофейне «Сударушка» (Большая Московская ул., 32) и затем вкусно пообедали, нисколько не пожалев, что предпочли эту кофейню дорогому ресторану «Берг», первоначально намеченному для обеда:
И ещё об одной достопримечательности Великого Новгорода, которую мы неожиданно для себя обнаружили после обеда, я хочу упомянуть и показать. В том же доме, что и кофейня «Сударушка», в 2015 году располагался ювелирный салон «Грант». Его владелец — армянин, приехавший в Великий Новгород из Нагорного Карабаха, выращивал на улице рядом с домом виноград. По его словам, на севере хорошо зимует и плодоносит только сорт «Изабелла», и наглядно это нам продемонстрировал. Ягоды, правда, были хоть и крупные, но ещё зелёные. Но и на дворе было только начало августа. Думаю, что к осени хозяин этого виноградника собрал хороший урожай:
Примерно в 1730 мы продолжили свой путь и через пару часов прибыли и разместились в гостинице возле Валдая, в которой запланировали переночевать перед финишным днем нашего путешествия:
Цикл материалов "Поездка в Тверскую, Псковскую и Новгородскую области с 4 по 10 августа 2015 года"