Рассказ об экскурсионной поездке в Тверскую, Псковскую и Новгородскую области с 4 по 10 августа 2015 года
Экскурсионная поездка с целью осмотра достопримечательностей в Псковской области задумывалась нами давно. Поскольку объектов, которые хотелось посетить, чрезвычайно много, и разбросаны они по разным местам области, то охватить их все за один раз даже в многодневной поездке не представляется возможным. Поэтому свой экскурс в Псковскую область мы решили разбить на две поездки. Первую мы совершили летом 2014 года. Основной целью той поездки было посещение пушкинских мест в Пушкинских Горах на Псковщине, а попутно мы заехали в места, связанные с пребыванием в них некоторых других знаменитых людей, в частности, мы посетили «Мемориальный музей-усадьбу М. П. Мусоргского» в поселке Наумово и «Музей-усадьбу С. В. Ковалевской» в деревне Полибино. Осмотрели мы тогда и основные достопримечательности в Великих Луках.
А в 2015 году основной целью нашей поездки стали посещение и осмотр достопримечательностей Пскова, а также его ближайших окрестностей, включая Печоры, Изборск и Выбуты. По пути в Псков мы заехали и осмотрели город Торопец Тверской области, а на обратном пути заехали и осмотрели Мемориальный музей Н. А. Римского-Корсакова в расположенных по соседству двух усадьбах Любенск и Вечаша, а также остановились для осмотра достопримечательностей города Валдая Новгородской области и посетили находящийся рядом с ним Иверский Валдайский монастырь, разместившийся на острове Сельвицкий Валдайского озера.
Поездка осуществлялась на двух автомобилях Форд-Фокус и Форд-Фьюжн. В ней принимали участие четыре взрослых человека и один ребенок. Это были члены семьи Широковых: Александр Иванович, Елена Александровна, их дочь Анна и двухлетняя внучка Маша, а также Ольга Мортякова — давняя знакомая семьи по сделанным ранее многочисленным совместным путешествиям. Автомобилями управляли Александр Иванович и Анна.
Общая протяженность маршрута с учетом разъездов в городах составила около 1800 км. Поездка была рассчитана на семь календарных дней и шесть ночёвок в гостиницах, расположенных в трёх населенных пунктах: по одной ночи в Торопце и в Валдае и четыре ночи в Пскове. Первоначально планировалось по пути из Торопца в Псков посетить еще Старую Руссу и Порхов с ночевкой в Порхове, но от этого плана мы в итоге отказались, освободив дополнительное время для пребывания в Пскове.
Укрупненная схема маршрута, реализованного в ходе поездки, показана на приведенной ниже карте.
В целом наше путешествие включало:
— в первый день: переезд из Москвы в Торопец, осмотр его достопримечательностей и ночевку в гостинице «Кривитеск» (рассказ о нем представлен далее в этой публикации);
— во второй день: переезд из Торопца в Псков, заселение в гостиницу «Аватар» и начало осмотра достопримечательностей в Пскове с посещением основной экспозиции и картинной галереи Псковского музея-заповедника и с пешей прогулкой по улицам города и набережной реки Великой (рассказ о нём будет представлен во 2-й части);
— в третий день: продолжение осмотра Пскова с посещением Довмонтова города и Крома, прогулкой по центру города, поездкой в Снетогорский монастырь и к Памятнику дружине Александра Невского на горе Соколовка, а также теплоходной прогулкой по реке Великой (рассказ о нем представлен в 3-й части);
— в четвертый день: поездка из Пскова в Печоры и Изборск с заездом к Мальскому монастырю и с возвращением в Псков (рассказ о нем представлен в 4-й части);
— в пятый день: окончание осмотра достопримечательностей Пскова с посещением Псковского вокзала, Мирожского монастыря и пешеходной прогулкой по Летнему и Ботаническому саду и прилегающим к ним улицам, а также поездка в деревню Выбуты на родину княгини Ольги (рассказ о нем представлен в 5-й части);
— в шестой день: переезд из Пскова в Валдай с заездом в Любенск и Вечашу для осмотра Мемориального музея Н. А. Римского-Корсакова и попутной остановкой на обед в Великом Новгороде, заселение и ночлег в гостинице «Валдайский двор», расположенной на трассе М-10 в районе Валдая (рассказ о нем представлен в 6-й части);
— в седьмой день: осмотр достопримечательностей города Валдая, посещение Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря на острове Сельвицкий, возвращение в Москву с остановкой на обед в Вышнем Волочке (рассказ о нем представлен в 7-й части).
Далее опубликован рассказ-отчет о поездке с демонстрацией сделанных фотографий и комментариями в части осмотренных объектов и полученных впечатлений. Фотографии, отобранные для иллюстраций, сделаны преимущественно Александром Ивановичем и Анной и частично Ольгой. Рассказ подготовлен и ведется от лица Александра Ивановича Широкова с частичным использованием информации об объектах, взятой из некоторых сайтов в интернете. Он представлен в семи отдельных файлах, по одному файлу для каждого дня путешествия. За редким исключением материал изложен в последовательности, в которой осуществлялось посещение объектов по ходу делавшихся переездов и пеших прогулок между ними. В этом файле приводится рассказ о первом дне путешествия.
ЧАСТЬ 1. 4 августа 2015 года. Первый день путешествия.
ПЕРЕЕЗД ИЗ МОСКВЫ В ТОРОПЕЦ И ОСМОТР ЕГО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ
Из Москвы мы стартовали в 730 и, сделав по пути две остановки для дозаправки и небольшого перекуса, примерно в 1300 прибыли в город Торопец Тверской области. Первую остановку в Торопце, как и намечалось в подготовленном заранее сценарном плане поездки, мы сделали у Высокого малого городища. Оно расположено недалеко от въезда в город. Сейчас здесь практически ничего не осталось, кроме высоких земляных валов, сохранившихся от некогда существовавшего в этом месте Кривитеска — одного из хорошо защищенных племенных центров смоленских кривичей. Фактически это городище стало прародителем нынешнего Торопца. По летописному преданию в нем находилась дубовая церковь, в которой в 1239 году 19-летний Александр Невский обвенчался с полоцкой княжной Александрой Брячиславной.
До поездки мы даже не предполагали, что Малое городище окажется столь Высоким. Остановились мы, естественно, у его подножия, где лежит камень с прикрепленной к нему табличкой. В тексте таблички говорится о том, что на этом месте планируется установить памятный знак в честь венчания Александра Невского. После небольшой фотосессии возле камня, мы некоторое время решали, сможем ли в полном составе нашей группы подняться на вал городища по протоптанной вверх тропинке, а, главное, сможем ли мы затем спуститься с вала, склон которого оказался в этом месте весьма крутым? К счастью, нам встретились другие туристы, которые сообщили, что в 150 метрах от этого места есть другая, не столь крутая тропинка. И мы отправились на вал по ней.
Подъем и увиденное после этого зрелище нас не разочаровали. Хотя внутри городища ничего не было, кроме травы, но виды с него на озеро Соломено и город Торопец нас впечатлили. Вот несколько фотографий, сделанных на Высоком малом городище в Торопце.
Датой основания Торопца считается 1074 год. Некоторое время он входил в состав Смоленского княжества, но уже спустя небольшой отрезок времени здесь возникло воинственное Торопецкое княжество, враждовавшее и с Новгородом, и с Суздалью, и даже с Киевом. Первым правителем отдельного Торопецкого княжества был Мстислав Ростиславович Храбрый, взошедший здесь на престол в 1167 году. После его смерти князем был известный Мстислав Мстиславич Удатный (Удалой), позднее ставший князем в Новгороде. У княжества была сильная дружина, позволявшая даже завоевывать соседние земли. В Торопце кипела бурная торговая жизнь, сюда везли товары «гости» (купцы) из всех русских городов. Сами торопчане славились ремеслами, скатерти местных мастеров покрывали даже княжеские столы. Высокие валы для богатого города означали безопасность, так как немало было желающих поживиться за его счет.
Из истории города известно, что татаро-монгольское иго обошло его стороной − для конных войск поход через глухие леса и болота для того, чтобы на время захватить небольшое, но сильное княжество, казался нецелесообразным. Зато «соседи» с другой стороны — литовцы − думали иначе, и с начала XII века несколько раз нападали и грабили город. Для защиты от литовцев торопецкие князья договорились о союзничестве с Владимиро-Суздальским княжеством. И все же союз с суздальцами не помог — в XIV веке Торопец был захвачен литовцами. Только в XV веке московский князь Иван III, принявшийся за объединение русских земель, отвоевал Торопец у литовцев и присоединил к своим владениям.
В XIV веке центр Торопца из древнего городища перебрался на остров, образованный двумя рукавами реки Торопы, вытекающими из озера Соломено. Новое укрепленное поселение назвали Красным валом. Река Торопа в те времена была более полноводной, чем сейчас. К тому же она не замерзала зимой, что оказалось хорошей естественной преградой, защищавшей новую крепость от врагов.
На этот остров мы и отправились после того, как спустились с Высокого малого городища. Сейчас через оба рукава Торопы перекинуты мосты, поэтому никаких проблем с переездом через них не возникло. Следующая наша остановка в Торопце была в 700-х метрах от первой на небольшом пустыре возле построенного в 1802 году здания присутственных мест, в котором сейчас располагается Торопецкая средняя школа № 1.
Основными достопримечательностями в пределах Красного вала, помимо упомянутого здания школы № 1, являются:
— Собор Корсунской иконы Божией Матери;
— Памятник Учителю;
— Дуб Александра Невского;
— Торопецкий краеведческий музей, разместившийся в здании бывшей Богоявленской церкви;
— Памятник адмиралу П. И. Рикорду, родившемуся в Торопце;
— остатки городища Красный вал, являющиеся памятником археологии федерального значения.
Основное время в этой части мы уделили экскурсии в Торопецкий музей, но возле всего остального из перечисленного выше тоже побывали.
Если следовать от Высокого малого городища, то первым объектом, который встретится на пути, будет Собор Корсунской иконы Божией Матери. Сейчас он отреставрирован и выглядит вот так:
Корсунско-Богородицкий собор в Торопце — православный собор на берегу озера Соломено. Ныне существующее здание построено в 1795 — 1804 годах на месте более раннего собора. Оно воздвигнуто в стиле провинциального барокко по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина.
До 1917 года в Корсунско-Богородицком соборе находилась чудотворная Корсунско-Торопецкая икона Божией Матери, которая с 3 декабря 2009 года находится в Церкви Александра Невского в Княжьем Озере в Истринском районе Московской области.
История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII–XVIII века, когда в Торопце на царские деньги начали строить первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней, в котором говорится, что икона «в Торопце очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады городка».
На протяжении нескольких лет ведутся переговоры по поводу возврата иконы в торопецкий храм, но пока не ясно, завершатся ли они успехом.
Торопецкая средняя школа № 1, как уже упоминалось выше, располагается в бывшем здании присутственных мест, построенном в 1802 году. В этой школе на протяжении почти 20 лет учительствовал, а затем директорствовал Почетный гражданин города Торопца Иван Нилович Гаврилов. В память о нем на здании школы висит мемориальная доска:
А на противоположной стороне Комсомольской улицы напротив школы № 1 в 1974 году был воздвигнут первый в стране Памятник Учителю, вот такой:
Памятник Учителю — бронзовая статуя, посвящённая образу учителя. Памятник поставлен не в честь конкретного человека, а как дань уважения торопчан всем, кто «сеет разумное, доброе, вечное». Памятник был создан по проекту московских скульпторов Юрия Григорьевича Орехова и Виктора Хачатуровича Думаняна и открыт 27 июня 1974 года — к 900-летию со дня основания Торопца. Фигура олицетворяет учителя, ведущего урок: худощавый мужчина средних лет стоит в позе рассказчика, опёршись на школьную парту. Говорят, что каждый год, 1 сентября и в День Учителя юные торопчане возлагают к памятнику цветы.
Практически рядом с этим памятником растет Дуб Александра Невского. Его история такова. После венчания с княжной Александрой Брячеславной по пути в Новгород молодой князь Александр (будущий Невский) с женой решил сделать привал у озера Наговье. В память о таком радостном событии в своей жизни он решил посадить на берегу дубок. Этот дубок вырос и простоял на берегу озера 739 лет, пока неосторожные рыбаки, разведя у дерева костер, случайно его не подожги. Легендарный дуб сгорел, но нашелся добрый человек, который не дал прерваться ниточке жизни уникального дерева. Им стал В. О. Филиппов, выпускник Наговской сельскохозяйственной школы. Он взял несколько отростков, проросших из желудей этого дуба, и высадил их в памятных местах. Один оказался в Пскове, второй рядом со старым сгоревшим дубом, а третий на Красном острове города Торопца. Сегодня высокий дуб растет в окружении ажурной металлической решетки с памятной табличкой. Выглядит это вот так:
Рядом со зданием школы № 1 на той же стороне Комсомольской улицы расположена бывшая церковь Богоявления Господня, в которой сейчас находится экспозиция Торопецкого Краеведческого музея:
Богоявленская церковь, по мнению московского исследователя торопецкой архитектуры А. Галашевича, является высшим взлётом архитектурной фантазии местной школы зодчества. Церковь была построена между 1762 и 1766 годами. В архитектурную основу положен традиционный объём и план храма. Колокольня поставлена над трапезной, что позволило создать целостный объём, в котором завершающие части воспринимаются равноценными друг другу. Крыльцо с запада на ползучих арках напоминает крыльцо-рундук XVII века. Декорация выполнена пластично, с большим выносом из плоскости стены, и вместе с тем широко, «по дощатому», что подчеркнуло аппликативное, чисто местное решение фасадов. В похожем стиле в Торопце выполнена церковь Рождества Богородицы (Ленинградская ул., 62), речь о которой пойдет чуть позднее.
Торопецкий краеведческий музей, открытый в городе Торопце в 1924 году, в Богоявленской церкви находится с 1962 года. Экспозиция традиционна для провинциальных музеев: предметы быта и орудия труда торопчан, археологические находки, свидетельствующие о культуре и быте прошлых времен. Но есть и «изюминки». Значительный интерес у посетителей, особенно у молодёжи, вызывает фрагмент партизанского штаба в виде крестьянской избы, где проводятся интерактивные тактические занятия с использованием рации, военной амуниции и наглядного пособия.
За несколько дней до начала путешествия я позвонил в музей и договорился об экскурсии. Такой порядок взаимодействия с работниками музея оговорен на сайте «Музеи России». День нашего приезда в Торопец пришелся на вторник, когда, собственно говоря, и осуществляется экскурсионное обслуживание, но только по предварительной договоренности. Проблем с заказом экскурсии не было, хотя после звонка в музей по указанному на сайте телефону меня переадресовали к директору музея — Елене Николаевне Покрашенко, сообщив номер ее мобильного телефона. С ней я и договорился об экскурсии по музею и по городу (на нашем автомобиле). В итоге все так и вышло, а экскурсию проводила она сама. Вот пара фотографий, сделанных во время экскурсии по музею:
Музейная экспозиция располагается на двух этажах бывшей церкви. Наша экскурсия началась на втором этаже, хотя с точки зрения хронологии событий, о которых рассказывала Елена Николаевна, лучше было бы начинать с первого этажа. Просто так получилось, что мы сами поднялись изначально на второй этаж по довольно крутой лестнице, и спускаться вниз уже не хотелось.
В одном из залов второго этажа во время нашего посещения проводилась выставка картин художника Владимира Ивановича Рябиса «Край задумчивый и нежный». Он родом из торопецкого края и живет здесь долгие годы, запечатлевая в своих пейзажных работах красоту родной природы. С самим художником мы в музее, естественно, не встретились, но после знакомства с его работами захотелось на него взглянуть. На сайте торопецкой газеты «Мой край», писавшей об одной из выставок художника, нашлась фотография Владимира Ивановича, которую я и присовокупил к собственным фотографиям, сделанным на выставке в Краеведческом музее. Вот что из этого получилось:
В этом же зале демонстрировались миниатюрные образцы народных женских костюмов, которые носились в прошлые века жительницами торопецкого края. Это была выставка именно костюмов, а не кукол в костюмах.
Еще рядом с картинами В. И. Рябиса на стене был вывешен небольшой стенд с детскими рисунками. Один из этих рисунков, сделанный согласно подписи детсадовцем Степаном Пиуновым, привлек мое внимание, и я его сфотографировал:
Музейная экспозиция другого зала на втором этаже церкви посвящена Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Она включает, в том числе, фрагмент партизанского штаба в виде крестьянской избы, где с молодежью проводятся интерактивные тактические занятия с использованием рации, военной амуниции и наглядного пособия.
Ознакомившись с экспозицией второго этажа, мы по лестнице спустились на первый этаж. На промежуточной лестничной площадке стоит скульптурный портрет Н. П. Гладильщикова — первого русского укротителя хищников, в одном из залов первого этажа во время нашего посещения музея проводилась выставка, посвященная 120-летию его рождения.
Николай Павлович Гладильщиков родился 27 апреля 1895 года в семье состоятельного торопецкого мещанина. В Торопце окончил реальное училище, затем учился в Петроградском политехническом институте. В начале 1920-х годов выступал с номером «Борьба с медведем» в домах культуры и клубах Псковской, Тверской и других губерний. В 1922 году стал чемпионом РСФСР по французской борьбе. В 1927 году впервые в мировом цирке организовал аттракционы со смешанной группой хищников, домашних животных и птиц. В его уникальной зоогруппе было 6 львиц, 4 бурых медведя и 1 белый волк, 2 тигра, гиена, огромный удав, осел, 2 дога, петухи, галки, вороны.
Николай Павлович являлся также создателем оригинальных номеров с элементами театрализации в индийском и русском народном стилях и др. Он выходил на арену под руку с огромным бурым медведем в образе былинного богатыря в красочном народном русском костюме под музыку Римского-Корсакова из оперы «Садко».
Снимался в фильмах: «Золотой запас» (1925), «Медвежья свадьба» (1926), «Северная любовь» (1928) и др. Автор книги «На арене — хищники» (1957). Неоднократно выступал в Твери. Подарил Торопцу часть художественной коллекции, посвященной животным, которая хранится в Торопецком краеведческом музее.
Заслуженный артист РСФСР (1939). Скончался 24 января 1980 года.
Часть экспонатов первого этажа традиционна для всех краеведческих музеев. Здесь представлены предметы народного быта, народные костюмы, ткацкий станок, соха и т. п.
В другом зале интересны макет с реконструкцией построек Торопецкого кремля, стоявшего в городище Красный Вал в XVI — XVII веках:
а также коллекция бронзовых памятных медалей Российской империи XVIII — XX веков:
Два стенда в экспозиции посвящены знаменитым уроженцам Торопецкого края. Это адмирал Петр Иванович Рикорд и русский военачальник Алексей Николаевич Куропаткин. Представлены также некоторые предметы из имения Шешурино, принадлежавшего А. Н. Куропаткину.
Петр Иванович Рикорд — адмирал, русский путешественник, флотоводец, ученый, дипломат, писатель. Родился в Торопце в 1776 году, учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. Мичманом ходил в Англию, учил там иностранные языки. Был направлен волонтером в английский флот для совершенствования морских навыков и побывал в Африке, на Мальте, Мадейре.
Но самое интересное, что на шлюпе «Диана» он вместе со своим другом Василием Михайловичем Головиным — капитаном судна и исследователем, два года провели на Камчатке, ходили в Ситку (Ново-Архангельск), то есть на Аляску. В 1811 году они занимались описанием Южно-Курильских островов. А вскоре Рикорд стал начальником Камчатского края. Много его изучал и вложил немало сил для превращения его в форпост Российской империи на Тихом океане. И много еще полезного и важного сделал для страны этот замечательный уроженец Торопца.
Куропаткин Алексей Николаевич — русский военачальник, генерал от инфантерии (1901), генерал-адъютант (1902), военный министр (1898 — 1904), член Государственного совета (с 1906).
Родился в 1848 году в семье офицера, в родовом поместье в селе Шешурино Торопецкого уезда Тверской губернии.
Окончил Павловское военное училище (1866) и Академию Генерального штаба (1874). С небольшими перерывами с 1866 по 1883 год служил в Туркестане, участвовал в завоевании Средней Азии.
В 1890 — 1897 годах — начальник Закаспийской области. С 1 января 1898 г. до 1 февраля 1904 г. — военный министр, 7 февраля 1904 года назначен командующим Маньчжурской армией, с 13 октября 1904 года по 3 марта 1905 года — главнокомандующий вооруженными силами на Дальнем Востоке. После поражения под Мукденом был смещен и назначен командующим 1-й Маньчжурской армией, с 1906 г. — член Государственного совета.
Во время первой мировой войны (1914 — 1918) в 1915 году командовал корпусом, затем 5-й армией и Северным фронтом. С июля 1916 года по февраль 1917 года — туркестанский генерал-губернатор. С мая 1917 года до конца жизни в бывшем своем имении — селе Шешурино Торопецкого района — преподавал в средней школе и основанной им сельскохозяйственной школе.
В 1918 — 1919 гг. отверг предложение французского посла эмигрировать и белогвардейцев — выступить против Советской власти. Алексей Николаевич Куропаткин — автор ряда военно-исторических трудов.
Скончался 16 января 1925 года.
Ниже показаны некоторые другие экспонаты на первом этаже Краеведческого музея, попавшие в поле зрения объектива фотоаппарата:
Рядом с Торопецким Краеведческим музеем в 2001 году был установлен памятник адмиралу П. И. Рикорду в виде гранитной глыбы с размещенной на ней памятной доской и поставленным рядом якорем. Этот год в Торопце был объявлен годом 225-летнего юбилея адмирала Рикорда. Строительство памятного знака в честь юбиляра стало поистине общегородским делом: «дорожники» и «коммунальщики» привезли с Заликовского озера и установили гранитный камень. Дом детского творчества предоставил морской якорь, школьники из средней школы № 1 сообща собирали пластилин для лепки формы барельефа. Энтузиасты литейно-механического завода отлили из чугуна памятную доску. И памятник от благодарных земляков был готов. Открывал его потомок адмирала Рикорда, кандидат технических наук из Петербурга Анатолий Игоревич Тихоцкий.
И несколько слов об еще одной достопримечательности Красного острова в Торопце. Как таковую ее трудно увидеть. Это просто территория с остатками земляного вала, заросшего деревьями, на которой в XVI — XVII веках находилось городище Красный Вал и был воздвигнут Торопецкий кремль. Сейчас на этом месте установлен памятный знак с указанием, что эта территория является памятником археологии федерального значения:
После экскурсии по Краеведческому музею в соответствии с договоренностью экскурсия в сопровождении Елены Николаевны Покрашенко была продолжена. Для этого мы посадили экскурсовода в свой Форд-Фокус, разместились в нем сами и проехали по улицам города, попутно выслушав рассказ о мелькавших за окошком достопримечательностях. В принципе этого можно было и не делать, поскольку в нашем сценарном плане, подготовленном до поездки, была предусмотрена пешая прогулка по примерно такому же маршруту, который мы вечером и осуществили. Поэтому я расскажу об увиденных достопримечательностях чуть ниже в порядке обхода их в пешей прогулке. А до этого упомяну о двух церквах, к которым мы пешком не ходили, но проехали мимо них в автомобиле, выслушав краткий рассказ о них из уст Елены Николаевны.
Церковь всех святых была построена на средства горожан не ранее 1796 года как кладбищенская. Слева от нее хоронили католиков и лютеран (в городе было очень много эстонцев), справа от церкви хоронили православных и за церковью — иудеев, которых в городе также было большое количество. В советское время эта церковь была единственная действующая на несколько близлежащих районов. Во время праздника Пасхи руководители предприятий и учителя «караулили» своих подопечных, пришедших на крестный ход. Открыта церковь и сегодня, настоятель — священник Гаврышкив Сергий Романович.
Церковь Рождества Богородицы была построена в 1742 (или в 1762) году. В архитектурном плане представляет собой кирпичную постройку типа восьмерик на четверике с богатым декоративным убранством в духе барокко, с трапезной и колокольней. В трапезной приделы Святителей Московских и Димитрия Ростовского. Церковь была закрыта в 1930-х годах, в настоящее время возвращена верующим.
После некоторого ограничения в каменном строительстве Торопец, как и другие города, вновь начал украшаться церквами. Примерно за десять лет их было построено пять, и это в городе, где на посаде проживало всего полторы тысячи жителей, и где уже существовало более десяти церквей. Самой первой, в 1742 году, выстроили небольшую Рождественскую церковь. С этой датой существует путаница. Клировые ведомости называют 1762 год, а топографическое описание Псковского наместничества утверждает, что она построена в 1757 году, и добавляет: «построена приходскими людьми».
Как бы то ни было, но можно достоверно считать, что эта церковь — первая дошедшая до нас из того круга памятников, которые составляют местную торопецкую школу.
После автомобильной экскурсии по городу мы распрощались с нашим экскурсоводом и поехали заселяться в гостиницу «Кривитеск». «Поехали» — это громко сказано. От остановки возле музея гостиница удалена всего на 420 метров, а выглядит она так:
В гостинице у нас был отдельный блок из двух номеров и одним отдельным санузлом. Вход в блок с улицы тоже был отдельный, так что мы не были стеснены никакими посторонними лицами. Во дворе гостиницы существует отдельная стоянка для автомобилей, что очень удобно. Разместившись в гостинице и немного передохнув, мы сходили на обед в размещенный в том же здании ресторан «Кривитеск». Еда в нем без особых изысков, но вкусная и не дорогая.
После обеда, который можно было бы назвать и ужином, поскольку к его началу на часах уже было чуть более 1800, мы отправились в пешую прогулку по городу, фактически повторив проделанный ранее автомобильный маршрут, но осматривая объекты в непосредственной близости от них. К рассказу об этой прогулке я сейчас и приступаю.
Намеченный при подготовке к поездке маршрут пешей прогулки, практически реализованный нами с небольшими изменениями и дополнениями, состоял из двух петлей, каждая из которых начиналась и заканчивалась у гостиницы «Кривитеск». На карте Торопца эти «петли» выглядят вот так:
Общая протяженность пешей прогулки составила примерно 2,5 км. Ниже показаны фотографии, сделанные в ходе этой прогулки.
Сначала мы отправились по Советской улице до пересечения с улицей Еременко. В начале пути на Советской улице прошли мимо нескольких домов, построенных с конца XVIII до конца XIX веков. Вообще, эта часть улицы выглядит весьма ухоженной, все фасады домов отреставрированы и покрашены, вдоль тротуаров растут постриженные деревца и кустарники:
Прошли дальше по Советской улице. В промежутке между улицами Карла Маркса и Октябрьской и справа, и слева находятся скверы. Справа по ходу нашего движения мы увидели сквер с двумя братскими могилами и обелисками на них. Одно из захоронений сделано во время Гражданской войны, а другое — во время Великой Отечественной войны:
А в сквере слева по ходу движения на углу Советской и Октябрьской улиц стоит памятник В. И. Ленину, а чуть дальше напротив этого сквера — деревянный дом, в котором в 1886 — 1911 годах жил протоирей, историк и краевед Владимир Дмитриевич Щукин:
Владимир Дмитриевич Щукин родился в 1856 году в семье священника Баранецкого погоста Торопецкого уезда. Выпускник Псковской духовной семинарии. Затем псаломщик Петропавловского храма в Пскове, писец канцелярии духовной консистории. С 1881 по 1886 гг. — священник Вознесенского храма Баранецкого погоста. Здесь в собственном доме и на собственные средства содержал церковно-приходскую школу, безвозмездно лечил крестьян. Для этого ему из Торопецкой земской аптеки отпускали лекарства. 20 октября 1886 года определен в Торопец протоиреем Корсунско-Богородицкого собора. С 1886 года до конца своей жизни (13 апреля 1911 года) проживал в Торопце в показанном на фотографии доме, который до настоящего времени сохранил прежнюю планировку.
Владимир Дмитриевич прославился скрупулезными историческими изысканиями в части истории храмов Псковской губернии. Он первым попытался обследовать архив Троицкого мужского монастыря с его богатой библиотекой и документами по родословной князей Меньшиковых, Репниных, Шаховских и других. Занимался сопоставлением некрополя по Торопецким кладбищам. Отечественные ученые давно оценили подлинную значимость трудов В. Д. Щукина. На них делались ссылки видными почитателями русской истории. Вот шесть наиболее солидных трудов В. Д. Щукина: «Историко-статистический очерк г. Торопца» (1888), «Петропавловский собор в Пскове» (1890), «Корсунско-богородицкий собор в Торопце» (1894), «Торопецкий мужской монастырь» (1896), «Исторический очерк Торопецкого духовного училища» (1899), «Церкви г. Торопца» (1906).
Личность В. Д. Щукина интересна для историков и тем, что в его доме во время наездов в Торопец бывал владыка Тихон, ставший впоследствии патриархом.
Далее справа на углу Советской и Красноармейской улиц стоит здание, построенное в конце XVIII — начале XIX веков. Сейчас в этом здании расположена гостиница «Торопа»:
Чуть далее после левого поворота с Советской улицы начинается улица Еременко. Далее наш путь некоторое время продолжился по этой улице. Практически рядом с поворотом на улицу Еременко расположены сразу две достопримечательности города. Слева стоит дом, построенный во 2-й половине XVIII века. Он носит название «Дом Корвин-Круковской». Дом является памятником архитектуры федерального значения. На доме висит памятная доска, напоминающая о том, в честь кого названа улица.
Сейчас в доме Корвин-Круковской расположен «Музей истории фотографии», образованный на базе находящейся здесь же фотостудии «Чайка». В этот музей мы не ходили, поскольку было уже поздно. Но, судя по информации из интернета, в нем должна быть достаточно интересная экспозиция. В музее по вывешенным фотографиям можно понять, каким был облик Торопца начала XX века: многие усадьбы, дома, церкви, дворы и парки сохранились только на этих снимках. Экспонаты музея — фотоаппараты и фотокамеры — дореволюционные и современные. Здесь можно увидеть постоянные экспозиции фотографий: «Русь избяная», «Торопец в лицах», «Торопецкие храмы», «Торопец: вчера и сегодня».
Кроме того, в помещении музея истории фотографии организован Уголок русского быта, где воссоздана деревенская горница с иконостасом, вышитыми рушниками необыкновенной красоты, домоткаными дорожками и большим столом. Все экспонаты — инвентарь хозяйственного двора, грузила для сетей, берестяные поплавки свистульки, горшочки, тканые полотенца и многое другое — можно трогать, брать в руки, тщательно рассматривать.
И еще несколько слов о том, что О. В. Корвин-Круковская, которая когда-то владела этим домом, была родственницей русского математика Софьи Васильевны Ковалевской, в девичестве носившей такую же фамилию. Софья Васильевна была дочерью Василия Васильевича Корвин-Круковского. Их усадьбу в Полибино мы посетили в 2014 году.
Напротив Дома Корвин-Круковской в скверике поставлена бревенчатая Сторожевая башня, повторяющая элемент герба Торопца. Сооружена она в 1999 году в ознаменование 925-летнего юбилея города. Маша вокруг этой башни вдоволь набегалась:
Сразу за сквером со Сторожевой башней на ул. Еременко находится территория Свято-Тихоновского монастыря с двумя церквами — Покровской и Никольской. Сейчас территория благоустраивается: со стороны ул. Еременко поставлен деревянный забор с воротами, а на самой территории во время нашего посещения рабочие производили земляные работы. Церкви стоят рядом друг с другом, а по отдельности выглядят следующим образом:
Свято-Тихоновский монастырь — монастырь Русской православной церкви, назван в честь патриарха Тихона.
История его создания уходит вглубь веков. Ориентировочно во второй половине XI века на подступах к Торопцу, на берегу озера Заликовье, на века был основан мужской «Николаевский особный» монастырь. Монастырь был упразднен в 1764 году по указу Екатерины II.
6 октября 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Священный Синод Русской православной церкви постановил открыть на месте бывшего Никольского монастыря Свято-Тихоновский женский монастырь.
В настоящее время настоятельницей является монахиня Иоанна (Калашникова).
Церковь Николая Чудотворца с приделом Сергия Радонежского сейчас расположена почти в центральной части Торопца. А несколько веков назад в 1540 году здесь возвышалась «ружная» деревянная церковь с приделом. Около нее находилась Московская проездная башня деревянных посадских стен.
Никольская церковь — первая каменная постройка, появившаяся в существовавшем здесь Никольском монастыре.
Строительство каменной церкви в стиле «барокко» было начато в 1666 году, а 29 апреля 1697 года она была освящена. По другим сведениям, строительство не было столь долгим, а в 1697 году храм был перестроен. Дошедший до нас облик Никольской церкви, является, вероятно, результатом обновления церкви после пожара 1742 года.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы также построена в стиле «барокко». Ее строительство было начато в 1766 году по инициативе и на личные средства купца 1-й гильдии Якова Васильевича Туфанова. Освящена церковь 19 октября 1774 года.
Мы не знаем, какой зодчий строил Покровскую церковь. Но, по мнению исследователя Торопецкой архитектуры Артура Адамовича Галашевича, вероятно, это был местный мастер, хорошо знакомый со столичной петербургской архитектурой. Храм построен с «особливым вкусом и отменным великолепием» и почитался в городе «по справедливости как наилучший и огромнейший».
Одна из редких особенностей этой церкви — план, квадрат со скругленными углами без отдельно пристроенной апсиды. Аналогов подобного плана можно найти не так уж много в данный период. Хотя такая форма — это переработка древнего центрического храма. Наиболее близкие по времени примеры использования подобной композиции мы можем найти в конце XVII века, например, Знаменский храм в Дубровицах (1690–1703) или Никольский храм в Троекурове (1699–1704).
Обе церкви имели общую отдельно стоящую колокольню, построенную в 1766 году. На колокольне висели 10 колоколов, главный из них весил 310 пудов. В советское время в 1938 году колокольня была разобрана, а церкви были закрыты еще раньше. В их зданиях находились различные торговые учреждения и склады. После образования здесь Свято-Тихоновского монастыря и повторного освящения в 2005 году богослужения в церквах возобновились.
Осмотрев церкви и покинув территорию Свято-Тихоновского монастыря, мы двинулись дальше по ул. Еременко, а на ближайшем перекрестке, метров через 100 от монастыря, свернули налево на ул. Гоголя. На этой улице возле забора одного из домов лежала куча чурбаков для дров.
Дрова, как дрова, ничего особенного, если бы не одно обстоятельство. Оказывается, что дрова в Торопце — это важнейший атрибут, без которого население просто не сможет выжить. Дело в том, что в XXI веке, как и во все прошедшие века, город отапливается дровами. Торопец с его 12-тысячным населением до сих пор не газифицирован. Вот такой казус получается: центральная и местная власть не может найти средства на проведение этих жизненно важных работ.
Еще на ул. Гоголя на глаза попался вот этот жилой многоквартирный дом, на котором висит памятная доска:
Информации о том, живут ли в этом доме сейчас потомки древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых, я не нашел, а 4 августа 2015 года, когда мы проходили мимо этого дома № 3 на ул. Гоголя, спросить было не у кого. Так до сих пор и не понятно, что означают слова: «Родовая собственность…»?
Улица Гоголя вскоре закончилась, упершись в Октябрьскую улицу, на которой мы свернули направо, а через 150 метров — налево на ул. Соловьева. По адресу ул. Соловьева, 10 находится Церковь Казанской иконы Божией Матери, а чуть далее на ул. Карла Маркса, 68 — Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Казанская церковь на ул. Соловьева (бывшей Казанской) относится к старейшим постройкам города Торопца. Когда и кем построен этот храм, неизвестно. Это могло быть приблизительно где-то в 1763–1765 годах, а может быть, в 1757 году. Снабженная двухчастной апсидой с поперечным Коробовым сводом, Казанская церковь принадлежит к редкому типу двухстолпных храмов. В плане основная часть церкви представляет собой правильный квадрат с двумя массивными столбами в центре. В нижней части столбы квадратные, толщиной почти в два метра, а выше они восьмигранные. Со столбов на стены перекинуты широкие арки, между которыми расположены своды. Световая главка, которая поставлена в центре, между столбов и которая опирается на ступенчатые арочки, освобождает внутренне пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах хорошо позволяет осветить верхнюю часть храма. Поэтому пространство церкви, кажущееся массивно-тяжелым снаружи, просторно и высоко внутри.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на ул. Карла Маркса построена в 1703 — 1704 годах на месте Ивановского монастыря, который располагался в этом районе в 1540 году, и относится она к типу бесстолпных одноапсидных храмов. Одноэтажное здание имеет вид куба с примыкающими к нему приземистой полукруглой апсидой и низкой пристройкой, над южной частью которой возвышается небольшая колокольня. Подобная церкви Спаса Преображения по бесстолпной кубовидной структуре объема церковь Иоанна Предтечи отличается полукруглой формой апсиды и наличием своеобразного фигурного покрытия сводов. Такие покрытия — доминирующие в городе. Широко применявшиеся в Торопецком строительстве XVII–XVIII веков, они берут, по-видимому, свое начало из культового зодчества Украины.
В отличие от других церковных построек города, имеющих кубовидную бесстолпную структуру, церковь Иоанна Предтечи выделяется приземистостью объема и скромностью убранства фасадов, плотная известковая побелка которых скрывает под собой кирпичную фактуру кладки. Большие декоративные кокошники с перебриком и обрамлением проемов южной стенки — основное средство украшения постройки. В настоящее время недействующая, реставрируется.
От церкви Рождества Иоанна Предтечи мы между находящимися рядом с ней домами снова вышли на Советскую улицу примерно напротив нашей гостиницы «Кривитеск». Таким образом, завершилась наша пешая прогулка по первой петле, и началась прогулка по второй петле. Мы вновь пошли по Советской улице, только в противоположную сторону. По пути на Советской улице нам встретились два здания, заслуживающие внимания. Первое — жилой дом, построенный в начале XIX века (ул. Советская, 8), второе — так называемый «Дом с портиком», первая половина XIX века (ул. Советская, 5). Выглядят они вот так:
Дойдя по Советской улице до Базарной площади, мы свернули направо и по одноименной улице, переходящей в ул. Никитина, дошли до следующей достопримечательности Торопца. Это дом семьи Беллавиных (ул. Никитина, 11), в котором свои детские годы прожил будущий Патриарх Московский и всея Руси Святейший Тихон (Беллавин Василий Иванович). Вот так он выглядит:
В этом небольшом доме на тихой улочке в центре Торопца сейчас находится небольшой музей, который создал батюшка из местной церкви. Он же проводит экскурсии. Но еще совсем недавно этот дом был не музеем, а простым жилым старинным домом, каких немало в городе, с той лишь разницей, что на его стене висела скромная мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь в 1869–1878 годах жил будущий Патриарх. Недавно большую часть дома выкупили, и в тех комнатах, которые более ста лет назад занимала семья священника Преображенской церкви, расположились экспозиции, рассказывающие и о быте торопецкого священнослужителя Иоанна Тимофеева Беллавина, и о жизненном пути его знаменитого сына.
Мы пытались договориться об экскурсии, но батюшка во время нашего пребывания в Торопце был в отъезде, а больше нам никто помочь не мог.
Недалеко от дома Беллавиных на этой же ул. Никитина находится тот самый храм, в котором служил отец Патриарха Тихона, а сейчас служит отец Георгий — организатор музея. Это Церковь Спаса Преображения. В лучах заходящего солнца, когда мы проходили мимо, она выглядела следующим образом:
Церковь Спаса Преображения в городе Торопце была построена в период конца XVII — начала XVIII столетий (между 1680 и 1720 годами). В 1738 и 1758 годах церковь пережила пожары, что впоследствии привело к изменению ее облика. Она имеет две характерные особенности: угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки и зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей.
Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике, богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный арочный портал, украшенный кирпичной нарезкой. Сейчас церковь отреставрирована и имеет хороший вид относительно состояния 1970-х годов.
От церкви мы вновь вернулись на Базарную площадь. Здесь наши стройные ряды поделились на две части. По причине позднего времени и усталости Лена, Аня и Маша пошли в гостиницу, а мы с Ольгой еще немного побродили в окрестностях Базарной площади. В результате появилась следующая серия фотографий.
По адресу ул. Советская, 2 расположен бывший Дом купца Безносова, построенный во 2-й половине XVIII века:
Дом купца Безносова в Торопце является одной из самых старинных сохранившихся построек, но не единственной. Примерно в то же время были построены еще несколько сохранившихся до настоящего времени объектов, в частности Церковь Рождества Богородицы (1762) или Дом Корвин-Круковской (2-я половина XVIII века), с которыми мы уже ознакомились ранее. Для всех этих построек характерна общность декоративных элементов оформления фасадов, что наводит на мысль о том, что все они строились одними и теми же мастерами, скорее всего, местными. Вот так, например, выглядят наличники окон в трех упомянутых выше постройках 2-й половины XVIII века:
А это виды на реку Торопу, течения в реке практически нет, поэтому не понятно, почему она не замерзает зимой?
Это мост через Торопу. Он соединяет Комсомольскую улицу на Красном острове с Советской улицей на «материковой» части города. Впереди на фотографии видна бывшая Богоявленская церковь, в которой находится Торопецкий Краеведческий музей.
Еще два памятника, стоящие в начале Советской улицы:
Самолет Су-9 был водружен на постамент в 1985 году. На постаменте висит табличка, на которой написано: «Славным защитникам нашей Родины в честь 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне».
А другой памятник установлен в сквере имени 900-летия Торопца напротив Базарной площади. На каменной глыбе начертаны такие слова: «1074 ‑ 1974 в честь трудовых и ратных подвигов торопчан в год 900-летия города».
На самой Базарной площади, как водится, должны быть Торговые ряды. Здание Торговых рядов было построено в конце XVIII века, но сейчас в результате последующих «облагораживаний» как-то не очень похоже на «древность». Хотя и сейчас оно используется по своему первоначальному предназначению. В нем находятся универсам «Магнит» (в помещении бывшей чебуречной), магазины «Мир Вин», «Алёнка», «Торопецкая водка».
А на углу Базарной площади и Советской улицы находится Дом купцов Харинского и Щёкина, построенный в конце XIX века, в котором тоже размещались торговые лавки:
На этом всё о Торопце. Мы с Ольгой тоже вернулись в гостиницу. Далее были ужин в номере и сон. Засыпали, правда, с трудом, поскольку поблизости от гостиницы «тусовала» местная молодежь, громко играла музыка, а местные «шумахеры» с визгом проносились мимо на своих «железных конях».
Резюме по первому дню путешествия: Торопец нам понравился! Думаю, что за отпущенное нам 9-часовое пребывание в нем мы сумели познакомиться с основными достопримечательностями. А предварительная подготовка к поездке и рассказ экскурсовода поспособствовали получению положительных эмоций от посещения этого старинного русского города.
Цикл материалов "Поездка в Тверскую, Псковскую и Новгородскую области с 4 по 10 августа 2015 года"