16 июля (суббота)
Ночной перегон от Томска до республики Тыва, растянувшийся на 1200 км, сопровождали нюансы. Эксплуатируемый транспорт в виде микроавтобуса был неплох, но через несколько часов в статичной не шибко удобной позе колени и спина начали «подвывать», утрамбованные на верхних полках вещи при наборе скорости периодически встречались с головами и прочими частями тела членов команды, ночью похолодало и на санитарных остановках пришлось облачаться в теплую одежду и топать в темноту наугад. Но это обычные мелочи, к которым должен быть готов каждый турист, выбравший в качестве средства передвижения на длительное расстояния перевозчика автомобильного типа.
Поводов для радости сложилось ощутимо больше. За скромную сумму мы плотно и относительно вкусно поужинали в придорожном кафе. Яркая радуга, взломавшая небеса на противоположной стороне дороги, досталась на десерт.
Ночью удалось немного поспать, а разлившиеся вдоль линии горизонта всполохи предрассветного солнца прогнали остатки сна, пригвоздив к окну.
Акварель утреннего неба, чьи переливы ежеминутно меняли тона от плотного индиго до размытой голубизной синевы, восхищала упорством солнца, стремительно пробивающего затянутые облаками небеса.
В ночи миновали Томскую область и Хакасию, а поутру въехали на территорию Красноярского края.
На смотровой, где сделали первую остановку, чтобы размяться, отправились на фотоохоту. От панорам горной системы Западных Саян, что открывалась в природном парке Ергаки, невозможно было оторваться.
Горы — поражающее и захватывающее зрелище! При взгляде на разномастные вершины, складывающиеся в единую картину, хотелось замереть на месте, прислушиваясь к игре природной сюиты, проникающей в глубины души.
Живописный парк Ергаки богат на природные сюрпризы и один из них открылся сквозь утреннюю мглу. Сфокусировав взгляды перед собой, поймали очертание фигуры каменного человека, почивающего на каменном ложе. Цепь скал в этом месте образует причудливое видение, именуемое Спящий Саян. Загадочное образование разглядывали под разными углами, открывая новые детали. Длинные волосы, лицо с острым носом, покоящиеся на груди руки, сомкнутые ноги — сложенный из камней Саян словно прорисован самой природой.
Настолько же притягательны и хвойные леса, обрамляющие подступающие к Саяну скалы.
Коль уж место овеяно легендами, парочку известных упомяну. Самая популярная гласит, что давным-давно в здешних лесах жил хозяин тайги. Он бережно заботился о крае и знал, что нужно животным и птицам, оберегая их от напастей. Однако ход времени неумолим и хранитель тайги с годами состарился, а затем умер. На небесах замену ему не нашли, решив, что защитника-Саяна нужно обратить в камень. С тех пор он лежит на страже порядка и покоя.
По другой версии Спящий Саян — это богатырь Святогор. При жизни о нем говорили — «Большой, как гора». А после смерти он в гору и превратился, продолжая присматривать за обеспечением мира и справедливости. По большому счету легенды заканчиваются примерно одинаково, но как бы там ни было, Саян по-прежнему охраняет покой здешней тайги.
Говорят, что неподалеку от Спящего Саяна находится висячий камень. Если камень сорвется, наступят несчастья и Спящий Саян должен проснуться, чтобы защитить владения. А что будет дальше — история умалчивает. Очевидно, Саян урегулирует проблему мирным путём, ведь он же дружелюбный персонаж)))
Парк Ергаки граничит с республикой Тыва. Об этом напоминает своеобразный указатель на смотровой.
Здесь же встречаются символы буддизма в виде ступы и повязанных на ветви деревьев разноцветных лоскутов материи. Хотя, с вездесущей модой повязывать лоскуты на деревья стоит разобраться. Источники утверждают, что подобных традиций в буддизме нет.
Двигаясь по автодороге Р-257 «Енисей» на участке между Абаканом и Кызылом, именуемом «Усинский тракт», пересекли Буйбинский перевал, возвышающийся над глубоким ущельем, поросшим ельником. Места, нетронутые цивилизацией, восхитительны, но запечатлеть их на скорости даже не пытались.
Известность перевалу обеспечило трагическое событие. 20 лет назад вертолет губернатора Красноярского края Александра Лебедя, летевшего на открытие горнолыжной трассы, столкнулся с ЛЭП. В месте гибели губернатора и пассажиров вертолета недалеко от трассы установлен мемориал. Его, как горную реку Омул, проскочили не останавливаясь.
Следуя программе, должны были спуститься в Турано-Уюкскую котловину и свернуть к поселку Туран. В окрестностях поселка в начале нынешнего столетия сделано грандиозное открытие. Русские и немецкие археологи обнаружили богатейшие массовые захоронения, присвоив местности название «Долина царей». Потеряв время в пути, мы умчались в бескрайнюю тувинскую степь, минуя Туран, на встречу со столицей Тывы — городом Кызыл. В «Долину царей» вернулись через несколько дней на обратном пути из Монголии.
И всё-таки, сохраняя последовательность, нарушу хронологию и приоткрою секрет важной находки. Глядя на едва различимые каменные контуры в выжженной солнцем степи, пыталась представить, что чувствовали археологи, обеспечившие в начале 2000-х годов археологическую сенсацию века. Ведь было обнаружено не разграбленное «царское» скифское захоронение VII в. до н. э.!!!
В общей сложности в долине нашли около 40 курганов, расположенных в шахматном порядке. Наиболее сохранные, с которыми работали ученые, назвали «Аржаан-I» и «Аржаан-II».
Как же получилось, что промышлявшие повсеместно грабители обошли стороной богатые захоронения? Ученые объясняют, что умные строители кургана захоронили «царя» и «царицу» не в центральной части кургана, куда, как правило, в первую очередь метили грабители, а в боковой. Благодаря чему находки археологов превзошли ожидания. В «царском» захоронении нашли более 20 кг золотых украшений. Сохранными оказались и захоронения вокруг: два мужских (по всей видимости охрана царя) и женское (возможно, одной из наложниц). Среди находок значились скелеты более двадцати лошадей с остатками сбруи и золотые украшения с характерными для скифской культуры элементами звериного стиля.
Большую часть упомянутых находок увидели очень скоро, посетив Национальный музей Республики Тыва имени Алдан Маадыр. О нём ещё расскажу, а пока переместимся в Кызыл.
Нашу группу ожидали в гостинице «Одуген», где быстро заселили, вкусно накормили и в целом встретили радушно. Присоединившаяся гид Жанна, местная тувинка, обозначила программу дня, к освоению которой приступили сразу после заселения.
Что до «Одугена», то это обычная провинциальная гостиничка без изысков, но все необходимое, чтобы умыться, покушать и отдохнуть, приняв горизонтальное положение, здесь есть. И даже вид с балкона на Енисей. Смазанный раскидистыми кронами деревьев, но это опустим. С видом. И точка))) Подробное описание гостиницы здесь.
Экскурсионная программа началась со священной горы Бурган-Изи, где обнаружен след Будды.
Пролетая над Тывой, Его Святейшество Далай-Лама XIV заметил, как необычно светится кусочек земли недалеко от села Целинное Кызылского района Тывы. Следуя учителю, буддийские ламы искали необычный по размеру отпечаток следа на камне и, наконец, нашли. С тех пор верующие из Тувы и со всего мира совершают паломничество в священное место. Со слов открывателей отпечаток следа Будды, был «живым»: вначале он находился в горизонтальном положении, со временем уменьшился в размере и принял вертикальное положение. Чтобы уж никто не усомнился в его наличии, след обрисовали ярко-желтой краской, организовали пьедестал для подношений и семиступенчатую лестницу.
Жанна упомянула, что следы Будды встречаются в Азии повсюду, их появление датируется различными периодами. Отличаются они по форме и размерам, а их описание часто сопровождают легендами.
Не погружалась в элементы чужой религии и не участвовала в буддийских ритуалах, связанных с поклонением Стопе Будды. Но вслед за Жанной прошлась троекратным кругом вокруг камня с увековеченной Стопой.
В большей степени отвлекаясь на оставленные подношения и орущих над головой беркутов. Летающих настолько низко, что моя аппаратура без дополнительных объективов сподобилась их запечатлеть.
Жанна раздавала карамельки для задабривания духов, рассказывала о нюансах подношений, но, слушая вполуха, не вникала в подробности, засматриваясь на высокую лестницу, ведущую по пологому каменистому склону вверх. Поднимаясь по лестнице, столкнулись с улыбчивым монахом в ярком одеянии, которого, оторопев от неожиданности, не успела сфотографировать. Постаралась Танюша.
На вершине холма белеет ступа «Дючен Лхабаб», что в переводе с тибетского означает «снисхождение с небес Будды Шакьямуни». Буддисты возводят ступы не просто так. Каждая из них представляет культовый памятник определенному событию. Основное назначение ступы — олицетворение гармонии, процветания и мира. Существует мнение, что подобные сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.
Умилили «охранники», разместившиеся у подножия. Собаки в буддизме являются одним из ключевых символов религии и считаются почитаемыми животными. Фигуры собак, похожих на пекинесов, встречали потом и в буддийских храмах.
Наиболее чувствительные к потокам энергии ощущают в таких местах энергетический прилив. Вероятно, волнообразные стихии захватили и нас.
Поглощённые плюшевыми полотнами холмистых возвышенностей, поросших луговой травой, оставили ступу позади и понеслись с Олей до более живописных каменюк, расположенных повыше.
Нежный в салатово-охристой гамме пейзаж с редкими вкраплениями единичных деревьев и кустарников, перемежающихся с каменистыми прожилками, действовал умиротворяюще.
Задавалась вопросом, для чего приверженцы буддизма развешивают разноцветные тряпочки и шарфы на соединенные в виде шалаша высокие палки или колья, установленные на небольшом расстоянии друг от друга.
В эстетичной традиции не все так просто. Буддийские символы тесно переплетены с традиционным шаманизмом, до сих пор являющимся равноправной «религией» в республике. Если присмотреться, станет очевидно, что «тряпочки» отличаются не только по цвету, но и по размеру. Шарф или платок в форме длинного узкого прямоугольника, именуемый хадак, обладает сакральным смыслом в буддийской философии, являя собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания. Его используют как предмет обряда и идеальный подарок.
Загадочная Тыва изобилует легендами практически по любому случаю. Не обошлось и без легенды, объясняющей происхождение и символику хадаков. Испокон веков люди обращались к небесам с молитвами. Будда и божества, услышав просьбы, спустились с небес и гор на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство, символизируя вместе единение перерождения и пробуждения. Сияющие цвета превращались в невесомую материю, подобную шелку. Преподнося в дар разноцветные хадаки, буддисты как бы намекают, что одаряемый заслуживает уважения, точно божество. Уникальный презент можно преподнести в честь любого события, являющегося важным в жизни буддиста.
Узкие полоски разноцветной материи, именуемые залаа, используются на атрибутах шаманов. Их привязывают на ветки священных деревьев и по углам буддийских монастырей. Привязывание ленточек — благодарственно-просительный обряд, проводимый либо в знак надежды на исполнение желаний, либо в благодарность за то, что имеют.
Дерево в азиатской культуре олицетворяет связь Земли и Неба, его ветви раскинуты словно лучи, открытые для связи с Природой. Привязывая ленточку к дереву, человек приобщается к благодатной связи, обозначая свое личное сотрудничество с природой. Считается, что когда ветер колышет ленточку с написанными на ней молитвами, молитва быстрее возносится к небесам.
От священного места недалеко до озера Дус-Холь, что находится в Центральной части Тувинской котловины. Мы должны были провести ночь на одной из баз отдыха в Сватиково на берегу Дус-Холь, но высокие тувинские управители спутали планы наших организаторов.
Не уверена, что условия в Сватиково были бы лучше, чем в Кызыле. Какой-то особенной инфраструктуры по берегам озера не наблюдала. На благоустроенной стороне водоёма обнаружили единственный магазин совдеповского типа, пляжные раздевалки и деревянный настил с навесом. Туалет и шезлонги отсутствуют. И душ, чтобы ополоснуться после принятия грязевых ванн, придется поискать. Хорошо, что Жанна договорилась о помывке с хозяйкой одного из гестов.
Что касается озера, то солёный источник — популярнейшее место отдыха у жителей восточной части Тывы. В летний сезон сюда приезжают тысячи местных и туристов. Вода Дус-Холь с высокой степенью минерализации сравнима по составу с Мёртвым морем. Свойства источника исследованы в 1995 году Томским НИИКиФ. По результатам полученных показателей, рапа Дус-Холь соответствует типу среднеминерализованных сульфидных иловых лечебных грязей.
Несмотря на целебные свойства, имеются противопоказания. Соберётесь измазаться в грязи Дус-Холь, имейте особенности собственного здоровья ввиду.
Водоём находится на открытой местности, где преобладает степная растительность, высоких деревьев вокруг нет. Укрыться от активного солнца можно лишь под деревянным навесом. Удовольствия от барахтанья в неглубокой маслянистой жиже при тридцатиградусной жаре не испытала. Схожие ощущения прочувствовала десять лет назад на Мёртвом море. Видимо, до целебных грязей так и не доросла))
Компанию Дус-Холь в Тувинской котловине составляют пресное озеро Хартер и солёное — Джадыр. Но тувинцы с завидным упорством выбирают для отдыха Дус-Холь.
Личное предпочтение отдала невесомым панорамам двух других озёр, растворившихся в знойной дымке, обозначенных едва различимыми мазками.
И всё же первую скрипку играло выразительное небо, солируя пышными облаками, подчеркивающими озёрный абрис.
К сожалению, остался за кадром Дургенский каньон. Местные предупредили, что дорога к Дургенскому водопаду размыта из-за дождей, но мы уговорили Сашу сделать попытку. По закону подлости не доезжая несколько километров до цели разверзшиеся небеса окатили настойчивых странников потоками дождя. Рисковать не имело смысла, и мы повернули на Кызыл.
На подъезде к городу дождь прекратился, и тучи разомкнули хоровод.
На площадке с видом на Кызыл у лимузина шиковали девчонки, обеспечивая предсвадебный кураж для одной из подружек.
Кроме каменных изваяний и очередной буддийской ступы в округе ничего нет, но, по всей видимости, это одно из излюбленных мест для фотосессий у местных.
Перед поездкой по «тропе кочевника» почитывали отдельные материалы по Тыве, что по итогам 2019 года признана самым бедным регионом, а её столица в 2020 году обозначена как самый опасный город России с наибольшим количеством убийств на душу населения. Но понимание того, что доля правды в интернетовских «страшилках» есть, как и сгустившиеся сумерки не уменьшили любопытства. В отеле после ужина не сиделось. Оставив в гостинице всё, что может привлечь ненужный интерес, прошлись по набережной Енисея.
Благоустроенная набережная, с малыми архитектурными формами и работающими на всём протяжении фонарями, вымощенная недешовой брусчаткой, не вязалась с определением «бедности». Как и опрятного вида молодежь, что встречалась по пути. Ловили на себе удивлённо-заинтересованные взгляды, но предпосылок для ощущения страха или скованности не появилось. Вечерний променад по всем параметрам удался.
Скульптурные композиции опишу в следующем рассказе. Особенности архитектурных форм лучше рассматривать при дневном свете, что удалось в ходе обзорной экскурсии по Кызылу на следующий день.