Сегодня гуляем по Самаре, по местам туристическим и не очень. Начнем прогулку с набережной Волги. Я видела ее и в пасмурный, очень ветреный день, и в солнечную погоду, показала достаточно подробно со стороны реки, но кое-что еще осталось в запасе.
Сегодня гуляем по Самаре, по местам туристическим и не очень. Начнем прогулку с набережной Волги. Я видела ее и в пасмурный, очень ветреный день, и в солнечную погоду, показала достаточно подробно со стороны реки, но кое-что еще осталось в запасе.
На набережной множество различных памятников и скульптурных композиций. Вот, например, памятник красноармейцу Сухову из кинофильма «Белое солнце пустыни». Почему именно в Самаре? Товарищ Сухов — уроженец «волжской деревушки под Самарой» и именно в Самару он держит путь к своей гражданской жене из пустыни Туркестана. Памятник популярен, одиноко не стоит, пришлось попросить перерыв, чтобы сфотографировать.
На смотровой площадке у фонтана «Парус» установлена скульптурная композиция «Бурлаки на Волге» — отлитая в бронзе копия персонажей знаменитой картины Ильи Репина. На фоне Волги смотрится очень уместно!
Понравился памятник легендарной песне «Клён», которую исполнял ВИА «Синяя птица», работавший с 1974 по 1991 год в Куйбышевской филармонии. Помните суперхит тех времен — «Там, где клён шумит над речной волной…»? Его записали в Куйбышеве в 1975 году.
Гуляя по набережной, от голода не умрешь. Особенно много различных кафе и ресторанов на участке, что вдоль Волжского проспекта.
Кроме стационарных заведений множество различных киосков с кофе, мороженым, передвижных оригинально оформленных киосков фаст-фуда. Не смотрите, что все пусто и грустно. Просто очень холодно, да и день будний, среда. Была бы я местной жительницей, тоже не стала бы гулять, но выбора не было. На следующий день все стало иным: выглянуло солнышко, и набережная оживилась.
На набережной стоит плавательный комплекс ЦСКА ВВС. Фонтан рядом — светомузыкальный, вечером смотрится очень красиво, судя по фотографиям. В реале увидеть времени не было, да и при ветре шоу не включают.
На противоположной стороне проспекта, на горке — здание Правительства Самарской области, а внизу — «Дом профсоюзов». Меня заинтересовало мозаичное панно на пристройке, в которой сейчас находится танцевальный ресторан «Руки вверх». Это, как пишут на сайте, «главная дискотека и главное караоке города».
От набережной в этом месте открывается красивый вид на площадь Славы, но в этот серый день все было невыразительным, даже снимать не стала. Решила, что доеду в следующий раз, но не получилось. Пошла дальше фотографировать скульптуры на набережной, выбор большой. Вот скульптура «Колыбель человечества» работы В. Смирнова — две символические человеческие фигуры, склоненные над земным шаром и прикрывающие его сплетением рук.
На Волге тоже можно увидеть что-то интересное, река не пустует. Вот довольно шустро следует мимо из Волгограда на Казань круизный теплоход «Хирург Разумовский».
Есть и необычные произведения современных художников, оставшиеся от фестиваля «ВолгаФест»-2021, который ежегодно проходит на набережной в Самаре. В этом году он состоялся в конце августа. Как пишут на сайте: «ВолгаФест — фестиваль любви к месту, в котором ты живешь, поддерживающий творческие инициативы и опирающийся на творческие ресурсы городов на Волге». Думаю, что любителям событийного туризма стоит взять на заметку, в программе много интересного.
Между второй и четвертой очередью набережной — узкий неблагоустроенный участок берега, где находится пристань теплоходов местных линий и пришвартован ресторан-дебаркадер «Скрябин». Говорят, что залы ресторана оформлены по мотивам знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Здесь в сторону Волги смотрят задние фасады ресторанов развлекательного комплекса «Кинап».
А вот так он выглядит с другой стороны. В рассказе о речной прогулке я уже писала, что до 1917 года здесь была мельница и винокуренно-дрожжевой завод, с начала 1930-х годов — «Самарский завод киноаппаратуры» (Кинап). В годы войны завод выпускал средства химзащиты и боеприпасы, а в мирное время эмалированную посуду и различные товары непродовольственного назначения. В начале 2000-х завод ликвидировали из-за убыточности. Теперь здесь развлекательный комплекс «Кинап» с обычным набором развлечений: ночной клуб, рестораны, бары, кафе, бильярд, фитнес-клуб…
Главная достопримечательность последнего, четвертого участка волжской набережной, — символ города стела «Ладья». Ее установили на набережной в 1986 году в честь 400-летия города по проекту самарских архитекторов Анатолия Янкина и Игоря Галахова. Жаль, серым днем на фоне серого неба ладья смотрится невыразительно, да и лучший вид на нее — со стороны Волги. Но вблизи можно рассмотреть детали.
Реконструкцию четвертого участка набережной завершили в 1986 году, к 400-летию Самары. В 2019 году этот участок назвали Софийской набережной.
Причина переименования проста: на горке в самом конце набережной в 2019 году освятили церковь Софии, Премудрости Божией — однопрестольный, столпообразный храм в виде 40-метровой башни со звонницей. К нему от Волги ведет лестница, где на площадке стоит памятник князю Владимиру.
Набережная закончилась, а мои метки на карте — нет. Поэтому вернемся по улице, проходящей вдоль набережной, к памятнику князю Григорию Засекину. Это основатель Самары и первый самарский воевода. На боковых поверхностях постамента — горельефы, изображающие строительство крепости и благословление князя на великое дело.
По Полевому спуску от памятника Засекину поднимемся на следующую параллельную Волге улицу — Молодогвардейскую. Здесь конец улицы, она, как и многие другие, начинается от речки Самары и проходит через весь исторический центр.
Вот Спортивно-концертный дворец спорта имени В. С. Высоцкого. Это новый дворец спорта, построенный за четыре года на месте предыдущего, устаревшего дворца спорта, снесенного в 2017 году.
Около дворца стоит памятник Владимиру Высоцкому работы Михаила Шемякина, его установили еще у старого здания дворца в 2008 году в честь 70-летия со дня рождения актера и поэта. Кстати, в 1967 году концерт Высоцкого в этом дворце собрал около шести тысяч зрителей. Памятник интересный, неоднозначный, как и другие работы Шемякина.
Рядом с ледовым дворцом — здание Самарского цирка, построенное в 1969 году. Это типовой проект, я такие видела в Новосибирске, Воронеже, Уфе. Радует, что здание в хорошем состоянии и не увешано афишами, закрывающими фасад.
Целью похода была площадь Славы с Монументом Славы — фигурой рабочего, держащего в поднятых руках крылья, на 40-метровом пьедестале. Монументальное здание за ним занимает областное правительство, я показывала его снизу, с набережной.
Вот там внизу я и была в начале рассказа, это плавательный комплекс ЦСКА ВВС. От площади Славы к набережной ведет лестница, ярусами спускающаяся вниз.
К площади Славы примыкает сквер Победы с мемориальным комплексом «Скорбящая мать». Вечный огонь мемориала был зажжен в 1971 году, в год 30-летия начала Великой Отечественной войны в память о 225 тысячах уроженцах Куйбышева и Куйбышевской области, павших на полях сражений.
В сквере к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне открыли Аллею маршалов, где установлены бюсты маршалов Советского Союза, которые жили и служили в Самаре (Куйбышеве): Александра Василевского, Кирилла Мерецкова, Андрея Еременко, Василия Соколовского, Бориса Шапошникова, Родиона Малиновского, Климента Ворошилова и Матвея Захарова.
На площади Славы в 2002 году торжественно открыли храм святого великомученика Георгия Победоносца. Храм имеет статус памятника, в нем поминают самарцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в военных конфликтах, при ликвидации последствий Чернобыльской аварии, а также в результате пожара в здании Самарского ГУВД 10 февраля 1999 г.
В 2011 году около храма открыли памятник Петру и Февронии Муромским. Точно такой же через год установили у нас в Екатеринбурге в сквере напротив Храма-на-Крови. Автор памятников — скульптор Константин Чернявский.
Напротив площади Славы находится сквер 30-летия Победы, где к 75-летию Победы обновили фонтан.
Заинтересовало здание бизнес-центра «Бэл Плаза», произведение современных архитекторов, которое венчает золотистый купол. Думаю, что в его фасад встроили фасад какого-то исторического здания.
Утром погода порадовала синим небом, в планах на этот день был Октябрьский район Самары. Отправилась туда на трамвае. Люблю этот вид транспорта: ходит регулярно, в пробках не участвует.
Это территория бывшего Завода имени Масленникова (ЗиМ), оборонного предприятия, существовавшего в Самаре с 1909 года, выпускавшего различную продукцию для военных нужд и гражданские товары. В 1990-х годах завод обанкротился, многие его сооружения были отданы коммерческим структурам, а теперь и вся площадка завода передана под коммерческую застройку.
Поехала я сюда, чтобы посмотреть на здание Фабрики-кухни завода имени Масленикова. Это необычное двухэтажное здание в стиле конструктивизма построено в 1930–1932 годы по проекту московского архитектора Е. Н. Максимовой. А уникально оно тем, что в плане представляет собой перекрещенные серп и молот.
После банкротства завода что только здесь не размещалось: офисы, ночной клуб, торговый центр и пр. В 2014 году здание передали Государственному центру современного искусства, подготовили проект его реконструкции с восстановлением первоначального облика. Позже было принято решение о создании здесь филиала Третьяковской галереи. Здесь будут проходить выставки из коллекции Третьяковской галереи и ведущих русских музеев.
Сейчас реставрация здания заканчивается, открытие планируется в 2023 году. Вот уже и остановки транспорта рядом называются «Самарский филиал Третьяковской галереи».
Я только походила вокруг, облизываясь, как та лиса на виноград: втиснуть в кадр здание такой необычной формы невозможно. Поскольку квадрокоптера у меня нет, посмотреть, как выглядит оно в плане, можно на крышке колодцев технических коммуникаций у здания.
Рядом со зданием Филиала Третьяковской галереи, теперь это его официальное название, есть небольшой сквер Памяти борцов революции с обелиском борцам революции 1917 года.
К скверу примыкает произведение современных дизайнеров — постиндустриальный парк «Сад баланса». Поскольку понять идею сложно, приведу информацию с сайта будущего музея. По замыслу автора концепции «сад представляет собой „ностальгическое общественное пространство“, городской ландшафт, напоминающий о промышленном прошлом этого места. Он символизирует силу естественного возрождения, примирения и излечения ран, нанесенных индустриальной цивилизацией».
Второй объект, который я собиралась навестить, — знаменитая самарская ракета, подлинная ракета «Союз», установленная у Музейно-выставочного центра «Самара космическая».
Думаю, здесь будет интересно детям. Вокруг музея установлены различные арт-объекты на «космическую» тему: матрешки в скафандрах, луноходы и даже инопланетяне.
В планах этого дня еще было знакомство с Самарским метрополитеном. Действующих метрополитенов у нас в стране не так много, всего семь. Не стоит пропускать столь редкую достопримечательность, хотя, если вы остановились в историческом центре, метро вряд ли потребуется. Все станции метро находятся в стороне от исторического центра, они связывают спальные и промышленные районы города.
Неподалеку от «Самары космической» находится станция метро «Российская», с нее и начала. Эта станция неглубокого заложения (всего 8 метров), колонного типа с двумя боковыми платформами. Стены и колонны из светло-серого мрамора, базы и капители из красного гранита, потолки из алюминиевых конструкций.
Кроме Музейно-выставочного центра «Самара космическая» и Филиала Третьяковской галереи поблизости достопримечательностей нет.
Я решила посмотреть самарское метро, чтобы сравнить его с нашим, екатеринбургским. Оба метрополитена замыкают список метрополитенов страны: в обоих городах всего одна линия метро, длина сети самарского 12,6 км, екатеринбургского — 12,7 км, в самарском 10 станций, а в нашем всего 9.
Следующая станция, где я вышла, — «Гагаринская», открытая в 1993 году. Художественное оформление станции посвящено теме космического пространства: стены облицованы керамической плиткой, образующей панно с изображениями ракет, людей в скафандрах и пр., а капители колонн выполнены в виде сопел ракет. Станция неглубокого заложения, оба вестибюля оборудованы эскалаторами.
Станция «Спортивная» тоже открыта в 1993 году. Здесь колонны облицованы бледно-серым мрамором с вертикальными вставками из серого гранита, а на путевых стенах мраморные панно на спортивную тематику. Пол из красного серого гранита с геометрическим рисунком.
В районе этой станции метро находится большой торгово-развлекательный центр «Космопорт».
Станция «Победа» открыта в конце 1987 года, ее художественное оформление посвящено победе в Великой Отечественной войне. Стены отделаны красным мрамором, украшены крупными металлическими изображениями ордена «Победа», на сводах арки из нержавеющей стали и светильники в форме салюта, витражи на тему салюта над сходами.
Станция «Кировская» — односводчатая станция неглубокого заложения. Путевые стены отделаны мрамором «газган», на них опирается белоснежный арочный свод. В торцах платформы — художественные панно из красного туфа, выполненные Армянским художественным фондом.
Заинтересовала станция «Безымянка», введенная в эксплуатацию также в 1987 году в составе первого пускового комплекса метрополитена. Художественное оформление станции посвящено подвигу тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Путевые стены станции облицованы серым мрамором, на фризах — мраморные панно. Пол выложен серым и черным гранитом.
На этой станции я вышла в город. Безымянка — это крупный промышленный и жилой массив, который административно входит в три района Самары. Начало ему положил ж/д разъезд «Безымянка», основанный в 1903 году. Как крупный промышленный узел Безымянка получила развитие в 1940 году, когда в этом районе города начали строить три авиационных завода и ТЭЦ. Многие промышленные и жилые объекты были построены силами заключенных Безымянлага, существовавшего с 1940 по 1946 год.
Я далеко не уходила, посмотрела район в пределах квартала от станции метро. Здесь по одной стороне улицы стоят здания сталинского периода 1950-х годов, а на протовоположной — постконструктивистские дома 1930-х.
Рядом с выходом из метро — сквер Авиаконструкторов, в котором установлен бюст Н. Д. Кузнецова, генерального конструктора авиационных и ракетных двигателей. Рядом необычной архитектуры храм в честь святой блаженной Матроны Московской. Как я поняла, храм просто перестроен из административного здания. Там же разместился Детский епархиальный образовательный центр.
Через квартал в сквере Калинина стоит церковь в честь иконы божией Матери «Всецарица», открытая в 2015 году.
На противоположной стороне улицы Победы — уютный сквер «Родина». Все как обычно — лавочки, фонтан. В центре — интересный памятник «Женщина-мать», посвященный всем женщинам-труженицам, матерям военного и послевоенного времени: фигура женщины с конвертом похоронки, а за её спиной стоит ангел.
Последней была станция «Алабинская», самая «молодая» станция самарского метрополитена, открытая в 2015 году. Кстати, недавно начали строительство следующей станции -«Театральной», она будет в историческом центре города рядом с площадью Куйбышева и Театром оперы и балета.
Станция «Алабинская» названа в честь почётного гражданина Самары, государственного и общественного деятеля, военного писателя и журналиста, городского головы Самары конца XIX века Петра Владимировича Алабина.
Эта станция мне понравилась больше всех, особенно консольные кованые фонари, закреплённые на восьмигранных колоннах, и художественное панно, напоминающее старинную монохромную фотографию.
Из метро можно выйти на площадь Героев 21-й Армии. Красивый уголок города, много цветов. Здесь есть Памятник несовершеннолетним труженикам тыла 1941—1945 гг.,
горельеф «Родина-мать», а также фонтан в честь 40-летия Победы, самый большой фонтан Самарской области.
Дом на снимке ниже тоже самарская достопримечательность. Эту серую высотку с балконами, расположенными в шахматном порядке, как только ни называли: «кукуруза», «терка», «скворечник», «рашпиль»… В 1980-х годах это было самое высокое здание Самары.
На этом я завершила прогулку по дальним районам Самары и на трамвае вернулась в исторический центр.