Городок на Рейне, в треугольнике трёх стран, сам по себе мало интересен. Но там столько «отдельно интересного», что съездить туда очень рекомендую.
Городок на Рейне, в треугольнике трёх стран, сам по себе мало интересен. Но там столько «отдельно интересного», что съездить туда очень рекомендую.
Название города связано с важнейшей рекой, Рейном, делящим здесь не две, как обычно, а три страны. Но делящим географически, зато объединяющий людей и страны.
Удобное географическое положение вдоль оси север — юг, от Роттердама до Генуи, имело решающее значение для развития поселения на этом месте еще 2000 лет назад, в римские времена.
На протяжении всей истории виноделие формировало жизнь поселка на реке у подножия гор. Вайль всегда жил за счет виноградарства.
Переход из деревни в город начался с прокладки железной дороги, когда ее сети начали расширяться в 1851 году. Крупные швейцарские текстильные компании обосновались неподалеку, что вызвало экономический бум в конце 19 века.
Статус города Вайль получил в 1929 году. А в 1934 году произошел еще один «толчок» для развития города — был построен порт, который помогает городу развиваться и сегодня. В настоящее время в Вайле проживает около 30 тысяч человек, что по немецким меркам немало.
Начнем прогулку с главной достопримечательности. Мост, длиной 248 метров, построенный в 2007 году по проекту архитектора Дитмара Файхтингера, соединяющий три страны — сердце пограничного треугольника. Это самый длинный консольный мост для пешеходов и велосипедистов в мире. По нему можно перейти из Германии во Францию, а до Швейцарии дойти по тропинке, ведущей с моста (можно и на трамвае за 2 минуты). На противоположной стороне моста — город-побратим, французский Юнинге. Какие только награды не собрал этот мост: премию Германии в области строительства мостов 2008 года; медаль Артура Хейдена как высшую международную и самую известную награду в мире в области инженерии от Международной Ассоциации проектирования мостов и конструкций за выдающееся сооружение и множество других.
С моста открывается вид на Базель, город, куда можно приехать на трамвае N8. Не так часто можно встретить трамвайное сообщение между странами. Большинство жителей Вайль-ам-Райна успешно пользуются своим расположением и ездят на работу в Базель.
Вечером этот мост выглядит так (перваое фото из интернета):
Перед входом на мост с обеих сторон развеваются флаги пограничных стран, и перед ними — флаг ЕС, хотя к Швейцарии он не имеет отношения.
В городе можно встретить и более старые памятники того, что Вайль делит разные страны. Если граница с Францией проходит только по Рейну, то со Швейцарией и по суше: пограничные камни, разделяющие Баден и Базель (герб Базеля — епископский посох).
Забавно наблюдать в прилегающем к мосту парке не только столь близкое соседство разных стран и культур, в Вайле прекрасно уживаются и различные представители флоры: отличное сочетание калифорнийских секвой и берез средней полосы. В этом Парке Трех Стран ежегодно проходит трехдневный Средневековый Фестиваль.
Я бы дала мосту еще одну премию — торговую. Все пешеходы на мосту — французы, переходящие Рейн, и отправляющиеся в Германию за покупками. Торговый центр расположен прямо на выходе с моста, и народ идет с сумками на колесиках, даже транспорт задействовать не надо!
Если мост является главной достопримечательностью Вайль-ам-Райна, то вторая, несомненно, стулья. Почему были выбраны именно стулья? Концепция такова: стол и стул, это важнейшая мебель, где мы предлагаем разместиться гостям. Стулья города — предложение гостям «присесть» в Вайль-ам-Райне.
Церковь, которая с виду смотрится как протестантская, на самом деле — католическая. Первая католическая церковь святых Петра и Павла была построена в начале 20 века, а к концу 1980 годов заменена на новое здание.
Внутри — интересные мозаики станций мученичества Иисуса.
Башня протестантской церкви (Олд Вайль), которая была построена в 1791 году, оказалась очень привлекательна для хищников — в ней живут сапсаны — самые быстрые в мире птицы. Точнее, они там гнездятся. В 1906 году церковь была немного перестроена, но на том же месте — где когда-то стояло небольшое здание, с 786 года принадлежавшее аббатству Сен-Галлен.
Вдоль пешеходных дорожек и тропинок выложены голубые полосы — это Рейн, главная Река не только города, но и страны. Как в России говорят «Волга — мать», так в Германии принято называть Рейн — Фатер Райн — Рейн — отец. Это единственная река мужского рода, все остальные — женского (удивляюсь, как до этого еще не докопались воинствующие феминистки).
Даже школы и детские сады названы именем Рейна!
Вообще, в Германии с детьми проблема, никакого воспроизводства. Даже приток южных эмигрантов не спасает — они во втором поколении уже тоже не рожают, быстро понимают, что без детей жизнь менее хлопотная. Тем более радует вот такой аист на стене дома — таких принято вывешивать, когда в семье появляется младенец.
Музей истории текстиля свидетельствует о некогда важной для города текстильной промышленности. А это непримечательное здание, с не менее непримечательной трубой (я бы даже сказала — страшненькое здание и страшненькая труба) — он и есть.
Весь город можно пересечь, пройдя по одной улице — Хауптштрассе, или — Главной. Вокзальный район с центром разделен дорогой на сваях, которые очень ярко и симпатично расписаны.
Я очень люблю граффити, иногда росписи бывают совсем необычными. В Вайле есть совсем простенькие дома, похожие на наши «хрущевки», вот их немного «веселят» росписями.
После этого раздела — дороги, надо немного пройти по промышленной части — грузовой станции Карго. Я притормозила, посмотреть, как работает погрузчик.
Он меня напугал: совершенно неожиданно быстро развернулся и двинулся на меня! Было ощущение, что я участвую в съемках боевика — заключительная сцена схватки «хорошего» (меня) с «плохим», который запустил этот погрузчик. Но, добро побеждает, я смогла увернуться!
Понятно, что на фоне Моста Трех Стран меркнут остальные городские мосты, а зря. Их в городе множество и они интересные. Вот этот, Фриденсбрюкке, двойной — часть моста трамвайная, часть пешеходная, и по сути, это два совершенно разных моста.
С него вдали видно самое высокое здание Швейцарии — Рош Турм, открытое совсем недавно, 2 сентября 2022 года. Первый корпус — справа, его высота 178 метров, второй, новый — слева, высотой 205 метров. Рош — это гигант фармацевтики, основанный в Базеле более 125 лет назад, известный во всем мире, он разместит в новом здании 3500 работников. Строилось здание по проекту швейцарского архитектурного бюро, обошлось строительство в 550 миллионов франков.
Но, наконец закончился промышленный район, точнее — промышленная вставка в городе, и мы вышли в центр.
Меня в небольших городках всегда умиляют здания полиции. Это, очень брутальное (я пару раз выкладывала розовенькие или желтенькие домики — теремки).
На Линденплатц с 1971 года расположен городской краеведческий музей, в котором помимо постоянных экспонатов, проходят сменные выставки. Из постоянного — коллекция профессора, дизайнера Ханса-Тео Баумана. Само здание, выстроенное в стиле классицизма в 1845 году, когда-то принадлежало начальной школе, затем Ратхаусу.
Современная Ратуша выглядит очень просто, она была открыта в июне 1964 года и символизировала начало строительства Нового Города. Перед Ратушей возведена небольшая башня с часами, которые показывают место встречи трех стран.
То, что город «работает» на швейцарских и французских покупателей, видно не только возле Моста Трех Стран. На выходе с моста Фриденбрюкке заканчивается строительство огромного торгового центра. Швейцарская радость: у них гораздо дороже, они ходят к соседям, возвращаясь домой ставят штамп о вывозе товаров из ЕС, и идут назад, в магазин, получая наличными свои 19% НДС. Таким образом им не надо заморачиваться с такс-фри, получаемыми с помощью посредников, типа Глобал-Блю, которые грабительски забирают себе половину.
Весь проход по Главной улице, являющейся главной городской осью, занимает около часа. Если заходить во дворики, то чуть больше.
Третья главная достопримечательность города расположена немного на отшибе, но она удивительно прекрасная! Комплекс Витра достоин внимания не только поклонников архитектуры и дизайна. Это интересно всем. Пешая прогулка составляет около двух часов, здесь 24 остановки, как-нибудь, сделаю описание этого маршрута полностью. Музей Дизайна Витра — один из самых важных музеев дизайна в мире. Он посвящен историческим и современным разработкам в области промышленного дизайна, мебели и архитектуры. Музей столь масштабен, что о нем надо писать отдельно.
Подробно хочу рассказать о самом необычном павильоне. Павильон, построенный по технологии яичной скорлупы демонстрирует, как методы цифрового проектирования и роботизированная 3 D — печать могут использоваться для создания бетонных конструкций произвольной формы с использованием ультратонкой переработанной опалубки. При проектировании и строительстве павильона использовалась компьютерная технология «яичной скорлупы», в которой как геометрия конструкции, так и производственные данные для 3 D — печати генерируются алгоритмами. Сочетание автоматизированного проектирования и роботизированного производства дает возможность формировать бетонные элементы намного эффективнее, чем с помощью традиционных процессов опалубки, которые часто являются трудоемкими и дорогостоящими. Тончайшая опалубка, в которой были отлиты компоненты павильона из яичной скорлупы, имеет толщину всего от 3 до 5 мм. Он изготовлен из специального материала (ПЭТ-Г), армированного стекловолокном, который был частично переработан из яичной скорлупы. 3 D — печать каждой из 4-х колонн заняла около 6 часов, а печать 4-х потолочных панелей — до 16 часов. И колонны, и плиты перекрытий армированы обычной стальной арматурой. Благодаря разъемным соединениям, павильон можно демонтировать и собрать в другом месте. Для заливки элементов использовались два типа бетона. Опоры отлиты из быстротвердеющего бетона с использованием процесса литья с цифровым управлением. Быстрое отверждение снижает давление на опалубку, поэтому риск поломки отсутствует, несмотря на небольшую толщину опалубки, напечатанной на 3 D — принтере. Потолочные плиты, напротив, отлиты из обычного самоуплотняющегося бетона, так как давление опалубки в любом случае ограничено из-за малой высоты. Когда бетон полностью застынет, опалубку снимают, промывают и измельчают. Затем смесь можно повторно смешать в качестве сырья и повторно использовать для 3D — печатей. Павильон был спроектирован при участии студентов магистратуры по специальности «Архитектура и цифровое производство» в Технической Школе Цюриха. Инновационная конструкция демонстрирует возможности проектирования, которые предлагает опалубка, напечатанная на 3 D — принтере, в сочетании с традиционными процессами армирования и сборки. В качестве примера использования технологии яичной скорлупы павильон демонстрирует, как промышленно масштабируемая система для экономичных бетонных конструкций может проложить путь к более устойчивому строительству из бетона.
В 1999 году на этой территории проходила сельскохозяйственная Выставка, и к ней приурочили строительство стальной винтовой лестницы, которая называется Шлайхтурм. По ней можно дойти к спортивному комплексу с бассейном, и Выставочному садоводческому Парку.
А это такие светильники, не могли же они в таком месте обычную подсветку сделать.
А это колокол, в который звонит «проводник» туристического автобуса — шаттла, возящего народ по комплексу.
И киоск — кафе не мог быть обычной будочкой, он вот такой!
Миновать тему стульев в Витре не могли, вон они, крутятся:
Среди всего этого хай-тека, не следует забывать и об имперском прошлом, иногда о нем напоминают:
В Вайль-ам-Райне куча моих любимых мелочей, которые так радуют глаз:
А вот свободная библиотека — книгообменник — здесь странная. Обычно это будка, а в Вайле просто деревянная полка. Кстати, при мне, супружеская пара выбрала себе книжки и поставила другие, что всегда радует (немцы производят 17% мировой печатной продукции, уступая лишь американцам и китайцам, но там совсем другое количество жителей).
Я разжилась новым колодезным люком с надписью, точнее — его фотографией.
Еще успела щелкнуть несущегося немца-перца. Так забавно видеть подобные мотоциклы!
К вечеру осень начала чувствоваться особенно активно: днем температура достигает +24, утром и вечером +13. Зато, какие оранжевые цвета листьев и повсеместно расставленных тыковок.
И еще один момент, по которому становится понятно, что мы на перекрестке стран: небо. Утром это особенно видно, можно в крестики-нолики играть. Но и сейчас, когда солнце клонится к закату, в небе полно самолетов — рядом расположен Евроаэропорт Трех Стан: Базель-Мюльхуз-Фрайбург. Этот аэропорт обслуживается тремя странами, расположен на территории Франции, но второй выход из него — в Швейцарию.
Несмотря на то, что здесь нет как такового Старого Города, привычного для гостей городков Германии, туристические карты по городу развешаны.
А мы, вернувшись к Рейну, изрядно проголодавшись после прогулки, порадовались поздним обедом у китайцев, в ресторанчике, выходящим фасадом на Мост Трех Стран и Рейн.
А на обратном пути не смогла не остановится на дороге, чтобы остаться без такого заката: полыхающего с одной стороны, и нежно — розового с другой.
Всем спасибо за внимание к городу Трех Стран, мостов, стульев и нового дизайна!