Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 6:31

Тула — Россия Сентябрь 2022

Давненько я в Тулу собиралась, наконец, получилось. Поехала в моем обычном формате: на электричке, один день. С Курского вокзала на 6.59, обратно на 17.00. Пока ехала, думала в том числе и над названием будущего рассказа. Придумалось «Не хлебом пряником единым». И опять изречение «Как лодку назовешь, так она и поплывет» оказалось верным — в музей пряника я не попала:-). Ехать было приятно, за окном разноцветьем бушевала осень. Сколько же у нее красок! Деревья словно соревновались, какой наряд красивее. Два с половиной часа пролетели быстро. И вот я в Туле.

Сразу же на вокзале небольшой музей под открытым небом. На путях стоит бронепоезд № 13 «Тульский рабочий».

Тула. Не пряником единым...

Эта крепость на колесах была построена рабочими Тульского паровозного депо в начале войны, когда дорога на Москву оказалась открытой. Тула находилась в осаде 43 дня. Бронепоезд сумел выбраться и доставить в осажденный город продовольствие. В октябре 1941 года «Туляк» уже держал оборону станции и города от налетов фашистской авиации с помощью зенитной артиллерии. Затем бронепоезд участвовал в битвах и на других фронтах Великой Отечественной войны. А в мае 2015 года отреставрированный бронепоезд был открыт как музей. Его можно посетить.

На другом пути стоит «Пожарный поезд», перед ним памятник «Героям-огнеборцам».

Тула. Не пряником единым...

Комплекс был открыт в 2021 году к 100-летию создания пожарной охраны на железнодорожном транспорте. Пожарный поезд включает вагон-гараж, вагон-насосную станцию, маневровый тепловоз и пожарный автомобиль.

Чтобы познакомиться с городом, я обычно от вокзала до центра иду пешком.

Так и в этот раз. Красноармейский проспект, по которому я шла, впечатления не произвел: обычные пятиэтажки социалистической постройки. Минут через 30 я подошла к улице Советской и слева увидела красивейшее здание. Это Новые Торговые (Гостинные) ряды, построенные московским купцом Степановым в 1895–1897 годах (архитектор Гурьев). Новыми их называли потому, что рядом, на Крестовоздвиженской площади, существовали еще и старые. В 1929 году здание было передано в распоряжение военного ведомства.

Красивое яркое здание с башенками, большим центральным граненым завершением, ковкой, резными наличниками и подзором. Справа от здания небольшая улочка, на которой виднелись башни Тульского кремля.

Тула. Не пряником единым...

Строительство Тульского кремля началось в 1507 году по указу великого князя Московского Василия III и продолжалось до 1520 года, то есть Кремлю сейчас 500 лет. Расположен он на левом берегу реки Упы. Тула имела большое стратегическое значение, находясь на пути орды в Москву. Сначала была возведена дубовая крепость, укрепленная пушками. А в 1514 году началось строительство каменного кремля. За свою долгую историю Тульский кремль врагам ни разу не сдавался. Под его стенами в 1552 году были разгромлены войска крымского хана Девлет-Гирея, что затем способствовало успешному походу царя Ивана Грозного на Казань.

В Кремле девять башен, в которых была сосредоточена его огневая сила. Это четыре глухие круглые угловые башни: Спасская, Никитская, Ивановская и Наугольная. В Спасской башне размещался колокол, который звонил, когда городу угрожала опасность, поэтому раньше башня называлась Вестовой. Одоевская башня получила свое название от казанской иконы Божией Матери, которая размещалась в ее фасаде. Сейчас рядом с башней находятся кассы, где можно приобрести экскурсию по Кремлю с подъемом на стены. Экскурсия проводится в определенные часы, к сожалению, у меня по времени не получилось. В Никитской башне раньше хранился порох и даже находилась камера пыток.

Спасская башня, XVI век

Есть еще четыре проездные прямоугольные башни по центру стен: Пятницкая, Ивановская, Водяная и Одоевская. Рядом с Водяной башней проездных ворот стоит глухая башня «На Погребу». Под ней находился погреб с запасами провизии на случай длительной осады. Водяная башня служила входом/выходом со стороны реки Упы. Когда-то через нее крестный ход спускался к реке для водосвятия. В башне Пятницких ворот было хранилище оружия и припасов на случай осады.

Башня Пятницких ворот

Длина Кремлевских стен 1066 метров, высота 10 метров, в некоторых местах толщина до 3,2 метра.

Я вошла на территорию Кремля через башню Пятницких ворот (вход бесплатный).

Тула. Не пряником единым...

Кремлевская территория не показалась мне большой. В центре находится Свято-Успенский собор с колокольней. Он был возведен в 1762–1766 годах на месте древнего Архангельского собора. Собор считается самым красивым храмом в городе. Здесь оглашались государственные Указы, освящались знамена тульских ополчений.

В 1930 году Успенский собор, как водится, был закрыт, потом стал складом. В наше время собор реставрирован. Снаружи он украшен замечательной белокаменной резьбой барочных форм.

В соборе возвышается семиярусный иконостас XVIII века, имеются росписи ярославских мастеров, датируемые XVII веком. К счастью, все это восстановлено.

Возле собора в 1781 году была построена 70-ти метровая четырехъярусная барочная колокольня, в которой находилось 22 колокола и теплый храм, она имела позолоченный шпиль и часы. В 1937 году колокольня была разобрана до основания. Нынешняя колокольня была восстановлена в 2014 году по сохранившимся чертежам XVIII века специалистами-реставраторами. В процессе строительства даже использовалась старинная технология кирпичной кладки.

Тула. Не пряником единым...

В 2015 году в честь 635-я годовщины победы в Куликовской битве рядом с колокольней был открыт памятник князю Дмитрию Донскому.

Со стороны алтарной части Успенского собора в 2019 году разместили Пасхальное яйцо. На нем есть изображение иконы «Воскресение Христово», а внутри расположен макет православного храма.

Тула. Не пряником единым...

На территории Кремля есть еще один собор — Богоявленский. Он более молодой, построен в 1855–1862 годах в память о жертвах войны 1812 года. В нем было два придела, один из которых посвящен Святителю Николаю, а второй — Александру Невскому. Храм был теплым. В 1930 году он был закрыт, лишился своих глав и стал то Домом авиаторов, то физкультурников. С 1989 года в нем размещался Музей оружия. Затем он переехал и собор пока не работает.

На территории Кремля имеется историко-этнографический комплекс «Осадные дворы Тульского кремля. XVII век». Они были воссозданы в 2020 году и представляют собой комплекс изб, в которых жители города укрывались от набегов неприятеля в XVI–XVII веках. Эти строения были воссозданы на основании археологических данных и сведениях писцовых книг. На территория можно попасть, это музей.

В 2020 году рядом с Богоявленским собором открыли «археологическое окно». Оно было сооружено на месте каменного Успенского собора XVII века.

Тула. Не пряником единым...

На территории Кремля между Пятницкой и Водяной башнями находится много магазинов с сувенирами. Здесь и самовары, и пряники, и мастер-классы.

Если выйти через Ивановские ворота, то попадаешь в Кремлевский сквер. В нем около памятника «Сотрудникам органов государственной безопасности, партизанам, бойцам разведывательно-диверсионных групп и истребительных батальонов — участникам героической обороны города Тулы осенью-зимой 1941 года» в мае 2015 года зажжен Вечный огонь. За годы войны из Тулы и области ушли на фронт около 400 тысяч человек. Погибли в боях, скончались от ран и пропали без вести почти 200 тысяч.

Тула. Не пряником единым...

Имеется памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским (скульптор К. Р. Чернявский). Глядя на него, я подумала, что уже видела именно такой памятник. Оказалось, что такие же скульптуры Чернявского установлены во многих городах.

Ну и «Грибная полянка». Мне показалось, что она как-то не на месте. Но симпатичная.

Тула. Не пряником единым...

Если выйти из Кремля через Водяную башню, то попадаешь на Казанскую набережную реки Упы. Река небольшая, набережная хорошая. Я с удовольствием по ней прошлась. В реке бил небольшой фонтан, на клумбах еще цвели розы. На противоположном берегу виден Тульский оружейный завод.

С набережной видно сразу несколько башен Кремля.

Кремлевская стена с башнями Водяной, На Погребу и вдали Ивановской

Мне понравилась скульптура коня с развевающейся гривой. Она изготовлена из 14 тысяч металлических букв русского и латинского алфавитов.

Тула. Не пряником единым...

Если идти по набережной вдоль стены, то вскоре попадаешь в Музейный квартал, выходящий на улицу Металлистов.

Рядом с Пятницкой башней кремля стоит памятник Городовому. Он установлен в 2018 году в честь 300-летия полиции России. Носы я тереть не стала, и без меня их «утерли» до блеска.

Тула. Не пряником единым...

Отсюда начинается местный пешеходный «Арбат» — Музейный квартал на улице Металлистов. Когда-то улица называлась Пятницкой по имени церкви Параскевы Пятницы, а до этого Никольской. Это одна из старейших улиц Тулы. Возникла она в XVI веке после утверждения регулярного плана города в 1779 году. Она располагается вдоль дороги, ведущей к Пятницким воротам кремля. В особняках и усадьбах этой улицы жили именитые тульские купцы и предприниматели. Восстановление внешнего облика зданий началось в 2017 году. Сейчас в них размещаются музеи, магазины, кафе.

Дом №4. Дом Поповых. Конец XVIII в.

А в конце улицы на пересечении с улицей Советской (бывшая Посольская) красуется дом Кучина, в котором сейчас находится представительство музея-усадьбы «Ясная Поляна», открытое в 2021 году. Культурно-выставочный комплекс называется «Л. Н. Т." Красивое нарядное здание!

Пересечение ул.Советской 1 и Металлистов 25. Особняк купца 3-ей гильдии Кучина, последняя четверть XIX века

Хорошо погуляв по Кремлю, пешеходной улочке и набережной, я отправилась искать музеи самоваров и пряников, хотя кое-что увидела уже в магазинчиках. Но мое внимание привлек Успенский кафедральный собор. Нравятся мне темно-кирпичные церкви! Из-за цвета куполов его еще называют Черной церковью.

Когда-то это был храм Успения Богородицы женского монастыря. В 1902 году на месте старого разобранного здания построили новое в русском стиле. В 1930 году его пытались взорвать, но храм выстоял. Тогда сбили хотя бы купола и поместили Государственный архив. Потом, в начале XXI века, восстановили и вернули верующим.

Росписи в храме, предположительно, выполнены художниками-соратниками Васнецова.

По соседству с храмом установлен памятник Тульскому прянику, известному аж с 1685 года.

Напротив — здание Правительства Тульской области, «во главе» с Лениным. Но лицо Владимира Ильича показалось мне каким-то не увлеченным, ничего не выражающим.

Ну, и наконец, Музей самоваров. Он находится прямо на выходе из Одоевских ворот Кремля. Музей не очень большой, но различных самоваров там много. Некоторые прямо красавцы! (Об этом напишу отзыв)

Самоварами полюбовалась, надо идти в Музей пряника. До него далековато, но зато это позволяет посмотреть город, еще столько интересного впереди!

Я опять вышла на Казанскую набережную. В сквере Тульского оружейного завода установлен памятник талантливому русскому оружейнику Мосину (1958 год, автор — скульптор Вера Мухина). Сергей Иванович Мосин, работая на Тульском оружейном заводе, создал первые магазинные винтовки. В 1891 года был утвержден образец его Трехлинейной винтовки, которая на Всемирной выставке в Париже в 1900 году получила Гран-при. Винтовка производилась до 1944 года и находилась на вооружении Советской армии аж до середины 1970-х годов!

Тульский оружейный завод был основан в 1712 году по именному Указу Петра I. Его оружием ковалась победа России, в том числе в Отечественной войне 1812 года, Гражданской войне и Великой Отечественной войне. Именно в его заводских цехах изготавливались легендарные «трехлинейка» Мосина, пулемет «Максим», револьвер системы «Наган». Перед заводоуправлением установлен памятник Петру I (1912 год, скульптор Р. Р. Бах)

На противоположной стороне улицы Советской я увидела деревянный храм и, естественно, пошла посмотреть, что это. Оказалось, что это храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. Храм размещен рядом с производственным корпусом Тульского машиностроительного завода. Строительство храма было приурочено к 70-летию завода в 2009 году. На звоннице храма установлены шесть колоколов. Внизу бьет симпатичный фонтанчик. Решетка вокруг храма была выкована по эскизам знаменитой решетки Летнего сада в Петербурге, которая тоже была выкована на тульской земле.

Своды храма расписаны тульским художником Желтковым.

Тула. Не пряником единым...

Тульский машиностроительный завод, около которого расположен Владимировский храм, это предприятие российского оборонно-промышленного комплекса. А ведет оно свою историю с 1879 года от чугунно-литейного завода. В настоящее время Туламашзавод выпускает машиностроительную продукцию гражданского и оборонного назначения. Справа от проходной завода имеются памятники: «Юным тулякам-оружейникам, трудившимся на оборонных предприятиях города Тулы во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»

«Юным тулякам-оружейникам, трудившимся на оборонных предприятиях города Тулы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

Около проходных еще имеются скульптуры: молодого человека, который ждет свою девушку; стремительно бегущей женщины, которая то ли бежит к этому парню, то ли опаздывает на работу (скорее всего на работу: радостной улыбки нет), и отдыхающего на лавочке мужчины.

Ну и как же Тула может обойтись без памятника Левше, подковавшему блоху? В 1815 году российский император Александр I посетил Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно ему понравилась стальная механическая блоха, умеющая «танцевать». А тульские умельцы смогли подковать эту блоху и даже выгравировали собственные имена на подковах. Левша сделал самую тонкую работу — выковал гвозди для подков.

От Левши уже хорошо виден Музей оружия. Это оригинальное здание в виде старинного шлема появилось на городской набережной в 2012 году. Оно ассоциируется с обороной, защитой и богатырским величием.

Тула. Не пряником единым...

Тульский государственный Музей оружия — это один из старейших музеев России. Еще в 1724 году по указу Петра I стали «…старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на хранение». Музей расширялся, несколько раз переезжал в другие здания, в том числе в Богоявленский собор Тульского кремля. Современная экспозиция музея отражают эволюцию стрелкового и холодного оружия с XIV века и до наших дней

Около музея много военной техники.

Время у меня было и этот музей я посетила, попробую потом показать подробно. Конечно, мужчинам там интереснее и понятнее. Я же ходила и поражалась огромному количеству оружия. Эти колоссальные затраты как умственные, так и материальные, да в мирных бы целях!

Около музея стоят бюсты оружейников: Макаров, Токарев, Гилленшмидт, Макаровец, Ганичев, Третьяков, Шипунов, Грязев, Сабинин, Афанасьев, Усов, Рогожин. Это создатели и разработчики оружия. За ними выразительная фигура Никиты Демидова с мечом и молотом. Это один из основателей оружейного дела в Туле, а при Петре I — поставщик оружия для войска.

Я довольно долго шла по Октябрьской улице. В XVIII веке въезд в Тулу из Москвы проходил, естественно, по Московской улице, которая затем была прозвана Миллионной, так как здесь проживали богатые купцы, промышленники. После Октябрьской революци улица стала называться Октябрьской. Это одна из немногих тульских улиц, сохранивших историческую застройку.

ул. Октябрьская, 17. Старинный особняк Мосоловых-Гольтяковых

Моей конечной целью был Музей пряника на Октябрьской 45. В России это первый пряничный музей, открытый в 1996 году при кондитерской фабрике «Старая Тула». Но как я писала вначале, в сам музей мне попасть не удалось: надо записываться заранее. Обидно. Но в магазин при музее я зашла, пряников купила, мне больше понравились с вишневым джемом. Кстати, пряников везде много, без вкусняшки из Тулы не уедешь!

Тула. Не пряником единым...

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.