В единственный полный день в Бельгии решили посетить Брюгге и Гент. Расстояния в стране небольшие, вполне можно всё успеть. С утра отправились в Брюгге, а вторую половину дня провели в Генте. В отличие от большинства старых городов вокзал Гента находится довольно далеко от центра. Если идти пешком займет около получаса, но можно воспользоваться общественным транспортом. Трамвай номер 1 останавливается напротив главного входа вокзала Синт-Питерс. Билеты по €2.5 купили в автомате прямо на остановке. Конечная станция по направлению к центру Evergem, а обратно Flanders Expo.
В переполненном, несмотря на ковид, трамвае минут за 15 доехали до остановки Korenmarkt. Изо всех сил стараясь не зевать по сторонам первым делом отправились в намеченное по пути кафе. Завтракали в отеле в Антверпене в 7 утра и кушать уже очень хотелось.
Кафе De Zwarte Zee или попросту Чёрное море оказалось замечательным. Столики стояли прямо на набережной Граслей. Выбрала в меню нечто рыбное и пока ждали заказ побежала осматривать окрестности.
Расположенный вдоль реки Лейе, недалеко от устья Шельды участок считается одним из старейших в Генте. Большинство нынешних домов на Граслей относятся к Средним векам. Например приземистый серый дом справа — Korenstaphuis был построен в 12 веке и является одним из старейших образцов гражданской романской архитектуры в Нидерландах.
Чуть ниже по течению увидела симпатичный мостик Vleeshuisbrug. Река в этом месте совсем не широкая, но первый каменный мост появился здесь уже в 1274 году. Видимо уже в те времена город располагался по обе стороны Лейе.
Своим названием мост обязан расположенному вдоль берега соседнему Большому Мясному дому. Groot Vleeshuis — бывший крытый рынок и зал гильдии. В средние века продажа мяса была сконцентрирована в мясных залах, продавать из дома было запрещено. Groot Vleeshuis Гента появился в 1251 году. Поначалу это было деревянное здание, однако полтора века спустя старый дом пришёл в упадок и на его месте возвели новое здание, достаточно большое, чтобы сдавать в аренду каждому члену гильдии мясников. Со временем законы поменялись, появились мелкие мясные лавки и здание утратило свое первоначальное предназначение. В преддверии всемирной выставки 1913 года было решено восстановить Groot Vleeshuis до состояния 1744 года. Судя по результату проект успешно осуществили.
С мостика в просвете между домами видны серые башни Гравенстен.
Гравенстен или Графский замок — средневековая крепость в Генте. Нынешний замок датируется 1180 годом и до 1353 года был резиденцией графов Фландрии. Замок был построен при Филиппе Эльзасском на месте старых укреплений. Помимо защиты от внешних врагов Гравенстин также служил предостережением жителям Гента, которые нередко выступали против власти графов.
Замок выглядит очень неплохо для своего возраста, внутри открыт музей. Прочитала, что он единственный во Фландрии с почти нетронутой системой обороны. Дальше не пошла, пора возвращаться в кафе.
Там меня ждал сюрприз. Блюдо, которое я заказала оказалось традиционным гентским супом Ватерзой (Waterzooi). В большой лоханке среди тонких хрустящих соломинок моркови и сельдерея плавали куски разной рыбы, креветки и круглые мини картофелины. Всё это было заправлено вкуснейшим зеленоватым сливочным бульоном. Единственным недостатком было количество, как ни старалась всю порцию не осилила.
Приятно наслаждаться ланчем разглядывая красочные дома на противоположном берегу. Самый яркий — Дом с якорями, бывший зал гильдии шкиперов спроектировал голландский архитектор Бернар де Вильде в 1739 году.
С новыми силами вернулись на площадь Коренмаркт.
Бросился в глаза домик похожий на тот, что мы только что видели на набережной. Borluutsteen — хорошо сохранившийся средневековый дом на северной стороне Коренмаркта был построен примерно в 1175 году из серо-голубого известняка добытого в каменоломнях Турне.
Думали зайти в Собор Св. Николая, но там устроили какое-то световое шоу, поэтому посмотрели только снаружи.
На Зерновой площади царило оживление, особенно многолюдно было у здания старой почты превращённой в торговый центр. Здание в стиле эклектики с преобладанием неоготики и неоренессанса, повторяет затейливый дизайн Дома гильдии вольных шкиперов Gildehuis der Vrije Schippers на Граслей. Фасад украшен статуями, головами, гербами всего около сотни, по углам восьмиугольные башни с балкончиками, а самое впечатляющее 52 метровая башня с часами.
С обратной стороны Церкви Св. Николая разбит небольшой сквер. Можно посидеть на травке и дать глазам отдохнуть от окружающих архитектурных красот.
Справа в бетонном ящичке висит колокол. Этот колокол известен как «Триумфальный» и «Руланд» в честь первого большого колокола на церковной колокольне. В 1914 году колокол треснул, его сняли, отреставрировали, но поднимать наверх не стали, а выставили в парке.
Неподалёку ещё один интересный дом — Метселаархус. Оригинальный зал Гильдии каменщиков 16-го века, на башенках ступенчатого фронтона которого весело танцуют шесть бронзовых фигурок. На центральной панели фриза над первым этажом изображен расписной герб гильдии, выше гербы Фландрии и Гента, а над ними габсбургский орёл.
Открыточный вид Гента — три средневековые башни: Св. Николая, Беффруа и Св. Бавона. У меня правда поместились только две.
Колокольня Гента Беффруа высотой 95 метров самая высокая колокольня в Бельгии. Веками колокольня служила не только для отсчёта времени и предупреждений о пожаре и других неприятностях, но и хранилищем важных муниципальных документов. Может показаться, что на шпиле башни примостился золотой петушок, однако это впечатление обманчиво. Флюгер Беффруа сделан в форме позолоченного дракона, который был даже способен извергать пламя.
Собор Святого Бавона — старейшая приходская церковь в центре Гента. Он стоит на месте романской церкви 12 века, посвященной Иоанну Крестителю. В средние века Гент был богатым и могущественным городом, обладающим средствами для строительства все более крупных и роскошных церквей. Таким образом в 16 веке церковь Св. Иоанна Крестителя была преобразована во внушительный готический собор Святого Бавона.
Внутри просто кладезь художественных сокровищ: картины известных художников, статуи, резной дуб, разноцветный мрамор, витражи.
В алтаре святой покровитель церкви будто осыпан золотым дождём.
Тёмное дерево кафедры контрастирует с беломраморными фигурами. Монументальную кафедру (1741—1745 гг.) в стиле рококо изваял Лоран Дельво по проекту Хенрикуса-Франциска Вербрюггена. Впечатляет размер ансамбля, неудивительно, что Дельво понадобилось четыре года, чтобы закончить работу. Главная тема скульптурной композиции «Время открывает Истину».
В соборе четыре органа. Главный орган насчитывающий олее 6000 труб самый большой в Бенилюксе. Корпус органа датируется 18 веком.
Новый орган расположен вдоль галерей над хорами. Ниже под пирамидами органных труб идёт ряд гербов рыцарей Ордена золотого руна, а монохромные росписи в стиле гризайль призваны имитировать мраморные барельефы. Местный гентский художник Петрус Норбертус ван Рейссхут написал серию из 11 картин. Пять из этих панелей представляют сцены из Ветхого Завета, а остальные шесть эпизодов из Нового Завета.
Великолепие собора поражает тем более, что ему не раз доводилось переживать трудные времена. Начиная с кальвинистских иконоборцев и заканчивая мировыми войнами.
Поднялись на галерею и в небольшой комнатке-прихожей наткнулись на картину со знакомой подписью П. Рубенс. Шедевр мастера «Обращение святого Бавона» изображает два важных события: вступление Бавона в монастырь и раздачу его имущества бедным.
В галерею мы пришли, чтобы увидеть самое ценное сокровище собора: Гентский алтарь.
«Поклонение мистическому агнцу» — религиозный полиптих братьев Хуберта и Яна ван Эйков, завершенный около 1432 года. Работа, являющаяся вершиной фламандского примитивизма, была написана по заказу гентского бюргера-торговца Йоса Вейдта. Складной алтарь состоит из 24 дубовых панелей: 12 снаружи и 12 внутри. Хуберт ван Эйк написал часть Гентского алтаря, включающую Таинственного Агнца, после его смерти работу закончил его младший брат Ян.
На колоннах собора развешаны мемориальные доски с гербами. Традиция изготовления таких ромбовидных геральдических картин восходит к 15 веку. Чёрная траурная доска с именем, титулом и гербом усопшего вывешивалась на фасаде его дома, а затем переносилась в приходскую церковь. Художник часто оставался неизвестным.
И колокольня Беффруа, и Собор выходят на площадь Синт-Баафсплейн. Синт-Баафсплейн для Гента — то же самое, что Трафальгарская площадь для Лондона: сердце города. На ней представлены три силы: гражданская с ее могучей колокольней, интеллектуальная с величественным Королевским театром и церковная с впечатляющим собором Святого Бавона. Площадь появилась в 1897 году, когда главный инженер, а затем мэр Гента барон Эмиль Браун решил сделать город более открытым и воздать должное множеству впечатляющих архитектурных шедевров. По его плану снесли несколько рядов старых зданий, получив в результате площадь которую мы видим сегодня.
Ещё одно место идеальное для красивых фото — мост Святого Михаила. У меня правда снова получились только две башни. Следовало обернуться чуть ближе, на углу старой почты. И мост, и здание почты являются творениями архитектора Луи Клоке.
С моста открывается вид на обе набережные: Граслей и Коренлей.
Посредине на фонаре бронзовая статуя Св. Михаила с поверженным драконом.
Сразу за мостом, на берегу стоит одноимённая церковь.
Базилика в стиле брабантской готики скромная снаружи поражает богатым интерьером. В церкви собраны многочисленные картины и скульптуры известных голландских мастеров.
Примечательно, что неоготический интерьер церкви Св. Михаила сумел сохраниться и пережить эпоху ренессанса и барокко.
Среди произведений искусства такие шедевры как «Христос на кресте» работы Антониса ван Дейка и копия «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
Тут у меня случился казус, смотрю вокруг и удивляюсь, а где же балкон, на котором мы только что были. В ответ слышу: это другая церковь. Ну всё пора домой.
Остановку трамвая нашли не сразу. На Коренмаркт как минимум 4 остановки и все не те. Оказалось, обратно на станцию трамвай идёт с улицы Veldstraat.
P. S. Посмотрела на последнее фото и вуаля — все три башни в наличии.
Теги:
Самостоятельные путешествия