Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 16:20

Кисловодск — Россия Сентябрь 2022

Вернуться в Кисловодск мне хотелось еще не расставшись с ним… Мало того в сам город влюбилась тогда, в ноябре 20-го, сходу, но и в окрестностях его тьма всего недосмотренного осталась. Да и некоторые дальние поездки по Кавказу, предлагаемые местными турагентствами, казались привлекательными, мечталось однажды попробовать.

Ноября на сей раз дожидаться не стала (полагаю, не каждый ноябрь даже и в столь благодатных краях случаются несколько дней подряд с температурой плюс 22–24 и сияющим солнцем, как это было два года назад), выбрала начало третьей декады сентября, в надежде, что уж в это время с погодой точно все будет ОК, что было весьма желательным еще и потому, что очень хотелось хотя бы со второго раза подобраться поближе к красавцу Эльбрусу.

Однако в небесной канцелярии кто-то что-то напутал и, вместо роскошного южного бабьего лета, погодные сайты аккурат на заветные даты дружно рисовали сплошные дожди и с каждым днем понижающиеся градусы, вплоть до плюс 8 (!!!) в день отъезда. Жуть… Эльбруса, похоже, снова не видать… И летнее платьице, в котором так хотелось пофланировать по Курортному бульвару, придется оставить в Москве…

Срочно вносить некоторые изменения в планы понадобилось и еще по одной причине: за неделю до отъезда ко мне вдруг решила присоединиться подруга. И следовало учесть, что ей ближе ритм жизни отдыхающего, а не жадного до впечатлений туриста. (Очень мне понравилось однажды где-то вычитанное сравнение дня такого туриста с тренировкой «морских котиков» на выживание))). Ну, и поскольку подруга в Кисловодске окажется впервые, хотя бы часть из обязательной программы для вновь прибывших придется повторить. Как не показать человеку самые известные уголки знаменитого парка?

Сидели мы в самолете в разных местах (каждой хотелось у окошечка))), и соседями Надежды были ребятки, которые тоже направлялись в Кисловодск. В итоге — объединились и из аэропорта Минвод доехали на такси за 300 рэ с носа. (Маршрутка плюс электричка вышли бы лишь чуть дешевле; про большую длительность и меньший комфорт этого варианта и говорить нечего).

Кстати, о полете: длится он теперь аж 3 часа 50 минут, при этом никакой кормежки (S7), только чай-кофе-напитки и батончик-мюсли. Так что еду брать с собой, все же почти 4 часа это немало, оголодаешь! Зато из-за добавленного «крюка» я впервые в жизни увидела Каспий, летели над ним довольно долго. Цвет красивенный, Средиземка вспомнилась…

Автомобильная дорога до городов Кавминвод порадовала весьма живописными видами. Чего я совершенно не ожидала, т. к. окрестности ж-д, помнится, совершенно никакого впечатления не произвели. Разве что возле Пятигорска горами из окна электрички можно полюбоваться. И то мельком.

Поездка на такси оказалась удобной еще и потому, что, как уже упоминала в отзыве об отеле, проход к нему от вокзала через территорию санатория им. Семашко сейчас закрыт. Машинка подвезла нас прямо к ресепшн, а иначе пришлось бы ковылять с чемоданами по улице «спотыкани» (см. опять же отзыв об отеле), и представляю, какое первое впечатление о Кисловодске сложилось бы у подруги…

Напуганные «весёленьким» прогнозом, в первый же вечер отправились искать будку турагентства: решили от дождей удрать на денек в Грозный, где обещали 28–30 и безусловное солнце. Экскурсии из Кисловодска туда проводят два раза в неделю, в среду и субботу, нас устраивала только среда, опасались, что мест уже не будет (прилетели в понедельник), но обошлось — купили. О поездке этой расскажу как-нибудь отдельно.

Успокоенные, побродили по Курортному бульвару, полюбовались поющим фонтаном, который теперь мало того водными художествами радует, так еще и «зажигает»: в финале некоторых музыкальных композиций к струям присоединяются сполохи пламени. К восторгу публики, разумеется. После чего, совершив набег на магазин нальчикских конфет и кондитерскую, отправились в свой «Замок» отдыхать. Почему я водно-огненную феерию не снимала, даже и не знаю. Наверное, думала, что не раз еще сюда вернемся, а в итоге разве что мимо пробегали. И только лишь вот этот симпатяга стал фототрофеем вечера:

Кисловодск. Я вернулась!

Утро следующего дня порадовало … ярким солнцем! До чего же приятно, когда синоптики ошибаются в нашу пользу! Вот бы и дальше так, а?.. Ну, пожаааалуйста!..

Курортный бульвар в солнечных лучах да при ясном небе предстал во всей красе, ошеломляя цветниками.

Кисловодск. Я вернулась!

Цветочки тут, как известно, меняют несколько раз за сезон, дабы и поздней осенью народ радовать, а уж в сентябре клумбы еще практически летние. И петунии коврами, и бегонии буйствуют (нигде таких мощных, как в Кисловодске не видела), и розы еще вполне в силе. В ноябре-то я их уже не видела — срезали… Теперь же о времени года на бульваре разве что георгинчики «веселые ребята» напоминали.

Кисловодск. Я вернулась!

Пятигорск (а перед поездкой был у нас разговор, с чего вдруг я снова в Кисловодск) определенно с каждой минутой терял позиции у его поклонницы Надежды: тамошний «Цветник» (при том, что он славный вообще-то) никак не может конкурировать с Курортным бульваром, являющим собой ого какой цветник на всем своем протяжении.

Кисловодск. Я вернулась!

Да и не только клумбы же — все вокруг глаз радует!

По бульвару мы топали в направлении Центрального рынка, откуда выкатились с такими сумками, что назад пришлось ехать на маршрутке))). Виноград-персики-сливы-инжир, огурчики-помидорчики-зелень, рассольный сыр и т. д. и т. п. Включая бальзам на мою душу — упаковку настоящих (а не подделку из арахиса) миндальных пирожных))) Супермаркеты в Кисловодске, конечно, есть, но я еще с первого раза усвоила, что вкусно здесь именно на рынке! Холодильничек был забит под завязку, а у местных бобиков в день нашего отъезда случился пир, т. к. все недоеденное было меленько порезано и отнесено им в качестве прощального дара.

С бобиками, между прочим, в этом году в Кисловодске беда… Просто-таки нашествие бездомных барбосов!

Этот миляга отдыхал на смотровой над Долиной роз.

На счастье они совершенно мирные, с людьми общаются, исключительно виляя хвостиками и преданно заглядывая в глаза, но вот между собой, порой, выясняют отношения отнюдь не дипломатическими методами. Свидетелями одной такой разборки стали в ночь отъезда в Грозный, и было это несколько неприятно. Хорошо, что всё ограничилось лишь рыком и взъерошенным загривками…

Т. к. обещанный дождь по-прежнему и не думал начинаться, после рынка отправились, наконец, в парк. По преображенному проспекту Ленина. Отреставрировали и здание бывшей гимназии Васильевой, что стоит на углу улицы Богдана Хмельницкого (в конце которой расположен наш «Старый замок») и проспекта. Два года назад работы «на объекте» только начинались, теперь дом предстает во всей красе: с ажурными балкончиками, впечатляющим крыльцом, эффектными рельефами на краснокирпичном фасаде. Причем доделано все в комплексе: ограда и дорожка вдоль нее тоже доведены до ума.

Кисловодск. Я вернулась!

Женская гимназия здесь была открыта в начале 20-го века, а поначалу, по инициативе жительницы Кисловодска Анастасии Федоровны Васильевой на принадлежащей ее семье даче «Светлана» (тут же по улице Хмельницкого, бывшей Пушкинской) было создано первое в городе частное женское трехклассное училище с пансионом для приезжих учениц.

Теперь в возрожденном здании будут заниматься ученики начальных классов школы № 1 — повезло деткам, приятно школьную жизнь начинать в стенах с историей! Помнится, раньше плакат на стене школы (новый корпус был пристроен в советское время к столетнему) «Первая — значит лучшая» выглядел странновато, но теперь все соответствует! Школа, кстати, действительно считается в городе весьма престижной.

Благодаря реконструкции, проспект Ленина превратился почти в бульвар; собственно после пересечения с проспектом Дзержинского, он и вовсе стал пешеходным. На всем протяжении проспекта бережно сохранены старые деревья, а посредине тротуара теперь цветники с деревцами юными, причем среди прочих — пока еще экзотические в наших краях гинкго билоба. Дерево это я очень уважаю за его целебные свойства, жизнестойкость (атомную бомбардировку в Японии благополучно пережили) и красоту. Подрастут — будут по осени радовать ярким золотом!

Очень понравились низкие фонари на клумбах — вечерами так уютно смотрятся! А в одном месте фонарики эти образовали целую полянку, компанией расположившись уже не среди цветов, а на обширном газоне.

Кисловодск. Я вернулась!

В общем, Кисловодск продолжает хорошеть, что, конечно же, радует! Жаль, не получилось у меня пофоткать скульптуры, расположившиеся на проспекте-бульваре. Только вот задравшего лапу барбоса в компании с одним из беспризорников и запечатлела)))

А еще тут есть и Матильда Кшесинская (возле якобы своей дачи), и конный экипаж, к пролетке которого народ в очередь за фоточками стоит, и даже когдатошние отцы города, подписывающие за столом важные документы. Одно из кресел пустует — можно присоединиться)))

С проспекта Ленина свернули на Дзержинского (где, кстати, тоже заметны изменения), а потом на пока еще не тронутую обновлением, но и без того очень уютную часть улицы Герцена. Здесь немало дач начала прошлого века, приятно было вновь видеть старых знакомцев — фотала их когда-то…

Вверху этой улицы как раз и находится один из входов в парк. Т. к. в этом году — наконец! — после долгой реконструкции в Кисловодске заработал подъемник, у меня была идея подняться на нем к беседке «Семь ветров», дабы ошарашить Надежду открывающейся оттуда панорамой.

Но до нижней станции подъемника надо было еще дойти… А мой «нетурист» уже на первом же небольшом подъеме объявила забастовку — одышка, сердцебиение… Караул… «Ты, — говорит, иди, а я здесь подожду». Ну вот, здрасьте… Мне-то не больно и надо по второму разу… Пришлось рассказать про терренкуры, которые не кто-нибудь, а доктора придумали, с подъемами плавными, без резких изменений высоты; и вообще — вон, бабушки явно в возрасте под 80 вполне себе бодро шагают наверх. Помогло))) Потихонечку, благословясь, тронулись в путь!

Кстати, еще и часть дорожки парка с этой стороны примерно до Серых камней попала под реконструкцию: расширена и плиточкой выложена. Теперь здесь и после сильного дождя можно гулять.

Слава Богу, одышка с сердцебиением благополучно прекратились (а я еще попутно вещала, что на дорожках парка люди от астмы без всяких лекарств избавляются, вот именно вышагивая ежедневно по лечебным тропам и дыша вкуснейшим здешним воздухом), и вот мы уже у Серых камней. «Парадную» сторону которых два года назад я и не видела — проскочила по параллельной дорожке, возвращаясь с Малого седла и лишь постояла на макушке этого скального образования. Спускаться после длинного похода было лень, да и не слишком я стремилась увидеть пятиконечную звезду, выбитую на камнях австрийскими шуцбундовцами (была когда-то такая чешско-австрийская антифашистская организация).

А теперь мы аккурат к этой звезде и вышли! Ну, и коли вышли, надо фотать))) Местечко-то и без звезды вполне себе симпатичное — камни, сосны, синее небо…

Правда, подбираться к звезде вплотную, дабы удостовериться, что надпись на немецком языке — «1934. DEN GEMORDETEN HELDER DER FEBRUAR KAEMPFE OESTERREICH» (1934. Героям, погибшим в Февральском восстании в Австрии) на месте, не стали.

Собственно после поражения восстания эти самые шуцбундовцы и очутились сначала в Москве (товарищ Сталин даже разрешил им пройти парадом по Красной площади), а потом, т. к. многие из австрийцев имели опыт работы в высокогорье, отряд отправили на Кавказ. Как раз в те времена на Эльбрусе задумывалось строительство знаменитого «Приюта одиннадцати», расположенного на высоте 4200 метров, и считавшегося какое-то время самой высокогорной гостиницей в мире. Перед отправкой на Эльбрус шуцбундовцы жили в Кисловодске и таким вот образом свое пребывание здесь увековечили.

От Серых камней всего ничего до нижней станции канатки, но … ко входу стоит весьма солидная очередь… Выяснили у первых, что ждут уже час!!! Ну уж нет… Столько времени терять?!

Диво-дивное, но перспектива шагать дальше вверх, Надежду больше не пугает. Тем более, что я соблазняю обещанием скорой красивой картинки))) Ведь и правда уже совсем недалеко до смотровой над Долиной роз: не видел этой панорамы, считай не был в Кисловодске! Уверена, что именно сверху на эту долину и надо смотреть. Внизу делать совершенно нечего, лысо там. И судя по тому, что видно конкретно сейчас — еще более лысо, чем в позапрошлогоднем ноябре. Хворь, что ли какая на розы напала?..

Зато замечательно яркие, высокие и ооочень вкусно пахнущие розы окружают скамейки, стоящие вдоль дорожки к бельведеру.

Кисловодск. Я вернулась!

Ясно, что «Семь ветров» сегодня мимо нас, подниматься туда на своих двоих и правда непросто, тем более человеку совсем неподготовленному, но и здесь мы точно не остановимся. Благо терренкур (на столбиках с указанием уровня сложности маршрута стараюсь внимание не акцентировать, дабы слово «повышенная», которое здесь уже встречается, спутницу мою не смущало))), преодолеваем уверенно, по-прежнему без всяких там одышек и прочих неприятностей.

Добираемся до разветвления тропы: прямо Туристическая (бывшая Косыгина), налево — к Синим камням. «Налево» ближе, да и локация наиизвестнейшая, одна из самых что ни на есть must в парке. И вот уже над нами возникает известняковая скала с пещерками, над которой будто головы доисторических чудищ высятся…

Говорят, синими эти скалы становятся на закате. Может быть, может быть… И все же странно — закат явление недолгое, в южных краях — тем более. Или этот синий на закате настолько хорош, что такое название дали камням?.. В общем, большую часть времени они все же никак не синие. Но от этого не менее эффектные. Два года назад тут было настоящее столпотворение из желающих пофоткаться на камнях, под камнями, в обнимку с камнями. А нынче — ни-ког-го!!! Подарок!

Кисловодск. Я вернулась!

Мне даже кажется, что я здесь впервые, настолько иначе выглядят каменюки, не облепленные любителями фоточек из серии «я и пальма». Какая очередища стояла к «балкончику под окном», помнится! А теперь все только наше, но уговорить Надежду заиметь портрет на таком эффектном фоне не удается…

Кисловодск. Я вернулась!

Ну да ладно, зато в компании с одним из самых больших «грибов» почти у самого обрыва фоткаемся обе))) (С горизонтом, если что, все в порядке, рельеф такой!)

Камушки не отпускают, чего тут только не увидишь: этот вот на птичку, мне кажется, похож…

Кисловодск. Я вернулась!

А уже чуть тронутые осенью деревья вдали и внизу замечательный фон каменюкам создают…

Еще один короткий виток вверх, и — здравствуйте, Михаил Юрьевич! Площадка «Красное солнышко»!

Кисловодск. Я вернулась!

Удивительно, но и здесь народу почти нет, правда, на коленях совсем не у дедушки Крылова или там Ганса Христиана Андерсена, а у весьма нервного и раздражительного, судя по воспоминаниям современников, Лермонтова сидит-таки очередное дитятко, которое мамаша старательно фотает. Два года назад уже высказывалась я на эту тему… Понятно, что у каждого мнение на сей счет своё, но по мне так Лермонтова следует оградить заборчиком, посадив вокруг что-нибудь хвойно-колючее, дабы народу не повадно было. Ну, не дело это, такое вот непочтение к поэту…

Кстати, только теперь удосужилась выяснить, а с чего вдруг «красное солнышко»-то? Оказывается, очень красивым здесь бывает рассвет… Может однажды и доведется увидеть… А пока любуемся льющимися потоками из-под края тучи солнечными лучами. И радуемся, что именно здесь нас застал обещанный дождь, который пережидаем с комфортом, устроившись в деревянных шезлонгах под навесом террасы при местной кафешке. Даже подушечки под голову предусмотрены! Жаль, что случилась какая-то засада с подачей воды и кофе-чай недоступны. Тем более обидно, что аромат-то кофе присутствует)))

Дождь, к счастью, быстро заканчивается, и я бегу к обрыву любоваться расцвеченными осенью рябинкой и еще каким-то деревцем — красиво…

Кисловодск. Я вернулась!

От Красного солнышка хорошо видно беседку «Семь ветров» и здание Олимпийского комплекса, от которого начинаются тропы к Большому и Малому седлу. Малое в активе есть, вот бы еще Большое заиметь… Погоды, конечно, обещаны совсем не способствующие, но сегодня синоптики промахнулись, может быть, все же получится?.. Правда, явно без Надежды (а жаль, там, на плато, такой простор, такие виды…), но ей и в городе скучно не будет. В музеи ведь тоже стоит заглянуть!

Вниз спустились без проблем, причем осмелевшая моя «нетуристка» уже лихо срезала дорожки терренкура, перемещаясь там, где не очень круто, между витками напрямую)))

Между прочим, благодаря подруге, я, вполне вероятно, хоть в малой степени поправила здоровье, т. к. ей очень понравилось заглядывать в нарзанную галерею и пить водичку))) Помнится, прошлый раз я только однажды сюда зашла, просто из любопытства. А теперь посещали регулярно, заодно рассматривая картины на стенах. Многие понравились!

В один из дней отправились в район Никольского собора. Этот уголок Кисловодска тоже за последние два года преобразился. Обновили и Кольцовский сквер, и пространство вокруг собора; красивая дорожка ведет и к мечети. Собственно, мечеть-то мы первым делом и увидели, шагая в эту сторону по проспекту Мира от Колоннады.

Кисловодск. Я вернулась!

Мечеть совсем новая — строительство было начато в 2010-м, и одна из башенок еще и сейчас укрыта белыми пеленами. Уж не знаю, станет ли она основанием высоченного минарета, как это значилось в проекте, пока вроде не похоже. С центрального входа недостроенный кусочек не видно, и кажется, что все уже в абсолютном порядке. Вокруг не было никого, даже призадумались, открыто ли. Но тут подошла компания явно ислам исповедующих молодых людей: «Входите, входите, открыто, только покройте голову!». Ну, это само собой, и обувку, конечно, снимем, грамотные!

Удивительно, но ребятки нам не сказали, что вообще-то вход для женщин сбоку. То ли решили, что на нас это правило не распространяется? Кстати, в Турции, например, я почти во всех мечетях запросто входила в центральный зал, да и не только я, местные женщины тоже. И лишь однажды строгий дедушка сделал как раз местным замечание. И то — не прогнал, а просто велел отойти к стене.

Вот и тут мы беспрепятственно вошли в мужские владения, поахали на чудесную люстру и росписи, и только потом углядели стрелочку — «лестница на женский этаж». Лестница, кстати, очень красивая, и (как и все лестницы в турецких мечетях) мягким-мягким ковром покрытая.

Кисловодск. Я вернулась!

Это я к тому, что почему-то в Чечне наверх приходилось топать в тонких носочках по холодному мрамору… Отчего уж там решили не класть ковры на «женские лестницы» — не ведаю.

В женской молельной комнате обнаружилась и вовсе нереально изящная люстра, вот только в главный зал отсюда было заглянуть проблематично: не балкон, а окошки, причем достаточно высоко от пола. Пришлось стульчик подставить, чтобы все же взглянуть на зал сверху. Авось высшие силы мы таким «хулиганством» не прогневали. Оказалось, балкон здесь все же есть, но он на втором ярусе, и дверь туда была закрыта, мы поднялись сразу на третий. Наверное, проход на балкон открывают во время больших праздников.

Кисловодск. Я вернулась!

Совершенно я не ожидала увидеть в Кисловодске такую красоту, потому впечатлилась очень!

Кисловодск. Я вернулась!

Ну, а Свято-Никольским собором восхищалась и два года назад, а теперь — тем более, т. к. отделка территории завершена, вокруг чистота и благодать, гуляй и любуйся!

И какие же чудесные здесь розы!

Кисловодск. Я вернулась!

Храм невероятно красив и снаружи, и внутри, но главное здесь на редкость душевно. И многое замечательно продумано. Например, у водосвятного бака висит рамочка с текстом молитвы на принятие святой воды: вряд ли многие ее наизусть знают, а тут прочитаешь, и еще более моментом проникнешься.

О том, что при храме есть весьма популярная в народе трапезная, уже писала, упомяну и еще раз. Здесь по-прежнему вкусно, уютно, недорого.

Выйдя из собора, Надежду я отвела к калитке в музей Ярошенко, а сама отправилась бродить по окрестностям. Очень хотелось собрать коллекцию домиков на улице Кольцова с характерными южными балкончиками. Увы и ах состояние этих домиков весьма печальное…

Обидно, т. к. при должном «лечении» можно было бы превратить их просто-таки в игрушечки и украшение города. Вот этот, например, и вовсе прелесть, даже в таком виде…

Дома с аутентичными балконами (и с розами под балконами!) встречаются и на соседних улицах,

а еще набрела там на такой вот забор

Кисловодск. Я вернулась!

и, конечно, прошла его от и до, стараясь рассмотреть, что же там, за ним? На калитке, на минуточку хлеб-соль, а накладка замка выполнена в виде кленового листа! Вот затейники!

Наличник окна в виде виноградной лозы, тоже, пожалуй, еще не видела — здорово! Как же приятно, когда люди любят и всячески украшают свой дом! Между прочим, судя по табличке, комнаты в нем сдаются. Если не путаю, находится этот деревянный сюрприз на улице Ярошенко.

На той же улице, но почти вплотную к парку музея расположено интереснейшее здание бывшего пансиона Сергея Никитовича Ганешина. Жаль, что толком его сейчас не рассмотреть, т. к. большая часть пребывает на реконструкции, но, и слава Богу: не должна такая красота погибать! Вот так отель-пансион выглядел когда-то:

Кисловодск. Я вернулась!

И уже отреставрирована собственная дача семьи Ганешиных, примыкающая к пансиону. Собственно, она-то и привлекла мое внимание стрельчатыми окнами, обрамленными фигурной кладкой, ажурным балкончиком (вот так могли бы выглядеть и бедолажки с улицы Кольцова…), треугольным щипцом с тройным окном в мансарде.

А отель-пансион (переоборудованный в 1914-м году в санаторий) кто только из известных людей не посещал. Правда, сейчас на доме есть лишь памятная табличка о пребывании здесь в 1915-м году Федора Шаляпина, но лечились тут и Константин Станиславский, и Николай Рерих.

Сергей же Никитович Ганешин личностью был весьма примечательной. Родом, кстати, из Москвы. Отец его жил в Таганской слободе, имел звание почетного гражданина. В собственности «Товарищества братьев Василия и Никиты Ганешиных» были суконная, текстильная и гардинно-кружевная фабрики. Сергей Никитович семейное дело продолжил, также стал почетным гражданином, являлся купцом второй гильдии.

В Кисловодске он не раз лечился, а в 1904-м году решил выстроить здесь большой отель-пансион, сочетающий в себе комфортное жилье, качественное питание и возможность поправить здоровье. В том числе при отеле были оборудованы нарзанные ванны, а на огромных застекленных террасах можно было принимать солнечные ванны. Интересно, что после 1917-го года Ганешин никуда не сгинул, в годы НЭПа предпринимательскую деятельность продолжил и тихо умер от старости в 1933-м в Кисловодске.

В 1922-м бывший санаторий Ганешина стал санаторием им. Ленина для ответственных партийных работников, а с 15 мая 1925 г. его переименовали в Кардиологическую клинику имени Ленина. Что уж здесь будет после реконструкции — не знаю. По мне так неплохо бы снова открыть что-то вроде санатория или пансионата. Клинике террасы-солярии вроде бы ни к чему?

Ну, в общем, все как всегда: заинтересуешься какими-нибудь стрельчатыми окнами, а в итоге целый «клубочек» размотаешь)))

Заглянула я и к Кисловодской крепости, она тоже рядом с Никольским собором. Не скажу, что так уж меня впечатлила единственная оставшаяся от крепости стена, но все же постоять на месте, где 13 июля 1803 года был основан город вроде как даже и нужно.

Кисловодск. Я вернулась!

И непременно нужно постоять и помолчать возле «Журавлей» в Кольцовском сквере…

Из-за строительных работ в прошлый раз сквер я совсем не видела, и даже не подозревала о существовании здесь такого замечательного монумента в память о погибших в годы Великой Отечественной войны жителях Кисловодска … Двенадцатиметровый обелиск, три летящих в вышине журавля и коленопреклоненная женщина — образ Родины, образ матери…

Причем, так и кажется, что летят журавли не просто в небо, а к крестам и куполам Никольского собора…

Кисловодск. Я вернулась!

До мурашек… И знаменитая песня тут же в голове звучать начинает…

Очень удивилась, узнав, что памятник открыт еще в 1978 году! На средства, собранные горожанами между прочим. Так и кажется, что композиция с журавлями, летящими в небеса именно над куполами собора, изначально была задумана… Хотя, разумеется в 1978-м ничего подобного быть не могло…

Интересным оказался, однако, этот тихий некурортный уголок Кисловодска! Воссоединившись, мы с Надеждой предприняли отсюда вылазку на дальнюю окраину города, но об этом как-нибудь в другой раз…

Конечно, гуляли по городу много, и даже одолели еще одну «высотку» парка — площадку «Сосновая», что у «Чайного домика», к которой удалось отыскать удобный подход с абсолютно незаметным подъемом. Шли туда от Каскадной лестницы. Хорошо, что заранее прочитала о том, что и она тоже возродилась, иначе обходила бы ее дальним кругом, настолько убогий вид это культовое сооружение Кисловодска имело два года назад. Теперь — открыточная лепота: цветы колосятся, шары и конусы туй глаз радуют, фонтаны журчат.

Правда, не все еще здания по бокам лестницы в надлежащий вид приведены, но это уже мелочи.

А однажды забрели в Филармонию… Сначала в фойе, народу там обреталось изрядно, многие одевались и шли на выход; мы было подумали, что закончился концерт или спектакль. Потому рискнули — никто не останавливал — просочиться в зал: красив и оригинален! Ругаю себя, что растерялась и фоточку не сделала! А в зале — народ… оказалось, вот так запросто прошли мы сюда в антракте «Травиаты»)) Могли бы, наверное, сесть на свободные места и оставшуюся часть оперы дослушать, но как-то не настроены были сопереживать несчастной Виолетте.

Поздними вечерами любовались фонтанами.

Кисловодск. Я вернулась!

Особенно понравились те, что на проспекте Дзержинского. Там тоже что-то вроде каскадной лестницы, есть и сухой фонтан, и два довольно больших, с весьма разнообразным танцем струй.

Кисловодск. Фонтан на проспекте Дзержинского

Обещанный дождь — синоптикам земной поклон за «пальцем в небо» — накрыл город лишь в последний день, и то поначалу слегка. Успели пройти по улице Ходжаева (Эммануил Ходжаев — главный архитектор Кисловодска в начале 20-го века) к его памятнику:

И заглянуть в Пантелеймоновскую церковь:

После чего дождь разошелся не на шутку и лил до вечера, прекратившись только ко времени отлета рейса на Москву, позволив полюбоваться освещенной закатным солнцем горой Змейка возле аэропорта. Впрочем, говорят, дождь в дорогу это хорошо? Коли со слезами провожают, ждут, что вернусь?..