В Апольду мы попали внепланово. Выбирали каким маршрутом добираться домой из Ауэрштедта: через Эрфурт или́ Наумбург, и Наумбург победил, а Апольда (Apolda) стала дополнительным бонусом.
На въезде в город находится виадук.
В Апольду мы попали внепланово. Выбирали каким маршрутом добираться домой из Ауэрштедта: через Эрфурт или́ Наумбург, и Наумбург победил, а Апольда (Apolda) стала дополнительным бонусом.
На въезде в город находится виадук.
Виадук имеет длину 95 м и высоту 23 м (над руслом реки). Он состоит из 2 основных сводов в форме дуги окружности в средней части. Ручей и пешеходная дорожка проходит через восточную арку, а проезжая часть — через западную.
Более 2000 рабочих были задействованы в строительстве Тюрингенской железной дороги (1844—1846 гг.) проходившей на севере города Апольда, которая была частью пути между Наумбургом и Апольдой и двух путей от Апольды до Эрфурта. С 1846 по 1967 год по виадуку ходили в основном паровозы, с 1935 года также тепловозы, а 22 сентября 1967 года по виадуку проехали первые электровозы. В 1977 году виадук Апольда был включен в список памятников района Апольда. К сожалению, на моём фото из машины не видно, но центральная колонна украшена головой льва. Следующие 2 боковых крыла состоят из 4 круглых сводов, расположенных в 2 этажа. Для укрепления виадука в 1926 году в подходных арках двух боковых крыльев были установлены железные анкеры.
Машину бросили на горе,
недалеко от церкви св. Бонифация (St. Bonifatiuskirche).
1 марта 1893 года был заложен фундамент католической церкви, уже в следующем году церковь освятили во имя святого Бонифация. Воскресная служба всегда проходит в 10:30 в Апольде. В субботу служба в 18:00. Попасть внутрь нам не удалось и мы отправились в город.
Жилые дома практически все украшены.
На одном из домов например написано: «Non omnibus unum est quod placet» , что означает «Не всем нравится одно и тоже».
Как часто последнее время это приходит в голову …
Спуск был недолог и мы почти сразу оказались в историческом центре города на улице Кате Коллвиц (Käthe-Kollwitz-Straße) и здесь расположился фонтан «Am Brückenborn».
В народе его называют фонтаном «Человечек-гусь» (Gänsemännchenbrunnen). Из-за чего привязалось это название никто не знает, потому что ни скульптура фонтана, ни горгульи не имеют ничего общего с гусями. Официальное название — историческое: прежде фонтан стоял у моста через ручей Schötener Bach и назывался «Борн» («Born» — старое название для фонтанов). Фонтан фигурировал в летописи более чем 300 лет, и за это время его несколько раз переносили.
Потом мы вышли на площадь Александра Пушкина (Alexander-Puschkin-Platz).
Здесь благодарные горожане установили памятник Кристиану Циммерманну (Christian-Zimmermann-Denkmal). Комитет, избранный из числа известных горожан, поручил дрезденскому скульптору Эрнсту Паулю (Ernst Paul) проектирование, исполнение и установку монумента. 10 ноября 1892 года состоялось открытие памятника (50-летие со дня смерти). Бронзовая скульптура на постаменте из песчаника изображает текстильного промышленника Кристиана Циммермана (1759–1842).
Вокруг памятника разбили цветник с живой изгородью.
Улочка вела от домика к домику.
И снова фонтан — фонтан «Давид Вязальщик» («David der Strickermann») — ещё одна достопримечательность, появившаяся 4 мая 2013 года на Школьной площади (Schulplatz).
Исторически Школьная площадь была одной из самых важных площадей Апольды. Фигура Давида вязальщика была совмещена с новым фонтаном.
Имя «Давид вязальщик» впервые упоминается в реестре наследства тогдашнего лорда замка Дитриха фон Вицтума (Dietrich von Vitzthum) в 1593 году. Он принес в Апольду искусство вязания чулок и таким образом заложил основу для текстильной промышленности, которая позже господствовала здесь и веками формировала город. Даже сегодня «Давид» — вездесущий символ производства трикотажных изделий, присутствует на городских праздниках и экскурсиях по городу. Ну, а бронзовый Давид сидит перед столом-колодцем с гранитной чашей и шаром в 300 кг. Шар подвижно установлен на водяной подушке над чашей фонтана и вращается в зависимости от напора воды, его можно рассматривать как большой клубок пряжи.
Дальше нам повстречался доберман, правда, нарисованный.
Государственная общеобразовательная школа Песталоцци (Staatliche Regelschule Pestalozzischule Apolda) произвела впечатление — денег на образование не жалели.
Здесь тоже хватает достопримечательностей.
И главная, Мартинскирхе (Martinskirche) — старейшая церковь в Апольде.
Впервые она упоминается в документах в 1119 году, в том же году, что и сама Апольда.
Тогда это было ещё за городскими стенами недалеко от слияния рек Херрессенер и Шётенер-Бах (Herressener & Schötener Bach).
Похоже, что памятники и фонтаны в Апольде часто меняют своё местоположение, так и очередная достопримечательность Апольды — памятник доберману. Он сначала был расположен в переулке Тайхгассе, но онс декабря 2019 года он находится на площади Martinsplatz.
Мемориал посвящен собаке породы «Доберман» и ее заводчику, чьё имя она унаследовала, — Карлу Фридриху Луи Доберманну (Karl Friedrich Louis Dobermann, 1834 — 1894). Это единственный памятник доберману в Европе.
Памятник представляет собой семью доберманов, автором проекта выступила скульптор Керстин Штёкель (Kerstin Stöckel) из Капеллендорфа.
Выведение этой породы датируется 1860 годом. Карл Фридрих Луи Доберман был известен в Апольде как амбициозный и трудолюбивый человек. Он зарабатывал свои деньги как живодёр, ловец собак, полицейский и сотрудник правоохранительных органов. Сообразительные и послушные собаки, которых жители Апольды называли «собаками Добермана», всегда сопровождали его в официальных поездках. Собаки доберманы того времени не имели ничего общего с известными сегодня доберманами. Он лишь пытался увеличить свой доход за счет разведения и продажи собак.
Лишь концу 19 века доберман-пинчер был создан путем скрещивания борзых, манчестерских терьеров, пинчеров, охотничьих собак и немецких догов. После смерти Луиса Добермана его друзья Гёллер, Тишлер и Крумбхольц продолжили его дело и с тех пор считаются инициаторами разведения доберманов. В ходе собачьей ярмарки, проходившей в Апольде в 1899 году, был основан первый немецкий «Клуб доберман-пинчеров». С 1899 года разведение проводилось только в соответствии с определенными правилами разведения.
В начале 20 века возникли новые ассоциации и клубы. В них организовалось растущее сообщество заводчиков. Из Апольды и других районов разведения доберманы были распространены и экспортированы в значительной степени, что сделало их быстро известными и разводимыми во всех частях мира. Памятник доберману был открыт 11 сентября 1999 года в ознаменование работы Карла Фридриха Луи Добермана и основания Ассоциации доберманов более 100 лет назад.
Ещё одно интересное здание из красного кирпича — «Старая Вязальня» («Alte Strickerei» — Wegner’sche Fabrik) также выходит на Martinsplatz. Сейчас здесь элитные жилые помещения.
С площади Мартина пошли смотреть ратушу, она находится на Рыночной площади.
По дороге снова фонтан — Фонтан горожан Апольды (Bürgerbrunnen).
Фонтан был открыт в 1998 году и частично финансировался за счет пожертвований жителей Апольды. Фонтан имеет высоту 3 метра и весит почти 2 тонны. Основание выполнено в виде ствола дерева, верхушка украшена яблоком, как отсылка к имени Апольды (Appulidi — «место, где растет много яблок»).
На четырех рельефных панелях изображены традиционные занятия Апольдовцев:
— разведение доберманов,
— вязание,
— литье колоколов и колокольчиков,
— пивоварение.
Мы оказались в Апольде в первой половине дня пятницы. Несмотря на то, что городок небольшой, по городу гуляли и местные жители и туристы. Думаю, здесь всем удобно, но туристам особенно: полно указателей, информационных щитов, информационный туристический центр расположен прямо в ратуше.
Ратуша (Rathaus) и Рыночная площадь (Marktplatz) с прилегающим к ней Горшечной площадью (Topfmarkt) являются исторически типичными чертами города Апольда. Ратуша Апольды — одно из старейших зданий города, внесенное в список памятников архитектуры.
Обе площади были обновлены и модернизированы в период с 2008 по 2009 год при финансовой поддержке ЕС и Свободного государства Тюрингия. Апольда возникла как замковое поселение рядом с замком, построенным как резиденция графа. Рыночная площадь этого поселения существовала уже в 12 веке и была центральным местом обмена товарами. После получения городских прав в 13 веке посреди рыночной площади была построена ратуша. «Красная книга» была первым письменным сводом городских законов, учитывающих интересы горожан, но также отражающая постоянную зависимость от Витцтумов. Товары также предлагались для продажи в ратуше во время ярмарок. В 1507 году Кристоф фон Вицтум (Christoph von Vitzthum) заложил город и ратушу монастырю Хойсдорф за ссуду в 600 гульденов.
Спустя несколько лет ратуша уже не соответствовала требованиям. В верхней части рыночной площади было построено новое здание ратуши, а старое, в центре рыночной площади, было снесено. Землю под новостройку город выкупил за 300 гульденов. Стоимость строительства составила около 3000 гульденов. Плюс, в 1573 году городу пришлось выплатить проценты примерно на 800 гульденов. Спустя 110 лет, в 1669 году новая ратуша получила величественную башню, с башенными часами и колоколами.
Ратуша сильно пострадала от городского пожара 6 января 1673 года, поэтому ее пришлось перестраивать. Помимо ратуши, жертвами городского пожара стали 43 дома, 26 амбаров и 46 конюшен. К 4 июня 1674 года ратуша была отстроена вновь. Стоимость реставрации составила 1435 талеров. Здание эпохи Возрождения имеет площадь 22,70×14,20 м и стены в подвале толщиной 1,50 м. Здание достигает высоты 17,20 м до конька крыши и 31 м до вершины башни.
После более чем 300 лет существования Ратскеллер (Ratskeller) был навсегда закрыт в 1890 году. Долгое время он был привилегированным и единственным пивным заведением, т. к. другие пивные были запрещены в городе.
В 2001 году в двухэтажном дворовом здании ратуши был проведен капитальный ремонт. Был реконструирован вестибюль.
Большая стеклянная стена теперь разделяет фойе и в задней части нашлось место для «Туристско-информационного центра Апольды».
На Рыночной площади есть и рыночный фонтан, правда к нему мы не пошли, а отправились покорять замок Апольды.
Если от Рыночной площади (Marktplatz) будете подниматься к замку, то не пропустите скромный фонтан Катарины (Katharina-Brunnen). Его не так давно отремонтировали, вставив металлическую чашу, т. к. каменная стала протекать.
В 12 веке замок был доминантой «городского пейзажа», был виден издалека и позже стал называться Замком Апольды.
Строительство замкового комплекса именно на этом холме недалеко от границы с Заале и в районе важных военных дорог обеспечивало защиту от нападений с трех сторон. Доступ был только с юга. Точные данные о происхождении замкового комплекса неизвестны. Предполагается, что замок был построен примерно в то же время, что и Вартбург под Айзенахом.
Это предположение основано на том факте, что граф Вихманн (Graf Wichmann), женатый на Кунигунде (Kunigundе) дочери Людвига Скакуна, (Ludwig der Springer), унаследовал замок и графство Апольда от своего отца Берно. Среди прочего, граф Вихманн, как говорят, сыграл важную роль «в беспорядках между немецким императором Генрихом V и саксонским народом».
В 16 и 17 веках в замковый комплекс были внесены структурные изменения.
«Витцтумбау»(«Vitzthumbau»), который сохранился до сих пор, также датируется тем временем.
Северное крыло замка Апольда было полностью отремонтировано в 2008 году. Загс с большим свадебным залом теперь разместился здесь, на первом этаже. На верхнем этаже созданы новые офисы.
Не проникшись видом замка снаружи, внутрь мы не пошли и спустились с холма опять в центр.
Вышли к Дому городского совета Апольды (Stadthaus), правда, с обратной стороны, обращенной к рынку.
На этой стене находится один из знаменитых карильонов Апольды. Он был открыт 31 июня 1999 года в первый мировой колокольный звон. С тех пор он играет каждый день в 9:55, 11:55 и 16:55 по две мелодии.
Здание в стиле модерн, построенное между 1908 и 1910 годами раньше занимали Городская сберегательная касса и городской ЗАГС.
Поразительный двойной портал до сих пор напоминает о двойном назначении. Над меньшим расположено многократное изображение бога любви Эроса. Над большим порталом справа высечены каменные изображения расточителя, скряги и богинь Удачи и Мудрости (Fortuna und Sapientia).
Сегодня Городской совет также использует здание.
Очень мило оформлен район между улицей Bahnhofstrasse и площадью перед Домом городского совета.
Фактическая пешеходная зона (Bahnhofsstraße) была перепроектирована как зона смешанного движения со спокойным движением, с остановками общественного транспорта, с интегрированными различными художественными элементами (включая фигуры из нержавеющей стали).
А мой дорогОй больше обращает внимание на рокерш.
В Апольде всё рядом, от горсовета рукой подать до церкви Лютера (Lutherkirche), ей в 2019 году исполнилось 125 лет.
В отличие от многих других церквей этой эпохи, исторический интерьер лютеранской церкви не изменился и сохранился с момента ее постройки.
Могучий орган церкви был построен компанией Wilhelm Sauer и имеет 48 регистров на трех мануалах и педали.
Колокол в церкви Лютера был отлит в 1722 году Иоганном Кристофом Розе, мастером из Апольды.
Церковь Лютера вмещает около 1000 человек. Во времена ГДР денег на содержание и обслуживание церкви выделялось недостаточно, поэтому после объединения Германии пришлось проводить ремонт, были полностью перекрыты крыши и установлен масляный обогреватель.
Сегодня в церкви регулярно проходят музыкальные мероприятия и художественные выставки. На одну из таких и мы угодили.
Решено было дойти до музея колоколов и попути наткнулись на Искателя Грааля (Gralsucher) — так называется бронзовая скульптура на лужайке рядом с Полицейской инспекцией (Polizeiinspektion).
«Искатель» был создан в 2002 году веймарской художницей Аннэ-Катрин Альтвайн (Anne-Katrin Altwein,* 1960).
Человек верхом на лошади — символ поиска человеком священного сокровища. Животное — бесстрашный спутник человека.
Полицейская инспекция (Polizeiinspektion)
находится напротив строения Циммермана (Der Zimmermannbau).
В то время новое фабричное здание, построенное на Банхофштрассе / Вокзальной ул. (Bahnhofstraße) в 1880/81 году, позволило компании «Christian Zimmermann & Sohn», основанной 21 мая 1789 года, объединить под одной крышей все свои производственные помещения, разбросанные по всему городу. Новое здание стало центром производства шерстяных изделий Zimmermann.
Архитектор из Йены Карл Тиммлер (Karl Timmler), спроектировал это представительное новое здание, состоящее из двух больших блоков A и B, строительными работами руководил мастер-каменщик из Апольды Карл Альбрехт (Karl Albrecht).
Размеры здания: длина 95 м, ширина 17,5 м и высота 15 м, а также вся отделка фасада свидетельствуют о процветании компания.
Оба блока облицованы желтым кирпичом, пространство под окнами первого этажа оформленo барельефами, показывающими «путь шерсти» по частям.
Вначале между зданиями был неоклассический входной портал. В 1938 году компания «Rheinmetall-Borsig» AG Sömmerda приобрела более половины заводских мощностей. После национализации в 1949 году в здании было основано предприятие VEB «Wirkwarenfabrik Apolda» с 1969 года входившее в состав VEB «Thüringer Obertrikotagen-Kombinat».Через два года после воссоединения Германии здесь прекратили производство трикотажных и чулочно-носочных изделий. Реконструкция здания началась в 1993 году, и старый соединительный флигель исчез. Его заменила современная конструкция из стекла и стали, которая также включает новую входную зону.
С 6 мая 1995 года Веймарская районная администрация (Kreisverwaltung Weimarer Land) находится в «Циммерманн-Бау».
У входа установлена мемориальная доска в память о жертвах нацистов.
Рядом тоже большой мемориал жертвам фашизма.
Мемориал находится напротив виллы «Брандесше» , в которой расположился Музей колоколов.
В июне 1933 года на верхнем этаже «Серой школы» публике был представлен первое краеведческое собрание. В 1935 году ассоциация «Друзья краеведческого музея» («Freunde des Heimatmuseums») переместила свою коллекцию в неф Мартинскирхе в Апольде, который приход предоставил бесплатно. Контракт был расторгнут в конце 1940-х годов. Новым местом жительства стал дом «Брандесше»(«Brandessche») — бывшая вилла фабрикантов на Банхофштрассе.
Кстати, в рассказе про Ауэрштедт я вам обещала показать ивовый дворец. Ну, дворец не дворец, а беседка выглядит вот так.
Вот таким оказался наш краткий визит в Апольду,