Первый раз я попал в Кашин летом 2005 г.
Первый раз я попал в Кашин летом 2005 г.
Мы ездили к друзьям на дачу, обосновавшимся в угасающей деревне Филитово. Местность оказалась изрезана оврагами. Под одним из таковых на свет Божий вышел источник.
Когда сходит снег, из бугра периодически проступают кости, либо железки, как-то раз даже меч нашли. Неподалёку озеро с красноречивым названием Скорбёж.
Легенды относят это место к периоду монголо-татар, но выводы археологов однозначны — находки датируются Смутным временем. Возле соседнего Калязина в 1609 г. Скопин-Шуйский разбил поляков.
В общем, место необычное! А вот сам город 17 лет назад производил не самое лучшее впечатление.
Мы прошлись по центру, посетили Базарную площадь, поднялись на колокольню Воскресенского собора.
Вроде как, городок старинный, много церквей и купеческих зданий, но разруха чувствовалась.
За прошедшие годы произошли изменения.
Российские власти в своих вотчинах наводят порядок, но не везде получается одинаково. Тверская область регион дотационный.
Из Москвы в эти края лучше всего добираться на машине, либо маршруткой с автовокзала Северные Ворота. Время в пути около 4-х часов.
Первым делом мы посетили мемориальный музей М. И. Калинина в селе Верхняя Троица.
Следующей локацией стал Клобуков монастырь.
Октябрь от летних месяцев отличается прежде всего тем, что рано темнеет. Пришлось подстраиваться под световой день. Договорившись с Музеем каши на пять, удалось выкроить пару часов на изучение.
Центр Кашина невелик и обойти его за столь короткое время вполне по силам.
Как и в 2005 г., мне вновь удалось подняться на колокольню Воскресенского собора.
Впрочем, обо всём по порядку…
Кашин впервые письменно упоминается в 1238 г. Почему город так назван, у историков и лингвистов нет единого мнения.
В русских летописях «каша» появляется в конце XII века. При этом горшки с остатками каш встречаются с IX столетия, в том числе на Тверской земле.
Некоторые исследователи полагают, что слово «кашин» славянское, от древнерусского кушания «каша» и свадебного обряда (пира). Кашин так назван, ибо жители «едали кашу» на площадях.
По другой версии, через Кашин петляет Кашинка. Река имеет угро-финское название и именно она определила имя города.
На заре развития Кашин входил в состав Переславль-Залесского княжества, Владимирского, Тверского. С 1319 по 1426 год являлся удельным, но вернулся в состав Твери.
В 1485 году, вместе с Тверью, оказался присоединён к Москве, что вызвало медленное угасание торгово-промышленного потенциала.
Запутавшись по местности, Кашинка создаёт петлю в форме сердца, идеально подходящую для укреплённого поселения.
(Фото из интернета)
Полуостров в виде сердца — историческая часть города.
С разных сторон он соединён мостами,
в том числе пешеходными, что создаёт особый провинциальный шик.
До Революции Кашин был градом церквей и монастырей.
Значительная их часть по известным причинам оказалась утрачена.
Что-то надстроили-перестроили и теперь здания в административном ресурсе города.
В самом центре, на бывшем месте Успенского собора, воткнули безликую коробку завода Электроаппаратуры, которая абсолютно не вписывается в облик города.
С другой стороны, предприятие в советские годы давало заработок и выпускало продукцию. Ему удалось пережить трудные времена и оно до сих пор является действующим.
На момент нашего визита на Пролетарской улице шли работы по укладыванию плитки. Подняв верхний пласт, дорогу отдали на откуп археологам. Те что-то нашли и процесс растянулся.
В Кашине нельзя пройти мимо Базарной площади.
Её правильное название — Торговые ряды XIX века. Торговая зона на этом месте была издавна, однако нынешний облик сформировался именно в позапрошлом веке.
Ряды представляют архитектурный ансамбль двухэтажных построек с лепниной и декором из красного кирпича. Каждое здание разделено на лавки, объединённые галереей.
Можно представить, как в былые времена разгружались подводы, и как хозяин из конторских окон второго этажа присматривал за работниками.
По своему первому визиту запомнился стихийный рынок. Здесь и картошку с морковкой продавали и одежду. Теперь порядок, исторические здания приведены в порядок и отданы под офисы и магазины.
На Пролетарской улице, возле редакции Кашинской газеты, установили бюст Артура Христиановича Артузова (1891–1837).
Одна из местных жительниц честно и искренне призналась, что про Артузова, до установки памятника, ничего не слышала. В детстве я часто слушал радиоспектакль «Трест», как чекисты расправились с врагами революции. Комбинация хитросплетений была грандиозной, но я не знал, кто её разрабатывал.
Артур Христианович Артузов родился 18 февраля 1891 года в селе Устиново Кашинского уезда Тверской губернии в семье швейцарского сыровара (итальянца по национальности) Христиана Фраучи. Мать, Августа Августовна Фраучи (урождённая Дидрикиль), имела латышские и эстонские корни. В семье Фраучи было шестеро детей, Артур был старшим.
Получив образование, работал инженером-проектировщиком. Судьбу изменил 1917 г., Артузов вступил в РСДРП(б). Последующая деятельность была связана с ВЧК и ОГПУ.
В начале 20-х чекистам удалось провести целый ряд блестящих ударов. Артузов разрабатывал «Трест» и «Синдикат-2».
В ходе операции «Трест», длившейся с 1922 по 1927 год, была полностью скована подрывная деятельность белоэмигрантских объединений. В результате операции «Синдикат-2» был арестован Борис Савинков. Ещё одним успехом Артузова стал арест в 1925 году британского разведчика Сиднея Рейли.
Артузова по праву называют «Гением разведки». Жаль, что Артур Христианович сгорел в огне 37-ого года.
Кашин является родиной многих известных людей. И всё же Кашин это в первую очередь Анна Кашинская. Благоверная княгиня покровительница города.
Анна Кашинская родилась около 1280 г. в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 14 лет была обвенчана с тверским князем Михаилом Ярославичем.
На ту пору Русь не была единым государством. Княжества противостояли друг другу, а все споры решались в Орде. В 1305 г. ярлык на великокняжеский Владимир хан Тахты отдал Михаилу Ярославичу, отвергнув московского князя Юрия Даниловича.
Через 12 лет Тахты умирает, к власти приходит хан Узбек. Юрий Данилович едет в Орду, женится на сестре Узбека Кончаке (в крещении Агафье) и получает высокий титул гурнана (зять Чингизидов).
27 декабря 1317 г. в 40 км. от Твери происходит очередное сражение между тверским и московским князем. На стороне последнего выступает темник Орды, но это роли не играет. Москвичи и ордынцы оказываются разбиты. Первый раз за всю историю русским удаётся разгромить татар!
В плен к тверичам попадает жена московского князя, сестра Узбека, где умирает при не выясненных обстоятельствах. Юрий едет в Орду, где жалуется на тверского князя. Михаила вызывают к Узбеку и после быстрого суда убивают.
Так Анна Кашинская становится вдовой. После в Орде будут казнены сыновья Дмитрий и Александр.
Когда Анна приняла постриг, неизвестно. В 1358 г. она упоминается как монахиня София. За год до смерти переедет в своё бывшее владение Кашин, где примет схиму. В Успенском монастыре проживёт не более года и скончается 2 (15) октября 1368 г.
Дата погребения долгое время оставалась неизвестной. Оно оказалось обретено в 1611 г. К этому моменту Успенская церковь обветшала и гроб с останками вышел на поверхность. Местные жители не знали, кто там похоронен и не выказывали почтения.
В одну из ночей Анна Кашинская явилась пономарю, наказав зажечь перед гробом свечу и «не попирать его ногами». Когда останки переместили на почётное место, стали происходить чудеса и исцеления. До первой канонизации письменно зафиксировано 41 случай. Больных специально привозили из других городов.
В 1649 году было определено, открыть мощи схимницы Анны Кашинской, а саму благоверную княгиню причислили к лику святых.
Тело новоявленной угодницы Божией по освидетельствовании оказалось нетленным, только небольшие тления оказались на лице и на ступнях ног. При этом было замечено, что правая рука лежит на груди, «согбенна яко благословящая», то есть с двоеперстным древним перстосложением.
На двоеперстие внимание не обратили. После церковной реформы и раскола церквей, старообрядцы, в подтверждение своей правоты, стали указывать на Анну Кашинскую. Это был сильный аргумент в пользу двоеперстия.
В 1677 г. в Кашин отправилась комиссия. По результатам её работы, Анну деканонизировали, недостойные поклонения останки замуровали, и все иконы с Анной Кашинской из церквей убрали. Церковный собор в Москве действия комиссии подтвердил.
Шли годы, но кашинцы свою Анну не забывали. В 1899–1901 годах началась негласная подготовка к восстановлению почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.
В 1905 г. вышел знаменитый Манифест об укреплении веротерпимости. Через три года Николай II дал согласие на повторную канонизацию.
11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня. В Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Из первых лиц государства Кашин никто не посещал, за исключением Елизаветы Фёдоровны. Она приезжала специально для поклонения и прославления Анны Кашинской. Горожане приветствовали августейшую паломницу многократным «ура!» В город стали прибывать паломники. Возле Воскресенского собора слышалось: «Преподобная Мати Анно, моли Бога о нас!»
Елизавета Фёдоровна посетила Успенский собор, обозрела усыпальницу и затеплила свечу. 11 июня на площади у собора молились воины, после прошли маршем.
Впечатление получилось громадным — у многих слёзы катились из глаз, ощущалось глубокое духовное удовольствие. Августейшая паломница приобрела в городе и среди богомольцев глубокую симпатию и популярность.
Читая хронику, кажется, что речь идёт о какой-то другой стране. Точнее, это та Россия, которую мы потеряли за одну Россию до нашей, более близкой.
Что касается Анны Кашинской, после Революции её останки из церкви были изъяты. В 30-ые годы, по многочисленным просьбам, раку пастве верующим. В 1948 году Анна Кашинская нашла упокоение в Вознесенском храме.
После закрытия Вознесенского храма в 1960-х годах её мощи около четверти века лежали в церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Когда Вознесенский храм был вновь открыт и отреставрирован, раку с мощами вернули в него 25 июня 1993 года.
У Анны Кашинской была трагическая жизнь и очень непростые перипетии после смерти. В русской истории это единственный случай, когда праведник канонизирован дважды.
В любом случае, справедливость восторжествовала! Ровно через 100 лет, после своего повторного прославления, Анна Кашинская вернулась в Кашин. 25 июня 2009 года на территории бывшего кремля, на площади перед Воскресенским собором, в честь святой благоверной княгини открыли памятник.
Скульптор А. Н. Ковальчук является автором монумента в Твери святому благоверному князю Михаилу Ярославовичу, супругу Анны Кашинской.
В настоящий момент мощи Анны Кашинской в Вознесенском соборе и будут переданы в Воскресенский после окончательной реставрации.
Воскресенский собор впервые упоминается в 1382 г. Он много раз перестраивался, получив нынешний облик в 1832 г.
Каждый, кто подъезжает к Кашину, еще издали видит его величественную колокольню. Воскресенский собор символ города.
Возведён на месте кашинского кремля.
Длина здания — 63 м, ширина — 26 м. В 1872 г. на колокольне установили куранты, приобретенные купцом Н. В. Терликовым на Лейпцигской ярмарке.
Я зашёл в храм ровно в 16–30. Служки уже намеревались идти по домам, однако, услышав о моём желании, подняться на колокольню, заветную дверцу открыли.
Среди полутёмных переходов ступени лестницы казались бесконечными. На одном из пролётов, уткнувшись в запертую на замок дверь, хотел спускаться вниз, но далее понял, что нужно подниматься ещё.
На открытой площадке я моментально стал добычей холодного ветра, который до меня явно скучал и решил порезвиться. Впрочем, холода я на первых порах не заметил.
Очарованный красотой, я метался из стороны в сторону, щёлкая фотоаппаратом.
Наградой стали потрясающие виды золотой осени, рваным платком покрывшей город.
Очень приятное впечатление оставил Музея каши.
После музея, переполненные впечатлениями, мы направились на ж/вокзал.
Чёрная ночь удавом обжала город, который резко опустел. Заморосил дождь, но мимо вокзала мы по-любому не промахнулись.
Водитель автобуса оказался на редкость пунктуален, а обратный путь, как всегда, короче. Стартовав в 20 ч, без четверти двенадцать мы спустились в метро. Казалось бы, на этом можно поставить точку? Увы, нет, история имела продолжение.
На следующий день позвонила жена друга и сказала, что их родственница планирует перебраться в Кашин. Лариса приезжала весной, вдохновилась и поняла, что хочет жить среди церквей. Пыльный Оренбург надоел. Начались мучительные обмозговывания переезда.
С продажей своей недвижимости проблем не возникало. Оренбург город областной и многолюдный. Оставалось самая малость — подобрать вариант в Кашине.
Услышав подобное, я сразу начал отговаривать. Но разве кто-то кого-то слушает?…
В общем, добрались они до Кашина, посмотрели выставленные на Авито дома и расстроились. Хотелось всего, сразу и со всеми удобствами. Но тут то участок под склон, то туалет на улице, то ещё что-то. Дома нуждались в доработке, произвести которую одинокой женщине было не по силам. При этом цену просили хорошую.
Улицы после 17 ч, резко пустеют и никакие автобусы по городу не ходят. Из одной точки в другую либо на такси (150 р), либо пешком. Кашин — город пенсионеров. С работой сложно, молодёжь, в большинстве своём, уезжает в Москву, либо в Тверь.
Весенний Кашин оказался полным антиподом осеннего.
Приехать сюда можно и нужно, особенно летом на Фестиваль каши, но вписаться в ритмы небольшого провинциального городка сложно.
Известный блогер г-н Старостин в подобных случаях неустанно повторяет: «Не путайте туризм с эмиграцией!»