Мы подъехали к одной из древних достопримечательностей горного Дагестана — к селу Старый Гоор. Оставили машину внизу на стоянке и поднялись в гору к развалинам аула. Уже издалека были видны башни и руины домов.
Мы подъехали к одной из древних достопримечательностей горного Дагестана — к селу Старый Гоор. Оставили машину внизу на стоянке и поднялись в гору к развалинам аула. Уже издалека были видны башни и руины домов.
Люди поселились здесь в конце 17 века; на старом месте проживания они подвергались нападениям и грабежам более сильных соседей, и пришлось оттуда уйти и найти более безопасное место высоко в горах на краю пропасти, где жители были защищены практически с трех сторон. Здесь на высоте 1750 метров над уровнем моря этот аул стал одним из самых труднодоступных в округе.
Попасть в него можно было лишь по узкой извилистой дороге, которая хорошо просматривается сверху. Здесь стояло семь боевых оборонительных башен высотой от10 до 25 метров. Башни четырехугольные, сужающиеся кверху, от четырех до семи этажей с окнами, из которых велась стрельба. В башнях находились запасы пищи на длительный срок.
Когда охрана замечала приближение незваных гостей, то открывали стрельбу из своих башен, и зажигали сигнальный костер, чтобы предупредить жителей соседних сел. Сейчас сохранились только три башни, на одну из которых можно залезть.
Когда возвели башни точно не известно, но в их стенах можно увидеть вмурованные «шайтанские письмена» — камни со знаками доисламского периода, в основном это солярные символы, изображения звезд, лабиринтов.
Такие камни считались священными и их переносили при переезде из старого здания в новое. На стенах разрушенных домов встречаются христианские символы и даже языческие, например, спирали-свастики или символ лабиринта, эти знаки служили оберегом от враждебных сил и разрушения.
Четыре башни со временем были разрушены, и их разобрали на строительство зданий в Новом Гооре, куда жители перебрались в пятидесятых годах прошлого века. Новый Гоор расположен ниже, где более ровная местность, более плодородная земля, есть вода, удобнее дороги. В новом поселке есть школа с музеем, библиотека, медпункт, мечеть, магазины, здесь проживает более 800 человек.
Считается, что название села произошло из-за дующих здесь сильных ветров Гьури (Гьоор). Жилища в старом ауле строились в основном двухэтажные, принято было чтобы на первом этаже располагается хлев для скота, а на втором жилые помещения. Окна и двери делали маленькими и закрывали ставнями.
Хорошо сохранилась мечеть-зиярат — действующий памятник древнего Гоора.
Внешний вид зиярата, интерьер внутри, такие же, как в далеком прошлом, есть даже место для жертвоприношения.
Внутри этой мечети находятся почитаемые могилы шейха Рамазана и Ахмада Вали, Будун Хаджия и алима (ученого) Ибрагима Дибира. Над могилой шейха Рамазана установлена стела 16 века с высеченной шамхальской эмблемой и красивой арабской вязью. Рядом с мечетью видим старинное кладбище с наклонившимися могильными плитами.
До принятия ислама здесь исповедовалось христианство, так в окрестностях Гоора были найдены сохранившиеся остатки фундаментов двух часовен, где обнаружены каменные кресты. Старожилы тоже рассказывали, что здесь было распространено христианство, а также и древние языческие культы. Об этом свидетельствуют и кладбища, где встречаются как христианские захоронения, так и языческие.
На соседней горе сохранились террасы, где жители занимались земледелием и пасли скот. До сих пор там видна дорога, идущая по склону.
С давних времен в жизни горцев сохранились старинные обряды и игры: «оц-бай»-праздник первой борозды, праздники жатвы, уборки урожая. В Оц-Бай под звуки звонкой зурны и барабана жители приходят на центральную площадь с традиционными угощениями, которые они приготовили заранее: чуду, толокно с топленым маслом, андак, мясо, фрукты, сладости и буза. «Оц бай» в переводе с аварского означает «запрячь быка». Мулла вместе с жителями села читает молитву, чтобы год был урожайным и благодатным. Любят горцы и спортивные состязания: метание камня, бег, борьба, скачки. В старину был интересный обычай для укрепления семьи: если мужчина обижал свою жену, то его заставляли таскать ее на спине по всем улицам Гоора до тех пор, пока он не переменит своего отношения к супруге. Точно также и женщин в таких случаях заставляли таскать своих мужей. Да, жизнь здесь раньше кипела, обычаи строго соблюдались, поля засевали, скот разводили, сады цвели.
С края обрыва открываются замечательные виды на много километров.
Вдали видна высокая гора с лепешками снега на вершине, это в июле месяце, где внизу у Каспийского моря погода выше +30 градусов.
Прямо перед нами склоны с зелеными террасами. А внизу по ущелью течет река Аварское Койсу вдоль нее идет дорога через село Хебда, здесь мы недавно проезжали.
По краю высокой скалы есть несколько выступов: язык троля, профиль лица и платформа.
Руины старого аула совершенно не наводят на грусть, теплое солнце, мягкий ветер, цветущие поляны, раскинувшиеся внизу селения с садами и рекой, удивительные горы вокруг и эта высокая скала создают приподнятое настроение и согласие с тем, что «все течет, все изменяется».
Отвернувшись от обрыва, на другой стороне скальной гряды за старыми разрушенными домами и за кладбищем мы видим поселок Новый Гоор с пестрыми крышами добротных домов, с садами, с мечетью.
Еще дальше чуть справа видим Старый и Новый Кахиб со схожей судьбой. Старый Кахиб с его разрушенными домами и башнями издалека не просто разглядеть, руины почти сливаются с высоким склоном горы.
Хорошо бы и там походить, разглядывая обереги на старых стенах, и высокие башни, но время зовет вперед, нас сегодня еще ждет Матлас.
Продолжение: https://www.tourister.ru/responses/id_38694