Признаюсь честно, биографией Михаила Ломоносова не интересовалась со школьных лет, в памяти осталось, что он так стремился к знаниям, что пришел пешком в Москву откуда-то из Холмогор. Пора восполнить пробелы в своих знаниях: отправляемся на родину Ломоносова!
Мы едем в Холмогоры, но совсем не здесь родился великий русский ученый. Поэтому о том, что там увидели, немного позже.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Мишанинская Архангелогородской губернии. В середине XVIII века ее присоединили к деревне Денисовка, построили каменную Дмитриевскую церковь и населенный пункт стал селом. В 1911 году праздновали 200-летие со дня рождения Ломоносова, тогда и переименовали село в честь самого известного его уроженца. Сейчас село Ломоносово относится к Холмогорскому району Архангельской области.
Если присмотреться, вдали на острове можно увидеть строения села Ломоносово.
Село расположено в трех километрах восточнее Холмогор, но добраться туда не так просто: оно находится на Курострове посреди Северной Двины. Летом, в период навигации, между Холмогорами и островом работает паромная переправ, а зимой перебираются по льду. На паром к назначенному сроку мы и торопились.
Как я уже писала в обзорном материале, общественным транспортом из Архангельска попасть в Ломоносово сложно: автобусом до Холмогор, затем пешком к паромной переправе, на Курострове тоже немало придется походить, там нет общественного транспорта. Много не успеешь, тем более, что время ограничено графиком работы парома. Вывод прост: лучше заказать экскурсию, заранее спланировав поездку под сроки экскурсий, если вы хотите обязательно посетить Ломоносово.
Мы переправляемся, а народ на берегу ждет своей очереди. Автобус привез большую группу туристов с круизного теплохода «Великая Русь».
В жаркий день прогулка по Северной Двине — большое удовольствие! Жаль, что длится она всего двадцать минут.
У нас с транспортом все в порядке: наш микроавтобус путешествовал вместе с нами. Не прошло и десяти минут, как мы приехали в Ломоносово. Что туристов здесь уважают понимаешь сразу у знака на въезде в село: рядом установлен щит, откуда можно узнать о главных достопримечательностях, знаменитых уроженцах села, косторезном промысле, которым оно славится. Щиты с информацией установлены и у всех достопримечательностей села, а по селу — указатели направления к ним.
В сквере перед зданием старой школы стоит памятник Михаилу Ломоносову. Народное училище (школа) существовало в селе с 1868 года. Это здание (уже четвертое) построено в начале XX века, школа в нем находилась до 1978 года, потом переехала в новое кирпичное здание, а в этом разместились администрация села, медпункт, детский сад и библиотека. Сейчас оно на реконструкции.
Памятник Ломоносову открыли в августе 1958 года, авторы — скульптор И. М. Козловский и архитектор Л. М. Поляков.
В селе Ломоносово есть «Историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова». Он стоит там, где когда-то находилась усадьба семьи Ломоносовых. Музей открыли в 1940 году в здании, построенном в 1892 году. Изначально его занимала школа, а потом — народный театр, с 1896 года — бесплатная библиотека, а позже косторезная школа.
На территории бывшей усадьбы Ломоносовых сохранился небольшой квадратный пруд с искусственным стоком воды, вырытый отцом Михаила Васильевича — Василием Дорофеевичем. В пруду разводили рыбу. По словам краеведов, это был «единственный образчик рыбного хозяйства в Холмогорах, после того никогда никем не наблюдавшийся».
Музейная экспозиция начинается со знакомства с малой родиной Михаила Васильевича Ломоносова — деревней Мишаринская. Представить, как она тогда выглядела, помогает макет, выполненный в 1963 году. В центре — надежный и добротный дом его отца, Василия Дорофеевича, в котором 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Отец относился к состоятельным крестьянам Куростровской волости.
Большая картина художника А. Я. Румянцева «Быт крестьянской семьи», созданная в 1940-х годах прошлого века, дает представление о родительском доме великого ученого. Это он изображен на полу у ног своего деда. Семья Ломоносовых занималась рыбным промыслом. Как и многие поморы, они ежегодно отправлялись на промыслы в северные моря. Юного Михайлу с десятилетнего возраста отец брал с собой в далекие плавания.
Экспозиция музея рассказывает о ремеслах, развитых в поморской среде. Это плотницкое дело, прядение и ткачество, кузнечное и гончарное дело.
Для ношения в повседневной жизни в доме и в поле, море и лесу, шилась самая разная мужская и женская одежда, головные уборы. Вещи хранились в сундуках которые представлены в экспозиции. В специальной витрине показаны некоторые образцы: сарафан, передник, рубаха, коротенька, сколок и повязки.
Одной из самых развитых отраслей на Севере было судостроение. В музее можно увидеть карту судостроительных верфей Поморья, макеты, чертежи и рисунки различных типов судов, таких как коч, ладья, карбас и «новоманерных» типов судов (гукор, галиот).
Промысловые поморские суда строили как на государственных, так и на частных верфях, принадлежавших купцам и крестьянам. Одной из самых крупных и знаменитых верфей, была верфь братьев Бажениных в деревни Вавчуга, что недалеко от Курострова. На этой частной судоверфи некоторое время работал и отец Ломоносова.
Дом владельца судоверфи Баженина, говорят, еще стоит на берегу Северной Двины Из этого дома в музее экспонируются стул и напольные английские часы XVIII века. Кстати, часы до сих пор в рабочем состоянии, в 1990 году их отремонтировал питерский умелец. Справа — спил кедра, по преданию посаженного Петром I, который дважды посещал верфь Баженина.
В витринах музея немало интересного, обо всем нам рассказала экскурсовод. Особо ценный экспонат в экспозиции музея — металлическая купель из деревянной Дмитриевской церкви начала XVIII века, где крестили новорожденного Михайло Ломоносова.
По мнению специалистов ко второй половине XVIII века северное крестьянство было наиболее грамотным отрядом сельского населения России. Первыми учителями Ломоносова были местный дьячок и сосед Иван Афанасьевич Шубный — отец великого русского скульптора Ф. И. Шубина.
Учеба давалась Ломоносову легко, а учился он по книгам религиозного и светского характера из библиотеки холмогорского крестьянина Христофора Дудина, библиотек Антониево-Сийского и Соловецкого монастырей, а также библиотеки холмогорского архиепископа Афанасия.
В витринах есть книги из северных библиотек XVII -XVIII веков. Это «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого.
Тягу к знаниям юного Ломоносова в семье не поддерживали. После смерти второй жены Василий Дорофеевич был женат в третий раз, они с мачехой хотели скорее женить сына, чтобы он продолжил семейное дело.
Михаил решил уехать из родного села в Москву учиться. Он ушел из дома вопреки воле отца, но с помощью односельчан. Просто так в те времена покинуть родные места было невозможно. За Ломоносова заплатили подушной налог Куростровской области, в результате чего ему дали «отпускную» с 7 декабря 1730 года до сентября 1731 года, а сосед Фома Шубный одолжил три рубля денег и дал беглецу «полукафтанье».
Так, в 19 лет в декабре 1730 года, захватив книги, Михаил Ломоносов уходит в Москву. То, что он шел туда пешком, — это всего лишь миф. Накануне из его села в Москву отправился обоз с рыбой. Михаил нагнал его на третий день в семидесяти верстах от дома и дальнейший путь проделал уже с рыбным обозом, добравшись к цели через три недели.
Картина Н. И. Кислякова «Юный Ломоносов на пути в Москву».
Не буду пересказывать все дальнейшие этапы жизни Михаила Ломоносова, они подробно расписаны на карточках в музейной экспозиции и подтверждены документально различными экспонатами. В музее можно узнать о Ломоносове-ученом, Ломоносове поэте и просветителе.
Много интересного можно узнать, разглядывая стенды с информацией о роде М. В. Ломоносова и его потомках.
Вот, например, портрет Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Волконского. Это правнучка Ломоносова, дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского и Софьи Алексеевны Константиновой, внучки Ломоносова от единственной его дочери Елены.
В музее есть зал, посвященный памяти Федота Ивановича Шубина, знаменитого русского скульптора XVIII века. Это его отец — Иван Афанасьевич Шубный, черносошный крестьянин, по преданию обучал грамоте Михаила Ломоносова. Семья Шубных на Курострове профессионально занималась резьбой по кости. После смерти отца Федот покинул родину и отправился в Петербург, где был принят в Академию художеств. После долгой учебы в России и за границей стал мастером скульптурного портрета.
В экспозиции представлены бюст Ф. И. Шубина, работы скульптора Михалева В.А., и бюст М.В. Ломоносова, копия работы Ф.И. Шубина.
В музее есть зал Холмогорской резной кости, где выставлены большое количество произведений современных мастеров холмогорской резьбы.
«Творческий портрет Христофорова» (1989) Автор: Буторин Н.Д. Кость мамонтовая, цевка. Николай Дмитриевич Буторин - Заслуженный художник России, лауреат Гос. премии РСФСР им. И.Е. Репина, лауреат премии Архангельского комсомола.
Посмотрим, что еще связано в селе с именем Ломоносова. Вот церковь Дмитрия Солунского. Во времена, когда Михайло Ломоносов был еще ребенком, на Курострове было два благоустроенных деревянных храма: в честь великомученика Дмитрия Солунского, упоминаемый в документах XIV века, и Екатерининский, упоминающийся в документах XVI века. Оба стояли на общем церковном погосте на берегу реки Курополки и сгорели в 1718 году.
Каменный храм Дмитрия Солунского построен в 1725–1738 годах на средства местных жителей. На строительство деньги собирал отец Михайло Ломоносова и сам выделил значительную сумму. В 1751 году к нему была пристроена каменная церковь во имя великомученицы Екатерины. В советское время в здании была сельская подстанция и складские помещения. Восстановили храм не так давно, лет семь назад.
Сельский приход в Ломоносово состоит из церкви Дмитрия Солунского и храма Архангела Михаила. Этот маленький храм создали в 2000 году в здании бывшего магазина, так как было невозможно проводить службы в Дмитриевском храме. Просто пристроили к небольшому домику пятигранную апсиду и колокольню.
Село симпатичное: чистенькое, аккуратные ухоженные домики.
Думаю, вы сами видите общее, что есть у всех зданий Ломоносово.
На 1 октября 2022 в селе Ломоносово постоянно проживают 76 мужчин и 97 женщин, из них 50 пенсионеров и 10 человек официально безработных.
А кто-то использует дома, принадлежавшие еще родителям и дедам, как дачи. Вот, например, хозяйство женщины, постоянно живущей в Архангельске. Сюда они приезжают семьей только на выходные или в отпуск.
Чем не дачная идиллия где-нибудь в средней полосе России?
Есть в селе кафе «Странник Велеса», где нас вкусно покормили,
Мемориал с именами сельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
На исторических зданиях закреплены таблички. Вот дом, где в 1925–1937 годах жил знаменитый холмогорский резчик по кости Василий Тимофеевич Узиков. Он был одним из немногих художников-косторезов, продолжавших работу в период падения спроса на изделия из кости в начале XX века.
После революции Василий Тимофеевич принимает самое активное участие в возрождении исконного холмогорского промысла, а когда в Ломоносово в августе 1930 года открыли профессионально-техническую школу резьбы по кости, становится одним из первых ее преподавателей.
Первый учебный класс резьбы по кости при Ломоносовской школе был открыт еще в 1885 году, но проработал всего до 1900 года. С именами учеников этого класса создано возрождение косторезного промысла в 1930-х годах. В 1929 году в Ломоносово открыли учебный пункт художественной резьбы по кости, а в 1930 году он был реорганизован в профессионально-техническую школу. Первый выпуск этой школы организовал артель резчиков, ставшую впоследствии косторезной фабрикой.
Косторезов в Ломоносово готовят и сейчас: школа резьбы по кости стала Профессиональным училищем № 27, в 2013 году ему присвоили имя Николая Дмитриевича Буторина, талантливого мастера и педагога.
Новое здание для училище построили в 2018 году. Здесь помимо мастерских с современным оборудованием работает библиотека, клуб, столовая и благоустроенное общежитие.
А сначала школа резьбы по кости была в доме, построенном в 1934 году. Здесь и сейчас работают косторезы.
Уникальное искусство холмогорской резьбы по кости живет уже более четырех столетий, первые архивные сведения о нем относятся еще к XVII веку. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I.
Мы посетили мастерскую косторезов, где нам рассказали об особенностях холмогорской резьбы по кости, о видах костей, чем они отличаются, какие кости используются для определенного вида изделий, и еще много интересного.
Холмогорская резная кость отличается тонкой ажурной резьбой, сочетающейся с рельефными сюжетными изображениями. Может использоваться цветная гравировка, подкраска и подклад из фольги или сусального золота. На рельефах могут быть представлены сцены из народной жизни, портреты, а также животные и растения. Для холмогорской резьбы характерен растительный орнамент из веточек и ягод, а также пышные завитки-рокайли.
Желающие поучаствовали в мастер-классе, попробовали что-то вырезать на кости самостоятельно. Я предпочла посмотреть, а впечатлениями может поделиться Ольга Варежкина.
Паром ждать не будет, выполнив все предусмотренное экскурсией, мы переправились в Холмогоры.
Сейчас Холмогоры — село с населением около 4,5 тысяч человек, а всего столетие назад это был город. Внимательно изучать его у нас времени не было. Немного прогулялись по набережной. Очень даже неплохая набережная, приятное место для прогулок.
В Холмогорах также есть памятник Михаилу Ломоносову.
Главная достопримечательность Холмогор — комплекс архиепископского двора архиепископа Афанасия, первого епископа Холмогорского и Важского. В его составе Спасо-Преображенский собор, выстроенный архиепископом в 1685–1691 годах как кафедральный собор вновь образованной Холмогорской и Важской епархии. К западу от собора возвышается шатровая колокольня-часозвоня, построенная ранее храма в 1681–1683 годах. Это памятник архитектуры федерального значения, уникальный шестистолпный храм, когда-то один из самых больших на Русском Севере. Все было разорено после 1920 года, сейчас находится в законсервированном состоянии.
В 1688–1691 годах рядом с собором Афанасий возвел двухэтажные архиерейские палаты.
Церковь Сошествия Святого Духа построена в 1865 году. Это надвратная церковь, которая когда-то входила в комплекс стоявшего здесь Свято-Успенского монастыря
На территории установлен крест в память о пребывании в Холмогорах в заточении с 1744 по 1780 год «Брауншвейгского семейства». Так называли семейство Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны, родителей малолетнего императора Иоанна VI, свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года. Они провели в Холмогорах долгие годы в нужде и лишениях в архиерейском доме, обнесённом высоким забором и под охраной.
Не буду пересказывать здесь грустную историю «Брауншвейгского семейства», не о них речь в моем рассказе.
Небольшая теплая церковь Двенадцати апостолов была построена в 1760–1761 годах при следующем архиепископе Холмогорском и Важском — Васонофии. Он переехал на постоянное жительство в Архангельск, и Спасо-Преображенский собор из кафедрального стал обычным приходским храмом.
Поскольку сроки восстановления Спасо-Преображенского собора неизвестны, службы идут в двух малых церквях — Сошествия Святого духа и Двенадцати апостолов.
После революции в зданиях комплекса разместили лагерь принудительных работ, в котором от голода, болезней и издевательств погибло много людей. При проведении работ на территории были обнаружены массовые захоронения, над найденными останками поставлен крест в память о всех пострадавших от репрессий с 1918 по 1954 год.
В завершение нашей поездки мы заехали в Матигоры к церкви Воскресения Христова. Эта трехпрестольная каменная церковь построена в 1686–1694 годах при архиепископе Афанасии. Строителем храма считается Фёдор Спиридонов Стафуров, строивший храмы в Москве, а также Спасо-Преображенский собор и архиерейские палаты в Холмогорах.
В этом храме точно такая же купель, что и в экспозиции музея. Предполагают, что в музейной купели был крещен Михайло Ломоносов. Однако он мог быть крещён и в купели Воскресенского храма в Матигорах, так как его мать, Елена Ивановна Сивкова, была дочерью, по разным сведениям, дьякона, псаломщика этой церкви. Возможны обе версии, достоверность той или иной установить невозможно.
Вот такая у нас была поездка на родину великого ученого. Рекомендую ехать в Ломоносово и Холмогоры с экскурсией, узнаете много интересного и, возможно, нового для себя.
Теги:
Самостоятельные путешествия