РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года
ЧАСТЬ 3 (окончание рассказа) 6 августа 2015 года. Третий день путешествия (второй день в Пскове).
Поездка в Снетогорский монастырь, теплоходная прогулка по реке Великой
В продолжение рассказа о втором дне нашего пребывания в Пскове покажу карту с маршрутом переезда из столовой «Сергиевская» в Снетогорский женский монастырь, чтобы было понятно, где это всё находится:
В Запсковье на улице Леона Поземского фасадами на эту улицу выходят три церкви: Космы и Дамиана с Примостья, Воскресения Христова со Стадища и Варлаама Хутынского на Званице. Когда я составлял предварительный сценарный план поездки, то в нём я предусматривал остановки возле них для их осмотра. Но в действительности оказалось, что улица Леона Поземского не очень широкая, движение на ней довольно оживлённое, и найти место для остановки возле церквей не представляется возможным. Поэтому мы просто проехали медленно мимо названных выше церквей и посмотрели на них из окошек автомобилей. Фотографии этих трёх церквей, показанные ниже в порядке проезда мимо них, не наши. Я взял их с сайта «Соборы.ру», оттуда же взята и содержательная часть описания церквей:
Церковь Космы (называют еще Косьмы или Козьмы) и Дамиана с Примостья первоначально была построена в 1463 году. Впоследствии вплоть до XX века в её облик вносились изменения.
Примостье — это место у старого Троицкого моста через реку Пскову. Оно венчалось в древности храмами, стоявшими на так называемом «Званницком кресте», то есть на перекрестке главных улиц Запсковья (одна из которых называлась Званицей — ныне Леона Поземского).
Вначале здесь стоял деревянный храм, сгоревший в 1462 году. Затем на его месте появился каменный храм во имя святых врачей бессребреников и кузнецов Козьмы и Дамиана. Он был сооружён по заказу князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича и при участии всех «суседий Богоявленского конца».
В 1507 году в одном из приделов взорвался порох. Храм и его окружение восстанавливалось и перестраивалось, сохранив до нашего времени масштаб кончанского ансамбля, важнейшего на Запсковье.
Крупный, одноглавый, трёхапсидный храм с восьмискатным покрытием. Южный придел Св. Саввы (1640 г.), северный — Св. Митрофания Воронежского (1833 г.). Интерьер четырёхстолпный, с пониженными подпружными арками. С восточной стороны удивительны две прямоугольные апсиды, примыкающие к центральной, полукруглой (такой вариант есть только в церкви Успения Богородицы в Мелётове, 1461 г.) Интересно также использование пяти декоративных арочек на апсиде вместо традиционных четырёх. Остальные украшения («поребрик — бегунок — поребрик») — типичны для Пскова.
Комплекс Примостья включает в себя также массивный объём с юга — палату на подклете, поставленную на углу перекрёстка и делившую людской поток: налево — по улице Званице, направо — по Козьмодемьянской.
Ворота буя Козьмодемьянской церкви, дошедшие до нас не вполне в первоначальном виде, по-псковски колоритны.
В целом «церковь с палаткой под звонницу, оградой, воротами образует один из лучших ансамблей города, сопоставимый через Пскову с Кромом» (А. И. Комеч). Приходится сожалеть, что этот импозантный, масштабный по замыслу и исполнению культовый центр Запсковья до сих пор используется не по назначению.
Церковь Воскресения со Стадища была построена в 1532 году.
Девичий Воскресенский монастырь стоял на Запсковье, на перекрестке улиц Воскресенской и Званицы (Леона Поземского). Храм принято датировать 1532 годом на основании сообщения летописи о пожаре в монастыре, во время которого каменный храм «не доделан бысть». Позднее церковь также неоднократно перестраивалась.
Древний четверик храма четырёхстолпный, трёхапсидный, перекрыт слитными сводами (с невыявленными подпружными арками), установлен на подклет. Крыльцо со столпами, притвор, звонница, южный придел и северная часть церкви относятся к XVII ‑ XVIII векам. Звонница на притворе вначале имела два пролёта, третий добавили в XIX веке.
Несмотря на некоторое огрубление форм, заметное, впрочем, больше в интерьере, Воскресенская церковь очень выразительна, прекрасно, по-псковски скомпонована. Тяжеловесность храма, вырастающего из небольшого холма, придаёт его архитектуре ещё большую цельность и выказывает народный, полный практической сметки вкус.
Церковь Варлаама Хутынского на Званице построена в 1495 году и перестроена в XIX веке.
Местность, где находится церковь, издревле называлась «Варлаамовский край», или улица Званица (иногда пишут также Званница, ныне улица Леона Поземского).
Первоначальная церковь была деревянной, поставлена по обету для избавления от «великого варлаамовского мора» 8 декабря 1466 года. По обыкновению, церковь заменили на каменную, в 1495 году.
Во время штурма Пскова войсками шведского короля Густава-Адольфа, 9 октября 1615 года духовенство совершало молебны на паперти, и яростная атака на Варлаамовские ворота оказалась безуспешной. К началу XVII века церковь обветшала, но была вновь перестроена в XIX веке. В советские годы храм много претерпел (здесь был склад, затем кинотеатр, купола снесли). Ныне в нём действующая, приходская церковь. Основной четверик храма имеет одну главу, одну апсиду, четыре столпа с пониженными подпружными арками. На западной стороне притвора — двухпролётная звонница; южный придел сооружен в 1859 году, сторожка с кладовой — в 1875 году.
Апсида и барабан декорированы орнаментом бегунца и поребрика, дополненным аркатурным поясом из поливных зелёных изразцов XVII века. Цельность и крупность прослеживаются во внешнем облике здания, со всех сторон обстроенного приделами и притворами XVIII ‑ XIX веков. Массивная апсида упрощает объём и делает храм приземистым. Видимо, освящение церкви во имя новгородского святого Вармаама Хутынского объясняет некоторые «новгородизмы» в её облике.
Этот значительный памятник на границе города, у северной дороги, составляет единое целое с крепостными сооружениями Варлаамовского угла. Рядом с церковью Варлаама Хутынского сохранились остатки крепостной стены Окольного города в Запсковье.
Примерно через километр от церкви Варлаама Хутынского есть АЗС «Лукойл». На которую мы заехали на плановую дозаправку своих «железных коней», после чего продолжили путь к действующему Снетогорскому Рождества Богородицы женскому монастырю. План монастыря, взятый с сайта «Соборы.ру», показан ниже:
На плане нанесена автомобильная стоянка напротив входных ворот. По факту оказалось, что на воротах возле башни из монастырской ограды (на схеме она обозначена под номером 15) висит знак «Движение запрещено». Хотя ворота были открыты, мы не стали нарушать правила и припарковались возле них, а далее по дороге прошли в горку метров двести и оказались возле Святых ворот, через которые осуществляется вход на территорию монастыря:
Далее я приведу общие сведения о монастыре, взятые из интернета, после чего покажу некоторые из фотографий, сделанных на его территории во время посещения.
Снетогорский монастырь был построен недалеко от Пскова, вниз по течению реки Великой. Он занимает вершину круглой горы, называемой Снятной (или Снетной) горой и образующей мыс, который круто огибает река. В сторону города гора круто обрывается, и над водой нависают крупные выступы слоистого камня. Снятная гора возвышается на 14 метров над рекой, обнажая известняковую породу. Название горы «Снятная» («Снетная») происходит от слова «снеть» — снеток. Так называется крошечная рыбка, которой так славится Псков. Из Псковского озера снеть ходила нереститься вверх по Великой в реку Пскову. Она заходила и в залив у подножия Снетной горы, дав название и ей, и построенному здесь монастырю.
Дата основания Снетогорского монастыря неизвестна. Впервые Псковский монастырь на Снетной горе упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри. Псковская летопись повествует о вторжении ливонских войск и о гибели основателя монастыря, снетогорского игумена Иоасафа и монахов, принявших смерть от немцев. Много пострадало тогда в городе и иноков из других монастырей, а также женщин и детей. Мощи преподобномученика Иоасафа Снетогорского ныне почивают в Свято-Троицком соборе города Пскова.
Преподобный Иоасаф был игуменом, а по некоторым псковским синодикам и основателем обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Он дал обители строгий устав, с запрещением его изменять, и сделал лучшим монастырём своего времени. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обители. По строгому общежительному уставу, который ввёл в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. Почти через 90 лет после кончины Преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.
Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил врагов, отогнал их от города и повелел поставить в обители новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы вместо сожжённого. Летописец отмечал, что князь Довмонт был милостив безмерно, священников любил, церкви украшал, нищих миловал, все праздники честно проводил, за сирот, вдов и всяких обиженных заступался. Строительство Рождественского Снетогорского монастыря началось по его благословению, а после смерти князя в Пскове остались десятки церквей, построенных при его попечительстве. Святой князь псковский Довмонт-Тимофей увековечен в бронзовом горельефе на памятнике в Великом Новгороде «1000-летие России», а также на постаменте памятника княгине Ольге, о котором я писал ранее.
В начале XVI века (в 1519 году) монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью Св. Николая Чудотворца и восьмигранную церковь «Вознесения под колоколы», увенчанную колокольней с высоким шатром, 86-метровой высотой (сейчас Вознесенская церковь практически полностью разрушена, остался лишь небольшой фрагмент её руин). Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее.
Каменные ворота монастырь получил в XVII веке, а каменную ограду — в XIX веке. Периметр монастырской ограды — 420 метров.
В 1804 году Снетогоргорский 3-го класса мужской монастырь был упразднён, и было получено разрешение устроить в бывшем Снетогорском монастыре загородный архиерейский дом. В 1816 году псковским архиепископом был назначен Евгений Болховитинов. Он поселился в архиерейском доме и начал обследование псковских библиотек, гражданских и духовных архивов. Болховитинов был известен в широких кругах русской интеллигенции своими трудами по истории России. В Пскове Болховитинов изучал историю монастырей, используя полученные документы. Он изучил списки Псковских летописей, работы по истории монастырей. При нём в архиерейском доме были проведены очередные реставрационные работы.
Евгений Болховитинов прожил в Пскове до 1822 года — до переезда в Киев, впоследствии он стал Митрополитом и работал на Киевской кафедре.
Архиерейский дом был закрыт в начале 1920-х годов; в бывших монастырских зданиях разместился дом отдыха, а позднее детский санаторий. В 1930-ые годы была разобрана Вознесенская церковь.
В годы оккупации (1941 — 1944) на территории монастыря был расположен штаб гитлеровской армии группы «Север», откуда ими осуществлялось руководство блокадой Ленинграда. Архитектурный ансамбль вновь подвергся реконструкции (кроме соборного храма): здесь были проведены инженерные коммуникации, выстроен бункер, сохранившийся до нашего времени. В храме Рождества Богородицы гитлеровцы разместили винный склад, затем конюшню.
Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. 13 сентября 1472 года здесь вышла из насада (речного судна с высокими бортами) племянница последнего византийского императора Софья Палеолог — невеста великого князя Московского Ивана III, следовавшая из Рима в Москву. Здесь после молебна в Рождественском соборе Софья надела царские одежды и отсюда торжественно въехала в Псков через Варлаамские ворота. Гостеприимные псковичи поднесли ей 50 рублей, за что она обещала в случае надобности заступиться за них перед великим князем.
26 августа 1993 года, в день памяти святителя Тихона Задонского, Рождества Богородицы Снетогорский монастырь был возвращен Русской Православной церкви. В древности его населяли иноки, теперь здесь расположилась женская монашеская обитель. Духовной жизнью монастыря руководит игуменья Людмила. Духовник монастыря — отец Гермаген.
В настоящее время богослужения проводятся в церкви Николая Чудотворца, при ней находится и монастырская трапезная. А древний монастырский собор Рождества Богородицы находится в ведении Псковского музея-заповедника. Одновременно проводятся реставрационные работы по восстановлению уникального ансамбля.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы является главной святыней Снетогорского монастыря. Храм построен в 1310 — 1311 годах по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Строился храм из местной известняковой плиты и за многие века существования пятикратно изменял свой архитектурный облик. Древняя часть собора, четверик, всегда оставалась неприкосновенной и поэтому сохранила первоначальное живописное убранство. Крестообразный интерьер храма с глубоким алтарём всеми своими сводами и арками раскрывается как светлый цветок навстречу легкому освещённому барабану с парящим над ним куполом. Во втором ярусе храма были устроены скрытые от глаз палатки-приделы для уединённой молитвы старцев.
Притвор XV века, пристроенный с запада, увеличил пространство собора, но был расширен через сто лет и украшен входным порталом и вкладным каменным крестом. В XVII веке к притвору достроено кирпичное крыльцо, нарядно украшенное муравлеными (зелеными) изразцами с изображениями птиц, цветов и виноградной лозы в сочетании с тёсаными и побеленными кирпичными орнаментами. В XVIII веке собор был расширен двумя большими приделами во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Николая Мирликийского.
В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески собора — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.
Внутрь собора мы не попали, поскольку было уже поздно, и музейных работников в монастыре уже не было. Поэтому приходится поверить написанному выше на слово, что, впрочем, подтверждается фотографиями фресок собора, которые можно отыскать на просторах интернета.
По пути в Снегорский монастырь недалеко от него мы проехали мимо часовни Четырёх Святителей, но останавливаться возле неё не стали. Поэтому одна из приведенных ниже фотографий этой часовни (с дороги) взята из интернета с того же сайта «Соборы.ру», а другая фотография была сделана мною, но с борта теплохода во время вечерней теплоходной прогулки, о которой я расскажу чуть позднее:
Часовня Четырёх Святителей поставлена на холме в 300 метрах от монастыря и Снятной горы. Восьмигранная в плане часовня покрыта тёсовой кровлей, завершена барабаном с луковичной главкой, имеет арочный дверной проем и три широких окна. В интерьере она перекрыта зонтичным сводом с распалубками. Поставлена была на месте более ранней часовни. В 1913 году отсюда была вывезена икона «Избранные Святые» псковского письма XV века (Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий»), которая ныне хранится в Третьяковской галерее.
Часовня отреставрирована в 1962 году по проекту В. П. Смирнова. Взята под охрану как памятник республиканского значения и приписана к действующему Снетогорскому Рождества Богородицы женскому монастырю.
Из Снетогорского монастыря мы заехали полюбоваться Памятником дружине Александра Невского, установленным в 1993 году на горе Соколовка на северной окраине Пскова.
Монумент был открыт в честь 1090-летия Пскова. Его официальное название — «Ледовое побоище». Местоположение памятника неслучайно, при его выборе учитывалось, что гора Соколовка (Соколиха) находилась на пути следования войск Александра Невского к Чудскому озеру. Памятник поражает воображение своими размерами. На левой фотографии наша Ольга, стоящая перед памятником, и сидящая на ступеньке Лена по сравнению с ним едва заметны. Огромная, весом в 163 тонны, скульптурная композиция из меди и бронзы изображает великого князя Александра Невского, сидящего на коне. Его окружают ратники из Пскова, Новгорода, Суздаля, Владимира. В руках они держат щиты, над их главами реют стяги. Всё в этой скульптурной композиции словно дышит мощью, единством, непобедимым духом защитников русской земли.
Авторы памятника: скульптор И. И. Козловский, ему помогали А. И. Козловский и Р. С. Кириллова, архитектор П. С. Бутенко.
Во время нашего посещения получилось так, что с этим памятником у нас в Пскове связаны не только положительные эмоции. Дело в том, что Маша, любящая походить по всяким бордюрам, упала вниз с постамента памятника примерно с метровой высоты и набила себе шишку на лбу. После этого она долго рыдала, а в нашей компании случился переполох, закончившийся непредвиденной поездкой в областную детскую больницу. К счастью, ничего серьёзного с Машей не произошло, но настроение было испорчено, и мы вернулись в гостиницу. Время было вечернее, но вечер ещё только начинался. Поэтому мы решили не «сидеть сиднем» в гостинице, а поехать и, если удастся, покататься на теплоходе по реке Великой. Эта теплоходная прогулка изначально не значилась в нашем сценарном плане, но в итоге она всё-таки состоялась и нам очень понравилась. Ниже показана часть фотографий, сделанных по ходу теплоходной прогулки. В ней мы увидели некоторые уже осмотренные объекты под иным ракурсом. Но встретились и новые достопримечательности, к которым мы не ходили и не ездили.
Итак, примерно около 1900 мы припарковали свои автомобили на Профсоюзной улице вблизи от набережной и отправились в путь к причалам:
Прогулочные теплоходы возят туристов от двух причалов, расположенных на правом берегу реки Великой в районе Ольгинского моста. После отчаливания сначала они следуют к Мирожскому монастырю, затем разворачиваются возле него и плывут вниз по Великой до Снетогорского монастыря, там опять разворачиваются и возвращаются к причалам. Схема водного прогулочного маршрута показана на приведенной карте. На эту карту я нанёс также основные достопримечательности, которые хорошо видны с борта теплохода:
По реке курсировали два прогулочных теплохода с названиями «Буревестник» и «Псков». Когда мы пришли к причалу, «Псков» уже был загружен и отчаливал, но нам пообещали, что через 20 минут должен причалить другой теплоход, и, если наберётся человек двадцать туристов, то, несмотря на позднее время, он тоже отправится в путь. В итоге так и вышло. Действительно, минут через 20 возвратился из плавания «Буревестник», необходимый кворум людей, желающих прокатиться, собрался, и нас запустили на борт «Буревестника». А «Псков» мы затем встретили на реке:
Пока мы ожидали отплытия, солнце уже склонилось к горизонту, и в лучах заката очень эффектно смотрелись Ольгинский мост и строения на противоположном берегу реки. Район, расположенный за противоположным берегом реки Великой, в Пскове называют Завеличьем. Наконец, после некоторого ожидания наш теплоход отчалил и поплыл в сторону Мирожского монастыря.
И пока мы далеко не уплыли, думаю, будет уместно привести основные сведения об Ольгинском мосте. Вот что о нем говорится в «Википедии».
Ольгинский мост — мост через реку Великую в Пскове. Он был назван так в честь основательницы города княгини Ольги. С 1923 по 1945 годы имел название Мост Красной Армии, а с 1946 по 1995 годы назывался Мост Советской Армии. Этот мост соединяет центральную часть Пскова (район возле Крома) с городским микрорайоном Завеличье.
Первое упоминание о мосте через Великую в Пскове относится к 1463 году, когда был построен плавучий мост. С тех пор он упоминается в документах. До этого здесь действовал только паром. Плавучий мост был временным, на зиму разбирался, а после весеннего ледохода выстраивался вновь.
Первый неплавучий опорный мост (проект 1901 года; инженер Г. Н. Соловьев) был торжественно заложен 14 июня 1911 года, освящён и открыт для движения 30 октября 1911 года, официально именован «Ольгинским» 9 ноября 1911 года. Мост соединил в центре города берега реки Великой на месте, где по преданию Ольга увидела, как на холм на противоположном берегу спустились три солнечных луча.
Ольгинский мост многократно взрывали. Впервые он был взорван во время Гражданской войны красноармейцами. Это случилось 25 мая 1919 года, а восстановили мост затем в феврале 1921 года. Постановлением Псковского губисполкома 19 февраля 1923 года в связи с 5-летием Вооружённых сил Советской России Ольгинский мост был переименован в «мост Красной Армии». Затем его взорвали дважды во время Великой Отечественной войны: 8 июля 1941 года при отступлении Советской Армии (восстановлен саперами Вермахта в 1942 году) и вновь взорван 22 июля 1944 года при отступлении немецко-фашистских войск и восстановлен 21 апреля 1945 года, сохранив первозданный вид. В связи с преобразованием РККА в регулярную Советскую Армию в 1946 году, был переименован в «мост Советской Армии».
В связи с ростом транспортной нагрузки ажурный (арочный) мост прежней планировки с деревянной основой был разобран в 1969 году. На его месте к концу 1970 года был сооружён новый, безарочный железобетонный мост (по проекту организации «Ленгипротрансмост»). Первоначально конструкция моста включала две основные опоры в воде, но ввиду ошибок в расчётах, приведших к деформации сооружения, позже были добавлены ещё четыре дополнительные опоры, доведя таким образом их количество на воде до шести. Помимо этого, на суше расположены ещё четыре малые парные опоры (три на левом берегу, на Завеличье, и одна — на правом берегу).
В 1995 году мосту было возвращено первоначальное название — Ольгинский мост.
По пути следования к Мирожскому монастырю на левом берегу Великой (по правому борту теплохода в данный момент) я сфотографировал две стоящие там постройки: Гостевой дом «На Великой» и Климентовскую церковь:
Церковь Климента, Папы Римского была построена в 1401 году на территории существовавшего здесь в XV — XVIII веках Климентовского Дрочилова монастыря, разорённого шведами в 1615 году. В XVII веке к церкви был пристроен Крестовоздвиженский придел.
После упразднения монастыря (в XVIII веке) Климентовская церковь была приписана к Никольской церкви бывшего Кожина монастыря. В 1880-х из-за крайне тяжелого состояния богослужения были прекращены, и предполагалось передать церковь Губернской земской больнице как больничный храм. Но по ходатайству прихожан она была оставлена за приходом и обновлена в 1913 году на средства прихожан и благотворителей. В советское время закрыта, использовалась не по назначению, возвращена епархии в 1992 году. Ныне действующая церковь, восстановлена попечением знаменитого иконописца архимандрита Зинона. Церковь поставлена на подклет, имеет одну главу, три апсиды, четырёхстолпный четверик с повышенными подпружными арками; южный придел — во имя Петра Александрийского (1758 год). Археологические раскопки показали наличие древнего северного придела (не сохранился). С запада к церкви примыкают притвор и крыльцо. На фасадах — лопатки, апсиды и барабан украшены поребриком и бегунцом.
Климентовская церковь смотрится очень эффектно и естественно. Умели же псковичи встраивать постройки в окружающий ландшафт! И сейчас, по крайней мере, издалека, она выглядит так, как будто её не построили, а она сама проросла из земли.
Далее мы близко подплыли на теплоходе к Мирожскому монастырю. Этому монастырю в последний день пребывания в Пскове мы посвятили самостоятельный визит. Поэтому сейчас я не буду ничего про него писать, просто покажу, как он выглядит с борта подплывающего к нему теплохода. А вот про находящуюся на противоположном берегу от Мирожского монастыря Покровскую башню у Пролома, а также про Юбилейный мост через Великую, возведённый рядом с монастырём, расскажу сейчас.
Хоть в разработанном заранее сценарном плане у нас и был предусмотрен заезд к Покровской башне для осмотра находящейся рядом с ней двойной Покровско-Рождественской церкви, в итоге посещение нами этого места не состоялось ввиду дефицита времени. По Юбилейному мосту мы несколько раз проехали туда-сюда, но для специального его осмотра мы тоже не останавливались:
Покровская башня у Пролома входит в состав крепостных стен Окольного города и является уникальным памятником военно-оборонного зодчества XVI ‑ XVII веков. Начало строительства деревоземляных стен Окольного города Пскова относится к 1465 году, когда всего за одну неделю была сооружена деревянная стена, защищающая город. Территория города в пределах этой стены стала называться Окольным городом. На протяжении XVI — XVII веков деревоземляные стены заменялись на каменные. В башне размещался большой гарнизон, который самостоятельно, через ворота мог, в случае необходимости, выйти для рукопашной схватки с врагом. Башня выдаётся далеко за пределы стен. Такое расположение давало возможность обстреливать фланговым огнём приблизившегося к стенам неприятеля. Середина XVII века стала периодом наивысшего расцвета псковского каменного зодчества. Большое внимание уделялось каменным крепостным сооружениям и особенно укреплению Покровской башни. Толщина стен башни у основания достигала 6 метров, длина окружности — 90 метров. Это была одна из самых больших башен в Европе.
Покровская башня сыграла исключительно важную роль на заключительном этапе Ливонской войны. 18 августа 1581 года у стен Пскова появились первые отряды неприятеля, а 24 августа сам польский король Стефан Баторий с основными силами подошёл к городу. Войско Батория насчитывало около 47 тысяч человек. Основной удар противник сосредоточил в районе Покровской башни. 7 сентября на рассвете враг открыл огонь: вражеская артиллерия — 3 батареи в 20 орудий обстреливала крепость в районе Покровской и Свинузской башен. Башни были сильно повреждены, стена на протяжении 24 саженей была разбита до основания (отсюда и название — «Пролом»). Обстрел продолжался непрерывно до 8 сентября. А 8 сентября после полудня вражеские отряды ринулись в крепость. Защитники Пскова встретили неприятеля стрельбой из пушек и пищалей. Посыпались груды камней, полилась кипящая смола. В проломах завязалась рукопашная схватка. Все псковичи, от мала до велика, встали на защиту родного города. Бой за Покровскую башню продолжался до глубокой ночи и завершился победой защитников крепости. В ходе этого первого штурма псковичи потеряли 863 человека, а Стефан Баторий — 5 тысяч воинов. Последующие штурмы в ходе пятимесячной осады Пскова не принесли успеха врагу. 15 января 1582 года в Яме Запольском было подписано перемирие между Россией и Речью Посполитой сроком на 10 лет. А 4 февраля 1582 года последние отряды поляков ушли от города.
После завершения военных действий башня была отремонтирована.
Интенсивное разрушение крепостных сооружений началось в конце XVII века. В 1699 году была составлена подробная опись псковских укреплений, целью которой являлось получение денег на ремонт стен и башен. В описи отмечалось, что башня покрыта тесом, с шатром, рубленным из бруса, на шатре чердачок с обломами дощатыми и с прапором, покрытым тёсом, имеется шесть лестниц и три деревянных моста, 36 верхних, средних и подошвенных боёв, шесть подошвенных нижних боёв, ворота за город заложены кирпичом.
Составляя опись, псковичи имели в виду дальнейший ремонт всех крепостных сооружений, однако в 1701–1702 годах повелением Петра I Псковская крепость модернизируется. Углубляется ров на Полонище, с башен снимают шатры, сами башни засыпаются изнутри и снаружи землей и превращаются в могучие бастионы. Это состояние зафиксировано планом 1740 года. В XVIII веке в связи с частичной перепланировкой города сносятся многие стены и башни, улицы расширяются. Псковским укреплениям грозило полное уничтожение. Однако Археологическому обществу Пскова удалось отстоять псковские укрепления и провести незначительные ремонтные работы по их сохранению.
По проекту архитектора В. П. Смирнова в 1957 ‑ 1962 годах была проведена частичная реставрация Покровской башни и примыкающих к ней крепостных стен. Во время реставрации были выполнены работы по вычистке каменной кладки стен, покрытию боевых ходов на пряслах стен, выполнено покрытие башни в виде шатра с прапором. Шатёр получил тёсовое покрытие, так же было выполнено покрытие боевых ходов на пряслах стен.
А в 1995 году случился пожар, который нанёс Покровской башне значительный урон. При этом полностью сгорел шатёр над башней. В мае 2010 года начались работы по восстановлению шатра Покровской башни, которые завершились в декабре этого же года.
За прошедшее время с момента возведения стен и башен Окольного города уровень культурного слоя повысился на величину более 2 м. В ходе археологических исследований, которые проводятся в районе Покровской башни с 2001 года, выявлены ранее неизвестные фортификационные сооружения, не имеющие аналогов в крепостном зодчестве. Высота каменной части башни в настоящее время составляет около 24 метров, башня овальная в плане, и её диаметры составляют около 28 и 23 метров. Когда-то она была 5-ярусная (в настоящее время сохранилось 4 яруса). В то же время внешний облик башни и крепостных стен, как памятника военно-оборонительного зодчества, используется в качестве визуального объекта при проведении пешеходных экскурсий или её самостоятельного осмотра гостями и жителями Пскова.
Следует также отметить, что помимо самой Покровской башни в этой части Окольного города представляет интерес расположенный рядом с ней храмовый комплекс из двух одинаковых церквей Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы с единой звонницей. На снимках с борта теплохода они не видны. В Москве при планировании поездки я предусматривал посещение этих церквей. Но, как говорится, «не срослось». Однако сам по себе этот храмовый комплекс уникален для Пскова, а, может быть, и не только для него. Поэтому я сделаю небольшое отступление и размещу здесь те заметки, которые подготовил при планировании вояжа в Псков.
Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» монастыря известна с XIV века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на реку Великую и огромной башне, названных в честь обители также Покровскими.
Первоначально в монастыре главным был храм во имя Покрова Богородицы, к которому после осады Пскова в 1581 — 1582 годах войсками короля Стефана Батория присоединили вновь возведенный храм Рождества Богородицы. С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные. И только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое.
Церковь Покрова (и Рождества) — редкий пример храма — исторического памятника. Отреставрирована по проекту знаменитого архитектора и кузнеца В. П. Смирнова, поставившего в память о событиях 1581–1582 годов и каменный крест на валунном основании.
В 2015 году в храме Покрова размещалась историческая экспозиция, а церковь Рождества принадлежала казачьей общине Пскова.
Мост Имени 50-летия Октября(Юбилейный) — самый южный (верхний по течению реки Великой) автомобильный мост в черте Пскова.
Расположен он в створе улиц Кузнецкой (через площадь Героев-Десантников) и Юбилейной, соединяя, соответственно, южную часть центра Пскова с городским районом Завеличье. Открыт мост в октябре 1967 года и назван в честь полувекового юбилея Великой Октябрьской Социалистической революции. Во время испытаний, так было заведено, по нему прошли танки и другая тяжёлая техника.
Этот железобетонный мост балочной конструкции, полой внутри, с пролётами в форме арок имеет четыре полосы для проезда автомобилей (по две в каждую сторону).
Развернувшись, наш теплоход поплыл в обратную сторону. По правому берегу Великой находились несколько объектов, попавших в поле зрения моего фотоаппарата (см. ниже). Часть из них (набережную, Георгиевскую церковь, Власьевскую, Кутекрома и Довмонтову башни, Троицкий собор) мы уже посетили и осмотрели до теплоходной прогулки либо в этот же день, либо накануне. Поэтому я не буду про них писать вновь, ограничившись надписями на самих фотографиях. Остановлюсь вкратце только на том, что мы пока не видели:
Симпатичную винтовую лестницу мы увидели, когда проплывали в районе Ольгинского моста. Она была пристроена к мосту во время работ по реконструкции набережной на правом берегу реки Великой. По этой лестнице мы не поднимались, хотя, наверное, стоило бы это сделать. Существуют планы построить аналогичную винтовую лестницу и на противоположной стороне моста в рамках реконструкции «дома Батова», заменив существующую наклонную лестницу, которая сильно закрывает фасад дома.
Остановлюсь вкратце на описании двух башен, обрамляющих с обеих сторон место впадения Псковы в Великую.
Плоская и Высокая башни были возведены в 1500 году у ворот Псковской крепости и выполняли оборонительную функцию. Между Плоской башней и башней Кутекрома был выстроен участок крепостной стены, который называется «куртиной». От Высокой башни на Запсковье тоже отходит стена.
Немного позже, в 1537 году, между этими двумя башнями построили деревянную стену с воротами, которые назывались Нижними решётками, так как выше по течению Псковы находились Верхние решётки, закрывавшие вход в реку с правой стороны. В 1631 году деревянную стену заменили более прочной — каменной, стоимость которой составила 7500 довоенных рублей.
Высокая и Плоская башни имеют схожую цилиндрическую форму и отличаются только диаметром и верхушками. Первая из них была почти разрушена к началу XX века и успешно отреставрирована в 1968 году. Плоская башня впервые была перестроена только в 1678 году. Затем после пожара, произошедшего здесь в 1790 году, когда она частично пострадала, была восстановлена. В таком виде она простояла до начала XX века, а затем постепенно стала разрушаться. Лишь в октябре 1963 года Плоскую башню вывели из аварийного состояния.
В наше время Плоская и Высокая башни стали одной из главных достопримечательностей Пскова. Говорят, что ежегодно на этот памятник архитектуры и истории съезжаются посмотреть тысячи туристов с разных уголков мира. Говорят, что раньше по вторникам и четвергам в эти места водили экскурсионные группы. Для прохода к ним из Крома существуют специальные ворота. Но нас во время экскурсии по Крому через них не водили, поскольку они были закрыты на реставрацию.
Участок крепостной стены на Запсковье, построенной вдоль реки Великой, ранее завершался Варламовской башней (другие ее названия — Варлаамская, Наугольная) которая была угловой, и далее от неё стена продолжалась вглубь территории Запсковья. К 2015 году, когда мы совершали экскурсию, от этой башни оставались только руины. Недавно эту башню отреставрировали, превратив в музейный объект. Но в 2015 году этого ещё не было, поэтому показываю то, что мы увидели с борта проплывающего мимо теплохода:
Варлаамская (Наугольная) башня — место сражения со шведской армией в 1615 году. Осада города началась 30 июня. В первом сражении был убит командующий шведской армией Эверт Горн. Начав правильную осаду, шведы сделали окопы, построили через Великую два моста и поставили батарею у монастыря Ильи на Завеличьи.
Весь день 15 августа били шведские батареи по Варлаамской башне и стене; башня была сбита наполовину, а стена — до земли. Обстрел продолжался 16 и 17 августа; по словам летописца было выпущено 700 калёных ядер, а чугунных — без числа. Перестрелки между осаждавшими и осаждёнными продолжались до октября. 9 октября шведы двинулись на штурм Пскова: по берегу реки Великая к Варлаамской башне и на плотах с Завеличья к Нижним решеткам. Шведам удалось овладеть Варлаамской башней и частью стены, однако башня была взорвана псковичами. Штурм был отбит.
Варлаамская башня была реконструирована вскоре после осады, и в смете 1655 года числится исправной, с 32 боями (окнами).
Западная часть башни, подточенная временем и водой, упала в мае 1928 году, примерно в таком виде мы её и увидели с борта теплохода.
Следуя далее, наш теплоход доплыл до ещё одного моста через реку Великую. Он называется мостом Александра Невского. Честно говоря, на всём промежутке между крепостными сооружениями и этим мостом ни справа, ни слева не было ничего интересного, разве что можно было полюбоваться заходящим солнцем над деревьями, растущими по берегу реки Великой, и его отражением в водной поверхности:
Мост Александра Невского — это самый северный (нижний по течению реки) мост на Великой и самый новый в городе Пскове. Он был открыт 31 октября 1990 года. 27 марта 1991 года решением Псковского горисполкома ему присвоено имя Александра Невского — князя, разбившего немцев в Ледовом побоище близ Пскова на Чудском озере в 1242 году.
Мост расположен в створе улиц Юбилейной и Чудской, соединяя, соответственно, городские районы Завеличье и Запсковье.
Ближайшей к мосту достопримечательностью является стоящий на берегу храм Петра и Павла на Брезе бывшего Сироткина монастыря (построен в XVI веке). В честь этого храма назван возведенный рядом коттеджный посёлок «Петропавловский». У моста на Запсковье также расположен завод железобетонных изделий ЗАО «Завод ЖБИ-1». На стороне Завеличья рядом расположен комплекс торговых центров «Империал» и «ПИК 60», а также строящийся микрорайон на берегу реки Великой в черте города Пскова и за его пределами в границах Завеличенской волости.
В первоначальном сценарном плане у нас был предусмотрен переезд из Снетогорского в Мирожский монастырь с посещением церкви Петра и Павла на Брезе и проезд по мосту Александра Невского. Но этот план был пересмотрен нами уже в ходе поездки, в результате чего посещение Мирожского монастыря состоялось в другой день, нежели посещение Снетогорского монастыря. Поэтому такой переезд не был осуществлён, и Петропавловскую церковь мы не посетили. Хорошо, что увидели её на берегу с борта теплохода, а объектив фотоаппарата обладает возможностью приблизить изображение. Поэтому фотография церкви получилась весьма сносной, хоть и далекой от идеала:
Далее на берегах опять не было ничего интересного ни справа, ни слева, пока мы не доплыли до Снятной горы с расположенным на её возвышении Снетогорским монастырем. О его посещении я написал в начале этой публикации. К сожалению, заходящее солнце, светившее прямо в объектив фотоаппарата на пути туда, а также почти наступившие сумерки на пути обратно помешали сделать качественные фотографии вида монастыря с реки. Так что ниже помещаю то, что получилось:
На обратном пути, при возвращении теплохода к причалу на набережной, мы с его борта, естественно, увидели всё то же самое, только в обратной последовательности. Я специально оставил напоследок две фотографии с двумя культовыми сооружениями на левом берегу реки Великой в районе Ольгинского моста, хотя о них можно было бы рассказать и по пути в сторону Снетогорского монастыря. Сделал я это для того, чтобы было чем завершить рассказ об этой интересной прогулке на теплоходе:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Парома была построена в 1521 году. Она поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году. Приделы возведены в XVII веке, а глава — в XVIII веке. Реставрация купола выполнена по проекту Э. П. Штольцер в 1949 — 1951 годах. С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.
Успенская церковь с Парома (так обозначалось местность, в которой в древности напротив Крома была переправа с одного берега на другой, и ходил паром) — это памятник псковского зодчества, имеющий градостроительное значение: обращен к «Дому Святой Троицы» и акцентирует древнюю дорогу на запад (современный Рижский проспект).
Главный храм с одной главой, тремя апсидами, двумя приделами (южный — во имя Рождества Богородицы, северный — во имя Собора Божьей Матери), с притворами, галереями, крыльцами со столбами представляет собой живописное сочетание разнообразных объемов.
Интерьер основного храма крестовокупольный, четырёхстолпный, с типичной для Пскова конструкцией повышенных подпружных арок.
Псковский декор: аркатурный пояс, поребрик, бегунец на барабане и на апсидах, лопатки на фасадах… Маленькие глухие главки приделов активно участвуют в игре масштабов.
Эффектно завершение ансамбля Успенской церкви: глава с крестом, на перекладине которого помещен голубь — символ Святого Духа. Легенда утверждает: пока голубь восседает на церкви Успения, благодать Святого Духа не отойдет от Пскова. Легенда эта весьма распространена на северо-западе Руси. Во всяком случае, точно такая же легенда существует и в Великом Новгороде про голубя на кресте Софийского собора.
Часовня Ольги равноапостольной совсем недавнее сооружение. Она была возведена в 2000 году.
Великая Равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка на Руси, особенно почиталась у себя на родине, в Пскове. Городские легенды связывают основание первого Троицкого собора с её именем. На месте нынешней часовни княгине было светозарное видение трёх солнечных лучей над местом, где был Кром — символ Святой Троицы. Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии дубовый крест. В XIX веке, когда при участии царской фамилии в России стало действовать Ольгинское общество, здесь была установлена часовня неоклассических форм, утраченная в XX веке.
Ныне Ольгинское общество возобновило свою работу в Пскове и установило на месте разрушенной часовни сначала памятный металлический крест, а затем провело конкурс на лучший проект часовни, в котором победил архитектор А. А. Красильников. Часовня была освящена 23 июля 2000 года.
Самое удачное решение современного архитектора — постановка часовни на постамент над берегом Великой, градостроительная вписанность в панораму города белоснежного здания.
Однако в отношении архитектурных форм автор эклектичен: изящество пропорций напоминает о владимирских домонгольских храмах, — но без их высотности; шлемообразная глава и позакомарное покрытие — тяготеют к новгородскому варианту, но без его мощи; план говорит о равноконечном греческом кресте. А собственно псковская традиция, к сожалению, «ушла» в глубокий подтекст, чисто легендарно-исторический, но не художественный.
И в заключение этого долгого рассказа о насыщенном впечатлениями третьем дне нашего путешествия, я могу только повторить подрисуночную подпись к крайним в этой публикации фотографиям: «Всё! Приплыли! Идём назад к автомобилям, а потом в гостиницу, баиньки. Завтра едем в Печоры и Изборск». Но об этом речь пойдет уже в следующей публикации…
Цикл материалов "Поездка в Тверскую, Псковскую и Новгородскую области с 4 по 10 августа 2015 года"