Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 21 декабря 11:28

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Псков — Россия Август 2015
0 2

РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года

ЧАСТЬ 3 (начало рассказа)
6 августа 2015 года.
Третий день путешествия (второй день в Пскове).

Посещение Довмонтова города и Крома, прогулка по центру Пскова

Выполнение культурной программы в третий день нашего путешествия началось чуть позже, чем в первые два дня. Накануне мы договорились о том, что начнем наш день с осмотра Довмонтова города и Крома. И, поскольку экскурсионное обслуживание в этих объектах, как и во всех других, курируемых Псковским музеем-заповедником, начинается с 1100, мы позволили себе в третий день поспать чуть дольше и проснулись лишь в начале девятого часа. Позавтракав в номере и собравшись, мы примерно в 930 выехали из гостиницы.

Для первой стоянки в этот день была выбрана небольшая площадка на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Ленина рядом с оградой церкви Михаила и Гавриила Архангелов. Непосредственно к Крому мы подъезжать не стали, поскольку не было уверенности в том, что рядом с ним можно припарковаться. Переезд из гостиницы к месту стоянки занял не более 5 — 7 минут. От этой стоянки началась наша утренняя прогулка по центральной (исторической) части Пскова. Её примерный маршрут и осмотренные по ходу объекты показаны на приведенной ниже карте:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Часть перечисленных объектов, начиная с номера 12, мы, согласно первоначальному сценарному плану, должны были осмотреть ещё накануне. Но, как я уже упоминал в рассказе о втором дне путешествия, вместо того, чтобы их осматривать, мы гуляли по набережной реки Великой. В итоге, как оказалось, мы ничего не потеряли, если не считать того, что кроме памятника княгине Ольге и гуляния по детскому парку остальные объекты в квартале между улицами Советской и Некрасова обходил и фотографировал лишь я один. А все женщины из нашего коллектива предпочли в это время отдохнуть в парке после завершения программы первой части прогулки.

Итак, после этой небольшой вводной части, я приступаю к рассказу том, что мы увидели во второй день нашего пребывания в Пскове.

В непосредственной близости от места, где мы припарковались, находится вот такой миленький «пятачок», который псковичи назвали «Площадкой «Место встречи»:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Как говорится: «Простенько, но со вкусом». Правда, в этот утренний час четверга у «Места встречи» никто не встречался.

Далее мы прошли вдоль части периметра церковного ограждения и со стороны Советской улицы через ворота в колокольне вошли на территорию Церкви Михаила и Гавриила Архангелов:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца первоначально была построена в 1339 году, но в последующие столетия, главным образом в XVII — XIX веках, в её первоначальный облик были внесены существенные изменения. Она была кончанским храмом Городецкого района. Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города. К ней стекались все дороги: Великая (ул. Советская), Трупеховка (Октябрьский проспект), Петровская (Новгородская, ныне — Карла Маркса), Званница (Леона Поземского) с Запсковья, Изборская (Рижский проспект) — от Завеличья. Рядом с ней был знаменитый псковский Торг (пл. Ленина). Церковь доныне сохраняет это значение, хотя претерпела много изменений.

С 1429 года храм стал соборным и более всего обустраивался в конце XVIII века. Двухъярусная надвратная шатровая колокольня с боковыми корпусами, построенная в XVII веке, тяготела к московским традициям, а древние формы самого храма — к новгородско-псковским.

Барабан храма декорирован полихромными печными изразцами, паперть — фреской с изображением Архангела Михаила (выполнена знаменитым современным иконописцем архимандритом Зиноном).

В 1920 — 1930-х годах церковь Архангела Михаила являлась кафедральным собором, так как Троицкий собор был передан «обновленцам». В 1936 году храм закрыли, а в 1948 году здесь проводились реставрационные работы под руководством Ю. П. Спегальского, удалившего некоторые напластования XIX века.

Ныне храм — действующий. В 2015 году его настоятелем был отец Георгий. Во время посещения храм был открыт, и мы в него зашли.

Здесь я сделаю небольшое отступление, чтобы пояснить, что означает словосочетание «кончанский храм», которое встречается в описаниях многих храмов Пскова. В ходе подготовки к поездке при разработке её сценарного плана я впервые столкнулся с этим термином и сделал тогда приведенную ниже выписку из статьи в одном из интернетовских сайтов, посвященных Пскову.

Из того, о чём там написано, я понял, что «кончанский храм» — это специфическое словосочетание, имеющее местное псковское, а также новгородское происхождение. Определение «кончанский» происходит от слова «конец».

«Концами» в древнем Пскове являлись административные единицы внутри самого города. Это примерно то, что мы привыкли сейчас называть районами. Внутренняя жизнь концов регулировалась кончанскими вечами; во главе управления стояли кончанские старосты. Деление на концы и предоставление им известных прав оправдывалось, вероятно, тем, что такое деление Пскова давало возможность администрации города лучше следить за выполнением общественных повинностей населением города, пользоваться круговою порукою при несении этих повинностей и разгружало общегородское вече от необходимости входить в мелочную опеку над нуждами населения.

В приграничном городе, военные походы которого преследовали не столько цели активной защиты от врагов, сколько путем грабежа добыть «товар» для торговли, основная повинность населения, конечно, была военная. На обязанности населения концов лежала постройка и поддержание в порядке известных частей городской стены. Например, в 1482 году жители Богоявленского конца заложили и через два года выстроили свою часть Запсковской стены, а в 1484 году Козьмодемьянские кончане выстроили свои две части той же стены.

Когда огнестрельное оружие стало играть большую роль, на обязанность кончан легла заготовка пороха для воинов своего конца: в 1507 году в приделе Козьмодемьянской церкви взорвались «зелия всего конца». Набор и снаряжение войска по развёрстке, произведённой общегородским вече, производились концами. Кроме военных, на концах лежали и другие обязанности, например: во время мора 1466 года концами были выкопаны за городом кончанские общие ямы (скудельницы) для погребения мёртвых своего конца. Концы несли круговую поруку при поимке преступников из числа своих кончан.

Административным и общественным центром конца была кончанская церковь. В ней хранился порох и военное снаряжение конца; её подвалы служили хранилищем для ценностей кончан; на площади перед нею собиралось кончанское вече; забота о её благосостоянии, украшении, возобновлении лежала на населении всего конца. Поэтому кончанские церкви несколько крупнее остальных псковских церквей, богаче украшены иконами; их колокола висят не на маленьких звонничках, а на больших звонницах (Пароменская, Богоявленская). Зато и потребности населения концов сильнее сказались на их внешнем виде: обилие пристроек, приспособление нижней части звонниц под кладовые (почти у всех кончанских церквей).

После этого отступления вновь возвращаюсь к рассказу о пешей прогулке третьего дня путешествия. От церкви Михаила и Гавриила Архангелов наш путь лежал к Крому с его Троицким собором. По пути нам встретились несколько объектов, которые попали в поле зрения наших фотоаппаратов. Не буду их описывать, поскольку из подписей к фотографиям и так все понятно.

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Впрочем, всё-таки добавлю несколько строк. Здание Псковского госуниверситета было построено в 1955 — 1960 годах, и в нём изначально размещался Псковский педагогический институт. Вообще Псковский государственный университет был образован совсем недавно, лишь в 2010 году, на базе пяти псковских высших учебных заведений, в том числе и Псковского педагогического университета, как в постсоветское время стали называть педагогический институт. Здание на пл. Ленина, 2 — это лишь одно из зданий современного Псковского государственного университета, хотя и является его главным корпусом. Кроме него в разных частях Пскова расположены ещё шесть корпусов, принадлежавших ранее учебным заведениям, образовавшим университет.

Памятник В. И. Ленину работы скульптора Г. Е. Арапова и архитектора Н. С. Бутенко, установленный на площади, открыли 6 ноября 1960 года.

Здание кинотеатра «Октябрь» было построено в 1958 году. Соорудили его на исторической площади Пскова, так сказать, «по идеологическим соображениям» вопреки задумке архитектора Алексея Афанасьевича Ларкина, предлагавшего строить этот кинотеатр в другом месте. Но архитектору «выкрутили руки» в приказном порядке, отчего тот после двух инфарктов скончался на 46-м году жизни. А по поводу построенного здания кинотеатра можно сказать, что ещё в 1973 году по Генплану развития Пскова оно было приговорено к сносу. И в Проекте зон охраны исторического центра Пскова, выполненном в 1991 году институтом «Ленгипрогор», кинотеатр «Октябрь» был признан диссонирующим объектом, подлежащим сносу. Однако жизнь показала, что исправить эту градостроительную ошибку пока не представляется возможным. В январе 2003 года здание кинотеатра на 25 лет сдали в аренду фирме «Белая Русь плюс» и клубу «Супер».

Примерно в половине одиннадцатого мы подошли к воротам в Довмонтов город. Вопреки утверждённому расписанию работы музея ворота были открыты, и нас уже поджидали несколько экскурсоводов. С одним, а точнее с одной из них (сейчас я могу ошибиться, но, кажется, она назвала себя Элеонорой), мы договорились об экскурсии по Довмонтову городу и Крому. К нам примкнул ещё один мужчина, пожелавший также её послушать, и экскурсия началась. Вот пара наших фотографий рядом с экскурсоводом во время экскурсии. Маша в самом начале закапризничала, поэтому Аня вместе с ней покинула наши ряды. Во время экскурсии они с Машей ходили по территории самостоятельно, и только в самом её конце мы снова воссоединились:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Теперь я расскажу о том, что мы увидели, услышали и сфотографировали в Довмонтовом городе и в Кроме. Расположение в них основных объектов показано на приведенной ниже карте, позаимствованной у «Яндекса»:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Официальной датой образования Пскова считается 903 год, когда о нём впервые было упомянуто в Лаврентьевской летописи. Кром и Довмонтов город — это две примыкающие друг к другу территории в историческом центре Пскова, огороженные крепостными стенами с несколькими башнями на них.

Исторически раньше возник Кром. Поселение на высоком, удобно защищённом от нападений мысу при впадении реки Псковы в реку Великую существовало еще с VIII века нашей эры, а в X веке обросло первыми деревянными крепостными стенами. С этого места в самом начале Х столетия нашей эры и начался отсчет истории Пскова — одного из древнейших русских городов. Первая каменная стена в Кроме (или на Кроме, как говорили в старину) появилась с южной стороны и получила название «Перси» (по-старорусски это означает «грудь»). Судя по летописям 1065 года, можно предположить, что стена Перси уже в середине XI века была каменной, по крайней мере, частично. А в 1337 году летописец упоминал, что в конце XII века новые ворота в город, Великие ворота, пришлось «пробивать» в мощной стене. Именно «пробивать», а не «прорубать», если бы стена была деревянной. После пробития новых ворот, в Кром стали вести двое южных проездных ворот, из которых до настоящего времени «дожили» только Великие (Троицкие). При этом нужно отметить, что первоначально Великие ворота находились на 5 — 6 м ниже сегодняшнего уровня, и были подняты вверх в конце XIX века (в 1886 году) при реконструкции Крома. Из этого можно сделать вывод о мощи Перси в средние века, высота стен которых, судя по всему, превышала 20 метров. Параллельно подножию Перси псковичи вырыли глубокий ров и заполнили его водой (впоследствии он был засыпан и сейчас отсутствует). Ров этот назывался Греблей. Через него от проездных ворот были перекинуты разводные мосты. Таким образом, уже к началу XIII века Кром превратился в непреступную крепость, надежно защищённую естественными (реки Великая и Пскова) и искусственными (крепостные стены и Гребля) преградами. В дальнейшем в XIII — XVII веках производились работы по замене деревянных стен на каменные, их укрепление и надстройка, постройка новых каменных башен.

Вместе с тем стоит отметить, что в Кроме никто не жил. Здесь собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия и оружейного пороха, стояли клети, которые охраняли сторожевые собаки — «кромские псы». Кража из Крома считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью. На территории Крома находится Троицкий собор — главный храм Пскова и Псковской земли.

Название «кром» произошло, по-видимому, от трансформированного древнерусского названия «кромки» или «края» и издавна обозначало на Псковщине крепость-детинец с возведёнными по краю стенами. Слово это прижилось в русском языке, но в центральной части страны за несколько веков трансформировалось в «Кремль», под таким именем став уже всемирно известным. Поэтому сейчас более привычно слуху название «кремль». И «псковский кром» тоже часто называют «псковским кремлём», но я этого делать не буду, отдавая дань первоначальному названию, так сказать «первоисточнику».

Довмонтов город получил название по имени принявшего христианство литовского князя Довмонта, управлявшего Псковом на протяжении 33 лет (с 1266 по 1299 год). Название это появилось не сразу, а примерно через сотню лет после смерти князя, причисленного к тому времени к лику местных святых. Он был построен, а точнее пристроен к Крому во второй половине XIII века по приказу этого самого князя. Постепенно также оброс крепостными стенами с башнями. Несмотря на небольшую территорию (всего около полутора гектаров), псковичи до конца XVI века возвели в Довмонтовом городе более двадцати церковных и гражданских построек из камня. В период существования в Пскове вечевой республики (до 1510 года) Довмонтов город считался центром церковного и административного управления Пскова и Псковской земли, хотя в нём тоже практически никто не жил.

Теперь посмотрим на всё это через объективы фотоаппаратов, которые мы носили с собой. Фотографии я разместил в той последовательности, в которой мы осматривали объекты. Предварительно сделаю только общее примечание: современный вид большая часть объектов в Довмонтовом городе и Кроме приобрела в результате проводившихся после окончания Великой Отечественной войны и проводящихся до сих пор археологических и реставрационных работ. Поэтому большая часть того, что мы можем сейчас увидеть, — это, по сути, новоделы, в основном, второй половины ХХ века.

Власьевская башня лучше всего видна сейчас от входа в Довмонтов город (не считая, конечно, вида со стороны реки Великой). С территории самого Довмонтова города её нижняя часть скрыта за крепостной стеной. Пройдя через ворота на территорию Довмонтова города и повернувшись к ним лицом, можно увидеть два здания: слева — здание Консистории, а справа — здание Приказной палаты. В метрах 20 — 25 слева от Консистории в крепостной стене располагается Рыбницкая башня. Названные объекты показаны на приведенных ниже фотографиях:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Несколько слов о каждом из перечисленных выше объектов Довмонтова города.

Власьевская башня — это одна из оборонительных башен Пскова. Строго говоря, эта башня стоит чуть в стороне на продолжении стены Довмонтова города, построенной вдоль реки Великой. Псковские летописи впервые сообщают о строительстве двух каменных надвратных башен — Власьевской и Рыбницкой — под 1376/1377 годом. Власьевская башня имеет высокий шатёр и смотровой чердак. Она защищала линию крепостных стен у спуска к реке Великой. Через надвратную Власьевскую башню вели единственные проездные ворота в центральную часть Пскова от парома со стороны Завеличья. От Власьевских ворот поднимались к Старому Торгу (ныне пл. Ленина) многочисленные купцы, гости, послы, окрестные жители. Одновременно в башне располагалась и псковская таможня. В Сметной книге Пскова за 1644 год говорится: «Ворота Власьевские проезжие, а в них 26 боев верхних, нижних и средних». Ворота, о которых идёт речь, находились в самой башне. Они запирались на ночь деревянными створами с опускавшейся железной решеткой и тщательно охранялись. Комплекс защиты ворот довершал деревянный рубленый захаб с восемью бойницами.

Свое название Власьевская башня получила по церкви Власия, построенной немного раньше (в 1372 или 1373 году) у Довмонтовой стены на пологом спуске к переправе через реку Великую. Со временем и эта дорога стала также называться Власьевским спуском. Через 7 лет к юго-востоку от Власьевских ворот, из Довмонтова города переместилась резиденция князя (это место сейчас занимает кинотеатр «Октябрь»).

Та башня, которую мы видим сейчас, — новодел, воссозданный на месте башни XIV века в 1966 году, и повторно восстановленный после пожара, случившегося 27 апреля 2010 года, когда сгорел и обрушился деревянный шатер. Сейчас в верхней части Власьевской башни устроена смотровая площадка, о посещении которой я расскажу чуть позже.

Рыбницкая башня (другое название — башня у Святых ворот) — тоже проездная башня. Она была возведена в последней четверти XIV века одновременно с Власьевской и расположена в стене Довмонтова города. Через находившиеся в башне Святые (Рыбницкие) ворота шёл спуск к реке Пскове. Название башня получила от одного из торговых центров на берегу реки Псковы, носившем название «Рыбники». Не ранее XVIII века Рыбницкая башня была разобрана, а существующая сейчас башня Святых ворот сооружена в 1971 — 1972 годах по проекту московского архитектора А. В. Воробьёва. Это было сделано в рамках реализации крупного замысла послевоенной реставрации Псковского Кремля. После воссоздания в начале 1970‑х-годов Святые ворота сначала были закрыты, там находился сувенирный магазин, но после пожара 2010 года, в котором эта башня, как и Власьевская, тоже пострадала, ворота вновь открыли.

Приказные палаты были построены в 1692 ‑ 1695 годах для заседаний боярской думы. Внутренним убранством и добротностью в то время они соперничали с палатами московского Кремля. Это единственная в Пскове сохранившаяся административная постройка XVII века.

Сейчас это филиал Псковского музея-заповедника с экспозицией «Приказная палата — административный центр Псковской земли XVII века», сувенирным магазином и художественной галереей. Внутрь палат мы не заходили.

Здание Консистории было построено в 1853 году. Появление Духовных Консисторий в России относится к 1744 году. С этого времени так стали называться присутственные места при епархиальных архиереях. До постройки нового здания для неё Псковская духовная консистория размещалась в Приказной палате.

Перед Приказными палатами раскинулся большой двор, окруженный каменными стенами. Это и есть Довмонтов город. Как я уже упоминал выше, построен он был во второй половине XIII века по приказу псковского князя Довмонта. Во времена независимости Пскова в Довмонтовом городе сосредотачивались органы управления республикой, размещавшиеся и в Приказной палате, и в княжеских хоромах, и в других помещениях.

И все-таки, глядя сейчас на эту территорию, почему-то возникает мысль о том, что обустраивали её вовсе не для удобства горожан, а, скорее, для возвеличивания культа Святой Троицы. Почти вся небольшая территория Довмонтова города была занята церквями. Задумал сей проект, по-видимому, псковский зодчий Кирилл — строитель Троицкого собора, расположенного в Кроме. По его замыслу церкви Довмонтова города должны были духовно подготавливать горожан к входу в Храм Святой Троицы. Наверное, Кирилл убедил в этом горожан, поскольку те резво взялись за дело и за пару сотен лет соорудили здесь одну за другой, аж, восемнадцать церквей!!! И городские районы, и пригороды Пскова старались возвести свой храм в этом святом месте. В итоге и возникло это уникальное на Руси явление, которого больше не было ни в одном городе.

Существует, правда, и другая версия относительно постройки в Довмонтовом городе такого большого скопления культовых сооружений. По мнению сторонников этой версии, церкви в этой огороженной части строили для того, чтобы защитить их от разграбления часто нападавшими захватчиками. По-моему, эта версия не состоятельна. В других частях Пскова существует большое количество других церквей, построенных в XIV — XVI веках, которые прекрасно сохранились, невзирая ни на каких захватчиков.

Высокая плотность церквей и гражданских палат на маленьком пространстве Довмонтова города не давала развиваться этой территории. Со временем, после потери Псковом своей независимости в 1510 году, храмы естественным образом пришли в упадок. Поэтому, когда в XVII ‑ XVIII веках многие из них разобрали, никто этому не удивился. В начале XVIII века, когда началась Северная война со шведами, на освободившейся территории Петр I приказал возвести Рождественскую батарею, призванную защищать город артиллерийским огнем. При её постройке с целью поднятия батареи на уровень стен были засыпаны три храма с фресками XIV века. В 1953 — 1987 годах экспедиция Государственного Эрмитажа проводила на территории Довмонтова города археологические раскопки, в ходе которых были выявлены остатки нескольких каменных фундаментов. Сейчас на «лабиринты» этих фундаментов можно здесь посмотреть. Сохранились также руины нескольких храмов, некогда стоявших в Довмонтовом городе, в том числе Собора Святого Николая на Гребле. Их также можно сейчас увидеть в восточной части территории. Вот несколько фотографий, демонстрирующих сказанное выше:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Побывав на территории и осмотрев Довмонтов город, мы далее пошли в Кром, сделав перед этим фотографию внешней стороны его стены, носящей название «Перси». Во время нашего посещения эта стена реставрировалась, и её большая часть была скрыта за строительными лесами. Из-за этого нельзя было разглядеть декоративную композицию, висящую на стене. Эта композиция была водружена на Перси в честь победы дружины Александра Невского на Чудском озере в апреле 1242 года, и представляет собой гигантский меч на фоне металлического знамени-хоругви. Ниже левая фотография сделана нами, а правая взята из интернета:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Вход в Кром с территории Довмонтова города осуществляется через Великие ворота, находящиеся рядом с Троицкой башней. Над воротами помещена икона Святой Троицы

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Современный вид этот участок Перси приобрел после реконструкции, проведенной в конце 1980-х годов. Сразу за воротами начинается, так называемый, «захаб», изначально сооруженный в этом месте в XV веке, а затем обновлённый в ходе реконструкции в XIX и ХХ веках:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Захаб — это элемент обороны крепости, видимо, впервые появившийся и широко распространившийся именно на Псковщине. Он представляет собой длинный и достаточно узкий коридор, заключенный между высокими крепостными стенами. С обеих сторон этот коридор закрывался воротами. Первые хорошо укреплённые ворота были сделаны во внешней крепостной стене или в башне и служили первым рубежом обороны на входе в крепость. Если вражеские воины при штурме крепости прорывали этот рубеж, то они неизбежно попадали в узкий коридор — захаб, дальнейший проход из которого в крепость был закрыт другими воротами. И, как только толпа захватчиков туда попадала, на головы нападавших с боковых стен захаба обрушивался град камней и стрел, проливалась кипящая вода или смола. В общем, врагу изрядно доставалось, и он вынужден был ретироваться восвояси, бросив раненых и убитых на милость оборонявшихся.

Сейчас псковский захаб в Кроме выполняет, естественно, чисто декоративную функцию. Но всё равно, будучи «захапанным захабом», понимаешь, как не сладко тебе пришлось бы, если в данный момент ты вдруг оказался бы не туристом, а захватчиком.

В Кроме сохранились руины еще одного захаба возле Довмонтовой (или Смердиевой) башни. Чуть ниже я покажу и его фотографию.

Тут я сделаю еще одно небольшое отступление от основного рассказа. Когда мы с экскурсоводом входили в Кром, мимо нас по захабу быстро прошла довольно многочисленная группа поломниц, спешивших, видимо, в Троицкий собор (выше, на левой фотографии, как раз запечатлён этот момент). С ними чуть позже был связан любопытный эпизод, в котором поучаствовала наша Маша, когда они с Аней зашли в собор. Эти поломницы в храме молились, стоя на коленях и ударяясь лбами о пол. Машу это заинтересовало, и она начала повторять их действия, переходя от одной поломницы к другой, под их умилённые возгласы и похвалы. И эта сцена повторялась довольно долго. Мы, слушая экскурсовода на улице, этого не видели, но со слов Ани выглядело это всё очень комично. В общем, наша маленькая «артистка» позабавила публику.

Выйдя из захаба, мы увидели перед собой главную достопримечательность Крома — Троицкий собор, а перед ним огромную поляну. Это — Вечевая площадь, на которой до 1510 года в независимой Псковской республике собирался народ на вече для обсуждения важных дел, оглашения княжеских указов и т. п. Сейчас в центре этой площади, на месте разрушенного в 1940-е годы Благовещенского собора, который был построен в 1836 году, поставлен памятный крест. А в юго-западном углу площади возле Довмонтовой башни находятся раскопанные руины того самого Смердиева захаба, о котором я упомянул чуть выше:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Несколько слов скажу о двух башнях, которые хорошо видны с Вечевой площади.

Троицкая башня (другое название — Великая башня) была построена на восточной оконечности Перси рядом с Великими воротами довольно поздно, в XVII веке. Об её постройке упоминается в летописи 1644 года. Из неё был выход в захаб, о котором я упоминал выше. На башне в XVII веке находились часы, поэтому её иногда называли Часовой. В 1787 году произошло обрушение стены башни, обращенной к городу, из-за конструктивной усталости известковых плит, из которых она была сложена. В том виде, в котором существует сейчас, Троицкая башня была восстановлена вместе с Великими воротами в 1988 году в ходе реставрационных работ, проводимых в Псковском Кроме.

Довмонтова (Смердиева) башня. Та многогранная башня в стиле западноевропейских башен, которую мы видим сейчас, была построена в 1866 году по проекту архитектора К. А. Тона во время реставрации Крома в середине XIX века. Изначально в этом месте на западной оконечности Перси существовала круглая башня, которая называлась Смердиевой (или Смердьей). В интернете приводятся противоречивые сведения относительно времени постройки первой башни на Персях: от XII до XV века. На табличке, висящей сейчас на этой башне, значится XV век. Башня имела проездные ворота из Крома в Довмонтов город. Рядом с этой башней уже в самом Довмонтовом городе были сделаны Смердиевы ворота, через которые можно было выйти на берег реки Великой. Через эти ворота простой люд (смерды) попадал из посада в Довмонтов город, а затем в Кром. Отсюда, видимо, и появилось название ворот и стоящей рядом с ними башни. Средневековая Смердиева башня была больше и внушительнее современной, названной Довмонтовой башней. Она была толщиной в полторы сажени с шатровой тёсовой крышей и вышкой. В ней на разных уровнях располагались две платформы для установки пушек.

Приблизительно в середине XVII века ворота в Смердиевой башне были заперты и засыпаны землей. У ворот Смердиевой башни существовал захаб, который тоже был засыпан. В настоящее время захаб раскопан со стороны Вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли.

Наконец, настала очередь рассказать о главной святыне Пскова, вот об этой:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

История Свято-Троицкого кафедрального собора началась практически одновременно с историей Плескова, так изначально назывался Псков. Местные жители никогда не разделяли свой родной город и Троицкий собор, называя Псков «Домом Святой Троицы». Издревле собор был центром общественной и государственной жизни. И сегодня это не только действующий храм, но и культурный памятник регионального значения, находящийся под охраной государства.

За всю историю на этом месте, сменяя друг друга, находились четыре разных Троицких собора.

Первый собор Святой Троицы был воздвигнут по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине Х века. Существует легенда о том, что, стоя на противоположном берегу реки Великой напротив холма, на котором затем возвели Кром, княгиня увидела, как на этот холм с неба спустились три солнечных луча. Ольга, первой на Руси принявшая христианство, посчитала это небесным знаком и, как повествует летописец, «… глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…». Первый собор был деревянным, простоял недолго и сгорел при пожаре.

Второй собор в XII веке возвел Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Он был уже каменным. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам). Со вторым собором связаны важные события русской истории. Так, например, в нём молился князь Александр Невский перед началом Ледового побоища.

Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые учёные считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в Псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы.

Известен рисунок, сделанный перед его разборкой в 1689 году:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Третий Троицкий собор простоял более 300 лет. За это время он неоднократно ремонтировался, но все‑таки настало время и для его замены.

Строительство нынешнего четвёртого собора продолжалось в течение шести лет и было завершено в 1699 году.

Он построен в общерусских московских традициях и представляет собой многоярусный (72 метра), шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строгое: четкий объем храма, белёные стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в XVIII веке (пристроены крыльцо и контрфорсы, заложены галереи) и ремонт конца XIX века, собор сохранил первоначальное решение, хотя контрфорсы, пристроенные с целью предотвращения обрушения стен из-за грунтовых подвижек, конечно, сильно исказили его внешний вид.

В интерьере нынешнего храма высокий и затейливый иконостас, имеющий 7 ярусов. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращённая на родину из Германии. В соборе в раке хранятся мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других. Также в соборе и вокруг него расположены захоронения великих псковских мужей.

Колокольню Троицкого Собора начали строить в XVII веке, а последние обновления завершены в XIX веке.

Колокольня построена на месте древней башни «на Радчине всходе» и оказалась встроенной в восточную стену Крома. Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в XVIII — XIX веках.

Троицкий собор вместе с колокольней является высотной доминантой в градостроительной структуре Пскова. Ниже показаны некоторые сделанные нами фотографии деталей внешнего и внутреннего оформления Троицкого собора:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

А это 33 ступени лестницы, ведущей снизу на второй этаж к входу в Троицкий собор. Не знаю, почему строители крыльца разместили в нем именно такое количество ступеней, а со слов нашего экскурсовода 33 ступени символизируют количество лет, которые в Пскове княжил Довмонт. Мне думается, что это простое совпадение, которому затем приписали некий смысл:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Троицкий собор разделил собой территорию Крома на две части. Условно их можно назвать «политической» и «экономической». Передней частью перед собором, так сказать, «заведовала политика». Здесь находилась вечевая площадь, на которой принимались политические решения. А территорией за собором «заведовала экономика». Здесь были погреба и склады, частные и «муниципальные», строго охранявшиеся специально натасканными собаками — «кромскими псами». Корм для собак («снеть собакам на ядъ») хранился в Снетной башне (сейчас она называется Средней). Кражи из Крома считались особо тяжким преступлением и карались смертью. Такая строгая мера применительно к ворам, наверное, была оправдана, ведь в Кроме содержался практически весь стратегический запас города. Среди погребов были и «зелейные палаты», то есть «пороховые склады». Во время неизбежных пожаров эти склады не раз взрывались, что зафиксировано в исторических хрониках. Так, например, в 1562 году при пожаре вышибло стену, а в начале XVII века «зельем вырвало обе стены на Великую и на Пскову».

Про «политическую» часть я рассказал чуть выше, а вот на «экономической» до нашего времени сохранились только дом причта и гостевой дом, а также дом, в котором раньше и находились эти самые «зелейные палаты»:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

В северо-западном углу территории за Троицким собором находится башня Кутекрома. Собственно говоря, такое расположение и определило название этой башни, слово «кут» в древней Руси обозначало «угол», ну, а «кром» — это то, на чьей территории она находится, то есть эта башня — кут (угол) Крома.

Псковичи возвели каменную башню Кутекрома в 1400 году. Одновременно с Кутекромой, как сообщает летописец, в камне отстроили башню «на Радчине всходе» на восточной стене крепости (на месте этой башни в XVII веке возвели колокольню) и всю стену детинца вдоль Великой от Кутекромы до Перси. Эта стена сохранилась, но не в первоначальном виде. Её утолстили и повысили в середине XV или в XVI веке. Недавно её отреставрировали. По верху стены идёт боевая площадка с широкими зубцами, между которыми устроены узкие бойницы. От дождя и снега воинов в древности защищала деревянная кровля.

В 1701 году башня Кутекрома была наполовину разрушена, верхнюю часть её разобрали на строительство Петровского бастиона, а нижнюю засыпали землей и включили в состав бастиона, называемого Красной батареей.

В 1960 году псковские археологи освободили нижние ярусы Кутекромы от насыпи и частично восстановили верх. Уже к 1961 году реставрация башни была закончена. Сейчас пятиярусная башня, поднявшись на прежнюю высоту, увенчанная деревянным шатром и сторожевой вышкой, приобрела облик XVII века. Высота башни составляет 30 м, а ее средний диаметр — 10,5 м.

Вот, пожалуй, и всё основное, что я могу рассказать о Кроме по результатам его посещения нами. У Троицкого собора, мы расстались со своим экскурсоводом, воссоединились с Аней и Машей и сели на лавочку передохнуть:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

А после передышки мы пошли обратно в Довмонтов город:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

И последнее, что мы после всего увиденного захотели совершить в этом историческом месте Пскова, это забраться на смотровую площадку на Власьевской башне и посмотреть на окрестности с высоты птичьего полета. На башню полезли не все, а только Аня, Оля и я. Вот, что мы оттуда увидели:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Спустившись с Власьевской башни и покинув затем Довмонтов город, мы направили свои стопы в сторону Октябрьской площади, на которую выходит лицом Памятник княгине Ольге. К сожалению, светившее в этот день яркое летнее солнце помешало получить качественные фотографии памятника, а брать где-нибудь для иллюстрации «не свое» я не хочу. Поэтому, что вышло, то вышло:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

В Пскове имя княгини Ольги, считающейся основательницей города, очень почитаемо. Её памятник, установленный на краю Детского парка, расположенного между Октябрьским проспектом и двумя улицами (Советской и Некрасова), является одним из двух Ольгинских памятников, существующих в настоящее время в Пскове. У второго памятника мы тоже побывали и его сфотографировали, но это случилось уже на следующий день нашего путешествия.

Авторами Памятника княгине Ольге, к которому мы подошли в этот раз, являются известный российский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков и главный архитектор Пскова Станислав Юльевич Битный. Он был открыт в этом месте летом 2003 года в дни празднования 1100-летия Пскова, и все лица, причастные к его спонсированию, изготовлению и открытию, перечислены на двух памятных досках, лежащих рядом с постаментом:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Памятник княгине Ольге представляет собой бронзовую фигуру княгини с мальчиком — внуком князем Владимиром, держащим в руках икону с ликом Христа. В правой руке у Ольги крест — символ Православия, лик княгини увенчан нимбом. И взгляд княгини, и крест направлены в сторону Псковского Крома со Свято-Троицким собором. Ольга как бы благословляет древний город, взрастивший её и отправивший в далёкий Киев-град, в жёны князю Игорю.

Памятник стоит на цилиндрическом постаменте из белого камня с барельефами двенадцати значимых псковских и российских святых. Это псковские князья Довмонт‑Тимофей и Всеволод‑Гавриил, князья Владимир Красное Солнышко и Александр Невский, преподобные Никандр Псковский, Марфа Псковская и Васса Псково‑Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея Руси), Корнилий Псково‑Печерский, митрополит Вениамин, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и блаженный Николай Салос.

В этом памятнике автор хотел отобразить родовую преемственность и утверждение православной веры на Руси. Поэтому на постаменте княгиня Ольга благословляет и одновременно охраняет князя Владимира — будущего крестителя Руси. Пройдут десятилетия, прежде чем мальчик станет Красным Солнышком и принесёт на Русь веру православную, объединившую все земли и все народы.

Высота скульптуры и постамента одинаковые — по 4,20 метра.

Дальше в соответствии со скорректированным планом, нужно было идти вперёд, вглубь Детского парка. Там, кроме детских аттракционов, располагались ещё несколько церквей, а также «Музей романа «Два капитана» со скульптурной композицией героев романа перед ним, до которых мы не дошли накануне:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Поэтому мы присели на скамеечку, чтобы прочитать про эти объекты. Уставшая Маша заснула крепким сном, да и остальные наши женщины, похоже, тоже изрядно устали:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

В итоге недолгих моих уговоров и отказов остальных от осмотра очередной порции древних храмов дальше пошел только я один, а остальные предпочли отдохнуть. Ниже помещены несколько фотографий, сделанных по ходу этого моего вояжа по Детскому парку и по неизученным накануне закоулкам вблизи улиц Советская и Некрасова.

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Церковь Николая Чудотворца с Усохи — это кончанский храм древнего Опоцкого конца (района города). Церковь была воздвигнута рядом с усохой, то есть с высохшим болотом или высохшей речкой. Впервые была построена в 1371 году, а в 1535 году, после пожара, была возведена заново. Исследователь псковских храмов Ю. П. Спегальский писал: «В то время это было второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с XVI века».

Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня. С южной стороны, возможно, раньше был тёплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки XVII — XIX веков значительно исказили облик храма.

Реставрация 1946 — 1974 годов (архитекторы — Ю. П. Спегальский, В. А. Лебедева и Б. С. Скобельцын) вернула памятнику древние формы одного из самых значительных памятников псковского церковного зодчества XVI века. Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго-востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, и по контрасту форм (приёму, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада, и горели свечи, — отсюда и название часовни.

В интерьере храма — высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. В люнетах — голосники — керамические сосуды, вставленные в стены для облегчения кладки и улучшения акустики и создающие особый, светотеневой орнамент. В вышине купола недавно чудесным образом проявились фрески.

По характеру декора: лопатки, «поребрик — бегунец — поребрик», «бровки», валиковые разводы на апсидах, также украшенных «псковским ожерельем», — это подчёркнуто псковский храм, с сознательным отношением к своей исторической традиции, и вместе с тем он неповторим (часовня, изящная двухпролетная звонница на северной стене, компоновка форм).

Блистательный образец псковской школы XVI века, храм создавался псковичами как градостроительная доминанта на важнейшей Великой улице города.

После реставрации храм в течение долгого времени сохранялся музейно. В церкви даже располагался концертный зал (в нем хорошая акустика). С 2008 года церковь является действующей, но с малым количеством икон и крайне скромно украшена. Я в неё зашел и могу это подтвердить.

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Церковь Святого Василия Великого (на горке) сейчас располагается на возвышенной полянке посередине зелёного массива Детского парка, а в XIV веке, когда она была сооружена, рядом находилась стена Среднего города (ныне утраченная). В летописи под 1377 годом говорится об украшении этого храма росписью. В 1413 году была возведена новая церковь, претерпевшая немало переделок в последующие века.

Сохранились сведения о том, что при храме был всполошный колокол, звонивший во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году.

В 1921 году церковь была закрыта для богослужений и превращена в склад. В 1941 году после оккупации Пскова фашистскими войсками, церковь передали для богослужений общине старообрядцев Поморского согласия. В 1944 году северная часть храма была повреждена бомбой.

Вторично храм закрыли для богослужений в 1947 году. После проведения ремонтно-реставрационных работ в нём размещались документы областного архива.

В 2003 году храм передали общине Русской православной церкви. Начиная с этого времени, проводились ремонтно-реставрационные работы в ходе подготовки к празднованию 1100-летия упоминания Пскова в летописи. Тогда же была запланирована масштабная реставрация с целью придания храму первоначального облика с восстановлением позакомарного покрытия вместо имевшегося четырехскатного, возобновлением приделов св. Алексея и св. Иоанна.

3 декабря 2003 года состоялось первое богослужение. Службу провёл недавно назначенный настоятель храма отец Андрей (Большанин).

8 февраля 2007 года Архиепископ Евсевий освятил 9 новых колоколов (на самом большом, весом 530 кг, отлиты иконы св. Василия Великого, апостола Андрея, святителя Николая и страстотерпца Бориса).

В 2008 году был утверждён проект реставрации храма (арх. В. А. Попов). В результате проведенных в последующие годы работ воссоздано позакомарное покрытие четверика, главка и многоскатное покрытие северного придела.

На мой дилетантский взгляд, сейчас «Василий на горке» на своём живописном холме в парке выглядит просто прекрасно и отлично вписан в окружающий его пейзаж.

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Церковь Анастасии Узорешительницы (в Кузнецах). Впервые церковь Анастасии на Кузнецкой улице в Полонище была поставлена в 1488 году. Видимо, поэтому на прикреплённой к церкви табличке значится XV век, хотя существующая сейчас церковь была построена уже в следующем столетии. Первоначальная церковь была «обетной» однодневкой (построена по обету кого-либо за один день из заранее изготовленных модулей) и находилась в центральной части Полонища, недалеко от Трупеховских ворот в стене 1374 — 1375 годов, недалеко от Торга, доходившего до Трупеховки. По преданию, её построил Василий Дол в память о жене и дочери, обе из которых носили имя Анастасии.

Существующая сейчас церковь построена в 1539 году. Это крупный памятник псковского зодчества, большая приходская церковь. Она полностью, всеми своими объёмами установлена на мощный сводчатый подклетный этаж, то есть её можно рассматривать как двухъярусную.

Четверик храма четырёхстолпный, трёхапсидный, имеет одну главу со световым барабаном на повышенных подпружных арках. Северный придел сооружён в 1639 году, с юга пристроена ризничная палатка, закрытая галерея, включающая в себя притвор, и подходящая к приделам. Звонница храма заменена колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, по устному преданию, помещицей Валуевой в 1827 году.

Фасады четверика и придела членятся лопатками, апсиды и завершение барабана декорированы бегунцом и поребриком, проемы барабана — бровками.

Несмотря на все переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство былого интерьера. По мнению Ю. П. Спегальского в XVI веке это была одна из красивейших церквей Пскова.

На самом деле эта церковь могла бы исчезнуть ещё в конце ХVIII — начале XIX века. В 1786 году церковь в документах указана как полуразрушенная от пожара, назначена к упразднению. И в 1808 году она предназначалась к сносу как совершенно ветхая. Но, к счастью, Святейший Синод снос церкви не разрешил. 8 апреля 1842 года протоиерей Николай Милевский обратился к псковичам с призывом восстановить один из древнейших храмов Пскова. В 1842 — 1843 годах церковь была обновлена старанием её старосты — псковского купца Ладыгина на средства его свояченицы Наталии Михайловны Постниковой и прихожан. Тогда же был сделан новый иконостас, а художником Денисовым написаны новые иконы. Обновлённый храм был освящён 2 июля 1844 года как храм Святой Анастасии Узорешительницы.

В документах начала XX века церковь названа уже по двум святым: Анастасии Римляныни и Анастасии Узорешительницы.

После революции церковь была закрыта в период до начала Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны она получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки. Первое богослужение после многолетнего перерыва состоялось 4 января 2007 года в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы.

И несколько слов еще об одной древней церкви, которую я увидел по ходу этой прогулки. Она расположена в глубине треугольника, образуемого Октябрьским проспектом и двумя улицами, носящими названия Советская и Некрасова. Выглядит она следующим образом:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Церковь Вознесения Господня бывшего Нововознесенского монастыря была построена в 1467 году. Основание монастыря восходит к XIV веку и связано с именем известного князя Евстафия и его семьи. Определение «Новое» дано по сравнению с более ранним Старовознесенским монастырём. В XVIII веке церковь стала приходской, а затем была приписана к Анастасиевской.

В архитектуре храма заметны позднейшие перестройки XVII — XIX веков. В 1830 году был разобран придел Божией Матери Одигитрии с апсидой. В результате оставшаяся часть представляет собой живописно уравновешенную композицию на невысоком холме: нынешний четверик двухапсидный, с притвором, северной палаткой и трёхстолпной звонницей на отдельном объёме, с подклетом.

Интересно, что первоначальный план этого небольшого монастырского храмика с изящной звонницей принципиально не отличался от планировки богатых кончанских храмов типа Богоявления с Запсковья. Расположение монастыря (не во внутреннем дворике мэрии, как сейчас), а на «Новом Кресте», где пересекались знаменитые Романиха и Новая улица, имело важное градообразующее значение.

В настоящее время эта церковь недействующая и используется как фондохранилище музея.

По пути от церкви Анастасии Узорешительницы к Нововознесенской церкви я прошел возле здания, в котором сейчас располагается «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина». В ней существует «Музей романа «Два капитана», написанного Вениамином Александровичем Кавериным, родившимся и учившимся в Пскове. А перед зданием библиотеки поставлен Памятник героям романа «Два капитана»:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Открытие памятника состоялось 22 июля 1995 года. История его появления на свет весьма примечательна. Расскажу о ней вкратце. В 1986 году в этой библиотеке состоялась встреча писателя с авторами будущего памятника героям романа «Два капитана» — Сане Григорьеву и капитану Татаринову. Молодые в то время петербургские скульпторы Михаил Белов и Андрей Ананьев показали Вениамину Александровичу эскиз проекта, на котором Каверин оставил автограф: «Мне кажется, этот проект прекрасно передаёт содержание и нравственную цель моего романа «Два капитана». А 14 января 1988 года Каверин написал письмо ректору Ленинградского института имени Репина П. Т. Фомину, в котором были такие строки: «…Не могу передать вам то глубокое чувство признательности, которое испытываю я, думая о том, что моя шестидесятилетняя упорная и, смею сказать, честная работа будет увековечена таким бесценным подарком, как памятник героям моего романа «Два капитана».

К сожалению, писателю не суждено было дожить до установки памятника. Он скончался 2 мая 1989 года, за шесть лет до его открытия. Но сейчас Саня Григорьев, стремительно идущий вперед к совершенно ясной для него цели, и романтичный, возвышенный, приподнятый на пьедестал капитан Татаринов заставляют вспомнить о том человеке, который придумал и поведал всем нам столь увлекательную историю.

Получив удовлетворение от осмотра всего, о чём я написал выше, я пошёл назад к скамейке, на которой остались отдыхать мои спутницы. По пути на главной аллее Детского парка мне встретился вот такой кузнец-скобарь:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Очень миленькая городская скульптура. Можно присесть на скамеечку рядом и подсмотреть, чем занят этот мастеровой человек. А поднявшись с неё, увидеть, что это он тебе на счастье протягивает только что выкованную подкову, за которую обязательно нужно подержаться. Вернувшись в Москву, я спросил у «Яндекса», кто является автором этого произведения искусства? «Яндекс» ответил, что это подарок Пскову от компании «Мегафон», что открыли его 26 июля 2014 года, а вот кто вылепил и отлил столь замечательного «Скобаря», почему-то, не сознается. А говорят, что «Яндекс знает всё»…

Воссоединившись со своими женщинами, я увидел, что Маша уже проснулась, и узнал, что наша Оля — любительница конных прогулок — тоже походила по округе и выведала, что в парке детей катают не только на карусельных, но и на живых лошадках. И, как следствие этого, следующим нашим шагом было незапланированное заранее «катание Маши на живой лошадке». Хозяйка лошадки не доверила проведение этого мероприятия Оле, хотя ей очень этого хотелось. Поэтому мероприятие свелось к тому, что запечатлено на следующих фотографиях:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

Далее, полные впечатлений, мы вспомнили о том, что проголодались и пора бы пообедать. Топать пешком из парка до места, где вкусно кормят, а оттуда возвращаться к стоянке автомобилей, было далековато. Поэтому, мы предпочли сразу вернуться к автомобилям, а потом переместились на них в ту же «Сергиевскую» столовую, в которой уже обедали накануне:

Поездка 2015 года. Часть 3. Псков (второй день, начало рассказа)

а из столовой поехали на окраину Пскова в Снетогорский женский монастырь, имея в виду, что в той же стороне находится Памятник дружине Александра Невского, разгромившей немецких рыцарей на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Об этой части нашего путешествия, а также о том, как мы завершили второй день пребывания в Пскове, я расскажу в следующей публикации…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Пскове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии