Ностальгия по Таиланду.
Часть первая. Прогулки по Бангкоку, Чиангмаю, Пхукету и «северный экспресс»
Один день в Бангкоке
Наверняка, современная столица Таиланда — многомиллионный Бангкок, заслуживает того, чтобы любоваться его красотами много дней. Но мой краткий и весьма динамичный по перемещениям отпуск не давал такой возможности.
Моя поездка по маршруту Москва — Бангкок — Чиангмай — Бангкок — Пхукет — Бангкок — Москва укладывалась в десять октябрьских дней. Поэтому, максимум, что я смог себе позволить — полюбоваться городом из иллюминатора самолёта, заходящего на посадку в международный аэропорт Суварнабхуми.
Идём на посадку над пригородами Бангкока
И из широких окон вагонов надземного метро City Link, соединяющего аэропорт с центром города. Любование местностью из такси, которым я воспользовался несколько раз за время пребывания в Бангкоке, не стоит брать в расчёт.
Суммарно я провёл в Бангкоке около одного светового дня (две ночёвки в отеле неподалёку от аэропорта малоинформативны в рамках этого короткого рассказа). Но зато общение с дежурным сотрудником ресепшена этого отеля Airy Suvarnabhumi Hotel позволило свести к минимуму потери времени во время нескольких поездок по городу.
В Бангкок я прилетел утром и, поскольку самолёт в Чиангмай отправлялся вечером, имел несколько свободных часов для знакомства с городом. Начал с того, что сдал чемодан в камеру хранения аэропорта (по сведениям из интернета, их две), располагающуюся на втором этаже здания аэропорта.
Реальная жизнь зачастую слагается из конкретных мелочей. И я пошёл познавать эти «мелочи». С поиском пунктов обмены валюты проблем не было, так как их много в четырёхэтажном здании аэропорта. Причём в первом же обменнике мне предложили не торопиться, а пройтись и выбрать наиболее устраивающий. Это очень удивило и обрадовало меня — в нашем отечестве такой подход к потенциальным клиентам маловероятен. Т. к. курс обмена долларов США на баты был примерно одинаков в ближайших пунктах, я не стал тратить время на поиски самого выгодного.
Вторым пунктом «обязательной программы» значился поиск офиса KLOOK для получения заказанной ранее сим карты. В нескольких источниках в интернете я нашёл информацию о том, что покупка туристической симки выгодна на сайте KLOOK.com. Симка на 8 дней с 4 Гб трафика обошлась чуть более, чем в 200 рублей, и готовая сим карта ждала меня после предъявления ваучера. При этом на счету сим карты уже было 100 бат, позволяющих совершать звонки на телефонные номера по всей территории Таиланда. Офис KLOOK находился поблизости от большинства обменников, и найти его не составило особого труда.
После того, как я стал обладателем двух главных составляющих для свободы перемещения — местной валюты и сим карты, обеспечивающей телефонную связь и доступ к интернету, можно было «выходить в город». Для начала я решил проверить транспортную доступность отеля Airy Suvarnabhumi Hotel, в котором мне предстояло ночевать после недельного визита в Чиангмай, и затем после возвращения с Пхукета перед вылетом в Москву. Дело в том, что из Чиангмая я решил возвращаться в Бангкок поездом, который прибывал на вокзал Hua Lam Phong вечером. И от железнодорожного вокзала удобнее всего было добраться на метро до аэропорта, а потом уже на такси в отель.
Многочисленные указатели вели меня на второй этаж аэропорта, откуда отправлялся общественный транспорт. Выйдя на улицу, я слегка растерялся — как таковой стоянки такси не было видно. Множество автомобилей стояли и отъезжали на проезжей части дороги в несколько рядов. Улучив момент, я спросил сотрудника аэропорта, как попасть в нужный мне отель. И для наглядности показал заранее распечатанную схему проезда.
Он подсказал, что надо обратиться в службу «short distance», которая располагалась здесь же.
Нижний уровень четырёхэтажного здания международного аэропорта Суварнабхуми
Сотрудница службы, которой я показал ту же схему с названием отеля, распечатала листок с именем водителя и вызвала одного из мужчин, сидевших на лавочке поблизости. Водитель такси повёл меня среди движущихся автомобилей, и через минуту мы уже выезжали на магистраль.
Дорога до отеля заняла минут пятнадцать, и я понял, что добираться обратно в аэропорт пешком — плохая идея. На ресепшене отеля меня обрадовали возможностью поесть в круглосуточно работающем ресторане. И довольно подробной информацией о том, как добраться до железнодорожного вокзала общественным транспортом. А также наличием камеры хранения в отеле, с такой же стоимостью услуги, как и в аэропорту — 100 бат в сутки.
Найти такси для возвращения в аэропорт оказалось легче, чем договориться о разумной цене поездки. Но я не стал жмотничать из-за суммы, на которую в магазинах родного города можно купить лишь небольшой кусочек недорогой колбасы. А на четвёртом этаже аэропорта, куда прибывают такси, и где находятся терминалы вылета, нашёл стойку авиакомпании Thai Airways, самолётом которой предстояло через несколько часов лететь в Чиангмаи.
На мой робкий вопрос, когда можно прийти для регистрации багажа, получил лаконичный ответ «прямо сейчас». Я не стал мешкать и забрал в камере хранения чемодан, слегка удивившись тому, что плата из 100 бат, указанных при сдаче багажа, за несколько часов выросла до 120 бат. На фоне диапазона оплаты проезда на такси до отеля Airy Suvarnabhumi Hotel от 120 бат при включенном счётчике, показавшем около отеля 96 бат, до 200 бат у такси, отвозившем меня в аэропорт, эти 20 бат меня не особо смутили.
На стойке регистрации рейса в Чиангмай мою просьбу предоставить место около окна с правой стороны учли. И я прямиком направился в «проверочную поездку» на метро. Указатели привели меня на самый нижний уровень «В», где стояли привычные нам турникеты и не совсем привычные «vendor machines». В последних следовало приобрести жетон на право поездки до определённой станции. Мне сначала помогли с этим действом, имеющим вариант выбора языка на английский. А затем показали процедуру пропуска через турникет.
«Маленькая хитрость» заключалась в том, что пластиковый жетон следовало прислонить к считывающему устройству турникета. И сохранить до выхода на конечной станции, где его надо было опустить в специальное устройство для открытия створок турникета. Очень порадовало наличие турникета с более широким, чем у остальных, створом — для прохода с чемоданами.
В период «пробок» (есть такие и в людском потоке в метро Бангкока) специальный сотрудник направлял пассажиров с громоздким багажом в отдельный турникет, чтобы не мешать проходу пассажиров без багажа. Когда дежурный на входе впервые пригласил меня «пройти в сторонку», я слегка заволновался. Но поняв его благие намерения, возблагодарил мудрость организаторов движения пассажиропотоков.
Лёгкое метро — City Link проходит преимущественно по эстакаде, что позволяет осматривать город из окон вагонов.
Каждый клочок земли столицы занят чем-то полезным
Лишь в здании аэропорта оно «упрятано под землю». Характерно предупреждение на полу у места остановки вагонов с очерченной границей расположения пассажиров на станции. Оно предлагает сначала выпустить пассажиров, покидающих вагон, и не выходить за линию ограничения. К тому же, видимо, для бОльшей безопасности, на станции метро в аэропорту, проход в двери вагона возможен лишь через специальные двери, установленные в сплошной стене.
Для того, чтобы попасть к железнодорожному вокзалу следовало перейти из линии лёгкого метро на станции Makkasan на станцию Phetchabury подземки — городского метро. Переход со станции на станцию достаточно длинный. И часть его проходит по мосту над одной из городских магистралей. Для меня, впервые попавшего в Бангкок, эта часть перехода была настолько интересна, что я не удержался от фотографирования видов города.
Вид из воздушного перехода в метро Бангкока
И ещё порадовал тот факт, что на всём пути от железнодорожного вокзала до аэропорта Суварнабхуми было лишь четыре ступеньки. Остальные участки переходов проходят по гладкому полу и эскалаторам. Что особенно немаловажно для пассажиров с чемоданами на колёсах. И облегчило мне транспортировку чемодана после десятичасовой поездки в «сидячем» вагоне «северного экспресса» Чиангмай — Бангкок.
Единственным малопонятным моментом после прибытия поезда на железнодорожный вокзал Hua Lam Phong было выяснение направления движения в подземку. Сотрудники стойки info на выходе с перрона не смогли мне помочь, возможно, виновато моё произношение на английском языке слова underground. Но, я просто последовал с толпой прибывших пассажиров. И за ближайшим поворотом обнаружил указатель к входу к метро. Пользуясь зрительной памятью «проверочной поездки», без труда добрался до офиса «short distance» в аэропорту.
В день вылета на Пхукет я планировал воспользовался несколькими свободными часами для того чтобы посетить какой-либо водоём Бангкока, памятуя о приятной прогулке к реке в Чиангмае. В тени деревьев лёгкий ветерок на берегу Puong River создавал ощущение комфорта при температуре воздуха выше 30 градусов. Попасть на главную реку Бангкока можно было только на такси, к услугам которого мне не очень хотелось прибегать. Тем более, что я не смог бы точно указать место, куда хочу попасть.
Карта Бангкока, которую мне любезно подарили на ресепшене отеля в Чиангмае, говорила о водоёме, находящемся рядом со станцией лёгкого метро, следующей после Makkasan. И я понадеялся на свой туристический опыт ориентирования на местности. Увы, он оказался малоприменим в этом мегаполисе.
Выйдя на нужной станции, я попросил сотрудницу метро помочь сориентироваться. Та позвала представителя полиции, и они дружно стали вникать в карту города. А потом указали на воздушный переход над оживлённой магистралью. Спустившись по лестнице на уровень улицы, я двинулся в, как мне казалось, нужном направлении. Но после того, как пересёк железнодорожное полотно и прошёл через какую-то калитку, попал в узкую улочку. На первый взгляд её можно было бы характеризовать словом трущобы.
Выбраться из них на «цивильную» улицу удалось лишь по подсказке пожилого мужчины, одетого под стать моему определению улочки. И я сразу же окунулся в мир торговли с лотков, маленьких магазинов и множества прохожих. Продвигаясь среди этой шумной толпы в направлении хорошо заметного небоскрёба, вскоре вышел к воздушному переходу. Преодолев его, пошёл в сторону возможного расположения водоёма.
После десяти минут ходьбы в густонаселённом районе моё желание посидеть на берегу водоёма испарилось. Просто я понял, что такой вариант знакомства с многомиллионным городом требует гораздо бОльшего времени. А с желанием оказаться у водоёма следует поступить более предсказуемо. Вечером на острове Пхукет, куда я должен прилететь засветло, сразу после заселения в отель, пойду на берег Андаманского моря. Уж к нему-то дорогу найду, благо забронировал номер в отеле, расположенном неподалёку от береговой линии. И, заодно, от аэропорта, чтобы быстрее добраться после прилёта.
Последняя «треть одного дня в Бангкоке» во время моего динамичного путешествия пришлась на несколько светлых часов после возвращения с Пхукета. Тем более, что я решил купить «заморские фрукты» домой где-нибудь поблизости от отеля. На ресепшене Airy Suvarnabhumi Hotel , где я вновь остановился, уже знакомый мне сотрудник подсказал, где легче всего купить фрукты. А в качестве средства передвижения предложил воспользоваться услугами мотобайка.
На соседней с отелем улице быстро нашёл группу мужчин с мотобайками, осуществляющими функции мототакси. За небольшую сумму в 50 бат один из них взялся подвезти меня в ближайший торговый центр. Таким способом передвижения мне до сих пор не приходилось пользоваться. И езда в качестве пассажира впрыснула в кровь много адреналина. Мне казалось непостижимым, как водитель мотобайка лавирует среди интенсивного транспортного потока.
Обратный путь к отелю я решил проделать хорошо испытанным средством — пешком. Тем более, что дневная жара начал спадать, а мне в помощь были зрительная память и приложение «карты Google» на смартфоне. Пару лет назад этот инструмент хорошо показал себя в незнакомом городе — Ханое. И с небольшими проблемами, связанными со стремительно темнеющим небом, я вскоре оказался в отеле.
Таким «экпресс-методом» я осуществил пусть и небольшое, но вполне реальное знакомство с интересным городом. Вполне в соответствии с пословицей «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Прогулки по Чиангмаю
Я с одинаковым уважением отношусь ко всем религиям, исповедуемым жителями Земли. Но при одном единственном условии — лишь бы следование им не разделяло людей на последователей религии и «неверных» со всеми вытекающими обстоятельствами практического свойства. А в силу своего чересчур прагматичного склада ума, не проявлял интереса к простому любованию красотами «города тысячи храмов», как иногда величают старый город Чиангмая.
Фонтаны защитного рва вокруг старого города Чиангмая
Поэтому свои немногочисленные прогулки по «северной столице Таиланда» посвятил практическим целям. По старому городу я прогулялся в поисках заказанного сыном сувенира — колокольчика «местного розлива». И почтового отделения, чтобы отправить открытку с видом Чиангмая, которые также коллекционирует сын. А прогулки вблизи отеля были посвящены чисто жизненной потребности пропитания, т. к. в программу отеля были включены только завтраки.
Две такие попытки «найти хлеб насущный» имели явно выраженный экзотический характер. Заметив при первой же вылазке в город поблизости от моего отеля заведение с вполне понятным (на первый, как оказалось, взгляд) названием BUFET, я решил поужинать там на второй день после приезда. В вечерних сумерках я увидал с балкона своего номера яркий свет в заведении, и решил, что настал «час испытания на местности». А когда вошёл в открытый со всех сторон большой зал, понял, что отступать некуда.
В зале протянулись несколько длинных столов параллельными рядами. А справа и слева от них располагались небольшие столики, за которыми сидели посетители, поголовно «азиатской внешности». Я был единственным фарангом (так принято в литературе величать бледнолицых европейцев). На длинных столах располагались, как я бы привычно назвал, полуфабрикаты будущей еды. А в середине каждого маленького столика была водружена…жаровня.
Я уразумел, что здесь происходит полный цикл самообслуживания с оплатой в некоем подобии кассы. Сотрудница кассы, она же официантка, вникла в моё полное непонимание технологии приготовления еды. И нашла время разорваться между обязанностями кассира и «заботливой мамы», чтобы помочь мне выбрать куски сырого мяса свинины, картошки и ещё чего-то, что я предпочту назвать общим именем «еда».
Когда я уплатил фиксированную сумму в 190 бат, в моей жаровне разожгли огонь, и помогли с помощью инструмента, напоминающего щипцы, разложить ломтики мяса и остальные компоненты ужина на внешней поверхности жаровни. Мне лишь оставалось присматривать за степенью готовности еды, снимая прожаренное мясо на тарелку. И подкладывать новые ломтики на поверхность жаровни. К сожалению, слабое освещение в зале не позволило получить качественные снимки всего описанного действа. Утверждать, что я сытно поужинал, не берусь, но что «наелся экзотики» — это точно.
В следующий свободный от дальних экскурсий вечер я решил вручить судьбу приготовления еды в руки профессионалов. В находившееся поблизости от моего отеля кафе я вошёл полный решимости не оплошать. Из меню ужина выбрал понятные мне слова на английском языке — суп «том ям». И после нескольких итераций обсуждения с молоденькой официанткой произношения white rice, понял, что мне предлагают рис без специй.
Уверенно согласившись с несколько удивившей официантку порцией супа и риса, оплатил заказ. И лишь когда принесли огромную кастрюлю супа, установленную на маленькую горелку, и не менее огромную тарелку варёного белоснежного риса, понял, что сльно переоценил свои способности съесть заказанное. И это было ещё не всё в моём «марафоне приключений на ниве чревоугодия». Я заказал суп с креветками, которые были просто гигантского размера. А сам бульон оказался не только горячим, но и чрезвычайно острым.
Когда я налил в тарелку пару половников супа, заметил, что в некотором отдалении от моего стола собрались почти все официантки, как на подбор, молоденькие девушки. И они с явно выраженным интересом смотрели в мою сторону. Лишь хлебнув первую ложку «горящего варева» я понял причины интереса девушек. Слёзы ручьём полились из моих глаз, а чем залить пожар во рту, я не знал. Лишь благородство одной из девушек разрядило ситуацию — не дожидаясь моей просьбы, она принесла большую бутылку холодной воды. А девушки уже не скрываясь «ржали во всю глотку над этим неумехой фарангом».
Когда я слегка пришёл в себя, то сообразил выловить креветок из кастрюли, разделать их и употребить только в меру острое мясо. Пару картошин из супа я тоже отважился съесть, но на этом ограничил свой аппетит. К слову сказать, девушка, принимавшая заказ и оплату за мой ужин, проявила чудеса стойкости — к моему столу она подходила с простой дежурной улыбкой. В дальнейшем я решил не издеваться над собой — купил в большом супермаркете белый хлеб и фрукты. Так сказать, перешёл на вегетарианское питание. Ну, а завтраки в ресторане отеля были по типу «шведский стол». И я старался запастись энергией максимально с утра.
Самую дальнюю прогулку — к железнодорожному вокзалу я совершил на сонгтео, поймав его рядом с отелем. А обратный путь в несколько километров проделал пешком, благо на стойке ресепшна отеля мне бесплатно выдали карту города. Погода в день этой прогулки благоприятствовала неспешной походке с многочисленными остановками на фотографирование достопримечательностей.
Торговые точки на каждом шагу в Чиангмае
Интригующее предупреждение - не спите на мосту через Puong River
И отдыха в тени деревьев, растущих на берегу главной реки Чиангмая Puong River.
Главная водная артерия Чиангмая Puong River
Самый большой зоопарк юго-восточной Азии
Выбирая экскурсии на время недельного отдыха в Чиангмае, я решил чередовать две дальние поездки с «ближней» — в зоопарк. Он расположен практически в черте города на склоне горы Doi Suthep, которая хорошо видна с верхних этажей отеля Royal Peninsula, в котором я остановился.
Комфортабельный отель вблизи от старого города Чиангмая, в котором я жил неделю
По отзывам, прочитанным во время подготовки к поездке в Таиланд, я уяснил две вещи. Во-первых, этот зоопарк считается самым большим в юго-восточной Азии, во-вторых, билет на вход можно забронировать на сайте KLOOK.com., что обойдётся дешевле покупки его в кассе. После бронирования на электронную почту высылается ваучер, предъявив который, в кассе зоопарка надо получить входной билет. Можно также упростить процедуру, предъявив с телефона QR код бронирования.
Мне удобнее было иметь ваучер в распечатанном виде, т. к. в нём были указаны все контактные телефоны, адрес зоопарка, время его работы и карта-схема. В любом случае, имея распечатки ваучеров мне проще было ориентироваться по всем экскурсиям, забронированным на сайте KLOOK.com во время очень динамичного непродолжительного отпуска.
Для проезда от моего отеля до зоопарка я предпочёл воспользоваться службой заказа такси при отеле, хотя это дороговато, но с учётом слаборазвитого общественного транспорта города, вполне приемлемо для меня. От услуг заказа такси на возвращение в отель я отказался, т. к. не знал, когда закончится моё знакомство с этой достопримечательностью Чиангмая. И вполне можно воспользоваться старинной формулой «язык и до Киева доведёт».
Большей проблемой мне казалась возможность ориентироваться на очень большой территории зоопарка. Я даже предпринял попытку увеличить масштаб печати схемы, приведённой в одном из приложений к ваучеру. Но действительность превзошла все мои ожидания. Во-первых, в кассе выдали карту-схему зоопарка довольно большого размера. Во-вторых, что было гораздо нагляднее, через каждые несколько сот метров маршрута были установлены плакаты с полной схемой зоопарка и обозначением места, где расположен данный плакат. В том числе указаны пункты питания и туалеты.
Я законопослушно начал свой маршрут «по ходу движения», отметив для себя «обязательные точки» с целью фотографирования. Несомненно, меня привлекал аквариум. К остальным «экспонатам» я относился сдержанно, т. к., вообще-то недолюбливаю содержание животных в клетках и вольерах. Плачевный вид животных в передвижных зоопарках нашей страны у меня вызывает лишь сострадание к ним.
Конечно, большинство животных, у мест содержания которых я задерживался, были вполне узнаваемы.
А размеры открытых пастей бегемотов и зубов в них воочию свидетельствовали о том, что в Африке этот зверь считается одним из самых опасных.
Дайте хоть булочку, пожалуйста
Практически все животные содержались в вольерах очень большой площади, что давало им хорошую свободу перемещения.
Фотогеничнее всех «позировали» бегемоты, которых кормили дети из Поднебесной, когда я появился около их вольера. И два жирафа, подошедшие очень близко к ограждению, вдоль которого скопилось много детей с родителями. Вполне понятно, что среди посетителей зоопарка бОльшую часть составляли дети всех возрастов. Некоторых, организованных в группы, возили на специальных автобусах.
При выборе варианта посещения зоопарка на сайте KLOOK.com я осознанно отказался от такого варианта перемещения, справедливо полагая, что для фотографирования того, что покажется интересным, это будет неудобно. И ажиотаж вокруг двух панд тоже не привлёк меня.
Самые популярные "жители зоопарка"
Так, что постепенно передвигаясь по маршруту, предписываемому схемой зоопарка, я вскоре достиг главного для меня пункта — аквариума.
Аквариум зоопарка Чиангмая
Уже на подходе к нему царило Вавилонское столпотворение. Меня очень удивила сцена кормления рыб не сухим кормом (кого этим удивишь?), а…из сосок, надетых на бутылочки. Рыбы, преимущественно оранжевой окраски (у нас бы их назвали золотыми рыбками) буквально высовывались из воды, чтобы впиться ртом в соску.
Кормление золотых рыбок из...сосок
Прямо, как маленькие дети (у меня дома живой пример — полуторагодовалая внучка, предпочитающая до сих пор такую еду всей остальной).
Допытываться, что за лакомство предлагают рыбам, я не стал, а прямиком двинулся в прохладный полумрак входа в помещение аквариума. Контроль входных билетов, т. к. при оплате билета в зоопарк отдельно указывается посещение аквариума. И дальше сразу же попадаешь в лабиринт, составленный из отдельных боксов разного размера, многих из них с яркой подсветкой.
Подписи к аквариумам, говорящие об их обитателях, меня не привлекали, всё равно я почти ничего не запоминаю из названий. А, вот зрелищность с точки зрения фотосъёмки рыб и иже с ними, меня больше волновала.
К сожалению, качественных фотографий сделать не удалось. Думаю, неравнодушные к живой природе читатели и без фотографий поверят в то, сколько интересного можно увидеть в зоопарке Чиангмая, в том числе и его аквариуме.
После кондиционированной прохлады и полутьмы аквариума я продолжил знакомство с обитателями зоопарка, стараясь держаться в тени многочисленных деревьев. В полдень температура воздуха была уже около привычной отметки +30. К тому же, дорога поднималась постепенно в гору, но меня никто не подгонял — посетители распределились по интересным им местам.
Да и время от времени встречались места отдыха в виде лавочек и пунктов питания. Меня очень радовала грамотность устроителей зоопарка с точки зрения большого жизненного пространства животных. И возможностей посетителям наблюдать их жизнь в условиях, приближенных к естественным.
В некоторых местах основной дороги стояли плакаты, обозначающие тропу, по которой можно было сократить длину маршрута. Но я, пока не набежали традиционные послеобеденные тучи, не планировал сокращать путь. Лишь когда плотность лёгких облаков стала приближаться к серо-дождевой, задумал срезать дорогу. Заодно устроить небольшой ланч.
В ближайшем по пути продуктовом киоске, оборудованном лавочкой и парой столов со стульями, оказался лишь набор фастфуда. Упоминание в одном из отзывов про посещение зоопарка о том, что на его територии можно вкусно и недорого поесть, для меня было верно лишь во второй части. В конце концов, многие жители юго-восточной Азии воспринимают доширак, как вполне нормальную еду. И я выбрал тот из них, который продавщица характеризовала как «no spicy».
Это только для неё оказалось не сильно острым блюдом, поэтому я добавил себе на «сытный перекус» пакет картофельных чипсов и бутылку холодного газированного напитка ядовито зелёного цвета. Несмотря на такое зрительное восприятие, вкус напитка оказался вполне освежающим. Вкупе с возможностью расслаблено посидеть в теньке без шумной компании вездесущих жителей Китая, я понял, что достаточно отдохнул, чтобы продолжить маршрут.
Сверившись с картой, решил, что стоит ещё раз срезать основной маршрут. А там и плотные тучки подсказали, что павлинов, к большому вольеру которых я спустился, уже достаточно насмотрелся в других путешествиях по миру. И можно считать, что программу осмотра самого большого зоопарка юго-восточной Азии я добросовестно выполнил.
Дождь так и не вылился из тёмных туч, они постепенно рассеялись. И когда я вышел за ворота зоопарка, погода была вполне подходящая для пешей прогулки. Столпотворения сонгтео (местная разновидность такси на основе легкового пикапа) у выхода не наблюдалось. Один единственный водитель, услыхав точку назначения «old town», отмахнулся от меня, как от назойливой мухи, когда узнал, что я один.
Пешей прогулкой меня не испугаешь даже после такого длительного вояжа по горе Doi Suthep. И я перешёл на ту сторону улицы, по которой двигался транспорт в нужном мне направлении. До вечерней темноты было ещё долго, а ближе к центру города, особенно после того, как я миную университет, наверняка что-нибудь поймаю. Не прошёл я и пары километров, как водитель пустого сонгтео согласился подвезти меня. И даже уточнил отель, в который мне надо было попасть.
Северный экспресс в Бангок
Планируя поездку в «северную столицу» Таиланда — Чиангмай, я решил посмотреть северную часть страны из окна поезда. Для этого оказался подходящим дневной поезд Чиангмай — Бангкок. Билет на него я забронировал на сайте 12 Go Asia ещё в Москве, прорабатывая план отдыха во время октябрьского отдыха.
Отзывов об этом варианте я нашёл немного, т. к. наших соотечественников, выбирающих для отдыха эту часть Таиланда не так уж много. Консультация со службой поддержки сайта 12 Go Asia укрепила меня в правильности выбора способа передвижения. При сравнимой стоимости билета на междугородный автобус и поезд в сидячем вагоне, последний обеспечивал больше возможностей для любования пейзажами и фотографирования их.
Действительность превзошла мои ожидания. Заказав и оплатив поездку с рублёвой карты Сбербанка, я был избавлен от необходимости решать вопрос покупки билета в незнакомой стране в местной валюте. Что особо важно при том факте, что для большинства местных жителей, даже работающих в сфере транспорта, нет потребности в знании английского языка. Подавляющее большинство пассажиров поезда — жители Таиланда.
Накануне поездки я приехал на сонгтео из отеля, где остановился на недельный отдых, к железнодорожному вокзалу Чиангмая.
Железнодорожный вокзал Чиангмая
Памятник недавнего прошлого железных дорог на привокзальной площади Чиангмая
Офис 12 Go Asia , как говорилось в ваучере, располагался на первом этаже отеля Blossomhotel. Сотрудница без проблем нашла мой билет после предъявления ваучера и на вопрос о возможности купить у проводника чай, ответила, что в поезде будет предложен входящий в стоимость поездки ланч.
В день поездки я заказал такси в отеле, где остановился, чтобы избавится от случайного опоздания на поезд, отправляющийся в Бангкок утром. На вокзале царила обычная для такого места многоголосая суета.
Довольно быстро я нашёл стойку информации туристов. Сотрудников информации не наблюдалось, зато нашлись четыре розетки для подключения зарядных устройств. И сама широкая стойка позволяла расположить на ней ноутбук. Общая атмосфера напоминала поездки на поездах в далёком детстве. Вплоть до настоящего семафора у железнодорожного пути. И колокола, с помощью которому дежурный по станции извещел об отправлении поезда.
Станционный колокол в Бангкоке
Посадка в поезд, как и проход в здание вокзала, без каких-либо средств контроля безопасности, ставших не очень комфортными, но, увы, привычными для больших городов нашей страны. Северный экспресс состоял из трёх вагонов, первый из которых являлся ведущим дизельным локомотивом.
Пассажирский поезд на вокзале Чиангмая
Мне повезло с местом — в первом вагоне у окна с правой стороны. Широкие окна и свобода передвижения по вагону, состоящему из двух секций, позволяли вести фотосъёмку в комфортных условиях.
Кресла для сидения по уровню комфорта похожи на те, что установлены в электропоездах «Ласточка». Расстояние между рядами довольно большое, откидной столик. И, что оказалось неожиданным для меня, но очень полезным бонусом — широкая багажная полка, куда без труда поместился не только рюкзак, но мой достаточно лёгкий чемодан.
Интерьер вагона поезда Чиангмаи - Бангкок
Примерно через час после отхода поезда проводница раздала пассажирам «очень лёгкий завтрак», состоящий из маленькой коробочки с минипирожками. И напитка на выбор — чай, кофе, сок. Я поначалу решил, что это и есть входящий в стоимость поездки ланч. Скудноватость его не особо испугала меня, так как по давней привычке, воспитанной десятками лет туристических и обычных пассажирских поездок, я запасся дежурной едой.
Но оказалось, что это всего лишь что-то вроде аперитива, если к такому термину можно прибегнуть в данной ситуации. Примерно через три часа после отъёзда из Чиангмая подали настоящий ланч, наподобие современного бортпитания на авиарейсах.
Я и тут умудрился забыть печальный опыт похода вечерами в местный общепит. И почти всё содержимое коробочки с «куриным карри», как гласила надпись сверху, вылил в пресный варёный рис.
Спасло наличие стакана воды со льдом, которую подали к ланчу, с её помощью удалось утихомирить пожар во рту. И немного удивила экзотика ланча — блюдо в третьей коробочке — варёное яйцо в сладком соусе. Впрочем, обычное «кукареку», раздававшееся ранним утром по соседству с моим отелем, говорило о том, что жители Таиланда отдают должное яйцам, как составляющей ежедневной еды. В дополнение к двум трапезам в привычное для полдника время предложили чай/кофе с очень вкусной, по мягкости, как только что испечённой, булочкой. Явно в плюсе по сравнению такой же по продолжительности «поездки» на самолёте из Москвы в Бангкок.
Остановки северного экспресса не очень частые, и, в отличие от наших поездов с продолжительностью поездки в несколько часов, проводник не выпускает пассажиров погулять на станции. Остановки короткие, их название объявляют заранее, естественно, на языке местных жителей. В вагоне работает кондиционер. Туалет вполне комфортный в отличие от того, что я читал в одном из отзывов. В вагоне в каждой секции две розетки для зарядки.
Несмотря на небольшое опоздание, «взятое на старте», наш поезд шёл по расписанию с учётом этой десятиминутной поправки.
Будда невозмутимо взирает на железную дорогу
Узоры из цветов при храме
В Бангкоке на вокзале Hua Lampong я довольно быстро сориентировался и на всём пути в метро к аэропорту Суварнабхуми встретил всего лишь четыре ступеньки. Весь путь между вагонами метро MRT и City Link (пересадка на станции Petchanburi линии MRT) от ж.д.вокзала до City Link шёл по комфортному для моего чемодана гладкому полу.
Отдых около аэропорта острова Пхукет
Вторую часть своего динамичного отдыха в конце низкого сезона в Таиланде я провёл у моря. Поскольку до этого я бывал в международном аэропорту острова Пхукет лишь один раз, когда отдыхал в районе Карон Бич, информация об окружающей аэропорт местности была известна мне только из интернета. А об отелях в этом районе был минимум сведений.
Я выбрал отель, пользуясь картами Гугл и исходя из бюджета трёхдневного отдыха. Siricul Mansion, так назывался отель, расположен в двадцати минутах хода пешком от аэропорта. Это обстоятельство после общения с хозяйкой отеля позволило добраться после прилёта дневным рейсом из Бангкока достаточно быстро, чтобы успеть прогуляться на пляж.
Из карты района аэропорта, которую я распечатал, было не совсем очевидно, как попасть на улицу Soi Niyang 13, на которой расположен отель. Помогла доброжелательность местных жителей. Офицер, которого я спросил на выходе с площади около аэропорта, помог перейти оживлённое шоссе в необорудованном пешеходным переходом месте. И подсказал направление, в котором надо было двигаться, чтобы попасть на нужную улицу.
Когда я пошёл в сторону отеля, около меня притормозил мотобайк, на котором ехал военнослужащий. Он сказал, что видел, как его начальник что-то пояснял мне. И решил помочь добраться в нужное место. Я показал ему распечатку карты, с помощю которой двигался в нужном направлнии. Военнослужащий предложил подвезти меня на своём мотобайке, на что я с радостью согласился.
И буквально через пару минут я был около отеля. Заселение в отель, в котором было всего восемь номеров, прошло очень быстро. И после того, как я договорился о возможности поужинать в отеле, направился к пляжу. Ориентироваться на местности было довольно просто, так как улица, на которой расположен Siricul Mansion, идёт параллельно главной автостраде этого района, называющегося Най Янг.
В нескольких десятках метров от моего отеля расположен большой отель Panphuree Residence, в котором, так же, как и в Siricul Mansion не было видно признаков наличия гостей. А на повороте в сторону моря ещё один отель JJW House, тоже не подающий признаков кипящей жизни. Возможно, сказывается то обстоятельство, что район Най Янг острова Пхукет — не самый туристический. Да и высокий сезон без дождей ещё не наступил.
Буквально в сотне метров от улицы, на которой расположен «мой» отель, в сторону моря, шла своим чередом оживлённая жизнь. По шоссе плотным потоком двигался авто и мото транспорт. На моё счастье, я обнаружил указатель пешеходного перехода в ста метрах в направлении, противоположном аэропорту. Привычка переходить улицу только на оборудованных пешеходных переходах, воспитанная руководителями дорожного движения нашей страны, так сильно въелась в сознание, что было сложно преодолеть психологический барьер. К тому же сказывалась непривычность левостороннего движения.
Так что наличие пешеходного перехода, хоть и без светофора, оказалось очень кстати для меня. Как и наличие большого количества точек общепита вдоль всей улицы на участке от перекрёстка, к которому я вышел от своего отеля, до пешеходного перехода. Я заметил, что очень многие из них работают «на вынос». То и дело водители мотобайков останавливались около таких точек. И за небольшую стоимость, судя по ценникам, получали еду в дорогу, упакованную соответственно условиям транспортировки.
Улица, ведущая к морю, с одной стороны застроена отелями и гестхаусами. А с другой стороны, примыкающей к аэропорту, я увидел только один большой отель, выходящий к пляжу. В первой же прогулке я обратил внимание на то, что многие местные жители привержены к здоровому образу жизни, что выражается в большом количестве любителей бега.
Моей же целью было не бег трусцой, а окунуться в воды Андаманского моря после пяти лет перерыва. На моё счастье, море было спокойное и вода тёплая.
Пустынный пляж ранним утром в заповеднике Най Янг
Отсутствие пляжных удобств не смущало меня — на берегу лежало много коряг, которые вполне подходили для того, чтобы расположить одежду на их ветках.
При таких корягах и вешалки не нужны. Пляж заповедника Най Янг
Великолепный мелкий песок, чистая вода — всё для «отдыха у моря».
Коралловый песок пляжа Най Янг в районе аэропорта Пхукет
На следующее утро я продолжил традицию «купания в лучах восходящего солнца». И ещё до первых лучей солнца появились местные жители, кто-то приехал на мотобайке, кто-то «прибежал трусцой». Кто-то, как я пришёл пешком. Среди появившихся вскоре «чужих» отдыхающих преобладали вездесущие жители Поднебесной.
Особую экзотику купанию в рассветных красках неба придавали идущие на посадку самолёты.
Лев Таиланда заходит на посадку
Самолёт Аэрофлота садится в международном аэропорту Пхукет
ВПП аэропорта, расположенная перпендикулярно береговой линии, начинается в нескольких десятках метров от пляжа. И по мере того, как светало всё больше, росло число фотографов, желающих сделать снимки крупным планом несущихся прямо над головами «железных птиц».
Следующий после прилёта день я почти полностью посвятил дальней и очень интересной экскурсии в национальный парк Као Сок. Основным объектом экскурсии служило рукотворное озеро Чео Лан, расположенное среди живописных скал. А по пути к нему были остановки у храма «Чёрного монаха», у пещерного «храма обезьян» и на «слоносафари».
Для меня экскурсия закончилась поздним вечером под небольшим тёплым дождём. От него к следующему утру остались лишь маленькие лужи и очень влажный воздух. Прогноз погоды обещал продолжение дождя и даже грозы днём. И я решил прокатиться на общественном транспорте к месту своего отдыха пятилетенй давности — к бухте Карон Бич. На вчерашней экскурсии к озеру Чео Лан гид рассказал о регулярном сообщении общественным автотранспортом аэропорта с югом острова.
На момент моего отдыха от площади перед аэропортом отходили минивэны наподобие наших маршруток, стоимость проезда в которых составляла 200 бат. И большие автобусы двух различных маршрутов, стоимость проезда в которых варировалась в зависимости от расстояния.
Рейсовый автобус из аэропорта - самый бюджетный транспорт Пхукета
До Карон Бич это 170 бат. Оплату по пути следования принимал водитель. Кроме того, существуют транспортные карты, которыми при мне многие пассажиры оплачивали проезд.
Меня вполне утраивала поездка на автобусе, идущем вдоль побережья. Интервал движения — один час. Единственной непонятной для меня оставалась информация о месте остановок автобуса в каждом насёлённом пункте. Но в Карон Бич местные жители подсказали, где я смогу сесть для обратной поездки — в центре, которым служит разворотный круг. Обещанный прогнозом погоды ливень застал наш автобус по пути, но к моменту, когда мы прибыли в Карон, в небе сияло солнце.
Но я всё-таки попал под дождь вечером, когда возвращался с пляжа. Тёплые капли падающей с неба воды так не походили на то, что в нашем Подмосковье обычно бывает в октябре, что я не счёл нужным прятаться от них. И завершил вечернюю прогулку по Най Янг ужином в небольшом заведении общепита на главной магистрали. Рекламой этого «кафе на 4 столика» была жареная утка, выставленная для всеобщего обозрения на витрине.
Кафе "жареная утка" на главной улице района Най Янг вблизи аэропорта Пхукет
Заказав блюдо из меню, я стал потихоньку знакомиться с обстановкой в кафе. Конечно, орудовать палочками вместо вилки и ножа, я бы не отважился. Меня заинтересовало наличие на каждом столике большого кувшина с питьевой водой. И то, как пользуются этим нехитрым «столовым прибором» посетители. Оказывается, надо насыпать в пластиковый стакан из большой кастрюли, стоящей на столике позади меня, несколько кубиков льда.
Затем в этот стакан налить воды из кувшина для охлаждения. И можно повторять процедуру получения холодной воды без ограничения, пока не «зальёшь пожар», вызванный острой едой. Я не стал усугублять достаточно острое блюдо соусами, которые прилагались к заказу. Но с благодарностью воспринял заботу о посетителях хозяев кафе. И после ужина попросил разрешения сфотографировать хозяина на рабочем месте. Он и его жена немедленно прибрали для рекламной фотографии немудрёное рабочее место. И позволили мне сделать один из самых колоритных снимков местного общепита.
Утром последнего дня отдыха на Пхукете я решил максимально осмотреть территорию, прилегающую к пляжу заповедника Най Янг Бич. И прогуляться в сторону, противоположную аэропорту. Рыбаки выводили свои моторные лодки в море, в соседней бухте уходила вдаль яхта с белоснежными парусами. А на самом горизонте разноцветными в лучах восходящего солнца, эффектно клубились облака — отголоски вчерашнего вечернего ненастья.
Раннее утро в Андаманском море
Среди деревьев парка, выходящего к пляжу, оборудованы места отдыха — столы с лавочками. И просто отдельно стоящие лавочки, на которых можно расположиться, чтобы любоваться морем. А в соседней бухте, к которой я не пошёл из-за дефицита времени, стояло много лодок. На берегу виднелись здания, напоминающие зону отдыха.
Время моего отдыха на берегу моря истекало, пора было собираться в аэропорт для отлёта в Банкгок. Кратковременное «обследование обстановки» в районе аэропорта позволило сделать вывод: если нет желания ехать на отдых в центр туристической инфраструктуры — Патонг, Карон или Пхукет-таун, район Най Янг вполне подходит для спокойного отдыха. Отели разного уровня и возможность поужинать «на улице». А при желании попасть в центр туристической инфраструктуры есть автобус. Учитывая близость аэропорта, можно планировать не связываться с организацией отдыха туроператорами.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия