После знакомста с Хабаровском у меня осталось пара свободных дней.
Как ими распорядиться?
Отправиться в Благовещенск (Благу) или Биробиджан (Еврейка)?
В Благовещенске интереснее, а в Биробиджан ближе от Хабаровска.
Но два дня вместе с дорогой маловато на такой интересный город как Благовещенск (поезд идет часов 10–12 в одну сторону).
Кроме того между Биробиджаном и Хабаровском имеется интересный музей-панорама в Волочаевке.
В Благовещенске должны проводится торжества по случаю открытия моста через Амур в Китай, зато в Волочаевке анонсировался фестиваль посвященный 100-летию Волочаевской битвы.
Последнее обстоятельство и решило дело.
Итак, еду в Биробиджан на электричке.
Заодно заеду на обратном пути в Волочаевку.
2
Монумент в форме еврейской меноры.
Для древнего народа это не просто культовый аксессуар, а сакральный символ. Поэтому, гости Биробиджана видят менору, едва перешагнув порог железнодорожного вокзала. Золоченый семисвечник венчает гранитную колонну, возведенную в центре фонтана.
1
Биробиджан, ранее Биро-Биджан — центр еврейской автономной области (с 1934 года).
В марте 1928 года принято постановление Президиума ЦИК СССР о закреплении за КомЗЕТ (Комитет по землеустройству еврейских трудящихся) для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в Приамурской полосе Дальневосточного края.
Решение советского правительства избрать станцию Тихонькую для еврейского заселения определялось множеством факторов.
Основным было намерение укрепить границы советского Дальнего Востока из-за близости Японии и возможного вторжения китайцев. Заселение данного региона стало особенно важным для СССР после советско-китайского конфликта на КВЖД 1929 года и оккупации японцами в 1931 году Маньчжурии.
В конце 1920-х и начале 1930-х гг. правительство СССР пыталось улучшить отношения с Западом, и Биробиджанский проект мог повлиять на еврейское и проеврейское общественное мнение в Европе и Америке. Включение евреев в проект заселения Дальнего Востока имело также целью получение финансовой помощи от богатых евреев, живших за рубежом.
Кроме того, такое заселение позволяло разрешить часть экономических трудностей, стоящих перед евреями СССР. Поселения евреев, создаваемые в небольших населённых пунктах, соединяли Транссибирскую магистраль с долиной реки Амур.
1
Скульптурная композиция 2004 г. «Переселенцы» на площади у ж-д вокзала.
В апреле 1928 года начинают прибывать первые переселенцы, всего в течение года прибыло 856 человек.
Однако, из-за тяжёлых бытовых условий и тяжёлого климата этот процесс протекал неравномерно. В первые годы прибыло достаточно большое число евреев-поселенцев, однако более половины поселенцев, прибывших в 1928–1933 годах, покинули область.
Всего за первые шесть лет колонизации прибыло 19 635 евреев, а уехало 11 450, то есть осталось только 8185 человек.
В начале 1930-х годов около 1400 еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из-за рубежа: США, Аргентины, Европы и даже Палестины (государства Израиль тогда ещё не существовало) и других стран и регионов мира.
Биробиджанский проект вызвал большой интерес у еврейской общественности, в том числе за рубежом.
Это определило уникальность области, созданной как национально-территориальное образование для переселенцев, отправившихся туда уже в годы Советской власти, на территории, никогда ранее не бывшей местом компактного проживания этого народа.
Поселение евреев в Биробиджане совпало с усилением антисемитизма и репрессий в нацистской Германии. Поэтому не случайно в начале 1930-х годов в Биробиджан прибыло около 1,4 тыс. еврейских эмигрантов из Европы, США, Аргентины, Эрец-Исраэля.
Несмотря на то, что еврейское население составляло по переписи 1939 году 17 695 человек (18,45%) из общей численности 108 400 человек.
Идиш получил статус государственного языка наравне с русским языком, его начали преподавать во всех школах.
Издавались газеты и журналы на идиш. В 1934 г. был открыт Еврейский государственный театр и областная библиотека им. Шолом-Алейхема, имевшая значительный корпус литературы по еврейской тематике.
В 90-х годах из-за низкого индекса человеческого развития (в России он ниже только в Тыве и Чечне) ЕАО занимал первое место в России по количеству уехавших в Израиль относительно общей численности местного еврейского населения.
При этом в ЕАО на 1994 год проживало всего 1,9% от общей численности еврейского населения России.
Я вспоминаю телерепортаж увиденный мной в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Ведущий программы рассказывал об одном из еврейских деревень в ЕАО. На тот момент такие еврейские колхозы здесь ещё существовали.
Брали интервью у словоохотливого мужичка в фуфайке. По виду еврей колхозник ничем не отличался от обычного русского мужика. И таки, да! Евреи с лопатой существуют и я видел их тогда по советскому перестроечному телевидению!
Еврей колхозник жаловался что окружающие русские деревни относятся к его односельчанам с осуждением потому что в еврейской деревне практиковали обрезание мальчиков.
По словам этого 50-летнего мужика жизнь в ЕАО его полностью устраивает. Однако, эта и окрестные еврейские деревни очень скоро перестанут существовать, потому что пришел какой-то приказ непонятно от какого международного еврейского комитета всем срочно выезжать на ПМЖ в Израиль.
И вот этот по виду простой деревенский мужик с мозолистыми крестьянскими руками скрепя сердце едет на старости лет в какой-то непонятный Израиль. Поднимать там в кибуце целину.
Потому что по другому нельзя.
На излете существования СССР в Биробиджане проживало «аж» 86 000 жителей, сейчас — 68 000.
А всего в ЕАО проживало в 1991 г. — 220 000 человек, сейчас — 153 000.
1
И хотя в настоящий момент еврейского населения в городе осталось около 1%, но всё здесь напоминает о существовании «еврейского эксперимента» на Дальнем Востоке.
1
ЕАО — единственный субъект Российской Федерации, имеющий статус автономной области, а также единственное в мире, помимо Израиля, еврейское административно-территориальное образование с официальным юридическим статусом.
Еврейскую автономную область давным давно бы уже оптимизировали следом за Корякией, Эвенкией или парой бурятских автономных округов, но только «нет ли в этом антисемитизма?»
2
Ныне в Израиле (который по площади меньше ЕАО) живёт более 15 тысяч репатриантов из Еврейской автономной области, из них около пяти тысяч — в городе Маалоте, составляя почти четверть населения города.
Регулярно в Израиле проводится всеизраильская встреча репатриантов из ЕАО
1
В правительстве РФ давно муссируется вопрос об упразднении такого анохранизма как ЕАО, потому что доля евреев тут ничтожна.
Так что насладимся туристической еврейской фишкой в России пока это ещё возможно.
1
1
1
1
Посмотрите.
На памятниках как еврейские так и русские имена и фамилии.
В ВОВ на фронт были призваны и ушли добровольцами 11 тыс. биробиджанцев, из них 7 тыс. домой не вернулись.
1
Мемориальный комплекс основан в 1975 году.
1
1
1
1
1
Часовня во имя Державной иконы Божией Матери основана в 2011 году.
2
1
1
ЕАО — один из самых депрессивных регионов страны.
Поля стоят не паханные. Молодежь из сел или уехала, или ездит на золото на вахты. Или рожают и пьют на пособие.
А если вдруг кто-то из них захочет заниматься сельским хозяйством, то где и на что он возьмёт трактор? Агрофирмы сюда не приходят потому что нет рабочих рук. Поэтому работы в селе нет. Замкнутый круг.
Китайцы пока сюда не добрались как вокруг Благовещенска.
Дома в автономной области стоят добротные пустующие, которые построенны во времена СССР.
Здесь самая малозаселенная область после Ингушетии.
Короче, здесь в ЕАО забытый Богом край.
Не намного веселее и в центре области — Биробиджане.
Меня поразило отсутствие автомобилей в центре города.
Такое ощущение что жизнь здесь замерла…
1
А между тем на дворе лето 2022 г.
1
Мы на улице имени Шолом — Алейхема.
1
Детско-юношеский центр еврейской культуры.
1
После того как в середине прошлого века сгорела старая синагога, верующие долгое время проводили обряды в обычном доме, приобретенном на средства общины.
Новая синагога, появилась в Биробиджане лишь полвека спустя — летом 2004 г. (на юбилей ЕАО).
Строительство шло под патронатом Верховного раввина РФ.
Формы храма «Бейт менахем» лаконичны.
Единственным украшением фасада является горельеф, изображающий звезду Давида, заключенную в окружности.
Вообще, основные интересные знаковые достопримечательности в городе появились именно в юбилейном 2004 году.
1
1
В городе две иудейские общины: Бейт-Тшува и Фрейд.
Проводится традиционный ежегодный фестиваль еврейской песни и музыки.
2
1
1
Симха — ресторанчик еврейской кухни.
1
1
Здание областного музея и библиотеки им. Шолом — Алейхема.
1
1
Здание местного краеведческого музея.
1
2
Благовещенский кафедральный православный собор 2005 г.
2
1
Памятник жертвам политических репрессий.
1
1
Армянский хачкар установлен у собора в 2019 г.
1
1
С распадом СССР и началом Перестройки значительно улучшились отношения РФ с Китаем. Особенно тесные связи установились между северными провинциями КНР и южными районами российского Дальнего Востока. Осенью 2002 г. дар Биробиджану преподнес китайский город-побратим Хэган.
Скульптурная композиция весьма символична. Две сходящиеся бетонные стелы, олицетворяют руки китайца и россиянина, бережно поддерживающие Земной шар. Дополняют композицию гипсовые изваяния панд, тюленя и пингвинов, размещенные недалеко от памятника.
1
1
Китайская ваза в городском ДК.
1
Я вернулся на ж-д вокзал где купил в киоске магнитик на память о посещении этого необычного российского города.
И хотя евреев в городе меньше процента, но мне они постоянно встречались.
Это и милая пожилая женщина киоскер в здании вокзала, с которой мы поговорили «за еврейскую Одессу». Мы были в этом городе с ней ещё до войны 2014 года, однако еврейский дух в Одессе уже неуловим.
Женщина была в гостях у своих родственников не только в Одессе, но и в Израиле.
По её словам в Израиле ей некомфортно из-за странного воспитания детей, поэтому женщина с грустным еврейским выражением еврейских умных глаз в очках доживает свой век здесь, в ЕАО.
А также я встретил в здании еврейской общины молодого человека «в очёчках».
Характерная внешность молодого человека с головой выдавала его принадлежность к его национальности.
Про таких говорят — еврейский мальчик из хорошей семьи.
Так что пока ещё еврейский дух тут присутствует.
Спешите увидеть!
2
До отхода автобуса в Хабаровск у меня оставалось ещё полчаса и по совету киоскерши с умными еврейскими грустными глазами я пошел посмотреть на памятник Шолом — Алейхему.
1
Особый колорит пешеходной части улицы Шолом-Алейхема, широко известной как Арбат, придает памятник выдающемуся еврейскому писателю Шолом-Алейхему (Шолом Нохумович Рабинович 1851–1916).
1
В советский период были неоднократные попытки установить в Биробиджане памятник классику еврейской литературы. Удалось это сделать только в сентябре 2004 года, в дни празднования 70-летия Еврейской автономной области.
Бронзовая скульптура изготовлена в китайском городе Цзямусы по эскизам и макету Владислава и передана его жителями в дар областному центру.
Сидящий в кресле на высоком постаменте с раскрытой книгой, великий писатель смотрит на центральную улицу города, носящую его имя.
Людям так и кажется, что писатель просто на минуточку присел на свое «вольтеровское» кресло что бы просмотреть свои записи.
1
В 2008 году в помещении отделения Пенсионного Фонда России ЕАО был открыт первый и единственный в России Музей истории пенсий.
К сожалению он оказался закрыт в выходной день.
1
Судя по этой рекламе биробиджанцы тоже путешествуют по миру.
Вместе с посещением маленького краеведческого музея я уложился осмотром Биробиджана за пол дня.
Расписание редких электричек очень неудобно по времени.
1
Поэтому вот с этого автовокзала «Бир Хаб» я отправился после обеда в сторону Хабаровска.
Вышел я на станции Волочаевка-1.
Но это уже совсем другая история…
В подготовке материала использованы сведения из Википедии