РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года
ЧАСТЬ 5 (начало рассказа) 8 августа 2015 года. Пятый день путешествия. Последний день в Пскове
ПОСЕЩЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА, МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ И СОБОРА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, ПОЕЗДКА В ВЫБУТЫ
В пятый день путешествия мы совершили автомобильные переезды, в ходе которых состоялись: осмотр района железнодорожного вокзала, посещение Мирожского монастыря, поездка в деревню Выбуты — на родину княгини Ольги, возвращение в Псков и обед в одном из ресторанов «Дома Подзноева», пешая прогулка по Пскову вдоль части крепостной стены Окольного города с осмотром встреченных по пути достопримечательностей.
Схема автомобильных перемещений показана ниже. Цифрами на схеме обозначены места остановок в порядке их следования от старта до финиша, коими была наша гостиница «Аватар».
Выехав из гостиницы и направляясь в Мирожский монастырь, мы изначально сделали небольшой крюк для того, чтобы посетить железнодорожный вокзал Пскова, ставший в силу обстоятельств, сложившихся столетие назад, местом отречения от престола последнего российского императора Николая II. К самому вокзалу мы подъезжать не стали, а остановились возле находящегося по соседству автовокзала. В находящемся рядом с ним сквере на Вокзальной улице 22 августа 2014 года был открыт Памятник Героям Первой мировой войны. Открытие памятника было приурочено к 100-летию с начала Первой мировой войны. Автор проекта памятника — народный художник России Салават Александрович Щербаков, архитектор — Борис Пославский.
Памятник выполнен из бронзы, его высота вместе с каменным постаментом и стелой составляет около шести метров, высота скульптуры солдата — 2,2 метра. Гранитный обелиск с позолоченным гербом Российской империи за спиной солдата, принявшего позу «к бою!» — символ защиты своего Отечества. В псковском памятнике увековечено знамя прославленного Псковского пехотного полка, который во время Первой мировой войны участвовал в боях на Юго-Западном фронте в составе 3-й пехотной дивизии 17-го армейского корпуса.
Изначально памятник намеревались установить в сквере у Золотой набережной. Однако после обсуждения с архитекторами и общественностью города было принято решение перенести место установки в предложенный Борисом Пославским сквер между двумя вокзалами.
Возле памятника мы устроили небольшую фотосессию для Маши. В ней невольно поучаствовал также какой-то местный старичок, сидевший на лавочке и кормивший голубей. Маше тоже захотелось покормить птичек, и старичок любезно предоставил ей такую возможность, поделившись кусочком принесённого хлеба:
Следующая серия фотографий посвящена непосредственно Железнодорожному вокзалу в Пскове:
Железнодорожный вокзал находится в южно-восточной части города Пскова и представляет собой станцию Октябрьской железной дороги. Здание вокзала построено в 1863 году по проекту французского архитектора Пиреля в стиле классицизма. Это невысокое, вытянутое вдоль путей строение, симметрично разбитое на 3 части. Центральная часть двухэтажная, в которой находится вход в вокзал, а помещения для пассажиров расположены в симметричных по обе стороны от неё одноэтажных зданиях. Там же находятся кафе, кассы и комнаты для отдыха пассажиров. Это достаточно большое строение красиво выглядит как внутри, так и снаружи. Оконные рамы основного этажа выполнены в одинаковой форме и расставлены на равном расстоянии друг от друга. Проёмы обрамлены штукатурными наличниками, а центральный вход украшен фигурным козырьком из металла и поддерживается литыми чугунными столбиками. Внутри вокзал выложен мраморными плитами, потолок украшают великолепные люстры. Станция имеет три прямые линии, которые изогнуты к концу платформы, соединены, но в то же время отделены от привокзальной площади зданием вокзала. Псковская железнодорожная станция ежедневно принимает тысячи людей, осуществляет перевозку пассажиров и транспортирование багажа и других грузов. В кассах вокзала можно купить или заказать заранее билеты на все проходящие поезда. Главной достопримечательностью псковского вокзала является мемориальная доска, установленная в память о ночи со 2 на 3 марта 1917 года, когда на этой станции российским императором Николаем II был подписан Манифест об его отречении от престола.
На Привокзальной площади напротив здания вокзала 17 июля 2003 года была открыта и освящена Часовня Воскресения Христова, получившая также название Царской часовни, видимо, в память о том событии, случившемся в начале марта 1917 года. Здание часовни имеет 17-метровую высоту, увенчано куполом и главкой, которая имеет позолоченный крест. Покрытие купола сделано при помощи листовой меди, а крест с главкой — из специального сплава, который изготавливается на одном из заводов города Челябинска. На апсиде со стороны вокзала висит памятная доска, выполненная из мрамора, которая содержит надпись о том, что часовня построена в год 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи как знак покаяния жителей города о трагической судьбе последнего российского императора Романова Николая Александровича.
Автором проекта часовни стал архитектор Сергей Николаевич Кондратьев.
После посещения вокзала мы отправились в Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Он расположен за рекой Великой на мысу возле места впадения в неё реки Мирожи. Схема основных монастырских построек, взятая с сайта «Соборы.ру», а также фотография памятной доски, висящей на северной монастырской стене, показаны ниже:
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII века и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами и прочими постройками. После секуляризации церковных земель в XVIII веке его территории сократились до нынешнего размера.
Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли также Мирожский и Снетогорский монастыри, убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи святого игумена Василия почивают в Мирожском монастыре под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами святого Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг он принял в Псково-Печерском монастыре).
В 1581 году Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу Пскову во время его осады.
По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX веке в монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703 года, серебряный ковш, пожалованный Петром Первым псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.
В ХХ веке монастырь был упразднен. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.
1 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.
В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.
Непосредственно к воротам монастыря «простым смертным» подъехать нельзя, поэтому мы припарковали свои автомобили на специально организованной стоянке на Юбилейной улице примерно в 300 метрах от входа в монастырь и далее по дорожке, проложенной через парковую зону Псковского дендрария, подошли к Святым вратам в монастырской ограде:
Главным и наиболее древним из сохранившихся сооружений на территории Мирожского монастыря является Спасо-Преображенский собор, первое упоминание о котором датируется 1156 годом. На протяжении многих веков этот храм являлся центром Христианского Просвещения в Пскове.
Воздвигнут он был попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожского монастыря, выполненных византийскими художниками в середине XII века. Фрески, сохранившиеся примерно на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, являются всемирно известным достоянием культуры.
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане, по словам А. И. Комеча, «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями», то есть зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем.
Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые это было сделано в 1887 году под руководством В. В. Суслова, а затем в ХХ веке реставрировались силами А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова.
В настоящее время Спасо-Преображениский собор является филиалом Псковского музея-заповедника и не принадлежит Мирожскому монастырю, хотя и находится на его территории. Попасть в него можно, купив входные билеты, что мы и сделали, слегка пофотографировав, в том числе и уникальные фрески на стенах собора. Вот что из этого получилось:
Ещё одним храмом в Мирожском монастыре является Церковь Апостола и Первомученика Стефана. Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построена она на месте более древней церкви 1406 года. Современная церковь имеет заметные следы поздней московской архитектуры. Её вид очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Сейчас в храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году. Более древний список с иконы, выполненный в 1583 году, находится в Псковском государственном музее-заповеднике.
Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезённая со святой горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света.
В 1789 году к западному фасаду Стефановской церкви была пристроена колокольня, но в конце ХIХ века её заменили на новую, которую можно увидеть и сегодня. С правой стороны имеются двухэтажные монастырские кельи, которые были сооружены в этом же 1789 году.
Южный фасад церкви Стефана мало, чем отличался от северного фасада. В 1884 году к нему была пристроена паперть с деревянными ступенями, которые ведут в центральный ярус, где и расположена сама церковь. С правой стороны от паперти имеется вход, ведущий в нижний ярус, который сейчас служит для склада разного рода материалов, хотя в архитектурном значении также заслуживает особого внимания.
Кроме церквей на территории Мирожского монастыря сохранились Настоятельский и Братский корпуса, сооруженные в XVIII — XIX веках. Возле Спасо-Преображенского собора ранее находилось Братское кладбище. Сейчас на его месте установлен крест. На территории монастыря тихо и уютно. Мы с удовольствием посетили это место, о чём свидетельствует целая серия сделанных там фотографий:
Выйдя из монастыря через северные ворота, можно попасть на территорию городского пляжа, с которой открываются красивые виды на реку Великую. Вдали видны Ольгинский мост и Троицкий собор на территории Крома. Недалеко от пляжа на берегу виднеется Климентовская церковь, а на противоположном берегу реки Великой — Покровская башня. Эти объекты мы уже видели или посещали в первые дни пребывания в Пскове. И я про них ранее уже писал подробно. Поэтому сейчас приведу лишь их фотографии, сделанные от стен Мирожского монастыря:
Возвращаясь из монастыря к автомобильной стоянке, я сделал ещё несколько фотографий, показывающих красоту пейзажей парка Дендрария, расположенного у стен Мирожского монастыря:
Парк Дендрарий занимает почти 5 гектаров земли, в нём были высажены деревья разных видов и пород, поэтому парк и получил такое название. Он был основан в 1966 году и расположился у пересечения улицы Юбилейной с улицей Максима Горького и Красноармейской набережной.
Парк с зелёными газонами, величавыми деревьями, разнообразием зелени привлекает к себе местных жителей города Пскова. В парке расположено небольшое озеро, а точнее пруд с искусственно созданным островком посредине, на котором также растут деревья. Этот искусственный водоём, носящий название Утиный пруд, образован в результате того, что через реку Мирожа были проложены пешеходные мосты и сооружена дамба, через которую осуществляется спуск воды, текущей далее в реку Великую.
После посещения Мирожского монастыря следующую остановку мы сделали возле Собора Рождества Иоанна Предтечи. Он расположен по адресу ул. Горького, д.1.
Собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в начале 1140-х годов. А спустя столетие в этом месте княгиней Ефросиньей Рогволдовной — тёткой известного псковского князя Довмонта — был основан Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, а много позднее, в XIX веке здесь стали хоронить губернаторов города.
В 1921 году монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. В 1948 — 1949 годах по руководством архитектора П. Н. Максимова и в 1978 — 1991 годах под руководством С. П. Михайлова были проведены реставрации собора. В ходе последней реставрации были открыты фрагменты живописи XII века.
В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трёхнефный, трёхапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. Псковские элементы — двухпролётная звонница и притвор — появились позднее. В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика, воспринимаемые как таинственные «иллюминаторы» на этом древнем корабле веры.
Собор построен с небольшим отступом от берега реки Великой, напротив впадения в неё реки Псковы.
Интересна судьба основательницы монастыря. По преданию монастырь был основан около 1240 года местночтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними. В конце концов, князь ушёл к рыцарям и там женился на лифляндке. Жизнь Ефросиньи была трагической, и, видимо, не от большого счастья она постриглась в монахини. Построив в Пскове Ивановскую обитель, она стала и первой её настоятельницей.
Позже Ярослав вызвал Ефросинью на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком‑полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря, и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского, а также княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.
В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря. Это дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.
Как и Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Шведы приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.
К сожалению, внутрь собора мы не попали, поскольку во время нашего приезда в нём производились крестины младенца. Ждать их окончания мы не стали, и просто осмотрели обнесённую забором территорию бывшего монастыря. Большая часть территории сейчас представляет собой небольшое поле, на котором когда-то располагались разрушенные Храм Андрея Первозванного и монастырское кладбище. На этом месте за месяц до нашего посещения, а именно 7 июля 2015 года был сооружен и установлен «честный крест», освященный Митрополитом Псковским и Порховским Евсевием. Части территории, примыкающие к Собору Рождества Иоанна Предтечи, показаны на размещенных ниже фотографиях:
После осмотра Собора Рождества Иоанна Предтечи мы решили, что будем делать дальше. На часах было около 1300, обедать ещё не очень хотелось, а времени оставалось ещё достаточно много для того, чтобы совершить какой-либо дальний переезд. У нас было две альтернативы. Первая — поездка в Спасо‑Елиазаровский женский монастырь, расположенный примерно в 30 км на север от Пскова. Эта поездка изначально предусматривалась в разработанном ещё в Москве сценарном плане. Но мои женщины решили, что не хотят ехать столь далеко. Поэтому была выбрана вторая альтернатива — поездка в деревню Выбуты, на родину княгини Ольги. И мы отправились на юг от Пскова для того, чтобы завершить тем самым осмотр всех значимых Ольгинских мест на псковской земле. Маршрут этой поездки показан на представленной ниже карте:
Хотя об этом месте часто говорят как о деревне или селе Выбуты, на самом деле здесь нет как такового населённого пункта с таким названием. Наверное, когда-то здесь существовало поселение, но от него сейчас остался только погост, на котором хоронят людей из окрестных деревень и по сей день, а также построенная в XV веке Церковь Ильи Пророка у Брода. И, тем не менее, это место является одной из святынь псковской земли. По преданию в этом месте произошла первая встреча жившей здесь девушки по имени Хельга с киевским князем Игорем. Имя Хельга в дальнейшем трансформировалось в Ольгу.
Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.
»Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же своё постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».
Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во всё время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней. Так Ольга стала киевской княгиней.
Согласно преданию, именно село Выбуты является родиной равноапостольной Святой великой княгини Ольги. Оставшийся от него погост расположен в 15 км от города Пскова, вверх по реке Великой. Именно в этом месте находилось особенно важное место для всего города — брод, которым население пользуется даже до сегодняшнего времени. Можно сказать, что Выбуты были для Пскова стратегически важным пунктом. Через выбутские пороги — а здесь с тех времён и поныне мелководье — проходила одна из дорог, позволявших подойти к городу. В случае военной опасности с запада псковское войско всегда стремилось «затворить» броды. И это происходило неоднократно, например, в 1407 и 1480 годах. В 1503 же году, как сообщает летопись, стычка у бродов не предотвратила прорыва ливонского войска к стенам Окольного города.
На левом берегу реки Великой у брода расположена церковь, названная в честь Святого Ильи. Церковь была построена в XV веке из плиты. Церковная звонница была выстроена двухпролётной на протяжении XVI — XVII веков. По некоторым данным предполагается, что на этом месте ранее стоял древний храм.
Колокольня Ильинского храма выстроена каменной, а на ней висят четыре колокола, каждый из которых подписан. На протяжении 1875 года холодный и маловместительный придел, освящённый во имя Святого Николая, был перестроен на денежные средства прихожан в тёплый, увеличив вдвое своё пространство; церковный притвор также был увеличен. Ильинский храм имел два престола, главным из которых был притвор, освящённый во имя пророка Божия Святого Ильи; второй или придельный освятили во имя Чудотворца и Святителя Николая. Неподалёку от здания церкви находится древнее кладбище.
В марте 1896 года состоялось открытие приходского попечительства. Начиная с 1902 года, при храме работало общество трезвости, названное в честь великомученика Святого Пантелеймона. В январе 1908 года было основано братство в честь Иисуса Христа для оказания необходимой помощи бедствующим прихожанам. Богадельни и больницы в приходе не существовало, при нём работали только две земские школы. В советское время церковь Ильи была закрыта. В годы Великой Отечественной войны храм был сильно повреждён. В период с 1955 по 1957 год проводилась реставрация храма по проекту архитектора В. П. Смирнова.
В постсоветское время первые богослужения в церкви начались только в 1999 году. Сейчас в храме проводятся богослужения по субботам и воскресеньям, а также в праздничные церковные дни. Ольгинская часовня на сегодняшний день разрушена. Согласно благословению митрополита Великолукского и Псковского Евсевия, с мая 1999 года настоятелем церкви является протоиерей Олег Тэор, служащий в храме Святого Александра Невского в Пскове. При восстановительных работах наиболее активное участие принимали курсанты школы милиции, а также воины при Псковском гарнизоне.
На небольшом участке перед храмом Ильи в 1993 году был поставлен памятный знак, представляющий собой гранитный камень с небольшой табличкой, на которой указано, что Выбуты являются родиной княгини Ольги. А буквально перед нашим посещением этих мест, 3 августа 2015 года попечением московского отделения Общества во имя Святой равноапостольной княгини Ольги на холме возле церкви Ильи Пророка был воздвигнут Поклонный крест. Говорят, что в этом месте в 1914 году был заложен храм в честь равноапостольной великой княгини Ольги. Храм был построен и освящён, но в годы советской власти разрушен.
В окрестностях села Выбуты местные жители помнят и могут показать все так называемые «ольгинские» места: Ольгины ворота, Ольгин камень, Ольгин дворец, Ольгины Слуды и Ольгину церковь. Расположенный на самом берегу Великой реки источник носит название Ольгин ключ, а его воды издавна считаются целебными. Показать всё это нам было некому, поэтому мы увидели только то, что бросилось в глаза. Ниже показаны несколько фотографий, сделанных во время посещения нами родины княгини Ольги:
Отдав дань уважения родным местам княгини Ольги, мы вернулись в Псков. Продолжение рассказа о последнем дне нашего пребывания в Пскове в следующей публикации…
Цикл материалов "Поездка в Тверскую, Псковскую и Новгородскую области с 4 по 10 августа 2015 года"