Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:00

Юджин — США Июль 2022

В этой заметке я хотел рассказать про водопады Орегона. Их там очень много, наверно сказать — сотни, будет честно. Причем это не ручейки, падающие с кочки, вполне приличные, достойные водопады.

В Орегоне нет водопадов с расходом воды на уровне Самых Великих и это понятно, почти нет больших рек. Единственная крупная река — Колумбия, приходит в Орегон уже упавшая до дна, в том смысле, что она течет в каньоне километровой глубины и падать ей дальше некуда.

Реке Колумбия падать дальше некуда, за то ее притоки прыгают со стен каньона с высоты несколько сотен метров

Я написал, что в Орегоне сотни водопадов, повспоминал и сам удивился. Ведь наверно нельзя сказать, что в России сотни водопадов. Россия огромная страна и на ее территории находится огромное количество различных природных достопримечательностей, но есть недоработки, например, полное отсутствие коралловых островов. Отсутствие атоллов конечно легко объяснимо, а вот кто знает почему в России мало водопадов, да и те, что есть для ее масштабов хиловаты?

К тринадцати годам своей жизни я успел пожить во всех союзных республиках, кроме Молдавии и Эстонии, при чем жили мы не в каком ни будь одном городе, а постоянно путешествовали по территориям и акваториям. Как ни удивительно, за все время своих детских путешествий, я ни разу не видел водопадов. Водопады, прочитанные в книгах, казались чем-то волшебным и в реальной жизни несуществующим. Так на уровне дружбы с Виннету, несбыточная мечта, пусть полежит, есть не просит.

На тринадцатый год, я увидел Медовый, недалеко от Кисловодска, еще и лето было сухое, ну, короче, сами видели. Пока учился в институте, дожил до Таймыра и Камчатки и решил, что водопады бывают там, куда нормальные люди добраться не могут.

Раиз, Полярный Урал

Другим, достаточно неожиданным источником географических знаний оказались стихи. Из них я выяснил, что просто чуть-чуть опоздал. Был в России водопад, но его захватили злобные финны и выстроили на нем гидроэлектростанцию. Говорят, что раньше на Иматру ходило из Питера двенадцать поездов в день, врут наверно, слишком много. За то точно известно, что на эти поезда не продавали билеты в один конец. Таким странным образом, непонятый мой, царизм боролся с эпидемией самоубийств.

Нервные питерские девушки в условиях дефицита водопадов, неверно поняли их функциональное назначение. С единственного доступного водопада, они прыгали буквально хороводами, а задумчивые поэты Серебряного Века, старались всех убедить, что это от большого ума. Так и остался там, в память о странном начинании, единственный в мире памятник самоубийцам. Может и к лучшему, что в России водопады далеко.

Не в той стране жили наяды

В 1975 году, занесло меня каким-то невероятным образом туда, где советским студентам быть не положено, на Плитвицкие озера и жизненная несправедливость стала очевидной. Позже, осмотрев Ниагару, Викторию и Игуасу понял — недодали. Уже совсем недавно, обнаружились десятки интересных водопадов даже в хорошо освоенном штате Нью-Йорк и возник вопрос — почему все-таки так получилось, почему водопады распределены по площади планеты так неравномерно?

Что нужно для того, чтобы получился водопад? Самый короткий ответ — вода и гора. Ответ хороший, но не полный. Если с водой все просто, то к горе выдвигаются определенные требования. Важно, чтобы гора была твердая, желательно из магматических материалов, что ни будь типа базальтов или гранитов. Вот где собака зарыта, в России нетрудно сыскать места со значительным перепадом высот, но большинство из них сложены мягкими породами. Россия страна осадочных пород, даже горы у нас в большинстве случаев являются не вулканами, а поднятиями, причем вполне могут быть дном океана в отставке.

Возникает законный вопрос — чем водопаду мешает мягкая порода, падал бы себе с известняка или песчаника. На самом деле, он так и делает, только не долго. В момент падения вода приобретает большое ускорение и срывает частицы породы с порога водопада. Как результат мягкий порог быстро разрушается и заменяется плавным переходом в русле реки.

Водопад в мягких известняковых породах, Бартон Крик, ТХ. Чудо природы? Нет качественный бетон
Твердый порог тоже разрушается, даже если он из базальта (все на свете портится от времени), но, во-первых, базальт разрушается не так быстро, как известняк, во-вторых, породы под порогом, разрушаются быстрее чем сам порог. Вода начинает падать с козырька, образованного твердой породой. Что происходит в этом случае? Дно не выравнивается, за счет постепенного разрушения пород, вместо этого водопад начинает медленно ползти вверх по течению реки, при этом сохраняя свою форму.

Самый красивый в мире водопад — Игуасу всего пару миллионов лет назад был на границе Парагвая и Аргентины, но к моменту образования этих стран, он бросил Парагвай и уполз на границу Бразилии и Аргентины, почти на тридцать километров вверх по реке и это при том, что дно реки сложено сверхтвердым базальтом.

С теоретическими основами разобрались, переходим от общего к частному. Для того чтобы создать более полное представление о водопадах Орегона, я расскажу о трех группах водопадов максимально не похожих друг на друга.

Не в той стране жили наяды

Начнем с Прокси. Здесь два водопада метров семьдесят высотой. Водопады хоть и называются верхний и нижний, находятся на совершенно разных реках, которые сливаются километра на два ниже. Сток воды небольшой, более того, поток не отрывается от скалы и стекает по ней живописными ручьями.

Хороша природа вокруг этих водопадов. Они расположены как украшение на плече горы Сестра, здесь Каскадные горы задерживают облака, идущие от океана в глубь материка, часто идут сильные дожди. Воздух в этих местах насыщен влагой, деревья вырастают до исполинских размеров. Кругом много цветущих кустов. Вот что не понимаю, почему запахи цветов в лесу не сливаются в смесь и четко ощущаются каждый в отдельности. В сезон, в этих местах огромное количество грибов.

Не в той стране жили наяды

Водопады очень красивы, но сфотографировать их сложно. Лес настолько густой, что в нем почти темно. Все вокруг завалено мокрыми, скользкими бревнами, вскарабкаться на которые достаточно сложно. Если не лезть прямо под водопад, то тропинка вполне удобная, но это лесная тропинка, а не парковая дорожка. Протяженность кругового маршрута пять километров — это любимое место прогулок моей супруги. Там красиво, таинственно и интересно, был бы я наядой жил бы, где ни будь здесь, а не в замученной засухами Греции.

Следующая группа водопадов Сахали. Здесь все по-другому, ухоженная тропинка, специально оборудованные обзорные площадки. Отличается и сама структура водопадов. Если в большинстве случаев, группа водопадов образуется разными реками, падающими с одной горы, то здесь все водопады на одной реке — Маккензи, которая скачет по порогам как по ступенькам.

Не в той стране жили наяды

Маккензи река мощная и быстрая, сток большой, водопады шумные и веселые. Верхний водопад одно из немногих мест в мире, где проводятся соревнования по прыжкам с водопадов на каяках.

Скорость течения настолько велика, что каяк не падает с водопада носом вниз. Вода выплёвывает его далеко вперед, и придурковатый спортсмен может насладиться свободным полетом с высоты двадцать пять метров, с последующим приводнением на задницу.

Не в той стране жили наяды

Через реку Маккензи в этом районе есть два пешеходных моста, что дает возможность пройти по круговому маршруту протяженностью километров пять. Можно пройти за час, но многие приезжают с семьями на целый день. Даже в самое жаркое лето здесь достаточно влажно и прохладно, мало того, что сам себя чувствуешь комфортно, еще и на гриле еду можно готовить, не опасаясь пожара.

Сахали место очень удобное и красивое, может быть для Штатов, немножко перенаселенное особенно в выходные дни. Большие американские семьи приезжают на барбекю с целыми стадами собак и кошек. Немножко шумно, но мило, при этом, красиво безусловно.

Не в той стране жили наяды

Последний блок водопадов, о котором я хотел рассказать — Серебряные. Здесь мы видим другую схему образования и как следствие, размещения водопадов. На первом этапе основная — Южная река сумела прорвать подстилающий базальт и образовать пятидесятиметровый водопад, а дальше в каньон созданный Южной упали ее притоки.

В районе Серебряных водопадов организован одноименный парк штата Орегон. Если парк штата, значит много народа. При этом парк настолько велик, что людей встречаешь не так уж часто. Сказать больше, встретили кугуара или пуму, я точно не знаю. Это я у маленьких птичек люблю подробности рассматривать, а пум и медведей я боюсь и стараюсь их не нервировать, поэтому здесь опять будет фотография водопада.

Не в той стране жили наяды

В парке есть десятикилометровый круговой маршрут, на котором можно посмотреть девять водопадов высотой от тридцати двух до пятидесяти четырех метров. Американцы не удивляются своей природе и считают, что так оно и должно быть, но даже они не скупятся на самые хвалебные отзывы, я здесь спорить не буду, правда очень красиво.

В парке есть хорошо организованный кемп. Рядом реплики домов пионеров, где вас при желании, научат вышивать гладью или ковать гвозди. Можно взять в аренду лошадей, что хорошо тропинки для наездников, велосипедистов и пешеходов разные и хорошо обозначенные. На Южной, по непроверенным слухам, неплохая форельная рыбалка. Видел школу, где детей учили правильно забрасывать удочку с «мухой». Не скучно, каждый находит себе дело по душе.

Не в той стране жили наяды

Если честно, то сначала я написал, что хочу вам рассказать про пять групп водопадов, потом переправил на четыре, а потом на три, немного однообразно получилось. Думаю, образ передать удалось и тремя блоками. Хотелось показать, что наша планета разная. Посмотрев водопады Орегона, я удивился и захотел удивить вас. Если получилось, будем считать за творческую удачу.

Скорее всего, вы не читали про водопады Орегона у других авторов, более того никогда не прочитаете. С новыми уникальными знаниями вас!)