Провинциальный городок Тутаев, находящийся на пути из Рыбинска в Ярославль, никогда не вызывал у меня туристического интереса. Я, жительница Рыбинска, без счета раз проезжавшая по разбитым дорогам вдоль правобережной части города, постоянно ругала местную администрацию за испорченные шины (бывали случаи, что приходилось обращаться и в местный шиномонтаж). Неудивительно, что мы с Тутаевым не испытывали симпатии друг к другу. Но не так давно что-то изменилось в моем восприятии облика волжского городка — постепенно стала замечать, что дорогу подлатали, фасады многоэтажек раскрасили веселенькими красками, вдоль шоссе установили вазоны с цветами. Прогресс налицо! Сколько помню себя, всегда бесило его суррогатное название -Тутаев, присвоенное городу вместо старинного, родного, звучно-благородного Романов-Борисоглебск: в 1918 году большевики украли у города имя, чуждое революционной власти атеистов. Но не оставлять же его безымянным — пришлось подыскивать замену. Некто Илья Тутаев был простым молоденьким красноармейцем, погибшим при подавлении контрреволюционного ярославского мятежа, смерть которого способна вызвать обычное человеческое сочувствие, но не настолько глубокое, чтобы увековечивать память о нем в названии целого города (улиц мало?). Как оказалось, при проведении недавнего опроса, большинство жителей выступили против возвращения исторического названия, увидев для себя массу неудобных последствий от переименования. Жаль, конечно, что меня не спросили… Проплывая мимо Тутаева на каком-нибудь «Метеоре», замечала, что волжские берега, с возвышающимися маковками церквей, здесь круты и живописны, а изгиб реки чарующе хорош. Простенькие ассоциации, связанные с романово-борисоглебской сторонкой, жили во мне, как сами собой разумеющиеся, не требуя подтверждения или опровержения. Так было до тех пор, пока я не прочитала отзыв о Костроме Лены (apreleva1409), в котором речь шла и о творчестве Кустодиева. Борис Кустодиев всегда был моим художником, с юности покорившим теплым рисунком, русскостью натуры, дородными красавицами (чего стоит «Русская Венера»!). Импульс, заданный рассказом, подтолкнул к переосмыслению прошлых знаний о художнике. Не обошлось и без открытия: своих купчих и волжские берега с церквушками художник писал с натуры, в том числе и в Романово-Борисоглебске (нынешнем Тутаеве). Если бы не Туристер, оставалась бы невеждой, не подозревающей о роли провинциального маленького городка в судьбе Бориса Кустодиева. Дождавшись летнего погожего денька, я отправляюсь в путь, воодушевленная радостью встречи со знакомым-незнакомым соседом, попавшим на жизнеутверждающие художественные полотна. Выйдя из маршрутки, следовавшей из Рыбинска в Ярославль, направляюсь на волжский берег борисоглебской стороны. Да, да, Тутаев — город-сюрприз, состоящий как из советской жилой застройки рядом с Тутаевским моторным заводом, так и двух исторических районов, известных с XIII века, каждый из которых был когда-то отдельным городом: на правом берегу Волги раскинулся Борисоглебск, на левом — Романов (куда моя нога не ступала ни разу). В 1822 два городка соединили в Романов-Борисоглебск, упомянув в названии сразу трех русских святых: князя Романа Угличского и мучеников-страстотерпцев князей Бориса и Глеба. От старинной Борисоглебской слободы мало что осталось — буквально несколько домов и Воскресенский храм — главная православная достопримечательность города, построенный в 1670—1678 гг. на деньги купцов и простых посадских людей. Он не закрывался даже во времена советской власти — поэтому сохранил внутреннее убранство, иконостас и росписи. На картине Бориса Кустодиева «Гуляние на Волге» в дальней перспективе внимание приковывает внушительная церковь, возвышающаяся над Волгой
Это и есть Воскресенский собор. Не представляю, как можно удержаться от превосходных эпитетов, когда перед глазами возникает завораживающий своей торжественностью, соединенной с пряничной красотой храм? Многочисленные ниши, изразцы, встроенные бусинки в простенках, спаренные арки с висящими между ними гирьками, оконные наличники, гирлянды колонок, дробный карниз и все детали, используемые в декоре, пронизаны духом роскошной нарядности
Я обошла собор со всех сторон, любуясь его архитектурой и ухоженной территорией
Какой стройный силуэт и совершенные пропорции!
Мощная многоярусная композиция, богатая на детали, окружена каменной оградой, сооруженной стараниями купца Степана Щукина в 1856 году. В дореволюционные времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу
В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы
Поднявшись по лестнице, ведущей в верхнюю летнюю церковь, застываю от восхищения шедеврами храмовой архитектуры и росписи галерей
Старинные сводчатые кованые врата
Подновленные фрески с сюжетами первой книги Пророка Моисея, библейскими сюжетами, композициями на тексты псалмов и молитв, сюжетами на церковные темы
Главная святыня собора — образ Спаса Всемилостивого (XV век) — одна их самых больших икон в стране
Огромная, около трех метров, потемневшая от времени, она принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Ежегодно с иконой совершается два крестных хода — один по левобережной Романовской, второй — по правобережной Борисоглебской стороне. Для крестного хода сделаны специальные носилки, которые вместе с иконой поднимают и несут два десятка мужчин (на моей фотографии они видны рядом с входом). Другая важная реликвия — распятие (XV–XVI век), которое по преданию нашли на берегу Волги
Свет, проникающий в центральную часть собора через окна и сквозь световые барабаны, фокусируется в пучок льющейся благодати, и воспринимается отдельными впечатлительными особами как нечто символичное. Великолепны и стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII — начала XVIII веков
Фотографировать в храме сложно, так как люди пришли к Господу с молитвами, поэтому мои фотографии сделаны украдкой, невзирая на запрет. В галереях же можно фотографировать все, что кажется интересным, никто не делает замечаний. Но мне пора — ждут новые открытия. Речные просторы манят и зовут, и вот я стою на новенькой кованой лестнице, с площадками для перевода дыхания, ведущей к набережной, с которой замечательно обозреваются прекрасные виды Романовской стороны, раскинувшейся на левом берегу Волги, поэтому придется переправляться через водное препятствие
Планируя поездку, я изучила расписание пассажирского теплохода «Борис Кустодиев», курсирующего между двумя берегами Волги (мост в Тутаеве так и не построили). От Воскресенского собора до места причала расстояние довольно приличное, поэтому нужно закладывать примерно полчаса с учетом остановок на любование милой сердцу глубинкой. Чарующий мир картин, созданных Борисом Кустодиевым, размещен на рекламных щитах, установленных вдоль забора. Неплохая идея — туристам должно понравиться
Сама по себе правобережная набережная оказалась очень симпатичной, довольно комфортной, одетой в новенькие одежки, с веселенькими домишками, широкой рекой, напомнившей о далеком детстве, проведенным на ее берегах с купанием, с речными кувшинками, с выводком утят, следующих за мамой-уткой в волжской водичке. Словом, лето во всей красе, пробудившее ностальгию по давно утерянному беззаботному времени
Билет на курсирующий между берегами теплоходик «Борис Кустодиев» стоит всего лишь 35 рублей. А восторгов сколько! Ярким красно-белым пятном на зеленом бережке Романовской стороны выделяется Казанская церковь со статной колокольней, легкой поступью сбегающей к кромке воды. Из миллиона фотографий для иллюстрации так сложно выбрать!
Пришвартовались!
Левый берег — Романовский — похоже, недавно облагородили, соорудив неплохую смотровую площадку и высокую торжественную лестницу, карабкающуюся вверх — по ней я и вползла на высокий холм, переводя дух. Куда бежать, куда податься? Начну, пожалуй, с визитки Романовской стороны — Казанско-Преображенской церкви. Добираться до нее лучше пешком, близко подъехать не получится, так как рельеф местности тутаевского левобережья знаменит глубокими оврагами, поросшими травой выше человеческого роста, не знающей, что такое покос
Безмерное счастье очутиться в безлюдном месте с исторической меткой, оглашаемом лишь криком наглых чаек и звуком лодочных моторов, где березы, устремленные в небо, высоки и свободны, потому как никому нет до них дела, и растут они, словно тинейджер без присмотра на бессистемном питании, а с берега открываются берущие за душу пейзажи
На прекрасной естественной смотровой площадке установлены романтичные, почти как у Фрагонара, качели (хороши для романтического свидания)
На крутом откосе соседнего оврага мое внимание привлекает старинный двухэтажный дом, украшенный балконом, верандой, красивыми наличниками и полуколоннами. Позже прочитала на информационном щите, что это местная достопримечательность — дом 19 века, принадлежавший нотариусу Василию Сидоровичу Маслоку, до сих пор находящийся в собственности семейства Маслок
Симпатичный! Я же по тропинке направляюсь к ярким, небесного цвета куполам Казанской церкви, контрастирующим с красной, заметно выцветшей красной краской стен и белыми резными деталями
Церковь состоит из верхнего (летнего) храма и нижнего (зимнего). Чуть поодаль на пригорке, словно вырастает из земли шатровая колокольня. Архитектурный шедевр, так удачно вписанный в береговой ландшафт, прекрасно смотрится из любой точки
Следует отдать должное инженерному таланту зодчего, осмелившегося воздвигнуть храм на довольно крутом склоне. Уже более 250-ти лет она уверенно стоит на опасном берегу, не сползая в Волгу и даже не покосившись. А колокольня — свеча напоминает маяк, который виден отовсюду. Под колокольней похоронен юродивый Онуфрий, живший в XVII веке и обладавший даром пророчества. По шатким мосткам, установленным реставраторами, я зашла в храм, обезображенный за годы испытаний советской властью. Внутри беленые стены, икон совсем мало, а два работника прилежно заняты строительными работами. Надеюсь, что храм со временем отреставрируют, а очаровательное, примыкающее к храму крылечко на отлете, обновят
И часовня и церковь мелькают на многих полотнах Бориса Кустодиева — уж очень они яркие и приметные — стоит присмотреться к этюду «Купание». На нем хорошо узнается бело-алая колокольня и крутой «взвоз» (сейчас овраг), ведущий от пристани на высокий берег. А теперь мне нужно попасть на Кустодиевский бульвар, с которого открывается лучшие виды на Воскресенский собор и Борисоглебскую сторону. Чтобы там очутиться, придется обходить овраг, но польза от этого занятия налицо — натыкаюсь на сильно поистрепавшийся от чрезмерной эксплуатации потомками пролетариата и крестьянства старинный особняк — дом купца Чернышова
О его солидном прошлом напоминает и заросший пруд, давно забывший заботливую руку. А вот и Кустодиевский бульвар, послуживший местом написания картины «Гуляние на Волге» (1909 год), которую художник создавал, установив мольберт на втором этаже несуществующей сейчас гостиницы «Эрмитаж», поэтому его взгляд на бульвар был направлен сверху. Вид с тех пор претерпел существенные изменения
Неизменными остались Воскресенский собор и Казанская церковь. Сейчас о славном купеческом прошлом ничего не напоминает: ушла яркая, нарядная жизнь, лишь сдобные красавицы не перевелись в этом городке, и в один из летних дней бульвар заполняется кустодиевскими барышнями в старинных нарядах, готовыми покрасоваться на празднике с названием «Кустодиевские гуляния» (при желании можно подгадать). Хвала Борису Кустодиеву, подарившему потомкам картины, исполненные провинциальной благодати! Любили прогуляться по бульвару и другие творческие люди: Федор Шаляпин, Константин Коровин, Николай Рерих, Илья Глазунов, оценившие щемящую грусть и торжественную красоту русского пейзажа Романовской стороны. Киношники тоже не обошли вниманием Тутаев, где снимали кадры известных фильмов — «На углу у патриарших», «Доктор Живаго» и в массу всяких сериалов, которые я не смотрю (совсем) и узнала о них лишь по поисковику, в частности — одну из серий фильма о Федоре Шаляпине (не спрашивайте, ничего об этом не знаю — интернет подсказал). Бульвар — прекрасное место для отдыха. Здесь есть скамейки, где можно посидеть, чтобы передохнуть от дальних забегов, перекусить, чем бог послал (из домашних запасов), и снова, вооружившись фотоаппаратом, снимать красоту
Утомившись от созерцания, иду по безлюдным улицам с малоэтажными, потрепанными домами и деревенским антуражем к следующей цели — Покровской церкви с почитаемой чудотворной иконой «Прибавление ума», которую просят о помощи в учебе! (воздержусь от едких комментариев)
А вот и храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1654) — один из наиболее древних церковных сооружений города. Очень хороша возвышающаяся стройная шатровая колокольня, украшенная муравлеными изразцами
В XX веке храм не закрывался ни на один день и в течение 30 лет оставался единственным действующим на Романовской стороне. Церковка маленькая, очень уютная, украшенная старинными фресками, с редкими иконами
Хотела сфотографировать небесного цвета свод, но смотрительница едва не вытолкала меня на улицу, испортив настроение
Но, как говорится, в чужой монастырь со своим Уставом не ходят. На Романовской стороне города шесть церквей, и все они представляют интерес. А так как расстояние между ними приличное, без машины их трудно обежать за один день. Поэтому я решила остановиться лишь на четырех, находящихся на приемлемом расстоянии друг от друга. От Покровской церкви возвращаюсь к Спасо-Архангельскому храму, стоящему ближе к Волге
За закрытую ограду проникнуть не смогла, поэтому сделала лишь несколько снимков, просунув объектив за прутья
Когда-то на этом месте стояла более древняя церковь, а сохранившееся до наших дней двухъярусное здание Архангельской церкви Тутаева выстроено в 1746 году (в послереволюционные годы использовалось не по назначению). Конечная цель моего визита на левобережье Тутаева — Крестовоздвиженская церковь. И снова я иду мимо каменных и деревянных домишек разной степени сохранности, посчитав улицу Ушакова за главную улицу Романовской стороны (полагаю, что не ошиблась)
Почти на всех домах висят таблички, рассказывающие о прежней, видимо, довольно обеспеченной жизни их давних владельцев, а настоящее состояние рождает грусть. Невольно задумалась: это унылая сторонка с беспросветным существованием среди гнетущего провинциального колорита? Или же здесь просто остановилось время, не пощадившее городскую застройку, и жизнь простых людей неспешно проходит под сенью берез, под звон колоколов уцелевших церквей в гармонии и любви к своему краю? Я выбираю второй вариант — не унылая, а родная, душевная. Это бездарная власть и безденежье превратили ее в нищенку. Глядишь, скоро массово поедут сюда московские туристы, оставляя деньги за те или иные удовольствия, и поднимется Романовская сторонка (шутка — без государственного вливания средств в реконструкцию не обойтись, но перемены к лучшему наметились). Например, недавно открытая симпатичная детская площадка в городском парке оставляет очень приятное впечатление (в этом же парке есть и современный платный туалет)
В целом, здесь приятно отдохнуть, а потом пройти на площадь Ленина со старинной пожарной каланчой
Очень симпатичное местечко с кинотеатром «Экран». В здании 1966 года постройки разместился информационный туристический центр «Романовская сторона», где можно заказать экскурсию по левому берегу Тутаева, а также услышать рассказ о Тутаеве в кино
Судя по всему, из недавно обновленных, памятник Святому Праведному воину Феодору (Ушакову), родившемуся неподалеку, на стыке Тутаевского и Рыбинского районов
По романовским горкам-пригоркам подхожу к Леонтьевскому арочному мосту («итальянский мостик» — так его называют), построенному через речку Медведку в конце XIX века техником строителем Сергеем Николаевичем Гречаниновым
Душевное местечко, приютившееся среди оврагов и холмов, на одном из которых стоит здание, обращающее на себя внимание — дом купцов Апаховых, (в народе его называют «мужская кепочка с кокардой»)
На высоком холме, как символ устойчивости, возвышается этот каменный двухэтажный особняк, построенный в первой половине XIX века в стиле провинциального классицизма по принципу «мой дом — моя крепость», так как толщина его стен достигает более одного метра. Под зданием находится сохранившийся большой подвал, сохранилась и огромная печь, в которой когда-то пекли хлеб на продажу. Здесь же в подвале располагались и складские помещения для муки. А я сворачиваю в сторону Волжского берега с остатками крепостных валов Древнего городища на месте Романовского кремля — по сути, являющейся колыбелью города Романова. Именно здесь угличский князь Роман Владимирович основал в 1283 году город-крепость и дал городу свое имя — Романов. В 15 веке высота насыпных валов достигала 15 метров, а по валам шла деревянная стена с 8 сторожевыми башнями. Во время пожара в 1622 году деревянные укрепления сгорели. Сейчас практически ничего не осталось из того, что бы напоминало об оборонительных сооружениях. Самое главное открытие сегодняшнего дня, вызвавшее абсолютный восторг
Просто — картина маслом — это же «Стога сена» Клода Моне! А затем мысль развернулась совсем в другую сторону, олицетворив пейзаж зрелого лета с символом малой родины — моей Ярославщины. И сердце, встрепенувшись, подсказало: это твое, исконное, твоя русская земля, давшая жизнь и твоим предкам — роду ярославских Романовых, к которому имеешь честь принадлежать (генеалогическое древо моих Романовых когда-то давно пустило здесь свои корни). Праздник души на этом не заканчивается. В центре оборонительных валов белой птицей, парящей над зеленой лужайкой, возвышается великолепный Крестовоздвиженский собор, основанный еще в годы правления царя Алексея Михайловича Романова в 1658 году на месте деревянной, обветшалой церкви
В 1553 году в Крестовоздвиженском соборе побывал царь Иван Грозный, затем поселивший в Романове знатных ногайских мурз-татар, добровольно перешедших со своими воинами на службу к московскому государю и кормившихся за счет поборов с местного населения. Династия рода Юсуповых начала свое восхождение на территории Российского государства с романовских владений. Как водится, советская власть обеспечила храму долгие десятилетия гонений и обветшания. Только в 90-е годы собор был возвращен верующим и сейчас требует незамедлительной реставрации древних фресок, страдающих от сырости
Росписи в храме выполняли знаменитые живописцы — Гурий Никитин и Василий Ильин. Фрески, которым почти 400 лет, никогда не обновлялись! Московские реставраторы хватаются за голову, увидев, как гибнет сия красота (из разговора с доброжелательной женщиной, статус которой я не выясняла, во время моего посещения присматривающей за происходящим в храме). Она кое-что поведала мне о значимости росписи и вовлеченности заинтересованных в их сохранности людей. Предлагаю посмотреть на то, что смогла утащить оттуда — отсутствие четкости некоторых фотографий не позволило сделать подробный отчет, поэтому публикую лишь некоторые фрагменты. Состояние фресок очень неважное, скажу прямо. Но кое-то можно набрать в тематический цикл, позволяющий судить о былом великолепии. Известно, что Гурий Никитин собственноручно по мокрой штукатурке вырезал контуры рисунков, а другие иконописцы заканчивали работу. Для примера, редкое изображение Иисуса в виде Агнца
Из неплохо сохранившихся фресок, выделяются два сюжета. Страшный Суд с его гипертрофировано жутковатыми моментами, как в современных комиксах, сохранился хорошо (нам в назидание)
И сотворение Мира пока еще можно рассматривать и считывать смысл
Жаль, если все это богатство, доставшееся неблагодарным потомкам, канет в Лету. Спешите видеть! Чувствую, пора ставить точку в затянувшемся рассказе, но не о прогулке по Тутаеву. Возвратившись на правый берег Волги, я еще зашла в музей, о котором постараюсь рассказать попозже. С борта пароходика «Бориса Кустодиева» прощальные кадры на бывшую усадьбу Зацепиных и купола Крестовоздвиженского собора